Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина pos gosuslugi

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Ошибка в параметрах страницы, или недостаточно прав для открытия страницы, или закончилась текущая сессия.
Уточните запрос или перейдите на главную страницу сайта

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Методическое пособие. Рисунок, живопись, композиция.

Альбом является учебно-методическим пособием по рисунку, живописи и композиции для поступающих в художественные вузы, а также для учащихся художественных учебных заведений. В альбом включены лучшие работы учащихся Центра «Искусство», выполненные с 1991 по 2006 год – рисунок гипсовой головы, рисунок головы натурщика, рисунок обнаженной фигуры человека, натюрморт, этюд головы натурщика, этюд обнаженной фигуры человека, копия с картины, композиция на заданную тему, композиция на свободную тему, эскизы и форэскизы композиций в тоне и цвете. В заключительнеой части – статьи педагогов, правила приема и программы экзаменов по искусству.

«Сказка – ложь, да в ней намёк»Урок интегрирован с предметами «Литература», «Биология», «Обществознание», «Изобразительное искусство». Урок посвящён изучению особенностей таких литературных жанров, как сказка, басня. Примеры сравнения особенностей характера и поведения человека и животных дают обучающимся ценностные ориентиры в различении понятий добра и зла, правды и лжи, простоты и хитрости, согласия и вражды; формируют эстетический вкус ребёнка; учат ассоциативному мышлению, восприятию образа. На уроке организуется поисково-исследовательская деятельность по заданиям в рабочих листах, которые могут оформляться в процессе групповой или индивидуальной работы. Дополнительные задания, тесты, практико-ориентированные задания позволяют закрепить изученные лексические единицы и познакомиться с новыми формами словообразования.Итоги самостоятельной исследовательской деятельности анализируются, корректируются, систематизируются и обобщаются в ходе итоговой коллективной дискуссии. Продуктом работы обучающихся являются создание современных сказки и басни.

Контактное лицо: старший методист Кирьянова Екатерина Николаевна

Добрый день, Татьяна Александровна! В ближайшее время дополнительной регистрации в Дарвиновский музей не будет. В соответствии с Регламентом участия образовательных организаций города Москвы в межведомственном образовательном проекте “Учебный день в музее” для проведения уроков используются методические материалы, подготовленные творческими объединениями сотрудников музеев, методистами ГМЦ, педагогами московских школ и опубликованные на официальном портале проекта.

Можно посещать музей только 10 классам?

Здравствуйте, Татьяна Олеговна! В городском образовательном проекте “Учебный день в музее” могут принять участие школьники со 2 по 11 класс.

Здравствуйте! Урок в Дарвиновском музее возможно провести только в среду, верно? Получается, что все даты до конца учебного года уже расписаны?

Здравствуйте! Регистрация на второе полугодие 2021-2022 учебного года была открыта в декабре 2021 года. Дарвиновский музей в рамках образовательного проекта “Учебный день в музее” принимает 3, 5 и 10 классы толкько по средам. На данный момент, к сожалению, все даты заняты.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, когда откроется расписание на май?

Добрый день!
Расписание на второе полугодие 2022-2023 учебного года будет открыто в течение декабря.

Автор(ы): В.А. Могилевцев (составитель)
Год издания: 2016
Переплёт: твёрдый
Страниц: 284
Язык: русский
Размеры: 24.3 х 29 х 2.2
Вес: 2200г

Мы получили очень небольшое количество данного издания со склада нашего партнёра.
Мы заранее приносим извинения всем клиентам, кто не успеет купить эту книгу.

Анонс: Весной 2011 г. автор-составитель данного учебного пособия, В.А. Могилевцев, был награжден золотой и серебряной медалями РАХ за создание учебных пособий “Основы рисунка” и “Наброски и учебный рисунок” и многолетнюю преподавательскую деятельность.

Учебный рисунок – уникальное учебное пособие, подготовленное коллективом преподавателей кафедры рисунка старейшего академического вуза России – Санкт-Петербургского института имени И. Е. Репина, одним из главных достижений которого по праву считается рисунок.

Эффективность обучения рисунку в современной Академии остается образцовой. Учебная программа, складывалась и уточнялась на протяжении многих десятилетий. Ее сформировали выдающиеся художники-педагоги, такие как П. П. Белоусов, А. А. Деблер, А. Л. Королев, О. А. Еремеев и многие другие.

Более 30 научных статей с иллюстрациями об особенностях выполнения учебных заданий продолжают сложившуюся практику по обмену опытом. Множество педагогических наработок различных творческих мастерских теперь доступны в обновлённом виде. Отредактированы учебные программы по рисунку на факультетах живописи, графики, скульптуры и архитектуры, а также на ФТИИ.

Но главным достоинством книги являются примеры учебных работ, выполненных студентами Академии. Это лучшие, на сегодняшний день, образцы, которые хранятся в методическом фонде института. Независимо от времени их создания, они отмечены как высокопрофессиональные и соответствующие современным требованиям высшего художественного учебного заведения.

Введение. В. А. Могилевцев

Голова человека. Д. В. Дергунов

Голова человека в нескольких поворотах. В. И. Стеценко

Голова с плечевым поясом в двух поворотах. В. И. Стеценко

Голова человека в сложном ракурсе. М. Г. Кудреватый

Кисти рук и стопы. М. Г. Кудреватый

Обнаженная фигура в двух поворотах с анатомическим разбором. Г. И. Манашеров

Обнаженная фигура стоящая. В. А. Могилевцев

Обнаженная фигура сидящая. И. А. Раздрогин

Обнаженная фигура в ракурсе. В. А. Еремеев

Обнаженная фигура в движении. Г. И. Манашеров

Постановка из двух обнаженных фигур. А. И. Дендерина

Портрет с руками. П. П. Белоусов

Фигура одетая в рост. В. Л. Боровик

Складки драпировок. В. А. Могилевцев

Постановка из двух одетых фигур. А. Н. Скляренко

Рисунок в монументальной мастерской. А. И. Дендерина

Рисунок в театральной мастерской. А. В. Горегляд

Особенности рисунка на факультете скульптуры. Е. М. Курков

Тональный рисунок. Н. В. Цыцин

Наброски и зарисовки. Н. Н. Репин

Учебно-творческая практика. Н. И. Андрецов

Роль копирования в процессе изучения рисунка. Ф. В. Федюнин

Программа по рисунку на факультетах живописи, графики и скульптуры

Гипсовая голова. В. А. Королев

Античная голова в двух поворотах. Ю. О. Бехова

Фигура Гудона с анатомическим разбором. С. Г. Коваль

Гипсовая фигура. А. Т. Пушнин

Интерьер. О. А. Полякова

Экстерьер. А. Б. Гришин

Рисунок пером. Е. В. Малых

Фигура человека в интерьере. А. Х. Курбанов

Рисунок в творческой практике архитектора. А. Д. Лукашенок

Программа по рисунку на факультете архитектуры

Рисунок на ФТИИ. Л. С. Давиденкова

Проректор по научной работе

Института имени И. Е. Репина

Министерство
культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский государственный
академический институт

живописи,
скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

при Российской академии художеств»

на обучение по образовательным
программам высшего образования –

ИСКУССТВО ГРАФИКИ (ПО ВИДАМ)

Составитель программы: 
Ю.В. Башкирцев, доцент, заведующий кафедрой графики

Программа
профильного вступительного испытания
для поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования –
программам ассистентуры-стажировки по направлению подготовки 54.09.05
«Искусство графики (по видам)» сформирована в соответствии с федеральными
государственными образователь­ными стандартами высшего образования по
программам специалитета и магистратуры.

Вступительное
испытание соответствует профилю программы ассистентуры-стажировки по
творческо-исполнительской специальности «Искусство графики (станковая графика)»
и «Искусство графики (книжная графика)».

Цель и задачи вступительного испытания

вступительного
испытания состоит в выявлении из числа поступающих наибо­лее способных и
подготовленных к освоению программы ассистентуры-стажировки и обучению по
направлению 54.09.03 «Искусство графики (по видам)» по профилю «Искусство
графики (станковая графика)» и «Искусство графики (книжная графика)».

Цель вступительного испытания состоит в проверке способностей
поступающего и уровня его подготовленности к обучению по направлению 54.09.05
«Искусство графики (по видам)».

вступительного испытания заключаются в определении уровня
знаний и умений поступающего в областях изобразительного искусства, таких как:
рисунок, живопись, графическая композиция, различные печатные техники и манеры
(литография, офорт, линогравюра, ксилография, уникальная технология). Его
способности к творческой реализации этих знаний при создании авторских
произведений (серий станковых листов, иллюстраций к литературным произведениям)
в соответствии с индивидуальным планом.

Основные
требования к уровню подготовки поступающих

– широкий круг специальной литературы по истории
изобразительного искусства и архитектуры в объеме программ высших учебных
заведений;

– основные
художественные направления и стили;

– историю развития видов печатной графики и книжного
искусства:

гравюра на дереве (торцовая, продольная),

гравюра на линолеуме,

гравюра на картоне и пластике,

резцовая гравюра на металле,

офорт, основные манеры: сухая игла,
травленый штрих, акватинта, лавис, резерваж, мягкий лак, карандашная манера,
пунктирная манера, меццо-тинто, смешанные техники,

литография, ее манеры и методика:

методику сбора подготовительного
материала при работе над композицией,


технологические основы работы на литографском камне,

особенности переноса (печати)
изображения с камня на бумагу (бумага, краски, технологические процессы и
приемы работы).

применять знания в области рисунка
живописи и композиции, основ пластической    
анатомии и линейной перспективы при реализации творческих замыслов;

изобразительно,
устно или письменно сформулировать и изложить идею и процесс её реализации;

целенаправленно,
в соответствии с творческим замыслом, собрать натурный материал в виде эскизов,
набросков, этюдов и штудий;

последовательно
и планомерно вести работу над произведением;

разбираться в качестве графических и
вспомогательных материалов используемых в работе;

подготовить печатную форму, бумагу;

настроить печатное оборудование;

печатать и обслуживать печатную форму и печатное
оборудование.

–        
работы с натуры, в том числе над
длительными натурными штудиями, как в рисунке, так и в живописи;

–        
использования собранного натурного
материала при решении композиционных задач в оригинальной графике и работах
выполняемых в печатных техниках;

–        
планирования и организации
подготовительных процессов при создании произведения с учетом особенностей и
возможностей того или иного графического материала или печатной техники;

–        
использования методик работы с
изобразительным и текстовым материалом при создании графических серий, циклов,
альбомной и книжной продукции;

–        
работы с современными электронными
носителями информации.

Профильное вступительное испытание по направлению подготовки
54.09.05 «Искусство графики (по видам)» включают два творческих задания и
собеседование:

:
портрет с руками (поступающий самостоятельно ставит модель).

Читайте также:  В России скоро появится цифровой рубль. что это такое и почему вы не хотите отвечать на этот вопрос?

Материал: бумага, акварель, темпера.

Рекомендуемый размер – не более 60 см по большей стороне.

:
   обнаженная фигура (поступающий
самостоятельно ставит модель).

Материал: бумага, графитный карандаш; сепия, соус и др.
по выбору.

Рекомендуемый размер – 70 х 50 см.

проводится по теме представленного поступающим реферата.

Оценка
«отлично»
выставляется при успешно проявленной профессиональной компетенции в процессе
соответствующего испытания.

Оценка
«хорошо»
выставляется в том случае, если при прохождении соответствующего испытания,
работа имеет некоторые незначительные недочёты при общем положительном ответе
на задание.

Оценка
«удовлетворительно»
выставляется в том случае, если соответствующее испытание недостаточно
профессионально выполнено, но, всё же вписывается в общие требования школы.

Оценка
«неудовлетворительно»
выставляется в случае, если поступающий не показывает необходимых профессиональных
знаний и умений в рамках поставленных перед ним задач и результат испытания не
соответствует современным требованиям высшей школы.

1.       
Алексеев С.С. Элементарный курс
цветоведения. ОГИЗ, 1937.

2.       
Арнхейм Р. Искусство
и визуальное восприятие. Текст. М.: Прогресс, 1974. – 392 с.

3.       
Базазьянц С.Б. Художник,
пространство, среда. М., 1983.

4.       
Баммес Г.
Анатомия для художников. Берлин, 1989.

5.       
Барщ А.О.
Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. – 166 с.

6.       
Барышников А.П.
Перспектива. М., 1955.

7.       
Басин П.,
Сапожников А. Анатомия для живописцев и скульпторов. ,
1832.

8.       
Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные
средства. М., 1977.

9.       
Беда Г.В.
Основы грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е
изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

10.    Бесчастнов Н.П. Живопись:
учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор
и др. М.: Владос, 2001, 2004. – 224 с.

11.   
Бесчастнов Н.П.
Изображение растительных мотивов. М.: Владос, 2004.

12.    Бесчастнов Н.П.
Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос,
2009. – 272 с.

13.   
Богдеско И.Т.
Каллиграфия. СПб.: Агат, 2005. – 176 с.

15.    Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.

16.   
Вундерлих Т.
История методики рисования. М., 1879.

17.   
Гинзбург И. П.П. Чистяков
и его педагогическая система. М.- Л., 1940. – 203 с.

18.   
 Б.Е. Рисунок мастеров итальянского
Возрождения. Очерки истории, теории и практики. М.,1963.

19.   
Дейнека А. Из
рабочей практики. М., 1961.

20.   
Делакруа Э.
Мысли об искусстве. М., 1960.

21.   
Дюрер А.
Дневники, письма, трактаты. Л.-М., 1957.

24.   
К проблеме восприятия пространства и
пространственных представлений / Под ред. Б.Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.
Л., 1959.

25.     Д.Н.
Пособие по рисованию / Д.Н. Кардовский, В.Н. ; К.Н. Корнилов.
Л.-М.: Госстройиздат, 1938. – 162 с.

26.     Д.Н. Об
искусстве: воспоминания, статьи, письма / Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская.
М.: АХ ,
1960. – 340 с.

27.   
Кибрик Е.А.
Работа и мысли художника. М.: Искусство, 1984. – 225 с., ил.

28.    Кузин В.С.
Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.
заведений. М.: Академия, 2004. – 232 с.

29.   
Кулебякин Г.И.
Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 1979.

30.    Лепикаш В. Живопись акварелью. М., 1961.

31.    Ли Н.
Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.: Эксмо, 2009. –
264 с. (Серия: Классическая библиотека художника).

32.    Ли Н.Г.
Основы учебного академического рисунка: учеб. М.: Эксмо, 2007. – 480 с.

33.   
Макаров Н.И.
Теория теней. СПб., 1900.

34.    Малиновская В.
Азбука рисования, составленная по советам П.П. Чистякова. Киев, 1905.

35.   
Мессель Э. Пропорции
в античности и в средние века. М., 1936.

36.    Механик Н.С. Основы пластической анатомии. –
М.: Изд-во В. Шевчук, 2011.

37.   
Мигунов А.С.
Художественный образ. анализ. М.: Изд-во МГУ, 1980.

38.   
Михайлова О.В.
Учебный рисунок в Академии художеств 18 века. М., 1951.

39.   
Михайлова О.В. о
рисовании человека. М., 1960.

40.   
Могилевцев В.А.
Наброски и учебный рисунок. СПб.: Артиндекс, 2011. – 88 с.

41.   
Могилевцев В.А.
Анатомия фигуры человека. Краткое пособие для художников. СПб.: Артиндекс, 2015.

42.   
Могилевцев В.А.
Основы рисунка. СПб.: Артиндекс, 2007.

43.   
 Н.М., Белютин Э.М.
Русская художественная школа первой половины 19 века. М., 1963.

44.   
Молева Н.М.  П.П. Чистяков теоретик и . М.: АХ СССР,
1953. – 244 с.

45.   
Молье. Пластическая
анатомия. М., 1937.

46.   
Нессельштраус Ц.Г. Европейская первопечатная книга
и особенности её декорировки // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып.
VIII. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1978.

47.    Нессельштраус Ц.Г. Немецкая ксилографическая картинка XV века // Проблемы
развития зарубежного искусства. Вып. IV. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1974.

48.    Нессельштраус Ц.Г. О многозначном использовании гравюр в немецкой первопечатной
книге // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. XIII. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина,
1983.

49.    Нессельштраус Ц.Г. Немецкие первопечатные библии // Проблемы развития зарубежного
искусства. Вып. X. Л.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1980.

51.    Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика / Под ред. В. Королёва. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

52.   
Подобедова О.И.  О природе книжной иллюстрации. М.: Советский
художник, 1973.

53.   
Птахова И.И.
Простая красота буквы. ЗАО ИКФ Русская Графика 1997.

54.   
Ростовцев H.H.
Академический рисунок. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

55.   
Ростовцев H.H.
История методов обучения рисования . Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

56.    Ростовцев H.H.
Очерки истории методов преподавания рисунка. М.: Изобразит. искусство, 1983. –
288 с.

57.    Ростовцев H.H.
Рисование головы человека: учебное пособие. М.: Изобразит. искусство, 1989. –
304 с., ил.

59.   
Смирнов Г.Б.
Рисунок головы. М.: Просвещение, 1967. – 38 с.

60.   
Советы мастеров. Л.: Художник РСФСР,
1979.

61.   
Учебный рисунок в Академии Художеств /
Под редакцией Б.С. Угарова. Учеб. Пособие / Ин-т живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е. Репина. М.: Изобразительное искусство, 1990.

62.    Учебный
рисунок: Учеб. пособие / Акад. художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е. Репина.

63.   
Чистяков П.П.
Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953.

64.   
Чистяков П.П.,  В.Е. Переписка. Воспоминания. M.-JI.,
1939.

65.   
Школа изобразительного искусства. Вып.
№ 1, № 2, № 3. М., 1989.

I. Ксилография и
линогравюра

Furst H. The Modern Woodcut. London, 1924, pl. 1

Гривнин В.С.
Влияние китайской книги на развитие книгопечатания в Японии // Книга. Сб. VI.
М.: Всесоюзная книжная палата, 1962. С. 218.

5.       
Гравюра на дереве. М.:
Искусство, 1977. – 248 с.

Ксилография
// Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура.
Графика. Декоративное искусство: В 2-х кн / Гл. ред. В.М. Полевой. М.: БРЭ,
1999. – 448 с.

7.       
Павлов И.Н. Жизнь русского
гравёра / Ред. и вступ. ст. М.П. Сокольникова. М.: Изд. Академии художеств СССР,
1963. – 320 с.

8.       
Павлов И.Н., Маторин М.В. Техника гравирования на дереве и
линолеуме. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1952. – 100 с. (1-е изд. – 1938).

10.     Литературно-теоретическое
наследие / Сост. Г.К. Вагнер. М.: Сов. художник, 1988. – 588 с.

1.       
Дж. Родс. Генри. Литографское искусство. Л.:
Техника и производство, 1928.

2.       
Константинова С.С.
Техника изобразительного искусства: конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2004.

3.       
Коростин А.Ф. Русская
литография XIX века. Л.: Искусство, 1953.

4.       
Суворов П.И. Искусство
литографии. М.: Искусство, 1952.

Товарищество
скоропечатни А.А. Левенсон: Ист. очерк и описание мастерских 1881—1903. М.,
1903.

.. . . .-., .

2.       
 .. //  ..
Статьи об искусстве. ., .

3.       
Звонцов
В., Шистко В. Офорт.
Техника. История. СПб: Аврора, 2004.

4.       
 .,  . . ., .

5.       
 .. Офорт в России –. ., .

7.       
 . Гравюра и литография.
.-, .

9.       
 .. Офорт и гравюра резцом. .-.,
.

,
работавшие в гравюре на дереве и линолеуме

Андреев
Александр Семёнович (р. 1946) – русский советский график.

Бисти
Дмитрий Спиридонович (1925–1990) – русский советский график.

Бьюик
Томас (1753–1828) – английский гравёр
и орнитолог.

Гиббингс Роберт (1889–1958) –
ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.

Гнездовский Яков Яковлевич (1915–1985)
– американский художник украинского происхождения.

Гончаров
Андрей Дмитриевич (1903–1979) –
советский художник.

Дюрер
Альбрехт (1471–1528) – немецкий
художник.

Епифанов
Геннадий Дмитриевич (1900–1985) – русский советский график.

Захаров
Гурий Филиппович (1926–1994) – русский советский график.

Кайдалов
Владимир Елпидифорович (1907–1985) – узбекский советский график.

Калашников
Анатолий Иванович (1930–2007) – советский график.

Колчанов
Аркадий Михайлович (1925–2008) – советский и российский график.

Константинов
Фёдор Денисович (1910–1997) – русский
советский график.

Лукас
ван Лейден (1494–1533) – голландский художник.

Мазерель
Франс (1889–1972) – бельгийский график.

Маторин
Михаил Владимирович (1901–1976) – русский советский график.

Матэ
Василий Васильевич (1856–1917) – русский художник, гравёр.

Митрохин
Дмитрий Исидорович (1883–1973) –
русский советский график.

Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871–1955) – российская и
советская художница.

Павлинов
Павел Яковлевич (1881–1966) – русский и советский график.

Папийон
Жан-Мишель (1698–1776) – французский график.

Савио
Йон (1902–1938) – саамский норвежский художник.

Серяков
Лаврентий Авксентьевич (1824–1881) –русский мастер гравюры на дереве.

Татарников
Павел Георгиевич (1953–2012) – русский советский график.

Фаворский
Владимир Андреевич (1886–1964) –русский
советский график.

Холевиньский
Юзеф (1848–1917) – польский художник,
график, гравер.

Эванс
Эдмунд (1826–1905) – английский гравёр.

Эшер
Мауриц Корнелис (1898–1972) – нидерландский график.

В становлении литографии в России как
самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие
А.Е. Мартынов, А.О. Орловский, А.Г. Венецианов, П.Ф. Соко­лов,
Е.И. Гейтман, К.П. Беггров, А.А. Васильевский,
О.А. Кипренский, А.П. Брюллов, Е.И. Эстер­рейх,
С.Ф. Галактионов, П.Ф. Борель, В.И. Погонкин, П.И. Разумихин,
А.М. Калашников, Л.А. Бе­лоусов, И.С. Щедровский,
А.А. Тон.

,
работавшие в литографии

Верейский
Георгий Семенович (Vereiski Georgi)

Выспянский
Станислав (Stanisław Wyspiański)

Дали
Сальвадор (Salvador Dalí)

Делакруа
Эжен (Eugène Delacroix)

Добровольский
Одо (Odo Dobrowolski)

Домье
Оноре (Honoré Daumier)

Маклафлин
Джон (John Dwyer McLaughlin)

Муха
Альфонс Мариа (

(Giovanni Battista Piranesi)

(Henri de Toulouse-Lautrec)

(Maurits Cornelis Escher)

Мастера
резцовой гравюры и офорта

Рембрандт
Харменс ван Рейн

Уистлер
Джеймс Эббот Мак-Нейл

Зав. кафедрой графики                                                                  Ю.В. Башкирцев

«Теоретическое обобщение опыта ведения учебного рисунка в персональной мастерской, а также коротких зарисовок – набросков, как их именуют в нашей профессиональной среде, представляют безусловный интерес для осваивающих профессию художника. Это тем более актуально, что в сложившихся сегодня реальных жизненных обстоятельствах, столь необходимые и даже рекомендуемые учебными программами задания, не всегда становятся обязательными, нередко игнорируются. Данный труд важен потому, что в распоряжении сегодняшнего студента много столь соблазнительных способов, подменяющих серьезную углубленную работу. Научно-методический сборник «Наброски и учебный рисунок», подготовленный доцентом В. А. Могилевцевым, возвращает нас к замечательным традициям русского изобразительного искусства. Кажется, Конфуций когда-то сказал, что лучше зажечь одну свечу, чем клясть темноту. Думаю, что опыт работы автора по организации и проведению занятий учебным рисованием, а также выполнению набросков, принесет большую пользу в подготовке художников и, несомненно, будет с благодарностью воспринят студентами, преподавателями и всеми художниками, стремящимися стать творцами, отражающими окружающую их жизнь.»

Читайте также:  КЛЮЧ ЕСИА ВЫДАЕТСЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ КЛЮЧЕЙ

О. А. Еремеев, профессор, заведующий кафедрой рисунка СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина, действительный член РАХ

«Подготовленнаякизданиюкнига«Наброскииучебныйрисунок»,безусловно,станетзначительнымвкладом кафедрырисункаакадемическогоинститутаим.И.Е.Репинавметодическуюнаукуобучениярисунку,таккакона необычайно емко и выразительно показывает состояние этого академического предмета на сегодняшний день. Инициатор проекта и автор-исполнитель доцент кафедры В. А. Могилевцев сумел подобрать обширный иллюстративныйматериал,классифицироватьегоисопроводитьинтереснымпояснительнымтекстом.Содержание, объем, формат и общая композиция книги сделают ее удобной в работе и очень полезной для студентов и преподавателей художественных высших и средних учебных заведений, для искусствоведов и людей, интересующихся историей и динамикой развития методики преподавания курса академического рисунка в одной из ведущих художественных школ России и Европы.»

В. В. Пугин, заведующий кафедрой рисунка СПГХПА им. А. Л. Штиглица, профессор, почетный работник высшего специального образования

«Рисунок – важнейшая, можно сказать, определяющая составная творческого процесса. Его самостоятельная художественная ценность вряд ли возможна без предшествующей, нередко долгой практики, осмысления методов рисования. Пособие, созданное В. А. Могилевцевым, одним из опытнейших педагогов кафедры рисунка института им. И. Е. Репина PAX, призвано помочь молодому художнику в овладении навыками рисования портрета и фигуры человека. Многолетний личный опыт преподавания позволил автору создать ясную, четкую систему работы над рисунком. Не вызывает сомнений, что данное пособие будет востребовано теми, кто стремится овладеть тайнами мира Искусства.»

Н. С. Кутейникова, Заслуженный деятель искусства РФ, кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина PAX

«’eoretical generalization of experience of teaching drawing in a personal studio, as well as short studies – sketches, as they are called in our professional environment, are of great interest for mastering the profession of an artist. ’is is especially important that in today’s real-life circumstances, these necessary and recommended curriculum assignments are o“en ignored. ’is work is important because today’s students are facing many tempting sources that substitute a serious in-depth work. ’e teaching aid Academic Drawings and Sketches, prepared by Professor V. Mogilevtsev, brings us back to the great traditions of Russian art. Confucius once said that it is better to light one candle than to curse the darkness. I think that the experience of the author in organizing and conducting classes in academic drawing will be very useful in the preparation of artists and of course, will be gratefully received by students, teachers and all artists, aspiring to become art masters depicting their inner and outside world.»

A. Yeremeyev, Professor, Head of the Department of Drawing of the

Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, People’s Artist of the Russian Federation, Full-Fledged Member of the Russian Academy of Arts

«’e teaching aid Academic Drawings and Sketches will certainly become a signi•cant contribution of the Department of Drawing of the I. Repin Institute of the Russian Academy of Arts in the methodical science of training drawing, as it is very capacious and impressively shows the status of this academic discipline for today. ’e project proponent and author of this book Professor V. A. Mogilevtsev managed to •nd and select an extensive illustrative material, to classify and accompany it with an interesting explanatory text. Content, volume, form and general composition of the book make it easy to use and very useful for students and teachers of higher and secondary art education, for art historians and people interested in history and dynamics of the methodology of teaching academic drawing in one of the leading art schools of Russia and Europe.»

V. Pugin, Assistant Professor of the Department of Drawing of the

L. Shtieglitz Academy of Applied Arts, Honorary worker of higher special education

«Drawing is the most important, determinative, one might say, component of the artistic process. Its selfdependent artistic value is hardly attainable without preliminary, at times long practice, comprehension of drawing methods. ’e teaching aid written by V. A. Mogilevtsev, one of the most experienced professors of the Department of Drawing of the I. Repin Institute of the Russian Academy of Arts, is aimed to help a young artist to master skills of drawing a human head and a •gure. Many years’ personal experience of teaching enabled the author to create a clear distinct system of work on a drawing. No doubt the given aid will be popular with those who aim to unearth the mysteries of the world of Art.»

N. S. Kuteinikova, Candidate of Art History, Professor of the Department of

Drawing of the I. Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, Honored Artist of the Russian Federation

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

РИСУНКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЖИВОПИСИ ИНСТИТУТА ИМ. И.Е. РЕПИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ В. А. МОГИЛЕВЦЕВ

DRAWINGS BY STUDENTS

OF THE FACULTY OF PAINTING I.E. REPIN INSTITUTE

УДК 76.01 ББК 85.1 М 74

им. И. Е. Репина, руководитель персональной мастерской, Народный художник РФ, действительный член PAX

И. Г. Уралов, профессор, директор Института искусств, Заслуженный художник РФ

Н. С. Кутейникова, кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства

СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина, Заслуженный деятель искусств РФ

Е. А. Серова, доцент кафедры русского искусства СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина

Могилевцев В. А.

М 74 Наброски и учебный рисунок. Учеб. пособие. – СПб.: 4арт, 2011. – 168 с., ил.

Рекомендовано Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 070901.65 «Живопись»

Одобрено кафедрой рисунка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им.

Recommended by the

St. Petersburg State University as a teaching aid for students studying painting disciplines.

Approved by the Department of Drawing of the I.E. Repin Institute, Russian Academy of Arts.

дизайн, верстка // перевод //

2-е издание переработанное и дополненное,

параллельный перевод // английский

Научно-исследовательский музей РАХ, С-Петербург, Россия // Учебные работы студентов ГАИЖСА им. И. Е. Репина

Напечатано в Китае

Все права охраняются. Содержание этой книги не может быть воспроизведено полностью или частично без письменного разрешения издательства 4арт, С-Петербург, Россия.

Издательством были предприняты все усилия для указания правильной атрибуции работ, представленных в публикации. Автор, редакция и издательство приносят извинения за возможные непреднамеренные упущения и сделают все от них зависящее, чтобы внести

необходимые коррективы в последующие издания.

V. A. Mogilevtsev design, layout // ARTINDEX 4art

2nd edition, revised and updated

parallel English translation

’e Art Research Museum, Russian Academy of Arts, St. Petersburg, Russia // Students’ drawings from the I. E. Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture

Printed in China

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

П. И. Соколов

P. I. Sokolov

В Академии художеств всегда существовало параллельно две формы обучения рисунку: длительные учебные штудии в классах и наброски, которые, как правило, делались вне стен школы. Особое значение придавалось натурным наброскам во второй половине XIX века, когда художники в своем творчестве обратились к окружающей их жизни.

Основной формой обучения рисунку в академической системе является учебная постановка. Она, в зависимости от задач, бывает достаточно продолжительной по времени. Выполняя длительный учебный рисунок с живой модели, студент осваивает прежде всего последовательность ведения работы. Основные проблемы в рисунке у начинающих возникают в результате бессистемного рисования, поэтому необходимо следовать определенной системе.

Весь процесс создания длительного академического рисунка условно разбит на этапы, от задания к заданию студент отрабатывает их выполнение. Быстро решить задачи, стоящие на каждом этапе работы, начинающие художники не могут. Поэтому на академические штудии отводится достаточно много времени. В коротком рисунке решение этих задач невозможно.

Последовательность выполнения учебного рисунка обычно бывает следующей. Приступая к работе, необходимо «задумать» рисунок. Прежде всего, нужно постараться увидеть красоту модели. Прекрасное можно увидеть во всем, что создано природой. Необходимо определить для себя, что ты хочешь донести до зрителя в этом рисунке. Художественное изображение передает эмоциональное переживание автора, поэтому любой рисунок, даже учебный, не должен быть равнодушным.

Замысел фиксируется в эскизе. Эскиз к учебному рисунку делается для того, чтобы студент представлял конечный результат своей работы. Здесь решаются четыре задачи: композиция, пропорции, движение, тональные отношения. Композиционную задачу начинаем решать с расположения силуэта пятна изображения в формате листа. Пропорции изображения должны быть близкими к модели – это влияет на композицию рисунка. Размещение изображения модели в листе должно подчеркивать ее движение, внутреннее состояние и характерные физические особенности. Задумываем тональное решение рисунка. Детали не прорисовываются, но впечатление от эскиза должно быть такое же, как от законченного произведения.

Читайте также:  ГОЛОСОВАНИЕ ЕСИА ЖХ

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

8 наброски и учебный рисунок

Начинать учебный рисунок в формате лучше не с построения, а с наброска. Это очень ответственный этап. Необходимо сразу передать в рисунке свое впечатление от модели.

Это умение нужно развивать, постоянно делая наброски. Потом, в процессе работы, глаза устают, чувства притупляются, и сделать это становится трудно. Чувства, вложенные в рисунок с первых минут, заставляют художника неравнодушно рисовать до завершения работы, это помогает целостному видению. Здесь, как и в эскизе, решаются те же четыре задачи: композиция, пропорции, движение и тональные отношения.

Прежде чем приступить к моделировке деталей, необходимо убедиться, что они находятся на своих местах, и еще раз проверить их пропорции. Глядя на эскиз, определить главное и второстепенное. Моделировку формы начинают с главной детали. Сначала разбирают форму по силуэту темных пятен, затем работают «в свету». Тени всегда делают более плоскими, чем свет. Основная информация о форме находится на границе пятна.

В конце работы возвращаемся к целостному восприятию рисунка и модели. Восстанавливаем тональные отношения, которые часто сбиваются в процессе прорисовки деталей. Чтобы добиться цельности и завершенности рисунка, возвращаемся к главным деталям и более внимательно их прорабатываем.

Для выполнения длительных рисунков бумага натягивается на планшет, иногда ее грунтуют, добиваясь гармоничного сочетания с материалом, которым выполняется рисунок. Чаще всего для выполнения учебных постановок используются графитные карандаши различной мягкости. Они дают возможность тщательно моделировать форму. Используются также сепия, уголь, сангина, соус.

Особая роль в академическом обучении отводилась копированию, или, как говорили раньше, «рисованию с образцов». В некоторые периоды существования школы этому занятию отводилось до семидесяти процентов учебного времени. «Рисование с образцов» подразумевало копирование работ лучших европейских мастеров.

О. А. Кипренский

П. П. Чистяков

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Портрет А. П. Бакунина

O. A. Kiprensky

Portrait of A. P. Bakunin

5. И. Е. Репин

Портрет И. С. Остроухова

Portrait of I. S. Ostroukhov

6. В. А. Серов

Портрет К. П. Бальмонта

V. A. Serov

Portrait of K. P. Balmont

Прекрасная коллекция этих произведений была собрана в стенах Академии, и несомненна ее большая роль в формировании высокого профессионального уровня художников XVIII–XIX веков. К сожалению, после революции большая часть коллекции была передана в Эрмитаж. Современные студенты уже не имеют возможности обращаться в любой момент к первоклассным образцам для копирования.

Копирование продолжалось и после окончания академии. Лучшим ученикам, удостоенным «пенсионерской» заграничной поездки, предписывалось копировать выдающиеся произведения великих мастеров прошлых веков. Копирование позволяло выпускникам приблизиться к уровню мастерства этих художников, прочувствовать величие шедевров. Часть этих копий мы можем видеть в залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.

В понятие «рисование с образцов» входил рисунок с гипсовых слепков, сделанных с античной скульптуры. Поражает, сколько сил и средств было потрачено в XVIII веке, чтобы заказать в разных странах и доставить в Петербург эти слепки. Сохранившееся до наших дней замечательное собрание образцов античной скульптуры показывает, какое серьезное внимание уделялось этому виду учебного рисунка.

Рисуя с гипсов, студенты прежде всего заучивали классические пропорции и формы, решали композиционные и тональные задачи. Античные головы, стопы, кисти, торсы и прочее – это идеальные схемы форм, заучив которые, художники XVIII–XIX веков могли свободно рисовать «от себя» и создавать классические композиции. Сегодня с гипсовых слепков рисуют в средних художественных учебных заведениях, где задачи заучивания пропорций и форм зачастую не решаются. В институте им. И. Е. Репина в настоящее время, гипсы рисуют только на факультете архитектуры. Поэтому при выполнении рисунка с живой фигуры студентам приходится выполнять параллельно зарисовки стоп, кистей и прочее с античных образцов в музее слепков, в Эрмитаже, или с репродукций классических картин.

Необходимо сохранять лучшие традиции копирования, поэтому автор данного пособия в процессе обучения предлагает своим студентам III курса выполнить два копийных задания: голова и фигура. Образцами служат качественные репродукции с рисунков выдающихся мастеров прошлого и лучших академических штудий XVIII–XIX веков.

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

10 наброски и учебный рисунок

Очень важно, чтобы копирование не было механическим срисовыванием. Обычно перед студентами ставится следующая задача: поместив перед собой образец, представить что это модель. И, этап за этапом, как в длительной академической постановке, выполнить это задание. Последовательно решая задачи на каждом этапе, студент понимает, как эти задачи решал автор рисунка. Сравнивая образец и копию, он будет иметь возможность приблизиться к уровню оригинала.

На IV курсе в академии выполняется задание «складки на манекене». Оно появилось в связи с тем, что многие наши выпускники воссоздают росписи в восстанавливаемых храмах Санкт-Петербурга. Большинство храмов было расписано в академической манере. Рисунок складок на манекене предваряют копии складок с рисунков мастеров, где студенты постигают пластическую связь между складками, их ритм, усваивают закономерности моделировки формы.

Последовательность ведения длительных учебных и быстрых творческих рисунков должна быть схожей. Разница заключается в том, что учебный рисунок растянут во времени, так как идет процесс изучения и обучения. Творческий рисунок, наоборот, делается быстро – в жизни для рисования с натуры времени, как правило, бывает мало. В творчестве художника, который обладает опытом и цельным видением, некоторые этапы объединяются и сокращаются.

Наброски это очень быстрые рисунки – от пяти до пятнадцати минут. Задача наброска – используя минимум средств, без моделировки и деталей, передать впечатление от модели или зафиксировать свой замысел в эскизе. Наброски имеют очень большое значение при обучении рисунку. Они помогают молодому художнику преодолеть отдельное смотрение, развивают глаз и руку. Объектом изображения в набросках, как правило, являются не позирующие, а окружающие нас люди: их лица, фигуры, группы как в интерьере, так и на улице. Исключение составляет обнаженная модель.

7. В. А. Серов

Негр-натрущик 1910 V. A. Serov

Black Male Model

8. В. А. Серов

кафе у «Доминика»,

At Domenic Cafe,

11. А. А. Иванов

A. A. Ivanov

12. А. А. Иванов

Иосиф и жена Пентефрия,

Joseph and Potifar’s Wife

13. А. А. Иванов

Ленинградское историческое искусствознание в дискуссиях 1930-х годов

В книге впервые в научный оборот вводятся материалы дискуссий, проходивших во второй половине 1930-х гг. в крупнейших искусствоведческих центрах Ленинграда -Государственном научно-исследовательском институте искусствознания и Научно-исследовательском институте живописи, скульптуры и графики Всероссийской академии художеств. Вызванные к жизни стремлением государства внедрить единомыслие и жесткий диктат «правильного» курса в области изучения и преподавания истории, эти дискуссии показали верность научного сообщества принципам объективности и стремление поддерживать академический тон в обсуждении актуальных научных вопросов. Книга предназначена историкам, искусствоведам, культурологам и всем интересующимся историей отечественной науки. Советское историческое искусствознание 1930-х гг. в контексте постановлений ЦК ВКП(б) об истории Обсуждение нового исторического курса в контексте задач истории искусств во Всероссийской академии художеств в 1936 г.

Теория реставрации памятников искусства

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Задача этой книги состоит не в том, чтобы жестоко регламентировать рамки допустимого, но в том, чтобы попытаться раскрыть общие закономерности реставрационной деятельности и помочь будущим специалистам выработать позицию, соответствующую современным стандартам в подходе к сохранению памятников искусства.

Подготовительные курсы

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Альбом является учебно-методическим пособием по рисунку, живописи и композиции для поступающих в художественные вузы, а также для учащихся художественных учебных заведений. В альбом включены лучшие работы учащихся Центра «Искусство», выполненные с 1991 по 2006 год – рисунок гипсовой головы, рисунок головы натурщика, рисунок обнаженной фигуры человека, натюрморт, этюд головы натурщика, этюд обнаженной фигуры человека, копия с картины, композиция на заданную тему, композиция на свободную тему, эскизы и форэскизы композиций в тоне и цвете. 
В заключительнеой части – статьи педагогов, правила приема и программы экзаменов по искусству.

Консервация и реставрация станковой темперной живописи.

Учебный рисунок новое учебное пособие института им и е репина

Учебник посвящен рассмотрению основных методологических аспектов консервации и реставрации памятников искусства в рамках учебной дисциплины “Консервация и реставрация произведений станковой темперной живописи” для высших учебных заведений. Задачей учебника является не столько описание конкретных технических операций, сколько обучение комплексному подходу к проблемам консервации и реставрации произведений искусства вообще и памятников иконописи в частности. Учебник включает в себя материалы и пояснения, необходимые студентам в процессе обучения профессии, которая в наше время стала комплексной и требует от специалиста высокого художественного образования, разносторонних профессиональных знаний и твердых практических навыков.

Написать отзыв

Ваш отзыв:

HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оцените статью