Институт изучения детства, семьи и воспитания представил результаты ежегодного глобального мониторинга ценностей молодёжи. Опрос респондентов проводился в формате онлайн-анкетирования, в котором приняли участие 99 762 учащихся 14–18 лет, 9 234 представителя молодёжи 19–35 лет, а также 102 443 родителя и 42 201 педагог из 89 регионов в 8 федеральных округах России.
Нестыковка с предыдущим вопросом, я выбрал -“нет”, значит должна быть ссылка на переход на другой вопрос
В семье, возможно, нормальные отношения, но нравственные ценности в приоритетном ряду не на первом месте (в отличие от материальных благ и др.)
Испорченное понятие идеала в обществе,а точнее деградирование культурных ценностей. Дурное восприятие СМИ и подражание людям с низким интелектуальным уровнем развития.
Возможность, скрываясь под личиной анонимности в интернете, высказывать аморальные вещи, будучи безнаказанным.
кол-во родителей, которым плевать на детей, заметно растёт.
дал телефон в руки и сидит себе играется
интернет, алкоголь, наркотики
Не так давно появился очень значимый критерий в формировании нравственных ценностей – критерий интернета. Человеку очень сложно развиваться без коммуникации с кем-либо, и теперь это якобы можно делать с его помощью. Многие стали гораздо менее склонны к общению вживую, что тормозит и искажает формирование общественно принятых нравственных ценностей. В тоже время, интернет лишь катализатор. Кризис, как и было раньше, связан с неблагоприятной социальной обстановкой. Которая, в том числе, может выражаться в неправильном воспитании ребенка.
Абсолютно всё, но человек сам позволяет себе дегенерировать
Кризис непосредственно связан с насильным внедрением либеральных взглядов в нашу жизнь.
Ценности общества потребления, которые оказывают влияние на все перечисленные вами факторы.
В исследовании ВЦИОМ о ценностях и приоритетах в молодежной среде интересно рассмотреть молодежь не как монолитную группу 14-35 лет, а сегментировав на школьный возраст (14-17 лет), «студентов» (18-24 года), переходный период (25-29 лет) и «взрослую» молодежь (30-35 лет). Это позволит не округлять и не усреднять важные особенности этих групп — у них много общего (например, среди жизненных ориентиров всех когорт в топе «высокий уровень благополучия» (58%) и «жить спокойно, работая и заботясь о семье»), но и много отличий, на которых хочется остановиться отдельно.
Для школьников важнее, чем для других групп, наличие возможностей для творческой самореализации, социальный статус, перспективы продвижения по карьерной лестнице, возможность в будущем занять высокую должность. Их также отличает существенный отрыв в участии в волонтерской и добровольческой деятельности и помощи людям. Школьники, которым не чуждо все общечеловеческое, находятся в процессе активной социализации и формирования своей системы ценностей. Они представляют доброе поколение, готовое не просто помогать, но реализовывать себя в этом. При этом они очень индивидуалистичны, сосредоточены на себе: это единственная когорта, где жизненный ориентир на известность и популярность входит в первую тройку (20%), тогда как у других он «внизу» с частотой ответов от 2% до 5%.
У «студентов» важно отметить ярко проявленную космополитичную идентичность, которая находит отражение во всем. Это поколение созревало как поколение мира без границ, его образцы для подражания не имеют геометок. К тому же молодежь 18-24 лет самая общественно и политически активная группа: здесь наибольшее число тех, кому важно участие в общественной и политической жизни (59%). Среди жизненных ориентиров они вдвое чаще, чем, например, школьники, выбирают вариант «приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной, политической жизни» — 34% против 16%. У них довольно высок оптимизм, вера в себя и в лучшее.
Переходный период (25-29 лет) назван так, потому что, согласно результатам опроса, у этой когорты не проглядывается каких-то экстремумов по важным показателям. Заметно, что это период трансформации от студенческой скамьи к взрослению. Например, если среди школьников и студентов о важности перспективы продвижения по карьерной лестнице говорят 89% и 86% соответственно, то в переходной группе этот параметр снижается до 77%. Аналогично с важностью социального статуса и положения в обществе, с возможностью творческой самореализации — наиболее низкий показатель среди всех групп с явным «обрушением». В этой группе размыта идентичность. Иными словами, происходит столкновение с реальностью, пересмотр ожиданий и пересборка. Государству крайне важно уделять внимание этой группе, поддерживать ее.
«Взрослая» молодежь (30-35 лет) — приземленные реалисты, добрые, деятельные люди, идентичность которых сформирована уже относительно своей Родины. В ответах проявляется опыт и понимание того, что им надо. Им важно, что происходит рядом с ними, в их среде, у них самое зрелое экологическое сознание. Например, именно в этой группе, а не среди школьников и «студентов», максимальное число тех, кому важна экологическая обстановка в месте проживания. Среди жизненных ориентиров этой группы однозначное лидерство занимает вариант «жить спокойно, работая и заботясь о своей семье» (65%). Заканчивается мечтательность, на первый план выходят семья, дети, работа. Для 29% скорее не важен социальный статус и положение в обществе — максимальный результат среди всех групп, для 44% скорее не важно участие в общественной и политической деятельности, для 46% — в добровольческой. Для «взрослой» молодежи крайне важно, чтобы были созданы условия и возможности для заботы о своей семье, близких и среде своего проживания.
В выборке в целом крайне настораживает, что вариант ответа «изменить мир, внедрить что-то новое» ни в одной возрастной подгруппе не приближается к лидирующим значениям. При этом здесь еще и максимально проявленный гендерный дисбаланс: опрошенные респонденты-девушки не настроены брать на себя миссию изменения мира. Можно сказать, что современное поколение ломает стереотип о том, что молодежь меняет мир: нет, она этого не хочет, она хочет просто жить спокойно и благополучно — это абсолютный топ во всех когортах. И здесь просматривается феномен «маленького человека», свойственный российской молодежи, когда молодые люди не верят, что могут на что-то повлиять и чего-то добиться на глобальном уровне, а также кризис креативного мышления, которое в мире, напротив, набирает силы как страновое конкурентное преимущество.
Поля, отмеченные звёздочкой (*), обязательны для заполнения!
- Какие качества Вы больше всего цените в людях (не более 3-х ответов)
- Какие критерии жизненного успеха являются для Вас наиболее значимыми? (выберите не более 2-х вариантов ответа) *
- Есть ли у Вас главная цель в жизни? *
- В чем заключается Ваша главная цель в жизни? *
- Какие из нижеперечисленных конкретных терминальных ценностей являются для Вас наиболее значимыми? (выберите не более 3-х вариантов ответа)
- Какие из нижеперечисленных абстрактных терминальных ценностей являются для Вас наиболее значимыми? (выберите не более 3-х вариантов ответа)
- На Ваш взгляд, что такое ценность? *
- В настоящее время является ли религия значимой ценностью? *
- Ваше отношение к религии
- Считаете ли Вы, что регистрировать брак необходимо? *
- Сколько детей Вы бы хотели иметь? *
- Укажите, в какой степени Вы ощущаете себя гражданином России (1 – совсем не ощущаю, 5 – ощущаю в сильной степени)
- Хотели бы Вы переехать жить в другую страну? *
- По каким причинам Вы бы хотели покинуть свою страну? *
- Считаете ли Вы, что Ваша система морально-нравственных ориентаций отлична от системы Ваших родителей? *
- Укажите Ваш пол
- Из-за чего Вам трудно определиться со своими целями? *
- Строите ли Вы планы на будущее? *
- В Ваши жизненные планы входит(выберите не более 2-х вариантов ответа)
- Формируете ли Вы стратегии для достижения своих планов/целей? *
- Когда Вы впервые задумались о том, чем хотели бы заниматься в будущем? *
- Кто оказал наибольшее влияние на формирование Ваших планов на будущее? *
- Что бы Вы выбрали? *
- В других людях Вы больше всего цените (выберите не более 3-х вариантов ответа)
- Выберите ТРИ ведущих ценности, в Вашем представлении характерных для современной России *
- Ваши представления о несчастье
- Что вызывает наибольшую неуверенность и опасения в Вашей дальнейшей жизни? *
- В ближайшие 3 года Вы хотели бы уделять больше внимания
- Ценности молодежи
- Коротко о главном
- К кому из перечисленного Вы бы отнесли себя в первую очередь? / А что бы Вы поставили на второе место? / А на третье место?
- Как школьники проводят досуг
- Какие личные качества ценят подростки и молодёжь
- Критерии успеха у школьников и молодёжи
- Что ценят в жизни школьники и молодёжь
- Отношение к коллективу у подростков
- Кто является авторитетом для школьников
Какие качества Вы больше всего цените в людях (не более 3-х ответов)
уверенность в себе
Какие критерии жизненного успеха являются для Вас наиболее значимыми? (выберите не более 2-х вариантов ответа) *
наличие семьи, детей
наличие надежных друзей
достижение известности, популярности
Есть ли у Вас главная цель в жизни? *
нет(переход к вопросу 5)
В чем заключается Ваша главная цель в жизни? *
иметь крепкую и дружную семью
устроиться на хорошую, интересную работу
иметь хороших и верных друзей
иметь свой дом, квартиру
Какие из нижеперечисленных конкретных терминальных ценностей являются для Вас наиболее значимыми? (выберите не более 3-х вариантов ответа)
активная деятельная жизнь
материально обеспеченная жизнь
наличие хороших и верных друзей
счастливая, семейная жизнь
Какие из нижеперечисленных абстрактных терминальных ценностей являются для Вас наиболее значимыми? (выберите не более 3-х вариантов ответа)
красота природы и искусства
На Ваш взгляд, что такое ценность? *
приносить большой материальный достаток
приносить радость и удовольствие
приносить пользу людям
ничем не выделяться среди других
В настоящее время является ли религия значимой ценностью? *
скорее да, чем нет
скорее нет, чем да
Ваше отношение к религии
я верующий и соблюдаю религиозные обряды
я верующий, но не соблюдаю религиозные обряды
я не верующий, но уважаю чувства тех, кто верит
мне все равно
я думаю, что с религией надо бороться
Считаете ли Вы, что регистрировать брак необходимо? *
после окончания вуза
когда будет накоплена достаточная материальная база
когда появится человек, с которым буду готов(а) создать семью
не планирую создавать семью
Сколько детей Вы бы хотели иметь? *
трех и более
вообще не хочу иметь детей
Укажите, в какой степени Вы ощущаете себя гражданином России (1 – совсем не ощущаю, 5 – ощущаю в сильной степени)
место, где Вы родились
место, где Вы живете
место, которое является для меня Родиной
Хотели бы Вы переехать жить в другую страну? *
нет(переход к вопросу 18)
По каким причинам Вы бы хотели покинуть свою страну? *
получить более качественное образование
получать более высокую зарплату
я не могу находиться среди российского общества
я всегда мечтал жить в другой стране, она близка мне по духу
в нашей стране нету возможности обеспечить себе и своей семье «безоблачное» будущее
Считаете ли Вы, что Ваша система морально-нравственных ориентаций отлична от системы Ваших родителей? *
больше да, чем нет
больше нет, чем да
Укажите Ваш пол
Да, они устойчивы
Да, но они имеют тенденцию меняться
Не задумывался над этим
Из-за чего Вам трудно определиться со своими целями? *
Отсутствие мечты или отказ от своей мечты
Выбор профессии не по интересам, а ради денег
Не верю в себя, в свои силы
Тревожит непредсказуемость будущего
У меня нет таких проблем
Строите ли Вы планы на будущее? *
Строю только на ближайшее будущее
Строю на отдалённое будущее
Стою на ближайшее и отдалённое будущее
Не строю паланов
В Ваши жизненные планы входит(выберите не более 2-х вариантов ответа)
Закончить учебу и работать по специальности
Создать семью и посвятить себя ей
Найти свое призвание
Сделать успешную карьеру
Пока не определены
Формируете ли Вы стратегии для достижения своих планов/целей? *
Да, без проблем
Да, но с этим есть трудности
Предпочитаю жить сегодняшним днем
Когда Вы впервые задумались о том, чем хотели бы заниматься в будущем? *
До сих пор не задумывался/ не задумываюсь
Кто оказал наибольшее влияние на формирование Ваших планов на будущее? *
Еще не решил
Что бы Вы выбрали? *
Расположите баллы так, чтобы не было повторений?
В других людях Вы больше всего цените (выберите не более 3-х вариантов ответа)
Логические и интеллектуальные навыки
Выберите ТРИ ведущих ценности, в Вашем представлении характерных для современной России *
Семья и дети
Образования и культура
Патриотизм и Родина
Ваши представления о несчастье
Болезнь близких людей
Невозможность осуществления задуманного
Отсутствие понимания другими
Что вызывает наибольшую неуверенность и опасения в Вашей дальнейшей жизни? *
Проблемы с устройством на работу
Боязнь не встретить любимого человека
Проблемы с материальной обеспеченностью
Проблемы со здоровьем
В ближайшие 3 года Вы хотели бы уделять больше внимания
14 декабря 2022
Ценности молодежи
Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи: высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу.
Коротко о главном
Коротко о главном
МОСКВА, 14 декабря 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.
Молодежь – особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценностей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи. Подавляющее большинство молодых россиян 14-35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ – 83% (- 7 п.п. к 2021 г.).
История страны и история семьи
Три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20% или каждый пятый, а об истории своей семьи – 24%, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу 18-24 лет – 80%, а о семье – на группу 14-17 лет – 79%. В младшей молодежной группе сохраняется на высоком уровне авторитет старших членов семьи – родителей, бабушек и дедушек, 57% стараются прислушиваться к их мнению и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом показатель составляет 44%, треть (32%), напротив, отмечают, что взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений (максимум среди 18-24-летних и 30-35-летних – 36% и 35% соответственно). При этом 91% российской молодежи признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно»). Максимум отмечен среди старшей молодежной группы 30-35 лет (95%) и молодых людей, проживающих в небольших поселках городского типа и селах (96% vs. 86% среди молодёжи из городов миллионников).
Формальные законы и правила имеют для молодежи большее значение, чем неформальные. Большинство 14-35-летних граждан признают необходимость соблюдать требования Уголовного Кодекса и Конституции РФ, даже если они кажутся не совсем справедливыми или устаревшими, – 78% и 74% соответственно. Еще 18% и 19% полагают, что соблюдать нормы Уголовного Кодекса и Конституции необходимо в зависимости от ситуации, не считают для себя обязательным выполнять правила, закреплённые в этих документах только 1-2%. Каждый второй (55%) в зависимости от ситуации готов соблюдать обычаи и традиции, которых придерживается его семья, 19% относятся к этому более серьезно, полагая, что семейные правила обязательны к выполнению в любом случае.
Ценностные ориентации и жизненные ориентиры
В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: по 97% назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96% – отношения в семье; 95% – материальное положение семьи. Далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания: инфраструктура в месте проживания (94%) и возможности для достижения поставленных целей (94%), экологическая ситуация (90%). Экономическая ситуация в стране важна для 89%, полноценный досуг – 83%. В меньшей степени значимыми для молодых россиян оказались ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице звучат в ответах 81%, социальный статус – 72%, творческая самореализация – 71%. Нижние строки списка ценностных ориентиров заняли ценности социальные – участие в общественной и политической жизни (52%) и участие в волонтерской и добровольческой деятельности, помощь другим людям (49%).
Важность ценности здоровья подтверждают и следующие данные: 65% молодежи внимательно относятся к своему здоровью, треть признались в обратном (33%). Максимум следящих за здоровьем отмечен в младшей молодежной группе 14-17 лет – 74%.
Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день – это высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%). Изменить мир, внедрить что-то новое хотели бы 17% молодых граждан, а беззаботная жизнь, без мыслей о будущем привлекает 9%, наименее интересным для молодежи оказалось завоевание известности и популярности (6%).
29 июня-8 июля 2022 г.
В опросе приняли участие граждане РФ в возрасте от 14 до 35 лет
Для проведения опроса использовалась квотная выборка, репрезентирующая население РФ в возрасте от 14 до 35 лет. Квоты формировались исходя из актуального распределения социально-демографических характеристик населения согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат).
К кому из перечисленного Вы бы отнесли себя в первую очередь? / А что бы Вы поставили на второе место? / А на третье место?
Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.
С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07
Как школьники проводят досуг
Самые популярные способы досуга у учащихся и молодёжи — живое общение с друзьями и прогулки (61%), общение в соцсетях и сон (по 43%). Половина молодёжи (49%) проводит свободное время с семьёй, 42% смотрят фильмы и сериалы. Чтение, учёба, самообразование и культурный досуг оказались самыми популярными вариантами.
65% детей и 57% родителей заявили, что любят читать, при этом 53% опрошенных не смогли назвать любимую книгу.
Какие личные качества ценят подростки и молодёжь
Для 60% учащихся и 64% молодых людей самыми важными качествами человека оказались воспитанность и хорошие манеры.
За ответственность и верность данному слову проголосовали половина (51%) молодёжи и меньше половины (44%) учащихся. Честность и искренность ценятся ещё меньше — за них проголосовали 39% учащихся и 42% молодых людей.
Также исследователи отмечают малое значение дисциплинированности (19 и 28%) и очень низкий уровень терпимости к другим людям (14 и 15%).
Критерии успеха у школьников и молодёжи
Больше половины учащихся и молодёжи связывают успех с интересной работой (56%) и материальным обеспечением (55%). Для подростков при этом построение карьеры оказалось важнее, чем для молодых людей (52 против 32%). А создание крепкой семьи, напротив, более интересно молодёжи (60%), чем их младшим товарищам (46%).
Наличие детей является критерием успеха для 32% молодых людей и 17% учащихся — это самый непопулярный ответ.
Что ценят в жизни школьники и молодёжь
Главной ценностью в жизни подростки и молодёжь назвали физическое и психическое здоровье. За этот вариант проголосовали 61% учащихся и 65% молодых людей. На втором месте — верные друзья (45% учащихся и 32% молодёжи соответственно). На третьем месте — полнота и эмоциональная насыщенность жизни (40 и 34%).
Любовь является ценностью для каждого третьего, а материальная обеспеченность оказалась несколько важнее, чем интересная работа (23 и 41% против 27 и 31%).
Исследователи отметили, что семья приобретает ценность по мере взросления. За счастливую семейную жизнь проголосовали 27% учащихся и 40% молодёжи.
Свобода (как самостоятельность и независимость в суждениях и поступках) оказалась ценностью лишь для 23% учащихся и 15% молодых людей. Ещё меньше ценятся общественное признание (11% в обеих категориях), счастье других людей (5 и 6%) и религия (5%).
Отношение к коллективу у подростков
Подавляющее большинство учащихся проявили себя яркими индивидуалистами. Для 92% важно отстаивать свои личные границы, 76% не учитывают возраст и статус собеседника, 73% рассчитывают на свои силы, а не на коллектив. Взаимоотношения в коллективе не имеют значения для 72% подростков.
Исследователи отмечают, что молодые люди не отождествляют себя с коллективом друзей и знакомых, хотя и признают себя частью группы. Своё «я» видится молодёжи более положительным, чем представления о других людях.
Кто является авторитетом для школьников
72% учащихся считают, что самостоятельно формируют свои ценностные ориентиры. При этом абсолютное большинство (77%) признаёт авторитет родителей.