В ней не достает Человека

В ней не достает Человека pos gosuslugi

В декабре прошлого года Дума Астраханской области без обсуждения приняла Стратегию социально-экономического развития области до 2035 года.Население этого документа не заметило вовсе. Местное чиновничество отнеслось к нему как к московской причуде. Правительство области документом явно гордится и подчеркивает, что вот теперь-то есть куда двигаться.

Поскольку институты реального обсуждения разрушены и свелись к системе «пишите письма – мы ответим», общественной дискуссии не было и быть не могло. Это не означает, что мы не вправе сделать некоторые оценки сейчас.

Стратегия 2020. Все уж и забыли давно, а оказывается, десять лет назад тоже была принята Стратегия с контрольным сроком, завершившимся в ушедшем году. Какие итоги?

Региональная экономика приобрела завершенный сырьевой характер. Доля добывающих отраслей (газ и нефть) в промышленном производстве выросла с 30% до 75%. При этом индекс производства в несырьевом секторе сократился на 7%. По стране он вырос примерно на треть, а по Астраханской области, повторим, снизился.

Некоторый рост дали пищевая промышленность, энергетика (особенно возобновляемые источники энергии – ВИЭ) и, как ни странно, судостроение, но в целом произошло снижение. Объем строительных работ к 2019 году по сравнению с 2010 годом сократился на 37%.

Это снижение сопровождалось и падением доходов населения. С 2016 года доходы астраханцев сократились на 23% и вернулись на уровень 2010 года. Учитывая, что снижения пенсий не произошло, это сокращение приходится на астраханцев более молодых возрастов, то есть на работников. Отсюда снижение реальной зарплаты можно считать равным как минимум трети.

Вслед за работниками сел на мель и малый бизнес. Число ИП сократилось за последние 4 года на четверть и вернулось на уровень 2011 года. Это вполне естественно, так как упали доходы не предпринимателей, а малый бизнес без потребительского спроса существовать не может. В результате доходы от предпринимательства в общем объеме доходов населения сократились с 12% до 6%, то есть вдвое.

Бедность отразилась на рождаемости. Коэффициент фертильности сократился со 197 детей на 200 взрослых (2017) до 167 детей на 200 взрослых (2019) и продолжает падение. Область начинает буквально вымирать: смертность превысила рождаемость. Ежегодный миграционный отток достиг почти 8000 человек, преимущественно грамотной молодежи. Уезжают и гастрарбайтеры: отрицательное сальдо международной миграции составило планку в 4000 человек.

Угрозы-2035. Вообще, стратегия обычно отталкивается от вызовов. Оцениваются тенденции, определяется характер и уровень угроз, и отсюда уже вырабатываются меры. Но это не тот случай. Никаких прогнозных сценариев в тексте не содержится. Сделаем это за авторов:

(1) Сокращение нефтегазового спроса. В энергобалансе Евросоюза доля нефти и газа сократилась в 2015-2018 годах с 29% до 13%. Доля возобновляемых источников энергии выросла с 15% до 34%. Через полтора десятилетия нефть и газ перейдут из драйвера в категорию обычного топлива типа каменного угля. Между тем они формируют 75% объема астраханской промышленности и основу налоговой базы;

(2) Неофициальная занятость. Эти люди будут выходить на пенсию не в 60/65 лет, а на пять лет позже. Их доля будет возрастать. А денег у них не будет. Это означает помимо прочего и жалкое существование малого бизнеса ввиду отсутствия клиентов. Цифры по неофициально занятым такие:Тысяч человек Прогноз социально-экономического развития, Минэкономразвития области (консервативный)

В ней не достает Человека

Речь не о малом бизнесе, в нем официально трудится 23.000 человек, то есть не очень большая доля. Речь о том, что по факту примерно двести тысяч астраханцев вынуждены трудиться без контрактов. Их обманывают по зарплате. Они работают часто сверхурочно. С созданной ими прибавочной стоимости нет отчислений ни в фонд ОМС, ни в местные бюджеты. Фонд ОМС ежегодно теряет около 4 млрд. ₽, консолидированный бюджет по НДФЛ – 10 млрд.₽., причем эти цифры следует считать заниженными.

(3) Демографическая яма. Она описана выше, но по оценкам Росстата (доклад «Предположительная численность населения до 2035 года») число астраханцев сократился с нынешних 1,02 млн. до 0,94 млн. человек. Причем речь идет о средневзвешенном сценарии. Однако, падение рождаемости в России бьет антирекорды и отличается параметрами худшими, чем негативный сценарий Росстата. В негативном же, который и наиболее вероятен сегодня, число астраханцев сократится до 0,9 млн. человек.

Стратегия-2035.Обратимся к базовому сценарию: «принципиально изменения социально-экономической модели Астраханской области не произойдет, как и существенных структурных сдвигов. Основу специализации составят отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и нефтепереработкой». Это тупик по описанным выше причинам.

Читайте также:  Пособие за неполный рабочий день до 15 лет

Благоприятный сценарий: то же самое, но с развитием нефтехимии, судостроения, пищевой промышленности и ВИЭ. Дополнительными драйверами рассматриваются транспортные коридоры. На самом деле это и есть сценарий, реализуемый не без сбоев последние 10 лет. И томатную пасту мы производим, и доля ВИЭ в энергобалансе достигла достойных 10%, и завод Красные Баррикады вновь заработал.

Далее идет перечень мероприятий, фактически просто свод докладных из министерств. Часть из них сделаны очень качественно (сельское хозяйство, энергетика, образование), но именно часть.

Очень интересно прочитать тезисы в контексте: «проблема – предложения». Например, одной из социальных проблем указывается низкий уровень доходов пожилых людей. Буквально через три абзаца следует предложение: «усилить адресность льгот», то есть часть пожилых людей признать слишком богатыми и перестать давать им деньги.

Некоторые мероприятия не соответствуют масштабу задач. Например, к 2024 году предполагается переобучить 2084 работника из числа лиц старше 50 лет. Между тем к этому времени на пенсию не смогут выйти 37.000 человек, из которых переобучить планируется, повторим, всего пару тысяч ПЯТАЯ КОЛОННА: К ЧЕМУ ПРИВЕДУТ РЕШЕНИЯ АСТРАХАНСКИХ ЕДИНОРОССОВ – Олег Шеин — ЖЖ (livejournal.com). Возникает и другой вопрос: а на кого надо учить этих людей, кто определяет перечень специальностей?

Неплохо написан раздел Здравоохранение. В нем признается дефицит кадров и высокая степень совместительства (на скорой помощи 10 сотрудников выполняют работу 16-ти). Но если мы попробуем найти по тексту способы решения этой проблемы, то не увидим их.

В раздел Спорта вошла цифра в 42% населения, регулярно занимающихся спортом, что вызвало справедливые вопросы губернатора, правда, уже после принятия Стратегии, где эта цифра указана в первом же абзаце.

В разделе Водоснабжения ставится задача к 2025 году улучшить качество питьевого водоснабжения для 78.000 человек, а в расшифровке мероприятий приводится пять населенных пунктов с общим числом жителей в 35.000 человек. Правда, сказано, что к МУП Водоканал намечено подключить ближайшие села, но состояние предприятие явно исключает такой сценарий.

В разделе про Экологию не нашли отражение риски падения уровня Каспийского моря (между прочим у нас есть целый Научный институт, который явно не был привлечен к написанию документа). А это концептуальная тема. Вместо разваловки подходов к ЗПИ опять предлагается строить ГТС и углублять т.н. рыбоходные каналы, то есть дискуссия последних лет, где с Андросовым и Цымлянским все публично согласились, отражена с точностью до наоборот.

Отдельные разделы дисгармонируют друг с другом. Так, число работников МСП указывается то в 23 тысячи, то в 98 тысяч человек. В разделе Туризм число зданий-памятников архитектуры подчеркивается как несомненное достоинство региона, а в разделе Строительство с сожалением говорится, что их слишком много.

Зато интересно расписаны разделы «Пространственное развитие региона» и «Потребность в кадрах в ближайшие пять лет». Это как раз то самое планирование, которого нам так остро не хватает для развития.

Чего не хватает в Стратегии?Человека. Инвестиции, капвложения, стройки очень часто не имеют никакого отношения к уровню жизни людей, а зачастую достигаются за счет снижения уровня и качества жизни.

За последние 10 лет прибыль компаний, работающих в Астраханской области, выросла с 6 до 155 млрд. руб. ВВП увеличился с 144 до 578 млрд. руб. Товарооборот – со 100 до 180 млрд. руб. А реальные доходы населения при таком процветании снизились на 4.5%.

По плановым параметрам Стратегия в целом исходит из того, что доходы обычного человека и дальше будут отставать от темпов роста экономики. Лишь к 2030 году намечено вернуть уровень доходов 2015 года, а в целом в 2020-2035 годах целью ставится увеличение реальной зарплаты на 50%. Зато ВВП вырастет на 84%, объем продукции сельского хозяйства более чем вдвое.

Консолидированный бюджет будет топтаться на месте до конца десятилетия и с нынешних 59 млрд. доползет до 79 млрд. руб. к 2035 году. Число рабочих мест в ООЗ Лотос за 15 лет возрастет с 300 до 600, что практически не отразится на занятости в регионе и подоходном налоге и очевидно ставит вопрос об отсутствии адекватной отдачи и в экономику, и в рабочие места по сравнению с осуществленными вложениями.

Читайте также:  Как дистанционно воспользоваться госуслугами

ДрайверыОсновным драйвером является легализация занятости в негосударственном секторе и создание рабочих мест в медицине и образовании, где их явный дефицит. От легализации занятости появятся и уверенность у рабочего класса, и налоги, и отчисления в фонд ОМС, и право на пенсии, отсюда уменьшится и трудовая эмиграция.

Начать надо с фирм, выполняющих госзадания, введя штрафные санкции в контракты за использование черных зарплатных схем. Нужно ввести и премии муниципальным образованиям в размере 100% от всего легализуемого подоходного налога сроком на пять лет (сегодня в сельсоветах остается лишь 2% от собранного подоходного налога).

Требуется создание рабочих мест в медицине и образовании. Здесь надо уходить от стимулирующих выплат с сверхпереработкой к высоким окладам. Это фундамент качественных услуг населению. Стройки – после этого (если, конечно, речь не идет о федеральных деньгах, где от нас требуется символическое участие). Деньги в бюджете можно найти, оптимизировав госзакупки и введя KPI министерствам о снижении доли т.н. единственных поставщиков.

Вместе с мероприятиями по занятости изменение схем госзакупок даст импульс к возрождению малого бизнеса. При этом можно идти на широкие налоговые вычеты (погоды в бюджете он не делает) реально малому бизнесу в обмен на легализацию рабочих мест, ремонт зданий-памятников, реализацию проектов в IT секторе, туризме и том, что считается в Стратегии направлениями роста. Это обойдется дешевле, чем ОЭЗ Лотос, а практической пользы принесет больше.

Если говорить о производстве, то нужна вторичная переработка и здесь нам не уйти от нефтехимии. Пройдет не так много времени и экспортная выручка от продажи за границу углеводородного сырья сильно отразится на Газпроме, а позже и на Лукойле. Пример с ВИЭ и выходом региона на энергетическую независимость показывает, что прогресс может быть достигнут в короткие сроки. Разумеется, экологическая безопасность является неизменным условием, но платформы на Каспии показали, что это возможно.

Нужны очень детализованные логистические решения в части развития транспортного узла, потому что хаб – это не только причальная стенка и дорога к ней с мостовыми переходами.

Собственно, наша специализация – судостроение, овощепереработка, сельское хозяйство, солнечная энергетика -в Стратегии свое отражение нашли и я упоминаю их лишь постольку поскольку они требуют несомненного упоминания.

Как ни тривиально прозвучит, но я считаю туризм перспективным направлением, сегодня крайне слабо раскрытым, несмотря на преодоление ряда ранее имевшихся проблем (15 лет назад в городе фактически не было гостиниц). И здесь бы нам, конечно, пригодился Саммит или Юбилей-2033 (700 лет упоминания Хадж-Тархана). Нам нужны и фасады, и ливневки, и дороги. И четкие правила застройки исторического центра только в историческом стиле.

И отдельная история – демографии. Вымирающая и стареющая область лишена развития Здесь придется тратить много денег. Опыт Сахалина показал, что системная программа (которой у нас сегодня нет) и хорошие финансовые вливания позволяют вернуть коэффициент рождаемости на уровень простого воспроизводства. Это то, что нам надо.

Депутаты Челябинской городской думы на очередном заседании во вторник приняли стратегию социально-экономического развития областного центра на период до 2035 года. С докладом о документе выступила глава города Наталья Котова. Она рассказала, что при разработке стратегии было задействовано более 2,5 тыс. человек, 6 тыс. принимали участие в исследованиях и опросах. Документ «обеспечивает преемственность с предыдущей стратегией-2020 и увязан с областной стратегией социально-экономического развития»,- сообщают в пресс-службе городской думы.

Наталья Котова отметила, что стратегия-2035 разрабатывалась более года, и в мэрии «постарались учесть мнение жителей, экспертов, научного сообщества, сообщества предпринимателей», вели работу с депутатами. Документ прошел общественные обсуждения, в него вносились коррективы.

Председатель гордумы Андрей Шмидт отметил, что «стратегия получилась новаторской». «По духу, по стилю такого документа еще не было. Сделан большой анализ предыдущей стратегии, соответствующий экономический анализ, в том числе, сильных и слабых сторон, бренда города, элементов маркетинговых стратегий, определены наши конкурентные преимущества»,- сказал господин Шмидт.

Федеральные органы власти дали положительные заключения по проекту стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года. Трехсотстраничный документ получил одобрение в Минэкономразвития, Минприроды, Минкульте, Минстрое, МИДе, Минфине России и других ведомства, сообщает пресс-служба главы региона.

Читайте также:  Код 835 — оператор связи и регион

Стратегия социально-экономического развития Челябинской области разработана в трех вариантах: инерционном, базовом и целевом. При сохранении инерционного сценария к 2035 году регион утратит текущие позиции, при базовом — темпы роста валового регионального продукта составят всего 1,5–2%, что, по словам разработчиков Стратегии, чревато увеличением разрыва с регионами-лидерами. Наиболее оптимистичный, целевой сценарий предусматривает рост валового регионального продукта на 5,8% в год, что возможно только за счет увеличения производительности труда, рост доходов населения в 1,8 раза в сравнении с 2017 годом, увеличение продолжительности жизни до обозначенных президентом РФ 80 лет, сохранение существующей численности, а в дальнейшем ее рост. На достижение этих результатов потребуется 7,5 трлн руб. за 17 лет, в том числе 813 млрд руб. в 2019-2021 годах.

Проект стратегии в ближайшее время будет внесен на рассмотрение законодательного собрания Челябинской области. В окончательном варианте депутаты должны принять документ до 1 января 2019 года.

Законодательное собрание Челябинской области утвердило стратегию социально-экономического развития региона до 2035 года. Документ, который разрабатывали полтора года, включает 25 стратегических направлений, а его главная цель — «рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения». Теперь министерство экономического развития региона в течение трех месяцев собирается создать «план реальных действий» с конкретными сроками и ответственными. По мнению депутатов и экономистов, стратегия имеет мало общего с реальной жизнью и вряд ли удастся ее реализовать без изменения ситуации в стране.

Законодательное собрание Челябинской области на заседании 31 января утвердило стратегию социально-экономического развития региона до 2035 года.

Сейчас потребность в финансовых ресурсах для реализации планов, предусмотренных документом, оценивается почти в 3,7 трлн руб. по инерционному (консервативному) сценарию, 4,5 трлн руб. — по базовому и 7,5 трлн руб. — по целевому.

Депутаты заксобрания при обсуждении документа заявили, что на данный момент стратегия больше напоминает «перечень желаний», поскольку не подкреплена конкретным планом реализации. По словам Сергея Смольникова, «детализация и конкретизация» станет следующим этапом. «Нам предстоит сформировать план реальных действий по реализации стратегии, с перечнем ответственных и четкими сроками исполнения поставленных задач. Все целевые показатели стратегии будут распределены между органами исполнительной власти, их деятельность будет оцениваться по результатам достижения индикаторов стратегии. За их выполнение будет предусмотрена персональная ответственность. После утверждения плана правительству области предстоит откорректировать госпрограммы и по-новому расставить бюджетные приоритеты»,— сообщил министр. По его словам, подробный план планируется составить в течение 90 дней и представить в том числе на рассмотрение депутатов. Затем парламентарии не реже раза в год будут рассматривать выполнение целевых индикаторов стратегии.

Вице-спикер заксобрания Олег Голиков высказал замечание по поводу заниженных показателей по сносу аварийного жилья. Так, в документе предусмотрено ежегодное расселение 40 тыс. кв. м, при этом прирост составляет более 50 тыс. в год. По словам Сергея Смольникова, не исключены корректировки документа в случае существенного отклонения (более 10%) от заданных параметров.

«Мы понимаем, что это декларация желаний, совершенно не выполнимых на сегодняшний день. У правительства области нет реальных возможностей ее реализовать без изменения ситуации во всей стране. Это нереальные цифры»,— заявил депутат Валихан Тургумбаев. Однако, несмотря на замечания, члены заксобрания области единогласно утвердили стратегию.

Руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН Сергей Гордеев также считает, что цели и приоритеты, обозначенные в документе, имеют мало общего с реальной жизнью. «Поставленные цели мало подкреплены ресурсным обеспечением и даже жизненной реальностью. Я их расцениваю как не очень обоснованные мечты. Реальная стратегия должна использовать конкурентные преимущества нашего края. У нас их не так много, но они есть. Это наша историческая структурная ориентация промышленности и, самое главное, трудовой потенциал. Как это будет использоваться, совершенно непонятно. Вместо этого поставлены общие абстрактные цели вроде увеличения продолжительности жизни. Но влиять на эти процессы областная власть не в состоянии, это вопросы общенациональные. Очень многие вопросы, поставленные в стратегии, — это вопросы федеральных полномочий и их надо решать в рамках нацпроектов РФ»,— говорит эксперт. По его мнению, стратегию-2035 ждет та же судьба, что и стратегию-2020, о которой все забыли, хотя 2020 год еще не наступил.

Оцените статью