Учебные пособия нового поколения это

Учебные пособия нового поколения это pos gosuslugi

Общепризнанным становится утверждение, что конечный результат реализации новых государственных образовательных стандартов — подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности — должен обеспечиваться новым поколением учебных изданий.

В последние годы проблема качества образования, а также методы ее решения кардинально трансформировались, и в настоящее время сложились различные подходы к выделению аспектов качества, среди которых отчетливо просматривается проблема качества учебной книги для вузов.

Проблема создания учебника нового поколения становится государственной задачей, решение которой зависит от управления качеством учебной литературы, прежде всего на этапе ее создания. Все более очевидным становится тот факт, что редакторский анализ как метод профессиональной деятельности значительно расширяет свои границы в соответствии с требованиями времени. Помимо традиционной процедуры вычленения составляющих произведения с учетом их функций и взаимных связей, оценки степени систематизации и обработанности фактов, лежащих в основе текста, дидактической и методологической их   адаптации, соответствия учебной программе и т.п., на автора возлагается роль эксперта, аналитика, владеющего методами оценки основных характеристик и свойств информации, представлениями о принципах и приемах ее обработки, о специфике запросов различных категорий потребителей и оптимальных вариантах их удовлетворения.

Известно, что учебник, являясь основной учебной книгой по дисциплине и системообразующим элементом комплекса учебных изданий, содержит определенные учебной программой базовые научно-предметные знания и наиболее полно отражает функциональную направленность учебных изданий

Рассмотрение особенностей модульного учебника как системы профессионально ориентированного и особым образом структурированного знания позволяет выявить требования к модульному учебнику как обучающему изданию нового поколения и дает материал для разработки конкретных рекомендаций по выработке показателей его качества и совершенствованию редакторской подготовки

Алгоритм конструирования модульного учебника, например, по пофессиональному русскому языку предполагает концептуальную разработку и практическое  построение  внутренних (внутрипредметных,          или внутридисциплинарных) и внешних (общелингвистических и междисциплинарных) проблемных полей, выделение которых позволяет определить базовые образовательные области, инвариантный понятийно-категориальный аппарат, согласованные показатели умений и навыков на уровне целеполагания и предметного содержания.

Профессионально необходимое знание в содержании модульного учебника по дисциплине «Профессиональный русский язык» связано с комплексом квалификационных требований, отражающих профессиональный уровень подготовки будущего специалиста, вследствие этого организация учебного материала позволяет адаптировать его к конкретному профессионально ориентированному учебному процессу.

Выработка системы оценочных принципов редакторской работы над качеством модульного учебника для вуза по дисциплине «Профессиональный русский язык» представляется как оценка совокупности его свойств, обусловливающи х его способность удовлетворять требования общества в области подготовки специалистов, обладающих необходимыми лингвистическими знаниями, коммуникативными умениями и навыками, языковой культурой и профессиональным мышлением

Необходимым качеством носителя (потребителя) данного языка становится профессионализм, который требует владения понятийно-категориальным аппаратом определенной сферы деятельности и соответствующей ему системой терминов.

Расширение международных связей, использование русского языка как языка международного общения, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало русский и иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Русский для казахоязычных, казахский для русскоязычных и иностранный язык для обеих категорий студентов стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания специалистов в конкретной сфере деятельности, приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей студентов, их общеобразовательного потенциала.

На занятиях по профессиональному русскому языку работа по развитию способности к рефлексии осуществляется в системе поэтапного формирования речевых умений и навыков при выполнении заданий. Структурирование учебного материала по модулям, представление научных понятий, а также гипертекстов, сопровождающих линейный текст в учебниках и пособиях. Содержание учебного материала можно представить по модулям. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося

Как известно, курс «Профессиональный русский язык» ставит такие задачи, как развитие навыков и умений свободной речи; обогащение активного словарного запаса профессиональной лексикой; совершенствование общих и профессиональных навыков общения: овладение студентами способностью осуществлять деловое общение со своими потенциальными учениками, родителями учеников и коллегами, носителями изучаемого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного и профессионального общения (прием в школу,  проведение  собраний и совещаний, разрешение конфликтных ситуаций на работе,  культурный и спортивный досуг); анализировать профессионально значимые тексты.

Само же понятие «профессиональный язык» прошло длительный период становления и развития. Интерес к специальному языку (языку общения профессионалов) в наше время родился не в среде филологов. Впервые идея о языке для специальных целей появилась в работах чешского исследователя Любомира Дрозда, который назвал этот язык функциональным языком (или языком в специальной функции), представляющим собой подъязык «данного национального литературного языка». Такой интерес исследователей разных специальностей к функциональным разновидностям современных литературных языков возникает как реакция на практические потребности профессиональной коммуникации, когда остро встает проблема гармонизации межъязыковых средств, когда появляется необходимость в стандартизации определенных пластов лексики (чтобы они были одинаково понятны и адекватны специалистам, говорящим на разных языках, в процессе профессионального общения).

Читайте также:  Госуслуги в железнодорожном московской области адрес

В работах Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева, Даниленко В., Новиковой Н.В. Виноградова С.И. и др. рассматриваются вопросы становления профессионального языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Омельченко Е.А.

Калинина Н.В.

ООО «Центр содействия развитию научных исследований» ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

В статье рассмотрены требования к современным учебным пособиям для бакалавров педагогики. Раскрываются информационная, коммуникационная, деятельностная, рефлексивная функции, которые они должны выполнять в условиях их применения как элемента информационной среды вуза. Каждая функция описана в аспекте авторского понимания ее сути с акцентом на возможностях, актуализирующихся при их реализации для становления культуры самовыражения будущих педагогов. На основании изложенного подхода, предложена структура и содержание учебного пособия для бакалавров педагогики. Особое внимание уделяется построению его содержательных линий, позволяющих развернуть перед обучающимися актуальные требования к педагогу, обладающему высоким уровнем культуры самовыражения. Материал статьи можно использовать для построения содержания учебников, предназначенных бакалаврам педагогики, а также для изучения вопросов, раскрывающих разные аспекты культуры самовыражения студентов в процессе получения высшего образования.

студенты педагогического вузаучебное пособие нового поколения

1. Гатиатуллина Э. Р., Калинина Н. В., Шаймарданов Р. Х. Философские основы современного образования: монография / Под ред. Е. А. Омельченко. – Новосибирск: Изд-во ООО «ЦСРНИ», 2014. – 128 с.
2. Зенкина С. В., Борис С. И. Учебные материалы нового поколения // Педагогика. – 2014. – № 5. – С. 34-38.
3. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2012. – № 1 // www.psyedu.ru.
4. Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 152 с.
5. Омельченко Е. А., Дадаева Э. П., Прохорова С. А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 172 с.
6. Омельченко Е. А. Культура самовыражения педагога (введение в педагогическую деятельность): учебное пособие. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2015. – 170 с.

Конкретные
преобразования в системе подготовки бакалавров педагогики существенно изменяют
характер преподавательской деятельности. Речь идет не только о технологизации
учебного процесса, увеличении практической направленности образования,
внедрении инновационных форм оценки результатов деятельности субъектов высшего
образования, но и о новых образовательных результатах, изменении функций
преподавателя, призванного научить студентов учиться в течение всей будущей профессиональной
жизни, достойно выражая себя на основе возможностей педагогической деятельности.
Именно это, на наш взгляд, позволит педагогу долго, успешно, плодотворно
выполнять свои обязанности, понимая, что образование – максимально подходящая
для него сфера деятельности, в плане наличия возможностей, которые позволяют
наиболее полно выразить и реализовать себя.

Чтобы
эта цель была достигнута, за годы обучения в педагогическом вузе будущие
бакалавры педагогики должны обрести или сформировать у себя необходимый в
профессии уровень культуры самовыражения. Ведь с педагога, работающего на любом
уровне образования, берут (в разной степени) пример воспитанники и обучающиеся.
Наибольший в этом смысле объем подражания у детей дошкольного возраста,
наименьший – у студентов вузов, имеющих достаточный жизненный опыт для
осознанного, целенаправленного выстраивания системы ценностных ориентаций с
приоритетом важности культуры самовыражения.

Под
культурой самовыражения в рамках данной статьи мы понимаем особенности,
способы, результаты самоорганизуемой деятельности, которые педагог обретает или
создает в соответствии с собственными индивидуально-личностными особенностями и
в результате взаимодействия с культурой общества (в частности, с педагогической
культурой).

Информационная
функция требует не только представления в вузовском учебном пособии нового
поколения вербального и символического изложения какой-либо информации, но и, на
наш взгляд, отражения мировоззренческих, идейных позиций, которые помогали бы
обучающемуся включаться во внутренний диалог по осмыслению роли, целей
деятельности современного педагога. В аспекте становления культуры
самовыражения, здесь важно приводить примеры поведения и деятельности
педагогов, обладающих высоким уровнем рассматриваемой культуры. Средством для
этого могут быть дополнительные тексты в учебнике о жизни, поступках педагога в
определенных ситуациях, складывающихся в образовательном процессе. При этом, работая
с текстами, – анализируя информацию, размышляя о смысле выполнения в будущем
тех или иных профессиональных обязанностей, студенты сопоставляют собственные
представления с объективными характеристиками педагогических феноменов и
явлений, формируя у себя взгляд на возможности самовыражения в педагогической
деятельности. Это продуцирует «живое» профессиональное знание на основе
личностного опыта, что способствует становлению профессионально-педагогической
позиции и культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

Читайте также:  Новые пособия для учащихся

Обратимся к функции образовательной коммуникации (коммуникационной
функции), которую должен выполнять учебник для вуза нового поколения.
Подчеркнем, что в общении происходит формирование у будущих педагогов самоотношения
и установки на приемлемые, допустимые способы самовыражения в педагогической
деятельности. Поэтому образовательная коммуникация является значимым аспектом, на который
необходимо обратить внимание авторам учебников для бакалавров педагогики. При рассмотрении образовательной коммуникации не только как
вербального изложения информации, но и как одного из режимов взаимодействия
обучаемого с педагогом, другими обучаемыми, акцент делается на внутренние
детерминанты самовыражения: собственную активность и возможности личности. В этом
процессе происходит обмен идеями, размышлениями, всем тем, что выступает
достоянием внутреннего мира общающихся индивидов. В данном случае речь идет о
диалоге культур студента и автора учебника, демонстрирующего читателям высокий
уровень педагогической культуры. Эта культура начнет проявляться у студентов,
например, на занятиях, когда нужно поделиться своими знаниями с другими, вступить
в диалог, дискуссию. При этом обучающийся корректирует свои представления,
анализирует полученную информацию, в случае ее значимости, обогащает свой
субъектный опыт. Такое взаимодействие проявляется в умении преподавателя вуза в
процессе взаимодействия со студентами оценивать последствия собственных
личностных влияний на них, использовать такие способы общения, как понимание,
признание, принятие другого. Осуществляемое в форме диалога, названное взаимодействие
ведет к возникновение условий для становления культуры самовыражения бакалавров
педагогики.

Охарактеризуем следующую функцию
учебника для вузов нового поколения – деятельностную. Предложенный в учебном
пособии материал, должен содержать аппарат организации активного его освоения –
вопросы для размышления, задания и задачи, вовлекающие обучающихся в деятельность по созданию собственных образовательных
продуктов. Все это должно активизировать опыт студентов,
пробуждать творческую фантазию, познавательный интерес, включать их в
выполнение элементов профессиональной деятельности. Положительно влияет на
появление у будущих педагогов интереса к выполнению предлагаемых в учебнике
заданий, их неожиданность и оригинальность, неопределенность формулировок
(отсутствие каких-либо ограничений и дополнительных указаний по поводу того,
что должно быть получено), посыл на создание творческого продукта.

Для овладения будущими педагогами
технологиями анализа проблем образовательной практики мы обращаемся к включению
в учебное пособие кейсов (пакета ситуаций для принятия решений). Это
способствует развитию умений анализировать ситуации, типичные для
образовательной практики, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант поведения,
самовыражения в профессии, составлять план педагогической деятельности. Если в ходе
занятий такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается
устойчивый навык самостоятельного решения практических задач. При этом особое
внимание уделяется тому, какие ценностные установки и отношения педагог через
модель своего поведения может демонстрировать детям. Речь идет об особенностях
культуры самовыражения педагога.

Обратимся к характеристике рефлексивной функции
учебников для вуза нового поколения. Здесь нужно отметить, что юношеский возраст, в котором пребывают студенты,
является наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей, важных для
становления культуры самовыражения. Они помогают осмыслить себя и свои
особенности соотносительно с окружающими – детьми, их родителями, коллегами.
Работа будущих педагогов с учебным пособием нового поколения должна
предполагать рефлексивное самопознание.

Осознание собственных успехов и неудач дает
возможность студентам обозначить горизонты становления культуры самовыражения. Рефлексия подразумевает анализ сделанного с целью фиксации
результатов, повышения эффективности, осознания личностных проявлений («Как я
проявляю себя в данной деятельности?») – особенностей культуры самовыражения.
По итогам такого осмысления студенты могут обдумывать дальнейшие стратегии успешного
самовыражения в профессии, что положительно скажется на становлении их культуры
самовыражения, будет содействовать ее выходу на новый, более высокий уровень.

В соответствии с изложенными
взглядами, авторами статьи подготовлен учебник для бакалавров по направлениям
педагогическое и психолого-педагогическое образование. Его содержание последовательно
и на все более высоком уровне позволяет обучающимся, постепенно погружаясь в
мир педагогической деятельности, осмыслить, понять и принять идею значимости в
их жизни и выполнении профессиональных обязанностей культуры самовыражения.

1.     
Деятельность
человека, ее виды и особенности.

Здесь перед студентами раскрывается
многообразие видов деятельности человека. Предлагаемые обучающимся сведения,
позволяют создавать представление о психологической сути деятельности, ее
структурных компонентах.

2.     
Педагогическая
деятельность: характеристики, специфика, исторический контекст.

Читайте также:  Преимущества для выживших являются новыми

Эта содержательная линия выстроена
вполне традиционно в плане представления будущим педагогам сведений о
профессиональных обязанностях педагогов, требованиях к ним со стороны общества,
об их ответственности за то, какими вырастут дети, с которыми они будут
работать.

3.     
Культура
самовыражения педагога и ее становление.

Особенность разворачивания нами этой
содержательной линии состоит в том, что она тесно переплетается с двумя другими,
включаясь в них, дополняя их и углубляя. Ее наличие позволяет бакалаврам
по-новому взглянуть на деятельность, выбранную ими в качестве профессиональной.
Мы говорим «по-новому» в том смысле, что каждый поступивший в педагогический
вуз выпускник школы, на протяжении более десяти лет, воспринимал особенности выполнения
профессиональных обязанностей воспитателями детского сада и школьными учителями.
Соответственно, у каждого из них сложились достаточно устойчивые стереотипы,
связанные с моделями работы педагогов. Далеко не всегда они соответствуют
современным требованиям как профессии, так и культуры. Поэтому важно с первых
дней обучения бакалавров раскрыть перед ними полный спектр современных требований
к педагогу, обладающему высоким уровнем культуры самовыражения.

В этом процессе задача преподавателя состоит
в постепенном формировании у обучающихся образа идеального педагога,
обладающего высоким уровнем культуры самовыражения, с которого будут брать
пример представители подрастающего поколения. Этот образ должен быть, условно
говоря, отправной точкой для работы будущих педагогов над собой, для их
саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самореализации. Ведь
известно, что абсолютно идеальных педагогов не бывает, но стремиться к лучшему,
совершенствуя себя, может каждый. Эта идея проходит лейтмотивом на всех
лекциях, читаемых по названной учебной дисциплине, содержание которой основано
на разработанном нами учебнике.

У студентов есть возможность с
помощью текста учебника сориентироваться в том, какими компетенциями они должны
обладать по завершению обучения, как они связаны с их культурой самовыражения.

Остановимся в статье на описании
влияния освоения построенного нами учебного пособия на становление первых двух
компонентов культуры самовыражения.

Становлению первого из них
способствует вовлечение студентов в выяснение у себя уровня развития качеств,
необходимых педагогу, соответствующих способностей. Для этого в материал
учебника включены диагностические методики, которые помогут в решении этого
вопроса, и которые могут быть использованы как на лабораторных и практических работах
по дисциплине, так и в самостоятельной деятельности обучающихся.

В задания для самостоятельной работы
студентов, имеющиеся в учебном пособии, включены задания, позволяющие
соотносить идеальные модели педагогов, содержащие перечень профессионально
важных качеств, с качествами, имеющимися у студентов. Основной идеей при этом
является не столько осознание будущими педагогами своего несовершенства, сколько
их убеждение в том, что человек при желании и стремлении достичь цели
самосовершенствования способен развить у себя все необходимые ему в
педагогической деятельности качества. Проводимая преподавателем вуза работа в
этом случае должна создавать предпосылки для начала движения студентов по пути
профессионального становления и совершенствования характеристик их культуры
самовыражения.

Это движение возможно, если у молодых
людей на основании проделанного изучения своих особенностей, начнет складываться
система положительных мотивов к занятиям педагогической деятельностью, к
самовыражению с помощью ее средств – влияние на мотивационно-эмоциональный
компонент их культуры самовыражения.

Чтобы представлять, какими они
являются изначально, мы задаем студентам традиционный вопрос о том, почему они
поступили в педагогический вуз. На основании анализа получаемых данных, мы
продолжаем работу со студентами в плане формирования внутренних мотивов и
положительного настроя на выполнение педагогической деятельности, постоянно
подчеркивая ее значимость, достоинства в сравнении со всеми остальными
профессиями. Мы стремимся сделать выбранную студентами профессиональную
деятельность важной и привлекательной для них, стремимся, чтобы эта мысль
постепенно стала их внутренним убеждением. Ведь только на этой основе человек
может успешно и полноценно выполнять свои профессиональные обязанности в сфере
образования.

Таким образом, проблема становления культуры самовыражения будущего
педагога является значимой для практики модернизации современного высшего
образования. Ядром культуры самовыражения педагога выступает самоорганизуемая
деятельность. Большие возможности для актуализации и осуществления
самоорганизуемой деятельности представляет учебное пособие нового поколения,
которое не только является источником учебной информации, ориентирует будущего
педагога на получение личностного образовательного продукта, но и помогает в
достижении новых образовательных результатов.

Абаскалова Н.П., д.п.н., профессор,
профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены, ФГБОУ ВПО «Новосибирский
государственный педагогический университет», г. Новосибирск.

Федотова Е.Л., д.п.н., профессор,
профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный
университет», г. Иркутск.

Библиографическая ссылка

Учебные пособия нового поколения это

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Оцените статью