Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано? pos gosuslugi

Новосибирск — третий по численности населения и тринадцатый по площади город РФ, основанный в 1893 году и получивший статус «столицы Сибири». В будущем в Новосибирске построят 5 линий метро.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Население Новосибирска: 1,7 млн. человек
Пассажиропоток: 250-300 тыс. пассажиров в сутки
Общая протяженность линий: 16 км
Число станций: 13
Число линий: 2
Дата открытия: 7 января 1986 г.

Новосибирск – третий по численности населения город в Российской Федерации, расположенный на берегах реки Обь и ее притоков. Культурный, промышленный и научный центр Сибирского региона с хорошо развитой транспортной инфраструктурой, включающей железнодорожное, водное, воздушное и автомобильное сообщение.

Новосибирск обладает современной системой городского общественного транспорта: пассажиры могут воспользоваться услугами трамвая, троллейбуса, автобуса, маршрутного такси и даже  метрополитена. В автобусах, курсирующих на городских маршрутах, установлена система  «ГЛОНАСС», позволяющая отслеживать точное время прибытия на нужную остановку. Однако удовольствие это не бесплатное – стоимость услуги составляет 7,5 рублей в день.

Новосибирск – первый и единственный город в Сибири и за Уралом, в котором было построено метро. Запуск состоялся в декабре 1985 года. В некотором смысле Новосибирский метрополитен является рекордсменом: крытый 2-километровый метромост через реку Обь признан самым протяженным метромостом в мире.

Логотип Новосибирского метрополитена – красная печатная буква «М» в синем полукруге, символизирующем тоннель

Вопросами эксплуатации подземной железной дороги в «столице Сибири» занимается государственная компания МУП «Новосибирский метрополитен».

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Жители Новосибирска с нетерпением ждут запуск новой станции метрополитена. С 2020 года уже несколько раз переносили торжественное открытие, а сейчас ввод объекта отложен на неопределенное время. Почему заказчик искусственно затягивает сроки сдачи важнейшего объекта и не продлевает срок выполнения работ подрядчику по контракту?

С конца 2019 года все работы по строительству станции «Спортивная» производились ООО «СпецТрансСтрой». Заказчик контракта муниципальное предприятие города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (МП «Метро МиР») согласно проектной документации разделил строительство станции метрополитена на 4 этапа – 4 муниципальных контракта.

Первые три этапа ООО «СпецТрансСтрой» выполнены, а с января 2022 года идет четвертый, заключительный этап, включающий обустройство новой станции, пусконаладку и т. д. Практически весь объем работ на «Спортивной» выполнен, но подрядчик не сможет сдать объект заказчику из-за отсутствия документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы касаемо внесенных изменений в ранее выданную проектную документацию. Без этой процедуры станцию не смогут сдать в эксплуатацию. Об этом ООО «СпецТрансСтрой» неоднократно сообщало заказчику.

В процессе выполнения работ по контракту возникла необходимость корректировки проектной и технической документации, при этом изменения существенным образом отличались от проектных. Кроме того, часть проектной документации (утвержденной строительной экспертизой еще в 2018 году) была изменена в соответствии с современными требованиями. Эти изменения должны были пройти экспертизу в силу прямого указания закона. Провести все необходимые процедуры должны были проектировщик и заказчик. При этом изменения, внесенные в проект непосредственно заказчиком, до настоящего времени не получили положительного заключения государственной экспертизы.

Тем временем за неисполнение сроков контракта ООО «СпецТрансСтрой» подвергается проверкам прокуратуры, а также вынесено решение о наложении административного штрафа за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 миллиона рублей. Размер штрафа определен исходя из суммы не исполненных обязательств.

В свою очередь, генеральный директор ООО «СпецТрансСтрой» Сергей Арапов объясняет неисполнение сроков контракта рядом причин, на которые подрядчик не мог повлиять.

«Это санкции, политическая обстановка, и уход многих производителей оборудования, предусмотренного в рамках реализации проекта, с российского рынка. Мы нашли варианты совмещения текущего проектного оборудования с российским ПО, нашли отечественных производителей для замены проектного оборудования, поставили его. По крупицам собирали у поставщиков оборудование, многое из которого производят только в Европе, а в России на складах его не было в нужных объемах. Под эти замены приходилось практически полностью перерабатывать проекты, сметную документацию, пересогласовывать ее с заказчиком и направлять в производство работ. И на это, чтобы устранить замечания и совместить системы, согласования занимали не одну неделю», – отметил Сергей Арапов.

При этом самостоятельная замена подрядчиком оборудования, предусмотренного контрактом, прошедшего экспертизу и снятого с производства, действующим законодательством не предусмотрена.

В 2022 году на сессии Законодательного собрания Новосибирской области депутатами принято решение о выделении дополнительных денежных средств на строительство станции «Спортивная», а в октябре 2022 года решением Совета депутатов города Новосибирска денежные средства доведены на объект. В конце 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть подписал распоряжение об увеличении цены контракта, а также приняли решение продлить срок действия муниципального контракта – подготовить дополнительное соглашение на продление срока выполнения работ.

«Мы не раз обращались в адрес заказчика с предложением подписания дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ. В настоящее время заказчик обязанность по продлению сроков выполнения работ не выполнил и соглашение не заключил. Сейчас нам вынесено решение о наложении административного штрафа за неисполнение сроков контракта в объеме 13,5 млн рублей. Мы планируем обжаловать решение суда и надеемся, что к нам не будут применять радикальные штрафные санкции, которые могут оказаться фатальными», – уточнил Сергей Арапов.

Отметим, что ООО «СпецТрансСтрой» является генеральным подрядчиком по строительству многих социально значимых объектов в городе Новосибирске и Новосибирской области, которые финансируются из федерального и муниципального бюджетов, контроль за строительством осуществляется правительством РФ в рамках исполнения национальных проектов, а бездействие заказчика по строительству станции «Спортивная» может привести к банкротству ООО «СпецТрансСтрой», а также к расторжению действующих контрактов – к срыву сроков строительства, сдачи в эксплуатацию социально-значимых объектов в регионе.

Читайте также:  Код ошибки edo 400 Код ошибки отправителя приглашения не зарегистрирован в АО

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников анонсировал изменение подхода к строительству новых станций метро в Новосибирске. Он выразил сомнение, что экспертиза согласует ту проектно-сметную документацию к продлению Дзержинской линии, которую уже который год готовит мэрия. 

Новосибирск предпринимает новые попытки воскресить строительство Дзержинской линии метро. В конце ноября мэрия объявила о продлении отбора получателей субсидии на разработку проектно-сметной документации для нее (при том, что ранее в мэрии говорили, что ПСД давно готова). Затем эту информацию с сайта удалили. При этом саму необходимость вновь тратиться на разработанную много лет назад документацию власти объяснили Сибкрай.ru растущими ценами, так как положительное заключение государственной экспертизы было получено в 2013 году

В пятницу, 16 декабря, на итоговой пресс-конференции губернатор Новосибирской области Андрей Травников сообщил, что не располагает информацией о текущем статусе проекта мэрии Новосибирска по продлению Дзержинской ветки метро.

«У меня новостей нет, поэтому можете обратиться к тому, кто называл эти сроки. Мое мнение – документации на данный момент нет. И в ближайшее время никакого положительного заключения экспертизы ждать и не следует, – сказал он. – Я со своей стороны могу сказать: вот завершим большой комплекс работ по ЛДС, по станции метро «Спортивная», и после этого будет определенное кардинальное решение по развитию метро в Новосибирске».

В публичном пространстве уже начали звучать предложения передать строительство новых станций метро под юрисдикцию области. Возможно, губернатор говорил именно об этом.

Напомним, Джержинская линия Новосибирского метрополитена может претендовать на звание «самой длительно-обсуждаемой» в мире. В 2013 году над проектом строительства участка её продления занималось ООО «Красноярскметропроект». В октябре 2013 года проектировщика оштрафовали на 7 миллионов рублей за срыв сроков и некачественную работу. В августе 2017 года городские власти вспомнили о проекте и даже заявили, что нашли инвестора. В феврале 2019 года руководитель транспортного департамента мэрии Роман Дронов сообщил, что проект достройки линии не одобрен Главгосэкспертизой. Он уверил, что ПСД была актуализирована, но не получила положительного заключения. Этот провал в мэрии объяснили технической ошибкой при отправке документов – был загружен отсканированный вариант в PDF, а нужно было разработать его в специальной программе и только после этого загружать (требования существуют с начала 2017 года). Власти продолжили выкручиваться  – на тот момент глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик заявлял, что проектировщик давно уже умер и спросить не у кого. Однако Сибкрай.ru отыскал проектную организацию из Красноярска, у которой в архиве вся документация сохранилась. Но новосибирская мэрия к этой компании даже не обращалась. Кстати, проектировщик оказался вполне себе живым.

Почти весь прошлый год губернатор Травников спрашивал у мэра Локтя о подготовке документов на новые станции метро для экспертизы. Еще 12 июля 2021 года на оперативном совещании в правительстве мэр обещал в ближайшее время предоставить ПСД губернатору. «Документация готова, находится на экспертизе», – сказал тогда мэр. А на следующий день, после того как мэр публично сообщил, что ПСД на экспертизе, Главгосэкспертиза России ответила на запрос Сибкрай.ru и пояснила, что документы от мэрии Новосибирска даже не поступали.

В сентябре 2021 года мэр рассказал, что ведет тайные переговоры по строительству метро. И в это же время стало известно, что федеральные деньги будут выделены на эти цели Нижнему Новгороду, Челябинску и Красноярску. Активизировать переговоры в мэрии обещали после сдачи станции метро «Спортивная».

В конце декабря 2021 года глава региона сообщил, что уже полгода ждет обещанную Локтем проектно-сметную документацию на метро, ведь без документов невозможно получить федеральное финансирование. Мэр же в ответ заявил, что без федерального финансирования у него не принимают ПСД на экспертизу. С декабря ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Разве, что Александр Мысик сообщил, что документы подготовлены, а губернатор это в очередной раз опроверг.

В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников константировал, что проектно-сметная документация для строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова, несмотря на заявления городских чиновников об обратном.

«Что я могу сказать: не прошло и три года. Так? Я уже ничего не могу подтвердить из того, что говорят Мысик и мэр. Вы с этим вопросом к нему обратитесь. Я знаю, что документации нет», – ответил Андрей Травников на вопрос Сибкрай.ru. В тот же день мэр Локоть сообщил, что «работа ведется и находится под контролем».

По данным на октябрь 2021 году, общая стоимость продления Дзержинской линии составила 25,3 миллиарда рублей. К середине 2022 года сумма, по оценкам мэра Локтя, возросла до 26-27 миллиардов рублей. Потуги новосибирских властей по продлению метро нашли отражение в заметке сатирического издания «Панорама», которое рекомендовало мэрии взять микрокредит под 720% годовых на новую станцию. Достройка Дзержинской линии метрополитена – одна из тупиковых тем для новосибирской мэрии. И, ввиду отсутствия альтернатив, решение с привлечением микрокредита чиновникам обязательно следует оценить.

Читайте также:  Подтверждение через есиа

Отметим, что в июле 2022 года министерство строительства России опубликовало рейтинг уровня цифровизации городского хозяйства регионов за 2021 год. Новосибирск в интеллектуальном рейтинге среди крупнейших городов занял последнее 15-е место (34,6 балла). Чиновники мэрии такой низкий интеллектуальный коэффициент объяснили «глупостью начальников департаментов».

Время работы

Новосибирский метрополитен открыт для пассажиров ежедневно с 06:00 до 24:00. Подробнее о режиме работы станций можно узнать на официальном сайте Новосибирского метрополитена.

Интервалы движения поездов в час пик составляют 3 минуты. Рано утром, поздно вечером и в выходные дни они увеличиваются до 13 минут.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

В Новосибирском метро заблудиться крайне сложно – хотя бы по причине его скромных размеров. На каждой станции имеется схема метрополитена, наложенная на план города. Названия улиц и станций дублируются на русском и английском языках.

Стоимость проезда

Оплатить поездку в Новосибирском метро можно с помощью жетона или пластиковой карты.

Стоимость проезда и провоза одного места ручной клади по жетону: 20 рублей. Столько же стоит проезд по «Единой транспортной карте» и «Мобильному билету». В последнее время упорно ходят слухи о предстоящем увеличении стоимости проезда до 28 рублей. Однако официально эта информация пока не подтверждена.

Также можно оплатить поездку банковской картой MasterCard, приложив ее непосредственно к турникету. В этом случае стоимость проезда составит те же 20 рублей. Льготные категории граждан могут осуществлять поездки по «Дисконтной социальной карте», «Карте школьника» и «Карте студента». Подробнее о тарифах можно узнать на сайте МУП «Новосибирский метрополитен».

Как и в других метрополитенах на территории РФ, дети до 7 лет могут проехать бесплатно. При возникновении сомнения относительно возраста ребенка вас попросят предъявить свидетельство о рождении.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Городской транспорт Новосибирска

Крупный культурный, промышленный и научный центр. Через Новосибирск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Железнодорожный вокзал «Новосибирск — Главный» является одним из крупнейший в России. В Новосибирске развит водный и автомобильный транспорт, работает аэропорт. Система городского общественного транспорта включает автобус, троллейбус,трамвай и метрополитен. Несмотря на то, что Новосибирский метрополитен имеет всего 2 линии (Ленинскую и Дзержинскую), по объемам перевозок он занимает 3-е место по России (после Москвы и Санкт-Петербурга).

Пассажиропоток в метро составляет свыше 15% общего объема внутригородских перевозок и превышает 250-300 тыс. человек в сутки.

Особенности Новосибирского метрополитена

Метрополитен в Новосибирске – неглубокого заложения. Походка тоннелей велась щитовым способом на территории плотной городской застройки.Все станции сооружены открытым способом – с откопкой котлована. Возможность неглубокого заложения тоннелей и станций обусловлено благоприятными инженерно-геологическими условиями. Конструктивный тип станций — сводчатые и колонные.

Станции имеют по 2 выхода и входа, которые совмещены с подземными переходами или встроены в здания.Одна из особенностей Новосибирского метрополитена – наличие самого протяженного в России метромоста (метромосты являются частью системы метрополитена в Москве, Казани, Омске, в настоящий момент строится метромост в Нижнем Новгороде).

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Следует отметить, что изначально рассматривалось несколько вариантов, в том числе — подводный тоннель и отсыпка дамбы. Однако в конечном итоге было принято решение в пользу строительства моста.

Для пассажиров Новосибирский метрополитен открыт с 5:45 до 0:00 часов. Стоимость проезда составляет 20 рублей

История строительства

Строительство началось в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 марта 1975. Прорабатывались два варианта трассы. Первый практически полностью соответствует существующему, а второй мог бы обеспечить взаимосвязь всех основных транспортных узлов города, включая железнодорожный вокзал «Новосибирск – Главный». К сожалению, «расширенный» вариант не был принят по причине высокой стоимости.

В составе института «Новосибгражданпроект» была создана рабочая группа по развитию метрополитена, которая представила «Схему развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года». Согласно документу система метрополитена должна включать в себя 3 линии протяженностью 52 км и 36 станций: Ленинская линия (18,6 км), Кировская (24,4 км), Дзержинская (10,8 км). Также планировалось сооружение транспортно-пересадочных узлов.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

После утверждения технико-экономического обоснования, 12 декабря 1978 года был принят проект первого пускового участка, состоящего из 9 станций, из которых было построено всего 8. Проект станции «Спортивная» так и не был реализован. 12 мая 1979 года, на месте будущей станции «Октябрьская» (ныне Заельцовская) Ленинской линии, была забита первая свая. Летом началось строительство перегона между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина». Работы велись открытым способом.

Первая очередь строительства

Работы на первом пусковом участке (Ленинская линия) протяженностью 8, 5 км, включающем 5 станций,  и имеющего протяженность 8,5 км, длилось 6, 5 лет. 7 января 1986 года Новосибирский метрополитен открылся для пассажиров. Сметная стоимость строительства первой очереди составила 157,35 млн (советских) рублей.

Уже через год был сдан второй участок: 31 декабря 1987 года началось движение между станциями «Сибирская» — «Площадь Гарина-Михайловского» Дзержинской линии. В июле 1991 года был введен участок в левобережной части города: «Студенческая» — «Площадь Маркса», протяженностью 1,14 км. Менее, чем через год, были введены в эксплуатацию станции «Гагаринская» и «Заельцовская». В составе первой очереди было сооружено депо «Ельцовское».

Читайте также:  Общественное мнение png

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Вторая очередь строительства

В 1990 году метростроители приступили ко второй очереди, в состав которой вошли станции «Фрунзенская» (ныне «Маршала Покрышкина»), «Березовая роща» и «Гусинобродская» (ныне «Золотая нива») Дзержинской линии. В 1993 году планировалось завершить сооружение первого пускового комплекса протяженностью 2,25 км от станции «Сибирская» до станции «Березовая роща». Однако эти планы реализовать не удалось.

Только через 12 лет, 25 июня  2005 года была открыта «Березовая роща», двенадцатая по счету станция Новосибирского метро. 9 февраля 2011 года начала работу станция «Золотая нива» Дзержинской линии — тринадцатая и последняя на сегодняшний день в системе городского метро. На строительстве Новосибирского метрополитена использовался экспериментальный отечественный тоннелепроходческий щит КТ-5,6 Д-2 производства Ясиноватовского завода, за который метростроители были награждены золотой медалью ВДНХ СССР.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Самый длинный метромост

Проектирование метромоста через реку Обь осуществляли специалисты ведущих проектных организаций страны – «Ленгипромост» и «Новосибметропроект». В августе 1980 года начались строительные работы, которые завершились в конце 1985 года. Общая протяженность сооружения 2145 метров. Конструкция пролета для движения метропоезда представляет собой неразрезную металлическую балку длиной 896 м. Опоры моста выполнены из монолитного железобетона, эстакады для въезда транспортных средств — из сборных железобетонных конструкций.

На строительстве Новосибирского метрополитена работали:
ТО № 2 треста «Ташметрострой»
ТО № 27 (создан осенью 1979 года)

Мостоотряд № 38 треста «Мостострой-2» (сооружение метромоста)
«Ленгипротрансмост» (проектирование метромоста)
«Союзстальконструкция» (изготовление галереи моста)
Новосибирский филиал «Бамтоннельстрой» (создан в 2002 году).
«Новосибметропроект» (проекты станций)
«Ленметрогипротрас» (проект станции «Площадь Ленина»)

Подвижной состав

В Новосибирском метрополитене пассажиров перевозят электровагоны производства Мытищинского завода, ЗАО «Вагонмаш» и Октябрьского электровагоноремонтного завода. Состав включает в себя всего 4 вагона, однако в перспективе их число возрастет до 5 единиц. Обслуживание и ремонт осуществляется на базе депо «Ельцовское».

Интервал движения поездов в дневные часы варьируется от 3 до 5 минут. После 23:00 поезда ходят значительно реже, в среднем время ожидания составит 13 минут

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Ленинская линия

  • Станции «Заельцовская» (конечная), «Гагаринская» – открыты 2 апреля 1992 года.
  • Станции «Красный проспект», «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Речной вокзал», «Студенческая» – открыты 28 декабря 1985 года
  • Станция «Площадь Маркса» (конечная) — открыта 28 июля 1991 года

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Дзержинская линия

  • Станции «Площадь Гарина – Михайловского», «Сибирская» — открыты 31 декабря 1987 года
  • Станция «Маршала Покрышкина» (названа в честь трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина) — открыта 28 декабря 2000 года.
  • Станция «Березовая роща» (планируется как пересадочная на проектируемую Первомайскую линию) — открыта 25 июня 2005 года
  • Станция «Золотая Нива» (конечная) — открыта 9 февраля 2011 года.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Схема новосибирского метро

Доступная среда

Сотрудники метрополитена помогают передвигаться лицам на инвалидных колясках, обеспечивают легкий доступ на станции с использованием мобильного гусеничного лестничного подъемника. О планируемых поездках рекомендуется сообщать заранее по телефону 222-49-80.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

Схема метро

Изначально в Новосибирске планировалось построить 5 линий метро общей протяженностью 91,4 км. Однако в настоящий момент строятся только 2 новые станции на Дзержинской линии: «Гусинобродская», подземная, и «Молодежная» («Волочаевская»), наземная. Можно даже сказать, что они «зависли в стадии строительства».

Единственная пересадочная станция на Ленинской линии — «Красный проспект», с нее можно перейти на станцию «Сибирская» Дзержинской линии. Со станции «Речной вокзал» пассажиры могут сделать пересадку на поезда пригородного сообщения и все виды наземного общественного транспорта.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

К проведению молодежного чемпионата мира по хоккею, который состоится в 2023 году, на левом берегу реки Обь рядом с новым Ледовым дворцом планируется открыть станцию «Спортивная».

Ожидается, что документация на продолжение строительства метрополитена в Новосибирске будет подготовлена в июле 2018 года. Совместная работа правительства Новосибирской области и мэрии Новосибирска должна завершиться разработкой проектно-сметной документации, которая пойдет на рассмотрение в правительство России.

Правила пользования

В целом правила пользования Новосибирским метрополитеном ничем не отличаются от правил, существующих в метрополитенах других российских городов. В частности, запрещены фото- и видеосъемка, нельзя провозить животных вне контейнеров, грузы, превышающие по габаритам 200 см, в том числе велосипеды, расклеивать объявления, вести несанкционированную коммерческую деятельность.

По требованию сотрудника метрополитена пассажир обязан пройти досмотр багажа и личных  вещей. Также на объектах метрополитена не рекомендуется оставлять бесхозные сумки и пакеты – обнаружение постороннего предмета повлечет за собой всестороннюю проверку и закрытие станции. Однако потерянные вещи все же можно возвратить, позвонив по телефону справочной службы: 238-85-94.

План развития метрополитена

На основании Постановления Совета Министров СССР 1981 года институтом «Новосибметропроект» была  разработана и утверждена Генеральная схема развития метрополитена.В соответствии с этим документом метро «столицы Сибири» должно включать в себя 5 линий протяженностью 91,4 км.

Столичный город новосибирск и 35 лет метро. Как это было построено в кино и как это было сделано?

В перспективе планируется продлить Ленинскую линию до 20,4 км, увеличив количество станций до 15 (в противовес сегодняшним 8), Дзержинскую – до 14,7 км, увеличив количество станций до 8 (вместо существующих 5). В дальнейшем город планирует проектирование трех новых линий – Кировской (13,6 км), Первомайской (21,1 км) и Октябрьской (10 км) линий с 8, 12 и 10 станциями соответственно.

Оцените статью