Использование материалов сайта разрешено только при условии активной ссылки на первоисточник
– сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Обновлённый ФГОС. Методические рекомендации учителям
Как использовать учебники действующего ФПУ
- С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.
- Методические рекомендации по учебным предметам 1-9 классов
- Вебинары
- Рекомендованные продукты и сервисы
- Новинки педагогической литературы. Начальная школа
- Что такое ФГОС и почему о них пишем
- Какие бывают ФГОС общего образования
- Три поколения ФГОС для школ
- Первое поколение ФГОС
- Второе поколение ФГОС
- Третье поколение ФГОС
- Новые ФГОС общего образования 2021 года
- Единство обучения и воспитания
- Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
- А что с шахматами?
- Краткие выводы
- День в истории — ФОНД МГПУ-ИИЯ
- Red Brick Conf 2022
- Главные новости
- Методические письма
- Дополнительные пособия для перехода на обновлённый ФГОС
С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.
В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г.
Представленные в этом разделе методические рекомендации помогут учителю выстроить образовательный процесс в логике обновлённых стандартов с использованием учебников, в отношении которых Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 8585 установлены предельные сроки использования (Приложение № 2 к указанному Приказу).
Начальное образование
Изменения в НОО
Основное образование
Изменения в ООО
Примерные основные образовательные программы
Начальное образование
Основное образование
Примерные рабочие программы
Новый федеральный перечень учебников
Методические рекомендации по учебным предметам 1-9 классов
Русский язык и русский родной язык
Литература и родная русская литература
Вебинары
Начальное общее образование
Основное общее образование
Рекомендованные продукты и сервисы
Серия курсов повышения квалификации
«Работаем по обновлённым ФГОС»
Удостоверение установленного образца с регистрацией в базе ФРДО
Новинки педагогической литературы. Начальная школа
Н. Ф. Дик Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов Главное предназначение книги – оказать заместителю директора по начальной школе и учителю начальных классов практическую помощь в адаптации к государственным стандартам второго поколения и успешном реформировании учебно-воспитательного процесса в современной начальной школе. Несомненным достоинством книги является логическая подборка наиболее важных извлечений с комментариями из Концепции государственного стандарта общего образования второго поколения, инструктивно-методических материалов “Планируемые результаты освоения основных образовательных программ начального образования по отдельным учебным предметам”, модели основной образовательной программы начального общего образования, программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования и других материалов стандарта второго поколения, которые сократят время учителю на переходный период и облегчат работу по моделированию собственной концепции образовательного процесса. В книге представлены конкретные рекомендации по освоению нового стандарта, обширный познавательный материал по основным учебным предметам, разнообразие современных приемов и методов организации внеклассной и внеучебной работы, вопросы и ответы на самые острые проблемы начальной школы.
Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов, Н. Н. Кулинич, И. П. Ищенко Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе В книге даются теоретические и методические основы, технологии, формы, методы, практические рекомендации по осуществлению преемственности в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.
Н. Ф. Дик Современный справочник учителя начальных классов в вопросах Главная цель книги – помочь учителям начальных классов найти ответы на самые актуальные вопросы учебно-воспитательной работы с младшими школьниками, повысить свою профессиональную компетентность и успешно принять участие во Всероссийском конкурсе лучших учителей. В книге впервые дается анализ особенностей работы современного учителя начальных классов, проекта государственных стандартов общего образования второго поколения, нововведений в системе оплаты труда педагогических работников и подушевого финансирования общеобразовательных учреждений. В форме вопросов и ответов учителю предложены конкретные рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, внеклассной и воспитательной работы с обучающимися начальных классов. Особый интерес представляют образцы тематического планирования учебных курсов, анализ особенностей преподавания новых учебных предметов, подробное описание методик изучения психологической направленности классного коллектива и личности школьников; мониторинг современных педагогических технологий, приемов работы с родителями и младшими школьниками.
Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации Методические рекомендации адресованы членам аттестационных комиссий и экспертных групп, а также учителям начальных классов общеобразовательной школы. Они содержат требования, предъявляемые к учителям при аттестации на I, II и высшую категорию. Предлагаемое пособие поможет экспертам организовать и провести аттестацию, дать объективную оценку теоретического и практического уровня подготовленности учителя, а учителю – успешно пройти аттестацию на любую категорию.
Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников Цель настоящего практического пособия помочь педагогам начальной школы в их воспитательной работе, направленной на преодоление у учащихся 1-4 классов негативных личностных качеств: эгоизма, цинизма, агрессивности и воспитание у них устойчивых положительных моральных качеств и ценностей: чести, порядочности, сострадания, доброты, любви к ближнему. В сборнике представлены разработки занятий по 5-ти направлениям: формирование здорового образа жизни; уроки нравственности; воспитание экологической культуры; этикет и культура общения; воспитание будущего гражданина. Материалы по каждому направлению состоят из 10 занятий, включающих: рекомендации для взрослого; текстовый материал для чтения и обсуждения с детьми; перечень наглядных пособий, необходимых для проведения занятий; описания игр; примерные планы бесед с учащимися.
Т. Ф. Пожидаева, Г. М. Стародубцева, А. К. Сундукова, Е. Ю. Сухаревская Сборник тестов для оценки качества знаний выпускников начальной школы Предлагаемые в данном сборнике контрольно-измерительные материалы по основным предметам обучения в 1-4 классах (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология) ориентированы на то, чтобы помочь руководителям общеобразовательных учреждений, учителям начальных классов и школьным методистам в осуществлении эффективного итогового контроля степени освоения младшими школьниками Государственного образовательного стандарта начального образования. Включенные в сборник тесты позволяют определить уровень сформированных у учащихся 1-4 классов знаний, умений и навыков и наиболее объективно оценить учебные достижения выпускников начальной школы. Все тестовые задания оснащены инструкциями по проведению контроля; классификаторами основных тем, обозначенными в Государственном образовательном стандарте по учебным предметам; ключами для обработки полученных данных.
А. С. Торгашова, С. Н. Березина. Открытые уроки в начальных классах Предлагаемый сборник окажет существенную помощь учителю в проведении открытых уроков в начальных классах. В книге представлены конспекты уроков по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру с заданиями, таблицами, рисунками и т. д. Составители опирались на современные программы, в том числе и альтернативные. Поэтому круг читателей представленного сборника достаточно широк.
Н. А. Шевердина. Оздоровительная работа в начальной школе В книге представлен интересный материал по организации физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе: сценарии спортивных праздников и театрализованных представлений, викторины и конкурсы, игры и развлечения. Благодаря доступным и привлекательным для большинства учащихся мероприятиям у ребят формируется здоровый образ жизни, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому совершенствованию.
Н. Ф. Дик Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе Как наполнить содержанием новые виды внеучебной деятельности в 1-4-х классах, определенные в стандартах второго поколения? Помочь учителю найти ответ на этот вопрос и есть главное предназначение книги, в которой освещены основные требования стандарта второго поколения к новому содержанию внеурочной деятельности в начальных классах. Особый интерес вызовут анализ инновационных форм внеурочной деятельности по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и технологии; требования нового стандарта к проектной деятельности и информационной грамотности в начальной школе, более 20 сценариев классных часов, игровых практикумов, утренников, инсценированных сказок, насыщенных играми, памятками, проблемными ситуациями, загадками, стихами и афоризмами, пословицами и поговорками. В книге представлен обширный познавательный материал по основным учебным предметам начальной школы: варианты олимпиадных заданий по математике и русскому языку; викторины и КВНы, занимательные задачи и конкурсы, игры со словами и буквами, очерки о юных героях, интересные факты и фольклорные праздники.
Книга предназначена для учителей начальных классов, заместителей директоров по начальной школе, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня и вожатых общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
Тематическое планирование. Начальная школа (программа Л. В. Занкова, школа – 2100, начальная школа XXI века, «Гармония», «Школа России»). Электронное пособие Предлагаемый диск содержит систематизированный материал в виде рабочих образовательных программ для начального образования. Каждая рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование. Весь материал систематизирован по классам. Педагогами-практиками разработана система уроков по всем предметам учебного плана, продуманы педагогические средства, дидактические модели и виды деятельности на базовом и повышенном уровнях. Дополнительно включен раздел, содержащий Федеральные документы, примерные программы и материалы из опыта работы по всем предметам учебного плана.
Программное сопровождение диска оснащено системой поиска, имеется возможность работы в режиме редактирования, печати, создания собственных документов и накопления их в архиве.
А. В. Тихоненко, М. М. Русинова, С. Л. Налесная, Ю. В. Трофименко Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе В учебном пособии изложены теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе. Цель учебного пособия – формирование у студентов методико-математических знаний, умений, опыта работы творческой деятельности для реализации на практике идей современной системы образования.
Математика. Курс начальной школы в таблицах В книге изложено в краткой форме (в таблицах) основное содержание курса математики для начальных классов школы. Пособием можно пользоваться как на уроках математики, так и для выполнения домашних заданий.
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Справочное пособие по математике. Уроки математики. 2 класс Это пособие содержит богатейший материал, направленный на формирование математических знаний, умений и навыков. Путем регулярных упражнений учащиеся усвоят базовый и расширенный курс первого полугодия 2 класса. Книга может быть использована на уроках математики и при выполнении домашних работ.
В. А. Крутецкая. Творческие и контрольные работы по русскому языку. 3-4 классы Выполнение творческих работ всегда вызывает у учащихся затруднения, связанные прежде всего с низким уровнем развития речи. Многие школьники плохо владеют письменной речью, так как их словарный запас слишком скуден. Пополнять его нужно, в первую очередь, с помощью чтения, а развивать речь – пересказывая небольшие тексты. Перед вами рабочая тетрадь для выполнения интересных и полезных творческих заданий и упражнений. Она может быть использована и учителями на уроках русского языка, и родителями, занимающимися со своими детьми развитием речи. В данном издании, рассчитанном на высокий уровень подготовки учащихся 3-4-х классов, содержится большое количество упражнений, которые можно назвать подготовительными творческими работами к написанию изложений и сочинений. Здесь же вы найдете тексты для изложений и задания к ним. Все предложенные упражнения учащиеся могут выполнять самостоятельно. На самые сложные из них приведены ответы в разделе “Проверь себя!”. Кроме этого, в сборнике предлагаются тексты для проведения контрольных диктантов, насыщенные большим количеством изученных орфограмм.
Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов Книга представляет собой практическое руководство по работе с детьми младшего школьного возраста. Под психологическими подсказками мы имеем в виду сложности в общении и воспитании детей, нестандартные ситуации, в которые нас порой ставят неординарные дети. Книга поможет решить целый ряд вопросов, возникающих у классного руководителя и педагога-психолога по работе с проблемами школьной дезадаптации, гиперактивности и агрессивности, страхом и тревожностью, а также предложит методы профилактики негативных социальных явлений (ТВ, компьютерная, мобильная и другие зависимости). В связи с этим книга включает много тренинговых упражнений, практических игр, которые будут необходимы педагогу и психологу в преодолении психологических проблем в работе с детьми. Несомненным достоинством книги является то, что авторы – профессионалы, посвятившие много лет работе с детьми. В книге – живая практика авторского участия в психологическом и нравственном становлении детей, практика извлечения уроков из обыденной жизни. Ценность книги увеличивает представленный комплекс мер по профилактике эмоционального “выгорания” педагога.
Рекомендуется педагогам-психологам, учителям начальных классов, социальным педагогам, будет интересна также медицинским работникам и принесет пользу всем взрослым, которые не утратили желания понять ребенка и почувствовать тонкие струны детской души.
Brain Training. Начальная школа Потрясающий тренажер умственной деятельности. Компьютерная программа Школа, уроки, домашняя работа – все это тяжело и непривычно для любого учащегося младших классов, который только начинает грызть гранит науки. Но есть способ, при помощи которого добиться прекрасной успеваемости станет гораздо проще! Вместе со сборником увлекательных задачек Brain Training, который расширит кругозор и поможет развить логическое мышление, даже ответ у доски превратится из школьного кошмара в самое настоящее развлечение! Несколько упражнений в день – и способности ребенка удивят учителей! С этим диском мальчишки и девчонки сами смогут разработать для себя программу тренировок на неделю. Они будут играть с буквами разных цветов и размеров, определять, какая дробь больше, решать примеры без цифр, причем все задачки и головоломки изложены в легкой и понятной форме. Разнообразные упражнения улучшат память, помогут развить логическое мышление, находчивость и смекалку.
Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 6 Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Предлагаемые рекомендации и разработки родительских собраний в 1-4 классах учитывают психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Представленный материал может быть использован учителем как целиком, так и частично, в зависимости от желания, возможности, востребованности на данном этапе работы с классным коллективом.
Пособие предназначено учителям начальных классов. Оно поможет реализовать одну из важнейших функций классного руководителя – организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Л. Л. Сушинскас, Н. А. Шевердина Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы В этой книге представлен доступный и интересный материал для организации досуга детей разного возраста и образовательного уровня. Викторины, конкурсы, шарады, загадки и кроссворды на различные темы расширяют и углубляют знания учащихся по учебным предметам, повышают интерес к чтению, влияют на развитие внимания, памяти, мышления детей, а веселые конкурсы помогают поднять настроение. Данный материал можно использовать как самостоятельную форму работы, а также как часть проводимого мероприятия.
Классные часы в начальной школе. Электронное пособие Настоящее электронное пособие представляет опыт классных руководителей по организации и проведению классных часов в 1-4 классах.
Представленные разработки мероприятий помогут учителям начальных классов в выработке у учащихся навыков культуры поведения и общения, в формировании норм личной гигиены, в ориентировании учащихся на безопасные и разумные формы досуговой деятельности.
Формы поведения классных часов, предложенные авторами, разнообразны: беседы, викторины, дискуссии, интеллектуальные игры, игры-путешествия, театрализованные представления.
Подобное разнообразие предоставляет учащимся возможность рассуждать, дискутировать, играть. Результат классного часа во многом будет зависеть от степени заинтересованности в нем классного руководителя и учащихся.
Разделы диска: Календарные. Инсценированные. Тематические. Познавательные. Внеклассные мероприятия.
З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева Методика преподавания естествознания в начальной школе Материал пособия изложен с учетом изменений в современной образовательной политике и дидактике обучения, последовательно раскрывает методику реализации деятельностного и гуманистического подходов и принципов развивающего обучения.
Г. А. Чернова, Л. Г. Жукова, И. В. Митюкова Методика преподавания обществознания в начальной школе В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы организации учебного процесса на уроках обществознания, изучаются современные педагогические технологии, используемые в преподавании обществознания в начальной школе. Предложены различные формы организации внеурочной работы с младшими школьниками.
Н. Д. Рындина. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы Представленные в книге развивающие занятия познакомят детей с основами логики: операциями сравнения, классификации, анализа, обобщения. Школьники научатся рассуждать, давать определения, находить закономерности, делать выводы. Задания подобраны с учетом материала, изучаемого в начальной школе.
Н. Ф. Дик. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе Главное предназначение книги – предоставить учителю начальных классов и заместителю директора по начальной школе обширный пакет творческих и занимательных заданий для олимпиад, контрольных и проверочных работ, тематических утренников и внеклассных занятий по русскому языку. Особый интерес вызовут около 40 вариантов олимпиад и контрольных работ с авторскими стихами, загадками и словесными головоломками; сценарии игровых практикумов и утренников, насыщенных словесными мини-играми, конкурсами и викторинами. В книге представлены извлечения из новых стандартов второго поколения для начальной школы по русскому языку, более 400 заданий по основам фонетики, лексики и словообразования, морфологии и синтаксиса, пунктуации и орфографии; викторины и КВНы, мини-конкурсы и шарады, анаграммы и метаграммы, логогрифы и палиндромы, чайворды и сканворды; авторские и русские народные загадки, пословицы и поговорки; этимология некоторых слов. Учителю предложено разнообразие приемов и методов организации и проведения классных и общешкольных олимпиад, два варианта известных тестов интеллекта Г.Айзенка и 80 творческих заданий по тестам Г.Айзенка.
Т. В. Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы Пособие предназначено для подготовки детей к олимпиаде по русскому языку в начальной школе и содержит полезные советы и рекомендации для подготовки к любому виду олимпиад по русскому языку, проводящихся в школе, городе, районе или области. Тренировочные упражнения подобраны по принципу “от простого к сложному”. Представленный материал соответствует определенному году обучения и систематизирован по темам. Примеры типичных заданий подробно разбираются. Предполагается, что вместе с ребенком задания могут делать родители.
Книга будет полезна учителям (и родителям) для подготовки своих учеников (детей) к участию в олимпиадах. Книга может быть использована учителями при проведении школьного тура олимпиады по русскому языку и как источник интересной дополнительной информации на уроках и кружках во 2-4 классах.
Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас. Новые олимпиады для начальной школы В настоящем сборнике приведены примерные виды олимпиад по всем учебным программам: по русскому языку, чтению, истории, природоведению, основам безопасности жизнедеятельности. Оригинальные задания, вошедшие в данный сборник, являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес к процессу познания. Они помогут учителю интересно и нестандартно провести подготовку к предметным олимпиадам.
Е. А. Сорокоумова. Уроки общения в начальной школе Представленные в практическом пособии уроки общения для учащихся начальной, школы направлены на развитие коммуникативных умений детей: быть внимательным к окружающим, понимать чувства и настроения другого человека, осмысливать чужие поступки. На уроках используются активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми, а также игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Учащиеся знакомятся с особенностями невербального общения с помощью мимики, жестов и возможностями вербального общения, с помощью речи.
Н. Ф. Дик, Н. Ф. Белостоцкая Школа полного дня. Целый день идет игра! Игровые технологии обучения и воспитания. Государственные стандарты второго поколения В условиях апробации государственных стандартов второго поколения главное предназначение книги – оказать учителю начальных классов практическую помощь в активизации учебной и внеклассной работы с младшими школьниками в системе полного школьного дня. В книге представлены извлечения из новых стандартов начальной школы, обширный познавательный материал по основным учебным предметам: викторины, потешки и КВНы, занимательные задачи и конкурсы, интересные факты и загадки, фольклорные праздники и стихи на иностранных языках с русским переводом, обширный банк развивающих физкультминуток, физкультпауз и подвижных игр в помещении и на свежем воздухе.
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Все предметы начальной школы в викторинах Пособие позволит учащимся в увлекательной форме проверить свой интеллект и сообразительность, а также даст возможность приобрести новые знания и расширить кругозор. Благодаря обилию материала и оригинальному способу его подачи книгу можно использовать не только в первом и во втором классах, но в третьем и даже в четвертом.
Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе В пособии представлены творческие занимательные задания по экономике: раскраски, ребусы, кроссворды, загадки и задачи. Работа с этим материалом предполагает ознакомление детей с основами экономических понятий, легкое усвоение элементарных сведений о математике, литературе, окружающем мире с использованием игровых элементов. Раннее обучение экономике способствует развитию экономического мышления, воображения, наблюдательности, самостоятельности. Пособие предназначено для занятий с детьми младшего школьного возраста, может быть использовано дидактическим дополнением к курсу “Школа юного экономиста” для начальной школы. В пособии представлены творческие занимательные задания по экономике: раскраски, ребусы, кроссворды, загадки и задачи. Работа с этим материалом предполагает ознакомление детей с основами экономических понятий, легкое усвоение элементарных сведений о математике, литературе, окружающем мире с использованием игровых элементов. Раннее обучение экономике способствует развитию экономического мышления, воображения, наблюдательности, самостоятельности.
М. В. Полякова Дружный класс. Программа развития установок толерантности и культуры мира в начальной школе Создание данной книги продиктовано современной ситуацией в российском образовании, с изменением национального состава школы, в связи с усилением потока мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Как следствие, возникла необходимость дополнительных усилий образовательной системы по укреплению социального мира и межнационального согласия. Предложенные занятия разработаны для учащихся начальной школы, начиная со второго класса.
Н. Ф. Дик. Занимательные математика, русский язык и окружающий мир в начальной школе Главное предназначение книги – оказать учителю начальных классов и воспитателю практическую помощь в обучении младших школьников основным учебным предметам, в привитии интереса к математике, русскому языку и окружающему миру через увлекательную игровую деятельность. Особый интерес вызовут авторские стихотворные методы обучения детей алфавиту, правилам правописания и счету до десяти, обширная подборка словесных и математических головоломок; сценарии классных часов, игровых практикумов и утренников, насыщенных словесными и математическими мини-играми, загадками и афоризмами, пословицами и поговорками. В книге представлены извлечения из новых стандартов второго поколения по математике, русскому языку и окружающему миру, более 40 вариантов игр с буквами и словами, числами и цифрами; викторины и КВНы, мини-конкурсы и головоломки, занимательные факты о языках народов мира, о цифрах и природе; более 50 занимательных задач для математических олимпиад, не менее 40 забавных вопросов с пояснениями и конкурсов по учебному предмету “Окружающий мир”. Учителю предложено разнообразие приемов и методов организации учебной и внеурочной деятельности, практические советы и рекомендации.
Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально.
В. Г. Миронова. Английский язык для начальной школы Игры оживляют уроки иностранного языка и всегда вызывают большой интерес у учащихся. Они не только способствуют овладению языком в занимательной форме, но воспитывают внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, коллективизм и эстетические чувства, доставляя при этом ученикам большое удовольствие. Игры, подобранные в этом сборнике, по тематике и языковому материалу соответствуют требованиям действующей программы по английскому языку и сгруппированы по определенному принципу. В них повторяется и закрепляется языковой материал и развиваются речевые умения и навыки всех видов речевой деятельности.
З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе Основная цель учебного пособия – усилить практическую подготовку учителя начальной школы и помочь ему овладеть умениями применять теоретические знания в своей профессиональной деятельности. Общая структура пособия выстроена по главам в соответствии с классическими учебными пособиями по методике преподавания естествознания.
В школу – с радостью. 1-4 классы. Уроки, инсценированные сказки, праздники Увлекательные разработки уроков с проблемными заданиями и деятельностным подходом к обучению, представленные на страницах пособия, способствуют развитию интереса к изучаемым предметам и навыков исследовательской работы младших школьников. Инсценированные сказки по мотивам полюбившихся детям литературных произведений и праздники органично дополняют образовательный процесс, приобщая учащихся к учению с увлечением.
В. А. Поспелов. Решаем составные задачи по математике. 3-4 классы В данной книге представлены составные задачи, соответствующие школьной программе 3-го и 4-го классов. Здесь вы найдете задачи и на движение, и на вычисление цены и стоимости различных предметов, и на определение производительности труда. В конце книги приведены решения всех задач с подробными пояснениями.
О. Д. Ушакова. Контрольные диктанты с подготовительными упражнениями. 1-4 классы (в двух книгах) Это пособие предназначено в первую очередь для вас – заботливых мам и пап, помогающих своим детям в учебе. И особенно для тех родителей, чьи дети по той или иной причине не успевают по русскому языку. Настоящее издание включает в себя: Упражнения на все темы учебной программы. Диктанты с грамматическими заданиями и ответами. Проверочные тесты.
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Контрольные работы по русскому языку. С различными уровнями сложности в каждой контрольной. 1-4 классы
В книге представлены задания по всем основным разделам русского языка, предусмотренным программой начальной школы. Книга окажет помощь в организации коллективной и индивидуальной работы в классе, а также поможет определить уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Театрализованные мероприятия для начальной школы. Линейки. Праздники. Вечера. Сказки. Игры Сборник будет интересен и полезен как учителям школ, так и вожатым детских оздоровительных лагерей. Предлагаемая подборка викторин, игр, праздников, линеек и сказок позволит необычно, “с изюминкой” провести линейку окончания учебного года, праздник прощания с начальной школой или с первым классом, конкурс инсценированной сказки или КВН для малышей.
Г. Н. Элькин. Правила безопасного поведения на дороге В этой книге рассказано о том, как появились различные транспортные средства, какие дорожные знаки устанавливают на дорогах, для чего нужны светофоры и пешеходные переходы, как должны вести себя пешеходы и пассажиры, можно ли играть на дороге и чем опасен гололед. Прочитав эту книгу, вы поймете: все водители, пешеходы и пассажиры должны соблюдать Правила дорожного движения.
С. А. Шинкарчук Правила безопасности дома и на улице Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности. Книга, находящаяся у вас в руках, поможет получить теоретические знания, которые пригодятся в опасных и трудных жизненных ситуациях. Вы узнаете, как действовать в случае пожара, обрушения здания, утечки и взрыва газа, неисправности электрических приборов. В книге рассказывается, как вести себя на улице, как избежать опасных ситуаций, что делать, если вас взяли в заложники. Вы узнаете, как оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как общаться со сверстниками и взрослыми.
Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям
Что такое ФГОС и почему о них пишем
Министерство просвещения Российской Федерации новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
ФГОС НОО и ООО третьего поколения
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили . Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
А что с шахматами?
Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Краткие выводы
День в истории — ФОНД МГПУ-ИИЯ
30 ноября, 2022 г.
В ноябре 2022 года Специализированным фондом целевого капитала МГПУ завершено формирование целевого капитала Института иностранных языков Московского городского педагогического университета «МГПУ-ИИЯ»
Red Brick Conf 2022
Конференция о карьере, внеучебке и образовании «Red Brick Conf» состоялась 27 ноября. Спикерами конференции стали 13 выпускников Московского городского
Главные новости
Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Математика» авторов М. И. Моро и др. и их реализация в УМК для 2 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса во 2 классе.
Рекомендации для учителей.Начальная школа
Методические письма
Начальная школа 21 века
Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Русский родной язык и родная русская литература
УМК Математика Л.Г. Петерсон
УМК Окружающий мир А.А. Вахрушев и др.
Дополнительные пособия для перехода на обновлённый ФГОС
Для доступа к материалам требуется авторизация на сайте