Визуальный образ города и методы исследования

Выборг

Агентство Setters разработало айдентику Выборга, чтобы привлечь внимание туристов, жителей Ленобласти и, наконец, властей к плачевному состоянию города. Ценнее всего то, что это была полностью их инициатива, проект создавался только из любви к Выборгу и ради желания сохранить его.

Знак в логотипе Выборга — современный и лаконичный, но не строгий, а за счет плавности и одинаковой толщины линий простой и дружелюбный. В основе графического языка лежит идея исчезающей красоты города: фрагменты монохромных фотографий на однородном фоне усиливают впечатления возможной потери, а линейные контуры зданий заставляют острее ощутить утрату уже разрушенных зданий. Для проекта был разработан фирменный гротеск Vyborg Sans.

На сайте проекта можно разрисовать фирменной графикой футболки, блокноты и открытки, став тем самым еще ближе к городу. Айдентика работает и призывает к действиям.

Азербайджан

Простой и искренний стиль туристического бренда для Азербайджана построен на многогранности достопримечательностей, культуры и природы. Подкупает идея бренда — «Взгляни по-новому!»: она предлагает каждый раз открывать для себя страну с новой стороны.

Знак состоит из двух фигур, сложенных в форме строчной буквы «a», которые представляют собой «объектив». Он же служит бренд-мотивом для всей айдентики. Буквы в логотипе выполнены в строчном регистре, что делает его более дружелюбным и показывает, что страна стала более ориентирована на потребителя.

Через объектив бренд показывает, насколько разнообразен и контрастен Азербайджан: сопоставляются история и современность, природный ландшафт и архитектура, культурные события и ритуалы. Сочетания красочных фотографий притягивают к себе внимание зрителя. Однако таким графическим приемом следует быть аккуратным в работе и подборе фотоматериала: иногда, как в случае с конём, результат выглядит жутковато.

В типографике также обыгрывается контраст: в одном заголовке используются массивный гротеск и тонкий наклонный шрифт с засечками. Источником вдохновения для цветовой гаммы стали узоры традиционных ковров.

Канада

Фирменный стиль Канады меняется примерно раз в три года. В этот раз страна наконец-то нащупала с помощью брендингового агентства Cossette то, что ей действительно необходимо.

Акцент в бренде смещён со знаменитого кленового листа на само название страны.

Шрифт тоже выбран непростой. Канадцы не из робкого десятка, поэтому используют Separat не только в слове «Canada», но в своих смелых, пропитанных кленовым сиропом, слоганах.

Графический язык не пытается использовать избитые национальные узоры и иллюстрации, а берёт смелую вёрстку, мотивационные слоганы и смешивает это в нечто прекрасное в фирменных красно-белых цветах.

Теперь бренд туристической Канады резко контрастирует со сдержанным фирменным стилем агентства Destination Canada, ответственного за туристический кластер. И в этом есть свой шарм.

Перу

Графически выразительный логотип отражает уникальную природу и культуру страны. Цветовая гамма соответствует флагу Перу. Преобладающий красный символизирует энергию, силу, мужество. Буква «P», выполненная в форме спирали, напоминает рисунки древних андских культур. Также в спирали можно увидеть отпечаток пальца, это добавляет человечности знаку и поддерживает идею бренда «Перу — страна для всех».

Скорее всего, именно из-за поддержки на государственном уровне бренд успешно используется и развивается. Со времени запуска бренда в 2011 году более 200 компаний запросили у PromPerú лицензию на использование, которая бесплатна у них на сайте. Наиболее широко бренд используется в таких областях, как туризм, сельское хозяйство, текстиль.

Весь стиль интуитивно понятен, и визуально не теряет своей актуальности по сей день, хоть и строится в основном вокруг одного логотипа.

Ка­пош­вар

Ка­пош­вар — го­род на юго-за­па­де Вен­грии, в 189 км от Бу­да­пеш­та, он сто­ит на ре­ке Ка­пош. На­се­ле­ние го­ро­да со­став­ля­ет 64 ты­ся­чи че­ло­век. Го­род име­ет до­ста­точ­но древ­нюю ис­то­рию, о нем впер­вые упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­те, да­ти­ро­ван­ном 1009 го­дом. В XV ве­ке в Ка­пош­ва­ре бы­ла по­стро­е­на кре­пость, го­род бо­лее чем на сто лет пе­ре­шел под управ­ле­ние Тур­ции, а за­тем вновь вер­нул­ся под власть Вен­грии.

Го­род с жи­во­пис­ны­ми ста­рин­ны­ми улоч­ка­ми и па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры нуж­дал­ся в пра­виль­ном под­хо­де при со­зда­нии брен­дин­га, что­бы от­ра­зить не толь­ко ис­то­рию, но и най­ти оп­ти­маль­ные век­то­ры для вы­ра­же­ния его на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го.

Мик­лош Кисс (Miklos Kiss) — ди­зай­нер и ви­зу­аль­ный ху­дож­ник из Бу­да­пеш­та – раз­ра­бо­тал про­ект брен­дин­га для Ка­пош­ва­ра. По сло­вам ди­зай­не­ра, са­мой слож­ной для не­го за­да­чей бы­ло опре­де­лить из че­го дол­жен со­сто­ять брен­динг го­ро­да, он хо­тел со­здать не прос­то обыч­ную сис­те­му иден­ти­фи­ка­ции на ос­но­ве ло­го­ти­па, а ком­плек­с­ное ре­ше­ние. Для Мик­ло­ша Кис­са край­не важ­но бы­ло при ра­бо­те над про­ек­том на­чать с осмыс­ле­ния гло­баль­ных за­дач, сто­я­щих пе­ред брен­дин­гом. Сна­ча­ла бы­ла опре­де­ле­на стра­те­гия брен­дин­га го­ро­да и со­зда­ны важ­ные мо­мен­ты ай­ден­ти­ки. Ди­зайн ло­го­ти­па ос­но­ван на об­ра­зах ар­хи­тек­ту­ры цент­ра го­ро­да, а эле­мен­ты ай­ден­ти­ки вклю­чи­ли в се­бя жи­во­пись ве­ли­ко­го вен­гер­ско­го ху­дож­ни­ка Йо­же­фа Рип­пль-Ро­наи (József Rippl-Rónai), ко­то­рый был ро­дом из Ка­пош­ва­ра. В рам­ках брен­дин­га го­ро­да бы­ла раз­ра­бо­та­на по­ли­гра­фия, раз­лич­ная су­ве­нир­ная про­дук­ция, ди­зайн упа­ков­ки для не­ко­то­рых мест­ных про­дук­тов, па­мят­ные кни­ги и бро­шю­ры. Для го­род­ско­го прост­ранст­ва бы­ла со­зда­на се­рия ико­нок, про­ра­бо­та­на сис­те­ма на­ви­га­ции, сде­ла­но оформ­ле­ние ин­фор­ма­ци­он­ных таб­ли­чек для го­род­ских зда­ний. Бы­ли раз­ра­бо­та­ны ма­ке­ты на­руж­ной рек­ла­мы, рас­ска­зы­ва­ю­щие о до­стоп­ри­ме­ча­тель­нос­тях, анон­си­ру­ю­щие вы­став­ки. Так­же в рам­ках фир­мен­но­го сти­ля бы­ли оформ­ле­ны вы­ста­воч­ные прост­ранст­ва.

Пре­крас­но ре­а­ли­зо­ван­ный, глу­бо­ко про­ду­ман­ный тер­ри­то­ри­аль­ный брен­динг го­ро­да Ка­пош­вар по­мо­га­ет де­лать не­боль­шой про­вин­ци­аль­ный го­род бо­лее при­вле­ка­тель­ным в гла­зах как мест­ных жи­те­лей, так и гос­тей го­ро­да, спо­собст­ву­ет при­вле­че­нию ин­вес­ти­ции и раз­ви­тию го­род­ской сре­ды.

Послесловие

Конечно, города и страны могут прекрасно существовать и без какой-либо айдентики. Особенно, если у них есть история, которую дети по всему миру проходят еще в школе. Если такой истории нет, то яркий образ, работающий через разные каналы, действительно может как привлечь туристов, так и вызвать гордость у местных. Из-за того, что целевая аудитория территориальной айдентики настолько разнородна, а материальные выгоды непрямые, сделать эффективно работающий образ очень сложно.

Читайте также:  Как анализировать СМИ и социальные сети на предмет интернет-активности?

Тем не менее, из примеров заметно, что при разработке, как правило, срабатывает смелость и нестандартные подходы, вдохновленные национальными или городскими особенностями. Так территория и привлекает к себе внимание, и запоминается, как нечто особенное.

Хельсинки

Возможно, за всю историю дизайна это одна из лучших территориальных айдентик — потому что она живёт реальной жизнью. И, что важно, во всех исполнениях выглядит этот фирменный стиль хорошо. Так что, если только финны не рождаются сразу отличными дизайнерами, для реализации этой айдентики были сделаны хорошие гайдлайны. В этом также помогает и то, что все составляющие здесь довольно просты, их легко масштабировать и адаптировать для любых целей и ситуаций.

При этом айдентика Хельсинки очень самобытна, легко запоминается и безошибочно узнаётся. Щит логотипа и фирменная графика вдохновлены гербом города, а цветовая палитра — местной природой, архитектурой, транспортом и достопримечательностями. Дополняет это всё фирменный шрифт, достаточно сдержанный в общих чертах, но с интересными деталями, придающими ему живости.

Все носители, начиная с буклетов и заканчивая сайтом, выглядят дружелюбно, но не кричаще, вызывают позитивные эмоции и дарят ощущение заботы и защищенности. Всё это действительно можно почувствовать и в самом городе, в котором хоть и нет каких-то очень ярких и знаменитых на весь мир мест, но есть какая-то приятная, уютная атмосфера, в которой просто хорошо находиться.

Порту

В 2014 году агентство White Studio разработало айдентику для второго по величине города Португалии — Порту. Вдохновившись эстетикой плитки азулежу, которой украшены дворцы, церкви, фасады и интерьеры португальских домов, дизайнеры разработали более семидесяти линейных иконок.

Каждый житель видит свой город по-разному. Именно из этой разницы восприятия одного города складывается набор иконок, которые впоследствии могут абсолютно разными путями взаимодействовать друг с другом, а также складываться в один большой паттерн, воссоздавая тем самым город, который для всех такой разный.

Основная версия логотипа представляет из себя гротесковое написание «Porto» с точкой на конце, заключённое в прямоугольный бокс. Логотип используется на всех носителях как в соседстве с иконками, так и отдельно в тех случаях, когда их использование невозможно.

Айдентика универсальна: она хорошо сочетается с городской средой и не нарушает визуальный облик города, как в его исторических районах, так и в новых кварталах. Набор иконок может легко пополняться новыми иллюстрациями исходя из меняющихся тенденций и веяний жизни современного общества.

Главная проблема айдентики Порту кроется как раз в её главной силе: явившись миру, она была встречена множеством позитивных отзывов, а в последствии породила за собой кучу клонов. Спустя 6 лет после её выхода, она выглядит очень попсово и заезженно.

Стокгольм

Этой айдентике уже около 7 лет. Её достоинство как раз в том, что по ней этого сказать невозможно. С другой стороны, в сердце она тоже не западает. Разработанный фирменный шрифт хоть и содержит некоторые интересные детали, но в целом довольно нейтральный и даже стерильный. Логотип тоже довольно прост — это упрощённый герб города.

Разнообразная цветовая гамма, в которой нет места для ожидаемых жёлтого и синего — это безусловный плюс. Вместе с фирменным шрифтом и чистой вёрсткой они создают нужное ощущение чего-то скандинавского. Однако мне кажется, что такой замечательный город, как Стокгольм, заслуживает чего-то более характерного.

В реальности айдентика используется, в основном, на сайтах в виде логотипа. При этом всё остальное наполнение этих сайтов довольно разное, поэтому цельного образа бренда города не складывается. Наиболее полно и эффективно фирменный стиль используется на сайте ежегодного стокгольмского фестиваля культуры.

Несмотря на некоторые вопросы, это хороший пример территориальной айдентики, особенно в сравнении с большинством российских. Она достаточно гибка, чтобы подойти для решения разных задач, и выглядит уместно в любой ситуации. Характерно, что главный элемент айдентики — скорее не логотип, а фирменный шрифт.

Минск

Айдентика Минска, разработанная в 2013 году агентством INSTID. отражает образ современного, динамичного города, культурного центра страны. Слоган «Think Minsk» отражает интеллектуальную насыщенность Минска.

Графическое решение — ритмичные линии одинаковой ширины в белом и светлом-голубом цвете. Это центральный элемент айдентики. Чистый модерновый дизайн ничего не говорит об истории города, а скорее выступает как платформа бренда для коммуникации.

Линии могут удачно применяться на разных носителях, образовывать графические композиции, масштабироваться в паттерны. Но используя такой общий элемент, как линии, сложно говорить об уникальности и особом характере айдентики.

Типографические приемы, такие как, узкое расстояние между строками или использование красного шрифта на синем фоне, не рассказывают нам ничего нового, а скорее просто затрудняют чтение текста.

Судя по количеству прошедших лет и отсутствию примеров использования, айдентика не прижилась. Техническая простота визуального стиля смотрится хорошо, но лучше подходит для IT-конференции, а не для города.

Париж

Дизайн студия Carre Noir разработала айдентику для организации туристического центра City of Paris, которая предоставляет информацию о городе, печатает более миллиона копий официальной карты города и поддерживает программу городского транспорта. Логотип основан на историческом символе Парижа лодке нефе. Девиз города — «Fluctuat Nec Mergitur» — «колеблется, но никогда не тонет».

Визуальный язык строится на использований логотипа и его версий. В остальном, за исключением разработанных паттернов, система айдентики никак дальше не развивается. Знак логотипа выполнен единым штрихом и динамичен, что хорошо контрастирует с монолитной шрифтовой частью логотипа, что особенно хорошо смотрится в горизонтальной версии.

Если знак может показаться приятным на вид, то шрифтовая часть логотипа вызывает вопросы. Глядя на построение логотипа, можно увидеть нестыковки. Буква «А» в логотипе имеет приятную «улыбку», подыгрывая нижней части знака. Но нельзя сказать, что без нее нельзя было обойтись, здесь она скорее кажется случайным элементом.

Читайте также:  Е СЯ Челябинск Единая система идентификации и аутентификации

Еще более случайным кажется выбор цветовой палитры, яркие броские несложные цвета не увязываются с образом и настроением Парижа. В этом случае, вполне уместно было бы оставить преемственную палитру цветов (красный, белый, синий).

Разработанные паттерны на основе знака и названия города выглядят симпатично, особенно вариант с точками. Логотип подходит для администрирования и туристического сервиса, но вряд ли его можно назвать удачным отражением Парижа.В реальной жизни айдентика находит применение на сайте и в виде логотипа на сервисном оборудовании города.

Более удачный пример — айдентика для туристического бюро, сделанная студией Grapheine. Здесь не обошлось без очевидной эйфелевой башни в логотипе: Grapheine не первые кто рифмует букву «А» с башней, но итог смотрится свежо и врезается в память. Хочется останавливаться на каждой букве и разглядывать её. Особо интересными выглядят «А» и «i», последняя с высоко повисшей точкой, как пункт на карте, который связывается с другими на карте Парижа.

Приятное дополнение — это авторские иллюстрации на брошюрах и открытках.

Амстердам

До начала XXI века Амстердам был просто одной из европейских столиц, разве что, более свободных нравов. Столица Голландии, город велосипедов и каналов, место вдохновения и вседозволенности — были частями пазла, которые никак не складывались в общую картину.

Но в 2004 году власть Амстердама приняла решение разработать бренд города. Целью было не только привлечь туристов, но и улучшить качество жизни горожан. В 2005 был запущен бренд I Amsterdam, разработанный в голландской студии Kesselskramer.

Как правило, брендинг городов отражает здания, историю и достопримечательности, но к Амстердаму нужен был совершенно другой подход. Бренд Амстердама — о жителях и гостях города во всём их разнообразии.

Логотип города обыгрывает грамматическую конструкцию «I am» — «Я есть». Это история о взаимодействии, вовлеченности и впечатлениях. Читая: «я — Амстердам», ощущаешь себя частью города.

В основе бренда всего два цвета — красный и белый, дополненные гротесковым шрифтом. И это как раз тот случай, когда минимумом средств достигается максимальный эффект. Все красно-белые элементы городской среды работают, как маркеры: даже табличка экскурсовода и почтовый ящик становятся носителями фирменного стиля.

Логотип города воплощен не только в уличной скульптуре, он напечатан на пластиковых картах, футболках, сумках и другом мерче.

Визуальная составляющая бренда стала символом позитивных изменений: по официальным данным, за первые пять лет с момента его запуска туристический поток увеличился в 4 раза, город стал площадкой для крупных культурных событий и мероприятий.

Сан Паулу

Привлекательное многообразие цвета и вариативность графических элементов логотипа отражает дух самого города Сан Паулу: с его бешеным ритмом, разнородным населением и безудержным весельем. Есть в нем что-то именно бразильское, фестивальное.

Открытые цвета, незамысловатые, но характерные формы и типографика создают узнаваемый и индивидуальный образ города, не забывая о его ценностях, традициях и образе жизни. Элементы логотипа трансформируются в яркий графический образ, который хорошо работает на различных носителях и имеет огромную вариативность.

Бо­лонья

Ад­ми­нист­ра­ция го­ро­да Бо­лоньи бы­ла од­ной из пер­вых сре­ди италь­ян­ских го­ро­дов, ко­то­рая осо­зна­ла не­об­хо­ди­мость брен­дин­га для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия де­я­тель­нос­ти го­ро­да, как в гла­зах ту­рис­тов, так и мест­ных жи­те­лей. Сна­ча­ла был со­став­лен стра­те­ги­чес­кий план для опре­де­ле­ния по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния Бо­лоньи с целью про­дви­же­ния го­ро­да не толь­ко в Ита­лии, но и во всем ми­ре.

Со­зда­ние по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния го­ро­да ока­за­лось весь­ма слож­ной и за­пу­тан­ной за­да­чей, по­сколь­ку бы­ло труд­но вы­явить од­ну единст­вен­ную ис­то­рию, ко­то­рую нуж­но бы­ло бы до­нес­ти до ауди­то­рии. Ра­бо­та на­ча­лась с про­ве­де­ния ан­ке­ти­ро­ва­ния сре­ди со­труд­ни­ков ад­ми­нист­ра­ции го­ро­да, уни­вер­си­те­тов, тор­го­вых яр­ма­рок, аэро­пор­та и дру­гих уч­реж­де­ний. При по­мо­щи по­лу­чен­ных ан­кет и их по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за уда­лось сфор­му­ли­ро­вать пред­став­ле­ние о по­ло­жи­тель­ных и от­ри­ца­тель­ных ас­со­ци­а­ци­ях у лю­дей, свя­зан­ных с го­ро­дом, и прий­ти к ос­нов­ным ас­пек­там по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния, не­об­хо­ди­мым для вклю­че­ния в со­зда­ва­е­мый бренд.

Со­брав все дан­ные на эта­пе ана­ли­ти­ки был со­став­лен бриф, вклю­ча­ю­щий то ви­де­ние го­ро­да, к по­стро­е­нию ко­то­ро­го сле­ду­ет стре­мить­ся при раз­ра­бот­ке тер­ри­то­ри­аль­но­го брен­дин­га. Бо­лонья — это го­род, ко­то­рый не на­вя­зы­ва­ет се­бя, в ко­то­ром пу­те­шест­вен­ни­ки чувст­ву­ют се­бя как до­ма. Го­род пред­ла­га­ет каж­до­му воз­мож­ность со­ста­вить свой собст­вен­ный марш­рут для изу­че­ния про­ш­ло­го и на­сто­я­ще­го, са­мос­то­я­тель­но сде­лать вы­во­ды. Бо­лонья — это со­вре­мен­ный го­род, свя­зан­ный с ис­кус­ст­вом, он по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся, а не сто­ит за­стыв­шим и му­зе­е­фи­ци­ро­ван­ным. Так­же про­ш­лое и на­сто­я­щее го­ро­да тес­но свя­за­но с ку­ли­нар­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, еда в Бо­лонье яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том ее куль­ту­ры.

Ад­ми­нист­ра­ци­ей го­ро­да был объ­яв­лен кон­курс на со­зда­ние сис­те­мы иден­ти­фи­ка­ции, в ре­зуль­та­те че­го бы­ло по­лу­че­но 524 пред­ло­же­ния из 17 стран. Жю­ри кон­кур­са вы­бра­ло про­ект ди­зай­не­ров Мат­тео Бар­то­ли (Matteo Bartoli) и Ми­ке­ле Пас­то­ре (Michele Pastore), так как их про­ект вклю­чал от­ве­ты на все пунк­ты, пред­став­лен­ные в бри­фе.

Ди­зай­не­ры раз­ра­бо­та­ли аб­стракт­ный ал­фа­вит из гео­мет­ри­чес­ких форм, на­ве­ян­ных ар­хи­тек­тур­ны­ми де­та­ля­ми из­вест­ных стро­е­ний го­ро­да. Каж­дой бук­ве ал­фа­ви­та они при­сво­и­ли свою осо­бую гео­мет­ри­чес­кую фор­му. Так­же бы­ла раз­ра­бо­та­на про­грам­ма, вы­ло­жен­ная в сеть Ин­тер­нет, где лю­бой же­ла­ю­щий мо­жет ввес­ти сло­во и по­лу­чить уни­каль­ный и весь­ма вы­ра­зи­тель­ный знак, со­здан­ный из на­кла­ды­ва­ю­щих­ся друг на дру­га гео­мет­ри­чес­ких форм, со­от­вет­ст­ву­ю­щих бук­вам вво­ди­мо­го сло­ва. Фор­мы вы­стра­ива­ют­ся от­но­си­тель­но цент­раль­ной точ­ки, кон­цент­ри­чес­ки, в со­от­вет­ст­вии с сет­кой, и по­лу­проз­рач­но на­кла­ды­ва­ют­ся друг на дру­га. Цве­то­вая гам­ма под­би­ра­ет­ся на ос­но­ве ди­хро­ма­ти­чес­ких со­че­та­ний при ре­гу­ли­ров­ке поль­зо­ва­те­лем пол­зун­ка вы­бо­ра цве­та. К вво­ди­мо­му сло­ву, обо­зна­чен­но­му свет­лым на­чер­та­ни­ем шриф­та «Calibre» от «Klim Type Foundry», всег­да до­бав­ля­ет­ся фра­за «è Bologna» («это Бо­лонья»), вы­де­лен­ная жир­ным на­чер­та­ни­ем то­го же шриф­та. На­при­мер, вво­дя сло­во «Storia» («Ис­то­рия»), по­лу­ча­ет­ся фра­за «Storia è Bologna» («Ис­то­рия — это Бо­лонья»). По­доб­ная иг­ра бес­ко­неч­на и мо­жет вклю­чать как кон­крет­ные сло­ва (тог­да ло­го­тип со­зда­ет­ся пер­со­наль­но под со­бы­тие или объ­ект ин­фра­струк­ту­ры го­ро­да), так и вдох­нов­ля­ю­щие аб­стракт­ные по­ня­тия, ко­то­рые в вос­при­я­тии лю­дей скла­ды­ва­ют­ся о го­ро­де. С по­мощью он­лайн-ин­ст­ру­мен­та лю­бой же­ла­ю­щий, будь то го­ро­жа­нин или пу­те­шест­вен­ник, смо­жет вне­сти свой вклад в со­зда­ние ар­хи­ва зна­ков и по­ня­тий, свя­зан­ных с Бо­лонь­ей, со­здав свой лич­ный «фраг­мент» ви­зу­аль­ной и по­ня­тий­ной ай­ден­ти­ки го­ро­да. Та­кая сис­те­ма иден­ти­фи­ка­ции го­ро­да про­дол­жит раз­ви­вать­ся во вре­ме­ни, от­ра­жая ак­ту­аль­ные из­ме­не­ния и ви­де­ние лю­дей, со­зда­вая кол­лек­тив­ную ис­то­рию го­ро­да.

Читайте также:  Как назвать маркетплейс и найти имя за 5 минут

Хель­син­ки

До ре­а­ли­за­ции про­ек­та по брен­дин­гу го­ро­да Хель­син­ки у не­го не бы­ло еди­но­го фир­мен­но­го сти­ля, а го­род­ские де­пар­та­мен­ты и про­ек­ты име­ли каж­дый свою ай­ден­ти­ку, не со­гла­су­ю­щу­ю­ся меж­ду со­бой. Толь­ко герб Хель­син­ки был опре­де­лен­ной кон­стан­той сре­ди все­го мно­го­об­ра­зия сти­лей раз­лич­ных ор­га­ни­за­ций, свя­зан­ных с го­ро­дом, но его ис­поль­зо­ва­ние име­ло свои огра­ни­че­ния и про­бле­мы.

В Хель­син­ки пред­при­ня­ли ре­фор­му го­род­ской сис­те­мы и сфор­ми­ро­ва­ли но­вую цель — со­здать са­мый функ­ци­о­наль­ный го­род в ми­ре, что при­ве­ло к не­об­хо­ди­мос­ти раз­ра­бот­ки про­ду­ман­но­го брен­дин­га го­ро­да. Мест­ное агент­ст­во «Werklig» бы­ло вы­бра­но для раз­ра­бот­ки бренд-сис­те­мы го­ро­да.

Про­ект по­лу­чил­ся мас­штаб­ным и за­хва­ты­ва­ю­щим, это стал са­мый круп­ный про­ект сре­ди осу­щест­влен­ных в Фин­лян­дии. Гло­баль­ной целью брен­дин­га бы­ло со­здать та­кую иден­тич­ность го­ро­да, ко­то­рая при ува­же­нии к про­ш­ло­му и тра­ди­ци­ям бы­ла бы со­вре­мен­ной, адап­тив­ной и уни­вер­саль­ной.

Це­ле­вой ауди­то­ри­ей ста­ли все лю­ди, ко­то­рые так или ина­че вза­и­мо­дейст­ву­ют с го­ро­дом: на­чи­ная с го­род­ских слу­жа­щих и за­кан­чи­вая про­с­ты­ми го­ро­жа­на­ми, ту­рис­та­ми, им­миг­ран­та­ми и дру­ги­ми груп­па­ми. Об­шир­ная ауди­то­рия яви­лась од­ним из опре­де­ля­ю­щих фак­то­ров, тре­бу­ю­щих со­зда­ния гиб­кой, за­по­ми­на­ю­щий­ся, лег­кой в ис­поль­зо­ва­нии ай­ден­ти­ки.

Тра­ди­ци­он­ный герб Хель­син­ки, ко­то­ро­му око­ло 400 лет, стал ос­но­вой для но­во­го ло­го­ти­па. Он был со­здан та­ким об­ра­зом, что­бы быть адап­тив­ным не толь­ко к сре­де ис­поль­зо­ва­ния, а мог бы из­ме­нять­ся, вме­щая в се­бя на­пи­са­ние на­зва­ния го­ро­да Хель­син­ки на раз­ных язы­ках ми­ра.

Эле­мент сти­ли­зо­ван­ной вол­ны и его ва­ри­а­ции так­же бы­ли за­им­ст­во­ва­ны из гер­ба. Мо­тив вол­ны — это на­мек на при­бреж­ное рас­по­ло­же­ние, ар­хи­тек­тур­ные де­та­ли и опыт го­ро­да. Этот мо­тив ра­бо­та­ет как сти­леоб­ра­зу­ю­щий и узна­ва­е­мый эле­мент, ко­то­рый, по­ми­мо ло­го­ти­па, по­мо­га­ет яс­ной гра­фи­чес­кой иден­тич­нос­ти го­ро­да. Вся ай­ден­ти­ка по­стро­е­на на эмо­ци­о­наль­ных и по­нят­ных об­шир­ной ауди­то­рии со­об­ще­ни­ях.

Вы­бран­ная цве­то­вая па­лит­ра свя­за­на с ви­зу­аль­ным вос­при­я­ти­ем Хель­син­ки: в ней есть и цве­та, вдох­нов­лен­ные ку­по­лом Хель­син­ско­го со­бо­ра, мор­ской кре­постью Суо­мен­лин­на, и цве­та, при­ня­тые в сис­те­ме об­щест­вен­но­го транс­пор­та, ко­то­рые уже ста­ли при­выч­ны­ми, а так­же то­на, взя­тые из ста­ро­го гер­ба го­ро­да.

Шриф­то­вая семья «Helsinki Grotesk» бы­ла спе­ци­аль­но раз­ра­бо­та­на для сис­те­мы ай­ден­ти­ки го­ро­да кол­лек­ти­вом «Camelot Typefaces». Это ла­ко­нич­ный гро­теск с де­та­ля­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми из плас­ти­чес­ко­го дви­же­ния вол­ны, как од­но­го из сти­леоб­ра­зу­ю­щих эле­мен­тов ай­ден­ти­ки. Этот шрифт при­ме­ня­ет­ся во всех ком­му­ни­ка­ци­ях брен­да Хель­син­ки: от ви­зит­ных кар­то­чек, до вы­ве­сок и циф­ро­вой сре­ды.

Для ви­зу­аль­но­го язы­ка брен­да так­же был раз­ра­бо­тан свой осо­бый фо­тос­тиль, он кос­нул­ся не толь­ко фо­то­гра­фий, но и ви­део­изоб­ра­же­ний. Об­щее на­прав­ле­ние для все­го ви­зу­аль­но­го кон­тен­та мож­но вы­ра­зить объ­еди­ня­ю­щей фра­зой: «без филь­тра». Это по­зво­ля­ет по­ка­зать го­род та­ким, ка­кой он есть в дейст­ви­тель­нос­ти.

Брен­динг Хель­син­ки по­лу­чил­ся ор­га­нич­ным об­ра­зу го­ро­да и его стрем­ле­ни­ям. Те­перь, ис­поль­зуя всю со­здан­ную сис­те­му, го­род­ские влас­ти мо­гут при­влечь боль­ше вни­ма­ния к раз­лич­ным про­ек­там и ра­бо­тать бо­лее эф­фек­тив­но. К то­му же ис­поль­зо­ва­ние но­вой ай­ден­ти­ки по­зво­лит ад­ми­нист­ра­ции сэко­но­мить день­ги.

Для го­ро­жан же брен­динг Хель­син­ки озна­ча­ет бо­лее по­нят­ный и хо­ро­шо вы­стро­ен­ный мар­ке­тинг и ин­фор­ми­ро­ва­ние о го­род­ских услу­гах, ори­ен­ти­ро­ван­ные на жи­те­лей со­об­ще­ния и бо­лее яс­ную ком­му­ни­ка­цию в це­лом. Так­же сис­те­ма брен­дин­га по­зво­лит Хель­син­ки вы­де­лит­ся сре­ди дру­гих го­ро­дов и вос­при­ни­мать­ся как при­вле­ка­тель­ное, со­вре­мен­ное, функ­ци­о­наль­ное и при­ят­ное мес­то для жиз­ни, ра­бо­ты и от­ды­ха.

Статьи, новости, кейсы по брендингу смотрите на сайте Supremum Design

Мель­бурн

Фир­мен­ный стиль го­ро­да Мель­бурн яв­ля­ет­ся, по­жа­луй, од­ним из наибо­лее яр­ких и эф­фект­ных при­ме­ров удач­но­го тер­ри­то­ри­аль­но­го брен­дин­га. Ко­ман­да брен­дин­го­во­го агент­ст­ва «Landor» стре­ми­лась со­здать ай­ден­ти­ку для Мель­бур­на, опре­де­ляя ха­рак­тер го­ро­да, и со­зда­вая об­раз, ори­ен­ти­ро­ван­ный на бу­ду­щее.

Пер­во­на­чаль­но бы­ли про­ве­де­ны ка­би­нет­ные ис­сле­до­ва­ния и ин­тервью, в рам­ках ко­то­рых бы­ли по­лу­че­ны от­ве­ты на сле­ду­ю­щие ос­нов­ные во­про­сы: что го­род из се­бя пред­став­ля­ет, что и как в нем про­ис­хо­дит, ка­ко­во ви­де­ние бу­ду­ще­го го­ро­да? Это по­зво­ли­ло вы­явить и сфор­му­ли­ро­вать ос­нов­ные идеи брен­да го­ро­да. На ос­но­ве по­лу­чен­ной ин­фор­ма­ции бы­ла вы­стро­е­на ком­плек­с­ная и стра­те­ги­чес­кая про­грам­ма брен­дин­га.

У го­ро­да Мель­бурн мно­гог­ран­ный ха­рак­тер: от власт­но­го, сдер­жан­но­го и серь­ез­но­го до яр­ко­го, эмо­ци­о­наль­но­го и страст­но­го. Раз­но­об­ра­зие и мно­гог­ран­ность Мель­бур­на ста­ли ос­нов­ны­ми по­ня­ти­я­ми, в ви­зу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции это вы­ра­зи­лось в пол­ной ме­ре че­рез цве­та, фор­мы, гра­ни, струк­ту­ры.

Ко­ман­да и за­каз­чик брен­дин­га хо­те­ли со­здать мно­гог­ран­ную и про­грес­сив­ную ай­ден­ти­ку, как и сам го­род. Даль­но­вид­ный под­ход при раз­ра­бот­ке ди­зай­на ло­го­ти­па, пра­вил его при­ме­не­ния в ком­му­ни­ка­ци­ях, рек­ла­ме, спон­сор­ских ак­ци­ях, в трех­мер­ной сре­де и на вы­вес­ках по­зво­лил со­здать ди­на­мич­ный, из­мен­чи­вый и твор­чес­кий об­раз.

Фор­ма бук­вы «М», по­стро­ен­ная по изо­мет­ри­чес­кой сет­ке, по­зво­ли­ла за­пол­нять ее раз­но­об­раз­ной и яр­кой гео­мет­ри­чес­кой гра­фи­кой, в ко­то­рой мож­но про­сле­дить строй­ную струк­ту­ру и ло­ги­ку. Это при­да­ет ай­ден­ти­ке узна­ва­е­мость и цель­ность. Ко­ман­дой «Landor» так­же бы­ли со­зда­ны об­шир­ные ру­ко­водст­ва и ил­люст­ра­ции, ко­то­рые бы­ли при­зва­ны по­мочь раз­вер­ты­ва­нию но­вой ай­ден­ти­ки Мель­бур­на. В ру­ко­водст­во по ис­поль­зо­ва­нию фир­мен­но­го сти­ля вклю­чи­ли гиб­кую сис­те­му ло­го­ти­пов, цве­то­вую схе­му, ти­по­гра­фи­ку, фо­то­гра­фии, ил­люст­ра­ции, гра­фи­чес­кие эле­мен­ты, прин­ци­пы ди­зай­на и шаб­ло­ны. Не­смот­ря на ло­ги­ку, упо­ря­до­чен­ность, пра­ви­ла и ру­ко­водст­ва, сис­те­ма брен­дин­га Мель­бур­на весь­ма гиб­кая, в ней есть мес­то для ини­ци­а­ти­вы и твор­чес­кой ин­тер­п­ре­та­ции, что по­зво­лит ей успеш­но жить и раз­ви­вать­ся, оста­ва­ясь яр­кой и ин­те­рес­ной на дол­гие го­ды.

Оцените статью