Выборг
Агентство Setters разработало айдентику Выборга, чтобы привлечь внимание туристов, жителей Ленобласти и, наконец, властей к плачевному состоянию города. Ценнее всего то, что это была полностью их инициатива, проект создавался только из любви к Выборгу и ради желания сохранить его.
Знак в логотипе Выборга — современный и лаконичный, но не строгий, а за счет плавности и одинаковой толщины линий простой и дружелюбный. В основе графического языка лежит идея исчезающей красоты города: фрагменты монохромных фотографий на однородном фоне усиливают впечатления возможной потери, а линейные контуры зданий заставляют острее ощутить утрату уже разрушенных зданий. Для проекта был разработан фирменный гротеск Vyborg Sans.
На сайте проекта можно разрисовать фирменной графикой футболки, блокноты и открытки, став тем самым еще ближе к городу. Айдентика работает и призывает к действиям.
Азербайджан
Простой и искренний стиль туристического бренда для Азербайджана построен на многогранности достопримечательностей, культуры и природы. Подкупает идея бренда — «Взгляни по-новому!»: она предлагает каждый раз открывать для себя страну с новой стороны.
Знак состоит из двух фигур, сложенных в форме строчной буквы «a», которые представляют собой «объектив». Он же служит бренд-мотивом для всей айдентики. Буквы в логотипе выполнены в строчном регистре, что делает его более дружелюбным и показывает, что страна стала более ориентирована на потребителя.
Через объектив бренд показывает, насколько разнообразен и контрастен Азербайджан: сопоставляются история и современность, природный ландшафт и архитектура, культурные события и ритуалы. Сочетания красочных фотографий притягивают к себе внимание зрителя. Однако таким графическим приемом следует быть аккуратным в работе и подборе фотоматериала: иногда, как в случае с конём, результат выглядит жутковато.
В типографике также обыгрывается контраст: в одном заголовке используются массивный гротеск и тонкий наклонный шрифт с засечками. Источником вдохновения для цветовой гаммы стали узоры традиционных ковров.
Канада
Фирменный стиль Канады меняется примерно раз в три года. В этот раз страна наконец-то нащупала с помощью брендингового агентства Cossette то, что ей действительно необходимо.
Акцент в бренде смещён со знаменитого кленового листа на само название страны.
Шрифт тоже выбран непростой. Канадцы не из робкого десятка, поэтому используют Separat не только в слове «Canada», но в своих смелых, пропитанных кленовым сиропом, слоганах.
Графический язык не пытается использовать избитые национальные узоры и иллюстрации, а берёт смелую вёрстку, мотивационные слоганы и смешивает это в нечто прекрасное в фирменных красно-белых цветах.
Теперь бренд туристической Канады резко контрастирует со сдержанным фирменным стилем агентства Destination Canada, ответственного за туристический кластер. И в этом есть свой шарм.
Перу
Графически выразительный логотип отражает уникальную природу и культуру страны. Цветовая гамма соответствует флагу Перу. Преобладающий красный символизирует энергию, силу, мужество. Буква «P», выполненная в форме спирали, напоминает рисунки древних андских культур. Также в спирали можно увидеть отпечаток пальца, это добавляет человечности знаку и поддерживает идею бренда «Перу — страна для всех».
Скорее всего, именно из-за поддержки на государственном уровне бренд успешно используется и развивается. Со времени запуска бренда в 2011 году более 200 компаний запросили у PromPerú лицензию на использование, которая бесплатна у них на сайте. Наиболее широко бренд используется в таких областях, как туризм, сельское хозяйство, текстиль.
Весь стиль интуитивно понятен, и визуально не теряет своей актуальности по сей день, хоть и строится в основном вокруг одного логотипа.
Капошвар
Капошвар — город на юго-западе Венгрии, в 189 км от Будапешта, он стоит на реке Капош. Население города составляет 64 тысячи человек. Город имеет достаточно древнюю историю, о нем впервые упоминается в документе, датированном 1009 годом. В XV веке в Капошваре была построена крепость, город более чем на сто лет перешел под управление Турции, а затем вновь вернулся под власть Венгрии.
Город с живописными старинными улочками и памятниками архитектуры нуждался в правильном подходе при создании брендинга, чтобы отразить не только историю, но и найти оптимальные векторы для выражения его настоящего и будущего.
Миклош Кисс (Miklos Kiss) — дизайнер и визуальный художник из Будапешта – разработал проект брендинга для Капошвара. По словам дизайнера, самой сложной для него задачей было определить из чего должен состоять брендинг города, он хотел создать не просто обычную систему идентификации на основе логотипа, а комплексное решение. Для Миклоша Кисса крайне важно было при работе над проектом начать с осмысления глобальных задач, стоящих перед брендингом. Сначала была определена стратегия брендинга города и созданы важные моменты айдентики. Дизайн логотипа основан на образах архитектуры центра города, а элементы айдентики включили в себя живопись великого венгерского художника Йожефа Риппль-Ронаи (József Rippl-Rónai), который был родом из Капошвара. В рамках брендинга города была разработана полиграфия, различная сувенирная продукция, дизайн упаковки для некоторых местных продуктов, памятные книги и брошюры. Для городского пространства была создана серия иконок, проработана система навигации, сделано оформление информационных табличек для городских зданий. Были разработаны макеты наружной рекламы, рассказывающие о достопримечательностях, анонсирующие выставки. Также в рамках фирменного стиля были оформлены выставочные пространства.
Прекрасно реализованный, глубоко продуманный территориальный брендинг города Капошвар помогает делать небольшой провинциальный город более привлекательным в глазах как местных жителей, так и гостей города, способствует привлечению инвестиции и развитию городской среды.
Послесловие
Конечно, города и страны могут прекрасно существовать и без какой-либо айдентики. Особенно, если у них есть история, которую дети по всему миру проходят еще в школе. Если такой истории нет, то яркий образ, работающий через разные каналы, действительно может как привлечь туристов, так и вызвать гордость у местных. Из-за того, что целевая аудитория территориальной айдентики настолько разнородна, а материальные выгоды непрямые, сделать эффективно работающий образ очень сложно.
Тем не менее, из примеров заметно, что при разработке, как правило, срабатывает смелость и нестандартные подходы, вдохновленные национальными или городскими особенностями. Так территория и привлекает к себе внимание, и запоминается, как нечто особенное.
Хельсинки
Возможно, за всю историю дизайна это одна из лучших территориальных айдентик — потому что она живёт реальной жизнью. И, что важно, во всех исполнениях выглядит этот фирменный стиль хорошо. Так что, если только финны не рождаются сразу отличными дизайнерами, для реализации этой айдентики были сделаны хорошие гайдлайны. В этом также помогает и то, что все составляющие здесь довольно просты, их легко масштабировать и адаптировать для любых целей и ситуаций.
При этом айдентика Хельсинки очень самобытна, легко запоминается и безошибочно узнаётся. Щит логотипа и фирменная графика вдохновлены гербом города, а цветовая палитра — местной природой, архитектурой, транспортом и достопримечательностями. Дополняет это всё фирменный шрифт, достаточно сдержанный в общих чертах, но с интересными деталями, придающими ему живости.
Все носители, начиная с буклетов и заканчивая сайтом, выглядят дружелюбно, но не кричаще, вызывают позитивные эмоции и дарят ощущение заботы и защищенности. Всё это действительно можно почувствовать и в самом городе, в котором хоть и нет каких-то очень ярких и знаменитых на весь мир мест, но есть какая-то приятная, уютная атмосфера, в которой просто хорошо находиться.
Порту
В 2014 году агентство White Studio разработало айдентику для второго по величине города Португалии — Порту. Вдохновившись эстетикой плитки азулежу, которой украшены дворцы, церкви, фасады и интерьеры португальских домов, дизайнеры разработали более семидесяти линейных иконок.
Каждый житель видит свой город по-разному. Именно из этой разницы восприятия одного города складывается набор иконок, которые впоследствии могут абсолютно разными путями взаимодействовать друг с другом, а также складываться в один большой паттерн, воссоздавая тем самым город, который для всех такой разный.
Основная версия логотипа представляет из себя гротесковое написание «Porto» с точкой на конце, заключённое в прямоугольный бокс. Логотип используется на всех носителях как в соседстве с иконками, так и отдельно в тех случаях, когда их использование невозможно.
Айдентика универсальна: она хорошо сочетается с городской средой и не нарушает визуальный облик города, как в его исторических районах, так и в новых кварталах. Набор иконок может легко пополняться новыми иллюстрациями исходя из меняющихся тенденций и веяний жизни современного общества.
Главная проблема айдентики Порту кроется как раз в её главной силе: явившись миру, она была встречена множеством позитивных отзывов, а в последствии породила за собой кучу клонов. Спустя 6 лет после её выхода, она выглядит очень попсово и заезженно.
Стокгольм
Этой айдентике уже около 7 лет. Её достоинство как раз в том, что по ней этого сказать невозможно. С другой стороны, в сердце она тоже не западает. Разработанный фирменный шрифт хоть и содержит некоторые интересные детали, но в целом довольно нейтральный и даже стерильный. Логотип тоже довольно прост — это упрощённый герб города.
Разнообразная цветовая гамма, в которой нет места для ожидаемых жёлтого и синего — это безусловный плюс. Вместе с фирменным шрифтом и чистой вёрсткой они создают нужное ощущение чего-то скандинавского. Однако мне кажется, что такой замечательный город, как Стокгольм, заслуживает чего-то более характерного.
В реальности айдентика используется, в основном, на сайтах в виде логотипа. При этом всё остальное наполнение этих сайтов довольно разное, поэтому цельного образа бренда города не складывается. Наиболее полно и эффективно фирменный стиль используется на сайте ежегодного стокгольмского фестиваля культуры.
Несмотря на некоторые вопросы, это хороший пример территориальной айдентики, особенно в сравнении с большинством российских. Она достаточно гибка, чтобы подойти для решения разных задач, и выглядит уместно в любой ситуации. Характерно, что главный элемент айдентики — скорее не логотип, а фирменный шрифт.
Минск
Айдентика Минска, разработанная в 2013 году агентством INSTID. отражает образ современного, динамичного города, культурного центра страны. Слоган «Think Minsk» отражает интеллектуальную насыщенность Минска.
Графическое решение — ритмичные линии одинаковой ширины в белом и светлом-голубом цвете. Это центральный элемент айдентики. Чистый модерновый дизайн ничего не говорит об истории города, а скорее выступает как платформа бренда для коммуникации.
Линии могут удачно применяться на разных носителях, образовывать графические композиции, масштабироваться в паттерны. Но используя такой общий элемент, как линии, сложно говорить об уникальности и особом характере айдентики.
Типографические приемы, такие как, узкое расстояние между строками или использование красного шрифта на синем фоне, не рассказывают нам ничего нового, а скорее просто затрудняют чтение текста.
Судя по количеству прошедших лет и отсутствию примеров использования, айдентика не прижилась. Техническая простота визуального стиля смотрится хорошо, но лучше подходит для IT-конференции, а не для города.
Париж
Дизайн студия Carre Noir разработала айдентику для организации туристического центра City of Paris, которая предоставляет информацию о городе, печатает более миллиона копий официальной карты города и поддерживает программу городского транспорта. Логотип основан на историческом символе Парижа лодке нефе. Девиз города — «Fluctuat Nec Mergitur» — «колеблется, но никогда не тонет».
Визуальный язык строится на использований логотипа и его версий. В остальном, за исключением разработанных паттернов, система айдентики никак дальше не развивается. Знак логотипа выполнен единым штрихом и динамичен, что хорошо контрастирует с монолитной шрифтовой частью логотипа, что особенно хорошо смотрится в горизонтальной версии.
Если знак может показаться приятным на вид, то шрифтовая часть логотипа вызывает вопросы. Глядя на построение логотипа, можно увидеть нестыковки. Буква «А» в логотипе имеет приятную «улыбку», подыгрывая нижней части знака. Но нельзя сказать, что без нее нельзя было обойтись, здесь она скорее кажется случайным элементом.
Еще более случайным кажется выбор цветовой палитры, яркие броские несложные цвета не увязываются с образом и настроением Парижа. В этом случае, вполне уместно было бы оставить преемственную палитру цветов (красный, белый, синий).
Разработанные паттерны на основе знака и названия города выглядят симпатично, особенно вариант с точками. Логотип подходит для администрирования и туристического сервиса, но вряд ли его можно назвать удачным отражением Парижа.В реальной жизни айдентика находит применение на сайте и в виде логотипа на сервисном оборудовании города.
Более удачный пример — айдентика для туристического бюро, сделанная студией Grapheine. Здесь не обошлось без очевидной эйфелевой башни в логотипе: Grapheine не первые кто рифмует букву «А» с башней, но итог смотрится свежо и врезается в память. Хочется останавливаться на каждой букве и разглядывать её. Особо интересными выглядят «А» и «i», последняя с высоко повисшей точкой, как пункт на карте, который связывается с другими на карте Парижа.
Приятное дополнение — это авторские иллюстрации на брошюрах и открытках.
Амстердам
До начала XXI века Амстердам был просто одной из европейских столиц, разве что, более свободных нравов. Столица Голландии, город велосипедов и каналов, место вдохновения и вседозволенности — были частями пазла, которые никак не складывались в общую картину.
Но в 2004 году власть Амстердама приняла решение разработать бренд города. Целью было не только привлечь туристов, но и улучшить качество жизни горожан. В 2005 был запущен бренд I Amsterdam, разработанный в голландской студии Kesselskramer.
Как правило, брендинг городов отражает здания, историю и достопримечательности, но к Амстердаму нужен был совершенно другой подход. Бренд Амстердама — о жителях и гостях города во всём их разнообразии.
Логотип города обыгрывает грамматическую конструкцию «I am» — «Я есть». Это история о взаимодействии, вовлеченности и впечатлениях. Читая: «я — Амстердам», ощущаешь себя частью города.
В основе бренда всего два цвета — красный и белый, дополненные гротесковым шрифтом. И это как раз тот случай, когда минимумом средств достигается максимальный эффект. Все красно-белые элементы городской среды работают, как маркеры: даже табличка экскурсовода и почтовый ящик становятся носителями фирменного стиля.
Логотип города воплощен не только в уличной скульптуре, он напечатан на пластиковых картах, футболках, сумках и другом мерче.
Визуальная составляющая бренда стала символом позитивных изменений: по официальным данным, за первые пять лет с момента его запуска туристический поток увеличился в 4 раза, город стал площадкой для крупных культурных событий и мероприятий.
Сан Паулу
Привлекательное многообразие цвета и вариативность графических элементов логотипа отражает дух самого города Сан Паулу: с его бешеным ритмом, разнородным населением и безудержным весельем. Есть в нем что-то именно бразильское, фестивальное.
Открытые цвета, незамысловатые, но характерные формы и типографика создают узнаваемый и индивидуальный образ города, не забывая о его ценностях, традициях и образе жизни. Элементы логотипа трансформируются в яркий графический образ, который хорошо работает на различных носителях и имеет огромную вариативность.
Болонья
Администрация города Болоньи была одной из первых среди итальянских городов, которая осознала необходимость брендинга для поддержания и развития деятельности города, как в глазах туристов, так и местных жителей. Сначала был составлен стратегический план для определения позиционирования Болоньи с целью продвижения города не только в Италии, но и во всем мире.
Создание позиционирования города оказалось весьма сложной и запутанной задачей, поскольку было трудно выявить одну единственную историю, которую нужно было бы донести до аудитории. Работа началась с проведения анкетирования среди сотрудников администрации города, университетов, торговых ярмарок, аэропорта и других учреждений. При помощи полученных анкет и их последующего анализа удалось сформулировать представление о положительных и отрицательных ассоциациях у людей, связанных с городом, и прийти к основным аспектам позиционирования, необходимым для включения в создаваемый бренд.
Собрав все данные на этапе аналитики был составлен бриф, включающий то видение города, к построению которого следует стремиться при разработке территориального брендинга. Болонья — это город, который не навязывает себя, в котором путешественники чувствуют себя как дома. Город предлагает каждому возможность составить свой собственный маршрут для изучения прошлого и настоящего, самостоятельно сделать выводы. Болонья — это современный город, связанный с искусством, он постоянно развивается, а не стоит застывшим и музеефицированным. Также прошлое и настоящее города тесно связано с кулинарными традициями, еда в Болонье является неотъемлемым элементом ее культуры.
Администрацией города был объявлен конкурс на создание системы идентификации, в результате чего было получено 524 предложения из 17 стран. Жюри конкурса выбрало проект дизайнеров Маттео Бартоли (Matteo Bartoli) и Микеле Пасторе (Michele Pastore), так как их проект включал ответы на все пункты, представленные в брифе.
Дизайнеры разработали абстрактный алфавит из геометрических форм, навеянных архитектурными деталями известных строений города. Каждой букве алфавита они присвоили свою особую геометрическую форму. Также была разработана программа, выложенная в сеть Интернет, где любой желающий может ввести слово и получить уникальный и весьма выразительный знак, созданный из накладывающихся друг на друга геометрических форм, соответствующих буквам вводимого слова. Формы выстраиваются относительно центральной точки, концентрически, в соответствии с сеткой, и полупрозрачно накладываются друг на друга. Цветовая гамма подбирается на основе дихроматических сочетаний при регулировке пользователем ползунка выбора цвета. К вводимому слову, обозначенному светлым начертанием шрифта «Calibre» от «Klim Type Foundry», всегда добавляется фраза «è Bologna» («это Болонья»), выделенная жирным начертанием того же шрифта. Например, вводя слово «Storia» («История»), получается фраза «Storia è Bologna» («История — это Болонья»). Подобная игра бесконечна и может включать как конкретные слова (тогда логотип создается персонально под событие или объект инфраструктуры города), так и вдохновляющие абстрактные понятия, которые в восприятии людей складываются о городе. С помощью онлайн-инструмента любой желающий, будь то горожанин или путешественник, сможет внести свой вклад в создание архива знаков и понятий, связанных с Болоньей, создав свой личный «фрагмент» визуальной и понятийной айдентики города. Такая система идентификации города продолжит развиваться во времени, отражая актуальные изменения и видение людей, создавая коллективную историю города.
Хельсинки
До реализации проекта по брендингу города Хельсинки у него не было единого фирменного стиля, а городские департаменты и проекты имели каждый свою айдентику, не согласующуюся между собой. Только герб Хельсинки был определенной константой среди всего многообразия стилей различных организаций, связанных с городом, но его использование имело свои ограничения и проблемы.
В Хельсинки предприняли реформу городской системы и сформировали новую цель — создать самый функциональный город в мире, что привело к необходимости разработки продуманного брендинга города. Местное агентство «Werklig» было выбрано для разработки бренд-системы города.
Проект получился масштабным и захватывающим, это стал самый крупный проект среди осуществленных в Финляндии. Глобальной целью брендинга было создать такую идентичность города, которая при уважении к прошлому и традициям была бы современной, адаптивной и универсальной.
Целевой аудиторией стали все люди, которые так или иначе взаимодействуют с городом: начиная с городских служащих и заканчивая простыми горожанами, туристами, иммигрантами и другими группами. Обширная аудитория явилась одним из определяющих факторов, требующих создания гибкой, запоминающийся, легкой в использовании айдентики.
Традиционный герб Хельсинки, которому около 400 лет, стал основой для нового логотипа. Он был создан таким образом, чтобы быть адаптивным не только к среде использования, а мог бы изменяться, вмещая в себя написание названия города Хельсинки на разных языках мира.
Элемент стилизованной волны и его вариации также были заимствованы из герба. Мотив волны — это намек на прибрежное расположение, архитектурные детали и опыт города. Этот мотив работает как стилеобразующий и узнаваемый элемент, который, помимо логотипа, помогает ясной графической идентичности города. Вся айдентика построена на эмоциональных и понятных обширной аудитории сообщениях.
Выбранная цветовая палитра связана с визуальным восприятием Хельсинки: в ней есть и цвета, вдохновленные куполом Хельсинского собора, морской крепостью Суоменлинна, и цвета, принятые в системе общественного транспорта, которые уже стали привычными, а также тона, взятые из старого герба города.
Шрифтовая семья «Helsinki Grotesk» была специально разработана для системы айдентики города коллективом «Camelot Typefaces». Это лаконичный гротеск с деталями, заимствованными из пластического движения волны, как одного из стилеобразующих элементов айдентики. Этот шрифт применяется во всех коммуникациях бренда Хельсинки: от визитных карточек, до вывесок и цифровой среды.
Для визуального языка бренда также был разработан свой особый фотостиль, он коснулся не только фотографий, но и видеоизображений. Общее направление для всего визуального контента можно выразить объединяющей фразой: «без фильтра». Это позволяет показать город таким, какой он есть в действительности.
Брендинг Хельсинки получился органичным образу города и его стремлениям. Теперь, используя всю созданную систему, городские власти могут привлечь больше внимания к различным проектам и работать более эффективно. К тому же использование новой айдентики позволит администрации сэкономить деньги.
Для горожан же брендинг Хельсинки означает более понятный и хорошо выстроенный маркетинг и информирование о городских услугах, ориентированные на жителей сообщения и более ясную коммуникацию в целом. Также система брендинга позволит Хельсинки выделится среди других городов и восприниматься как привлекательное, современное, функциональное и приятное место для жизни, работы и отдыха.
Статьи, новости, кейсы по брендингу смотрите на сайте Supremum Design
Мельбурн
Фирменный стиль города Мельбурн является, пожалуй, одним из наиболее ярких и эффектных примеров удачного территориального брендинга. Команда брендингового агентства «Landor» стремилась создать айдентику для Мельбурна, определяя характер города, и создавая образ, ориентированный на будущее.
Первоначально были проведены кабинетные исследования и интервью, в рамках которых были получены ответы на следующие основные вопросы: что город из себя представляет, что и как в нем происходит, каково видение будущего города? Это позволило выявить и сформулировать основные идеи бренда города. На основе полученной информации была выстроена комплексная и стратегическая программа брендинга.
У города Мельбурн многогранный характер: от властного, сдержанного и серьезного до яркого, эмоционального и страстного. Разнообразие и многогранность Мельбурна стали основными понятиями, в визуальной идентификации это выразилось в полной мере через цвета, формы, грани, структуры.
Команда и заказчик брендинга хотели создать многогранную и прогрессивную айдентику, как и сам город. Дальновидный подход при разработке дизайна логотипа, правил его применения в коммуникациях, рекламе, спонсорских акциях, в трехмерной среде и на вывесках позволил создать динамичный, изменчивый и творческий образ.
Форма буквы «М», построенная по изометрической сетке, позволила заполнять ее разнообразной и яркой геометрической графикой, в которой можно проследить стройную структуру и логику. Это придает айдентике узнаваемость и цельность. Командой «Landor» также были созданы обширные руководства и иллюстрации, которые были призваны помочь развертыванию новой айдентики Мельбурна. В руководство по использованию фирменного стиля включили гибкую систему логотипов, цветовую схему, типографику, фотографии, иллюстрации, графические элементы, принципы дизайна и шаблоны. Несмотря на логику, упорядоченность, правила и руководства, система брендинга Мельбурна весьма гибкая, в ней есть место для инициативы и творческой интерпретации, что позволит ей успешно жить и развиваться, оставаясь яркой и интересной на долгие годы.