Новый закон выплаты детям пособия

Новый закон выплаты детям пособия pos gosuslugi

Принят Государственной Думой 15 ноября 2022 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года

Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 1998, N 30, ст. 3613; N 31, ст. 3812; 1999, N 29, ст. 3692; 2000, N 29, ст. 3002; 2001, N 23, ст. 2284, 2285; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 44, ст. 5281; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1653; N 19, ст. 2313, 2331; N 23, ст. 2887; 2014, N 23, ст. 2930; 2016, N 1, ст. 8; N 27, ст. 4238; N 52, ст. 7493; 2017, N 14, ст. 1998; 2018, N 31, ст. 4853; 2019, N 40, ст. 5488; 2020, N 24, ст. 3740; 2021, N 22, ст. 3686; N 50, ст. 8416; 2022, N 18, ст. 3002; N 29, ст. 5249) следующие изменения:

1) абзац третий части второй статьи 1 после слов “ежемесячного пособия” дополнить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”;

2) в статье 3:

а) в части первой:

абзац третий изложить в следующей редакции:

“ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;”;

абзац шестой признать утратившим силу;

б) в части второй в первом предложении слова “женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности” заменить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”, в третьем предложении слова “женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности,” заменить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”;

в) часть третью признать утратившей силу;

г) в части четвертой слова “и указанные” заменить словами “или указанные”;

д) дополнить частью шестой следующего содержания:

“Органы и организации, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении пособия сведений. В этих целях данные органы и организации вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы и сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.”;

3) в статье 4:

в абзаце втором слова “Фонда социального страхования Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

абзац пятый признать утратившим силу;

в абзаце шестом слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

в абзаце седьмом слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

абзац восьмой признать утратившим силу;

б) дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:

“В случае, если полномочия субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, выплата указанного пособия производится за счет:

межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Объем таких межбюджетных трансфертов определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус”, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в форме субвенций на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, администрацией города Байконура, администрацией федеральной территории “Сириус” и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В случае, если полномочия субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются субъектом Российской Федерации, городом Байконуром, федеральной территорией “Сириус” самостоятельно, финансовое обеспечение расходов на выплату указанного пособия производится исключительно за счет их собственных средств. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” могут устанавливаться иные и (или) дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также особенности назначения и выплаты указанного пособия.”;

4) в статье 41:

а) в части первой слова “Пенсионным фондом Российской Федерации” заменить словами “Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

б) в части второй слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

в) в части третьей слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

5) статью 42 дополнить частью четвертой следующего содержания:

“Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка подлежит перерасчету в беззаявительном порядке с месяца изменения величины прожиточного минимума для соответствующей социальнодемографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации. Выплата такого пособия после перерасчета осуществляется также в беззаявительном порядке.”;

6) статьи 9, 91 и 10 изложить в следующей редакции:

“Статья 9. Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус”.

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются:

беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);

одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:

лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах в отношении ребенка (детей), о назначении пособия на которого (которых) подается заявление;

лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой (попечительством);

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;

лица, находящиеся в розыске;

несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.

При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.

Статья 91. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается при обращении женщины после наступления срока беременности двенадцать недель и выплачивается за период начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации (но не ранее наступления срока беременности шесть недель) до месяца родов или прерывания беременности (включительно). Если прерывание беременности произошло до наступления срока беременности двенадцать недель, выплата указанного пособия не осуществляется.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, выплачивается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанное пособие выплачивается начиная с даты обращения за назначением указанного пособия.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка выплачивается за полный месяц независимо от даты наступления срока беременности шесть недель, даты родов или прерывания беременности, даты рождения ребенка, даты достижения ребенком возраста 17 лет или даты обращения за назначением указанного пособия.

В случае, если женщина получала ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в период беременности, указанное пособие в случае рождения ребенка назначается и выплачивается с месяца, следующего за месяцем его рождения.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на двенадцать месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет.

Статья 10. Размер ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается в следующих размерах:

50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

Читайте также:  Как через портал «Госуслуги РТ» проверить оценки, записать ребенка в кружок и составить школьное меню

75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

100 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается и выплачивается в следующих размерах:

50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

75 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

100 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.”;

7) в статье 13:

в абзаце седьмом слова “в том числе обучающиеся” заменить словами “за исключением обучающихся”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях.”;

б) дополнить частями восьмой и девятой следующего содержания:

“Лица, указанные в абзацах седьмом и восьмом части первой настоящей статьи, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком при соблюдении условий, предусмотренных частями четвертой – восьмой статьи 9 настоящего Федерального закона.

Лицам, указанным в абзацах седьмом – девятом части первой настоящей статьи, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.”;

8) в части второй статьи 14 слова “абзаце седьмом” заменить словами “абзацах седьмом и девятом”;

9) в части первой статьи 15:

а) в абзаце втором слова “абзацах шестом – восьмом” заменить словами “абзацах шестом – девятом”;

б) в абзаце третьем слова “абзацах шестом – восьмом” заменить словами “абзацах шестом – девятом”;

10) статью 16 признать утратившей силу;

11) статью 173 после слова “пособий” дополнить словами “и (или) устанавливать иные виды пособий”.

Признать утратившими силу:

1) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 134-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3812);

2) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 171-ФЗ “О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3692);

3) Федеральный закон от 10 июля 2000 года N 93-ФЗ “О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3002);

4) статью 1 Федерального закона от 30 мая 2001 года N 66-ФЗ “О внесении изменения в часть первую статьи 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2284);

5) пункт 7 статьи 53 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

6) пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 1 марта 2008 года N 18-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 9, ст. 817);

7) пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 8).

1. Право на получение назначенных до 1 января 2023 года ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, предусмотренного статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусмотренного статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), сохраняется за гражданами до окончания периодов, на которые были назначены указанные пособия, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. В случае рождения (усыновления) ребенка (детей) до 1 января 2023 года граждане, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вправе обратиться за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), либо ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Путин отметил, что поддержка со стороны государства для семей с детьми должна становиться все более весомой, результативной и ощутимой. “Главная задача государственной поддержки – свести к минимуму угрозу бедности для российских семей: и тех, где только рождается ребенок, и для тех, которые уже воспитывают детей”, – подчеркнул он.

Президент напомнил, что за последние годы была запущена система мер – от поддержки будущих мам до достижения ребенком 17-летия. Кроме того, в 2020 году был расширен круг получателей материнского капитала: право на него приобрели те семьи, где рождается первенец. Благодаря этому теперь ежегодно порядка миллиона семей получают выплату, а сама эта программа продлена до конца 2026 года. С учетом инфляции маткапитал на первого ребенка в 2023 году увеличится до 590 тысяч рублей, на второго – до 780 тысяч.

Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что в России фактически завершено формирование системы поддержки семей с детьми. Речь идет о едином пособии, которое будет выплачиваться семьям с детьми до 17 лет. Универсальное пособие объединит выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки, пособие по уходу за ребенком до 1,5 года, пособия на детей от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет, а также ряд других выплат. “В целом на вот это единое пособие с 2023 года будет тратиться 1 трлн 691 млрд рублей, из которых 1 трлн 430 млрд – это федеральный бюджет”, – сказала она.

“То есть уже смело можно сказать, что в прошлое уйдут пособия, которые еще остались со старых времен и которые составляли цифру в некоторых регионах страны 100-150 рублей”, – добавила вице-премьер.

Пособия должны поддержать нуждающиеся семьи, но при этом нужно создавать и дополнительные возможности по выходу родителей на работу

Изначально минтруд назвал такое пособие универсальным, но депутатам термин не понравился. Поэтому, как пояснил глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, ко второму чтению законопроект подошел без этого термина. Скорее всего, для простоты понимания, это будет единое пособие для семей с детьми.

Что изменится с введением единого пособия

Пособие, которое будет предоставляться Социальным фондом РФ (заработает с 1 января 2023 года) и охватит поддержкой свыше 10 млн детей, объединит выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки, пособие для незастрахованных (тех, кто не работает) по уходу за ребенком до полутора лет, выплату на первого ребенка, которая предоставляется из бюджета во всех регионах, выплату на третьего ребенка из бюджета, которая есть только в 78 регионах и предоставляется по разным правилам, пособие на детей от трех до восьми лет, которое выплачивается органами социальной защиты, и пособие на детей от восьми до семнадцати лет, которое выплачивается ПФР.

Новый закон выплаты детям пособия

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Роман Маркелов

Единое пособие будет предоставляться семьям с доходами ниже одного прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума. В среднем по стране в 2023 году это составит 7 тысяч, 10,5 тысячи и 14 тысяч рублей. Кроме того, вводится дополнительное направление использования средств материнского капитала – семьи с доходом ниже двух прожиточных минимумов на человека смогут оформить ежемесячную выплату в размере одного прожиточного минимума на ребенка вне зависимости от очередности рождения ребенка. Сейчас такое право есть только на второго ребенка.

Читайте также:  Новое пособие по беременности для беременных женщин

Увеличится размер выплат для нуждающихся беременных женщин. Он будет составлять не 50% прожиточного минимума, как сейчас, а 50, 75 или 100% прожиточного минимума трудоспособного – то есть увеличится до 15,7 тысячи рублей в среднем по стране.

Родителям, воспитывающим детей до трех лет и находящимся в трудной финансовой ситуации, будет доступна поддержка из бюджета вне зависимости от очередности рождения ребенка. Кроме того, для семей с доходом ниже двух прожиточных минимумов вводится возможность оформить дополнительную выплату из материнского капитала на детей до трех лет также вне зависимости от очередности рождения ребенка без комплексной оценки нуждаемости.

При этом семьи смогут получать одновременно и две выплаты – и из бюджета, и из средств материнского капитала. В таком случае размер ежемесячной поддержки на ребенка составит в среднем по стране 28 тысяч рублей, рассказал министр труда Антон Котяков.

По его словам, заявление на оформление пособия и выплат из материнского капитала на любого ребенка в возрасте до трех лет вне зависимости от очередности рождения можно будет подать с 1 января 2023 года. Всех детей в семье в возрасте до семнадцати лет можно будет указать в одном заявлении и оформить одним заявлением выплату сразу на каждого ребенка.

Новый закон выплаты детям пособия

Инфографика “РГ”/ Леонид Кулешов/ Ольга Игнатова

Предполагается, что пособие охватит семьи, воспитывающие около 10 млн детей. “Новое пособие будет предоставляться по принципам социального казначейства, то есть по одному заявлению, поданному в электронном виде, при назначении будет использоваться комплексная оценка нуждаемости”, – сказал Котяков.

“Прошу отладить здесь все организационные вопросы, механизмы начисления и выплаты пособия”, – поручил он. Президент подчеркнул, что оформление и получение единого пособия должны быть “максимально понятными, простыми, удобными для граждан”. “Информация должна быть у граждан полноценная, чтобы люди знали, что и как нужно делать. И конечно, оно (пособие. – Прим. “РГ”) должно послужить реальной поддержкой для семей”, – сказал президент.

Новый закон выплаты детям пособия

Сколько это будет стоить

Глава минфина Антон Силуанов сообщил, что поддержка семей с детьми полностью учтена в проекте бюджета России на предстоящую трехлетку. Министр добавил, что в последние годы в проекте финансового плана специально выделяется “детский бюджет”. “И этот бюджет растет из года в год. Если в 2016 году выделялось чуть более 650 млрд рублей, то в 2022 году на эти цели выделялось 1,7 трлн рублей, а в следующем году “детский бюджет” будет составлять 2,7 трлн рублей. То есть идет значительный рост расходов на эти цели”, – отметил он.

Чем еще поддержать семьи с детьми

Пособия должны поддержать нуждающиеся семьи, но при этом нужно создать дополнительные возможности и стимулы для родителей выходить на работу, давать им возможности повышать квалификацию и осваивать новые хорошо оплачиваемые профессии. “Нужно поддержать тех, кто стремится зарабатывать больше”, – подчеркнул Путин. Он обратил внимание на ситуации, когда родители выходят на работу или их заработок незначительно повышается, но они в результате теряют право на детские выплаты: при этом, даже несмотря на получаемую зарплату, совокупный доход семьи остается невысоким, а иногда и ниже, чем у семей с пособиями. “Можно или по налогам корректировки сделать, чтобы люди меньше платили налоги, если совокупный доход падает, или частично выплачивать пособия. Здесь разные подходы возможны, я знаю, что вы этим занимаетесь, прошу только не затягивать и принять согласованное решение”, – предложил президент.

“Единые принципы выплаты пособия устраняют имевшуюся дифференциацию между регионами в уровне поддержки низкодоходных семей с детьми и выбора объекта поддержки. Важным элементом данной системы является ее оперативность – возможность наблюдать реальное положение с доходами семей в ежемесячном режиме, принцип одного окна в лице объединенного Социального фонда”, – отмечает проректор Финансового университета при правительстве РФ профессор Александр Сафонов.

В то же время он считает, что надо идти дальше. “Проблема низкого уровня рождаемости не может быть решена в парадигме – “станьте бедными, будем помогать”. Молодые семьи не хотят быть бедными, поэтому выбор в пользу малодетности связан с экономическим поведением семьи, которое предполагает наличие расходов на содержание детей на уровне, который не приводит такую семью в бедность.

Поэтому единое пособие на детей должно в дальнейшем преобразоваться в безусловное пособие, рассчитываемое не от уровня дохода семьи, а от количества детей”, – подчеркивает эксперт.

Новый закон выплаты детям пособия

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Марина Трубилина

Что с доходами?

Безработица сейчас в России находится на минимуме и составляет 3,9%. При этом реальные доходы граждан должны расти быстрее инфляции, заявил президент. “В номинале за восемь месяцев текущего года среднемесячная зарплата в целом по стране выросла на 12,7%, но мы с вами понимаем, что это мало что значит для рядового гражданина”, – отметил Путин. По его словам, пока темпы роста зарплат все-таки немного отстают от роста цен. “Важно, чтобы доходы граждан, особенно семей с детьми, росли темпами выше инфляции”, – указал президент. Котяков в свою очередь сообщил, что рост зарплат ожидается в РФ по итогам этого года, а в 2023 году он превысит инфляцию.

Путин заявил, что, по оценкам правительства и экспертов, инфляция в России сохраняет устойчивую тенденцию к снижению и в I квартале 2023 года может опуститься в годовом выражении до уровня 5% или чуть ниже. В свою очередь министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что инфляция в РФ в 2022 году может оказаться ниже текущего прогноза (12,4%), ожидается в интервале 12-12,4%. Президент также поручил подготовить новые предложения по ускоренному росту минимального размера оплаты труда (МРОТ). По его словам, разрыв между этими двумя показателями должен продолжать увеличиваться в плане повышения реальных доходов граждан.

Новый закон выплаты детям пособия

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Ольга Игнатова

Антон Котяков отметил, что темпы роста МРОТ заложены в бюджете на три года выше темпов роста прожиточного минимума, и по итогам трехлетнего периода разница составит 10%. Однако, по его словам, этого недостаточно, поскольку целевым показателем является превышение МРОТ прожиточного минимума более чем на 30%.

Путин также заявил, что россияне должны быть уверены в поддержке государства. “Российские семьи, молодежь – юноши, девушки, которые только начинают взрослую жизнь, должны быть уверены, что наши меры поддержки семей – отцовства, материнства, детства – гарантированы российским государством на годы вперед”, – отметил президент. Речь идет о будущем России, подчеркнул он.

Антон Котяков, министр труда и социальной защиты РФ:

“С 2020 года последовательно выстраивается целостная система поддержки семей. Тогда были введены ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 8 лет. С 1 июля 2021 года поддержка была распространена еще на две категории: это будущие матери и одинокие родители, воспитывающие детей в возрасте от 8 до 17 лет. А с 1 апреля 2022 года ежемесячную помощь стали получать все нуждающиеся семьи, воспитывающие детей в возрасте от 8 до 17 лет”.

Антон Силуанов, министр финансов РФ:

“Если в 2016 году объем расходов на демографические проблемы, на вопросы социальной защиты материнства и детства выделялось чуть больше 650 миллиардов рублей, в 2022 году на эти цели выделялось 1,7 триллиона рублей, то в следующем году детский бюджет будет составлять 2,7 триллиона рублей”.

Закон направлен на реализацию поручения главы государства по созданию целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми, чтобы свести к минимуму риск их бедности.

Вместо пособия на ребенка и ежемесячной выплаты женщинам, вставшим на учет в медорганизации в ранние сроки беременности (до 12 недель), теперь будут выплачивать ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. Если в семье воспитываются несколько детей младше 17 лет, пособие назначат на каждого ребенка. При этом пособие выплачивается, начиная с месяца рождения ребенка.

Закон вступит в силу с 1 января 2023 года. Получатели пособий должны быть гражданами РФ и постоянно проживать на территории РФ.

Благодаря его принятию в России будет выстроена система комплексной адресной поддержки семей, будут установлены единые условия выплаты пособий, заявлял ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Причем, помощь из бюджета будет оказываться на единых условиях, независимо от региона проживания, говорила, в свою очередь, спикер Совфеда Валентина Матвиенко. “Теперь граждане будут освобождены от сбора многочисленных справок для получения пособия. Родителям не придется ходить по инстанциям, стоять в очередях”, – подчеркнула сенатор.

Еще один плюс: благодаря тому, что размеры пособий будут подведены под единый стандарт, контролировать их выплату станет намного проще.

Средства получат семьи с доходами ниже одного регионального прожиточного минимума на человека. Пособие будет назначаться на основе комплексной оценки нуждаемости, которая будет учитывать доходы семьи, имущественную обеспеченность и трудовой потенциал. При этом в расчет будет браться прожиточный минимум, установленный по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.

“При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет пособие назначается на каждого ребенка”, – уточнила член Комитета СФ по социальной политике Ольга Хохлова.

Еще одно важное решение – семьи с доходом ниже прожиточного минимума на человека получат возможность за счет средств материнского капитала оформить ежемесячную выплату вне зависимости от количества детей. Сейчас родители могут это сделать только при рождении второго ребенка.

После принятия закона Госдумой Минтруд разместил на общественное обсуждение проект постановления с правилами назначения единого пособия. Подробности сообщила пресс-служба Минтруда РФ.

Так, уточнялось, что выплаты будут назначаться по таким же правилам, как сегодня выплачиваются пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет.

Размер пособия составит 50, 75 или 100 процентов регионального прожиточного минимума на детей, при этом будут учитывать уровень среднедушевого дохода семьи и другие факторы. В среднем по стране пособие, таким образом, составит 7 тыс., 10,5 тыс. и 14 тыс. рублей.

Беременные женщины, вставшие на учет в ранние сроки, получают пособие, рассчитанное исходя из регионального прожиточного минимума трудоспособного гражданина и также составляет 50, 75 или 100 процентов этой величины. Сейчас пособие по беременности не превышает 50 процентов прожиточного минимума.

Тема пособий для многих очень актуальна – цены в магазинах растут, а зарплата за ними не всегда поспевает. Чтобы их получить, нужно соответствовать определенным требованиям: для детей до 3 лет условия одни, с 3 до 7 – другие, для более старшего возраста они совершенно иные. Чтобы не было путаницы, с 1 января 2023 года некоторые семьи начнут получать универсальное пособие на детей. С его условиями разобрались специалисты Бробанка.

Что такое универсальное детское пособие

Детские пособия – это одна из самых действенных мер поддержки населения со стороны государства. Для семей с детьми знакома ситуация, когда доходы из-за выхода одного из родителей в декрет снижаются, а расходы только увеличиваются, и денежные выплаты от государства становятся важным подспорьем для семейного бюджета.

Льготы и пособия могут получать не только семьи с детьми, в России также предусмотрены особые меры поддержки и для беременных женщин, которые находятся в сложной жизненной ситуации, а также родители-одиночки. Если представители этих категорий граждан имеют небольшие доходы, которые не «дотягивают» до одного или двух прожиточных минимумов (ПМ) на каждого члена семьи, то они могут претендовать на получение выплат.

Читайте также:  Какую компенсацию получают сотрудники МВД при переезде к новому месту службы?

Новый закон выплаты детям пособия

Новый закон выплаты детям пособия

Какие пособия сейчас действуют в РФ:

Как видите, пособий действительно много, и для каждого из них действуют разные условия. Где-то считаются только доходы, и сравниваются с одним прожиточным минимумом на душу населения, где-то доходы сравниваются с двумя ПМ, а где-то смотрят не только на доходы, но также и тщательно проверяют имущество семьи, чтобы оно не превышало установленного перечня.

Чтобы не возникало путаницы с документами, проверками и расчетами, по поручению Президента России началась работа по выстраиванию целостной системы поддержки семей с детьми и не только. С 1 января 2023 года предложено ввести единое универсальное пособие, которое будет охватывать малообеспеченные семьи с учетом всех жизненных ситуаций, с текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.

Какие выделим плюсы:

Сколько можно будет получать

Размер универсального пособия составит 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума, то есть речь идет примерно от 7 до 14 тысяч рублей на каждого ребенка в семье. Как действует прогрессивная шкала начисления пособия: изначально семье назначают 50% от прожиточного минимума – это около 6-7 тысяч рублей.

Если семья получает эти деньги, и ее доход все равно меньше ПМ на душу населения, то ей назначают 75% от детского ПМ, то есть уже около 10 тысяч. Если и после этого доходы семьи ниже ПМ, то тогда будут платить 100% от детского минимума, то есть примерно 13-14 тысяч рублей.

Новый закон выплаты детям пособия

Таким образом, универсальное пособие станет единой системой выплат для семей с невысокими доходами и детьми от рождения до 17 лет, а также для беременных женщин, которые встали на учет в ранние сроки. Больше не нужно будет подавать заявления на назначение отдельных выплат по разным правилам, собирать каждый раз пакет документов и обращаться в разные ведомства, теперь единое пособие предоставляется Социальным фондом России на единых правилах.

Кто сможет получить универсальное детское пособие

Универсальное пособие будет полагаться нуждающимся семьям с небольшими доходами. Небольшие – это доходы ниже одного прожиточного минимума на человека. В каждом регионе ПМ определяется индивидуально, посмотреть цифры для вашего места проживания можно на сайте местной администрации или на сайте Ростата.

Универсальное пособие значительно расширяет перечень семей, которые смогут рассчитывать на поддержку со стороны государства. По предварительным расчетам, помощь получат около 10 миллионов детей, на эти цели уже запланированы расходы в размере 1,7 трлн. Рублей из федерального и регионального бюджета.

Новый закон выплаты детям пособия

Что отдельно отметим:

Очень важно, что с 2023 года будет действовать единый страховой тариф, который распространяется на пенсионное, социальное и медицинское страхование, а к нему будет применяться новая единая предельная база для исчисления. Кроме того, увеличится и количество получателей пособий – на них смогут претендовать подрядчики и исполнители по договорам ГПХ (гражданско-правового характера).

Новый закон выплаты детям пособия

При назначении пособия будет применяться комплексная оценка нуждаемости. Все трудоспособные члены семьи должны обязательно официально работать, для отсутствия доходов должны быть уважительные причины (например, нахождение в декрете по уходу за ребенком, инвалидность, военная служба и т.д.). Не иметь совсем доходов нельзя, в выплатах откажут.

Кроме того, обязательно проверяют соответствие и другим критериям нуждаемости, в частности, по имеющемуся у семьи имуществу. Например, нельзя иметь больше одной квартиры, машины, дачи и т.д. Если имущество больше установленного перечня, то придет отказ. Проверить подходите ли вы под имущественные требования можно здесь.

Как оформить универсальное пособие на детей с 2023 года

Для того чтобы начать получать новое детское пособие, один из представителей семьи должен подать заявление о назначении выплат. Беззаявительный порядок действует только для единоразового пособия при рождении ребенка, во всех остальных случаях нужно будет писать заявку по установленному образцу.

Куда нужно будет обратиться? Пока порядок подачи заявлений не установлен, но скорее всего, они, как и прежде будут приниматься:

Заявления на оформление универсального пособия начнут принимать с 1 января 2023 года. В едином заявлении можно будет указать всех детей в возрасте до 17 лет, а также указать факт наличия беременности с постановкой на учет на раннем сроке, и получать сразу все выплаты, которые вам положены.

Платить деньги будет новый объединенный фонд Пенсионного и социального страхования – Социальный фонд. Напомним, что социальные выплаты можно будет получать только на карты национальной платежной системы МИР, либо на банковские счета без привязки к картам вовсе (например, на накопительный или универсальный счет).

Новый закон выплаты детям пособия

Если в семьях дети родились до 31 декабря 2022 года, то родители могут сами выбрать, получать пособие по старым правилам, то есть по отдельности, либо же выбрать универсальное пособие с едиными правилами. Здесь нужно смотреть, что выгоднее для семьи в каждом конкретном случае. При этом уже назначенные пособия будут действовать на весь одобренный период.

Частые вопросы

Это пособие для малообеспеченных семей с детьми, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

В чем уникальность универсального детского пособия?

Его могут получать все семьи вне зависимости от региона проживания и очередности рождения детей, правила будут унифицированы, и выплаты будут идти через одного оператора.

Кто сможет получать универсальное пособие?

Нуждающиеся семьи с детьми от рождения до 17 лет, которые имеют низкие доходы менее одного прожиточного минимума, и укладывающиеся в разрешенный перечень имущества.

Какой размер будет у универсального пособия на детей?

Он будет составлять от 50% до 100% регионального прожиточного минимума. В зависимости от субъекта РФ, можно будет получать от 7 до 14 тысяч рублей на каждого ребенка.

Кто будет выплачивать пособия?

Сейчас ПФР и ФСС упраздняются, и на их месте появится новый объединенный фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Именно он станет единым оператором для всех детских выплат.

Определенные категории граждан в нашей стране имеют право на получение социальных пособий. Большинство из них – это семьи с небольшими доходами и детьми, на содержание которых и можно получить денежные выплаты. Но порядок получения льгот постоянно меняется, и сегодня мы обсудим в обзоре Бробанка, какие изменения ждут семьи с детьми в возрасте от 8 до 17 лет.

Выплаты на детей от 8 до 17 лет

В России сейчас как никогда сильна социальная сфера поддержки граждан: создаются различные льготы и пособия, реализуются программы адресной поддержки малообеспеченных граждан из уязвимых категорий населения, предлагаются льготные программы ипотеки с субсидированным процентом и т.д. Учитывая текущую демографическую ситуацию в стране, наибольшее количество мер поддержки направлено на семьи с детьми, чтобы улучшить их положение, и дать родителям возможности для полноценного ухода и воспитания малышей.

Сначала большинство выплат были созданы именно для детей младшего возраста — родители могли получать выплаты с рождения ребенка и до достижения им полутора лет, а потом от полутора до трех лет. Предполагалось, что потом родители могут получить место в детском саду, определить туда малыша и выйти на работу, чтобы улучшить свое финансовое положение.

Но иногда складываются ситуации, когда ребенка нельзя определить в сад по состоянию здоровья или отсутствия мест, либо мама выходит в новый декрет, и семье требуется дополнительная помощь и после трех лет. Были созданы выплаты с 3 до 7 лет, которые стали хорошим подспорьем для россиян, и по их аналогии решили сделать еще одну льготу.

В феврале 2022 года президент России объявил о том, что у российских семей появится новая мера поддержки – денежные выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет. Основания для назначения выплат и подробные условия прописаны в Постановлении правительства от 09.04.2022 № 630.

Они очень похожи на условия выплаты на детей от 3 до 7 лет, но все же имеются определенные нюансы, которые важно учитывать. Ведь если вы не проходите хотя бы по одному пункту, то можно потерять десятки тысяч рублей от государства, которые можно пустить на покрытие потребностей семьи.

Условия для старой выплаты на детей от 8 до 17 лет

С 1 июля 2021 года семьи с детьми получили возможность получать от государства ежемесячное пособие. Оно является федеральным, и не отменяет никаких других выплат, на которые семья уже имеет право.

Данная мера поддержки реализуется для семей, где мама или папа является единственным родителем, либо получает алименты по суду. При этом будет учитываться нуждаемость семьи в господдержке, то есть нужно иметь небольшие доходы, и не слишком много имущества, которое должно укладываться в специально созданный перечень.

Кто может получать пособие:

Новый закон выплаты детям пособия

То есть нельзя совсем не иметь никаких доходов, и рассчитывать на пособия – в нем откажут. При этом интересно, что претендовать на выплату могут даже родители без гражданства, достаточно иметь ВНЖ или разрешение на временное проживание в РФ.

Пособие составляет 50% от прожиточного минимума для ребенка в регионе обращения. Подать заявление можно через Госуслуги или в ПФР, заявление рассмотрят в течение 30 дней, и в случае одобрения назначат на 12 месяцев. Выплаты производят на карты платежной системы МИР или банковские счета без привязки к карте.

Кто может получать выплаты на детей от 8 до 17 лет в 2022 году

В феврале 2022 года Постановление президента установило новую выплату с 8 до 17 лет. Если была назначена старая выплата до этой даты, то семьи по-прежнему могут её получать. А вот если право на назначение возникло только в феврале 2022 года и позже, то оформляться она будет по новым правилам.

Изначально планировалось, что воспользоваться ею смогут только дети с единственными родителями, а также те родители, которые получают алименты по решению суда. Теперь претендовать на такие выплаты могут, в том числе, и полные семьи с матерью и отцом, состоящим в законном браке.

Получить выплату можно при соблюдении следующих условий:

Подать заявление можно с 1 мая 2022 года. И получить деньги за весь период с 8 летнего возраста ребенка, если он наступил раньше. Но только, если семья действительно нуждается и поддержке со стороны государства, и может документально это подтвердить.

Как считают доходы для назначения пособия

Самый важный критерий для назначения выплаты – это нуждаемость семьи в финансовой поддержке. Чтобы её определить, будут обязательно проверять доходы на его соответствие прожиточному минимуму в регионе, в котором вы прописаны.

Какие доходы учитываются? По федеральным правилам установлен другой перечень, нежели в старой выплате до февраля этого года. Теперь он выглядит так:

При этом доходы учитываются до вычета налогов. Ежемесячные выплаты на детей и разовая помощь из местных бюджетов, выплаты в рамках социальных контрактов, материнский капитал, налоговый вычет, иные пособия и компенсации не будут учитываться.

Новый закон выплаты детям пособия

Расчетный период, за который учитываются доходы – 12 месяцев, которые предшествуют 4 месяцам до месяца подачи заявления. Иными словами, для расчета будут приниматься не ваши доходы в последний период, а те, которые были примерно 1,5 года назад.

Сколько можно получать? Размер выплаты составит 50% от детского прожиточного минимума в регионе, если этого недостаточно – то можно подать заявление на получение повышенного размера 75% от ПМ (в случае, если назначение базовой выплаты недостаточно для достижения прожиточного минимума на душу населения).

Если и 75% от ПМ недостаточно, то семья сможет претендовать на получение максимального размера выплаты в размере 100% от прожиточного минимума на душу населения. В зависимости от региона, сумма будет составлять около 10-12 тысяч рублей на каждого ребенка в семье подходящего возраста.

Оцените статью