Учебные пособия по истории нового времени востока

Учебные пособия по истории нового времени востока pos gosuslugi

ДВЕ СТОРОНЫ ЕДИНОГО МИРА

В раннее Новое время контакты между Западной Европой и странами Ближнего Востока, Средней Азии, Индией, Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком сделались постоянными благодаря Великим географическим открытиям, торговой экспансии европейцев, а затем и их попыткам колониального подчинения стран и народов Восточного полушария. С другой стороны, с Востока в Европу пришли турки-османы, ставшие одним из важнейших участников международных отношений в этом регионе.

Запад и Восток стремительно «сближались» географически: корабли в XVII—XVIII веках преодолевали огромные расстояния; на земном шаре оставалось все меньше недоступных и неисследованных мест. Но вот культурное и политическое сближение шло значительно медленнее, а иногда и не происходило вовсе. Контакты с мусульманским миром были осложнены из-за векового религиозного и военного противостояния мира ислама и христианства; Китай и Япония «закрылись» для иностранцев.

Народы Азии создали самобытные культуры; многие из них были значительно древнее европейской. Но их художественный язык, традиции, идеи и верования оказывались недоступными для представителей другого мира, иной цивилизации. В XIX веке эту неспособность понять друг друга выразил английский писатель Р. Киплинг своей знаменитой фразой — Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись. И все же, вольно или по принуждению, торгуя или воюя, Запад и Восток неуклонно сходились.

История

МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Учебные пособия по истории нового времени востока

ББК 63.3(0)5-6 Р 32

Рекомендовано Учебно-методическим
объединением вузов

Российской Федерации по образованию
в области международных

отношений в качестве учебного пособия
для студентов вузов,

обучающихся по направлениям подготовки
и специальностям

«Международные отношения» и
«Регионоведение»

Издание осуществлено
при поддержке Национального фонда
подготовки кадров

Традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?

Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду с несхожестью, имелись и общие черты — черты традиционного общества.

Земля принадлежит государству. По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

Рассмотрим на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока.

В Индии по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным — эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам — в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. Чаще всего они увеличивали свои владения за счёт захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно издавались указы, запрещавшие продажу земли.

В отличие от Индии и Китая, в Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей — воины-самураи (от «самурау» — служить).

Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство.

Деревенская община. Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Так было и в странах, о которых мы ведём речь. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство. О таких общинах вы уже знаете из курса истории Средневековья.

В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.

Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Государство регулирует хозяйственную жизнь. В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли — на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.

Сословный строй. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось.

В раннее Новое время в Японии существовала жёсткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.

В сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII—XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10% населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. Все они имели привилегию носить два меча, все они в соответствии со своим положением получали пайки риса, а государственный аппарат занимался их распределением. Самураи разделялись на ранги в зависимости от того, какое количество риса они получали.

В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному землевладельцу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (по-японски «харакири» или «сэппуку») по первому его требованию или в случае его смерти.

Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча (чтобы опробовать остроту нового меча, самурай мог убить на улице неприкасаемого). Они создавали школы для обучения воинскому искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтование на мечах, стрельба из лука, борьба дзюдо и верховая езда.

В свободное время самураи занимались военной подготовкой, а высшие из них в добавление к этому со всей серьёзностью участвовали в чайных церемониях и составлении букетов.

Но появились первые признаки разложения сословного строя. Были и такие самураи, которые по разным причинам отказались от своих обязанностей и лишились средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились школьными учителями или писателями. Одни обучали молодёжь владению оружием, другие были охранниками у богатых купцов. Со временем некоторые из них стали заниматься коммерческой деятельностью и даже ремеслом. Те самураи, которые не могли отказаться от сословных предрассудков, предпочитали нищенствовать, но не «опускаться до презренных занятий». Были и такие, которые занимались грабежом и разбоем, объединяясь в банды, терроризировавшие жителей деревень и путников на дорогах.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Одевались крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

Третье и четвёртое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были среди них и странствующие, ходившие от деревни к деревне. Как правило, сын наследовал профессию отца. Современники отмечали высокое качество их изделий.

Что же касается купцов, то в XVI—XVIII вв. власти относились к ним насторожённо. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.

Купцы организовывались в гильдии, создавали банки. Некоторые из них сколотили огромные состояния и сумели добиться того, что их сыновья успешно сдавали императорские экзамены и становились чиновниками.

Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Вот эти правила: ранний подъём, преданность семейному делу, работа сверхурочно, бережливость, хорошее здоровье. Это должно было способствовать накоплению денег.

Города под контролем государства. Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI—XVII вв. быстро развивались города в Китае. В Пекине уже к 1500 г. население превышало 1 млн человек, в Нанкине оно достигло 660 тыс. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля. О развитии ремёсел говорят и существовавшие тогда названия улиц в Нанкине: Парчовая улица, Сатиновый переулок, Железная улица, улица Красок и т. д. В Пекине были Угольный, Рисовый, Сенной и другие рынки.

Читайте также:  В России новые выплаты на детей обещаны родителям

Горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

Религии Востока — путь самосовершенствования. Нельзя правильно понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Учебные пособия по истории нового времени востока

Гости у ворот дворца китайских императоров династии Мин в Пекине. Ок. 1500 г.

Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его учение — конфуцианство — нашло огромное число последователей, стало обязательным для всех китайцев, превратилось в религию.

Конфуция, как и многих учёных древности, прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Без них не может быть порядка в жизни людей. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самосовершенствованием и приносить пользу для всех. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. «Государь — отец и мать народа, — поучал мыслитель. — Всякий служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твёрдо помнить своё положение в обществе, предопределённое Небом. «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — говорил он.

Конфуций учил избегать крайностей. Он считал, что и власть несёт ответственность перед народом, иначе народ не станет ей доверять. «Тот, кто хочет стать правителем государства, — говорил он, — должен сам жить умеренно; при управлении своими рабами должен проявлять свою добродетель».

Учение Конфуция привлекало своей практичностью. Казалось, что на его основе можно создать идеальное общество, идеальную семью и добиться самосовершенствования.

Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и Японии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». Но преданию, царевич, узнав о страданш1х народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Индуистское учение вам знакомо из курса истории Древнего мира, поэтому поговорим о древней религии японцев — синтоизме. «Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов. В синтоизме существует множество богов, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба и их авторитет был непререкаем.

Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Эти религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока? 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVIII вв. 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных? 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке». 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию. 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI—XVIII вв.?

Трудились не разгибая спины

«Земледелие — ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия — ветви, второстепенное», — говорит древняя китайская поговорка. Трудолюбие китайских земледельцев поражало. Труд в Китае считался не наказанием за грехи, не бременем, а священным долгом, на который

Небо благословило род человеческий. Да и благосостояние крестьян зависело от результатов их труда. Вот поэтому европейцы, путешествующие по Китаю в конце XVIII в., с удивлением отмечали, что, за исключением скалистых горных уступов, они на своём пути не видели ни одного невозделанного клочка земли. Даже на горных склонах, если они не совсем отвесны, устраивались террасы, на которых сеяли лук, морковь и т. д. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды.

В Японии, как и в Китае, крестьяне трудились от зари до зари. Однако сваренным на пару рисом в Японии питались только самураи, а крестьянам полагалось есть каши из проса, ячменя или пшеницы и овощи. Свежая рыба была деликатесом, а мясо в пищу не употребляли — запрет на говядину накладывался буддизмом.

И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или бросал её и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была обрабатывать его землю и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары (дома из дерева, бамбука и бумаги горели как свечи), эпидемии приводили к гибели сотен тысяч людей. В стране получил распространение изуверский обычай детоубийства, когда душили новорождённых (обычно девочек), чтобы избавиться от «лишних ртов».

Но и в этой тяжёлой жизни случались праздники. В дни Нового года крестьяне приносили из леса маленькие сосны и помещали их у ворот своего дома, украшая цветами сливы и ветками бамбука, которые считаются символами долголетия, здоровья и счастья. Круглые рисовые колобки подносились различным богам — охранителям дома и душам предков. В середине лета широко отмечался праздник Бон, в дни которого, по поверью, души умерших возвращаются в свои дома. Для них готовилось специальное угощение, их развлекали песнями и плясками. В деревнях праздновали свадьбы, в праздники превращались и выполняемые всей общиной работы: посадка риса, рытьё колодцев, уборка урожая и пр.

Хотя существовали указы, запрещавшие крестьянам смотреть театральные представления (власти боялись, что, увидев на сцене лучшую, чем у них, жизнь, они захотят уйти из деревни), им удавалось видеть выступления странствующих актёров. Но особенную радость приносило паломничество в один из главных храмов страны. Это была единственная в жизни возможность покинуть на время деревню и увидеть своими глазами окружающий мир.

Л Е К Ц И Я 1

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В XVI-ХVII вв.

( ЭПОХА ПРОТОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ)

1. От средневековья к новому времени – общая характеристика эпохи.

2. Развитие техники, прогресс в развитии промышленности.

3. Прогрессивные изменения в сельском хозяйстве.

4. Особенности товарного производства в эпоху протоиндустриализации.

Литература

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1987.

4. Кудрявцев П.И. Лекции. Сочинения. – М., 1991

5. Маркс К. Капитал. – Т. 1, 3. – М., 1973.

Читайте также:  Как отправить новое заявление на пособие

6. Маркс К. Формы предшествующие капиталистическому производству. // Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. – Т. 46

7. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991.

8. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. //Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. – Т.7 В одном из флорентийских статутов XV века сказано: «Свобода есть неотъемлемое право не зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы республика не только поддерживала это право, но и увеличивала его на своей территории». XVI век – время зарождения Свободы: экономической, социальной, интеллектуальной.

1. От средневековья к новому времени – общая характеристика эпохи. Период с конца ХV до начала ХVIII вв. в историографии называют по-разному: позднее средневековье; раннее новое время; период первоначального накопления капитала (далее ПНК), если речь идет о прогрессивных изменениях в экономике; эпоха протоиндустриальной цивилизации, если речь идет о раннем этапе генезиса индустриального общества; время Возрождения и Реформации, связанное с появлением новой социальной философии – поведенческих стереотипов, этических норм, мировоззренческих идей, форм экономической активности, критериев стратификации, методов и целей политической борьбы, отражающих распад традиционного общества. Раннее новое время хронологически охватывает примерно 250 лет, с конца ХV до середины ХVIII века.

По мнению сторонников экономического детерминизма (в первую очередь историков марксистской школы), это время кризиса традиционного общества, разложения феодальных устоев, зарождения и развития капитализма. «Экономическая структура капиталистического общества, – писал Маркс, – выросла из экономической структуры феодального общества. Разложение последнего освободило элементы первого». Первые ростки капиталистического производства появились в крупных торгово-промышленных городах Италии и Нидерландов в XIV-ХV вв., но зарождение капиталистического уклада в недрах традиционной экономики, а с ним и «начало капиталистической эры» Маркс относил лишь к XVI веку. Не все европейские страны в равной степени были затронуты этими процессами. В некоторых из них капиталистические формы не имели заметных успехов, а рост товарно-денежных отношений и внешнеторговых связей был использован дворянством для своего обогащения, путем возврата к самым грубым видам феодальной эксплуатации крестьянства – барщине и крепостничеству (например, Польша, Германия после 1525 года, Чехия после гуситских войн). Это предыстория индустриальной цивилизации, начало индустриальной фазы развития человечества.

Как же шло развитие наиболее прогрессивных государств Западной Европы, таких как, Англия, Франция, Нидерланды?

1.В сфере экономической в этих странах происходило прогрессирующее разложение феодальных форм экономики, шел процесс ПНК, зарождение в недрах феодального общества нового экономического уклада.

2.В сфере социальной – размывалась сословная стратификация традиционного общества, возникали новые профессионально-сословные группы, классы буржуазии и наемных рабочих. Постепенно складываются буржуазные нации.

3. Возникают новые формы идеологии

4. Знаменательные изменения произошли и в политической структуре общества. Раннее новое время ­­­- время новых форм государства – на смену сословно-представительных пришли абсолютные монархии.

5. XVI столетие знаменито и первыми актами буржуазных революций. Это и Реформация и Крестьянская война в Германии 1525 года, и Нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование первой в Европе буржуазной республики – Республики Соединенных провинций. Все эти события приобретают всемирно-историческое значение.

1. Первым шагом на пути к прогрессу было изменение демографической ситуации на континенте: наблюдается рост численности населения в Западной Европе с 55 миллионов человек в конце XV века до 100 миллионов в конце XVII. Далее – средняя продолжительность жизни увеличивается до 50 лет. Дело в том, что по средневековым меркам 40-летние люди – это уже глубокие старики. Вместе с этими изменениями усиливаются демографические процессы, а именно: идет урбанизация стран, то есть растет численность городского населения. Изменилась жизнь людей: они стали лучше питаться, строить более удобные дома, повысился уровень врачебной помощи. И хотя эти изменения были присущи в основном зажиточным слоям населения, частично они коснулись и бедняков.

2. На столь благоприятном демографическом фоне исторический прогресс сделал второй шаг, а именно: начинается использование новой энергии. Наряду с энергией человека, его рук, используется энергия воды, ветра, горных и горючих материалов. Эти изменения назревали в течение длительного времени – в связи с развитием земледелия и ремесла ощущалась необходимость заменить труд человека там, где он совершает одни и те же бесконечные механические движения, простейшими механизмами. Какими? Например, вращением колеса, которое в свою очередь приводит в движение какой-либо агрегат. Так, в XV веке появилась новая конструкция водяного колеса. Водяное колесо было известно еще в античную эпоху, но тогда оно не получило широкого распространения. Почему? Обществу оно было не нужно, дешевле было иметь рабов, чем строить колеса. Теперь же изменилась конструкция колеса. Древнее колесо было нижнебойным, оно устанавливалось прямо в водяном потоке, новое же колесо приводилось в движение силой падающей воды, то есть оно было верхнебойным. Коэффициент полезного действия такого колеса был значительно выше. Его можно было установить даже вдали от водных потоков, а воду подавать в желобах.

3. Применение верхнебойного колеса дало мощный толчок развитию другим отраслям промышленности, в первую очередь металлургии. Почему именно металлургии? Европа уже давно испытывает хронический голод: не хватает металла. К XVI веку с применением пороха в военном деле и появлением артиллерии (XIV) стало требоваться огромное количество металла для ядер, пуль и т.д. Артиллерия была очень массивной. Так, вес бомбарды, осадного оружия XIV века, превышал 8 тонн, пушка «Бешеная Грета» весила 16,4 тонны. Она и сейчас украшает одну из площадей города Гента в Бельгии. Мы уже не говорим о рыцарском вооружении, оно тоже утяжелялось, чтобы противостоять огнестрельному оружию. В то время плавка металла проводилась в небольших печах. Воздух подавался ручными мехами. Этот способ позволял доводить металл до ковкообразного состояния, а затем уже из этого «теста» с помощью ковки получали железо. И вот применяется водяное колесо, оно заставляет механизм дутья работать непрерывно, температура в печи растет, и, неожиданно для самих мастеров, вместо тестообразной массы пошел жидкий чугун. Какая первая реакция на это открытие? Сначала мастера считали его случайностью, браком, но потом появились новые технологии, и в специальных печах, с помощью древесного угля чугун переплавляли в различные сорта высокоуглеродистой стали. Этой стали научились придавать специальные качества: твердость, упругость, эластичность. В конце XV века в Германии и Венгрии с помощью амальгамирования (растворение серебра в ртути), появилось высококачественное серебро. Все это было переворотом в области металлургии.

4.Следующим шагом по пути к прогрессу стало машиностроение. Появление металла дало возможность делать простые и сложные станки. Какие? Токарные, сверлильные, шлифовальные, не очень сложные горнорудные механизмы, водоотливные насосы, подъемники и т.д. Но самым массовым производством, тесно связанным с ростом численности населения, было ткачество. «Когда мужчины воюют, женщины шьют им одежды». Текстиль имел большой спрос во всех странах Западной Европы, причины этого и демографические, и социальные, и военные, и торговые. В 70-годы XV века в ткачестве стала применяться самопрялка. Она объединила в один два различных процесса: крутку и намотку тканей. Так было частично механизировано прядение. В XV веке усовершенствуется ручной ткацкий станок. Теперь появился станок с ножным приводов, что освободило руки ткача. В текстильной отрасли промышленности увеличилась производительность труда. Прогресс в технике не может не вызывать повышения квалификации самих работников: развитие орудий труда, техники и технологии привели к совершенствованию навыков и квалификации ремесленников. Если в цеховом ремесле один мастер выполнял все операции, связанные с выработкой сукна, то с появлением мануфактуры во Флоренции, изготовление и отделка сукна производилась уже рядом ремесленников узкой специализации (чесальщики, ворсовщики, красильщики и т.д.) Подобная специализация была и среди ремесленников, занимающихся обработкой металлов.

Появление новых машин в XV-ХVII вв. Фернан Бродель называет временем «предреволюции», ибо идет накопление открытий. Одни из них сразу бросались в глаза, другие же можно было увидеть только с помощью лупы. К первым относится книгопечатанье, оно связано с именем Иоганна Гуттенберга (1399-1468). С чего началось это открытие? Вероятно, с производства бумаги. Бумага пришла в Европу из Китая, первые бумажные мельницы заработали в Испании в XII веке. Сюда эти мастерские привезли арабы. Главным достоинством бумаги была ее дешевизна. Для написания большого научного трактата на пергаменте требовались шкуры, чуть ли не целого стада, бумагу для подобного сочинения можно было изготовить из кучи льняного тряпья. Как известно, Китай знал книгопечатанье уже в IX веке, Япония – в XI. Но Иоганн Гуттенберг изобрел метод печати при помощи составного шрифта, чего не было в странах Востока. Еще в 1438 году он пытался в Страсбурге осуществить свой замысел, но удача пришла к нему только в 1445 в Майнце. Именно здесь он отлил шрифт в металлические формы, создал ручной словолитный прибор и печатный станок оттисков. Первые книги мастера это – «Предсказания Сивиллы» (на немецком языке), затем «Латинская грамматика» для студентов, и, наконец, «Библия». Через 10 лет, в 1455 году появились книги цветной печати, а с 1460 года изобретение начало победоносное шествие по Европе. Книгопечатанье значительно расширило круг читающих людей, а значит, дало мощный толчок образованию. Не только аристократия, но и горожане, крестьяне стали овладевать знаниями. Известный французский историк Люсьен Февр писал о том, что XVI век изменил Человека. И человек устремился к знанию, к прекрасному, к божественному. Устремился с такой «упрямой одержимостью, немой яростью» как крестьянин, работающий на своем винограднике.

Открытие, которое можно было рассмотреть только с лупой в руках (по мнению Броделя) – это усовершенствование механических часов. Первые механические часы появились в Европе в XII веке, они, как правило, украшали башни городских ратуш. Но в конце XV столетия были изобретены портативные карманные часы с пружиной. Это открытие имело огромное значение, ибо часы были первым известным тогда автоматическим механизмом. И, наконец, машиностроение, это и успехи в технике мореплавания, в морском судостроении. Применение металлических деталей позволило строить более совершенные большегрузные корабли. На океанические просторы вышли исполинские суда: английские каракки, испанские галеоны, португальские каравеллы. Их грузоподъемность выросла с 200 до 2000 тонн. Такие корабли были пригодны для дальних путешествий. Усовершенствование компаса, успехи картографии создали реальную возможность для совершения дальних морских экспедиций. Так были подготовлены предпосылки Великих географических открытий. «Подвиг Запада: плавание в открытом океане», – писал Бродель. Правда, есть и другая точка зрения. Гёте словами Мефистофеля в «Фаусте» говорит: «Разбой, торговля и война – не все ли равно? Их цель одна». Слово «бригантина» от итальянского «brigante» – бандит.

Читайте также:  1 январь будет зарплата детские пособия

Развитие материального производства, совершенствование орудий труда проходило и в европейской деревне. Правда, здесь все тормозилось феодальным принуждением крестьянства, определенной замкнутостью сельской жизни. Однако прогресс был очевиден. Он выражался, прежде всего:

а) в расширении объема произведенных продуктов и в росте посевных площадей. К началу XVI века большая часть ранее пустующих земель уже была распахана или использовалась под луга и пастбища. Для расширения культурных земель стали прибегать к осушению болот, к использованию земли у моря (Нидерланды);

б) в совершенствовании методов обработки почвы, появлении многополья;

в) в развитии промышленности: увеличился спрос на шерсть, кожи, технические культуры (лен, вайду, коноплю). Это стимулировало рост скотоводства и перечисленных выше культур;

г) в появлении новых пищевых продуктов (картофель, кукуруза, томаты, тыква, кабачки, какао и другие) в связи с ВГО (Великими географическими открытиями). Вскоре после открытия Америки европейцы познакомились с продуктом, которому суждено было сыграть крупную роль в истории кулинарии – картофелем. В диком виде он рос в Перу, Боливии, где и был культивирован местными индейцами. В Европе самое раннее упоминание о картофеле относится к 1536 году. Сначала картофель выращивали как дикое растение в садах ученых ботаников. Несколько позже его стали возделывать как огородное растение, и лишь в некоторых районах Европы его стали культивировать как массовый продукт. Первое известие об употреблении картофеля в пищу содержится в отчете одного госпиталя в Севилье (1537 год). В течение долгого времени народ встречал картофель враждебно. Он чаще шел на корм скоту, чем людям. Во многих странах сохранялось убеждение, что картофель вызывает болезни: проказу, гланды, чахотку, аллергию. Люди не знали, как употреблять его в пищу. Так иногда картофель варили с маслом, уксусом и перцем, жарили его в мундире, а затем мочили в вине и ели с апельсиновым и лимонным соком. Иногда картофель варили в молоке с добавлением соли и сахара. Лишь голод XVII века заставил людей употреблять его в пищу;

д) в росте городов, рынков, специализации отдельных районов и областей. Возникли регионы торгового земледелия. Например, Голландия специализировалась на разведении молочного скота, экспортировала сыр и масло. Кстати, сыр, яйца, сливочное и растительное масло стали относительно дешевы и доступны как крестьянам, так и небогатым горожанам. Рейнская область в Германии специализировалась на виноградарстве и производстве определенных сортов вин. Валенсия и Гранада в Испании – на производстве шелка-сырца. Правда, рост производства зерна не привел к снижениям цен на хлеб. Он по-прежнему стоил дорого (причина – революция цен XVI века).

Рост численности населения в Европе, увеличение количества городов привели к развитию товарного производства. Простое товарное производство и обмен известны еще со времени становления городской жизни. Но тогда, в условиях господства натурального хозяйства, обмен имел второстепенное значение. Феодал меньше покупал на рынке, больше грабил его. Иная картина была в XIV-ХV вв. Товарно-денежные отношения проникли уже во все поры феодального общества. С каждым годом городские ремесленники производили все больше товаров. Росло количество городов и численность населения в них. Увеличились богатство, сила и значение горожан. «В XV веке, – писал Энгельс, городские бюргеры стали уже более необходимы обществу, чем феодальное дворянство». Товарно-денежные отношения проникают и в экономику деревни. Рост городов приводит к интенсивному обмену между городом и сельской округой. Деревня поставляет городу продукты питания (хлеб, масло и т.д.); сырье для городского ремесла (шерсть, лен, красители, коноплю и т.д.); ремесленные изделия, произведенные сельскими ремесленниками.

Коммутация ренты уничтожила личную зависимость крестьян и способствовала их заинтересованности работать лучше и больше, чтобы иметь возможность продавать излишки продуктов на рынке. Теперь наиболее грубые формы внеэкономического принуждения все больше уступали место денежным отношениям. Переход на денежную форму ренты привел к тому, что крестьянин стал продавцом. Собственнику земли – феодалу было безразлично, что производит крестьянин в своем хозяйстве, выращивает ли он зерно или лен, занимается ремеслом или скотоводством, феодалу нужно было лишь одно: чтобы крестьянин вовремя платил ему денежный взнос. На этой основе выросла хозяйственная самостоятельность крестьян, а также их заинтересованность в повышении производительности своего труда. Одновременно собственное феодальное хозяйство все больше и больше сходит на нет, а феодал выступал на рынке главным образом в роли покупателя товаров, а не их продавца.

Что же породило эти условия? Известный германский социолог Макс Вебер считал, что протестантская этика дала мощный стимул развитию «современного» капитализма. Сама же протестантская этика вышла из европейской Реформации Лютера и Кальвина, с их отношением к профессии, как к «призванию» и с их учением об абсолютном предопределении. Дух «современного» капитализма, по мнению именитого социолога, мог появиться только в Западной Европе. Ибо только здесь сложилась рациональная наука, рациональное право, рациональное государство и т.д. Иная точка зрения у Карла Маркса. Он полагал, что условия для развития капитализма связаны прежде всего с экономическими изменениями нового времени: а) развитие техники и общественное разделение труда переросли рамки старого экономического строя; б) купцы, ростовщики, некоторые мелкие ремесленники накопили денежные средства для создания крупных предприятий; в) потребности городского населения и нужды промышленности увеличили спрос на продукты питания и сельскохозяйственное сырье, что стимулировало развитие сельского хозяйства; г) рыночные связи умножились, расширились и перешагнули за узкие рамки местных, областных и даже национальных рынков, что в совокупности с ВГО создало базу для развития мирового рынка. Законы экономического развития, заключает Маркс, диктовали необходимость перехода от мелкого производства к крупному; от разделения труда между цехами и мелкими мастерскими к разделению труда внутри крупной мастерской; от мелкой собственности ремесленников- мастеров к крупной капиталистической собственности; от местных и национальных рынков к мировому рынку. Сама экономическая жизнь требовала изменений. Нам кажется, правы и Вебер и Маркс: нет первичных и вторичных причин, есть единство всеобщего.

Могли ли капиталистические предприятия возникнуть на базе цеха? Вопрос не содержит однозначного ответа. В Италии XIV-XV вв. такое случалось нередко, например, история «перерождения» цеха Лана. И все же для большинства стран Европы цехи не стали базой для становления капитализма. В городских ремесленных цехах стеснительная регламентация была во всем: в технологии производства; в размерах мастерской отдельного мастера; в номенклатуре изделий; в орудиях труда и т.д. Все это почти исключало возможность технического прогресса и создания крупного предприятия на базе цеха. Мешало этому и то, что олигархия цеховых мастеров стремилась сохранить внеэкономическое принуждение подмастерьев и учеников. Часто даже обладатели денежных средств не могли организовать крупное предприятие, так как не было достаточного количества свободных рабочих рук. Мелкие производители города и деревни в это время, по образному выражению Маркса, так же прочно срастались со своими средствами производства, как улитка с раковиной. При этом они удерживались в рамках феодальных форм экономики цеховым принуждением в городах и феодальной зависимостью в деревнях. Последняя препятствовала внедрению интенсивных методов ведения хозяйства, а феодальная собственность на землю тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве. Все это свидетельствовало о кризисе феодальной экономики. Средством, которое ускорило возникновение и развитие капитализма, было насилие, грубое насилие со стороны дворян-землевладельцев, государства и нарождавшейся буржуазии. Это средство применялось по отношению к крестьянам и ремесленникам в период, так называемого первоначального накопления капитала. О нем речь пойдет в следующей лекции.

Редакционный совет

А.В.Торкунов
(председатель), М.В.Ильин, Ю.М.Колосов,

Н.Н.Ливенцев,
А.Ю.Мельвиль, А.К.Сорокин, И.Г.Тюлин,

Doc

Учебные пособия по истории нового времени востока

А.А. ЕВДОКИМОВА ИСТОРИЯ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Башкирский государственный педагогический университет

А.А. Евдокимова ИСТОРИЯ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Допущено Учебно-методическим объединением МО РФ по специальности педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032600-история.

Уфа 2004 Евдокимова А.А. История раннего нового времени.

Эпоха Реформации – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – с. 229

В курсе лекций по истории раннего нового времени системно изложена история Западной Европы от Великих географических открытий до окончания Тридцатилетней войны. Курс написан с учетом достижений мировой историографии на основе современной методологии исторической науки, в центре внимания которой человек и его действия. В курсе лекций сочетаются проблемный и системный подходы, уделяется внимание роли личности в истории.

Предназначен для студентов исторических факультетов и преподавателей истории, а также для всех интересующихся проблемами всемирной истории.

Рецензенты: Алдашов А.Н., канд. ист. наук, доцент;

Антонов В.М., канд. пед. наук, профессор.

На обложке: оттиск форзаца юбилейного издания работ Лютера, изданных в 1983 г. в ГДР

В издаваемом курсе лекций отсутствуют некоторые разделы.

1. Явно недостаточно внимания уделено проблемам гуманизма, общественно-политической мысли, художественной литературы эпохи Реформации. Это связано с особенностями учебного планирования. Мы посчитали возможным вынести эти вопросы на практические занятия, чтобы углубленно познакомить будущих учителей-историков с литературными памятниками, а также с памятниками политической и философской мысли ХVI-ХVII вв. (См. Семинарские занятия по истории раннего нового времени («Западная Европа в ХVI-первой половине ХVII вв.»), сост. А.А. Евдокимова. – Уфа, БГПУ, 2003.

2. Сознательно опущены вопросы культуры и искусства XV-ХVII вв. На протяжении многих лет на факультете проф. Т.А. Леоновой преподается специальный расширенный курс по культуре Западной Европы в целом и культуре Возрождения в частности. Автор издала и издает учебные пособия по данной проблематике. Кроме того, в настоящее время в учебном плане исторического факультета есть специальная дисциплина «Культурология», где ряд тем имеют отношение к нашему периоду. И по этому курсу издаются учебные пособия.

В заключение хочу поблагодарить своих коллег по кафедре всеобщей истории БГПУ за поддержку моих начинаний, а также старшего лаборанта кафедры Н.В. Орлову за неоценимую техническую помощь в подготовке данного издания.

Оцените статью