Введение в современную историю стран Азии и Африки

Введение в современную историю стран Азии и Африки pos gosuslugi

Александр Родригес-Фернандес, Андрей Дербенев, Наталия Лисицына, Владимир НикитюкИстория стран Азии и Африки (Новое время). Учебно-методическое пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Введение в современную историю стран Азии и Африки

Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики, МПГУ

Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Пояснительная записка

Методический материал к занятиям по курсу «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов Института истории и политики МИГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Специфика данного методического учебного пособия заключается в том, что оно, являясь продолжением и дополнением к «Методическим рекомендациям к семинарским занятиям по Новой истории стран Азии и Африки» (М., 2012), посвящено вариативным темам. Предыдущее пособие охватывало в первую очередь материалы по семинарским занятиям, включенным в основной курс истории Востока в Новое время в рамках существующей тогда нагрузки. Возможности расширения курса бакалавриата и появление дисциплин по выбору дают основание разработать актуальные темы занятий в данном пособии.

В частности, проблемы развития общественной мысли. Ведь XX столетие часто называют веком идеологий. А что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?

Не менее важны проблемы религиозной реформации. Современный мир переживает сейчас «возвращение к религии». Во многих странах религия воскрешается как единственный смысл сохранить свои традиции и культуру в потоке глобализации. Но проблема в том, что большинство старых религиозных догматов и запретов не отвечают потребностям современных обществ. Это вызывает необходимость в реформации и модернизации самих религиозных устоев. Эволюция политических идеологий и процессы религиозной реформации развивались на Востоке начиная с позднего колониального периода и вплоть до наших дней. Этим проблемам посвящены соответствующие темы пособия.

Ярким примером связи религии и общества является социальная структура, существовавшая в Индии. В теме 3 отражены проблемы, с которыми столкнулись индуисты после прихода европейцев, а также методы, которые использовали европейцы для изменения существующей социальной системы. В глазах представителя западной цивилизации восточное общество всегда представало диким и варварским. Это была одна из ключевых причин, по которой англичане решили модернизировать существующую систему индийского общества. Не зная традиций и воззрений, особенностей брахманического учения и индуизма, они принялись изучать данный феномен. Однако пристрастное отношение к индуистам как к варварам и невежам искажало их представления. В итоге традиционная индийская социальная система была изменена. Она стала более стройной и удобной в глазах европейцев, но потеряла свою специфику.

Подобная модернизация губительно отразилась на традиционных отношениях, царивших в Индии, хотя и не изменила их коренным образом.

Если в случае Индии модернизация религии происходила извне, то Османская империя, напротив, стремилась с помощью реформ укрепить свое государство.

Идеологические течения, существовавшие в Порте, представляют большой научный интерес. Османизм, панисламизм, пантюркизм – это бесконечная попытка власти остановить крушение своего государства. Османизм – детище турецких либералов, панисламизм – реакционное просултанское течение и пантюркизм – идея, объединяющая не только население тогдашней Турции, но и многие народы за ее пределами.

Неотъемлемой частью истории стран Азии и Африки в Новое время являются проблемы взаимоотношений с европейскими государствами. Сложившиеся в рамках колониальной системы, они одновременно стали ареной конкурентной борьбы между ведущими государствами Европы и Россией. Исходя из степени и продолжительности влияния на международные отношения, историки выделяют несколько проблем: в первую очередь – Восточный вопрос и вторая – так называемая Большая игра.

По-видимому, именно Восточный вопрос стоит рассматривать как краеугольный камень в международных отношениях стран Востока и Запада с последней трети XVIII в. и до начала 1920-х гг. Этот комплекс противоречий вместил огромное количество проблем, ставших определяющими для многих государств – Османской, Российской и Австро-Венгерской империй, Франции, Великобритании, Пруссии, всего конгломерата балканских государств и некоторых восточных стран. В попытке решения Восточного вопроса государства начинали войны и поднимали восстания, подписывали беспрецедентные мирные договоры и составляли удивительные в своем противоречии военно-политические союзы.

В этом смысле «Большая игра» есть всего лишь противостояние Великобритании и России, однако оно не менее серьезно и всесторонне отражалось как на судьбах некоторых азиатских стран, так и на политике ведущих европейских государств на протяжении всего XIX – начала XX в. (многие историки считают, что «Большая игра» не закончилась 1907 г., а лишь вышла на новый уровень).

На семинарских занятиях учащиеся попробуют разобраться в хитросплетениях интересов и мотивов всех участников Восточного вопроса и «Большой игры». Проанализируют последствия принятых когда-то решений и возможные пути решения схожих проблем в современном мире.

Казалось бы, особняком в этом вопросе стоит Китай. Мы знаем, что это государство отличалось тем, что в нем отсутствовала какая-либо религия. Специфика китайского мировоззрения была таковой, что она сочетала в себе три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые нередко противоречили друг другу. Именно поэтому в XIX в. Китай оказался на распутье. С одной стороны, маньчжурским правительством навязывалось конфуцианское учение, с другой – были крепки народные верования, с третьей – образованный класс занимался изучением чань-буддизма. Архаичные традиции каждого из этих течений не удовлетворяли пытливой мысли прогрессивной китайской общественности. Вместе с этим усилилось идеологическое влияние западных держав: с каждым годом в Китай прибывало все больше и больше миссионеров.

Итогом этого стало сначала Тайпинское восстание, провозгласившее своей идеологией христианское учение, а затем восстание ихэтуаней, имевшее четкую антихристианскую направленность.

Также в пособии четко обозначены проблемы, связанные с предпосылками становления Королевства Саудовская Аравия, Королевства Бахрейн и других государств Аравийского полуострова, а также государств Магриба. Основной упор тем не менее сделан на темах, имеющих отношение к колониализму стран Запада в указанных регионах. Изучение этих вопросов помогает понять истоки многих нынешних трудностей в арабских странах, в том числе и проблем, которые явились на свет при участии колониальных стран.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по истории стран Азии и Африки является:

Настоящий учебник издается в трех частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии XVI–XIX вв., во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX вв., в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1Развитие общественной мысли на Востоке

1. О некоторых закономерностях общественной мысли.

2. Эволюция общественной мысли.

3. Восток между традиционализмом и современностью. Культурная специфика и местные особенности.

4. Просветительство на Востоке и его типология.

5. Ранние рационалисты и просветители.

6. Буржуазное просветительство на Востоке.

8. Особенности восточного просветительства.

Подчинение жизни «человека общественного» объективным законам физиологии, психологии, экономики и экологии, этнообразова-нию и социальным отношениям. По-прежнему нерешенность многих проблем эволюции человеческих обществ. Актуальность выявления и уточнения законов и закономерностей, управляющих бесчисленным множеством явлений общественной жизни. Общественная мысль как часть общественного сознания. Ее относительная самостоятельность. Реакция на всякое новое общественное явление лишь на основе уже сложившихся представлений и ценностей прежней шкалы. Восприятие в массах новых научных идей на веру, отождествление национализма с религией, социализма как религиозного предписания. Зависимость динамики общественной мысли от внешних влияний, взаимодействия культур, реализующихся через человеческую личность. История общественной мысли как история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностей.

Новые функции восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка. Необходимость трансформации их социально-экономических структур и нового мышления. Начало пробуждения

Востока, повсеместного осмысления отношения к Западу и собственного бытия: восприятие Запада как образца развития, но при этом защита собственных непреходящих ценностей. Развертывание культурно-просветительской и реформаторской деятельности, направленной на ликвидацию политической и социально-экономической отсталости. Нарастание остроты противоречий между новыми социальными силами и колониальной администрацией. Постепенная смена (к началу XX в.) фазы национального пробуждения на фазу национального освобождения.

Столкновение традиционной восточно-феодальной культуры с ее универсализмом и спиритуализмом и рационалистической буржуазной культуры. Образование двух основных полюсов в борьбе «старого» и «нового». Один полюс – концепция пути к «царству справедливости и счастья» через возврат к нормативному комплексу (отбрасывающему современную культуру как противоречащую идеалу). Другой полюс – теории и взгляды, опирающиеся на идеализацию западного общества и современные пути развития (появление крайних либерально-буржуазных, модернистских взглядов, отрицающих всякий положительный потенциал в традиционной культуре).

Рационализм как функция «самовыражения общественной мысли», развивающаяся по законам логики и психологии. Истоки колониального рационализма в восточном Средневековье (Рази, Ибн Рушди, аль-Фараби, Ван Янмина, Хуан Цзунси и др.). Буржуазное просветительское движение XIX в. Источники и содержание просветительской мысли, обусловленной развитием научного знания. Светские и религиозные реформаторы и модернизаторы: Лин Цичао в Китае, Фукудзава Юкати в Японии, Л. Г. Десмук в Индии, Мараган в Иране, Намык Кемаль в Турции, Аль-Афгани, М. Абдо, Ф. Антуан в арабских странах. Влияние их деятельности на внутреннее сближение различных групп, формирование общественного мнения и складывание прослойки либеральной интеллигенции на почве общих интересов, культуры и просветительских идей вообще. Качественные отличия позднего просветительства (начала XX в. и периода Первой мировой войны). Патриотизм, приверженность национальным культурным ценностям, традиции во взглядах Ар-Рейхани, Таха Хусейна, Ху Ши, Сунь Ятсена, М. Ганди, Тосана и др. Позднее просветительство как течение реформаторской мысли, перестройки религиозного сознания, национально-освободительных идеологий.

Читайте также:  Новейшая история пособие для средней школы
Тема 1. 2 (семинар)Идеологии национально-освободительного движения

1. Национализм и наднациональные идеологии.

2. Национализм и религия.

3. Антииностранный аспект народных движений.

Формирование идеологии национально-освободительного движения как общее явление для политической мысли народов колониальных и зависимых стран. Развитие национализма как главное направление в общественной мысли народов Востока второй половины XIX – начала XX в. Разочаровывающий опыт освободительной борьбы против колонизаторов традиционными методами. Значение поражения народных движений в Китае, Индии, Иране, Ираке в конце XIX – начале XX в. для развития национальной идеи. Многочисленные попытки определения сущности национализма в его идеологической социальной, общественно-политической и культурно-психологической сущности. Нация и национализм как категории индустриальной эпохи (с корнями, уходящими в далекое прошлое). Национализм – идеология, облеченная в форму внеклассовой системы взглядов, отражающих гиперболизацию национальной специфики на лингвоэтнической или территориальной основе, с идеализацией национального своеобразия, культивированием традиций, обычаев, языка, истории, моральных норм, общности интересов и т. и. Национализм угнетенной нации, направленный против чужеземного гнета или угрозы порабощения (реального или надуманного). Сфокусированность всех передовых общественных движений колониального Востока на проблемах национально-освободительного движения. Превращение национализма в господствующую идеологию. Связь национализма с национальным самосознанием как формой группового сознания, фиксирующего действительность или воображаемые черты лингвоэтнической группы, для которой такое единство и общность исторической судьбы и интересов, а иногда также общность вероисповедания выполняют объединительную функцию. Полный приоритет принадлежности к нации над племенной и классовой общностью, семейными узами и личностью.

Определение наднациональных идеологий как условное название течений политической мысли, абсолютизирующих подлинное или иллюзорное единство социальных и политических макрогрупп на общей территориальной, расовой, этнокультурной, религиозной основе, притом, что системообразующим элементом таких идеологий выступает, как правило, что-нибудь одно. Сущность паназиатизма, панисламизма, паносманизма, пантюркизма и религиозного национализма. Взгляды Мустафы Камиля, Каи Ювэя, Ляо Цичао, Аун Сана, Дж. Неру, Хосе Рисаля, аль-Кавакиби и др.

Религия как орудие политики, нередко определяющая поведенческие нормы верующих, вплоть до колониального периода являвшаяся главной доступной для масс формой осознания ими своего угнетенного и униженного положения. Секуляризм первой волны восточных националистов, попытки провести четкую грань между политикой и религией. Стремление националистов предотвратить религиознообщинные конфликты в многоконфессиональных странах ради достижения общегосударственных целей. Апелляция либеральных лидеров к традициям нерелигиозного характера, национальной истории, чтобы не задевать чувств верующих. Отношение к религии как к важному источнику культурных и морально-этических ценностей, при стремлении ограничить ее влияние на политику и общественную жизнь. Тесная связь национализма и ислама в арабских странах, наличие там исламизированных форм национализма. Сложная и противоречивая связь национализма и религии, выступающих мощными идейными стимулами социальной и политической жизни. Зависимость в их совместных действиях или противодействия друг другу от местной специфики. Взгляды на эту проблему виднейших восточных националистов и религиозных реформаторов: Зия Гёкальп (Турция), Аун Сан (Бирма), Даянанда, Ахмад-хан (Индия), Аль-Афгани, Мухаммед Абдо (арабские страны), Сукарно (Индонезия), Каи Ювэй (Китай) и др.

Роль идеологий национально-освободительных движений в анти-иностранных (антиколониальных) народных движениях: Иран (1848–1852), Индия (1857–1859), Китай (1850–1864), крестьянские и городские бунты в Корее (конец XIX в.), восстание в Аче (Индонезия, 1873–1913), Корея (1893–1896), махдистское восстание в Судане (1879–1881), восстание ихэтуаней в Китае (1898–1901), революции периода «Пробуждения Азии» и бунты в период Первой мировой войны. Девизы народных восстаний (например, «Убивай англичан и турок и не плати налоги!» – Судан 1879 г.). Национализм и религия в борьбе за «попранную справедливость» и против иностранцев. Программы и идеологии восставших. Движущие силы революционной борьбы и возникновение радикальных идеологий.

Тема 1. 3 (семинар)Проблемы социальной справедливости

1. Пути достижения национальных целей.

3. Распространение и преломление социалистической идеи.

Качественные изменения в антифеодальном и антиколониальном движении к началу XX в. Политические партии вместо просветительских клубов. Возрастание поддержки масс средним слоям городского общества и складывание политических институтов. Широкий спектр по степени радикализации требований, путей и методов достижения целей. Повсеместное выделение двух главных направлений политической мысли: умеренно-либеральное в духе европейского либерализма и радикальное. Расхождение в выборе средств достижения главной цели – независимости. Ориентация умеренных на западное общество, стремление достижения независимости через осторожную модернизацию политической и экономической структур, внедрение конституционно-парламентских норм жизни. Стремление радикалов к немедленному освобождению и национальному суверенитету, признание законным и необходимым применение насилия в борьбе за свободу, вера в народ. Выход в разных странах на авансцену (в зависимости от обстановки) то одного, то другого течения. Переход к началу XX в. лидерства в национальном движении и в разработке его идеологии к средним слоям городского общества как наиболее активной политической силе того времени. Многочисленные примеры прихода к руководству национально-освободительным движением радикальных элементов, оттеснявших на время умеренных националистов. Обстоятельства, определяющие преобладание умеренно-либеральных тенденций: вера восточной интеллигенции в цивилизаторскую миссию Запада на Востоке, вера в могущество разума, способность науки, просвещения, демократических институтов преобразовать мир на основе прогресса, кризис традиционных идеологий, которые уже не в состоянии служить опорой новым формам общественного бытия. Желание либерального Востока «стать Европой», сохранив культурное своеобразие. Реформаторские и революционные взгляды крупных националистов данного периода: Тилак, Наороджи (Индия), Бургиба (Тунис), Аббас (Алжир), Рисаль (Филиппины), аль-Кавакиби (Сирия), ас-Сейид (Египет), Сунь Ятсен (Китай).

Незначительное представление о социализме на Востоке до начале XX в. Формирование мнения об учении, провозглашающем имущественное равенство людей, противоречащее религиозным представлением («История социалистических учений» Аль-Мансури, 1902 г., Каир). В то же время понимание социализма (как органической части западной общественной мысли привлекает к нему внимание) передовой восточной интеллигенцией как теории социального прогресса. Надежды на социализм как путь разрешения противоречий между трудом и капиталом через просвещение народа и выполнение религиозных морально-этических норм, на постепенное улучшение условий труда и жизни трудящихся. Восприятие равенства как принципа взаимопомощи (исключающего распределение по труду) и принципа возрастного разделения труда («Молодые строят, люди средних лет – учат, стариков окружают заботой». Иэнага Сабуро). Усиление позиций марксизма в начале XX в. и особенно в годы Первой мировой войны. Индонезийский марксизм («мархаэнизм») Сукарно; влияние Маркса и Ленина на формирование мировоззрения Неру; идеология революционной демократии Сунь Ятсена; вариант идеи «государства благоденствия» М. Хатта; пропаганда марксизма Хаярдалом; варианты арабо-мусульманского социализма ар-Рейхани. Преобладание во взглядах социальных реформаторов радикального направления тех положений социалистических учений, которые согласовывались с традиционными взглядами на идеальное общество или могли быть истолкованы в традиционном духе.

Введение в современную историю стран Азии и Африки

Язык: русский

Издательство:
Город издания: Москва
Год издания: 2018
ISBN:
Размер: 447 Кб

сообщить о неприемлемом содержимом

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов исторических факультетов. Лекционные материалы могут быть использованы при изучении курса Новой истории. В пособии дается тематика лекционных и семинарских занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам и охватывает комплекс теоретических проблем, рекомендуется студентам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Историческое образование»); 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «История и Обществознание», «История и Иностранный язык (английский)», «История и Право»; 46.03.01 История (профиль «Историческая политология»).

Данное произведение размещено по согласованию с ООО “ЛитРес” (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Методический материал к занятиям но курсу «Новая история стран Азии и Африки»

Александр Мануэльевич Родригес доктор исторических наук

Владимир Александрович Никитюк кандидат исторических наук

Александр Юрьевич Кузьмин кандидат исторических наук

Кирилл Александрович Киселёв доктор исторических наук

Ирина Абрамовна Нидерман кандидат педагогических наук

Овсянников П.В., доктор исторических наук

Проф., МГТУ им. М.А. Шолохова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Утверждено на заседании

кафедры новой и новейшей

Протокол № 3 от 24.11.2011

Зав. кафедры доктор ист. на__к,

профессор Родригес A.M._________

К СЕМИНАРСКИМ И ЛЕКЦИОННЫМ

для подготовки бакалавров по направлению:

050100.62 – Педагогическое образование

030600.62 – История

Методический материал к занятиям по курсу «Новая история стран Азии и Африки» предназначается для студентов исторического факультета МПГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса Новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Новая история стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами Всеобщей истории, одним из основных профилирующих предметов, изучаемых на исторических факультетах вузов педагогического профиля. Так же, как и курсы по истории стран Азии и Африки в Средние века и Новейшее время, курс Новой истории имеет важнейшее политическое и научное значение, определяемое ролью стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе.

На 2–3 курсах исторического факультета педагогического университета предусмотрено проведение лекционных, практических занятий и семинаров по Новой истории стран Азии и Африки для подготовки бакалавров по специальностям: 050100.62 – педагогическое образование профиль подготовки «История» и 030600.62 – История профиль подготовки «Историческая политология»

Изучение Новой истории стран Азии и Африки связано со значительными трудностями, хотя эти страны развивались в соответствии с общими законами развития человеческого общества, их история имела и свои специфические особенности, усвоение которых должно явиться одной из главных задач студента. При подготовке к занятиям студенты учатся работать с источниками картами над историческими монографиями и учебными пособиями, сравнивать различные точки зрения исследователей.

Курс охватывает комплекс теоретических проблем по истории стран Азии и Африки за достаточно длительный хронологический период (XVI век – начало XX века), в рамках которого действовала политическая, экономическая, социальная, религиозно-идеологическая, историко-культурная и этнокультурная среда изучаемого региона.

Методологической основой курса является комплексный подход к изучению восточных цивилизаций, развиваемый отечественной школой востоковедов с учетом позитивных достижений западными и восточными школами. В рамках цивилизационного подхода тематика занятий предполагает масштабное освещение исторического развития стран Азии и Африки в очерченный хронологический период, выявление его наиболее характерных срезов и тенденций, а также анализ региональных специфических особенностей конкретных государств и регионов.

Читайте также:  Пособие на детей на новый год в 2021 году будут

В пределах тем лекционных и семинарских занятий значительное внимание уделяется отдельным историческим личностям, их конкретной исторической деятельности, а также в процессе раскрытия исторической специфики рассматриваемой эпохи вводится определенное количество терминов и понятий.

На вводном занятии желательно познакомить студентов с проблемой формационного и цивилизационного подходов к историческим процессам стран Азии и Африки в Новое время. Приступая к систематическому изучению курса, студент должен, прежде всего, остановить свое внимание на двух главных общих вопросах по Новой истории стран Азии и Африки, а именно:

1) подвести итог предыдущего, средневекового периода истории изучаемых стран Азии и Африки;

2) определить суть основных тенденций развития стран Азии и Африки в новое время.

При изучении этих вопросов следует самое пристальное внимание уделять, прежде всего, анализу экономического положения стран Азии и Африки, делая упор на внутренние закономерности их экономического развития, избегая подмены внутренней истории этих стран историей колониальной политики европейских держав. Разумеется, не следует при этом впадать в крайности и вообще не учитывать влияния на внутреннюю историю стран Азии и Африки империалистических стран, тем более что в изучаемое время колониальная политика метрополий оказывала на их историю более сильное воздействие, чем в средние века.

Изучая историю стран Азии и Африки, не следует рассматривать эти страны в качестве некой единой, целостной системы, и не противопоставлять «весь Восток» «Западу», при этом необходимо учитывать, что в то же самое время европейские государства также развивались неравномерно. Каждая из стран Азии и Африки имела свои особенности развития, которые и должны быть выявлены в ходе занятий. Учитывая различные варианты внутренней периодизации, начало Нового времени, как отдельной части всемирной истории относится к рубежу XV–XVI столетий, это обусловлено началом великих географических открытий последствия, которых изменили мировое общественное развитие. В Европе приток ценностей, первоначальное накопление капитала, революция цен стали мощным катализатором в развитии капиталистических отношений, а в афро-азиатском мире изменение транзитных путей мировой торговли, упадок городов и начавшееся колониальное проникновение привело к значительному усугублению структурного кризиса охватившего восточное общество ещё в позднее средневековье. Поэтому основным содержанием периода новой истории является формирование общемировой колониальной системы разделившей мир на горстку метрополий «Запад» и огромное количество зависимых от них стран «Восток», так же частью этого процесса являлась борьба народов стран Азии и Африки за своё освобождение. Завершающим рубежом Новой истории считается Первая мировая война открывшая новый всемирный хронологический период Новейшей истории.

Откуда следует, что Новая истории стран Азии и Африки, имеет своей отправной точкой конец XV – начало XVI вв., и с этого момента начинается отсчёт Нового времени Всеобщей истории, частью которой является также Новая история стран Азии и Африки. Социально-экономическое состояние отдельных стран, племен и народов Азии и Африки, находилось к концу XV века либо в стадии феодализма, сопровождавшегося, в отличие от стран Европы, весьма слабым развитием зарождавшихся капиталистических отношений; либо – на уровне раннефеодальных отношений, а некоторые общества – в стадии родоплеменных отношений (особенно в Тропической и Южной Африке).

Для объяснения особенностей развития стран Азии и Африки на первый план выдвигалась проблема их, так называемой, отсталости и тезис о замедлении темпов их социально-экономического развития. Разумеется, причины этого отставания от Европы были различны, зависели от конкретно-исторической обстановки, которая сложилась в той или иной стране. Однако есть также немало общих моментов, если и не для всех, то, во всяком случае, для некоторых стран Азии и Африки. К числу их относится, например, сохранение в наиболее развитых странах, как в течение всего изучаемого периода, так и в течение почти всего изучаемого периода, отсталых форм землепользования, известных с древнего времени, и экстенсивной феодальной эксплуатации крестьянства. Важную роль в замедлении темпов социально-экономического развития сыграл колониальный захват некоторых стран Азии и Африки в новое время европейскими державами.

В большинство стран Ближнего и Среднего Востока европейцы проникли в новое время без особых трудностей; что касается стран Дальнего Востока, то в некоторые из них доступ европейцам был запрещен, такие страны считались «закрытыми». «Закрытие» страны, изоляция ее от внешнего мира преследовали цель увековечить существующий строй и были, таким образом, фактором, способствующим сохранению экономической отсталости страны, отживших политических институтов и форм идеологии. Что касается исторических последствий «закрытия» стран Востока, с точки зрения самозащиты от европейских хищников, то практически этот момент (кроме Японии) не имел существенного значении. Пресловутое «закрытие» не смогло спасти дальневосточные государства от дальнейшего отставания по сравнению с передовыми станами Европы.

Студентам необходимо определить, насколько применимы термины «развитой феодализм», «поздний феодализм» и «капитализм» к новой истории стран Азии и Африки, раскрыть понятие «восточная цивилизация», которую отличает традиционность, более медленные темпы развития по сравнению с Западом, что отчетливо проявилось в данный период. Следует также учитывать, что общества в различных регионах мира развивались на базе своеобразных форм общины: античной и германской, славянской, азиатской, а это существенно влияет на их судьбы в следующие периоды истории.

Для объективной оценки событий новой истории стран Азии и Африки необходимо хорошо себе представлять фундамент традиционных обществ этих государств, их ориентацию, систему ценностей, приоритеты, структуры, разбираться в вопросах религии, культуры, национального менталитета.

Целью семинарских и практических занятий является детальное изучение источников, отдельных значимых событий, развитие соответствующих профессиональных умений и навыков. Тематика семинарских занятий составлена с учетом того, чтобы избежать повторения тем лекций, а также глубже изучить те или иные события. При изучении материалов следует научиться сопоставлять различные взгляды, трактовки, вырабатывать собственную точку зрения на те или иные события.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по новой истории стран Азии и Африки является:

Настоящий учебник издается в трёх частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в XVI–XIX веков, во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX веков, в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1 (лекция)Страны Азии и Африки к началу нового времени

1. Влияние географических условий на отличия в развитии европейского и афроазиатского регионов.

2. Дискуссия об «азиатском способе производства» – «АСП». Верховная собственность (государственная монархия) на землю в странах Азии и Африки.

3. Политические и социально – экономические отличия европейской «абсолютистской монархии» и «восточной деспотии».

4. Социальная структура общества и статус человека на Востоке.

5. Институт собственности в восточных цивилизациях. Феномен «власти – собственности». Феодалы и торговая буржуазия, трайбализм.

6. Роль и место религиозного сознания на Востоке.

7. Общие причины структурного кризиса всех афро-азиатских государств в позднее средневековье.

Источники и литература

1. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М., 1999;

2. Коран (любое издание);

3. Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993;

4. Будда. Конфуций: Жизнь и учение. М., 1995. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983;

5. Гусева Н. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977;

6. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990;

7. Зотов О. В. Китай как «универсальная» монархия и псевдоданничество «варваров» // Восток. 1994. № 2;

8. Кеоун, Дамьен. Буддизм. М., 2001;

9. Кнотт, Ким. Индуизм. М., 2001;

10. Крывелев И. А. История религий. В 2-х тт. М., 1988;

11. Массэ, Анри. Ислам. Очерк истории. М., 1963;

12. Молявин В. В. К типологии цивилизаций Запада и Востока // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 5;

13. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975;

14. Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай. М., 1994;

15. Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1991;

16. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981;

17. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993;

18. Рубин В. А. Благородный муж и власть в классическом конфуцианстве //Восток. 1994. № 5;

19. Светлов Г. Е. Колыбель японской цивилизации: (Нара: история, религия, культура). М., 1994;

20. Светлов Г. Е. Путь богов: (Синто в истории Японии). М., 1985;

21. Светлов Г. Е. Японская цивилизация. История, религия, культура. М., 1994;

22. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М., 1975;

23. Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб., 2004;

24. Феномен восточного деспотизма: Структура управления и власти. М., 1993.

При усвоении студентами этой темы необходимо понять, что конец средневековья в Западной Европе связан с Великими географическими открытиями, с зарождением торгового капитализма, а также с возникновением абсолютных монархий, но, несмотря, на все эти изменения империи Азии в XV веке казались более могущественными и, безусловно, более богатыми, чем западноевропейские страны.

Многие государства Азии и Северной Африки были историческими преемниками великих очагов древней культуры, которая сложилась в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, Тигра и Евфрата, Нила и Ганга, где было создано высокоразвитое поливное земледелие, возникли первые системы письменности, и календарей. В дальнейшем сложились три великие цивилизации: китайско-конфуцианская, индо-буддийская, арабо-исламская, каждая из них внесла существенный вклад в развитие мировой культуры.

Китайцы изобрели порох, книгопечатанье, фарфор, бумажные деньги, Китаю мир обязан знакомством с культурой чаеводства и шелководства. Конфуцианская философия и этика оказали влияние на Японию, Корею, Вьетнам юго-восточную Азию и другие страны Дальнего Востока.

В Индостане впервые выведен хлопчатник, индийцы научились получать сахар из сахарного тростника (в Европе делали горьковатый кленовый сахар), здесь появились домашние куры, широко использовались пряности. Буддийская и индуистская философские системы повлияли на Японию, Корею, Монголию, Китай и страны Южной и Юго-Восточной Азии.

Читайте также:  Новое пособие для двоих детей

Арабо-исламский мир познакомил народы Европы с алгеброй и медициной, химией и астрономией. В 1079 г. поэт, философ, математик и астроном Омар Хайям исправил годовой календарь, в Европе подобный по точности календарь появился только в 1582 г., он был утвержден папой Григорием XIII и с тех пор называется григорианским. Знаменитый иранский историк Рашид ад-Дин создал всемирную историю всех народов от Западной Европы до Китая, причем сделал это в XIV в., когда европейские историки и не мыслили такими масштабами.

Основными причинами отставания Востока от Запада в позднее средневековье следует признать обусловленность отличий географической среды и климата, приведших к абсолютному преобладанию поливного земледелия и как следствие к зависимости сельского труда от работы ирригационных сооружений, строительство и эксплуатация которых было делом общегосударственным. Сосредоточение огромной собственности в руках одного человека – монарха и появление особого вида управления государством – «восточной деспотии» способствовали сверх концентрации военно-феодальной системы, а законсервированная веками сельская община, препятствовала развитию простой капиталистической кооперации, а затем и возникновению мануфактур. Кроме того, при всем том общем, что можно обнаружить в характере восточного и европейского городов, между ними существовали и немаловажные различия. Отличительной чертой восточного города следует считать высокую степень концентрации здесь крупных и средних феодалов, не имевших, как правило, личного хозяйства в деревне и проживавших вместе с семьями, челядью и воинскими отрядами в городе. Политическое преобладание феодалов в восточном городе усиливалось их экономическими позициями; концентрировавшаяся здесь феодальная земельная рента расходовалась частично на приобретение недвижимости в городе. В условиях деспотических восточных государств с жесточайшей системой бюрократии сложился тип города, не знавшего городских вольностей и свобод. Безраздельная власть феодалов в городе препятствовала консолидации сословий горожан, а отсутствие законов об охране жизни и имущества обрекало на бесправное положение торгово-ростовщические слои, таким образом, восточный город не смог выполнить своей основной исторической миссии втянуть деревню в сферу господствовавших в городе товарно-денежных отношений, как это имело место в Европе. Всё это и стало причиной использования капитала на Востоке не для расширения воспроизводства, а для незаконного приобретения земли и феодальных привилегий, а также сохранению денег в виде сокровищ. Еще одним выраженным отличием стран Азии и Африки от Запада, связанным также с географической ситуацией было наличие пустынь и полупустынь и как следствие огромное количество кочевников, которые подвергали все эти государства постоянным набегам и завоеваниям со всеми многочисленными негативными последствиями

При ознакомлении студентов с темой необходимо учитывать, что изучаемый хронологический период приходиться на начало колониальной эпохи, в которую происходили активные процессы интеграции. Колониализм стал фазой нового этапа истории человечества, приведший к тотальному соприкосновению различных цивилизаций. С одной стороны, мир стал объединенным и взаимозависимым, но с другой, диалектика данных процессов была такова, что при контакте с другими культурами и цивилизациями включалось в действие «свойство плоского зеркала», когда в чужом узнавалось лучше своё отражение со всеми достоинствами и недостатками.

Тема 2 (семинар)Империя великих Моголов

1. Возникновение империи, географическая, демографическая, этническая, религиозная и сословно-кастовая ситуация в Индостане.

2. Аграрные отношения и формы землевладения и землепользования (заминдары; джагирдары; государственный фонд (халисэ), земельная собственность мечетей и храмов (вакуфы)).

3. Деление индийского общества на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры

(«чистые», низшие)), неприкасаемые. Законы Ману (Манавардхама шастра).

4. Феодалы-мусульмане. Индийские феодалы и их иерархия. Этно – религиозные

отличия и устройство индийской общины. Общинный совет – панджаят. Категории общинников (мирасдары, паттидары, пришлые арендаторы и ремесленники, слуги и рабы). Принцип джаджмани.

5. Структура индийского города и основные виды занятости населения. Города как религиозные центры и как ставки феодалов.

6. Кризис империи Великих Моголов и его причины. Выступление против власти Моголов в XVII–XVIII вв. (сикхи, маратхи, джаты и др.)

Источники и литература: 1. Абу-л Фазл Аллами Акбар-Наме. Самара, 2003;

2. Азимджанова С.А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. М., 1977;

3. Азимджанова С.А. Новые сведения о «Хатт и Бабури». М., 1963;

4. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М. История Индии. М., 1979;

5. Антонова К.А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556–1605 гг.). М., 1952;

6. Антонова К.А. В Акбаровской Индии.// В кн.: Ученые записки Тихоокеанского института. М.-Л., 1949. Т. II;

7. Ашрафян К.З. Общинное и частное землевладение в Могольской Индии (по земельным документам XVI – середины XVIII в.).// Восток, № 2, 1996;

8. Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII – сер. XVIII вв. М., 1983;

9. Ашрафян К.З. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. М., 1977. (Гл. 3, 4);

10. Ванина Е.Ю. Средневековое городское ремесло Индии XIII–XVIII вв. М., 1991;

11. Ванина Е.Ю. Очиститься от тьмы невежества (о правлении Акбара).// Азия и Африка сегодня, № 2, 1993;

12. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. С. 35^6;

13. Всемирная история. М., 1958. Т.4;

14. Гольдберг Н. М., Очерки по истории Индии, М., 1965;

15. Девяткина Т. Ф., Ликвидация княжеств в современной Индии, М., 1961;

16. Дьяков А. М., Национальный вопрос в современной Индии, М., 1963;

17. Егорова М. Н., Трудовое законодательство в Индии, М., 1962;

19. Книга для чтения по истории средних веков. М., 1991. С. 157–163.

20. Люстерник Е. Я., Русско-индийские экономические, научные и культурные связи в XIX в., М., 1966;

21. Неру Д ж., Открытие Индии, пер. с англ., М., 1955;

22. Новая история Индии, М., 1961;

23. Общественно-политическая и философская мысль Индии. Сб. статей, М., 1962;

25. Райков А. В., Пробуждение Индии, М., 1968;

26. Синха Н. К. и Банерджи А. Ч., История Индии, пер. с англ., М., 1954;

27. Хрестоматия по новой истории. М., 1963. Т. 1. С. 518–546.

На данном занятии необходимо рассмотреть начало возникновения империи Великих Моголов, её правителей, как представителей тюрского происхождения, правивших на Индостане с 1526 года по 1858 год, указать различные формы землевладения XVI–XVIII вв., подчеркнув монопольную роль государства в аграрной сфере. Народы, населяющие Индостан накануне нового времени находились на различных стадиях общественного развития – от разложения родоплеменного строя до развитых форм государственности. Термин «феодализм» применительно к Индии в современном отечественном востоковедении употребляют редко, чаще исследователи пишут о «государственном феодализме» или «восточном феодализме». Действительно, для Индостана XVI–XVIII вв. было характерно вмешательство государства во все сферы жизни общества при сохранении государственной формы собственности на землю. Это выражалось в том, что государство присваивало себе определенную долю урожая в виде налога-ренты практически со всей земли, заставляя земледельцев платить налог в натуральной форме, позже – в денежном эквиваленте.

При освещении вопроса о сословно-кастовом строе в Индии важно отметить отличие каст от варн и изменения, которые произошли с индийскими кастами по сравнению с периодом древнего мира и средних веков. Индийское общество традиционно было построено на системе каст, хотя применительно к Индии “каста” не корректное название, происходящее от латинского слова. В Индии существуют 4 варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati – профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть кастами. Система варн сформировалась еще в древней Индии. Само слово варна означает в переводе с санскрита цвет, внешний облик или качество.

Изучая вопрос об индийском городе, ремесле и торговле, следует определить основные отрасли индийского ремесла, особенности формы его организации и отличие индийского города от европейского. Рассмотреть вопрос о том можно ли говорить о складывании рынка в период империи Великих Моголов.

Студенты должны сформулировать вывод о том, на каком этапе общественного развития находился Индостан в эпоху империи Великих Моголов. Важно также рассмотреть роль общины в общественной жизни Индии данного периода и вопрос о собственности на землю в рамках индийской общины.

Необходимо рассмотреть появившиеся государственные образования после распада империи Великих Моголов. Доминирующее положение занимало государство Маратхов, созданное маратхами в 1674 году во главе с Шиваджи. Страна маратхов в XVIII веке превратилась в огромную империю, занимавшую большую часть индостанского субконтинента. В ходе трёх англо-маратхских войн (1775–1782 гг., 1803–1805 гг., 1817–1818 гг.) британцы завоевали у маратхов Дели и некоторые другие территории, а сами князья превратились в вассалов Ост-Индской компании.

В Южной Индии династией Водеяров было основано Майсурское царство. Майсурская династия начинает свой отсчёт от 1399 года, до появления Раджи Водьяра в 1578 году Майсурское царство было маленькой частью огромной империи Виджаянагар. Владычество Водеяров было прервано Хайдаром Али (1720–1782) и его сыном Типпу Султаном (1750–1799). Всего произошло четыре войны между Британской Ост-Индской компанией и княжеством Майсур за гегемонию в Южной Индии – I война (1767–1769), II война (1780–1784), III война (1790–1792) и IV война (1799). В Шрирангапатнаме 4 мая 1799 года произошла последняя битва четвёртой англо-майсурской войны между Типу Султаном и войсками британской Ост-Индской компании под предводительством генерала Харриса. После битвы Шрирангапатнам перешёл под управление Ост-Индской компании.

В 1589 году Султаном Кутб аль-Мульком, было основано Хайдарабадское княжество. После непродолжительного периода правления Моголов, могольский наместник Асаф Джах захватил власть в Хайдарабаде в 1724 году, и с этого же года Хайдарабад – столица Хайдарабадского княжества и резиденция низамов. Наследственная линия низамов управляла Хайдарабадом вплоть до 1948 года, а в культурно-историческом отношении являлась правопреемником султаната Голконда (1518–1687). В 1798 г. Британская Ост-Индская компания вынудила низама подписать договор, согласно которому княжество утратило права на ведение внешней политики и самооборону.

На месте современного Пенджаба возникло государство сикхов. Это был один из последних регионов индостанского субконтинента, подчинившийся британскому колониальному господству. Империя сикхов пала после ряда англосикхских войн, но на протяжении всей своей истории сумела сохранить свою национальную идентичность и территориальную целостность.

Оцените статью