Что считать опасным вождением

Что считать опасным вождением pos gosuslugi

Что считать опасным вождением

Правило, которого нет: что считать опасным вождением

В правительстве рассматривают вопрос о введении наказания за опасное вождение. Вопрос о необходимости такой меры вице-премьер Игорь Шувалов поднял в ходе правительственного совещания, посвященного вопросам безопасности дорожного движения. Обращаясь к президенту Путину, Шувалов попросил поддержки главы государства: «Нужно законодательно определить, что такое опасное вождение; такой нормы у нас в законе нет, но во многих странах – вплоть до уголовного наказания, когда специально создается опасная ситуация. Мы это на дорогах видим достаточно часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».

Вопрос о введении в России понятия опасного вождения поднимается не в первый раз. В 2012 году депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов вносил на рассмотрение Госдумы законопроект о введения штрафа за агрессивный стиль езды в размере 2500 – 5000 рублей. Два года назад премьер-министр Дмитрий Медведев поручал МВД и Минюсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Почти любой резкий маневр можно совершить в рамках ПДД, не нарушив ни скоростной режим, ни разметку, ни правила пользования поворотниками.

Основной проблемой тогда назывались формулировки: в законе сложно прописать однозначные критерии, которые характеризовали бы стиль вождения, как опасный. Андрей Барсуков, заместитель директора «Русского АвтоМотоКлуба», уверен, что очередная попытка введения ответственности за стиль вождения окажется безуспешной: «Практически невозможно точно определить расшифровку данного понятия, а также описать методику фиксирования этого нарушения. Скорее всего, все прошлые попытки принять какой-либо законодательный акт упирались именно в это».

Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов считает, что любые прописанные формулировки можно будет трактовать как угодно: «С одной стороны, почти любой резкий или опасный маневр можно совершить в рамках ПДД, не нарушив ни скоростной режим, ни разметку, ни правила пользования поворотниками. Люди испугались, а наказать водителя вроде как не за что. С другой стороны, сотрудник ГИБДД субъективно сможет признать агрессивным почти любого автомобилиста. Не хотелось бы повторения истории с пешеходными переходами, когда водители не понимали, собирается человек переходить дорогу или нет, а потом штрафовались якобы за непредоставление преимущества пешеходу».

В разных странах понятия опасного вождения отличаются в зависимости от местных особенностей и менталитета.

Фиксировать факты опасного вождения можно было бы с помощью телематических устройств, которые записывают параметры езды и точно определяют положение транспортного средства на дороге. Однако добровольно передавать эти данные в ГИБДД владельцы транспорта не захотят, уверен Андрей Барсуков: «Частникам эти устройства не нужны, а владельцы корпоративных парков, лизинговых, прокатных и таксомоторных компаний все чаще устанавливают подобное оборудование с целью контроля за водителями, но только для своих внутренних целей. Кроме того, некоторые страховые компании готовы предоставлять скидки на КАСКО при условии установки на застрахованный автомобиль устройств дистанционного контроля стиля вождения, но они не передают эти данные в ГИБДД».

Что считать опасным вождением

При этом в ряде зарубежных стран с развитой автомобильной культурой давно существуют понятия нарушений, провоцирующих создание аварийных ситуаций или причиняющих неудобства остальным участникам дорожного движения. В законодательстве некоторых стран понятия неаккуратного и опасного вождения разделены – в первом случае нарушения ПДД считаются непредумышленными и наказываются штрафом, второе влечет более серьезные кары вплоть до лишения прав и уголовного преследования.

Тем не менее, правозащитник и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, что в правительстве пытаются оперировать абстрактными и популистскими понятиями, забывая о том, что действительно влияет на безопасность движения: «Еще десять лет назад Путин говорил о мерах по повышению безопасности движения, ставя на первое место строительство дорог, обеспечение оперативной медицинской помощи и повышение качества образования для водителей. Репрессии – самая простая и популистская тема. Нигде в мире нет четких критериев опасного вождения. А вот простейший тросовый барьер между потоками противоположного направления может спасти сотни человеческих жизней».

Читайте также:  Приказ ФТС России от 30.07.2019 N 1243 "Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в таможенных органах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2019 N 57040)

В США опасным вождением считаются три нарушения правил подряд, совершенные на глазах у полицейского.

Четких критериев, определяющих понятия агрессивной и опасной езды, действительно нет и за рубежом. Единственное существующее определение было дано в ходе международной конференции по безопасности дорожного движения, которая проходила в Канаде в 2003 году: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения». Однако и оно является достаточно расплывчатым, поэтому в разных странах понятия опасного вождения отличаются в зависимости от местных особенностей и менталитета. Помимо общепринятых нарушений ПДД в разряд опасных обычно относятся обгон справа, езда по обочине, несоблюдение линий разметки и многократная смена полос, резкие маневры, несоблюдение дистанции и даже оскорбительная жестикуляция в адрес других водителей.

Что считать опасным вождением

Самые понятные критерии преступления и методы наказания за неадекватное поведение за рулем действуют во многих штатах США, где опасным вождением считаются три нарушения правил подряд, совершенных на глазах у полицейского. Например, превышение скорости, неаккуратное перестроение и несоблюдение безопасной дистанции. Такое комплексное нарушение не только карается штрафом в размере от 500 до 2500 долларов, но и может привести водителя за решетку в случае рецидива. Одновременно нарушитель может лишиться права управления транспортным средством на срок от одного месяца до полугода. Более того, американское законодательство описывает понятие дорожного гнева (Road rage), за которое тоже предусматривается уголовное наказание. В тюрьму можно попасть за агрессивное вождение и откровенно хамское поведение, включая грубые жесты, оскорбления и угрозы по отношению к другим участникам дорожного движения, а также попытки нанести урон или проучить кого-либо с использованием собственного автомобиля.

В списке запретных есть элементы спортивного вождения – проходить повороты с «ручником» на дорогах общего пользования нельзя.

Особой строгостью по отношению к дорожным хамам отличается законодательство Великобритании, а список опасных маневров там шире американских. Официальная формулировка такова: «опасным считается вождение в такой манере, что для компетентного водителя становится очевидным риск серьезных травм или повреждения собственности». Компетентным водителем считается, например, полицейский. К неосторожному вождению здесь относятся даже прием пищи за рулем и изучение навигационных карт во время движения. А еще в списке запретных есть элементы спортивного вождения – проходить повороты с «ручником» на дорогах общего пользования нельзя. Штраф достигает 5000 фунтов, причем провинившегося еще и отправят на обучающие тренинги. Агрессивный водитель не только лишается права управления, но и отправляется на пересдачу экзамена на права. А в случае причинения смерти или увечий другим участникам дорожного движения неадекватный водитель отправится в тюрьму на срок до пяти лет.

В Австралии за агрессивный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов или лишить водительских прав сроком на три года. За повторное нарушение водителя может ждать лишение водительских прав сроком на пять лет или административный арест. А вот в традиционно автомобилизированных Германии и Японии законодательство более либерально. В Германии агрессивный стиль езды оценивается «всего» в 250 евро, но водитель при этом рискует лишиться прав на три месяца. Опасная езда стоит дороже – 600 евро. Штраф за опасное вождение в Японии не превышает 400 долларов, но к нему часто добавляются исправительные работы на срок до шести месяцев.

Минюст выступил с предложением ввести в России новый штраф в размере 3000 руб. за опасное вождение. Такая норма содержится в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который должны принять в следующем году.

Сам термин «опасное вождение» был внесен правительством России в правила дорожного движения еще в 2016 году. К этому понятию относятся агрессивные действия водителя, создающие угрозу для других автомобилистов их пассажиров и пешеходов. Авторы проекта выделяют шесть основных типов подобного поведения.

Содержание
  1. Многократные перестроения или «шашки»
  2. Резкие перестроения и отказ уступить дорогу
  3. Несоблюдение безопасной дистанции
  4. Необоснованное торможение перед другой машиной («Учителя»)
  5. Препятствование обгону
  6. Несоблюдение бокового интервала
  7. Штраф за опасное вождение
  8. Введение штрафа за опасное вождение
  9. Опасное вождение в правилах дорожного движения
  10. Понятие опасное вождение в ПДД
  11. Нарушения, которые относятся к опасному вождению
  12. Условия, при которых вождения является опасным
  13. Для чего введен термин “Опасное вождение”?
Читайте также:  Ямского поля личный кабинет

Многократные перестроения или «шашки»

Одним из самых распространенных видов опасного вождения считаются так называемые «шашки», когда водитель совершает частные перестроения при интенсивном движении и занятых соседних полосах. Под эту категорию не попадают случаи поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Резкие перестроения и отказ уступить дорогу

К такой категории относится невыполнение при перестроении требования уступить дорогу другому транспортному средству, водитель которого имеет преимущество.

Несоблюдение безопасной дистанции

К категории «опасных водителей» предлагают относить автомобилистов, не соблюдающих безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства. Такие водители идут на опасное сближение с идущей впереди машиной с целью вынудить ее водителя уступить дорогу.

Необоснованное торможение перед другой машиной («Учителя»)

Авторы проекта предлагают штрафовать на 3000 руб. так называемых «учителей», которые необоснованной резко тормозят перед другими автомобилями.

Препятствование обгону

К «опасным водителям» предлагают относить тех, кто намеренно начинает разгоняться, когда другая машина на соседней полосе совершает обгон или опережение.

Несоблюдение бокового интервала

Наконец, власти предлагают штрафовать мотоциклистов, которые ездят между полос и перестраиваются вплотную к другим автомобилям.

Штраф за опасное вождение

Внимание! Данная статья опубликована в разделе “Законы в разработке”. Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Что считать опасным вождением

В этой статье речь пойдет про штраф за опасное вождение, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Для начала хочу напомнить, что термин “Опасное вождение” введен в правила дорожного движения 8 июня 2016 года. Подробнее о том, что такое опасное вождение и какие нарушения к нему относятся, Вы можете узнать в отдельной статье.

В настоящее время штраф за опасное вождение не предусмотрен и наложен быть не может. Однако существует законопроект, который и будет рассмотрен ниже.

Введение штрафа за опасное вождение

08.12.2016 Законопроект № 37057-7 рассмотрен Советом Государственной Думы.

Новый штраф за опасное вождение будет регламентироваться статьей 12.38 КоАП:

Статья 12.38. Опасное вождение

Опасное вождение –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Итак, размер штрафа за опасное вождение – 5 000 рублей. Накладываться данный штраф будет сотрудниками полиции. Дополнительное наказание в виде лишения прав не предусматривается.

Что касается наложения указанного штрафа на практике, то у водителей есть много вопросов по данному поводу. Очевидно, что перед тем, как наложить штраф, сотрудник ГИБДД должен стать свидетелем опасного вождения. Однако опасное вождение представляет собой несколько нарушений совершенных друг за другом. Возникает вопрос: “Почему сотрудник ГИБДД не остановил водителя сразу же после первого нарушения правил?”. Ведь за каждое отдельное нарушение предусмотрен штраф меньшего размера.

Тем не менее на практике бывают ситуации, в которых штраф за опасное вождение придется к месту. Например, если водитель пытается скрыться от погони полиции и при этом многократно нарушает требования правил. При этом сотрудники ГИБДД не могут остановить водителя для оформления каждого из нарушений по отдельности.

В завершение хочу привести один интересный факт. В настоящее время глава 12 КоАП содержит статьи с номерами до 12.37. Поэтому уже несколько законопроектов, находящихся в Государственной Думе, предлагают дополнить данную главу новой статьей 12.38. При этом относятся они к совершенно разным нарушениям. Например, лишение прав за систематическое нарушение ПДД также имеет номер 12.38. На практике вакантный номер займет тот законопроект, который будет принят и опубликован первым.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Читайте также:  Дальневосточный гектар результаты

Опасное вождение в правилах дорожного движения

Что считать опасным вождением

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в правила дорожного движения с 8 июня 2016 года. Начиная с этой даты текст правил будет дополнен новым абзацем, запрещающим опасное вождение.

Рассмотрим понятие опасное вождение, а также действия водителей, которые могут быть квалифицированы, как опасное вождение. Приступим.

Понятие опасное вождение в ПДД

Понятие опасное вождение вносится в пункт 2.7 ПДД:

2.7. Водителю запрещается:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Понятие довольно громоздкое, поэтому рассмотрим его по частям.

Нарушения, которые относятся к опасному вождению

В приведенном понятии, есть несколько нарушений, которые относятся к опасному вождению:

1. Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству при перестроении (пункт 8.4 ПДД).

2. Перестроение при интенсивном движении (пункт 9.4 ПДД).

3. Несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).

4. Резкое торможение (пункт 10.5 ПДД).

5. Препятствование обгону (пункт 11.3 ПДД).

Все перечисленные нарушения уже были описаны в правилах дорожного движения, поэтому для законопослушных водителей термин “Опасное вождение” не несет абсолютно ничего нового.

Условия, при которых вождения является опасным

1. Водитель должен совершить несколько нарушений следующих друг за другом. При этом может иметь место как многократное нарушение одного из пунктов (например, несколько перестроений), так и нарушение разных пунктов (например, перестроение + резкое торможение).

2. Водитель должен создать ситуацию, при которой движение его автомобиля или попутных транспортных средств создает опасность для людей и имущества.

На самом деле термин получился достаточно сложным, поэтому у водителей могут возникнуть сложности с определением того, является ли движение наблюдаемого автомобиля опасным. При этом возникают следующие вопросы:

А. Нарушения должны следовать друг за другом. Это понятие никак не конкретизировано, поэтому интервалы между нарушения могут быть весьма значительными.

Б. Некоторые из перечисленных нарушений можно зафиксировать только в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия. Например, пункт номер 3 (безопасная дистанция и боковой интервал). Дистанция и интервал будут безопасными до тех пор, пока не произойдет столкновение. Даже если водитель будет ехать в миллиметре от бампера предыдущего автомобиля, но не допустит столкновение, дистанция будет считаться безопасной.

В. Нарушения должны создать угрозу гибели или ранения людей, повреждения имущества. Однако остается непонятным, как определить, создают ли действия водителя угрозу, если столкновение транспортных средств не произошло.

Текущие изменения вносятся только в правила дорожного движения, поэтому никакое дополнительное наказание за опасное вождение не вводится. Таким образом, за все допущенные нарушения, входящие в “Опасное вождение”, могут быть наложены штрафы по соответствующим статьям КоАП:

Для чего введен термин “Опасное вождение”?

Судя по всему, новое понятие “Опасное вождение” в ближайшее время будет добавлено и в кодекс об административных правонарушениях. Соответственно, многократное нарушение правил дорожного движения повлечет более суровое наказание, чем несколько нарушений по отдельности. В настоящее время существует законопроект, предусматривающий введение наказания за опасное вождение.

А как Вы относитесь к новому понятию “Опасное вождение”? Станет ли движение по российским дорогам безопаснее после введения данного термина?

Оцените статью