Новые виды библиографических пособий

Анализ библиографических пособий

Минувшее меня объемлет живо. Воспоминания русских писателей XVIII – начала XX в. И их современников: рекомендательная библиографическая энциклопедия / ГБЛ; ред. В. А Ковалев. – М. : Кн. Палата, 1989. – 350 с.

Данная работа посвящена воспоминаниям русских писателей.

Энциклопедия включает в себя не только собственно мемуарные произведения литераторов либо их близких, родных, друзей, соратников. С точки зрения историко-литературного процесса в ней рассмотрены документы, в которых зафиксированы определенный период, эпоха (дневники, письма, интервью) или с исторической дистанции (автобиографии, записки, биографические очерки, художественные произведения с элементами автобиографизма).

Авторы книги преимущественно обращаются к известным именам в литературно-общественной жизни прошлого. В энциклопедии информация о всех книгах общедоступного характера, содержащих необходимые читателю материалы научно организована; широко охвачены историко-культурные и историко-литературные сюжеты и проблемы, панорамно представлены материалов мемуарного характера, имеющие отношение к русским писателям XVIII– начала XX в.

Представленные в энциклопедии материалы дают представление о индивидуальности писателя, его взаимоотношениях с современниками, истории художественных произведений, имеющих автобиографическую основу, передают его личные мнения о литературе.

Книга состоит из трех разделов, в каждом из которых в хронологической последовательности представлены обзоры мемуарного творчества почти пятидесяти литераторов XVIII – начала XX в. и воспоминаний о них. Внутри каждой персоналии – библиографические описания тех изданий, где опубликованы упомянутые материалы, а также книг литературно-биографического и мемуарно-краеведческого характера.

Популярный характер работы обусловил некоторые формальные огра­ничения. Так, свое место на страницах книги получили лишь те литера­торы, издания которых и мемуары о них публиковались в 1960-80-е гг. В исключительных случаях даны выходившие в 50-е гг. мемуары, важные по содержанию; местные издания даны выборочно, только если не было книг, изданных в центре. Это же касается литературоведческой и краеведческой литературы.

В конце энциклопедии помещен именной указатель, который объединяет фамилии писателей и мемуаристов из разных глав пособия.

1 Библиографические очерки

Рекомендательная библиография – это область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей.

Ее функции традиционно рассматриваются по трем направлениям: содействие общему и профессиональному образованию; помощь в самообразовательной деятельности читателя; участие в популяризации знаний. (13, с. 283).

В отношении рекомендательной библиографии и массовых библиотек еще с советских времен существовали конфликты. Комплектование фондов не соответствовало содержанию рекомендательных пособий. В 1990-е гг. отношения между рекомендательной библиографией и массовыми библиотеками окончательно зашли в тупик: отсутствие рекомендуемых книг в библиотеках свело почти к нулю практический интерес к информации, предоставляемой рекомендательной библиографией, вслед за этим упал спрос на сами библиографические издания, издатели перестали их выпускать. В итоге библиотека и читатель оказались вообще без какого-то ориентира в потоке печатной продукции, а библиографы начали работать «в стол». Тем не менее, рекомендательная библиография, нащупала два направления, которые могли способствовать разрешению этой тупиковой ситуации.(4, с. 14)

Первое направление связано с увеличением информационной емкости самих пособий. С.П. Бавин говорит, что, библиографы поняли: инструкция по применению стиральной машины вызывает интерес только при наличии стиральной машины. Если у посетителя библиотеки нет возможности обратиться за получением знаний к рекомендуемым документам, библиографическое пособие может быть востребовано только в том случае, если оно само несет в себе основы знаний, содержащихся в этих документах, и основные представления о содержании этих документов. С точки зрения жанровой специфики рекомендательной библиографии наиболее адекватно отвечают этим требованиям сборники библиографических очерков.(4, С. 15 – 16)

Библиографический очерк жанр рекомендательного библиографического пособия, представляющий собой авторское повествование реферативного плана с широким цитированием и элементами оценочного отношения к текстам. Библиографический очерк включает информацию не только о рекомендуемых произведениях, но и литературных, критических, научно-популярных, историографических, мемуарных, публицистических материалах, имеющих отношение к крупной проблеме, теме, творчеству писателя в целом. Библиографические очерки могут существовать, как самостоятельные библиографические произведения либо входят в состав библиографической энциклопедии, библиографической антологии. Среди жанров рекомендательной библиографии библиографический очерк является наиболее активным средством педогагическо-просветительского воздействия на формирование информационной культуры личности.(2)

Библиографический очерк – относительно новый жанр в литературной рекомендательной библиографии. Его главное преимущество в том, что библиограф получает возможность вести свободный разговор на обозначенную в заглавии тему, не связывая себя ни формальными библиографическими характеристиками, ни жестким выбором рекомендуемых произведений, что, в свою очередь, обеспечивает читателю свободный выбор интересующей его литературы. Тем не менее, содержание очерка предполагает достаточность информации для знакомства с конкретной темой.(10, С. 35 – 36)

Библиографические очерки – произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением.

Библиографические очерки порою представляют собой обзор критических и публицистических работ (книг и статей), посвященных тому или иному явлению литературы. Библиограф знакомит читателя с разнообразными, порою разноречивыми оценками и толкованиями произведений, привлекших внимание литературной общественности.(28, с. 85)

В конце 1980-х гг. библиографы Российской Государственной библиотеки (РГБ (тогда еще ГБЛ) СВ. Бушуев и Г.Е. Миронов начали работу над серией историографических очерков «История государства Российского», которая вылилась в трехтомник, охватывающий период с IX по XIX в. Эти очерки оказались во многом новаторской работой, которая вывела рекомендательную библиографию в целом на совершенно иной уровень. Суть замысла авторов, используя весь объем письменных источников, помочь читателям взглянуть на историю Отечества как бы с разных точек – глазами современников событий, современных ученых, писателей разных времен и народов, художников, видеть историю в ее многообразии, научиться читать исторические и литературные памятники, видеть памятники архитектуры и искусства. В ходе характеристики отдельных исторических эпох и периодов авторы-составители стремятся давать характеристику тенденций, закономерностей в развитии истории, общую оценку тех или иных периодов, событий. В то же время в контекст бесед привносятся интересные исторические детали, приметы времени, информация о быте, детали, характеризующие известных исторических деятелей.(4, С. 15 – 16)

Жанр историко-библиографических очерков, находится на стыке традиционных методов рекомендательной библиографии, историографии, источниковедения и исторической публицистики. При его составлении используют элементы историографических методов (рассказ не только о книге, но об истории изучения того или иного периода, явления, истории открытия, дискуссиях), источниковедческих (рассказ о летописях, сказаниях, иконах – как исторических источниках и как источниках для изучения истории) и библиографических, поскольку одна из главных задач очерков – стимулировать чтение исторической литературы. При этом библиография пропагандируется с помощью фактографии, а фактография (факты отечественной истории) – с помощью библиографии. Возникает привлекательный для читателя синтез разговора о факте (событии) и интерпретирующей сей факт книге.

Главным отличием историко-библиографических очерков от традиционных рекомендательно-библиографических пособий является порядок организации материала. В первом томе «Истории государства Российского» рекомендуется около 350 книг, причем многие «используются» неоднократно, в разных разделах и главах. При этом книги – из самых различных областей знаний: это научные и научно-популярные книги по истории, искусствоведению, краеведению, музееведению, литературоведению, произведения художественной литературы, альбомы и т. д. Невозможно представить, чтобы все они были выстроены в алфавитный ряд традиционного рекомендательно-библиографического указателя (даже при наличии разработанной структуры). Совсем иное дело, когда книги «появляются» в ходе специально организованной тематической беседы(4, с. 17).

С.П. Бавин отмечает: «С.В. Бушуев писал, что задача автора рассказать о главных, ключевых, с его точки зрения, событиях истории России; о различных их оценках в трудах отечественных историков и, наконец, о книгах по истории Отечества. Книги (основа основ традиционной рекомендательной библиографии) в этом ряду отходят на третий план. Это непривычно, но логично: человека в первую очередь интересует сама история, т. е. события, лица, факты.»

Книги серии «История государства Российского» предлагают читателю несколько способов организации материала. В так называемых «сюжетно-исторических» очерках речь идет прежде всего о событиях и исторических личностях, в «историографических» сделан акцент на различных взглядах и оценках одного и того же события разными историками. Между ними нет строгой границы.

Большое значение во всех выпусках очерков имеют текстовые материалы – пространные цитаты или пересказы любопытных фактографических сведений, что гораздо ярче представляет рекомендуемые книги, чем традиционные аннотации, а также наличие большого иллюстративного ряда.(4, с. 18)

Человек, знакомый с традиционными изданиями рекомендательной библиографии должен быть приятно удивлен высокой степенью читабельности книги. Непростые проблемы в книге изложены хорошим слогом (это признак высокопрофессионального овладения материалом), в книге используются оригинальные популяризаторские приемы, благодаря которым история предстает в виде череды ключевых эпизодов («Падение Перуна. Становление христианства на Руси», «Золотое слово русской литературы и его век», «Как звезды во мраке: оппозиция Грозному» и подобные названия глав говорят сами за себя). Они перемежаются «Исторической мозаикой» и «Историческими интермедиями».

Читайте также:  ОПРОС ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ЭТО

Чтобы изложить свое мнение, библиографы должны были изучить все рекомендуемые книги и получить «глубокие и систематические знания»: следующим этапом стало изложение освоенных знаний так, чтобы они стали доступны и интересны читателю-неспециалисту; читатель, заинтересовавшийся тем или иным сюжетом в изложении библиографов, имеет возможность расширить собственные представления о теме, обратившись к рекомендуемым книгам. Таким образом, сущность рекомендательно-библиографической деятельности остается неизменной. Изменяются только методы и приемы руководства чтением.

Развитие жанра библиографического очерка совпало с социокультурной ситуацией, сложившейся в первые годы перестройки. Демократизация общества породила небывалое дотоле гласное противоборство мнений, концепций относительно настоящего, прошлого и будущего страны. В центре внимания, наряду с политикой и экономикой, оказался и определенный пласт художественной литературы – той, что долгие годы была запрещена, именовалась антисоветской – «Котлован» А. Платонова, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и ряд других произведений, публикация которых в 1986-1988 гг. не просто вызвала читательский бум и волну статей и рецензий, но и редкий для массового чтения активный интерес именно к критике и публицистике, проясняющим, растолковывающим, оспаривающим идейные и художественные достоинства этих произведений. Это исключительное для культурной жизни явление и стало предметом пристального внимания авторов сборника библиографических очерков «Книги, которые читают все»(10, с. 36)

Другой пример развития библиографических очерков – сборник библиографических очерков «Судьбы поэтов серебряного века». Ситуация, которая сложилась к концу 1980-х гг. в отношении к такой области отечественной словесности, как русская литература конца XIX – начала XX в., близка к ситуации с истерической литературой, вызвавшей появление очерков «История государства Российского». Его создание, обусловлено рядом объективных причин. Среди них – появление значительного количества материалов по истории русской литературы начала XX в., неизвестных широкой публике, неудовлетворительное состояние отечественного литературоведения в этой области и, что немаловажно, повышенный читательский интерес к упомянутому периоду отечественной культуры. Литературная рекомендательная библиография советского периода могла предложить читателю избранную информацию о «признанных классиках»(4, с.20).

Появившиеся в конце 80-х – начале 90-х гг. публикации художественных текстов, а также документов (архивных биографических и мемуарных материалов, новых и «возвращенных» исследований) позволили библиографам пересмотреть, а в ряде случаев заново создать историко-литературный и биографический контекст, способствующий более полному восприятию как признанных классиков этого периода, так и тех поэтов, чье творчество отсутствовало в массовом чтении либо было представлено в искаженном виде В очерках «Судьбы поэтов серебряного века» авторы стремились показать именно судьбы тех, в чьем творчестве наиболее полно нашла выражение атмосфера этого уникального периода отечественной культуры. Очерки в популярной форме представляют биографию и творческий путь поэтов целиком, от начала и до конца, вне зависимости от того, какой частью вошла в них эпоха серебряного иска.(10, с. 38)

Книга содержит 34 очерка. Ее авторы, следуя традициям рекомендательной библиографии, ограничились творчеством тех поэтов, персональные сборники которых изданы и переизданы в последние годы. Больший диапазон имен представлен в приложении, где перечислены антологии и сборники поэзии конца XIX – начала XX в., а также названы мемуары и очерки современников, общие работы отечественных литературоведов 1970–1990-х гг.

С.П. Бавин пишет об отношении М.И. Давыдовой к пособию «Судьбы поэтов серебряного века». М.И. Давыдова рассматривала это издание с другой точки зрения, она упрекает авторов в том, что они не удосужились указать жанр своей работы. Она усматривает ее преемственность с предшествующими рекомендательно-библиографическими пособиями и утверждает, что «общие для изданий подобного рода просветительские задачи решаются в этот раз на новом уровне, в соответствии с духом времени, и те тенденции, которые зарождались и подспудно формировались прежде, получили более законченное выражение»(10, С. 39)

М.И. Давыдова писала о том, что библиографы стремятся сделать свою работу не только источником информации, но и в какой-то мере самодостаточным изданием.

М.И. Давыдова подметила тенденцию, которая могла привести к частичной смене парадигмы всей литературной рекомендательной библиографии. В «Судьбах поэтов серебряного века» реализованы основные принципы, определяющие пропедевтическую функцию литературной рекомендательной библиографии – аналитичность и ассоциативность, сочетание которых, дополняемое весьма обширным цитированием художественных и нехудожественных текстов, формирует разветвленную систему кон нотационных связей, что и обеспечивает ощущение самодостаточности текста очерка. Дополнительным аргументом в эту пользу служит впервые примененный в практике литературной рекомендательной библиографии прием – сопровождение очерков поэтическими антологиями

М.И. Давыдова выразила опасение, что литературная рекомендательная библиография может утратить свою специфику. (10, С. 39)

М. И Давыдова говорит о рекомендации произведений в сборнике «Судьбы поэтов серебряного века». Рекомендация творчества писателя может приобретать форму персоналии, т. е. очерка о творчестве, сопровождаемого списком изданий произведений и литературы о писателе, либо форму обзора о нескольких писателях одной эпохи. Решение о том, посвящать ли автору раздел-персоналию или представить его в обзоре, определяется как значением творчества, так и – в меньшей мере – наличием современных изданий его произведений. Иногда одни писатели представлены разделами персоналиями, а другие упоминаются при рекомендации антологий, сборников. Так, в книге помещены персоналии 34 поэтов – их авторские сборники изданы и переизданы в последние годы. Такой принцип отбора «не формальный» если сборники появились, поэт привлекает внимание общественности. Однако в иных случаях – и это делалось не раз – в рекомендательные указатели включали персоналию писателей, даже если есть только публикации в журналах и коллективных сборниках. В книге нет персоналий И. Бунина, В. Рождественского, хотя издания можно было найти и при желании непременно представить их творчество в виде персоналии. Однако авторы сочли более целесообразным упомянуть их только при рекомендации антологий и коллективных сборников.(30, с74)

Развернутый историко-литературный контекст и обильное цитирование – характерные признаки такого библиографического произведения, как сборник биобиблиографических очерков М.Е. Бабичевой «Писатели второй волны русской эмиграции» (2005). Это первое в отечественной литературной библиографии и одно из первых в отечественном литературоведении исследование о судьбе и творчестве русских писателей, оказавшихся за границей в результате Второй мировой войны и долгие годы пребывавших за «железным занавесом», вне связи с отечественным читателем. Писатели русской послевоенной эмиграции в своих произведениях отразили эту ситуацию, а также поведали о многих аспектах Второй мировой войны, которые на их родине долгое время замалчивались. Замалчивалось и само существование этих писателей.

Книга состоит из большой статьи, где анализируется сам феномен рассматриваемой части отечественной словесности, четырнадцати персональных глав и обзорной главы об эмигрантской драматургии этого периода. Все персональные главы строятся по единому образцу: сведения об авторе и его творческом пути, анализ наиболее значимых произведений и возможно полная библиография его изданий (книги и журнальные публикации за рубежом и в современной России) и литературы о нем.

Особенность этого пласта отечественной словесности – его относительно слабая распространенность в массовом чтении. При отсутствии книг (многие упоминающиеся в сборнике произведения опубликованы только в зарубежной русскоязычной периодике) включение развернутых цитат – единственный способ дать читателю относительно полное представление о стиле и творческой манере неизвестных писателей.

Примеры можно продолжать, но суть очерков, ясна: библиографические пособия могут являться самодостаточными источниками нового знания и в сжатом виде нести большой объем информации, делая ее доступной достаточно широкому кругу пользователей библиотек, но серьезным препятствием на этом пути в настоящее время являются тиражи изданий. Если пособия конца 1980-х – начала 1990-х гг. публиковались тиражом от 30 тыс., до 50 тыс. экз., то в начале XXI в. тираж составляет от 300 до 700 экз., что, существенно снижает эффективность рекомендательно-библиографической деятельности в этом направлении.(4, С. 25 – 26)

2 Библиографические хрестоматии и антологии

Второе направление – менее трудоемкий, но при этом эффективный способ донесения знаний из недоступных по каким-то причинам источников. Имеются в виду антологии и хрестоматии, оснащенные библиографическим аппаратом. В середине 1990-х гг. в РГБ планировалась серия хрестоматий «Мир художника», в которой рекомендательная библиография искусства являлась основой для представления жизни и творчества живописцев, архитекторов, музыкантов через публикацию фрагментов их воспоминаний и переписки. Искусствоведческая литература всегда была дефицитом в массовых библиотеках. Хрестоматии вполне могли бы хотя бы на первоначальном уровне компенсировать этот дефицит. К сожалению, проект по ряду причин не был реализован.(4, с. 26)

Автор-составитель сообщает читателю об особенностях каждой из частей, подсказывает оптимальные способы знакомства с материалами. Большим достоинством хрестоматий является то, что составитель не ограничился «историей царей», т. е. политической и военной историей государства, а включил в общий контекст историю религии, историю быта, историю архитектуры и изобразительного искусства, историю книжной культуры, историю древнерусской литературы и даже историю естественно-научных представлений в Древней Руси. Ориентируясь на читателя-неспециалиста, которому непросто осваивать серьезные статьи и старинные источники, автор-составитель перемежает их «историческими интермедиями» – занимательно-информационными заметками, устраивая интеллектуальные передышки. Во втором выпуске хрестоматии автор впервые в своей практике в издание для взрослых включил отрывки из книг, написанных в разные времена специально для детей.

Читайте также:  Как подать жалобу онлайн? газовая юстиция

С.П. Бавин пишет: «Прошло несколько лет после категорических требований искоренить «руководство чтением» и дать читателю полную свободу выбора. Г.Е. Миронов, похоже, не слышал этих требований (или не обратил на них внимания) и в новой ситуации книжного рынка, обращается к читателю: «Книг по истории православия, истории и культуре России выходит сегодня великое множество. При кажущейся сложности стоящей перед автором-составителем задачи она чрезвычайно проста: не только подсказать, какую литературу и в какой последовательности целесообразно читать, но и показать прямо (текстом) или косвенно (отбором, композицией) логику развития исторического процесса, показать взаимосвязь истории и культуры и соответствующих исторических источников».

Профессиональное мнение специалиста не посягает на абсолютную свободу выбора: читатель, во-первых, может вообще не брать в руки эти книги или организовывать чтение по собственному усмотрению; во-вторых, никто не вынуждает его соглашаться с «логикой развития исторического процесса», изложенной автором книги (наоборот, библиографы неоднократно призывают читателя критически относиться и к собственным высказываниям, и к позициям историков, изложенным в их работах). Однако давно известно, что свободный поиск информации для целей самообразования малопродуктивен; именно для этих целей на протяжении веков и создаются разного рода сборники, антологии, хрестоматии. Этим целям служат и историко-библиографические очерки, к которым примыкают хрестоматии, дающие возможность читателю получить представление о текстах, которые далеко не всегда оказываются рядом.

Библиографические указатели в сочетании с хрестоматией издавали не только в Москве. Магаданскими учеными создана работа под названием «Варлам Шаламов: трагический Колумб Колымы», в ней помимо собственно библиографии, опубликованы фрагменты автобиографии писателя, его стихи, материала биографического характера.(4, С. 28)

Особенно важна образовательно-просветительская функция рекомендательной библиографии в тех случаях, когда традиционная рекомендация книги и статей абсолютно неэффективна в силу того, что первоисточники просто недоступны обычному читателю. Такая ситуация, сложилась в начале 1990-х гг. в области русской философской мысли. Запрет, существовавший при советской власти на знакомство с этой литературой, был снят. Библиографы, осознавали необходимость организации чтения по этому направлению, но рекомендовать по существу было нечего: книжный рынок не спешил разворачиваться в сторону интеллектуально сложной и экономически не прибыльной литературы. В РГБ возник замысел библиографической антологии «Русские философы», которая должна была познакомить читателей с творческим наследием и биографиями наиболее значительных представителей русской религиозно-философской мысли конца XIX – середины XX в. (4, с. 29)

Библиографическая антология вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера и просветительской направленности предназначается для первоначального ознакомления читателей разного уровня подготовки с труднодоступной литературой определенного периода, направления, содержания, имеющей познавательное и общеобразовательное значение.(1)

Антология «Русские философы» построена по персональному принципу. Для трех выпусков, увидевших свет в 1993 – 1996 гг., составители выбрали восемнадцать персонажей, расположив их без какого-то предпочтения в алфавитном порядке: в первом выпуске – от Н.С. Арсеньева до К.Н. Леонтьева, во втором – от К.П. Победоносцева до С.Н. Трубецкого, в третьем – от Н.И. Ульянова до Д.И. Чижевского. С формальной точки зрения антология имеет косвенное отношение к рекомендательной библиографии. Биографические очерки написаны составителями на основе редких и малодоступных источников: библиографические списки, прилагаемые к персональным главам, содержат перечень преимущественно зарубежных публикаций, равно как и избранные тексты философов публикуются по зарубежным изданиям. Библиографы не делают попытки «вписать» свою новую работу в рамки рекомендательной библиографии. Для них важнее сама возможность использовать просветительскую функцию рекомендательной библиографии, чтобы познакомить читателя с неведомыми ему ранее гранями русской свободной религиозно-философской, историософской мысли, бытовавшей в XX в. исключительно за пределами нашей страны.

В антологии «Русские философы» библиографы, обращаясь к пластам востребованной (по тематике), но недоступной (физически) массовому читателю литературы, своими силами организуют первоначальную систему чтения, которая способна сформировать дальнейший интерес к теме. В ситуации, когда творческое наследие деятелей русской религиозно-философской мысли еще не стало так доступно российскому читателю, как в середине 1990-х гг., т. е. при отсутствии книг и статей, которые можно рекомендовать читателю, антология – единственный способ создать «первоначальную общую картину, которая даст читателю минимум знаний и составит первооснову для дальнейшего чтения, углубления и расширения определившихся интересов.

Следующим шагом в развитии антологии «Русские философы» стали тематические сборники статей под тем же названием. Два выпуска сборника «Русские философы: проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века» вышли в 2002 и 2006 гг. Сборники составлены в том же ключе, что и предыдущие книги: читателю предлагается биографический очерк с элементами характеристики творчества, избранные тексты, сюжетно связанные с обозначенной темой, и избранная библиография книги статей. В отличие от трех первых книг сборники снабжены указателями имен всех лиц, упоминающихся на страницах книги.(4, С. 30)

С.П. Бавин теоретически предполагает, что со временем эта антология и тематические сборники могут стать основой (структурой) рекомендательно-библиографического пособия в его более традиционном облике (например, книги биобиблиографических очерков). Во всяком случае, современное состояние отечественного книгоиздания в данной области это уже позволяет сделать.

Антологии наиболее оправданы в тех случаях, когда чисто библиографическая (пресловутая «вторичная») информация оказывается неэффективной в связи со значительными трудностями по ее использованию

Рекомендательная библиография в виде антологий и хрестоматий может оказаться существенным подспорьем в реализации программы «Информация для всех» при двух обязательных условиях: общественной значимости выбираемых тем и массовых тиражах.(4)

Общее представление о жанрах библиографических пособий

Библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. (17, с. 21) Упорядоченность записей означает их структуризацию, организованность, логичность размещения друг относительно друга в соответствии с целевым замыслом и особенностями отражаемого в пособии материала. Пособие – это не случайная, а специально организованная совокупность библиографических записей, подобранных в соответствии с объединяющим их общим признаком содержания, формы или каким-либо другим. Именно это образует качественно новую форму существования библиографической информации. Библиографическое пособие в специальной литературе понимается широко, как нечто, включающее все виды библиографической информации, зафиксированной тем или иным способом. Признается теоретически, что и комплексы библиографических записей, существующих в электронной форме, также охватываются этим понятием. Между тем применительно к последним существует свое обозначение – база данных, понимаемая как набор данных, представленный на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.(13, с. 33)

В теории библиографии традиционно разрабатываются различные системы дифференциации библиографических пособий, в соответствии с которыми производится объединение пособий в группы на основе общих для них признаков и одновременно осуществляется разграничение их по признакам несхожести. Такая процедура необходима с научной точки зрения, так как способствует исследованию конкретных библиографических явлений; для издательской практики важно определить типичные признаки изданий единого целевого и читательского назначения; для библиографов классификация полезна в контексте совершенствования методики составления пособий, которая должна быть дифференцирована применительно к отдельным классам; в библиотечно-библнографическом обслуживании важно соотнести разновидности пособий и потребности в них отдельных категорий пользователей. Дифференциация пособий осуществляется по разным признакам, формальным и содержательным, и в дальнейшем изложении будут представлены разные схемы. Для первоначального представления библиографических пособий М.Г. Вохрышева разграничивает их по форме издания. По этому признаку выделяются:

Библиографические пособия находят свое выражение в жанрах – устойчивых, обладающих повторяющимися сущностными признаками формах пособий. Каждый жанр предполагает обязательность типологических черт, признаков, обусловливающих его качественную определенность. Утрачивая эти признаки, он разрушается.

К основным жанрам библиографических пособий относятся указатель, список, обзор документов. Во второй половине 80-х и в 90-х годах появились новые по тематике, наполнению и способам раскрытия содержания отражаемых материалов библиографические пособия: путеводитель, библиографический справочник (словарь), библиографическая энциклопедия, библиографическая антология, библиографическая хрестоматия, библиографический очерк и др.(13; 24)

Библиографический указатель – это библиографическое пособие, значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.(17, С. 21)

Библиографический список – это библиографическое пособие c простой структурой.( 17, С. 21)

Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.(18)

Путеводитель по документам – это библиографическое пособие, включающее наряду с библиографической информацией сведения справочного и методического характера. .( 13, с. 36)

Биобиблиографический справочник (словарь) – библиографическое пособие, содержащее биографические и библиографические сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.(13, с. 36)

Библиографическая энциклопедия – библиографическое пособие, содержащее библиографическую и справочную информацию, представленную в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. (13, с. 36)

Читайте также:  Esia "хабр и SAML" запрашивает генерацию подписи

В середине XX в. приобрели популярность так называемые «малые жанры» библиографических пособий, которые представлены следующими разновидностями:

Пособия «малых жанров» преимущественно связываются с библиографической составительской практикой публичных библиотек, преследуют просветительские цели, недолговечны по времени существования. Вместе с тем они мобильны, способны оперативно откликаться на актуальные события, широко использовать приемы коммуникативности с целью достижения наибольшей эффективности воздействия на потребителя.

Каждый жанр обладает специфическими свойствами, но «закрепленность» определенных признаков за жанрами отнюдь не свидетельствует о статичности последних. Внутри одного жанра могут быть значительные различия, обусловленные содержанием пособия и индивидуальностью библиографа-составителя. Это объясняется тем, что во всяком жанре наряду с обязательными типологическими чертами присутствуют характерные, но не обязательные. Например, для указателя характерны краткие аннотации, но они бывают и иными – развернутыми, а могут и совсем отсутствовать. Характерен достаточно большой объем, но и это признак несущественен – объем варьируется, и невозможно его точно обозначить как обязательный, в связи, с чем представляется некорректным в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в определении библиографического указателя требование «значительного объема». Наличие необязательных, факультативных черт способствует достижению разнообразия в деятельности, обеспечивает свободное развитие и совершенствование жанровых разновидностей. .(13, с. 37)

Жанры библиографических пособий исторически обусловлены. В конкретные исторические периоды на первый план выдвигаются те из них, которые наилучшим образом отвечают общественным потребностям. Так, в 20-е гг. XX в. широкое распространение получили малые жанры (списки, планы чтения, беседы), призванные приобщить к чтению малоподготовленных читателей. В послевоенный период, когда остро встал вопрос о комплектовании фондов разрушенных войной библиотек, издавались пособия – «типовые каталоги». В 60-80-е гг., период обязательного всеобщего среднего образования, широкое распространение получили пособия в помощь самообразованию, так называемые «круги чтения». В настоящее время обозначилась тенденция к изданию фундаментальных пособий (иногда их называют «библиографическими монографиями») ретроспективного, репертуарного характера, которые нередко издаются как многотомные.

Биобиблиографический словарь. – 2-е изд. Испр. И доп. – М.

В словаре впервые предпринимается попытка систематизировать сведения о жизни и творчестве русских детских и юношеских писателей XX в., а также и тех “взрослых” писателей, чьи произведения активно вошли в круг детского, подросткового и юношеского чтения.

Словарь не энциклопедический, так как в нем охвачены не все писатели, работавшие в литературе для детей и юношества на протяжении двадцатого столетия.

Цель издания: дать представление о творчестве и основных фактах биографии наиболее крупных детских писателей; а так же восстановить имена несправедливо забытых писателей, таких, как Г. Белых, Е. Васильева, В. Дмитриева и других и рассмотреть вклад крупнейших художников слова XX в., таких, как И. Бунин, Н. Гумилев, Б. Пастернак, А. Твардовский, Н. Шмелев, М. Шолохов и других в расширение круга детского и юношеского чтения.

Словарная статья включает в себя титул, где обязательно даются литературный псевдоним (если он имеется), настоящие имя и фамилия писателя и даты его жизни; в основном содержании статьи отражены факты биографии, а также названы наиболее значительные произведения автора с указанием даты первой публикации; кроме того, даются сведения о проблематике его творчества, основных жанрах и особенностях индивидуального стиля; заканчивается каждая статья библиографией, в которой приводятся наиболее поздние публикации автора или не названные в тексте статьи, и литература о писателе, предпочтение отдается более поздним изданиям. В словаре даны далеко неполные библиографические сведения о каждом писателе. Объем словарной статьи определяется значимостью творчества писателя для развития детской литературы или его вкладом в расширение круга детского чтения.

Словарь рассчитан на преподавателей детской литературы вузов и педагогических колледжей, студентов гуманитарных факультетов, родителей, интересующихся кругом чтения своих детей, школьников-старшеклассников.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. – Ч. 1. – М. Либерея, 1999. – 432 с.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. – Ч. 2. – М. Либерея, 1999. – 432 с.

Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. – Ч. 3. – М. Либерея, 2000. – 512 с.

Данное издание впервые в нашей стране объединяет такой обширный материал о жизни и творчестве очень разных, хороших писателей, чьи книги доступны и необходимы детям от 5 до 15 лет. Даны сведения и о классиках мировой литературы и о тех, чьи имена были незаслуженно забыты.

Словарь, по словам авторов одновременно и книга для чтения и энциклопедия и библиография. В издании опубликованы творческие биографии писателей и поэтов, прочитать которые будет интересно как родителями и педагогам, так и самим детям. Кроме того в конце каждой статьи можно найти аннотированные списки произведений автора, литературу о его жизни и творчестве, списки портретов писателя в различных изданиях и экранизации произведений.

Словарь создан в основном на материале отечественных изданий последней четверти века. В исключительных случаях рекомендуются редкие и старые издания, представляющие особый интерес. Если публикация носит уникальный характер, рекомендуются статьи из журналов и газет. При возможности выбора предпочтение отдается изданиям достойного полиграфического уровня. Произведения каждого автора представлены в алфавите названий (за исключением отдельных случаев, связанных с тематическим или жанровым подходом). Ряд изданий не аннотированы так как их содержание очевидно.

Первая часть словаря сопровождается следующими вспомогательными указателями: художники иллюстраторы, переводчики, авторы словарных статей. Вторая часть включает в себя такие указатели как авторы словарных статей и список иллюстраций, а третья список имен писателей вошедших в три тома биографического словаря и список иллюстраций.

Как вывод о словаре можно сказать словами его авторов: « словарь стал практическим руководством на запросы юных читателей и взрослых неравнодушных к детскому чтению. Книга похожа на маленькую энциклопедию. Однако перед вами не строгое научное издание, а доверительный разговор о творчестве интересных и популярных писателей.

Предприятия города Калачинска: библиографический дайджест / Калачинское городское поселение, Муниципальное учреждение «Центральная городская библиотека семейного чтения и досуга. – Калачинск, 2007. – 72 с.

В дайджесте отражена история пяти градообразующих предприятий.

Настоящий библиографический дайджест подготовлен к 55-летию со дня присвоения Калачинску города районного подчинения. Его цель собрать данные о предприятиях, которые вывели Калачинск в ряд наиболее развитых малых городов Омской области.

В дайджесте представлены материалы, опубликованные за последние пять с половиной лет. В отдельных случаях приведены более ранние издания, не утратившие своей исторической и художественной ценности, имеющиеся в фондах Калачинской Центральной городской библиотеки семейного чтения и досуга. Списки литературы включают книги, статьи из сборников, журналов и районной газеты «Сибиряк».

Библиографический дайджест «Предприятия нашего города» предназначен учащимся старших классов, студентам, библиотекарям, педагогам, всем, кто интересуется историей нашего города.

К данному дайджесту имеется приложение, которое включает в себя копии материалов из газеты «Сибиряк», опубликованные за последние пять с половиной лет, некоторые сопровождены иллюстрациями.

Статьи расположены в прямой хронологии.

В каждом разделе дается краткая историческая справка о предприятии.

Отбор литературы закончен в июле 2007 года.

Вдовиченко В.П. От детства к взрослости: Юношество. Социализация. Библиотека: Библиогр. обзор-дайджест с комментариями / В.П. Вдовиченко – М.: Школьная библиотека, 2006. – 144 с.

В обзоре предлагаются книги, статьи из периодики для профессионального чтения библиотекарей.

В издании рекомендуются книги и статьи (в основном, за 2000 – 2003 гг.) по социальной философии и педагогике, по возрастной и социальной психологии, по вопросам социализации юношества и влияния социальных институтов на этот процесс, а также по проблеме места и роли юношеской библиотеки в нем.

Обзор-дайджест состоит из трех основных разделов:

· Юность. Ученые о возрастных особенностях и проблемах развития личности;

· Научные основы социализации;

· Возможности библиотеки в социализации юношества.

В каждом разделе сначала приводятся основные теоретические знания по теме, а затем дан аннотированный список литературы.

Основные термины, понятия, положения и закономерности выделены шрифтом.

В списке литературы об опыте работы юношеских библиотек в аннотациях также шрифтом выделены ключевые смыслы или направления работы, виды деятельности, методы и формы работы, интересные заголовки мероприятий.

Библиотекари ознакомятся с научными изданиями и публикациями о закономерностях и особенностях развития личности в юношеском возрасте, об отношении современного общества к подрастающему поколению, о природе, сущности и содержании процесса социализации, о роли библиотеки в социализации молодежи. В приложении к обзору дан «Социально-психологический опросник (анкета) для изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности». Обзор снабжен дополнительным списком литературы.

Дайджест снабжен подробными комментариями, приведены выдержки из высказываний о молодежи, библиотеке, книгах знаменитых писателей и ученых, в том числе наших современников.

Оцените статью