Сбор для ландшафтного дизайна и УО. Оплата уборки двора

Благоустройство территории – это не только право, но и обязанность учреждения. Процесс предполагает сопутствующие расходы. Их нужно правильно учитывать. Нюансы учета зависят от того, что именно проводится в рамках процедуры благоустройства.

Вопрос: Как отражаются в учете расходы на посадку многолетних растений в рамках благоустройства прилегающей территории, которое проводится при реконструкции офисного здания, принадлежащего организации и используемого в облагаемой НДС деятельности?
Благоустройство территории, прилегающей к зданию, предусмотрено утвержденным планом реконструкции и выполнено специализированной организацией. Общая стоимость работ по посадке многолетних растений входит в сметную стоимость реконструкции. Она составляет 96 000 руб. (в том числе НДС 16 000 руб.).
Для целей налогового учета организация применяет метод начисления.
Срок полезного использования многолетних насаждений, установленный для целей бухгалтерского учета, — 361 месяц. Амортизация начисляется линейным способом.
Посмотреть ответ

Содержание
  1. Направления расходования
  2. Учет трат на возведение объектов
  3. Финансирование деятельности по благоустройству
  4. Бухучет отдельных работ
  5. Используемые проводки
  6. Озеленение
  7. Особенности налогообложения
  8. Учет некапитальных трат
  9. Зеленый тренд
  10. У богатых свои причуды
  11. С чем едят «кровельный пирог»
  12. Зеленая проблема
  13. Точка зрения первая
  14. Подход второй
  15. Все дело в обезьяне
  16. Если у Вас есть вопрос – задайте его здесь >>
  17. Кто принимает решение о благоустройстве придомовой территории
  18. С чего начать подготовку к благоустройству двора
  19. Зачем проводить собрание инициативной группы
  20. Что нужно донести до жителей МКД на первой встрече по благоустройству двора
  21. Как подготовить техническое задание по благоустройству двора
  22. Какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников
  23. На что УО и собственникам обратить внимание при реализации проекта и после него
  24. Как подготовить и реализовать проект благоустройства двора

Направления расходования

Что именно понимается под благоустройством? Это совокупность мероприятий по освещению, озеленению, возведению новых объектов. Рассмотрим базовые направления благоустройства:

  • Подготовка территории, обеспечение ее сохранности.
  • Посадка растений.
  • Установка ограждений.
  • Сооружение малых объектов.
  • Установка спортивного оборудования.
  • Установка освещения.
  • Монтаж рекламных и информационных стендов.
  • Сооружение некапитальных объектов.
  • Улучшение наружного вида имеющихся зданий.
  • Создание пешеходных переходов и проездов для транспорта.

Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на благоустройство территории рядом с офисом организации?

Приведем популярные работы: асфальтирование, обустройство газонов и клумб, установка скамеек и фонарей, укладка плитки. Точный перечень работ, входящих в благоустройство территории, в законе не оговорен.

Расходы по этим направлениям работ считаются расходами по благоустройству территории. По мнению Минфина (письма №03-03-06/1/35, №03-03-06/1/443 от 7 июля 2009 года), соответствующими тратами при определении налога на прибыль считаются расходы на традиционное благоустройство. То есть это усилия, направленные на организацию удобства на территории фирмы. Рассматриваемые траты не связаны с извлечением прибыли.

Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль?

Учет трат на возведение объектов

Под объектами могут пониматься ограждения, скамьи, фонтаны, фонари. Рассмотрим виды объектов и их коды по ОКОФ:

  • Тротуарная плитка – 120001090.
  • Металлические ограждения – 123697050.
  • Прочие ограждения – 124540000.
  • Фонтаны – 120001090.
  • Скамейки – 163612560.

В пункте 38 Инструкции №157н указано, что объекты с любой стоимостью будут приниматься к учету в составе основных средств (ОС) при выполнении этих условий:

  • Срок полезной эксплуатации составляет более года.
  • Эксплуатация на основании оперативного руководства.
  • Участие в исполнении услуг, функций, обеспечении нужд руководства.

Расходы на создание объектов, соответствующих приведенным условиям, помещаются на эти счета:

  • 010611310 – для бюджетных субъектов.
  • 010611000 – для автономных субъектов.

Объекты помещаются на счета по их первоначальной стоимости. Для учета используются эти проводки:

  • ДТ2 106 11 310 КТ2 302 31 730. Вклады в возведение объекта, относящегося к ОС.
  • ДТ2 101 13 310 КТ2 106 11 310. Принятие объекта к бухучету.
  • ДТ2 302 31 830 КТ2 201 11 610. Подрядчику переведены деньги за сооружение объекта.
  • ДТ2 109 80 271 КТ2 104 13 410. Учет стоимости в накладных тратах.

Основными первичными документами будут договор с поставщиком и квитанции.

Финансирование деятельности по благоустройству

Благоустройство территории может выполняться за счет средств бюджета, собственных денег компании, субсидий, целевого финансирования. Размер субсидии, а также ее получатели определяются на базе этих документов:

  • Заявки, в которых есть информация о наличии у субъекта проектно-сметных бумаг.
  • Копии документов, подтверждающих права собственности на благоустраиваемую территорию.
  • Данные об уже исполненных работах, выполняемых на основании договора.

Рассмотрим конкретные мероприятия и статьи расходов КОСГУ по ним:

  • Статья 225. Уборка территории, уход за многолетними растениями.
  • Статья 226. Оформление сметных бумаг по благоустройству, монтаж и возведение.
  • Статья 310. Возведение и реконструкция объектов, покупка новых (ограждения, скамейки).
  • Статья 340. Покупка сырья и инструментов для благоустройства, покупка посадочного сырья для насаждений, перчаток и прочих расходных материалов.

Соответствующий порядок использования классификации установлен Приказом Минфина №65н от 1 июля 2013 года.

Бухучет отдельных работ

Обустройство дорог регулируется Письмом Минфина №02-06-10/39403 от 23 сентября 2013 года. В пункте 45 Инструкции №157н инвентарные объекты ОС учитываются на базе положений Классификатора фондов ОК 013-94, установленного Постановлением Госстандарта №359 от 26 декабря 1994 года. В этом Классификаторе указано, что асфальтирование и обустройство дорог будет учитываться в составе ОС. Они могут учитываться в составе прочих конструкций, не входящих в другие группы (код 12 0001090). То есть объекты благоустройства (в том числе дороги) будут учитываться в структуре ОС на счете 0 101 03 000.

Если дороги и площадки отличаются аналогичным назначением и сроком полезной эксплуатации, требуется учитывать их как группу объектов. Данные по каждому сооружению фиксируются в инвентарной карточке ОС. Однако специалисты рекомендуют учитывать площадки с самостоятельным назначением (к примеру, парковки) отдельно.

ВНИМАНИЕ! Все нюансы бухучета нужно прописать в актах организации.

Используемые проводки

При финансировании благоустройства территории применяются эти проводки:

  • ДТ5 201 11 510 КТ5 205 81 660. Поступление субсидии.
  • ДТ5 302 31 830 КТ5 201 11 610. Окончательный расчет после исполнения всех работ.
  • ДТ4 101 13 310 КТ4 106 11 310. Принятие объекта в состав ОС.
  • ДТ5 205 81 560 КТ5 401 10 180. Начисление дохода от переведенной субсидии или финансирования.

Озеленение

В ОКОФ указано, что насаждения принадлежат к ОС. При такой форме благоустройства используются эти проводки:

  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка саженцев многолетних посадок.
  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка рассады однолетних посадок.
  • ДТ2 109 80 272 КТ2 105 36 000. Списание стоимости однолетних насаждений.

Первичными документами будут являться чеки и квитанции.

Особенности налогообложения

Траты на благоустройство нельзя включать в базу по налогу на прибыль. Эти траты также не связаны с производственными зданиями, коммерческой деятельностью. Подъездные пути, нужные для обеспечения коммерческой деятельности, будут амортизироваться на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ. Однако амортизируемым имуществом не будут считаться объекты, которые возводились с привлечением субсидий или финансирования из средств бюджета.

Организация сетей наружного освещения не будет относиться к перечню, оговоренному в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Следовательно, на них может начисляться амортизация.

Ливневая канализация нужна для обеспечения эксплуатации основной постройки. То есть расходы на ее создание отвечают положениям 252 НК РФ, поэтому канализация является амортизируемым имуществом.

Учреждение должно учитывать траты на благоустройство. Учет расходов в целях налогообложения осуществляется тогда, когда они связаны с деятельностью организации. Фирма должна подтвердить все траты документами, а также обосновать их на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Амортизация на объекты, возведенные в рамках благоустройства территории, будет начисляться в стандартном порядке.

Учет некапитальных трат

Некапитальные расходы – это траты, не связанные с непосредственными нуждами. То есть это благоустройство, выполняемое с эстетическими целями. Проводки будут такими:

  • ДТ91.2 КТ60. Акт сдачи-приемки исполненных работ.
  • ДТ19 КТ60. Выделение НДС.
  • ДТ91.2 КТ19. Списание НДС.
  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг сторонних компаний.

Траты не будут признаваться в целях налогообложения, так как они не связаны с деятельностью фирмы напрямую.

Могут ли расходы на облагораживание земельных участков, расположенных возле офиса, уменьшать налогооблагаемую прибыль — вопрос спорный. Но даже если предположить, что подобный маневр правомерен, остается другая не менее серьезная задача — правильно организовать учет подобных операций.

Доходное благоустройство

Под термин «благоустройство» подпадает достаточно внушительное количество понятий. Это и бытовые коммуникации, и архитектурно-художественные сооружения, и мусоросборники, и даже фонтаны. При этом всем понятное определение законодательно не закреплено. Отсюда и проблемы, ведь разграничить расходы по благоустройству территорий с другими похожими затратами весьма сложно. А значит, разобраться, как влияет облагораживание придомового пространства на разные налоги, задачка не из легких.

По мнению специалистов Минфина, высказанному ими в недавнем письме от 30 октября 2007 года № 03-03-06/1/745, расходы на благоустройство не могут снижать базу по налогу на прибыль. В своих разъяснениях финансисты не забыли также пояснить, какие именно затраты будут относиться к действиям по благоустройству. А таковыми, по их мнению, являются любые работы, не относящиеся непосредственно к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связанные с коммерческой деятельностью организации. В свою очередь не связанные с хозяйствованием затраты нельзя включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль.

Но ведь совершенно очевидно, что даже не будучи напрямую связанным с производством продукции, реализацией товаров, работ и услуг, благоустройство, тем не менее, может приносить вполне реальную пользу (постановление ФАС Поволжского округа от 19 сентября 2007 г. № А49-500/07-35А/21). В противном случае его осуществление не имело бы никакого смысла.

Вопрос в том, насколько представляется возможным подсчитать конкретный доход, который принесет то или иное усовершенствование, иначе затраты на его осуществление нельзя считать экономически оправданными и, следовательно, отражать в налоговом учете. Вот и получается, что объекты благоустройства могут как использоваться для получения дохода, так и не влиять на него, а значит, каждый конкретный факт благоустройства нужно рассматривать отдельно (письмо Минфина от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73). Логично, что именно от этого и зависят налоговые последствия совершения подобных затрат.

Отнесение в расход определяет результат

Расходы на облагораживание в целях бухгалтерского учета разделяют на текущие и капитальные. К первым можно отнести, например, ремонт уже существующего объекта благоустройства. При этом текущие затраты, которые прямо не относятся к производственной деятельности фирмы, нельзя классифицировать как расходы по обычным видам деятельности. Поэтому их нужно отражать на счете 91 субсчет 2 «Прочие расходы» (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н). Те же траты, которые носят производственный характер, учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», предназначенном для отражения не имеющих непосредственного отношения к процессу производства затрат, но связанном с получением прибыли.

Что касается капитальных затрат на благоустройство, то для них используют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». После того как работы по благоустройству закончатся и объект будет введен в эксплуатацию, он должен «попасть» на счет 01 «Основные средства» (письмо Минфина России от 18 ноября 2005 г. № 07-05-06/307). Для отражения в бухучете объектов внешнего благоустройства ежемесячно начисляется амортизация, для чего используется счет 02 «Износ основных средств».

В налоговом учете отражение затрат на благоустройство имеет множество нюансов, и здесь далеко не так все просто, как в бухгалтерском. Начнем с того, что затраты на благоустройство, как и любые расходы, должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса: быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. Иначе говоря, если фирма не получает с помощью объекта облагораживания доход, то ни о каком списании его стоимости в составе затрат и речи быть не может. И наоборот, если результат благоустройства влияет на доход организации, то затраченную сумму можно учесть при исчислении «прибыльного» налога. Теперь возникает вопрос: как же затраты списывать?

Известно, что отражая в налоговом учете понесенные затраты, в первую очередь следует обратить внимание на их величину и срок полезного использования объекта. Благоустройство отнюдь не является исключением. Так, если расходы фирмы на усовершенствование оказались весьма скромными (меньше 10 000 рублей), а срок использования объекта благоустройства меньше года, то потраченные суммы можно списать единовременно (п. 1 ст. 256 НК). В данной ситуации их можно учесть как внереализационные затраты в составе «других обоснованных расходов» (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК).

Читайте также:  Фсс новые размеры пособий

Более дорогостоящие объекты (свыше 10 000 рублей), казалось бы, должны подпадать под действие пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса. Иначе говоря, по ним следовало бы начислить амортизацию. Однако это не совсем так. В той же статье 256 есть пункт 2, согласно которому объекты внешнего благоустройства к амортизируемому имуществу не относятся. Это означает, что если «облагораживаемое» имущество находится вне здания, в котором располагается фирма, амортизировать его не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК). Об этом, в частности, упоминали специалисты Минфина в письме от 30 октября 2007 года № 03-03-06/1/745. Примечательно, что подобное мнение не единожды фигурировало в комментариях этого министерства (см. письма Минфина от 15 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/241, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487).

Правда, стоит отметить и тот факт, что, по мнению чиновников, амортизации не подлежит любой результат внешнего облагораживания. Примечательно, что подобная точка зрения весьма спорна. Однако в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса есть еще один аргумент в пользу налогоплательщика. Так, в нем говорится, что в «прибыльных» расходах нельзя учитывать только амортизационные отчисления внешнего благоустройства, выполненного за счет целевого финансирования. В остальных случаях результаты облагораживания извне нужно сопоставлять только с принципами экономической оправданности и документальной подтвержденности затрат. Мало того, что подобная позиция вполне логична, так она еще поддерживается и судебной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).

Кроме того, есть вид затрат на благоустройство, которые не включить в расходы при расчете налога на прибыль и вовсе было бы нелогично. Речь о «благоустроительных» работах «по принуждению» местной администрации. Впрочем судьи и тут выступают на стороне фирм (постановления ФАС Уральского округа от 22 мая 2007 г. № Ф09-3656/07-С2, ФАС Поволжского округа от 3 августа 2004 г. № А57-10348/03-5). Нельзя не отметить, что подобные обязательные меры по облагораживанию территории организации отнюдь не редкость и могут быть установлены обычаями делового оборота, Строительными нормами и правилами (СНиП) или даже каким-либо нормативным актом (см., например, п. 2. ст. 39 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Обратите внимание и на то, что если облагаемую прибыль нельзя уменьшить на затраты по благоустройству территории (в частности, на амортизацию объекта облагораживания), то в бухучете придется придерживаться положения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н). Вот и получается, что в бухгалтерии расходы на благоустройство территории (то есть сумма амортизации объекта) уменьшают финансовый результат, а в налогообложении — нет. Таким образом, возникает постоянная облагаемая разница, равная ежемесячным амортизационным платежам, а также налоговое обязательство по указанным суммам, учитываемое по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (на отдельном субсчете) и кредиту счета 68.

Не так, значит иначе

Что же касается НДС, то очевидно, что прямой связи между благоустройством и операциями, облагаемыми этим налогом, нет. Это означает, что принять налог по приобретенным объектам к вычету нельзя. Кроме того, соответствующие суммы не принятого к вычету НДС нельзя включить и в первоначальную стоимость объекта внешнего благоустройства. Дело в том, что статья 170 Налогового кодекса содержит закрытый перечень ситуаций, когда это можно сделать. По правилам же бухгалтерского учета первоначальная стоимость основных средств представляет собой сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Следовательно, сумма НДС, не принимаемая к вычету, относится в дебет счета 91-2 «Прочие расходы».

Ну а если создание объекта внешнего благоустройства осуществлялось своими силами, то это не что иное, как выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, являющихся объектом обложения НДС (п. 3 ст. 146 НК). Соответственно в этом случае организация может рассчитывать также на вычет «входного» налога со стоимости расходов на приобретение материалов, необходимых для проведения такого строительства (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК).

Расплата за имущество

И, пожалуй, последний вопрос, которой стоит осветить в связи с данной темой, — налог на имущество. Ответом на вопрос о необходимости обложения этим налогом «облагороженного хозяйства» будет весьма определенное «да». Разумеется, речь идет только о тех объектах благоустройства, которые признаются в бухучете основными средствами, а не списываются единовременно.

Тут все предельно просто: увеличилась общая стоимость основных средств — возросло и налоговое бремя. При этом, как и обычно, расчетной базой по имущественному налогу будет среднегодовая стоимость основных средств согласно данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 375 НК).

Затраты на асфальтирование, ограждение, озеленение, укладку брусчатки традиционно вызывают пристальное внимание налоговиков. Часто бухгалтер, не желая спорить с сотрудниками ИФНС, относит такие расходы за счет средств, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако сэкономить на налогах можно. Главное – учитывать конкретные условия и аргументировать свою позицию.

Специалисты Минфина заявляют, что подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для грузового и легкового автотранспорта, тротуары и пешеходные дорожки, газоны и прочие объекты внешнего благоустройства амортизировать нельзя. Нельзя включить эти затраты и в первоначальную стоимость построенного здания. Такое мнение чиновники Минфина высказали в письмах от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487 и от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201.

Свой вывод финансисты обосновывают ссылкой на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса. В нем сказано, что не подлежат амортизации «объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты».

Однако нетрудно заметить, что эта норма прописана нечетко. В частности, непонятно, какие именно объекты внешнего благоустройства нельзя амортизировать: все подряд или только те, которые сооружены на бюджетные и иные целевые средства? Как понимать фразу «другие аналогичные объекты»? А как известно, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК). Но финансисты о его пользе не пекутся. У них другие задачи – защищать интересы бюджета. Поэтому минфиновцы подходят к расходам на благоустройство формально. По их мнению, раз в Налоговом кодексе имеется формулировка о том, что объекты внешнего благоустройства не амортизируются (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК), то и задумываться больше не о чем. И просто игнорируют те факты, которые говорят о том, что принуждать фирму благоустраиваться за свой счет нелогично и несправедливо.

Так чиновники не обращают внимания на то, что создание объектов благоустройства зачастую предусмотрено проектом строительства, решениями органов местного самоуправления и инвестиционно-тендерных комиссий как одно из условий получения разрешения на строительство объекта недвижимости. И предприниматели благоустраивают прилегающую территорию не по собственному желанию, а по объективной необходимости.

Финансисты «не учитывают», что большинство объектов благоустройства способствует извлечению доходов и вполне соответствует определению амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК). Ведь не вложив средства в устройство тротуаров и автостоянки при торговом комплексе, покупателей товаров и потребителей услуг не привлечешь. А значит, и прибыли не получишь. Ни хорошее месторасположение, ни современный дизайн и широчайший спектр товаров и услуг не заставят покупателей преодолевать препятствия на необустроенной прилегающей территории.

Для минфиновцев также «неочевидно», что без устройства твердого покрытия трудно организовать погрузо-разгрузочные работы не только механизированным, но и ручным способом. Что ограждение территории обосновано интересами безопасности и сохранности имущества. И так далее.

Однако арбитражные судьи, рассматривая дела о списании расходов на благоустройство, согласны с Минфином не всегда.

Во-первых, отметим, что саму норму подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса суды трактуют по-разному. Например, судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа солидарны с финансистами. В постановлении от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1 они указали, что не амортизируются все объекты внешнего благоустройства независимо от того, за счет каких средств они сооружались. В то же время из постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03 следует, что эта норма относится только к объектам, созданным за счет средств бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. А в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03 мы найдем совсем другую позицию. К объектам внешнего благоустройства относятся объекты лесного, дорожного хозяйства и другие аналогичные объекты. Подпункт не применяется в отношении работ по восстановлению и устройству асфальта, ограждений и т. п., произведенных при строительстве объекта основных средств.

Во-вторых, в отличие от финансистов, судьи при вынесении решения учитывают специфику деятельности налогоплательщика. Так не составит труда отстоять произведенные расходы на асфальтирование и устройство пешеходных дорожек, если предприятие является опасным производственным объектом (постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2006 г. № КА-А40/2276-06-2). В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1 судьи поддержали предприятие жилищно-коммунальной сферы. Судьи посчитали, что использовать жилые здания без благоустройства территории (бетонирования дорог и тротуаров, устройства детских площадок, посадки деревьев и т. д.) нельзя. Они согласились с тем, что налогоплательщик принял спорные объекты к учету в качестве основных средств, получает доходы от их эксплуатации, признает расходы для целей налогообложения прибыли и имеет право на вычет НДС.

На озеленении не сэкономишь?

Расходы на озеленение (посадку деревьев, устройство газонов и клумб) считают необоснованными не только финансисты, но и судьи (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2005 г. № Ф04-5159/ 2005(13815-А45-37), ФАС Уральского округа от 3 мая 2005 г. № Ф09-1711/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 3 марта 2005 г. А38-3082-5/412-2004, ФАС Поволжского округа от 7 сентября 2004 г. № А65-20830/03-СА1-32). Попытки организаций «подвести» расходы под подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как затраты на обеспечение нормальных условий труда обычно не убеждают арбитров.

Однако с 1 января текущего года в Налоговом кодексе появилась новая возможность для признания таких расходов. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса налоговую базу уменьшают затраты на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. С этой целью предприятия могут руководствоваться СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 г. № 38. Если на предприятии есть технологические процессы–источники негативного воздействия на окружающую среду или здоровье человека, то наличие санитарно-защитной зоны обязательно (п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Например, в их число входят машиностроительные и металлообрабатывающие заводы, предприятия по производству различных стройматериалов, мебельные, швейные и обувные фабрики, мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, кондитерские фабрики, хлебозаводы и др.

Комментируя эту ситуацию, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 14 февраля 2005 г. № КА-А41/82-05 указал, что на предприятие возложена обязанность по озеленению и благоустройству прилегающей территории и ее содержанию в надлежащем порядке. Однако все не так просто. Если организация по осуществляемым видам деятельности подпадает под тот или иной класс СанПиН и, соответственно, должна иметь санитарно-защитную зону, то прежде чем списать затраты в налоговые расходы, необходимо позаботиться об оформлении подтверждающих документов. В частности, необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение и акт исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления), либо решение суда об установлении санитарно-защитной зоны (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2006 г. № Ф04-3131/2006 (23037-А67-10)). При отсутствии этих документов у налогоплательщика при проведении налоговой проверки, скорее всего, возникнут проблемы.

Благоустройство чужой территории

Но чаще арендодатель затраты не компенсирует. В этом случае в бухгалтерском учете арендатора нужно отразить создание объекта основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Появится ли при этом объект амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли, будет определяться наличием (отсутствием) согласия собственника на осуществление таких капитальных вложений. Если у арендатора имеется документ от арендодателя, разрешающий проведение работ, то признать расходы можно посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК). Если арендодатель согласия на благоустройство не давал, то уменьшить прибыль арендатор не сможет.

Читайте также:  Левада-Центр

Официальная позиция сотрудников налоговых органов по этому вопросу представлена, например, в письмах УФНС по г. Москве от 18 ноября 2005 г. № 18-11/85322 и от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791. В них указано, что расходы на асфальтирование и мощение арендатор признать вправе. Причем в более позднем письме специалисты столичного УФНС «подсказали» предприятиям и номер группы в Классификации основных средств. Площадки производственные с покрытиями (щебеночными, гравийными и т. д.) отнесены к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно), код 12 0001121.

Что касается затрат на устройство газонов и клумб, то, как и в случае с собственником имущества, налоговики для целей налогообложения прибыли признавать их арендатору не разрешают. Свою позицию они обосновывают тем, что озеленение территории – это «создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства», которое с производством и реализацией товаров (работ, услуг) никак не связано. И на получение доходов оно не влияет. Следовательно, затраты на газоны и клумбы не соответствуют положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Поэтому фирма должна проводить их за свой счет.

И без того сложную ситуацию с учетом расходов на благоустройство усугубляют сотрудники налоговых органов. Так при проведении выездных проверок они зачастую пытаются переквалифицировать произведенные предприятиями расходы на ремонт, например, асфальтированного покрытия, в затраты по созданию новых объектов (площадок с твердым покрытием). Судьи, основываясь на договорах подряда, сметах, актах приемки и других документах, подтверждающих конкретные виды произведенных работ, принимают решения в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 20 марта 2006 г. № А08-3150/05-7, Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-11776/2005-9 и от 29 августа 2005 г. № А56-6844/2005, Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2005 г. № А74-4201/04-Ф02-4334/05-С1).

Т. Кошкина, аудитор КГ «Аюдар»

Налоговики с большой неохотой признают затраты компаний на весеннее благоустройство территории перед офисом. И в любое время года зеленеют  от попыток компаний списать затраты на озеленение территории. Такие расходы, по их мнению,  никак не связаны с получением прибыли. Но убедить их в обратном можно, если постараться.

Согласитесь, гораздо приятнее на подходе к зданию какой-нибудь фирмы лицезреть ухоженный газон, симпатичную ограду, аккуратно вымощенные площадки для парковки и дорожки. А уж если перед вами предстанет творение достаточно талантливого ландшафтника, ваше внимание тем более задержится на этом шедевре.

Бесспорно, никакой дизайн не спасет недобросовестную фирму и ее сотрудников, но вот рейтинг среди клиентов повысит обязательно.

Зеленый тренд

Итак, вы решили не отставать от нового «тренда» и создать возле своего офиса прекрасный сад. Конечно, следуя народной мудрости, которая гласит, что учить, лечить и сажать сады у нас умеет каждый, вы можете вооружиться лопатой, засучить рукава и самостоятельно взяться за дело. Но чтобы не смешить соседей по офису, а главное, получить достойный результат, лучше доверить это дело профессионалам.

Ухоженная территория при офисе радует глаз – нет сомнений. Однако, есть вопрос: насколько обрадуется глаз налогового инспектора, который увидит ваши расходы на озеленение? Именно с таким случаем пришлось столкнуться одному из моих клиентов. Сказав, что это не телефонный разговор, он пригласил меня к себе. Вопрос касался парка, который разместился на придомовой территории, а вернее расходов на его создание и содержание.

У богатых свои причуды

Небольшой участок земли (всего 150 кв.м.) перед офисом напоминал райский сад. Все было «по-взрослому»: дорожки и площадки вымощены полнопиленой шлифованной гранитной брусчаткой, безупречный газон из 100% мятлика лугового изумлял своим ровным изумрудным цветом. На газоне красовались: бонсай из сосны горной «Mughus», сосны обыкновенной «Watereri», можжевельника виргинского «Hetz». Каждый примерно по 200-250 тысяч рублей.

Задний план оттеняли спирали из туи западной «Yellow Ribbon», по обе стороны от крыльца величаво стояли ели колючие «Glauca», а вход украшали несколько арок из липы мелколистной, тоже, кстати, стоившие около 200 тысяч рублей каждая.

В симпатичном водоеме плавали разноцветные кои, то и дело, скрываясь под листьями кувшинок «Almost Black», «Blushing Bride» и «Red Queen». Качественный дренаж не позволял застаиваться дождевой воде, а система автоматического полива снабжала растения влагой даже в самую жестокую засуху.

Естественно, когда я впервые оказался в этом удивительном саду, я и понятия не имел о том, как называются все эти растения. Их названия, а вместе с ними и стоимость я специально выписал из сметы на озеленение.

Сад, бесспорно, впечатлял. Но добило меня окончательно небольшое деревце – сосна горная «Gnom» в форме зонта, стоимостью практически в миллион рублей. Этот шедевр топиарного искусства специально привезли из немецкого питомника и с помощью альпинистского оборудования подняли на 12 этаж. Ведь там, на крыше, тоже принадлежавшей фирме, находилось продолжение райского сада. Это уникальное дерево, возраст которого насчитывал около ста лет, стало талисманом фирмы. Оно до такой степени превратилось в «предмет культа», что опавшие с него иголки в специальных коробочках раздавали клиентам в качестве сувениров. Садом гордились все сотрудники фирмы, а по мнению многих клиентов, это была настоящая фишка фирмы.

Сумма затрат на благоустройство зашкаливала далеко за 50 миллионов рублей. И налоговая служба не могла пройти мимо этого, тем более, что в ходе каждой проверки инспекторы всякий раз проходили через этот прекрасный парк. Видимо, сумма, потраченная на этот рай, не давала свободно вдыхать аромат роз возле крыльца, а тень катальпы над кованой скамейкой включала на полную мощь фантазии инспектора о том, как выполнить месячный план начислений.

С чем едят «кровельный пирог»

Но давайте обо всем по порядку. Итак, меня пригласили в бухгалтерию, где озвучили «зеленую» проблему. В расходы были включены несколько этапов работы, при этом некоторые из них выполнялись по несколько лет. Главбух, как карты, раскинула передо мной «зеленые» папки.

Первая, самая увесистая, содержала предпроектную документацию и генплан. На основании отчета специалиста, выезжавшего на объект, и данных фотофиксации было составлено заключение о существующей ситуации.

Далее следовали заключение почвоведа о состоянии грунтов и дендролога, проводившего мониторинг имеющихся древесно-кустарниковых насаждений на участке.

Следующий этап – топографическая съемка участка. На ее основе была составлена теневая эпюра и два эскиза, где отражалась разработка планировочного и зонального решения объекта.

Следующий важный документ – генеральный план по благоустройству и озеленению территории (дизайн-проект).

Вторая папка включала непосредственно рабочую документацию: план вертикальной планировки участка с разрезами подпорных стен и рельефом дна декоративного водоема; план дренажной системы; разбивочный чертеж с привязками дорожек и площадок с разрезами дорожных одежд; картограмму перемещения земляных масс; дендропосадочный чертеж с ассортиментной ведомостью по деревьям и кустарникам, включая сад топиаров, с рекомендациями по уходу за каждым видом растений; ассортиментную ведомость водных и береговых растений для оформления декоративного водоема; план системы освещения; схему системы автоматического полива с перечнем необходимого оборудования и материалов; подбор малых архитектурных форм к проекту (МАФ), а также сметную документацию на проектирование, реализацию проекта и регулярный профессиональный уход за садом, графики выполнения работ и сроки поэтапного финансирования.

В третьей папке содержались отчеты о поэтапном выполнении работ. В первый год были выполнены работы, начиная с черновой планировки участка, перемещения грунтов, формирования ложа водоема, закладки дренажа, выноса проекта на натуру(который заключался в разметке подпорных стен, дорожек и площадок), формирования рельефа, строительства подпорных стен и дорожно-тропиночной сети и, заканчивая посадкой крупномерных растений.

На второй год завершили планировку, высадили основную массу растений, заложили системы полива и освещения, установили часть малых архитектурных форм.

На третий год постелили рулонный газон, сформировали цветники, оформили водными и береговыми растениями декоративный водоем, установили системы фильтрации, декоративную подсветку, выпустили ярких кои, установили светильники, ландшафтную подсветку растений, закончили размещение малых архитектурных форм.

Четвертая папка вмещала себя документацию по созданию сада на крыше. Кроме таких же чертежей и отчетов, которые я уже видел, она включала схемы создания «кровельного пирога», данные о допустимых нагрузках на существующую кровлю, схемы оттока дождевой и поливочной воды, а также отчет о высотных работах, с помощью которых дорогостоящие экземпляры растений были доставлены на 12 этаж.

Зеленая проблема

Главбух в точности описала мне, какие проблемы ее мучили. После изучения многочисленных источников, у нее сложилось два варианта подачи инспектору экономического обоснования таких значительных затрат.

Точка зрения первая

Исходя их того, что перечень расходов, указанных в ст. 264 НК РФ, не является закрытым, Налоговый кодекс РФ разрешает учитывать и иные расходы, связанные с производством и реализацией. Но это с точки зрения Налогового кодекса. Однако мнение налогового инспектора, как это и получилось в данном случае, может не совпадать с позицией закона.

Главбух нашла целых 10 писем, где грозный Минфин с Налоговой службой против такого включения: Письма Минфина от 17.07.2012 № 03-03-06/2/81, от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386, от 07.11.2007 № 03-03-06/1/777 и т.д.

Вместе с тем, существует и десяток судебных прецедентов, где служители Фемиды не согласны с Минфином РФ и считают такие расходы экономически обоснованными. Не поленюсь привести, вдруг пригодятся: Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2012 по делу № А40-47856/10-107-250, Постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5675/12 по делу № А47-3661/2011, Постановление ФАС Московского округа от 23.11.2007 № КА-А40/12039-07 по делу № А40-1198/07-20-2, Постановление ФАС Московского округа от 10.10.2008 N КА-А40/8775-08 по делу № А40-3666/08-129-15, Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2007 № Ф09-3656/07-С2 по делу № А60-8440/06, Постановление ФАС Центрального округа от 26.04.2007 по делу № А68-АП-400/14-04, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2006, 15.02.2006 « Ф03-А73/05-2/5081 по делу № А73-5358/2005-23.

Подход второй

Включить расходы в стоимость здания. Но это сразу отпало, так как здание было куплено 10 лет назад, а озеленение проводилось в последние три года. Более того, в соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. А на основании пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не амортизируются. Следовательно, расходы, связанные с озеленением территории земельного участка предприятия, не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль (Письма Минфина России от 30.10.2007 № 03-03-06/1/745, от 25.05.2007 № 03-03-06/1/309).

Но, как оказывается, есть и другое мнение. Это мнение ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 № А56-11749/04. Суд сделал следующий вывод: в пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ указано, что амортизация не начисляется только по объектам, которые созданы за счет средств бюджетного или иного подобного целевого финансирования. Поэтому, если объект внешнего благоустройства сооружен без привлечения таких источников, данная норма не применяется, и налогоплательщик вправе начислять амортизацию. Забегая вперед, скажу, что в данном случае мы остановились на первом варианте.

Все дело в обезьяне

Глядя на все это, я убедился – работа проделана колоссальная. Для меня стали важными факторами объем и качество документов. Все было в норме.

– Вы поможете? – с тревогой спросила главбух.

– Конечно, все решим! – ответил я и тут же услышал продолжение вопроса:

– А как быть с обезьяной?

– С какой обезьяной? – спрашиваю. А главбух чуть не плачет: инспектор грозиться «бонусом» – написать в акте выездной проверки, что особенно его возмутила обезьяна.

Читайте также:  РЕСПУБЛИКА ПУШКИНСКАЯ

– Так у вас еще и обезьяна?

– Ну, вместе с деревьями нам подарили обезьяну Машку, она у нас в саду живет. Мы ее списали и содержим за счет благоустройства.

Используя качественно оформленные документы, мы сделали следующие дополнительные ходы.

Первое, сходили в местную Управу, получили предписание на озеленение придомовой территории (конечно, задним числом), согласовали все дизайнерские проекты. Второе, дополнили коллективный трудовой договор пунктом про обязательное озеленение территории в связи с неблагоприятной экологической средой и создание нормальных условий работы сотрудников.

Организовали встречу налогового инспектора, не дожидаясь вручения акта выездной налоговой проверки, показали эти документы, которые он почему-то «не заметил» раньше. Вернее, главбух не успела принести их из архива.

Но основой акцент мы сделали на так называемой доктрине «экономической целесообразности». Для этого провели ликбез, стараясь не обижать чувства налогового инспектора.

Остановлюсь на этом подробнее. В основу наших доказательств легло определение пред­принимательской деятельности, которое дано в п. 1 ст. 2 ГК: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи то­варов, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Конституционный суд также выразил свою позицию по данному вопросу (см. определение № 320-О-П от 4 июня 2007 г., абзац 5, п. 3): «Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективно­сти или полученного результата.

В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8, ч. 1 Конститу­ции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность».

В конце концов мы договорились, что инспектор не будет высказывать в акте выездной налоговой проверки свои сомнения в экономической целесообразности затрат на озеленение и благоустройство, вот только обезьяну из расходов на благоустройство пришлось все-таки убрать – оформили ее «сторожевой собакой» в охранную службу.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Если у Вас есть вопрос – задайте его здесь >>

Как налоговики взыскивают недоимки и штрафы

Содержание МКД 23 ноября 2018

Благоустройство придомовой территории относится к компетенции общего собрания собственников, а содержание её в надлежащем состоянии – обязанность управляющей домом организации. Читайте о том, как УО совместно с жителями дома может реализовать интересный проект по благоустройству двора.

Кто принимает решение о благоустройстве придомовой территории

Придомовая территория МКД с элементами благоустройства входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, если земельный участок под МКД поставлен на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В таком случае организация, заключившая договор управления с собственниками, отвечает за надлежащее содержание участка и находящихся на нём объектов.

Решение о благоустройстве земельного участка, установке на нём новых объектов: детской или спортивной площадки, элементов озеленения, парковки – принимается на общем собрании собственников помещений в доме (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Бремя содержания таких объектов лежит на собственниках. Стоимость их содержания включается в перечень работ и услуг по договору управления, также – в размер платы за жилое помещение, выставляемой УО жителям дома. Подобные изменения условий договора управления утверждаются собственниками на ОСС.

УО и благоустройство дворовой территории

С чего начать подготовку к благоустройству двора

Под благоустройством двора понимается перечень различных мероприятий: озеленение, зонирование, асфальтирование, установка детских и спортивных площадок, уличной мебели, ограждений, покрытий, малых архитектурных объектов, организация парковки, освещения. Жители могут решить сделать что-то одно или разработать целый проект по изменению облика придомовой территории.

Чаще жители дома выступают с предложением установить детскую площадку или организовать парковку. Так же они имеют право реализовать в своём дворе целый проект с приминением арт-дизайна и правил зонирования. Но инициаторы изменений не всегда понимают, что нужно сделать, чтобы получить для этого поддержку других жителей дома, с чего начать.

В этом помогут рекомендации методического пособия по развитию дворов в малых городах, разработанного участниками проекта «Создай свой город». Согласно пособию, первым шагом к реализации плана по изменению двора многоквартирного дома является как раз создание инициативной группы жителей. Чаще всего эта группа возникает без участия УО или ТСЖ, и именно она предлагает благоустроить территорию.

Кто отвечает за содержание и благоустройство придомовой территории

Зачем проводить собрание инициативной группы

Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании. Поэтому до того, как провести такое собрание, инициативная группа совместно со специалистами УО должны проработать свои предложения, собрать информацию. Это важно по нескольким причинам:

  • Инициативные жители дома при этом подтвердят желание участвовать в благоустройстве двора, смогут чётко определить запрос на изменения: что, по их мнению, нужно поменять, какие есть идеи, на чём сделать акцент.
  • Выносить вопрос о благоустройстве двора на обсуждение с широким кругом жителей, в том числе на общем собрании собственников, нужно только после появления у инициаторов конкретных предложений, чётких вопросов. Люди не любят, когда их отрывают от дел для обсуждения абстрактных идей.
  • Заранее необходимо определить возможные источники финансирования работ: из средств на текущий или капитальный ремонт, за счёт целевых взносов жителей дома, за счёт участия в муниципальных и федеральных целевых программах.

На заседаниях инициативной группы в обязательном порядке должны присутствовать представители УО. Они помогут жителям дома разобраться в законодательстве, которое регулирует благоустройство дворов, подготовить информацию и документы для ОСС.

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Что нужно донести до жителей МКД на первой встрече по благоустройству двора

Авторы методического пособия подчёркивают, что для успешного проекта по благоустройству двора важно активное участие жителей дома в разработке идеи. Это нужно и для того, чтобы обеспечить поддержку планов на общем собрании собственников.

УО и инициативная группа могут сначала провести неофициальное собрание: рассказать жителям дома о своих предложениях, собрать идеи и вопросы, понять, чего хотят соседи и хотят ли вообще благоустраивать территорию. На таком собрании следует:

  • представить конкретные предложения по благоустройству, их примерную стоимость, сроки реализации, подкрепить слова примерами уже реализованных в стране проектов;
  • донести до жителей дома информацию о том, что все новые объекты на придомовой территории будет необходимо внести в состав общего имущества МКД и нести бремя их содержания будут сами собственники в составе платы за жилое помещение;
  • рассказать о возможных источниках финансирования работ.

Таким образом, УО и группа инициаторов получат понимание, поддерживают ли их другие жители дома и какие именно вопросы необходимо вынести на общее собрание собственников, которое проводится в соответствии со ст. ст. 45–46 ЖК РФ.

В методическом пособии отмечается, что инициаторы проекта должны быть готовы к тому, что часть соседей негативно отреагирует на предложение. Их задача – найти поддержку у большинства собственников.

Возникновение права собственности на земельный участок под МКД

Как подготовить техническое задание по благоустройству двора

Важный этап подготовки проекта – составление технического задания, в котором жители дома должны изложить требования к запланированным работам по благоустройству двора и их результату. В задание включаются технические характеристики будущих объектов, стиль, размещение на территории и т.д. На основании техзадания разрабатывается готовый проект и план-график проведения работ.

Для создания технического задания согласно пожеланиям и возможностям жителей дома инициаторам необходимо пройти этап исследования:

  • Решить вопрос с постановкой земельного участка под домом на кадастровый учёт, если ранее это не было сделано, и включением его в состав общего имущества дома. Здесь важна помощь УО.
  • Узнать возможности жителей дома, их вклад в реализацию планов по преображению двора: непосредственное участие в работах по благоустройству, экспертиза, помощь материалами, скидками в магазинах и др. Возможно, жители смогут сделать большую часть работ своими силами и с небольшим бюджетом.
  • Изучить НПА, выяснить, что разрешено делать на территории, а что нет; узнать порядок согласования с органом МСУ проектов благоустройства.
  • Изучить действующие на территории муниципалитета программы по благоустройству дворов и возможность получения по ним гранта.

Для прояснения этих важных вопросов, возможно, понадобится несколько встреч с жителями и активная помощь специалистов управляющей организации, например, юристов. Также можно создать группы в мессенджерах или социальных сетях, что позволит быстрее решать возникшие вопросы и делиться информацией.

Когда все вопросы проработаны, информация доведена до собственников, и они поддержали идею, то она должна лечь в основу технического задания. Как отмечают авторы методических указаний, разработка технического задания может стать одним из самых долгих этапов в реализации проекта: задание может несколько раз обсуждаться и изменяться жителями дома.

Когда начинается срок кадастрового учёта и регистрации права

Какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников

Итак, техническое задание для составления проекта по благоустройству двора готово, с ним согласны жители. Теперь важно утвердить его на общем собрании собственников помещений. На собрании следует утвердить:

  • Техническое задание для разработки проекта.
  • Бюджет и план-график работ.
  • Источник финансирования, при необходимости – согласовать подачу заявки на дополнительное финансирование в рамках муниципальной или федеральной программы.
  • Выбранного для проведения работ подрядчика и условия договора, если это предусмотрено планом реализации проекта.

Решение по вопросам повестки принимается в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Возможно, с первого раза утвердить все представленные предложения не получится, тогда следует учесть замечания собственников, внести в документы изменения и снова провести ОСС.

На основе утверждённого технического задания готовится архитектурный проект, который согласовывает орган местного самоуправления, проверив на соответствие законодательным актам, регулирующим благоустройство территории муниципалитета.

Как оформить земельный участок под многоквартирным домом

На что УО и собственникам обратить внимание при реализации проекта и после него

Когда все формальности соблюдены, можно приступать непосредственно к реализации проекта. В зависимости от принятого решения благоустройство может быть выполнено полностью силами жителей дома и сотрудников УО или с привлечением сторонней компании.

Во втором случае договор на оказание услуг должен быть утверждён на ОСС. Подписать его от имени собственников может управляющая домом организация, если она наделена такими полномочиями.

На всех этапах лидеры проекта должны контролировать ход работ и проверять их на соответствие проекту и качество. Принимать готовый двор и поставленные объекты следует комиссии с участием собственников и представителей УО. При желании двор можно торжественно открыть, собрав на праздник жителей МКД, а если проект был оригинальным или масштабным – представителей муниципалитета и прессы.

Последним этапом в работе станет проведение нового ОСС, на котором собственники должны включить новые объекты в состав общего имущества дома и утвердить новый размер платы за содержание и ремонт (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). В стоимость услуг УО будет включена цена работ по обслуживанию, ремонту объектов, а при необходимости – охране и уборке.

Минстрой РФ о некоторых особенностях проведения общих собраний

Как подготовить и реализовать проект благоустройства двора

Резюмируем рекомендации, изложенные в методическом пособии. Для успешного благоустройства придомовой территории, УО и жителям дома необходимо:

  • Создать инициативную группу и обсудить идеи.
  • Собрать необходимую информацию о земельном участке, программах по благоустройству, требованиях закона к таким проектам, порядке их согласования.
  • Довести собранные материалы до сведения всех жителей дома, собрать их предложения, доработать предложения и определить источник финансирования.
  • Подготовить техническое задание, план-график, смету.
  • Провести ОСС и утвердить важные вопросы реализации проекта.
  • Разработать проект и согласовать его с собственниками и органом МСУ.
  • Реализовать проект и принять выполненные работы.

При подготовке и реализации проекта по благоустройству может потребоваться несколько общих собраний собственников. Их следует провести в соответствии с требованиями жилищного законодательства. В таком случае принятые на ОСС положительные решения будут обязательны для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Оцените статью