УРОВЕНЬ БЛАГОУСТРОЙСТВА

УРОВЕНЬ БЛАГОУСТРОЙСТВА pos gosuslugi

Народный ГОСТ: по каким стандартам благоустраивают дворы Москвы

Народный ГОСТ: по каким стандартам благоустраивают дворы Москвы

москва сегодня: мегаполис для жизни

городское хозяйство москвы

комплекс городского хозяйства москвы

realty-гид – риа недвижимость

Дворовые территории долгое время служили москвичам скорее парковками и проходными зонами на маршруте “работа-дом”, чем местами для отдыха. За последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась. Из невзрачных пятачков с набором “горка-лавка-песочница” московские дворы превратились в полноценные общественные пространства, к проектированию которых все чаще подключаются именитые специалисты, а власти столицы разработали отдельный единый стандарт, которому должны соответствовать все без исключения придомовые территории. Сайт “РИА Недвижимость” узнал у специалистов городского хозяйства (КГХ) Москвы, как и зачем создавали новый документ, какие критерии для дворов в нем прописаны, а эксперты поделились мыслями, зачем для реализации стандарта общаться с жителями и что чаще всего горожане хотят видеть на своей придомовой территории. Так создавался стандартЕще 10-15 лет назад словосочетание “комфортное общественное пространство” в Москве можно было услышать крайне редко, особенно в отношении дворовых территорий. Далеко не каждый двор мог похвастаться наличием полноценной инфраструктуры: в основном она состояла из базового минимума в виде качелей, горок и лавочек, а остальное пространство преимущественно занимали парковочные места. Ситуация начала меняться с 2011 года, когда власти Москвы разработали новую городскую идеологию, которая полностью изменила приоритеты в отношении общественных пространств и подходы к их созданию, рассказывают в КГХ столицы. Появилась потребность разработать стандарты, по которым архитекторы могли бы воплощать идеи.”Главной движущей силой города стал человек. Задача состояла в том, чтобы изменить само понятие “среда”, доказать, что городу важен человек, и это город живет для человека, а не наоборот”, – комментируют в ведомстве. Законодательным подспорьем для новой идеологии стал документально утвержденный стандарт. Необходимость в нем возникла в 2015 году, когда Москва приступила к реализации программы комплексного благоустройства общественных пространств “Моя улица”. Документ получил название “Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы” (утвержден распоряжением правительства Москвы от 04.08.2016 №387-РП) и с тех пор стал одной из ключевых инструкций для проектировщиков и архитекторов, которые работают над новым обликом и функционалом городской среды."Для молодых команд архитекторов, которые только начинают проектировать для города, это, безусловно, очень важный документ. Он демонстрирует уровень качества благоустроенной среды, в нем содержатся важные решения, которые должны быть реализованы в каждом городском пространстве. Мы сами наблюдали, как он создавался, и, конечно, следим за внесением туда изменений", – комментирует основатель бюро "Tesler Architects" Кирилл Теслер. Дворовые нормыЕдиный стандарт регулирует не только облик и наполнение больших городских зон, но и придомовых территорий. В частности, рекомендации по их совершенствованию прописаны в документе “Стандарт благоустройства объектов инфраструктуры отдыха в городе Москве”. Он подразумевает обустройство необходимой качественной инфраструктуры для детских активностей, занятий спортом и отдыха, создание среды для маломобильных граждан, установку современного освещения и дополнительное озеленение территории. Во дворах также необходимы щиты с информацией для горожан и гостевые парковки, должны быть предусмотрены контейнеры для мусора и обеспечены работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде. Стандарт предписывает устанавливать в московских дворах сертифицированное, качественное и безопасное оборудование, удобное для использования всеми возрастными группами жителей, обеспечивать нормативную освещенность детских и спортивных площадок, а также основных пешеходных маршрутов. При этом стандарт не “загоняет” все московские дворы под одну гребенку – это невозможно, исходя как минимум из размеров территорий и количества жителей, постоянно проживающих в близлежащих домах. Обязательному соблюдению подлежит количество игровых и спортивных пространств, а также обустройство мест отдыха, комментирует директор бюро UTRO Алена Зайцева. Однако в стандартах остается и возможность выбора – например, в плане оборудования для функциональных зон, добавляет она.”Не сделать что-то обязательное – невозможно. По сути, выбрать можно только оборудование на спортивной и детской площадках: горку или качели, брусья или тренажер, но не оборудовать спортивную зону или отказаться от нее совсем – нереально”, – добавляет руководитель бюро “Периферия” и главный архитектор проектов бюро Megabudka Александр Бондаренко. Следуя нормативам стандарта, проектировщики и архитекторы должны не забывать и про другие важные требования, а именно – потребности жителей, которые сейчас стоят во главе угла московских проектов по благоустройству. Переосмысление “третьего места”Современный московский двор – уже не просто транзитная зона для большинства жителей столицы, а полноценное “третье место” (часть городского пространства, не связанная с “первым” (дом) и “вторым” (работа) местами – прим.ред). Придомовая территория, по мнению урбаниста и основателя Citymakers Петра Кудрявцева, должна являться непосредственным продолжением места жительства и предлагать пользователю функции, недоступные в квартире или, как минимум, расширяющие их вариативность.”Речь в первую очередь идет про социализацию, в особенности детскую, добрососедство, нахождение на свежем воздухе. Далее – возможность заняться спортом, что-то купить или просто пофланировать. Твой двор – это твое собственное общественное пространство в непосредственной близости от дома. Поэтому дворы очень важны для каждого горожанина”, – делится мнением Кудрявцев. Теслер добавляет, что, проектируя современный двор, специалисты обязаны учитывать не только актуальные требования местных жителей, но и оставлять возможность для маневра и гибкой трансформации территорий на случай, если потребности населения изменятся."К примеру, в 2019 году мы не подозревали, что начнется пандемия коронавируса, и горожане будут выходить на улицу только в свой двор и не дальше ближайшего магазина. В тот момент инфраструктура дворовых территорий буквально потребовала новых решений и функциональных зон – например, мест для работы во дворе, встреч и спокойных прогулок для перезагрузки. Стало понятно, что на придомовых территориях важно предусматривать места для уединенного времяпрепровождения, и уже сейчас такие зоны закладываются при проектировке каждого двора", – объясняет основатель Tesler Architects. В свою очередь Зайцева отмечает, что при благоустройстве дворов не стоит оставлять без внимания и фактор “пятого фасада” – то есть, картинку, которую москвичи видят из окна.”Очень многие жители воспринимают двор исключительно как картинку из своего окна. Поэтому эта картинка должна быть привлекательной и гармоничной – например, за счет сезонной декоративности растений или сценариев светодизайна”, – говорит собеседница агентства. Дискуссия компромиссаОпрошенные РИА Недвижимость эксперты сходятся во мнении, что успешное переосмысление и благоустройство дворовой территорий невозможно без непосредственного участия местных жителей, чей комфорт является ключевым приоритетом городских программ."Московский двор в первую очередь должен учитывать потребности населения. Соответственно, чтобы их выяснить, необходимо проводить с жителями прямую работу. Это как с подарком на день рождения: можно подарить что-то наугад, не думая об уместности, или же спросить у именинника напрямую, чего он хочет", – проводит аналогию Бондаренко. Он добавляет, что партисипативная работа (вовлечение в управление, то есть непосредственное участие в принятии решения, в анализе проблем – прим.ред.) подразумевает под собой не только стандартное анкетирование, но и организацию стратегических сессий, мероприятий соучаствующего проектирования, количественных социологических исследований. При этом, добавляет Бондаренко, к диалогу, помимо обитателей близлежащих домов, важно подключать и других пользователей дворовых территорий.”Это неформальные сообщества, представители местного бизнеса, которые работают на первых этажах, балансодержатели инженерных коммуникаций, потому что в каждом дворе проложено огромное количество сетей, которые контролируют разные московские организации. Важно не забывать про специалистов управляющих компаний, которые будут обслуживать и чинить оборудование, установленное в рамках благоустройства, и представителей муниципальной власти”, – перечисляет собеседник агентства. В таком многостороннем диалоге конфликт интересов неизбежен, однако в процессе коммуникации камней преткновения становится меньше, обращает внимание Зайцева.”Некоторые жители, у которых есть машины, хотят превратить весь двор в парковку, другие хотят много зелени и тишины, у подростков запрос на инфраструктуру для групповых игр и места для тусовки. В любом дворе конфликт интересов неизбежен. Но важно, чтобы жители смогли услышать друг друга и договориться. В процессе соучаствующего проектирования архитектор выступает не только проектировщиком, но и модератором дискуссии жителей, помощником в поиске приемлемого компромисса для всех сторон”, – делится опытом эксперт. Умение выслушать население, принять во внимание существующие требования и при этом предсказать тенденции развития дворового пространства Теслер называет высочайшим мастерством архитектора. Чтобы завоевать доверие жителей, специалисты должны действовать открыто, демонстрировать примеры организации дворов из мировой практики, стимулировать воображение горожан и при этом не скрывать от жителей, что некоторые из их задумок невозможно реализовать из-за законодательных нормативов или технических ограничений. Воля народаЗа годы развития практики соучаствующего проектирования и благоустройства у специалистов сформировался определенный хит-парад наиболее популярных запросов от горожан в отношении дворовых пространств. Чаще всего москвичи просят модернизировать детские и спортивные площадки, обустроить новые зоны отдыха и площадки с силовыми тренажерами, поставить скамейки и урны. Детскую и спортивную инфраструктуру Кудрявцев называет “базовым набором”, без которого сложно представить практически каждый московский двор."Чуть более продвинутый уровень – безопасность, наличие мест для уединенного отдыха и площадка для выгула домашних питомцев. Еще более продвинутый – активные первые этажи, наполненные коммерцией и досуговыми местами, наличие комьюнити-центров. Все эти функции так или иначе востребованы у всех горожан. Пройдя в реализации по такой пирамиде, можно получить эталонный двор с точки зрения обеспечения функциями", – делится мнением эксперт. Теслер добавляет, что помимо “банальных” мест для отдыха и функциональных площадок, москвичи все чаще выражают интерес к зонам для самовыражения – так называемых “четвертых мест”.”Это могут быть, например, пространства с эстрадами, небольшими сценами, где можно почитать стихи или потанцевать”, – объясняет он. Придомовое будущееОпрошенные РИА Недвижимость эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что в будущем функционал московского двора вполне может измениться, и из многофункционального пространства придомовая территория превратится в зону тихой рекреации.”Например, сейчас наблюдается тенденция на снижение интереса к размещению во дворах машин, парковок просят все меньше. Вектор сдвигается в сторону безопасности, и больше жителей считают, что машины должны парковаться за периметром, на городских парковках”, – отмечает Теслер. Согласен с этим и Бондаренко – по его мнению, в перспективе двор должен стать для жителей местом уединения и отдыха от негативных факторов города: звукового и визуального шума, незнакомых людей, обилия транспорта.”Приоритет, на мой взгляд, во дворах следует отдавать обилию озеленения, а не шумным функциональным площадкам. Их, скорее, следует располагать во внедворовых городских пространствах: в парках, скверах, на бульварах и набережных. Например, большая районная детская или спортивная зона. Такие зоны могут быть крупнее, и, соответственно, иметь внутри себя разнообразие, множество объектов. Такие плейхабы важны и для лучшей социализации населения, в частности детей. Двор при этом остается простым функциональным объектом, управляемым больше жителями, чем муниципалитетом”, – считает эксперт. По словам Зайцевой, вынос “шумных объектов” инфраструктуры, таких как хоккейные и футбольные коробки, за пределы двора – эффективная практика, которая не только повышает уровень комфорта на придомовой территории, но и служит объединению населения в квартале и целом районе."При выборе мы придерживаемся следующего принципа: избегать установки оборудования, производящего шум, во дворах жилых домов. В микрорайонах раньше оборудовали хоккейные или футбольные коробки во дворах, а это источник постоянного шума и раздражения для жителей. Мы стараемся избегать такого. Спортивные коробки, столы для пинг-понга, большие детские площадки, где собираются много детей, стоит размещать не во дворах, а на смежных территориях. Таким образом пространство двора остается более тихим, а в процесс коммуникации и групповой игры вовлекаются жители всего района", – говорит она. В целом, подытоживают эксперты, Москва проделывает масштабную и кропотливую работу в совершенствовании дворовых пространств. Благодаря реализации комплексных проектов по благоустройству столица в течение ряда лет выходит на первое место среди российских миллионников по качеству городской среды, а высокий “индекс счастья” москвичей свидетельствует, что горожане положительно оценивают изменения, которые происходят в столице.

Читайте также:  Как настроить авторизацию через госуслуги

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы, москва, realty-гид – риа недвижимость, дворы, благоустройство, городская среда

Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, Москва, Realty-гид – РИА Недвижимость, Дворы, Благоустройство, Городская среда

Дворовые территории долгое время служили москвичам скорее парковками и проходными зонами на маршруте “работа-дом”, чем местами для отдыха. За последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась. Из невзрачных пятачков с набором “горка-лавка-песочница” московские дворы превратились в полноценные общественные пространства, к проектированию которых все чаще подключаются именитые специалисты, а власти столицы разработали отдельный единый стандарт, которому должны соответствовать все без исключения придомовые территории. Сайт “РИА Недвижимость” узнал у специалистов городского хозяйства (КГХ) Москвы, как и зачем создавали новый документ, какие критерии для дворов в нем прописаны, а эксперты поделились мыслями, зачем для реализации стандарта общаться с жителями и что чаще всего горожане хотят видеть на своей придомовой территории.

Так создавался стандарт

Еще 10-15 лет назад словосочетание “комфортное общественное пространство” в Москве можно было услышать крайне редко, особенно в отношении дворовых территорий. Далеко не каждый двор мог похвастаться наличием полноценной инфраструктуры: в основном она состояла из базового минимума в виде качелей, горок и лавочек, а остальное пространство преимущественно занимали парковочные места.

Ситуация начала меняться с 2011 года, когда власти Москвы разработали новую городскую идеологию, которая полностью изменила приоритеты в отношении общественных пространств и подходы к их созданию, рассказывают в КГХ столицы. Появилась потребность разработать стандарты, по которым архитекторы могли бы воплощать идеи.

“Главной движущей силой города стал человек. Задача состояла в том, чтобы изменить само понятие “среда”, доказать, что городу важен человек, и это город живет для человека, а не наоборот”, – комментируют в ведомстве.

Вечерняя Москва. Садовое кольцо - РИА Новости, 1920, 05.07.2023

Столичная ретроспектива: как менялись улицы Москвы в разные эпохи

Законодательным подспорьем для новой идеологии стал документально утвержденный стандарт. Необходимость в нем возникла в 2015 году, когда Москва приступила к реализации программы комплексного благоустройства общественных пространств “Моя улица”.

Документ получил название “Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы” (утвержден распоряжением правительства Москвы от 04.08.2016 №387-РП) и с тех пор стал одной из ключевых инструкций для проектировщиков и архитекторов, которые работают над новым обликом и функционалом городской среды.

“Для молодых команд архитекторов, которые только начинают проектировать для города, это, безусловно, очень важный документ. Он демонстрирует уровень качества благоустроенной среды, в нем содержатся важные решения, которые должны быть реализованы в каждом городском пространстве. Мы сами наблюдали, как он создавался, и, конечно, следим за внесением туда изменений”, – комментирует основатель бюро “Tesler Architects” Кирилл Теслер.

Основатель бюро “Tesler Architects”

Дворовые нормы

Единый стандарт регулирует не только облик и наполнение больших городских зон, но и придомовых территорий. В частности, рекомендации по их совершенствованию прописаны в документе “Стандарт благоустройства объектов инфраструктуры отдыха в городе Москве”.

Он подразумевает обустройство необходимой качественной инфраструктуры для детских активностей, занятий спортом и отдыха, создание среды для маломобильных граждан, установку современного освещения и дополнительное озеленение территории. Во дворах также необходимы щиты с информацией для горожан и гостевые парковки, должны быть предусмотрены контейнеры для мусора и обеспечены работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

Стандарт предписывает устанавливать в московских дворах сертифицированное, качественное и безопасное оборудование, удобное для использования всеми возрастными группами жителей, обеспечивать нормативную освещенность детских и спортивных площадок, а также основных пешеходных маршрутов.

При этом стандарт не “загоняет” все московские дворы под одну гребенку – это невозможно, исходя как минимум из размеров территорий и количества жителей, постоянно проживающих в близлежащих домах.

Пенсионеры сидят на качелях в Капотне - РИА Новости, 1920, 05.11.2020

Только не у меня во дворе! Почему мы отвергаем благоустройство

По данным ведомства, за период с 2011 по 2016 год приведены в порядок все московские дворы – это свыше 24 тысяч территорий.

Теперь – по истечении межремонтных сроков – они обновляются с учетом пожеланий жителей.

В этом году власти Москвы благоустроили свыше 1662 дворовых территорий.

Обязательному соблюдению подлежит количество игровых и спортивных пространств, а также обустройство мест отдыха, комментирует директор бюро UTRO Алена Зайцева. Однако в стандартах остается и возможность выбора – например, в плане оборудования для функциональных зон, добавляет она.

“Не сделать что-то обязательное – невозможно. По сути, выбрать можно только оборудование на спортивной и детской площадках: горку или качели, брусья или тренажер, но не оборудовать спортивную зону или отказаться от нее совсем – нереально”, – добавляет руководитель бюро “Периферия” и главный архитектор проектов бюро Megabudka Александр Бондаренко.

Следуя нормативам стандарта, проектировщики и архитекторы должны не забывать и про другие важные требования, а именно – потребности жителей, которые сейчас стоят во главе угла московских проектов по благоустройству.

Московский урбанистический форум. День второй  - РИА Новости, 1920, 12.07.2019

Жирафный вопрос, или Как сотрудничать с жителями при благоустройстве города

Переосмысление “третьего места”

Современный московский двор – уже не просто транзитная зона для большинства жителей столицы, а полноценное “третье место” (часть городского пространства, не связанная с “первым” (дом) и “вторым” (работа) местами – прим.ред).
Придомовая территория, по мнению урбаниста и основателя Citymakers Петра Кудрявцева, должна являться непосредственным продолжением места жительства и предлагать пользователю функции, недоступные в квартире или, как минимум, расширяющие их вариативность.

Читайте также:  Есть ли новые пособия для матерей одиночек

“Речь в первую очередь идет про социализацию, в особенности детскую, добрососедство, нахождение на свежем воздухе. Далее – возможность заняться спортом, что-то купить или просто пофланировать. Твой двор – это твое собственное общественное пространство в непосредственной близости от дома. Поэтому дворы очень важны для каждого горожанина”, – делится мнением Кудрявцев.

Картина Школьный двор. Художник Владимир Пасюкевич - РИА Новости, 1920, 21.01.2022

От курятников до памп-треков: как эволюционировал московский двор

Теслер добавляет, что, проектируя современный двор, специалисты обязаны учитывать не только актуальные требования местных жителей, но и оставлять возможность для маневра и гибкой трансформации территорий на случай, если потребности населения изменятся.

“К примеру, в 2019 году мы не подозревали, что начнется пандемия коронавируса, и горожане будут выходить на улицу только в свой двор и не дальше ближайшего магазина. В тот момент инфраструктура дворовых территорий буквально потребовала новых решений и функциональных зон – например, мест для работы во дворе, встреч и спокойных прогулок для перезагрузки. Стало понятно, что на придомовых территориях важно предусматривать места для уединенного времяпрепровождения, и уже сейчас такие зоны закладываются при проектировке каждого двора”, – объясняет основатель Tesler Architects.

Основатель бюро “Tesler Architects”

В свою очередь Зайцева отмечает, что при благоустройстве дворов не стоит оставлять без внимания и фактор “пятого фасада” – то есть, картинку, которую москвичи видят из окна.

“Очень многие жители воспринимают двор исключительно как картинку из своего окна. Поэтому эта картинка должна быть привлекательной и гармоничной – например, за счет сезонной декоративности растений или сценариев светодизайна”, – говорит собеседница агентства.

Дискуссия компромисса

Опрошенные РИА Недвижимость эксперты сходятся во мнении, что успешное переосмысление и благоустройство дворовой территорий невозможно без непосредственного участия местных жителей, чей комфорт является ключевым приоритетом городских программ.

“Московский двор в первую очередь должен учитывать потребности населения. Соответственно, чтобы их выяснить, необходимо проводить с жителями прямую работу. Это как с подарком на день рождения: можно подарить что-то наугад, не думая об уместности, или же спросить у именинника напрямую, чего он хочет”, – проводит аналогию Бондаренко.

Руководитель бюро “Периферия” и главный архитектор проектов бюро Megabudka

Он добавляет, что партисипативная работа (вовлечение в управление, то есть непосредственное участие в принятии решения, в анализе проблем – прим.ред.)
подразумевает под собой не только стандартное анкетирование, но и организацию стратегических сессий, мероприятий соучаствующего проектирования, количественных социологических исследований. При этом, добавляет Бондаренко, к диалогу, помимо обитателей близлежащих домов, важно подключать и других пользователей дворовых территорий.

“Это неформальные сообщества, представители местного бизнеса, которые работают на первых этажах, балансодержатели инженерных коммуникаций, потому что в каждом дворе проложено огромное количество сетей, которые контролируют разные московские организации. Важно не забывать про специалистов управляющих компаний, которые будут обслуживать и чинить оборудование, установленное в рамках благоустройства, и представителей муниципальной власти”, – перечисляет собеседник агентства.

Общегородской субботник в Москве - РИА Новости, 1920, 27.02.2019

Как жильцы могут влиять на благоустройство двора

В таком многостороннем диалоге конфликт интересов неизбежен, однако в процессе коммуникации камней преткновения становится меньше, обращает внимание Зайцева.

“Некоторые жители, у которых есть машины, хотят превратить весь двор в парковку, другие хотят много зелени и тишины, у подростков запрос на инфраструктуру для групповых игр и места для тусовки. В любом дворе конфликт интересов неизбежен. Но важно, чтобы жители смогли услышать друг друга и договориться. В процессе соучаствующего проектирования архитектор выступает не только проектировщиком, но и модератором дискуссии жителей, помощником в поиске приемлемого компромисса для всех сторон”, – делится опытом эксперт.

Соседи – как поделить лестничную площадку и конфликтовать законно - РИА Новости, 1920, 05.09.2023

Соседи – как поделить лестничную площадку и конфликтовать законно

Умение выслушать население, принять во внимание существующие требования и при этом предсказать тенденции развития дворового пространства Теслер называет высочайшим мастерством архитектора. Чтобы завоевать доверие жителей, специалисты должны действовать открыто, демонстрировать примеры организации дворов из мировой практики, стимулировать воображение горожан и при этом не скрывать от жителей, что некоторые из их задумок невозможно реализовать из-за законодательных нормативов или технических ограничений.

Воля народа

За годы развития практики соучаствующего проектирования и благоустройства у специалистов сформировался определенный хит-парад наиболее популярных запросов от горожан в отношении дворовых пространств. Чаще всего москвичи просят модернизировать детские и спортивные площадки, обустроить новые зоны отдыха и площадки с силовыми тренажерами, поставить скамейки и урны.

Дезинфекционные работы на Крымском мосту в Москве - РИА Новости, 1920, 28.10.2021

Чистополис: как чистота на улицах влияет на благополучие города

Детскую и спортивную инфраструктуру Кудрявцев называет “базовым набором”, без которого сложно представить практически каждый московский двор.

“Чуть более продвинутый уровень – безопасность, наличие мест для уединенного отдыха и площадка для выгула домашних питомцев. Еще более продвинутый – активные первые этажи, наполненные коммерцией и досуговыми местами, наличие комьюнити-центров. Все эти функции так или иначе востребованы у всех горожан. Пройдя в реализации по такой пирамиде, можно получить эталонный двор с точки зрения обеспечения функциями”, – делится мнением эксперт.

Урбанист, основатель Citymakers

Теслер добавляет, что помимо “банальных” мест для отдыха и функциональных площадок, москвичи все чаще выражают интерес к зонам для самовыражения – так называемых “четвертых мест”.

“Это могут быть, например, пространства с эстрадами, небольшими сценами, где можно почитать стихи или потанцевать”, – объясняет он.

Придомовое будущее

Опрошенные РИА Недвижимость эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что в будущем функционал московского двора вполне может измениться, и из многофункционального пространства придомовая территория превратится в зону тихой рекреации.

“Например, сейчас наблюдается тенденция на снижение интереса к размещению во дворах машин, парковок просят все меньше. Вектор сдвигается в сторону безопасности, и больше жителей считают, что машины должны парковаться за периметром, на городских парковках”, – отмечает Теслер.

Согласен с этим и Бондаренко – по его мнению, в перспективе двор должен стать для жителей местом уединения и отдыха от негативных факторов города: звукового и визуального шума, незнакомых людей, обилия транспорта.

Масочный режим в Москве - РИА Новости, 1920, 18.11.2021

Потише! Как мегаполис борется с зашумленностью

“Приоритет, на мой взгляд, во дворах следует отдавать обилию озеленения, а не шумным функциональным площадкам. Их, скорее, следует располагать во внедворовых городских пространствах: в парках, скверах, на бульварах и набережных. Например, большая районная детская или спортивная зона. Такие зоны могут быть крупнее, и, соответственно, иметь внутри себя разнообразие, множество объектов. Такие плейхабы важны и для лучшей социализации населения, в частности детей. Двор при этом остается простым функциональным объектом, управляемым больше жителями, чем муниципалитетом”, – считает эксперт.

По словам Зайцевой, вынос “шумных объектов” инфраструктуры, таких как хоккейные и футбольные коробки, за пределы двора – эффективная практика, которая не только повышает уровень комфорта на придомовой территории, но и служит объединению населения в квартале и целом районе.

“При выборе мы придерживаемся следующего принципа: избегать установки оборудования, производящего шум, во дворах жилых домов. В микрорайонах раньше оборудовали хоккейные или футбольные коробки во дворах, а это источник постоянного шума и раздражения для жителей. Мы стараемся избегать такого. Спортивные коробки, столы для пинг-понга, большие детские площадки, где собираются много детей, стоит размещать не во дворах, а на смежных территориях. Таким образом пространство двора остается более тихим, а в процесс коммуникации и групповой игры вовлекаются жители всего района”, – говорит она.

Директор бюро UTRO

Отдыхающие на территории парка Ходынское поле в Москве - РИА Новости, 1920, 06.04.2023

Играть и развиваться: как детские площадки Москвы стали безопасными

В целом, подытоживают эксперты, Москва проделывает масштабную и кропотливую работу в совершенствовании дворовых пространств. Благодаря реализации комплексных проектов по благоустройству столица в течение ряда лет выходит на первое место среди российских миллионников по качеству городской среды, а высокий “индекс счастья” москвичей свидетельствует, что горожане положительно оценивают изменения, которые происходят в столице.

На федеральном уровне в настоящее время существует две параллельные системы правового регулирования благоустройства:

– в рамках стандартного благоустройства территории муниципального образования;

– в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Акты правового регулирования стандартного благоустройства территории муниципального образования:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ:

определяет понятия благоустройства территории (п.36 ст. 1) элементов благоустройства (п.38, ст.1) прилегающей территории (п.37 ст.1);

устанавливает обязательность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий (ч.1 ст. 5.1);

включает показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа в число нормативов градостроительного проектирования поселения, городского округа (ч. 4 ст. 29.2);

Читайте также:  Ошибка формирования подписи для обращения к есиа неверная настройка сервера что это значит

предусматривает включение мероприятий и обязательств по благоустройству, в том числе озеленению, в условия договоров:

o комплексного освоения территорий (п. 3, ч. 5 ст. 46.4),

o освоения территорий в целях строительства стандартного жилья (п. 7 ч. 4 ст. 46.5),

o комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья (п. 4 ч. 4 ст. 46.6),

o комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков (п. 2 ч. 14 ст. 46.9),

o комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления (п. 2 ч. 13 ст. 46.10),

o освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома (п. 5 ч. 4 ст. 55.27).

2. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

определяет содержание понятия правила благоустройства территории муниципального образования (ч.1 ст. 2) и перечень вопросов, которые могут регулировать эти правила (ч. 2 ст. 45.1);

относит утверждение правил благоустройства территории муниципальных образований к вопросам местного значения городского, сельского поселения (п. 19 ч. 1

ст. 14), городского округа (п. 24 ч.1 ст. 16), внутригородского района (п. 10 ч.1 ст. 16.2);

устанавливает, что организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения (ч.1.1 ст. 17)

наделяет органы территориального общественного самоуправления правом осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории (п.3 ч.8 ст.27);

устанавливает обязательность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (ч.5 ст. 28).

относит утверждение правил благоустройства территории муниципального образования к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п.11 ч.10 ст. 35);

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ:

относит к общему имуществу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п.4 ч. 1 ст. 36);

относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке (п. 2.1 ч. 2 ст. 44).

4. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491:

– включают в состав общего имущества в многоквартирном доме:

o конструкции и (или) иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

o земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

o иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 2)

предусматривает в составе работ по содержанию общего имущества содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пп. «ж» п. 11)

5. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утверждена постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. № 169 определяют, в том числе:

понятие дворовой территорией (п. 3);

условия предоставление субсидий из федерального бюджета (п.5);

основные положения соглашения о предоставление субсидий из федерального бюджета (п.10);

требования к правилам предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (п. 11, п. 12);

необходимость обеспечения субъектом Российской Федерации проведения общественных обсуждений и утверждения органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ на 2018 – 2022 годы (п. 14);

содержание государственных программ субъекта Российской Федерации на 2018 – 2022 годы (п. 14
);

порядок расчета размера субсидий из федерального бюджета (п. 15 – п. 23);

предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (приложение № 1).

3. Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов утверждены приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр оказывают методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.

6. Акты технического регулирования (СНиПы, ГОСТы) устанавливают требования, которые должны соблюдаться при реализации проектов благоустройства. Перечень сводов правил и национальных стандартов, применяемых при осуществлении деятельности по благоустройству, приведен в разделе 4 Методических рекомендаций для подготовки

правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр.

Акты правового регулирования приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»:

1. « Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 № 5) содержит описание модели функционирования результатов проекта по обеспечению улучшения качества городской среды, элементами которой являются:

принятие (актуализация действующих) новых современных правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям и принятие муниципальных программ благоустройства с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления;

сбор лучших практик реализации проектов по благоустройству, формирование и запуск функционирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству;

созданная система оценки качества городской среды, проведение на постоянной и системной основе оценки муниципальных образований, составление публичного рейтинга благоустроенности муниципалитетов Российской Федерации (далее – рейтинг благоустроенности городов);

реализация на территории субъектов Российской Федерации в период 2017-2020 годов Комплекса первоочередных мероприятий по формированию комфортной городской среды;

создание сквозной (“сверху вниз” и “снизу вверх”) системы вовлечения в процесс благоустройства конкретной территории и синхронизация действий власти, граждан и бизнеса.

2. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды утверждены постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

5. Методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды утверждены приказом Минстроя России от 01.11.2017 № 1497/пр используется для оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды, в том числе к реализации проектов

благоустройства территории муниципального образования в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

6. Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 – 2022 годы утверждены приказом Минстроя России от 06.04.2017 N 691/пр оказывают методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в разработке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 – 2022 годы, принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета на реализацию комплекса мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий многоквартирных домов, а также других мероприятий, реализуемых в указанной сфере.

Оцените статью