Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293 pos gosuslugi

Кукушкин В. (состав. ) Обоснование технологических режимов при строительстве автомобильных дорог

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Практикум: учебное пособие / Ю.Г. Бабаскин, И.И. Леонович. – Минск:
БНТУ, 2010. – 363 с.
Цель данного издания – оказание помощи студентам специальности 1-27
01 01 «Экономика и организация производства (автодорожное
хозяйство)» при изучении дисциплины
«Технология строительства дорог», а также обеспечение студентов
учебной литературой при решении практических задач на учебных
занятиях. Содержит условия задач,
вариантные исходные данные, задания к практическим задачам, примеры
их решения и
справочную информацию. Включает 36 практических задач по основным
разделам проектов организации строительства, производства работ при
строительстве автомобильных дорог.

Учебное пособие по дисциплине “Технология дорожного строительства”
для специальности 1-36 11 01 “Подъемно-транспортные, строительные,
дорожные машины и оборудование” / Ю. Г. Бабаскин и И. Н. Вербило ;
колл. авт. Белорусский национальный технический университет,
Кафедра “Строительство и эксплуатация дорог” . – Минск : БНТУ,
2003. – 202 с. : ил., табл.

Цель данного издания – оказание методической помощи студентам
специальности 1-36 11 01 «Подъемно-транспортные, строительные,
дорожные машины и оборудование» при изучении дисциплины «Технология
дорожного строительства». Пособие содержит теоретический материал
по строительству земляного полотна автомобильной дороги и всех
существующих видов дорожных одежд. Материал изложен таким образом,
чтобы предполагалось последовательное изучение основных элементов
автомобильных дорог; видов работ, выполняемых при сооружении
земляного полотна; технологии строительства дорожных одежд с
покрытиями низших, переходных и усовершенствованных облегченных
типов; технологии строительства асфальтобетонных и цементобетонных
покрытий. Теоретический материал, изложенный в учебном пособии, и
количество представленных тем соответствуют разработанной учебной
программе по дисциплине «Технология дорожного строительства» для
студентов специальности «Подъемно-транспортные, строительные,
дорожные машины и оборудование».

Учебное пособие по дисциплине «Технология дорожного строительства»
для студентов специальности «Подъемно-транспортные, строительные,
дорожные машины и оборудование». — Минск: БНТУ, 2003. — 202 с.

Цель данного издания –оказание методической помощи студентам
специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины
и оборудование» при изучении дисциплины «Технология дорожного
строительства». Пособие содержит теоретический материал по
строительству земляного полотна автомобильной дороги и всех
существующих видов дорожных одежд. Материал изложен таким образом,
чтобы предполагалось последовательное изучение основных элементов
автомобильных дорог; видов работ, выполняемых при сооружении
земляного полотна; технологии строительства дорожных одежд с
покрытиями низших, переходных и усовершенствованных облегченных
типов; технологии строительства асфальтобетонных и цементобетонных
покрытий. Теоретический материал, изложенный в учебном пособии, и
количество представленных тем соответствуют разработанной учебной
программе по дисциплине «Технология дорожного строительства» для
студентов специальности «Подъемно-транс-портные, строительные,
дорожные машины и оборудование».

Основные элементы автомобильных дорог.
Возведение земляного полотна.
Строительство дорожных одежд с покрытиями низших, переходных и
усовершенствованных облегченных типов.
Строительство асфальтобетонных покрытий.
Строительство цементобетонных оснований и покрытий.
Ремонт и содержание автомобильных дорог.

Цель данного издания – оказание помощи студентам специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства (автодорожное хозяйство)» при изучении дисциплины «Технология строительства дорог», а также обеспечение студентов учебной литературой при решении практических задач на учебных занятиях. Содержит условия задач, вариантные исходные данные, задания к практическим задачам, примеры их решения и справочную информацию. Включает 36 практических задач по основным разделам проектов организации строительства, производства работ при строительстве автомобильных дорог. Материал изложен системно, благодаря чему обеспечивает последовательное изучение строительства автомобильных дорог по следующим разделам: «Инженерно-геологическое, инженерно-гидрометеорологическое, технико-экономическое обоснования», «Подготовительные работы», «Сооружение земляного полотна», «Строительство дорожной одежды и искусственных сооружений», «Организация строительного производства».

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

ОБОСНОВАНИЕ ПРИГОДНОСТИ ГРУНТА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ.Все грунты по степени пригодности для укрепления вяжущими материалами подразделяются на три группы (рис. 3.1):1) пригодные;2) условно непригодные;3) непригодные.

Пригодные грунты подразделяются на четыре подгруппы: IA, IБ, IB, 1Г.Подгруппа IA включает крупно- и мелко обломочные грунты в естественном виде, наиболее пригодные для укрепления любыми материалами (характеризуются высокими показателями прочности).

Подгруппа IБ включает песчаные, супесчаные и легкосуглинистые фунты, а также песчано-глинистые смеси оптимального гранулометрического состава.

Подгруппа IB включает суглинистые и тяжелосуглинистые грунты пылеватых и непылеватых разновидностей, характеризуемые ограниченной пригодностью (для них рекомендуется применение комплексных методов). Для тонкого размельчения этих фунтов необходимо использовать многократные однопроходные фунтосмесительные машины или стационарные установки.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕПрактическая работа № 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОСТОЕВ ПО МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА КЛИМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Практическая работа № 2 ОТРАЖЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СТРАТИГРАФИЧЕСКОЙ КОЛОНКИ И ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕЗА Практическая работа № 3ОБОСНОВАНИЕ ПРИГОДНОСТИ ГРУНТА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ Практическая работа № 4ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА ВЫСОКИХ НАСЫПЕЙ И ГЛУБОКИХ ВЫЕМОК ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Практическая работа № 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА ПО МЕТОДУ КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СКОЛЬЖЕНИЯ БЕЗ УЧЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИЛОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Практическая работа № 6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА ПО МЕТОДУ КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СКОЛЬЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ГИДРОСТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ Практическая работа № 7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА ПО МЕТОДУ КРУГЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СКОЛЬЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ФИЛЬТРАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Практическая работа № 8ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА ПО МЕТОДУ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СКОЛЬЖЕНИЯ (ППС) С УЧЕТОМ ФИЛЬТРАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Практическая работа № 9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ СДВИГУ СКРЫТОПЛАСТИЧНЫХ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Практическая работа № 10РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Практическая работа № 11ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА СМЕН ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ И РАСЧЕТ СКОРОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПОТОКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ Практическая работа № 12РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ И РЕСУРСОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Практическая работа № 13ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУНТА Практическая работа № 14ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЛИНЕЙНО-ПРОТЯЖЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И РАБОТ ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ КАРЬЕРОВ Практическая работа № 15УЛУЧШЕНИЕ СВОЙСТВ ГРАВИЙНЫХ И ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫХ СМЕСЕЙ Практическая работа № 16ВЫБОР ЗЕМЛЕРОЙНЫХ МАШИН ПО ТЕХНИЧЕСКИМ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Практическая работа № 17СОСТАВЛЕНИЕ ВЕДОМОСТИ ОБЪЕМОВ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ С РАЗРАБОТКОЙ ГРАФИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ МАСС.Практическая работа № 18РАСЧЕТ РЕСУРСОВ ДЛЯ БУЛЬДОЗЕРНЫХ И СКРЕПЕРНЫХ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА Практическая работа № 19РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ЭКСКАВАТОРОМ, РАСЧЕТ ВЕДУЩИХ МАШИН И РЕСУРСОВ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА Практическая работа № 20РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ АВТОГРЕЙДЕРОМ, РАСЧЕТ ВЕДУЩИХ МАШИН И РЕСУРСОВ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА Практическая работа № 21ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПЛОТНЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ Практическая работа № 22ПРОБНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТОВ КАТКАМИ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ Практическая работа № 23РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ РАБОТ И ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД Практическая работа № 24ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ СО СЛОЯМИ ИЗ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ Практическая работа № 25ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЦЕМЕНТА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТА И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ Практическая работа № 26РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГРУНТА МИНЕРАЛЬНЫМ ВЯЖУЩИМ МАТЕРИАЛОМ Практическая работа № 27 ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ Практическая работа № 28РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ И РЕСУРСОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ Практическая работа № 29 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДПОРНОЙ СТЕНКИ ПРИ ПЕСЧАНОЙ ЗАСЫПКЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАВНОМЕРНО-РАСПРЕДЕЛЕННОЙ НАГРУЗКЕ Практическая работа № 30ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДПОРНОЙ СТЕНКИ ПРИ ГЛИНИСТОЙ ЗАСЫПКЕ Практическая работа № 31ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДПОРНОЙ СТЕНКИ В ВИДЕ НАБЕРЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Практическая работа № 32ПОСТРОЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО КАЛЕНДАРНОГО ГРАФИКА ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Практическая работа № 33 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОТОКА И РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА Практическая работа № 34ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА МАШИН, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ Практическая работа № 35 ОБОСНОВАНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Практическая работа № 36ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРЬЕРОВ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ.

Читайте также:  Новые пособия для учеников

учебник по ремонту :: строительство :: ремонт :: Бабаскин :: Леонович

Следующие учебники и книги:

Транспорт является одним из “китов”, на которых стоит экономика. Именно он обеспечивает связи между предприятиями, объектами промышленности, торговли, сельского хозяйства и снабжения. Развитие любого города, области и страны напрямую зависит от развития системы транспортного сообщения, в которой автомобильные дороги занимают первое место. В зависимости от особенностей эксплуатации дорог их классифицируют на несколько типов. Строительство каждого осуществляется строго по технологии, регламентируемой специализированными органами. В этой статье мы подробно разберемся в том, какой бывает классификация дорожных покрытий.Дорожное покрытие виды Усовершенствованные капитальные: цементобетонные, асфальтобетонные; из прочных щебеночных материалов, обработанных в смесителях вязкими битумами или дегтями; мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании. Усовершенствованные облегченные: из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного в установке вязкими битумами.Переходные: Из щебеночных естественных каменных материалов и шлаков и гравийные; из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими.Низшие – грунтовые, укрепленные различными местными материалами.Для каждой категории дороги принимают определенные типы покрытия:

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Дороги V категории с интенсивностью движения менее пятидесяти автомашин в сутки допускается устраивать без одежды. Следует, однако, учитывать, что дороги с покрытиями низшего типа в большинстве случаев ограничивают проезд автомобилей весной, осенью и в период интенсивных дождей.Для стока поверхностных вод проезжей части и обочинам дороги, проложенным по гребню плотины, придают двухскатный поперечный уклон. Уклоны проезжей части должны быть 1,5-4%, причем меньшее значение для цементобетонных покрытий, а большее – для мостовых. Уклоны обочин на 10-20% больше уклонов проезжей части.

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Одежда в покрытиях гребня плотины бывает серповидного, корытного и смешанного (полусерповидного) профиля (рис. 31). В серповидном и полусерповидном вариантах одежду укладывают по всей ширине гребня плотины, а в корытном – только в пределах проезжей части. Основание в одеждах наряду с передачей нагрузок на грунт тела плотины выполняет также роль выравнивающего, морозозащитного и дренирующего слоя. Материалом для основания служит крупный песок или гравий, имеющие большой коэффициент фильтрации.Воду из дренирующего слоя корытного и полукорытного профиля отводят через дренажные воронки на откосы.Воронки располагают по обеим сторонам корыта в шахматном порядке, на расстоянии 4-6 м друг от друга. Сверху воронки покрывают дерном (травой вниз) для защиты от засорения дренирующего материала. В выходной части воронок на низком откосе укладывают обратный фильтр, предупреждающий суффозионный вынос частиц грунта. В верхнем бьефе концевая часть воронки примыкает к обратному фильтру откосного покрытия.Вдоль гребня плотины с обеих сторон устанавливают столбы или тумбы или другие ограждающие устройства из дерева, железобетона, камня и в исключительных случаях металла.Пример оформления гребня плотины дорожным покрытием булыжной мостовой с ограждающими деревянными столбами приведен на рисунке 32.

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Рис. 32. Булыжная мостовая по гребню плотины: 1 – одиночная мостовая; 2 – слой крупного песка =25 см; 3 – обратный фильтр из щебня; 4 – дренажные воронкиДля других типов покрытий гребень плотины выполняется так же, только для серповидного профиля не делают корыто.У плотин высотой до 10 м при отсутствии дороги гребень можно покрывать дерном или другим местным материалом. Если плотина сложена из глинистых грунтов, гребень следует защитить слоем из песчаного или гравийного грунта. Толщину защитного слоя, включая толщину покрытия, назначают в зависимости от глубины промерзания.Классификация дорожных покрытий

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Транспорт является одним из «китов», на которых стоит экономика. Именно он обеспечивает связи между предприятиями, объектами промышленности, торговли, сельского хозяйства и снабжения. Развитие любого города, области и страны напрямую зависит от развития системы транспортного сообщения, в которой автомобильные дороги занимают первое место. В зависимости от особенностей эксплуатации дорог их классифицируют на несколько типов. Строительство каждого осуществляется строго по технологии, регламентируемой специализированными органами. В этой статье мы подробно разберемся в том, какой бывает классификация дорожных покрытий.Как все устроеноДля увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и гужевого транспорта. Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.Общая структура дороги и классификация дорожных покрытийЛюбая дорога состоит из двух слоев:

Читайте также:  Новые социальные льготы и пособия

Дорожная «одежда» в свою очередь состоит еще из двух составляющих:Покрытие отличается высокой прочностью и износоустойчивостью. Это та самая «верхняя» часть дороги, которая принимает удары автомобильных колес и погодных условий на себя. Покрытие обязательно должно быть прочным, влагостойким, устойчивым и шероховатым, чтобы обеспечить необходимое сцепление колес с дорогой. В противном случае количество аварий на подобных участках будет просто «зашкаливать». Покрытие тоже состоит из еще двух слоев:

Основание представляет собой несущую часть дороги, которая состоит из многослойного специально обработанного вяжущими веществами грунта или каменных материалов. Любая дорога в поперечным разрезе напоминает кусок «наполеона» с «коржами» разной плотности и толщины.

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Совет: на дорожной одежде делается акцент при строительстве дорог. Доля ее стоимости от общих затрат на строительство обычно превышает 50%. Именно поэтому упор делается на качество одежды. Чем выше категория дороги, тем надежнее и прочнее будет этот слой.

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:

Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:

Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Жесткие и нежесткие покрытияНежесткие дороги можно «рассортировать» по видам:

Жесткие в свою очередь можно разделить еще на несколько подгрупп:

ПослесловиеПри выборе типа будущей дороги специалисты всегда отталкиваются от совокупности факторов, главным из которых принято считать интенсивность движения транспорта на участке. Чем она выше, тем выше будет износ дорожного покрытия. Соответственно в районах постоянной эксплуатации дороги строятся прочнее. Для более «спокойных» участков используют облегченную версию, которую в случае необходимости можно переквалифицировать в переходную, если в будущем планируется повышение нагрузки.Жесткие покрытия превалируют в густонаселенных районах с хорошо развитой инфраструктурой. Они же сильно уступают нежестким дорогам в сельской местности, где жестким покрытием обычно могут похвастаться только центральные улицы или дороги ведущие на крупные объекты сельского хозяйства.Процесс эксплуатацииВсем известно, что произойдет с домом или какой-либо вещью, если ее оставить без присмотра. Законы термодинамики обязательно возымеют свое действие и приведут к частичному или полному разрушению. Этот фактор не обходит и дорожные настилы. Поэтому время от времени они нуждаются в обслуживании и ремонте. Под обслуживанием может подразумеваться восстановление качественного сцепления покрышек с дорожным покрытием. Для этого ликвидируется наледь и снежные заносы с помощью техники и специальных химических добавок. На некоторых участках допускается ямочный ремонт, который призван к увеличению ровности поверхности дорожного настила.

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

В сезоны дождей производится осмотр и очистка дренажных систем, которые находятся у дорожных покрытий. Если этого не сделать, тогда жидкость будет скапливаться в слоях настила и при воздействии большого веса его просто может смыть. В пустынных местностях, где на настил может наноситься большое количество пыли, производится обработка специальным связующим составом. Его рассчитывают из номинального расхода в литр на квадратный метр. Такая обработка настила гарантирует повышение комфорта для водителя и механических частей во время езды по дорожному настилу.УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ, ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВАТема 8. Основные конструкции дорожных одежд.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 2931. Общие сведения о дорожной одежде.Дорожная конструкция – система, включающая дорожную одежду и земляное полотно.Земляное полотно – это дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов, воспринимающее нагрузку от подвижного транспорта и собственного веса и распределяющее эту нагрузку на основание.Дорожная одежда – это многослойная конструкция, предназначенная для перераспределения давления на грунт от действия транспортной нагрузки, обеспечивающая повышение сроков службы и транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.2. Конструкции дорожной одежды.Дорожная одежда состоит из следующих конструктивных слоев: покрытие; основание; дополнительные слои основания.Покрытие – верхняя часть одежды, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки от колес автомобилей. Слои покрытия распределяют и передают нагрузку на нижележащее основание. Для них используют более прочные и дорогие материалы. Состояние покрытия характеризуется ровностью и шероховатостью.Основание – несущая прочная часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием перераспределяет и уменьшает нагрузку на нижележащие слои. Основание может состоять из одного или нескольких слоёв.Дополнительные слои основания используют в качестве дренирующих, морозозащитных или прерывающих капиллярный подъем грунтовых вод.Подстилающий слой – это тщательно уплотнённый верхний слой земляного полотна, на который укладывают слои дорожной одежды. Прочность дорожной одежды обеспечивается устройством однородного, хорошо уплотнённого грунта земляного полотна и водоотвода.Тема 9. Типы дорожных одежд.

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 2931. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий область их применения.Эксплуатационные качества дорожных одежд определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на следующие основные конструктивные типы.Асфальтобетонные покрытия — наиболее совершенный тип дорожных покрытий. Они состоят из двух или трех слоев асфальтобетонной смеси, уложенной на прочное основание и тщательно уплотненной.Асфальтобетон образует ровную, удобную для движения поверхность смягчающую удары колес.2. Типы дорожных покрытий.Дорожное покрытие – верхний наиболее прочный слой дорожной одежды, воспринимающий непосредственное воздействие нагрузки и природно-климатических факторов и определяющий основные транспортно-эксплуатационные качества дороги. Покрытие может быть одно-, двух- и трехслойным. С целью уменьшения воздействия атмосферных факторов на материал дорожного покрытия (верхнего слоя) он может быть защищен тонким слоем минерального материала, обработанного органическим вяжущим. Этот слой называется защитным слоем.Тема 10. Укрепление обочин и разделительных полос.Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293Укрепление обочин существенно влияет на безопасность и скорость движения автомобилей, поскольку предотвращает попадание пыли и грязи на проезжую часть, создает условия для безопасного съезда на обочину в случае необходимости. Это особенно важно в осенне-весенний периоды года. Укрепленные обочины обеспечивают гидроизоляцию земляного полотна, повышая его прочность и устойчивость, предотвращают разрушение поверхности обочин при наезде автотранспортных средств. В зимнее время укрепленные обочины способствуют переносу снега во время метелей и облегчают его удаление при снегоочистке. Установлено, что узкие, но укрепленные обочины значительно более полезны, чем широкие, но неукрепленные .Покрытие на укрепленной полосе обочин (0,5-0,75 м) и на остановочной полосе (2,5 м) рекомендуется устраивать из цементо- или асфальтобетона, а также из обработанных вяжущими местных каменных, гравийных и других минеральных материалов. Поверхность остальной части обочин укрепляют в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других местных крупнозернистых материалов.Разделительные полосы на дорогах I категории сопрягают с проезжей частью путем устройства на разделительной полосе укрепленных полос. Остальную часть разделительной полосы укрепляют посевом многолетних трав и укрепление при помощи георешетки. или посадкой кустарников, располагаемых на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части.Тема11. Технология устройства дорожных оснований.

Читайте также:  Каков размер нового пособия на двоих детей?

Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293ВыводКак видно, дорожные настилы имеют сложную структуру, а также требуют особого подхода во время укладки. Эксплуатация дорожного покрытия включает в себя ряд мероприятий, который должны проводиться регулярно. Только в таком случае можно будет говорить о продолжительном сроке службы дорожного покрытия. Ямочные ремонты дорожных настилов допускаются в случаях, когда повреждение дорожного настила минимально. При необходимости обширного вмешательства для ремонта дорожного настила часть покрытия полностью вырезается и производится укладка нового дорожного настила.

Классификация дорожных одеждДорожные одежды подразделяются на капитальные, облегченные, переходные и низшие. К каждому из названных типов дорожных одежд относятся покрытия различных видов (табл. 2.10).

Ю г бабаскин технология строительства дорог учебное пособие минск новое знание 2014 с 293

Дорожная одежда должна обеспечить высокую надёжность и требуемые транспортно-эксплуатационные показателями в течение срока службы (между капитальными ремонтами).Для капитальных типов – 15 лет.Для облегчённых типов – 10 лет.Для переходных типов – 6-8 лет.Различают жёсткие и нежёсткие дорожные одежды.К жёстким дорожным одеждам следует относить одежды имеющие:

Основные виды дорожных покрытийДопускаемая скорость и удобство движения – определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на основные конструктивные типы.Асфальтобетон представляет собой искусственный строительный материал, который получается при уплотнении в горячем состоянии смеси, состоящей из подобранного по крупности малопористого каменного остова – щебня или гравия и песка, связанных между собой смесью тонкого минерального порошка с битумом, вводимым в зависимости от состава асфальтобетонной смеси в количестве от 3,5 до 9 %. Различают асфальтобетоны крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные. Особенностью асфальтобетонов является зависимость их свойств от температуры.Цементобетонные покрытия обладают большой монолитностью и высоким сопротивлением нагрузкам. Их строят в виде отдельны плит размерами в плане 3 : 4 или 6 : 7 м при толщине от 18 до 24 см. Плиты отделяются друг от друга швами, необходимые для компенсации изменений и длины при колебаниях температуры. Различают швы расширения, сокращающиеся при удлинении плит, и швы сжатия, расширяющиеся при укорочении плит. Для обеспечения совместной работы плит и сохранения их взаимного расположения в швы вводят стальные стержни – штыри, которые обеспечивают возможность изменения длины плит и передают с одной плиты на другую вертикальные нагрузки и частично изгибающие моменты. Свойства цементобетонных покрытий не меняются при колебаниях температуры. При правильном подборе состава бетонной смеси и соблюдении технологических правил строительства износ цементобетонных покрытий незначителен, и они более долговечны, чем другие виды дорожных покрытий.Пропитка – введение эмульсий или разогретых вязких битумов и дегтей в покрытие путем разлива по поверхности не полностью укатанного слоя щебня одинаковой крупности. Покрытия из щебня и гравия, обработанные органическими вяжущими материалами, хорошо сопротивляются разрушающему действию движения автомобилей благодаря прочному соединению каменных частиц, вводимых вяжущими. Такие одежды водостойки.Поверхностная обработка – тонкий защитный слой, создаваемый на поверхности дорожной одежды путем разлива 2 – 2,5 л/кв.м битума с последующей засыпкой очень мелким щебнем и прикаткой.Щебеночные покрытия обладают малым сопротивлением износу при проезде автомобилей, так как касательные усилия, возникающие в зоне контакта пневматических шин с покрытием, нарушают эффект укатки. Поэтому как самостоятельный тип щебеночные покрытия применяют лишь при малой интенсивности движения.Мостовые – покрытия и основания, устроенные из отдельных, установленных вплотную друг к другу естественных или искусственных камней.Усовершенствованные мостовые, устраиваемые из брусчатки или клинкера, отличаются ровной поверхностью. Мостовые из грубого колотого или валунного камня (булыжные мостовые) иногда используют на дорогах 2 и 3 категорий как покрытие временного типа или как основание под более совершенные типы покрытий, а на дорогах более низких категорий – как самостоятельный тип категорий.

Некрасов В. (ред. ) Строительство автомобильных дорог (Том 1)

В учебнике даны краткие сведения об элементах автомобильных дорог, о методах проектирования и строительства земляного полотна и дорожных одежд, организации и механизации строительства дорог, их ремонте и содержании.

Оцените статью