Тема 4. Органы государственной власти в городе москве

Тема 4. Органы государственной власти в городе москве pos gosuslugi

Председателем Мосгордумы является Владимир Михайлович Платонов.

История

Городская Дума в Москве, равно как и в других городах империи, была введена Жалованной грамотой в 1785 году. Дума состояла из городского головы и шести гласных, по одному от каждого из шести «разрядов» городского населения (в соответствии с рубриками городовой обывательской книги) и получила название шестигласная.

Главой городского отделения хозяйственного департамента МВД Николаем Милютиным было установлено деление на пять сословий:

  • потомственные дворяне, имеющие в городах недвижимое имущество или прикосновенные к хозяйственной городской жизни;
  • личные дворяне и разночинцы, то есть главным образом чиновники, а также ученые, художники, артисты и другие лица, не имевшие ни личного дворянства, ни почётного гражданства, но имеющие с ними равные права;
  • купцы;
  • мещане;
  • цеховые ремесленники, не принадлежащие к мещанам. К городскому обществу причислены иногородние лица, занимающиеся в столице торговлей, промыслами и ремеслами.

В первые 14 лет действия нового городового положения общая Дума собиралась только 17 раз, любой вопрос, даже собрание Думы требовал согласования генерал-губернатора, то есть и городовое положение 1846 года не оправдало ожиданий. Постепенно система городского управления в России пришла в состояние, которое современники охарактеризовали как нетерпимое.

В марте 1862 года император Александра II повелел «безотлагательно приступить к улучшению общественного управления во всех городах империи». 20 марта 1862 года Александр II утвердил представленное москвичами «Положение об общественном управлении города Москвы». Положение закрепляло новые принципы проведения выборов, организации и работы этого социального института.

Реформа городского самоуправления городов, и Москвы в том числе, заключалась в замене Шестигласной думы всесословной городской думой, как это было сделано в 1846 году в Санкт-Петербурге.

В отличие от городового положения 1846, в Общую думу избиралось 175 членов — по 35 человек от каждой из 5 сословных групп, установленных Городовым положением 1846. Распорядительная дума состояла из 10 членов — по 2 от каждой группы.

Всесословная городская дума (1863—1917)

10 апреля 1863 года в Москве начала свою деятельность Городская дума, сформированная из представителей пяти сословий. В думу вошло много титулованной знати, общественных деятелей и богатых купцов, что создавало благоприятные условия для сближения дворянства с буржуазными слоями. Однако в течение 1860-х руководство в думе принадлежало дворянам.

16 июня 1870 года Александр II утвердил Городовое положение, существенно расширявшее статус городских органов власти и устанавливавшее новые принципы формирования органов общественного управления. Были сформированы Городская дума и городская управа, во главе которых стоял городской голова, имевший V классный чин (статский советник). Выборы проводились по трем избирательным куриям на основе имущественного, а не сословного ценза.

Тема 4. Органы государственной власти в городе москве

Тема 4. Органы государственной власти в городе москве

Здание Московской городской думы в 1905 году. Сейчас в этом здании располагается Музей В. И. Ленина.

С 1890 года по инициативе выборного городского головы Москвы Н. А. Алексеева архитектор Д. Н. Чичагов строит на Воскресенской площади здание Московской городской думы. Строительство шло два года и в 1892 году Московская городская дума переехала в новое здание.

11 июня 1892 года императором Александром III утверждается новый Закон о Городовом положении, согласно которому в очередной раз был реорганизован порядок выборов: впервые образовывалась система территориальных избирательных округов, вводился личный имущественный ценз, основанный на владении недвижимостью. Структура органов городского самоуправления не изменилась, в Городскую думу на четыре года выбирались 160 гласных. Городской голова состоял теперь в IV классе (действительный статский советник).

15 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление об изменении принципов организации городского самоуправления и осуществлении городской реформы. В июле по окончании полномочий гласных последнего созыва прошли выборы в Городскую думу без учета имущественного, национального и полового признаков, то есть на началах всеобщего и равного избирательного права. Голосование проводилось не персонально шарами, а по партийным спискам. Вместе с тем гласные Думы перешли на оплачиваемую работу; наряду с должностью городского головы была учреждена должность председателя Думы. Среди двухсот думских гласных большинство (58 %) составили представители партии эсеров.

  • 1863—1865
  • 1866—1868
  • 1869—1872
  • 1873—1876
  • 1877—1880
  • 1881—1884
  • 1885—1888
  • 1889—1893
  • 1893—1896
  • 1897—1900
  • 1901—1904
  • 1905—1908
  • 1909—1912
  • 1913—1916
  • 1917—1917

Выборы в Московскую городскую думу I созыва состоялись 12 декабря 1993 года по мажоритарной системе. Она была сформирована в составе 35 депутатов по результатам свободных и прямых выборов.

В 1995 году был принят Устав города Москвы. Им был определён четырёхлетний срок полномочий депутатов городской Думы. Депутаты МГД первого-третьего созывов избирались по мажоритарной системе (только по одномандатным округам).

В 2001 году была избрана Московская городская дума III созыва. В неё прошли представители партий «Единство», «Отечество — Вся Россия», Союз правых сил, «Яблоко», независимые.

В Думе действовали фракции:

В развитие норм, содержащихся в Уставе города Москвы, Московской городской Думой III созыва были приняты Законы города Москвы «О Правительстве Москвы», «О статусе депутата Московской городской Думы», «О Московской городской избирательной комиссии», «О Контрольно-счетной палате города Москвы». В 2003 году принят Закон города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы».

6 июля 2005 года депутаты Московской городской Думы III созыва приняли новый закон «Избирательный кодекс города Москвы», отменив действие прежнего. В законодательство были внесены изменения. После них выборы депутатов проходили по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: 20 депутатов избирались по городскому избирательному округу из числа представителей политических партий, преодолевших барьер в 10 %, а 15 депутатов — по одномандатным округам (на каждого депутата в среднем приходилось около 460 000 избирателей). Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего городской список кандидатов, была увеличена до 100 млн рублей, а кандидата в депутаты Мосгордумы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, — до 9 миллионов рублей. Ради увеличения количества голосов, набранных кандидатами, из избирательных бюллетеней была исключена позиция «против всех кандидатов».

4 декабря 2005 состоялись выборы Московскую городскую думу IV созыва. Многие эксперты называли эти выборы «генеральной репетицией» перед выборами 2007 года в Государственную думу.

В избирательные бюллетени изначально были включены десять партий. Три партии — КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР — были зарегистрированы по «парламентской льготе», дающей право представленным в Госдуме партиям не собирать подписи и не вносить залог. Еще четыре — «Народная воля», Партия жизни, «Родина» (вычеркнутая из бюллетеней незадолго до дня выборов из-за ролика «Очистим Москву от мусора», признанного разжигающим межнациональную рознь) и «Яблоко», объединившее список с Союзом правых сил — внесли избирательный залог в размере 15 миллионов рублей. Подписи были у Партии зелёных, «Свободной России» и СДПР.

Первое место в голосовании по партийным спискам заняла «Единая Россия», получившая 47,25 % голосов (13 мест). 10-процентный барьер преодолели ещё две партии — КПРФ (16,75 %, 4 места) и Объединённые демократы, участвовавшие в выборах под флагом «Яблока» (11,11 %, 3 места).

Читайте также:  Пособия по старым и новым правилам

Не прошли 10 % барьер:

Единороссы также победили во всех 15 одномандатных округах. Таким образом, «Единая Россия» получила 28 мест из 35.

Для КПРФ это лучший результат в Москве. Ранее на думских выборах КПРФ получала здесь:

Успеху КПРФ могло способствовать отстранение от участия в выборах «Родины».

18 января 2006 Мосгордума утвердила председателей своих 15 рабочих комиссий. 14 из них возглавили представители фракции «Единая Россия». Лишь один председательский пост (комиссия по науке и образованию) достался представителю «Яблока» Евгению Бунимовичу.

В феврале 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, предусматривающий отмену избирательного залога на выборах.

20 мая 2009 года на заседании Московской городской Думы был принят Закон города «О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва». Количество депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, увеличилось с 15 до 17 человек.

Московская городская Дума

Московская городская дума (Мосгордума, МГД) — законодательное собрание города Москвы. Численность составляет 35 депутатов. С 1993 по 2001 избиралась по одномандатным округам. С 2005 20 депутатов избираются по партийным спискам, а 15 — по одномандатным округам.

Статус и полномочия Мосгордумы определяются Уставом города Москвы, а порядок избрания — Избирательным кодексом г. Москвы.

  • 1890—1892  — по инициативе выборного городского головы Москвы Н. А. Алексеева архитектор Д. Н. Чичагов строит на Воскресенской площади здание Московской Городской Думы.
  • 1892—1917 — в здании располагается центр городского самоуправления (Московская Городская Дума).
  • МГД I созыва избрана в 1993, II созыва — в 1997, III созыва — в 2001.
  • В 2001 в Московскую городскую думу прошли представители партий «Единство», «Отечество — Вся Россия», Союз правых сил, «Яблоко», независимые.

4 декабря 2005 прошли очередные выборы депутатов Мосгордумы. Многие эксперты называли эти выборы «генеральной репетицией» перед предстоящими в 2007 году выборами в Государственную думу.

В избирательные бюллетени изначально были включены десять партий. Три партии — КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР — были зарегистрированы по «парламентской льготе», дающей право представленным в Госдуме партиям не собирать подписи и не вносить залог. Еще четыре — «Народная воля», Партия жизни, «Родина» (вычеркнутая из бюллетеней незадолго до дня выборов из-за ролика «Очистим Москву от мусора», признанного разжигающим межнациональную рознь) и «Яблоко», объединившее список с Союзом правых сил — внесли избирательный залог в размере 15 миллионов рублей. Подписи были у Партии зеленых, «Свободной России» и СДПР.

Первое место в голосовании по партийным спискам заняла «Единая Россия», получившая 47,25 % голосов (13 мест). 10-процентный барьер преодолели ещё две партии — КПРФ (16,75 %, 4 места) и Объединённые демократы, участвовавшие в выборах под флагом «Яблока» (11,11 %, 3 места).

Таким образом, «Единая Россия» будет располагать в Мосгордуме 28 местами из 35.

Для КПРФ это самый лучший результат в Москве. Ранее на думских выборах КПРФ получала здесь:

.
.

Смотреть что такое “Московская городская Дума” в других словарях

Правовую
основу организации и деятельности
Московской городской Думы образуют:

1)
Федеральный закон “Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации” (глава 2);

2)
Устав Москвы (ст. 5 гл. 6 “Законодательная
власть города Москвы);

3)
Закон Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 “О
правовых актах города Москвы”;

4)
Закон города Москвы от 14 декабря 2001 г.
N 70 “О законах города Москвы и
постановлениях Московской городской
Думы”;

5)
Постановление Московской городской
Думы от 16 ноября 2005 г. N 320 “О Регламенте
Московской городской Думы”;

6)
Постановление Московской городской
Думы от 21 октября 2009 г. N 3 “О структуре
Московской городской Думы”;

7)
Постановление Московской городской
Думы от 19 апреля 2006 г. N 120 “Об утверждении
Положения о комиссиях Московской
городской Думы”;

8)
Постановление Московской городской
Думы от 27 ноября 2002 г. N 325 “О Положении
об аппарате Московской городской Думы”;

9)
Постановление Московской городской
Думы от 17 января 2001 г. N 6 “Об утверждении
Регламента совместного заседания
Московской городской Думы и Московской
областной Думы”;

10)
Постановление Московской городской
Думы от 27 сентября 2006 г. N 265 “О Молодежной
палате при Московской городской Думе”;

11)
Постановление Московской городской
Думы от 28 июня 2006 г. N 210 “О типовом
положении об экспертном совете и
экспертной группе”;

12)
Приказ руководителя аппарата Московской
городской Думы от 14 июля 2006 г. N 35-по “Об
утверждении административного регламента
аппарата Московской городской Думы”.

Московская
городская Дума
– а) постоянно действующий б) высший и
единственный законодательный в)
(представительный) орган государственной
власти города Москвы. В этом определении
заложены основные правовые, статусные
характеристики Московской городской
Думы:


постоянно действующий орган: формируемый
бессрочно или на определенный срок
(срок полномочий Думы в настоящее время
составляет 5 лет), по истечении которого
орган формируется в новом составе, а не
прекращает свое существование (в отличие
от временных органов, для выполнения
какой-либо конкретной задачи);


высший и единственный законодательный
орган: основное назначение – принятие
законов, однако это не означает, что
данная функция для Думы единственная;


представительный орган: выборный –
состоящий из депутатов, избираемых
населением непосредственно.

Состав
и структура Московской городской Думы.
В состав Думы входит 35 депутатов,
избираемых населением непосредственно:
18 чел. – по пропорциональной системе (по
партийным спискам), 17 – по мажоритарной
системе.

Московская
городская Дума является однопалатным
органом.

На
постоянной основе в Думе работают все
депутаты.

Структуру
Московской городской Думы образуют:

1)
Председатель и его заместители;

2)
комиссии Московской городской Думы;

Председатель
Московской городской Думы – лицо,
возглавляющее деятельность Московской
городской Думы. К его функциям относятся:

а)
представительские – действует от имени
Думы без доверенности:


подписывает постановления, заявления,
обращения и другие документы Московской
городской Думы, в т.ч. исковые заявления,
направляемые в суды;


вправе выступать в суде от имени Думы;


выступает в отношениях с другими
государственными и общественными
органами от имени Думы;

б)
внутриорганизационные – организация
работы Думы:


отвечает за подготовку заседаний
Московской городской Думы, в т.ч.
составляет проект повестки, вносит
вопросы на рассмотрение Думы;


ведет заседания Московской городской
Думы как председательствующий;


созывает внеочередные заседания
Московской городской Думы;


дает поручения своим заместителям;


направляет депутатам и в аппарат Думы
служебную корреспонденцию и обращения.

Председатель
избирается на срок полномочий Думы из
числа депутатов по предложениям групп
депутатов тайным голосованием большинством
голосов от установленного числа депутатов
Думы.

Досрочное
прекращение полномочий председателя
возможно в случаях:

б)
выражения недоверия депутатами – по
инициативе группы депутатов не менее
5 человек, путем тайного голосования,
простым большинством от установленного
числа депутатов.

Читайте также:  Сколько я могу получить в качестве пособия на ребенка до 3-х лет?

Заместители
председателя – лица, выполняющие
полномочия председателя в его отсутствие
и поручения председателя. Их количество
не установлено и может меняться по
решению Думы.

Комиссии
Московской городской Думы – постоянные
структурные подразделения Думы,
образуемые постановлением Думы на срок
полномочий депутатов очередного созыва.
Перечень комиссий определяется для
каждого состава Думы ее решением
(постановлением). Единственная комиссия,
отраженная в Регламенте в качестве
формируемой в каждом составе Думы, –
комиссия по организации работы Думы
(ее возглавляет председатель Московской
городской Думы).

Состав
комиссий определяется постановлением
Московской городской Думы в следующем
порядке:

а)
председатель – избирается большинством
голосов от числа членов комиссии и
утверждается Думой либо по предложению
комиссии избирается Думой из числа
представленных комиссией кандидатур;
результаты утверждения (выборов)
председателя комиссии оформляются
постановлением Думы;

б)
заместитель председателя – факультативная
должность, учреждаемая по решению
комиссии в том же порядке, что и
председатель комиссии;

в)
члены комиссии – по заявлениям депутатов
решением Думы.

Рабочие
группы – временные структурные
подразделения Думы. Рабочие группы
образуются для подготовки проектов
правовых актов, а также для подготовки
иных вопросов, относящихся к ведению
Думы. Рабочие группы образуются и
упраздняются протокольными решениями
Думы.

В
Думе действуют также добровольные
депутатские объединения:

Фракция
– это депутатское объединение,
сформированное из депутатов, принадлежащих
к одному избирательному объединению,
на основании решения руководящего
органа этого объединения. Фракции
являются условно добровольными
объединениями, т.к. Федеральным законом
от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ было введено
обязательное формирование фракций как
депутатских объединений тех политических
партий, от которых избран список
депутатов, а также обязанность депутата
входить во фракцию той партии, по спискам
которой он был избран с установлением
ответственности в виде прекращения
депутатских полномочий в случае выхода
из партии или фракции.

Депутатские
объединения не являются структурными
подразделениями Думы, т.к. не осуществляют
исполнение полномочий Думы.

Аппарат
Московской городской Думы также не
входит в структуру Думы, а является
отдельным, постоянно действующим
государственным органом, осуществляющим
организационное, правовое, аналитическое,
информационное, документационное,
материально-техническое,
финансово-экономическое, хозяйственное
и иное обеспечение деятельности
Московской городской Думы, в т.ч.:


разрабатывает проекты планов Думы;


проводит экспертизу проектов правовых
актов и документов, поступающих в
Московскую городскую Думу;


осуществляет права юридического лица,
использует гербовую печать Московской
городской Думы;


осуществляет архивное хранение
документов;


обеспечивает делопроизводство в
Московской городской Думе;


осуществляет организацию контроля и
проверки исполнения правовых актов
Думы;


осуществляет информационно-справочное,
аналитическое, информационно-технологическое
и программное обеспечение деятельности
Думы;


осуществляет издательскую деятельность,
в том числе подготовку и выпуск
официального издания Думы “Ведомости
Московской городской Думы”;


организует прием посетителей, в том
числе депутатами Думы;


готовит аналитические материалы;


организует медицинское, санаторно-курортное,
транспортное обслуживание депутатов,
расходование денежных средств в
соответствии с выделенными ассигнованиями,
организует бухгалтерский учет и
отчетность.

Руководитель
аппарата назначается большинством
голосов от числа избранных депутатов
Думы. Полномочия руководителя аппарата
заключаются в следующем:


является распорядителем кредитов;


без доверенности представляет Думу в
отношениях со всеми государственными
органами, организациями и гражданами;


заключает договоры от имени Думы;


представляет Думу в суде (арбитражном
суде);


руководит деятельностью аппарата Думы,
обеспечивает взаимодействие аппарата
Думы с другими организациями, координирует
работу по смежным и комплексным вопросам;


представляет на утверждение Думы проект
сметы расходов и исполняет утвержденную
Думой смету расходов Думы;


утверждает штатное расписание аппарата
в пределах, установленных Думой;


утверждает служебный распорядок
аппарата, инструкции по соблюдению
правил режима в зданиях и помещениях
Думы, принимает меры к поддержанию и
соблюдению служебной дисциплины, издает
приказы и поручения по всем вопросам
деятельности аппарата;


является представителем нанимателя –
решает вопросы приема, увольнения,
повышения квалификации гражданских
служащих в аппарате, в том числе в
отношении помощников (советников)
депутата по представлению депутата.

Первый
заместитель и заместитель руководителя
аппарата, а также другие служащие
Аппарата назначаются руководителем.

Аппарат
Московской городской Думы имеет следующую
структуру:

1)
организационное управление – организационное
обеспечение заседаний, комиссий;

2)
государственно-правовое управление –
экспертиза, правовое сопровождение;

4)
управление по связям с общественностью
и средствами массовой информации
(пресс-центр Думы) – распространение
официальной информации;

5)
управление по обеспечению деятельности
Думы – материально-техническое и
социально-бытовое обеспечение деятельности
Думы, депутатов, их помощников (советников),
гражданских служащих в Аппарате;

6)
отдел руководителя аппарата – подготовка
проектов его актов, контроль поручений
и т.п.;

7)
управление государственной гражданской
службы и кадров – подготовка назначений,
ведение трудовых книжек и личных дел и
т.п.;

8)
отдел документационного обеспечения
– ведение делопроизводства, прием, учет,
доставка и отправка документов, архивное
хранение дел;

9)
отдел бухгалтерского учета и отчетности;

10)
приемная Думы – ведет регистрацию и учет
обращений граждан, организует прием
посетителей, анализирует характер и
содержание обращений граждан, готовит
соответствующие информационно-аналитические
материалы;

11)
аппараты фракций – обеспечение деятельности
фракций;

12)
помощники (советники) депутатов;

13)
группа по обеспечению деятельности
председателя Московской городской Думы
(секретариат председателя Думы).

Срок
полномочий
Московской городской Думы составляет
5 лет. Днем окончания срока и датой
проведения новых выборов является
второе воскресенье октября года, в
котором истекает срок полномочий
Московской городской Думы.

Полномочия
Думы могут быть прекращены досрочно в
следующих случаях:

1)
самороспуск – в порядке, предусмотренном
законом Москвы (однако до настоящего
времени такого закона нет);

2)
роспуск мэром Москвы в связи с принятием
Думой закона города Москвы или
постановления Московской городской
Думы, противоречащего Конституции РФ,
федеральным законам, принятым по
предметам ведения РФ и предметам
совместного ведения РФ и города Москвы,
Уставу Москвы, если такие противоречия
установлены соответствующим судом и
Дума не устранила их в течение 6 месяцев
(или другого установленного судом срока)
со дня вступления в силу судебного
решения;

3)
вступление в силу решения Мосгорсуда
о неправомочности данного состава
депутатов Московской городской Думы,
в том числе в связи со сложением депутатами
своих полномочий;

4)
роспуск Московской городской Думы
Президентом РФ – это возможно по двум
основаниям:

а)
принятие Думой нормативного правового
акта, не соответствующего федеральному
законодательству или Уставу города,
если такие противоречия установлены
судом и Дума не устранила противоречия
в течение 6 месяцев (или другого
установленного судом срока), в результате
чего были созданы препятствия для
реализации закрепленных Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами и федеральными законами
полномочий федеральных органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, нарушены права и свободы
человека и гражданина, права и охраняемые
законом интересы юридических лиц. При
наличии этих обстоятельств Московской
городской Думе выносится предупреждение
указом Президента РФ, и если в течение
3 месяцев после предупреждения Дума
по-прежнему не принимает мер по исполнению
решения суда, то Президент вправе
распустить ее;

Читайте также:  Как использовать, какой универсальный wot

б)
двукратное непринятие положительного
решения (решения о наделении полномочиями
мэра Москвы) по кандидатуре, внесенной
Президентом РФ, т.е. принятие решения
об отклонении кандидатуры или непринятие
никакого решения. В этом случае Президент
РФ проводит консультации с Московской
городской Думой в течение 1 месяца, по
результатам которых принимает решение
о внесении кандидатуры в третий раз
либо о роспуске Думе.

Полномочия
Московской городской Думы
можно подразделить на несколько групп:

а)
законотворческие – принятие Устава
города, законов города, в т.ч.:


принятие бюджета Москвы и утверждение
отчета о его исполнении;


установление налогов и сборов;


утверждение заключения и расторжения
договоров и соглашений города Москвы;

б)
Принятие иных решений по вопросам
городского значения (постановлениями
Московской городской Думы):


назначение городского референдума,
выборов в Московскую городскую Думу;


заключение соглашений с органами
законодательной (представительной)
власти других субъектов РФ и иностранных
государств;


утверждение соглашения об изменении
границ Москвы;


толкование законов Москвы;


награждение Почетным знаком “За
заслуги в развитии законодательства и
парламентаризма” и званием “Почетный
гражданин Москвы”, а также Почетной
грамотой МГД и Почетным дипломом МГД;


утверждение перечня произведений
монументально-декоративного искусства
городского значения (памятники и пр.);

в)
участие в формировании других городских
органов власти:


принятие решения о наделении гражданина
РФ по представлению Президента РФ
полномочиями мэра Москвы;


участие в формировании избирательных
комиссий – Мосгоризбиркома;


назначение на должность и освобождение
от должности Уполномоченного по правам
ребенка в городе Москве;


назначение мировых судей (по представлению
председателя Мосгорсуда);


назначение Председателя Контрольно-счетной
палаты Москвы, его заместителя, аудиторов
Контрольно-счетной палаты Москвы и
освобождение их от должности;


назначение по представлению мэра Москвы
судей Уставного суда города Москвы;

г)
представление интересов Москвы на
федеральном уровне:

1)
участие в федеральном законодательном
процессе:


право законодательной инициативы в
Государственной Думе РФ;


согласование федеральных законов по
предметам совместного ведения;

2)
участие в формировании федеральных
органов государственной власти:


избрание представителя от Московской
городской Думы в Совете Федерации;


согласование назначения представителя
от исполнительного органа государственной
власти города Москвы в Совете Федерации;


согласование назначения прокурора
города Москвы;

3)
направление в Конституционный Суд РФ
запроса о проверке конституционности
федеральных и региональных нормативных
правовых актов, договоров о разграничении
предметов ведения и не вступивших в
силу международных договоров;


исполнением бюджета субъекта РФ, бюджетов
территориальных государственных
внебюджетных фондов;


соблюдением установленного порядка
распоряжения собственностью субъекта
РФ.

Формами
контроля Московской городской Думы
являются:

1)
депутатский запрос – обращения к органам
исполнительной власти, местного
самоуправления, организациям, должностным
лицам о предоставлении информации или
о допущенных нарушениях;

2)
обращение к правительству Москвы с
предложением отмены, изменения и
дополнения принятых им нормативных
правовых актов;

3)
присутствие на заседаниях правительства
Москвы, выступление, внесение предложений;

4)
выражение недоверия мэру Москвы в
случаях издания незаконных актов, иных
грубых нарушений законодательства,
повлекших массовое нарушение прав и
свобод граждан, ненадлежащего исполнения
обязанностей осуществляется по решению
2/3 от общего числа депутатов;

5)
предварительный, текущий и последующий
бюджетный контроль;

6)
проведение проверок и депутатских
расследований.

Московская
городская Дума правомочна при наличии
в ее составе 2/3 от установленного (т.е.
общего – 35) числа депутатов.

Формой
работы Думы являются заседания. Очередные
заседания проводятся еженедельно по
средам (кроме летних и зимних каникул),
внеочередные – по решению Московской
городской Думы или председателя, по
мере необходимости. Утреннее заседание
длится с 10 часов 00 минут до 12 часов 30
минут, дневное заседание – с 14 часов 30
минут до 17 часов 00 минут.

Заседания
Думы могут быть:


открытыми – с широким присутствием
работников госорганов и журналистов;


закрытыми – по решению Думы, с ограниченным
присутствием третьих лиц (мэр Москвы,
председатель Мосгорсуда, председатель
Арбитражного суда Москвы, председатель
Уставного суда Москвы, прокурор Москвы,
член Совета Федерации от МГД, а также
приглашенные Думой лица).

Заседания
Думы правомочны при участии в них не
менее 1/2 от установленного числа
депутатов.

В
Московской городской Думе применяются
различные виды голосований, которые
можно классифицировать следующим
образом:

1)
по степени огласки:


тайное – с использованием бюллетеней
для тайного голосования;


открытое – а) с использованием
автоматизированной системы подсчета
голосов или б) при помощи информационно-счетной
группы (поименное голосование) – с
использованием бланков поименного
голосования путем опроса депутатов,
участвующих в заседании Думы;

2)
по правам голосующего:


“мягкое” – право голосовать за
каждый из вариантов голосования;


“жесткое” – право голосовать только
за один из вариантов голосования.


справочное – не может служить основанием
для принятия каких-либо решений и носит
информационный характер (предусмотрено
при голосовании альтернативных проектов).

Правовыми
актами, принимаемыми Московской городской
Думой, являются:

1)
законы Москвы – нормативные правовые
акты, принимаемые Московской городской
Думой либо на референдуме города Москвы
в целях регулирования наиболее значимых
общественных отношений;

2)
постановления Думы – решения
организационно-распорядительного
характера по вопросам, отнесенным
Конституцией РФ, федеральными законами
к ведению законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов
РФ, а также по вопросам, отнесенным к
ведению Думы Уставом города Москвы и
иными законами города Москвы.

К
документам, принимаемых Думой, также
относятся:


заявления Думы – акты, не носящие
нормативного характера, выражающие
позицию Думы по вопросам, не относящимся
к организации ее работы;


обращения Думы – акты, содержащие
предложения, рекомендации, призывы и
т.д., адресуемые конкретным лицам и (или)
органам.

Кроме
того, Дума принимает протокольные
решения по ряду вопросов, например:

1)
о принятии проекта постановления,
заявления, обращения Думы в первом
чтении;

2)
о принятии поправок к проекту документа;

3)
о председательствующем на заседании;

4)
об изменении повестки дня заседаний
Думы;

5)
о продлении времени заседания;

6)
о поручениях Думы структурным
подразделениям Думы и Руководителю
аппарата по вопросам их компетенции
(если указанные поручения не оформлены
правовыми актами);

7)
о процедурах голосования;

8)
об утверждении протокола о результатах
тайного голосования в случае, если хотя
бы один член счетной комиссии выражает
в протоколе особое мнение;

9)
о поручениях Думы члену Совета Федерации
– представителю от Московской городской
Думы;

10)
о приглашении лица, подписавшего ответ
на депутатский запрос, на заседание
Думы для предоставления необходимых
разъяснений по существу запроса в
порядке, установленном законодательными
актами города Москвы;

11)
об увеличении времени выступления;

12)
о проведении дебатов по порядку ведения
заседания Думы;

13)
о продлении времени прений;

14)
о дальнейшей работе над поправками
после окончания одного часа рассмотрения
поправок;

15)
о замене докладчика.

Оцените статью