Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция pos gosuslugi

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19):

этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика

Москва 2020 г.

Никифоров В.В., СурановаТ.Г., Миронов А. Ю., Забозлаев Ф.Г.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика, – Москва, 2020. – 48 с.

заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии № 2 ФГОУ ВО

Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения

Российской Федерации, д.м.н., профессор

профессор кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ДПО Рос-

сийская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н., профессор

В учебно-методическом пособии представлены данные о новой коронавирусной ин-

фекции COVID-19, о методах диагностики, лечения и профилактики. Особое внимание

уделено вопросам организации санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного) на COVID-19.

Учебно-методическое пособие предназначено для врачей, а также может быть

использовано для подготовки студентов и ординаторов медицинских вузов.

Учебно-методическое пособие одобрено на заседании Учёного совета Академии

постдипломного образования ФГБУ «ФНКЦ ФМБА России»

«28» февраля 2020 г. Протокол № 1-20

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Никифоров Владимир Владимирович – доктор медицинских наук, профессор,

профессор кафедры гигиены, эпидемиологии и инфекционных болезней Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.

Суранова Татьяна Григорьевна – кандидат медицинских наук, профессор кафедры гигиены, эпидемиологии и инфекционных болезней Академии постдипломного образова-

Миронов Андрей Юрьевич – доктор медицинских наук, профессор, профессор

Забозлаев Федор Георгиевич – доктор медицинских наук, профессор кафедры

клинической лабораторной диагностики и патологической анатомии Академии постдип-

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАНОСА

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПЛАН

ПЕРВИЧНЫХ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ БОЛЬНОГО, ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО НА ЗАБОЛЕВАНИЕ COVID-19

– 47 –

Человечество находится в вечном противостоянии с миром микроорганизмов. Решив серьезно воевать против нас, микробы победили бы с легкостью, но этого не происходит и не произойдет. Заселив нашу планету, возможно, они «создали» человеческий род для себя и для эволюции самих себя.

В новом тысячелетии человечество столкнулось с инфекционными болезнями, о которых никто не знал. На смену чуме и тифу пришли опасные вирусы. Изменение окружающей среды, потепление климата, увеличение плотности населения и другие факторы провоцируют их появление, а высокая миграционная активность населения способствует распространению по всему миру. Поистине, инфекции не знают границ.

Сегодня медицинской науке известны механизмы возникновения новых вирусов, изучены клинико-эпидемиологические особенности «птичьего» гриппа H5N1 (2007 г.), «свиного» гриппа А H1N1pdm (2009), тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-nCoV, 2002 г.), ближневосточного коронавирусного синдрома (MERS-CoV, 2015 г.), крупнейшей вспышки болезни Эбола в Западной Африке (2014-2015 гг.), вспышки лихорадки Зика (2016 г.).

Создание модели эпидемии вируса лихорадки Эбола, вспышек коронавирусных инфекций, определение факторов, способствующих распространению инфекций, позволило выделить наиболее значимые меры по предотвращению распространения опасных инфекций. Проведение противоэпидемических, в том числе изоляционно-ограничительных и дезинфекционных мероприятий, информирование населения о способах защиты от инфекции и др., эти меры широко применяются в мире в борьбе с эпидемиями.

Эпидемия COVID-19 («coronavirus disease 2019») уже вошла в историю как чрезвычайная ситуация международного значения. Нам еще предстоит изучение особенностей этой эпидемии, извлечь уроки, проанализировать недостатки обеспечения биологической безопасности населения. Ясно одно: новые вирусы будут появляться, это неотъемлемая часть нашего мира. Человечество должно научиться противостоять этим угрозам.

Авторский коллектив выражает надежду, что эти данные будут полезны врачам при оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией, а также преподавателям при подготовке студентов и ординаторов.

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

2. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Коронавирусная инфекция – острое вирусное заболевание с преимущественным поражением верхних дыхательных путей, вызываемое РНК-геномным вирусом рода семейства

Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. присвоил официальное название возбудителю инфекции – SARS-CoV-2.

Коронавирусы (лат.Coronaviridae) – семейство, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих сложно организованных вирусов, имеющих суперкапсид. Объединены в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Название связано со строением вируса: из суперкапсида выдаются большие шиповидные отростки в виде булавы, которые напоминают корону.

Читайте также:  Пособие для детей перед новым годом

Вирион размером 80-220 нм. Нуклеопапсид представляет собой гибкую спираль, состоящую из геномной плюс-нити РНК и большого количества молекул нуклеопротеина N. Имеет самый большой геном среди РНК-геномных вирусов. Имеет суперкапсид, в который встроены гликопротеиновые тримерные шипы (гликопротеин S), мембранный протеин М, малый оболочечный протеин E, гемагглютининэстераза (НЕ),

Спиральный нуклеокапсид: РНК и нуклеопротеин (N)

Гликопротеиновый тример (S)

Назначение «короны» у коронавирусов связано со специфическим механизмом проникновения через мембрану клетки путём имитации молекул,накоторыереагируюттрансмембранныерецепторыклеток().

Вирус адсорбируется на клетке-мишени (1) при помощи гликопротеина S и проникает в клетку при слиянии оболочки вируса и цитоплазматической мембраны клетки или посредством рецепторного эндоцитоза

(2). Геномная РНК связывается с рибосомами и служит иРНК при синте-

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

К А Д Е М И Я П О СТД И П Л О М Н О ГО О Б РАЗО ВА Н И Я

Г БУ Ф Н К Ц Ф М БА РО С С И И

(+) Геномная РНК

зе РНК-зависимой РНК-полимеразы (3), которая затем считывает геномную РНК, синтезируя минус-нить полной длины (4). При транскрипции минус-нити синтезируется новая геномная плюс-нить РНК (5) и набор из 5-7 субгеномных иРНК (6). При трансляции каждой субгеномной иРНК синтезируется один белок (7). N-белок связывается в цитоплазме клетки с геномной РНК, в результате чего синтезируется спиральный нуклеокапсид (8). Гликопротеины S и М, или Е1, Е2, переносятся (9, 10) в эндоплазматическую сеть и аппарат Гольджи. Нуклеокапсид почкуется через мембраны внутрь эндоплазматической сети, содержащей вирусные гликопротеины S и М. Вирионы транспортируются к мембране клет- ки-хозяина (10) и выходят из клетки путём эндоцитоза (11).

В настоящее время известно о циркуляции среди населения четырёх коронавирусов (HCoV-229E, -OC43, -NL63, -HKU1), которые круглогодично присутствуют в структуре ОРВИ, и, как правило, вызывают поражение верхних дыхательных путей лёгкой и средней степени тяжести.

По результатам серологического и филогенетического анализа ко-

ронавирусы разделяются на три рода:

Естественными хозяевами большинства из известных в настоящее время коронавирусов являются млекопитающие.

До 2002 года коронавирусы рассматривались в качестве агентов, вызывающих нетяжёлые заболевания верхних дыхательных путей (с крайне редкими летальными исходами). В конце 2002 года появился коронавирус (SARS-CoV), возбудитель атипичной пневмонии, который вызывал ТОРС у людей. Данный вирус относится к роду Природным резервуаром SARS-CoV служат летучие мыши, промежуточные хозяева – верблюды и гималайские циветты. Всего за период эпидемии в 37 странах мира зарегистрировано более 8 тыс. случаев, из них 774 со смертельным исходом. С 2004 года новых случаев атипичной пневмонии, вызванной SARS-CoV, не зарегистрировано.

Ч Е Б Н О – М Е ТОД И Ч Е С КО Е П О СО Б И Е

2012 году мир столкнулся с новым коронавирусом (MERS-CoV), возбудителем ближневосточного респираторного синдрома, принадлежащим к роду Betacoronavirus. Основным природным резервуаром коронавирусов MERS-CoV являются летучие мыши и одногорбые верблюды (дромадеры). С 2012 года зарегистрировано 2519 случая коронавирусной инфекции, вызванной вирусом MERS-CoV, из которых 866 закончились летальным исходом. Все случаи заболевания географически ассоциированы с Аравийским полуостровом (82% случаев зарегистрированы в Саудовской Аравии). MERS-CoV продолжает циркулировать

вызывать новые случаи заболевания.

Новый коронавирус SARS-CoV-2 представляет собой одноцепочечный РНК-содержащий вирус, относится к семейству Coronaviridae, относится к линии Beta-CoV B.

Вирус отнесен ко II группе патогенности, как и некоторые другие представители этого семейства (вирус SARS-CoV, MERS-CoV).

Коронавирус SARS-CoV-2 предположительно является рекомбинантным вирусом между коронавирусом летучих мышей и неизвестным по происхождению коронавирусом. Генетическая последовательность SARS-CoV-2 сходна с последовательностью SARS-CoV по меньшей мере на 79%.

Читайте также:  Интерфейс ЕСИА и ответы на часто задаваемые вопросы о подключении организации к ЕСИА

Основными клетками-мишенями для коронавирусов являются клетки альвеолярного эпителия, в цитоплазме которых происходит репликация вируса. После сборки вирионов они переходят в цитоплазматические вакуоли, которые мигрируют к мембране клетки и путем экзоцитоза выходятвовнеклеточноепространство.Экспрессииантигеноввирусана поверхность клетки до выхода вирионов из клетки не происходит, поэтому антителообразование и синтез интерферонов стимулируются относительно поздно. Образование синцития под воздействием вируса обусловливает возможность последнего быстро распространяться в ткани.

Действие вируса вызывает повышение проницаемости клеточных мембран и усиленный транспорт жидкости, богатой альбумином, в интерстициальную ткань лёгкого и просвет альвеол. При этом разрушается сурфактант, что ведёт к коллапсу альвеол, в результате резкого нарушения газообмена развивается острый респираторный дистресс-синдром.

Иммуносупрессивное состояние больного способствует развитию оппортунистических бактериальных и микотических инфекций респираторного тракта.

Патогенез новой коронавирусной инфекции изучен недостаточно. Данные о длительности и напряженности иммунитета в отношении SARS-CoV-2 в настоящее время отсутствуют. Иммунитет при инфекциях, вызванных другими представителями семейства коронавирусов, не стойкий и возможно повторное заражение.

Природным резервуаром вируса SARS-CoV-2 являются летучие мыши. Дополнительным резервуаром могут служить млекопитающие, поедающие летучих мышей, с дальнейшим распространением среди людей. Филогенетические исследования выделенных штаммов показали, что геномные последовательности вирусов, найденных в летучих мышах, на 99 процентов идентичны тем, что выделены у пациентов

настоящее время основным источником инфекции является инфицированный человек, в том числе находящийся в конце инкубационного, продромальном периоде (начало выделения вируса из клеток-ми- шеней) и во время клинических проявлений.

Механизм передачи – аспирационный. Пути передачи: воздушнокапельный (выделение вируса при кашле, чихании, разговоре) при контакте на близком расстоянии.

Контактно-бытовой путь реализуется через факторы передачи: воду, пищевые продукты и предметы (дверные ручки, экраны смартфонов), контаминированные возбудителем. Риск переноса вируса с рук на слизистые оболочки глаз, носовой и ротовой полости и заболевания доказан. Возможна реализация фекально-орального механизма (в образцах фекалий от пациентов, заражённых SARS-CoV-2, был обнаружен возбудитель).

Установлен факт реализации артифициального механизма передачи SARS-CoV-2. В КНР зарегистрировано более 1700 подтвержденных случаев заболевания медицинских работников, оказывавших помощь больным COVID-19.

Восприимчивость и иммунитет: восприимчивость к возбудителю высокая у всех групп населения. К группам риска тяжёлого течения заболевания и риска летального исхода относятся люди старше 60 лет, пациенты с хроническими болезнями (болезнями органов дыхания, сер- дечно-сосудистой системы, онкологическими заболеваниями). Летальность варьирует от 2 до 4%.

Вирус SARS-CoV-2 характеризуется низкой устойчивостью в окружающей среде. Погибает под воздействием УФО, дезинфекционных средств, при нагревании до 40 оС в течение 1 часа, до 56оС за 30 мин. На поверхности предметов при 18-25оС сохраняет жизнеспособность от 2 до 48 час.

Свою работу авторский коллектив посвятил фейковизации как особому средству информационно-психологического воздействия в дискурсе массмедиа, а также анализу фейкинга (деятельности по созданию и распространению недостоверной информации) в условиях информационной войны.

Говоря об актуальности заявленной проблематики исследования Елена Гяляшина обратила внимание на то, что широкой общественностью практически не замечаются такие процессы, как сокращение доброкачественной информации, перестановка акцентов с одних событий на другие, устранение противоречивой информации, отражающей разные точки зрения и толкования происходящего, или создание информационной неопределенности.

«Токсичная загрязнённость информационных потоков, тендензиозный отбор и пропагандистская подача новостных информационных материалов, подтасовка фактов, так же, как и «информационный голод» в первую очередь оказывает деструктивное массмедийное влияние на подрастающее поколение», – подчеркнула она.

«Фейковые новости чаще всего нацелены на определенную аудиторию, у которой сложились собственные установки. Новая медиа стала сетью эхокамер: интернет-пользователи, независимо от своей территориальной принадлежности, «потребляют» безальтернативный контент и еще более укрепляются в своих мировоззренческих установках, а все, что не согласуется с данными установками, игнорируется без какой-либо критики», – добавил Владимир Никишин.

Читайте также:  Какие компенсации получат матери-одиночки?

Ссылка, по которой вы перешли, могла быть повреждена, либо страница могла быть удалена.

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Адрес Института: 119002 Москва, Большой Николопесковский
пер., 12а стр.1

Учебно-методические пособия

Сборник пьес, инсценировок для школьных театров и перечень театральных постановок для совместного просмотра с детьми

Сборник №2 пьес, инсценировок для школьных театров

Внеурочная деятельность 1-4 кл

Внеурочная деятельность 5-7 кл

Внеурочная деятельность 7-9 кл

Внеурочная деятельность 9-11 кл

Культура и техника речи

Метод рекомендации в помощь руководителю

Организация школьного театра

Практикум основы актерского мастерства

Чем можно лечить коронавирус? Список лекарственных препаратов

Сразу отметим, что терапия коронавирусной инфекции должна соответствовать актуальным рекомендациям Минздрава и Всемирной организации здравоохранения. К советам из сторонних источников имеет смысл относиться с осторожностью: некоторые «чудодейственные» средства не только не помогают, но и, наоборот, делают людей более уязвимыми.

Лечение по протоколу

Программа лечения подбирается индивидуально для каждого пациента — с учетом степени тяжести заболевания, показаний и противопоказаний. Терапия тяжелобольных, как правило, проходит в стационаре и не всегда ограничивается одними лишь лекарствами. Если болезнь протекает в легкой или среднетяжелой форме, лечение коронавируса проходит на дому: пациент принимает препараты, назначенные врачом, придерживается постельного режима и избегает любых социальных контактов. Тем не менее даже при легком течении к болезни следует отнестись серьезно: правильно подобранная тактика лечения помогает предотвратить дальнейшее распространение вируса и позволяет избежать развития осложнений.

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Какие препараты принимают при лечении коронавируса?

Согласно официальным рекомендациям Минздрава, терапия коронавируса включает комплексное лечение: этиотропное, патогенетическое и симптоматическое. При необходимости врач также назначает пациенту антибиотики или антимикотики. Рассмотрим подробнее каждый элемент терапии.

Этиотропное лечение

Препараты, помогающие избавиться от коронавируса, могут включать следующие действующие вещества:

Патогенетическое лечение

Патогенетическое лечение направлено на коррекцию ненормальных процессов в организме, спровоцированных возбудителем. При коронавирусе нередко проводят противовоспалительную терапию, направленную на снижение иммунопатологических процессов. Могут применяться следующие препараты:

Как и при любой инфекции, при коронавирусе приходится бороться с интоксикацией и обеспечивать достаточное поступление жидкости в организм. При этом должны учитываться физиологические особенности пациента и выраженность явлений интоксикации.

Симптоматическая терапия

Для улучшения общего самочувствия и борьбы с отдельными симптомами принимают лекарства следующих групп:

Нужны ли при коронавирусе антибиотики?

Этот вопрос заслуживает отдельного обсуждения, так как многие пациенты начинают бесконтрольный прием антибактериальных препаратов, что приводит к формированию устойчивости микроорганизмов к данной группе лекарств. При коронавирусе препараты-антибиотики целесообразно принимать только пациентам с осложненной формой заболевания — когда к вирусной инфекции присоединилась бактериальная. При легком или среднетяжелом течении болезни использовать такие средства не имеет смысла. Антибактериальная терапия может включать средства на основе амоксициллина, в том числе в комбинации с клавулановой кислотой.

Витамины и микроэлементы

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Получать витамины и минералы можно с продуктами питания или фармацевтическими средствами, которые посоветует врач.

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Арбидол Максимум, капсулы 200 мг, 10 шт.

Профилактика и лечение у взрослых и детей с 12 лет: грипп А и В, другие ОРВИ.

Учитывая опасность коронавирусной инфекции, нужно избегать самолечения и при появлении первых симптомов вызывать врача. Чем раньше будет начата терапия, тем больше шансов на предотвращение серьезных осложнений заболевания.

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Вся информация, касающаяся здоровья и медицины, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

Учебно методическое пособие новая коронавирусная инфекция

Направления научной работы

Оцените статью