Учебно методического пособия детская универсальная steam лаборатория

Учебно методического пособия детская универсальная steam лаборатория pos gosuslugi

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Росинка»», структурное подразделение муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 « Улыбка»» г.Щучье

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM –ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор – составитель: воспитатель

категории Чернова И.В.

«Люди, научившиеся наблюдениям

и опытам, приобретают способности

сами ставить вопросы и получать на них

фактические ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел».

Детский потенциал практически безграничен, а в возрасте 5-7 лет – самый благоприятный для формирования базовых основ их дальнейшего успеха в жизни. Современные исследования в области нейропластичности мозга дошкольника утверждают, что вложение в ранее развитие и профориентацию детей будут прочным фундаментом для перспективного воспитания научно-технического развития ребенка. Для современного мира это очень важный аспект, так как мир сегодня меняется быстрее чем система образования. А ведь система образования готовит детей к жизни в этом мире. На сегодняшний день одна из основных наших целей – дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технологии программированного обучения. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом

В современном обществе одной из актуальных задач STEАM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного возраста путём формирования навыков опытно- исследовательской деятельности и развития творческого поведения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается в STEАM обучении не только как процесс формирования у ребёнка знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Это объясняется тем, что у детей дошкольного возраста  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

В настоящее время наблюдается технологическая революция: высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, “инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень. Для решения данной задачи требуется утверждение STEАM-образования в нашей стране. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства”.

Л.С. Выгодский в научном труде «О роли игры в психическом развитии ребенка» говорил, что психические качества и личностные особенности формируются в игровой деятельности. В игре складываются основные виды деятельности. А в познании закономерностей и явлений окружающего мира эффективным методом считается экспериментальная деятельность. Она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. И если совместить экспериментальную деятельность с игровой, то эта деятельность в разы интереснее для формирования творческой личности ребенка.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Целью нашей работы – создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Можно выделить определенные  которыми мы руководствуемся  используятехнологии  в работе с детьми:

  • Формирование представлений о безопасной исследовательской деятельности, как ведущем способе познания окружающего мира
  • Формирование и развитие творческой познавательно- исследовательской активности и активизация мыслительных процессов у детей.
  • Развитие интереса и эмоционального отношения к окружающему миру, науке, экологической культуре, желания рассказать, обсудить обнаруженные закономерности.
  • Осознание детьми единства природы, тесной связи всего со всем.
  • Воспитывать навыки работы в команде.

Преимущества «STEАM- технологии».

– Развивают любознательность.

-Помогают выработать инженерные навыки.

-Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в

-Содействуют умению анализировать результаты проделанных

– Способствуют наилучшей познавательной активности

STEM-технология– модульное направление образования, целью которого

является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью

вовлечения его в научно-техническое творчество.

Программа « Детская универсальная STEAM –лаборатория» разработана при  активной консультационной поддержке

– профессорско-преподавательского состава и молодых ученых ЮФУ, МГТУ им. Баумана,Таганрогского института имени А.П. Чехова, Института мозга человека РАН им. Н. П. Бехтеревой (ИМЧ РАН),

– воспитателей и психологов детских дошкольных образовательных учреждений.

Автор  «Детская универсальная STEAM-лаборатория» Беляк Екатерина Александровна.

Система использования в образовательном процессе SТЕАМ-технологии строилась в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основании основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации.

Мы изучили методическую литературу по проблеме использования STEAM-технологии в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения и на основе этого определили систему форм и методов работы, максимально соответствующих педагогической деятельности.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM- подхода в образовании.

– Развитие   познавательных   интересов, познавательной активности у    детей,    расширение    опыта    ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и  творческой  активности;  формирование  первичных  представлений  об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);

– развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Работа по вSTEAM – технологии в воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду ведется в рамках реализации проектной деятельности по теме: «STEAM-образование – формула успеха дошкольного детства». Диапазон опыта представлен дидактической системой работы воспитателя по познавательному развитию у дошкольников  как в детском саду, так и дома.

Дошкольная образовательная авторская  программа  Е.А.Беляк  разработана по направлению Babyskills. При разработке использовался передовой мировой опыт ведущих научно-технических корпораций в ранней подготовке и профориентации детей. Программа опирается на исследования раннего развития мозга, проведенные за последние десятилетия в области нейробиологии и поведенческих исследований, утверждающие, что инвестиции в раннее развитие — основа для процветающего и устойчивого общества. Опираясь на понятие «возрастные периоды развития» в психологии, учеными выделен период в жизни ребенка между кризисами в 3 и 7 лет в качестве самого благоприятного времени для обучения, когда он максимально восприимчив ко всему новому. Все, что ребенок получит от воспитателя и родителя в это время, отразится на его взрослой жизни.

Программа состоит из более чем 100 занятий по пяти направлениям:

– основы чтения(интегрированная программа): распознавание слов и букв алфавита с целью развития фотогрфической памяти, навыков кодирования и шифрования и облегчения дальнейшего изучения азбуки.;

  • основы программирования: изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом, проектную деятельность;
  • основы математики и теории вероятности: изучение базовых понятий геометрии, алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты;
  • основы картографии и астрономии: изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры и проекты;
  • основы криптографии: изучение базовых понятий кодирования и шифрованиячерез игры и проекты.

Программа построена по принципу «от простого к сложному» с рекомбинацией видов деятельности.

В игровой форме дети учатся определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсудить её ход и вместе идти к результату. Это помогает им приобретать необходимые навыки совместных действий, где дети помогают и поддерживают друг друга.

Что мы понимаем под исследовательским методом обучения детей дошкольного возраста? Что это такое, и как ребёнок может сам это понять и применить свои знания в своей жизни? Исследовательский метод обучения- это восприятие и усваивание материала в результате возникшей у ребёнка потребности в знаниях, это создание условий для познавательной деятельности, которая требует решения важных вопросов, знаний, умений анализировать, делать выводы, видеть взаимосвязь отдельных явлений и предметов со средой, в которой они находятся.

В процессе экспериментально- исследовательской деятельности используются и другие методы при проведении опытов и экспериментов. Это:

  • Игровой метод- игра, создание представлений
  • Наглядный метод-  наблюдения
  • Практический метод- совместные и самостоятельные действия
  • Словесные методы- обсуждение, проговаривание действий и результатов.

В STEАM обучении разработана и структура при проведении экспериментально- исследовательской деятельности.

Основными этапами процесса исследования предмета или явления считаются:

  • создание мотивации к исследовательской деятельности,
  • формулирование гипотез, путей, способов исследования,
  • обсуждение увиденных результатов, и сделанные на их основе выводы.

Работу по внедрению Детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс я начала с детьми 5-7 лет. В соответствии со структурой учебно-методического пособия и рекомендациями авторов начала работу по реализации двух параллельно внедряемых программ: «Основы чтения» и «Основы программирования». Занятия по программе «Основы чтения» выстраивала по алгоритму, предложенному авторами УМП: ежедневная работа с карточками со словами 4 раза по 1 – 3 минуты– итого занятия по программе «Основы чтения» длятся по 7 минут в день.

Читайте также:  Будет ли пособие перед новым годом на детей

Работа по программе «Основы программирования» была начата со знакомства детей с пошаговыми действиями – программами. Сначала их формулировали и выполняли сами дети (этап «Игра в роботов»), затем воспитанники познакомились с уникальным роботом Микиботом, являющимся связующим элементом для всех программ пособия. Взаимодействуя с роботом, дети постигли азы алгоритмизации и программирования, приобрели представления о том, что любые наши действия, в том числе творческого характера, например, танец, это программы, включающие в себя определенную последовательность шагов, действий. Обучение детей основам программирования проходило в форме игры, непринужденных творческих занятий: «Микибот гуляет по городу», «Микибот за городом», «Микибот на рыбалке», «Микибот на вечеринке», «Что ты можешь, Микибот?», «Микибот на конкурсе талантов» и др. Особенность занятий по учебно-методическому пособию заключается в сочетании междисциплинарного научно-технического и творческого подходов. Так, изучив тему «Роботы – кто это?» и убедившись в главенствующей роли человека над роботами (это человек создает робота, наделяя его функциями помощника для людей), дети создают коллективный творческий проект – образ супер-робота. Творческим проектом – необычное фото на память – было завершено и занятие «Микибот, знакомься: это я!».

Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория» предполагает не только реализацию занятий, разработанных его авторами в рамках 5 программ, но и позволяет педагогам, используя освоенную технологию, наполнять образовательный процесс новым содержанием. Сущность таких занятий такова, что дети могут «обучать» робота Микибота всему, что нас окружает, таким образом, незримо для себя, более эффективно усваивать материал и получать практические навыки применения полученных знаний в жизни. Так, с использованием учебно-методического пособия мною были разработаны ряд занятий для детей 5-7 лет.

Специфика использования инновационного оборудования заключается в применении на занятии игровых познавательных полей для работы с программируемым роботом. Эти поля выполняются особым образом – их клетки должны соответствовать длине шага программируемого робота, именно по ним движется робот Микибот к тому или иному объекту в соответствии с программой, заданной ребенком. Для проведения разработанных занятий мною были созданы игровые поля соответствующей тематики.

Для оценки уровня эффективности реализации программ учебно-методического пособия планируется использовать диагностические материалы, разработанные творческой группой педагогов по внедрению инновационной деятельности в МДОУ.

Использование инновационного оборудования обязательно предполагает знакомство с ним родительской аудитории. С этой целью была разработана консультация для родителей для размещения на информационном стенде в приемной группы.

Кроме того, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, разработаны материалы для родителей для использования в дистанционном формате – мастер-классы по использованию STEAM-проектов в работе с ребенком дома.

: в процессе совместных или индивидуальных исследований знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии и представления замещаются реальным объяснением непонятного и неизвестного.

Комплексный подход в осуществлении экспериментальной деятельности в STEАM обучении способствует развитию детского воображения, любознательности, наблюдательности и вовлекает детей в практическую самостоятельную деятельность.

  • Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: В 2 кн.: Кн. 2: Задания для индивидуальной работы с детьми: Пособие для педагогов дошкольных учреждений Издательство: Владос. 2014.
  • Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». – Ростов-на-Дону, 2019г.
  • Выступление Владимира Путина на форуме “Рабочая молодежь”
  • Нищева Н. В., Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах- С- Пб: «Детство- Пресс» — 2015г.- 240 с.
  • Нищева Н. В., Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры — С- Пб: «Детство- Пресс» — 2013г.- 235 с.
  • Судавцова М. Н. «Использование STEAM-технологии в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге»
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. – Режим доступа:
  • Шатунова О.В. STEAM- образование в технологической подготовке школьников.

Troubleshooting information

Copy and paste the Ray ID when you contact the site owner.

For help visit Troubleshooting guide

Учебно методического пособия детская универсальная steam лаборатория

Детский развивающий набор парциального образования “Детская универсальная STEAM-лаборатория” для детей в возрасте 4-8 лет включающий в себя 72 основных и более 25 дополнительных занятий по основам чтения, основам программирования, основам математики и теории вероятности, основам картографии и астрономии, основам криптографии.

“STEAM лаборатория” – новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для учащихся дошкольных образовательных учреждений по направлению «Babyskills», с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность посредством геймифицированных технологий.

Развивающий набор «Детская универсальная STEAM лаборатория» разработана по принципу от простого к сложному! Более 100 интерактивных заданий и проектов на целый учебный год, методическое пособие и руководство для преподавателей.

С помощью Детской универсальной STEAM-лаборатории Вы вместе с детьми:

• откроете законы нашего мира, проводя свои исследования на основе математической логики и программирования

• создадите творческие инженерные проекты в области космической астрофизики и защиты информации
• проведете научные исследования в области химии, физики, культурологии через художественное преломление и занимательные игры.

Полный курс STEAM лаборатория состоит из более чем 100 занятий по 5 программам:

1. Основы чтения

Интегрированная программа: распознавание слов и букв алфавита с целью развития фотографической памяти, навыков кодирования и шифрования, облегчения дальнейшего изучения азбуки.

2. Основы программирования

Изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом и проектную деятельность.

3. Основы математики и теории вероятности

Изучение базовых понятий геометрии, алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игры
с роботом и творческо-исследовательские проекты.

4. Основы картографии и астрономии

Изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры, творческие
и STEAM-проекты.

5. Основы криптографии

Изучение базовых понятий кодирования и шифрования через игры и STEAM-проекты.

Количество мест (шт): 1

ЦЕНА по запросу!

Формирование современных компетенций у детей старшего дошкольного возраста путем внедрения учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» в образовательный процесс ДОО

Formation of modern competencies in older preschool children through the introduction of the educational and methodological manual “Children’s Universal STEAM-Laboratory” in the educational process of preschool educational institutions

МДОУ “Детский сад № 13 “Звездочка”, г. Углич, Россия.

Kindergarten № 13, Uglich, Russia.

Аннотация: В этой статье автор описывает теоретические основы работы по формированию современных компетенций у детей дошкольного возраста, роль -образования в их формировании. Применение учебно-методического пособия «Детская универсальная -лаборатория» как технологии формирования современных компетенций у обучающихся, а также свой опыт работы с УМП «Детская универсальная -лаборатория».

Abstract: In this article, the author describes the theoretical foundations of the work on the formation of modern competencies in preschool children, the role of STEM education in their formation. The use of the training manual “Children’s universal STEAM-laboratory” as a technology for the formation of modern competencies among students, as well as their experience with the UMP “Children’s universal STEAM-laboratory”.

Ключевые слова: современные компетенции, -образование, -лаборатория, дошкольный возраст.

Keywords: modern competencies, STEM education, STEAM lab, preschool age.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Система образования в России находится на этапе модернизации, одним из основных приоритетов которого является повышение качества образования, приведение его в соответствие с мировыми стандартами. Значительное внимание при этом уделяется формированию у подрастающего поколения компетенций «будущего» – практических знаний и навыков, которые позволят молодому человеку в полной мере реализовать себя, успешно выстраивать диалог о цифровом мире с цифровым поколением, овладеть профессиями, которые будут востребованы через 5-10 лет, и быть конкурентноспособным.

Проблема формирования комплекса современных компетенций приобретает особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно в раннем детстве головной мозг обладает нейропластичностью, позволяющей воспринимать огромный объем информации и продуктивно работать с ней. Современные ученые считают, что в первые семь лет жизни ребенок приобретает столько, сколько не сможет приобрести за всю последующую жизнь, и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст крайне важен для становления у обучающихся прочного фундамента, представляющего основу формирования «гибких» навыков и актуальных компетенций.

Деятельность дошкольников очень разнообразна: дети постоянно изобретают, творят, фантазируют и порождают новые, интересные, уникальные по своему замыслу идеи. Необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность воплощать собственный замысел и использовать возникающие идеи для саморазвития, самосовершенствования, наращивания собственного потенциала. Итогом такого взаимодействия с дошкольниками станет благополучная социализация каждого ребенка и детского сообщества в целом.

Формирование у детей современных компетенций – одно из наиболее важных направлений образования как в России, так и в целом во всем мире. По прогнозам ученых, порядка 65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых в настоящее время не существует. И будущим специалистам потребуются знания, интегрированные из самых различных областей науки, технического творчества и инженерии.

Дошкольный период, как указывают известные психологи и педагоги (М.Б. Калашникова, А.Н. Леонтьев, М.В. Крулехт, И.А. Рыбалова и др.), является наиболее благодатным для формирования у детей начал ключевых компетентностей.

Таким образом, поиск эффективных средств формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы позволили определить цель и задачи работы.

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста современных компетенций.

1. Формировать у детей дошкольного возраста базовые основы личности, позволяющие успешно адаптироваться к жизни в цифровом обществе.

2. Осуществлять подготовку детей к жизни в постоянно меняющихся условиях: справляться с социальными вызовами, использовать технологии, востребованные в будущем.

3. Формировать у детей интерес к научно-техническому творчеству, развивать потребность в активном познании окружающей действительности.

Содержание современных компетенций.

Читайте также:  Пройти через все вместе и найти свой путь

Роль -образования в формировании современных компетенций у обучающихся.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа, 2004 год.) Компетентность – владение, обладание обучающимся соответствующей компетенцией, уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Для методики дошкольного образования значимым является понятие ключевые компетенции – необходимость их формирования определена ФГОС ДО, а уровень их сформированности определяет уровень подготовленности ребенка к обучению в школе. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетенций в дошкольном возрастеявляется целостность процесса теоретического освоения знаний и применения полученных знаний. Ключевые компетенции формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности: игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др. Эти условия в равной мере применимы и к процессу формирования у детей современных компетенций.

О каких же современных компетенциях идет речь? В первую очередь это компетенции, связанные с цифровой грамотностью и развитием технического мышления, технического творчества.

Убедиться в этом позволяют данные Национального центра цифровой экономики. Этот Центр в 2018 году провел масштабное исследование «Ключевые компетенции в цифровой экономике» и, опираясь на   данные Атласа новых профессий, выделил три блока компетенций: надпрофессиональные, цифровые и информационные компетенции и сквозные компетенции. Перечислим некоторые из них, представляющие интерес для нашей работы:

· работа со знаниями и информацией;

· системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними);

· работа в режиме высокой неопределенности и многозадачности (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем);

· программирование / робототехника / искусственный интеллект;

· бережливое производство;

· экологическое мышление;

· работа с людьми;

· управление проектами.

Применительно к ступени дошкольного образования в свете раскрываемой темы считаем важным более подробно раскрыть содержание информационной и технологической компетентности.

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Представленная выборка ключевых сквозных, как их называют авторы исследования, компетенций указывает на необходимость становления новой системы образования, требующей от нас создания условий и возможностей для самореализации каждого ребенка, поиска новых технологий, обновления содержания образования.

Решая задачу формирования у детей современных компетенций, педагоги все чаще прибегают к идеям и технологиям STEМ-образования, в основу которого положены междисциплинарный подход, инженерно-научное творчество и геймифицированные технологии.

STEM-образование – это актуальное и одно из наиболее перспективных, востребованных направлений образования. – это аббревиатура: ( – наука), () – технологии, () – инженерия, () – математика. Через практические занятия показывает детям применение научно-технических знаний в реальной жизни и подготавливает детей к технически развитому современному миру: учит быстро ориентироваться в огромном потоке информации, эффективно реализовывать полученные знания в жизни, успешно начать строить диалог о цифровом мире с «Цифровым поколением».

Ведущая составляющая STEM-обучения — это научно-техническое творчество, экспериментально-инженерная деятельность.

Через игровые формы дети знакомятся с основами алгоритмизации и программирования и приобретают элементарные математические, инженерные навыки.

Учебно-методическое пособие «Детская универсальная -лаборатория» как технология формирования современных компетенций у обучающихся

Одним из инструментов SТЕМ-образования, предоставляющим возможности формировать у подрастающего поколения современные компетенции, востребованные в цифровом обществе, начиная с дошкольного возраста, является учебно-методическое пособие «Детская универсальная -лаборатория» ( ( – наука), () – технологии, () – инженерия, () – искусство, () – математика), разработанное Е.А. Беляк, руководителем Центра развития -образования.

Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность. Основу учебно-методического пособия составляют междисциплинарный подход, инженерно-научное творчество и геймифицированные технологии.

-лаборатория включает в себя 5 программ, которые внедряются последовательно, от простого к сложному: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.

Длительность занятий по -лаборатории – 35 недель.

Занятия по трем программам – «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии» – проводятся по 25 минут 26 недель. Занятия по программе «Основы чтения» проводятся ежедневно, параллельно с этими программами в течение 26 недель.

Потом в течение 9 недель проводятся только занятия по 25 минут по программе «Основы криптографии».

Занятия по программам имеют общую сюжетно-ролевую историю. Сквозным персонажем является Микибот – программируемый робот. У Микибота есть своя легенда: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.

Роль робота в пособии: обучает детей программированию, будучи сам объектом обучения для детей. Особенность пособия заключается в смене привычных для нас позиций: не воспитатель учит детей, а дети обучают робота в процессе реализации пособия.

При использовании данного учебно-методического пособия очень важным является принятие новой позиции педагога: воспитатель становится заведующим лаборатории, а дети – его коллегами, лаборантами. Подобный подход позволяет детям почувствовать свою значимость и причастность к важным «взрослым темам» и повышать мотивацию к обучению.

Реализация учебно-методического пособия может послужить основой для перспективного формирования кадрового потенциала высококвалифицированных специалистов в области технологий, инженерии, математики, специалистов по кибербезопасности, картографии, военно-промышленного, космического комплекса.

Содержание деятельности по формированию у детей современных компетенций с использованием УМП «Детская универсальная -лаборатория»

Работу по внедрению Детской универсальной -лаборатории в образовательный процесс я начала с детьми 5-7 лет. В соответствии со структурой учебно-методического пособия и рекомендациями авторов начала работу по реализации двух параллельно внедряемых программ: «Основы чтения» и «Основы программирования». Занятия по программе «Основы чтения» выстраивала по алгоритму, предложенному авторами УМП: ежедневная работа с карточками со словами 4 раза по 1 – 3 минуты– итого занятия по программе «Основы чтения» длятся по 7 минут в день.

Учебно-методическое пособие «Детская универсальная -лаборатория» предполагает не только реализацию занятий, разработанных его авторами в рамках 5 программ, но и позволяет педагогам, используя освоенную технологию, наполнять образовательный процесс новым содержанием. Сущность таких занятий такова, что дети могут «обучать» робота Микибота всему, что нас окружает, таким образом, незримо для себя, более эффективно усваивать материал и получать практические навыки применения полученных знаний в жизни. Так, с использованием учебно-методического пособия мною были разработаны ряд занятий для детей 5-7 лет.

Кроме того, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, разработаны материалы для родителей для использования в дистанционном формате – мастер-классы по использованию -проектов в работе с ребенком дома.

В данной работе представлен опыт по внедрению учебно-методического пособия в работу с детьми по формированию у них современных компетенций: проведены часть занятий по первой программе пособия «Основы программирования», параллельно были начаты ежедневные занятия по сквозной программе «Основы чтения» (с детьми, не владеющими навыками чтения).

На основе содержания учебно-методического пособия мною была создана сводная таблица ожидаемых результатов освоения детьми 5-7 лет предметного материала.

На данном этапе реализации пособия можно говорить лишь о результатах первых занятий. У детей задания с программированием Микибота вызывают оживление, огромный интерес, они очень активны, каждому хочется запрограммировать игрушку. Наблюдения за деятельностью детей позволяют отметить, что мальчики усваивают материал по программе «Основы программирования» более эффективно. Уже сейчас мы можем отметить первые результаты работы по программе «Основы чтения»: действительно дети безошибочно распознают слова, с которыми они работали в течение недели.

Родители также отмечают повышенный интерес детей к -лаборатории.

Проведенное анкетирование родителей свидетельствует о необходимости и целесообразности организации глубокой, системной работы по формированию у воспитанников современных компетенций.

Я убедилась в необходимости продолжать данную работу, используя учебно-методическое пособие Е.А. Беляк «Детская универсальная -лаборатория» для формирования у детей современных компетенций.

1. Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная -лаборатория». – Ростов-на-Дону, 2019г.

2. Ярулина Л.П. Формирование ключевых компетенций дошкольников. – Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 385-387.

Ирина Кутилова
STEAM-образование в дошкольном воспитании. Конспект НОД в подготовительной группе «По следам Фиксиков»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Внедрение современного интегрированного подхода

STEAM – образования в дошкольное воспитание

Цель. Внедрение учебно – методического пособия «Детская универсальная STEAM – лаборатория» в образовательный процесс дошкольников.

• Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

• Знакомство детей с ключевыми понятиями криптографии – умение пользоваться алгоритмом шифрования с зеркалом, «Пляшущие человечки», «Азбука Морзе».

• Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.

• Формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок на основе STEAM-технологий.

Читайте также:  Повысится пособие на ребенка для матерей-одиночек

• Развивать связную речь дошкольников, активизировать словарный запас детей, мелкую моторику рук; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

• Вызвать у детей положительные впечатления от проделанной деятельности.

• Формировать у детей представление о профессии детектива.

• Развивать у детей творческое воображение и мыслительные процессы: внимание, восприятие, логическое мышление;

• Воспитывать интерес к экспериментированию.

Предварительная работа: беседа о детективах, о Шерлоке Холмсе, просмотр м/ф «Шерлок Холмс», знакомство с криптограммами: Азбука Морзе, «Пляшущие человечки». Программирование микибота.

Ход НОД.

В группу к детям приносят посылку, в которой находятся такие предметы как: шляпа, очки, шарф, лупы. Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое коробки, рассуждают о том, кому могут принадлежать эти вещи и для чего они нужны.

Кому могут пригодиться эти предметы? Детективу!

А кто такие детективы? Детективы – это сыщики, это специалисты по расследованию, которые раскрывают разные запутанные дела. Детективы помогают найти пропажу.

Дети вместе с воспитателем достают предметы из коробки рассуждают о том, для чего нужны эти вещи детективу. Останавливаются на таком предмете как лупа.

Воспитатель обращает внимание детей на следы на полу в группе и предлагает с помощью луп посмотреть, куда они ведут.

Дети достают из коробки лупы и идут по следам, которые приводят их в зал. Там где заканчиваются следы, стоит коробка, а на ней записка.

Воспитатель : Ну вот, ребята, здесь следы кажется, заканчиваются. Посмотрите, они нас привели к какой-то коробке. Наверное, она для нас. Здесь и записка есть: Ребятам подготовительной группы.

Посмотрим что в ней написано?

Воспитатель читает записку :

«Ребята, вы скоро пойдете в школу, но школы бывают разные (школа танцев, там учат танцевать; школа рисования, там учат рисовать, лепить; музыкальная школы, в ней учат детей петь, играть на музыкальных инструментах; спортивная школа; школа милиции; автошкола). Но есть еще одна школа – это школа детективов. И я хочу предложить вам вступить в такую школу. Это школа не простая, и чтобы стать ее учениками, а в последствии и детективами нужно пройти испытания. Я думаю, если вы будете внимательными, сообразительными, смекалистыми, то вы легко с ними справитесь. Удачи.

Воспитатель : Ребята, а кто это такой мистер Шерлок Холмс? (ответы детей). А хотели бы вы учиться в его школе «Детективов» и стать настоящими детективами? (ответы детей).

Воспитатель : Ой, ребята, кажется у нас видеозвонок.

На экране появляется Профессор Чудаков из мультфильма «Фиксики».

Профессор. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Здравствуйте, профессор! Слушаем вас!

Воспитатель. Но как?

Профессор. Наш друг Микибот вам поможет.

Воспитатель. Ну, что ребята, поможем профессору Чудакову? Найдем Фиксиков? Но предупреждаю, это будет не просто.

Воспитатель. Так, а где же Микибот? Ребята, мы совсем забыли про коробку. Давайте все-таки посмотрим, что в ней (воспитатель открывает коробку, в которой находится Микибот, зеркало, картинки с пляшущими человечками, Азбука Морзе и план – подсказка).

Воспитатель. А вот и сам Микибот. А вот это что такое? (показывает на содержимое коробки). Кому и где это может пригодится? Ответы детей.

А как называется наука, которая изучает шифры?

Ребята, а кто самый мудрый у фиксиков? Правильно, Дедус! Вот он то нам и расскажет как называется эта наука.

Показ мультфильма «Фиксики», серия «Шифр»

(отрывок про шифровки и криптограмму)

1. Поле с цифрами

2. Поле с картинками «Питание»

Дети выбирают любое поле, на каждом поле находится подсказка, но до нее надо дойти.

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на доску, на которой висит план – подсказка. Ребятам нужно выбрать конверты с красными полосками. На каждом конверте написаны примеры:

2+3 =; 4+1 =; 3+5=;

Ищут подсказку с цифрой 8, т. е. дети должны выбрать конверт, на котором написан пример, сумма которого равна 8! В этом конверте находится изображение с «Плещущими человечками». Это шифр замены.

• Закрепить с детьми понятие шифр замены.

• Способствовать развитию креативности, творческого подхода.

• развивать аналитические способности.

Воспитатель : Ребята, здесь нам предстоит разгадать тайну пляшущих человечков, как настоящим детективам. Что нам нужно, прежде всего? Ключ к шифру. И здесь нам поможет сам Шерлок Холмс! Именно он составил из пляшущих человечков алфавит. Этот алфавит и есть ключ к расшифровке!

Дети вместе с воспитателем расшифровывают шифр из пляшущих человечков слово СОДА.

Следующее поле, поле с картинками «Питание». Рядом лежит карточка с изображением обезьяны. Дети вместе с воспитателем смотрят на поле, чем питается обезьяна (бананы, строят с помощью стрелочек путь для Микибота, программируют его, запускают.

Дети выбирают конверты с желтыми полосками, как показано на плане, на этих конвертах написаны слова банан и рыба, но в зеркальном изображении. Воспитатель спрашивает детей с помощью чего можно прочитать эти слова. С помощью зеркала. Дети выбирают конверт, читают слова. Открывают конверт со словом банан.

В конверте находится шифр Азбука Морзе.

• Закрепить знаки Азбуки Морзе.

• Способствовать развитию навыков инженерного мышления.

• Развивать навыки коммуникации и позитивно-конструктивного отношения.

Воспитатель. Ребята, каждую букву алфавита можно представить в виде разных сочетаний двух сигналов: длинных и коротких. Такая система называется «Азбука Морзе». Самое важное в этом изобретении – двоичный код, то есть использование для кодирования только двух символов.

С Т О Л

Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка).

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Выдавливаете из лимона сок. Если нет лимона, можно использовать лимонную кислоту (предложить детям насыпать в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешать). Что получается? (кислая вода).

В каждом доме есть такой чудесный порошок – пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (на столе стоят блюдечки с содой, бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении). Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой (Она холодная).

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

Во время проведения эксперимента воспитатель находит в банке с содой винтики.

Ребята, посмотрите, что я нашла! Как вы думаете что это?

Да, я тоже считаю, что это Фиксики! А почему они превратились в винтики, как вы думаете?

Закончилась зарядка. А чтобы их зарядить, что нужно сделать? Положить их на какой-нибудь электроприбор. Воспитатель отправляет Фиксиков на музыкальный центр.

Воспитатель. А пока Фиксики заряжаются, мы с вами отдохнем и потанцуем.

Проводится физминутка под музыку «Винтик» из м/ф «Фиксики»

На экране появляются Фиксики.

отрывок из мультфильма «Фиксики» серия «Подушка безопасности»

Воспитатель. Ой, ребята смотрите, Фиксики ожили!

Профессор (на экране). Ребята, спасибо вам, что помогли найти Фиксиков! Оказывается, они играли и не заметили, как у них закончилась зарядка. Вы настоящие детективы!

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания. Справились со всеми шифровками. И нашли Фиксиков. Сложно было ребята? А что для вас было самое сложное? А что больше всего вам сегодня понравилось? Ответы детей.

Воспитатель. Шерлок Холмс верил, что вы справитесь со всеми препятствиями и не ошибся. И он прислал для вас дипломы, в которых говорится о том, что вы с отличаем прошли обучение в школе «Детективов».

Воспитатель награждает детей дипломами.

А теперь нам пора возвращаться в группу.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда учреждения:

* Кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога с оборудованием сенсорной комнаты, актовый зал с физкультурным и музыкальным оборудованием, изостудия;

* Уголки в групповых ячейках: экспериментальной деятельности, ряжения, патриотический, театрализованный, спортивный, художественного творчества, книжный, природный. Интерактивные столы, сенсорная доска с программным обеспечением в соответствии с возрастом. Игрушки и пособия для сюжетно-ролевых, дидактических, конструктивных, настольных, подвижных игр.

Информация по оборудованию

 Программно-модульный комплекс «Баланс» в кабинете учителя -логопеда предназначен для тренировки двигательных навыков по опорной реакции методом функционального биоуправления  с целью развития зрительно-моторной координации, формирования компенсации сенсорных расстройств у детей с ОВЗ;

 Игровой многофункциональный стол «Приоритет» включает в себя набор «Весёлые магнитные человечки», строительные наборы «Дупло», магнитное поле с покрытием для рисования, панель-лабиринт «Рисуем ногами», логороботы «Пчёлка», магнитные поля «Город», «Геометрические фигуры». Стол способствует развитию у детей следующих навыков: мелкая моторика пальцев, пространственная ориентация, концентрация внимания, отработка начальных математических навыков, содружественное движение глаз и рук, логическое мышление, творческое мышление, развитие памяти;

 «Детская универсальная STEAM-лаборатория» организована по дошкольной образовательной авторской программе по направлению Babyskills. Набор STEAM-лаборатории состоит из пособий к более чем 100 занятиям по пяти программам: основы чтения – распознавание слов и букв алфавита, основы программирования – изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом, проектную деятельность, основы математики – знакомство с базовыми понятиями геометрии, арифметики через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты, основы картографии и астрономии через сюжетно-ролевые игры и творческие STEAM-проекты;

 Оборудование для оздоровительных и профилактических процедур с кислородным коктейлем. Польза кислородного коктейля: снабжает организм кислородом, активизирует работу иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к вирусным и инфекционным заболеваниям, активизирует работу головного мозга, снимает усталость, нормализует сон, улучшает пищеварения;

 Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» – это набор специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсорной интеграции.

Библиотека в образовательном учреждении отсутствует. Учебно-методические комплекты, методическая литература, детская художественная литература находятся в методическом кабинете и в рекреациях возрастных групп.

Оцените статью