РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ pos gosuslugi

Изучая типографские шрифты первопечатных
книг, можно ясно видеть, что рукописный
шрифт является их естественным и
непосредственным предшественником.

Рукописные шрифты, послужившие в Европе
основой для типографских шрифтов, в
большинстве ведут начало от высеченного
на камне римского шрифта (рис. 4), служившего
для надписей на монументальных памятниках.
Этот шрифт называется капитальным, т.
е. “большим”, “главным”.

Его формы определяют основные формы
букв, в частности прописных букв печатных
шрифтов типа антиквы; От римского шрифта
и до шрифта наших дней линия развития
идет не прерываясь.

Капитальный шрифт называют также
“римский маюскул” (маюскул — шрифт,
состоящий из “больших”, т. е.
прописных, букв).

Техника работы на камне определяла
некоторые стилевые особенности
капитального шрифта, в частности характер
отсечек (как их называют в полиграфической
практике).

Римский классический алфавит образовался
к началу нашей эры и оставался неизменным
примерно 400 лет.

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 4 Шрифт Траянской колонны в Риме

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 5 Рукописный капитальный шрифт

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 6 Унициальный шрифт (V в.)

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 7 Римский курсив

В древнейших римских шрифтах отсечки
давались без определенных правил, по
большей части перпендикулярно к штриху.
К I в. до н. э. отсечки за малыми исключениями
даются или параллельно строке или
перпендикулярно к ней, благодаря чему
особенно остро подчеркиваются
горизонтальные границы строки. Отсечки
сохраняются и в рукописном шрифте.

Римский рукописный шрифт идет от тех
же основных форм, что и шрифт на камне.

В качестве книжного шрифта он принимает,
между прочим, ту форму которая носит у
палеографов название rustica (деревенский).

Шрифты этого типа (рис. 5) сохранились
только от IV или V в. и. э., но возникли они
гораздо раньше.

Примерно к началу нашей эры рукописный
шрифт принял еще одну форму: так называемый
унциальный римский шрифт (рис. 6) с
закругленными формами. Закругленность
форм объясняется применением в качестве
инструмента для письма тростника или
кисти, определивших характер букв.

Унциальный шрифт полностью сформировался
к началу IV в. н. э.

Капитальный шрифт, подобно античной
архитектуре, представлен в гармонических
формах, кажущаяся простота которых в
действительности очень сложна. Мастера
шрифта эпохи ренессанса приложили
позднее много стараний, чтобы при помощи
математических построений создать
шрифты, подобные капитальному.

В качестве шрифта, обычно применяемого
в житейской практике (главным образом
для коротких записей на восковых
табличках), возник римский курсив, т. е.
“бегущий”, “косолежащий”.

В курсиве сглаженные, измененные для
быстроты письма капитальные буквы были
соединены одна с другой, вследствие
чего они принимали часто наклонную
форму (рис. 7).

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 8 Полуунициальный шрифт (VI в.)

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 9 Минускул (XI в.)

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 10 Шрифты, приобретающие черты
готического (XII в.)

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 11 Мисаль-готический шрифт (XV в.)

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 12 Полуготический шрифт

С течением времени из соединения
унциального шрифта с курсивом возник
так называемый полуунциальный шрифт
(рис. 8), характерная особенность которого
— верхние и нижние удлинения в некоторых
буквах. Эти удлинения являются первой
ступенью перехода к строчным буквам.
Полуунциальный шрифт поэтому называется
также “минускул” (минускул — шрифт
“маленьких”, т. е. строчных, букв).
Ко времени первого императора франков
— Карла Великого (IX в.) возник каролингский
минускул, который через столетие в
основном имел уже формы, запечатленные
позже в типографских шрифтах.

На рис. 9 изображен минускул XI в., рисунок
которого послужил образцом для шрифтов
типа антиквы.

В XI и XII вв. из минускула постепенно
развился шрифт нового типа __ удлиненный,
остроконечный, угловатый, названный
готическим или, в честь его создателей,
монашеским. Он был распространен в
Англии, Германии, Фландрии и Франции.

На рис. 10 изображен шрифт, переходный к
готическому. На рис. 11 доказана наиболее
завершенная форма готического шрифта,
так называемый миссаль-готический
(миссали __ богослужебные книги католической
церкви). Наряду с миссаль-готическим
сохранился шрифт с более мягкими и
округлыми буквами, названный полуготическим
(рис. 12). Этот шрифт употреблялся в Италии
и Испании.

В XIII в. образовалась одна из форм
наклонного готического шрифта, некоторый
род курсива, со сходящимися под острым
углом штрихами. Этот шрифт употреблялся
главным образом для документов. Из него
позже выработался современный немецкий
рукописный шрифт.

Римский унциальный шрифт обладал
высокими художественными достоинствами.
Превращение маюскула в минускул (при
помощи курсива) отчасти лишило шрифт
ритмичности и силы, к которым снова
начинает стремиться каролингский
минускул. В шрифте, представляющем собой
переходную ступень к готическому, это
стремление возрастает. Шрифт становится
более сильным, расстояния между
вертикальными штрихами более равномерными,
более отвечающим насыщенности самих
штрихов. Однообразные закругления
придают всему шрифту более определенный
характер.

В готическом шрифте мы находим в
закономерно построенной и организованной
форме те же стилевые признаки, что и в
готическом искусстве. Между прочим,
готический шрифт представлял большие
трудности для каллиграфа. Трудно было
добиться оптически равных промежутков
между всеми вертикальными штрихами, а
также правильного отношения этих
промежутков к силе штрихов. Буквы т, о,
п и т. п. могли быть равномерно написаны
и поставлены одна возле другой. При
асимметричных же я выступающих в одну
сторону буквах, как г, t, с и т. д., пустоты
нарушали закономерную параллельную
решетку, образуемую основными штрихами
всех букв. Чтобы выйти из этого положения,
опытные писцы прибегали к сближению и
соединению отдельных букв. Таким путем
создались лигатуры (рис. 13), которые были
традицией рукописного искусства в
течение столетий и перешли позже в
типографский шрифт.

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 13 Лигатуры

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 14 Гуманистический шрифт (1480)

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 15 Шрифт 42-строчной библии Гуттенберга

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ

Рис. 16 Первый шрифт Свейгейма и Паннартца
(1465)

Ко времени изобретения книгопечатания
в рукописных шрифтах произошла некоторая
перемена. Произошло частичное возвращение
к каролингскому шрифту. Это было вызвано,
с одной стороны, тем, что в эпоху ренессанса
проявлялся огромный интерес к классическим
текстам древности, в частности Рима. Во
многих случаях эти манускрипты были
написаны каролингским шрифтом, и при
копировании текста писцы копировали
также и характер шрифта. Новокаролингский,
или гуманистический, шрифт (рис. 14),
появившийся впервые во Флоренции в
начале XV в., имеет округлые формы и
является более совершенной разновидностью
шрифта XI в.

Другая причина распространения
новокаролингского шрифта заключалась
в том, что вся культура ренессанса с ее
ориентировкой на античность была прямо
противоположна готике.

Потребовалось немного лет, чтобы
новокаролингский шрифт, или, как его
называли, littera antiqua (“древняя буква”,
отсюда и наше название “антиква”),
сделался общепризнанным шрифтом для
манускриптов светского содержания.
Существовало, как это имело место и в
готическом шрифте, два рода антиквы:
прямая и наклонная для быстрого письма.
Эти шрифты — прообразы наших шрифтов
типа антиквы: прямых (романский) и курсива
(“италик”).

В качестве прописных применялись буквы
римского капитального шрифта, сохранившиеся
позже в типографских шрифтах “антиква”.

Ко времени Гутенберга в Европе было в
употреблении около пяти основных
рукописных шрифтов, которые делились
на две группы — готические и гуманистические
шрифты.

Римское письмо

Самый древний почерк латинского письма
носит название “капитальное письмо”

(I-V вв.) или “капитальный шрифт”.
Надписи этим шрифтом выполнялись на
папирусных свитках и пергаментных
кодексах (деревянных книгах). На папирусе
писали тростниковым пиром, а на пергаменте
– гусиным, на каменных плитах буквы
высекались. Капитальное письмо было
двух видов: квадратное
(красивое,
монументальное) (рис. 7) и рустичное

(“деревенское”) (рис. 8). Квадратное
письмо носило геометрический характер:
все буквы вписывались в квадрат; рустичное
письмо отличалось некоторой простотой
и свободой исполнения, буквы имели
декоративную ромбовидную форму.

Читайте также:  ПЕНСИОННЫЙ ФОНД БЕЛОРЕЧЕНСК ТЕЛЕФОН

Для более быстрого написания текста
появился шрифт “курсив” (в переводе
с латинского «наклонный»). Его буквы
значительно упростились, но несколько
потерялась четкость и красота, а,
следовательно, удобочитаемость.

Для переписки литературных текстов к
IV в. сформировался так называемый унциал,

имеющий буквы искривленной формы (рис.
9). Унциал просуществовал до IX в. Он
представлял собой спокойное величественное
письмо с характерными округлыми формами.
Его буквы как бы сплетались плавными
линиями пера. Закругленность букв
способствовала быстроте написания.

В VII-IX вв. появляется шрифт полуунциал

(рис. 10). Буквы полуунциала имели удлинения
сверху и снизу. Это шрифт был переходным
к курсивному минускульному письму.
Минускул в переводе в латинского —
маленький. Минускул широко применяется
в Западной Европе. Писали тогда на
восковых табличках. Затем в IX в. получили
дальнейшее развитие варианты
каллиграфических шрифтов.

Римское письмо было неудобочитаемым,
потому что оно выполнялось без интервалов
между словами. Буквы текста скорее
вычерчивались, чем писались. В эпоху
средневековья письмо было привилегией
писцов, которые придавали немалое
значение красоте букв в тексте.

К VII в. первоначальный минускул изживает
себя, претерпевает изменения и получает
свое завершение в каролингском письме,
названном в честь правления во Франции
династии Каролингов. К концу XI в.
Каролингский минускул господствовал
во многих странах Западной Европы.

В конце XI – в начале XII в. стал складываться
новый по форме букв шрифт с острыми
штрихами под названием готический (рис.
11). Он существовал в эпоху господства
готики в архитектуре и искусстве.
Готический шрифт получил широкое
распространение по всей Европе — в
Германии, Франции, Англии и др. Этот
шрифт явился новой ступенью в развитии
латинской письменности.

История антиквы

В XIV в. в Италии, во Франции, появляются
образцы так называемого гуманистического

письма (рис. 12), ничего общего, не имеющего
с готическим шрифтом. Этот шрифт по
времени совпал с эпохой Возрождения, и
поэтому его еще называют ренессанс-антиква.
Исследованию и графической обработке
этого шрифта придавали значение известные
художники и ученые эпохи Возрождения.
Они стремились придать шрифту строгую
логическую и математическую обоснованность,
варьируя форму и пропорцию букв.

С возникновением книгопечатания
произошел исторический перелом в
развитии шрифтов. Образцами для
изготовления типографских шрифтов
(гарнитур) стали рукописные шрифты.
Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг
изобрел способ печатания книг. Первые
его книги печатались готическим шрифтом,
поскольку антиква у немцев распространения
не имела. Первая книга напечатанная
механическим способом – Библия
Гутенберга.

В эпоху Возрождения был разработан
шрифт гуманистическая антиква
.
Первые правила по построению латинского
шрифта были опубликованы Лукой Пачоли,
учеником Леонардо да Винчи в 1509 г. Пачоли
предлагал строить буквы на основе
квадрата, используя для этого его
диагонали и вписанную в него окружность.
Однако шрифт получался малодинамичным
и однообразным. Немецкий художник и
геометр Альбрехт Дюрер создал образец
своего варианта латинского шрифта. Он
также брал за основу формы буквы квадрат,
стороны которого делил на 10 равных
частей, и строил, сетку, состоящую из
квадратов. За толщину основного штриха
брал размер шириной одной клетки, толщину
соединительных штрихов тоньше основных
на одну треть. Его шрифт достаточно
контрастный и интереснее, чем у Пачоли.
В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой
образец шрифта, взяв за основу конструкции
букв также квадрат (рис. 13). Его шрифт
построен весь с помощью чертежных
инструментов, отличается от шрифта
Дюрера меньшей контрастностью и некоторой
монотонностью.

В эпоху классицизма
возникла новая так называемая классическая
антиква

(рис. 14). Она уже не имела
никакой связи с рукописным шрифтом. Ее
отличает большая контрастность примерно
1:10), наплывы округленных элементов,
тонкие засечки. Шрифт стал четким,
красивым и удобочитаемым. Над созданием
шрифтов работали художники разных
стран: итальянец Джамбатиста Бодони,
француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и
др. Крупнейшей фигурой типографики
XVIII века был Джон Баскервилл,
работавший в Англии в 1750 – 70 гг. Первым
отказавшись от применения книжного
орнамента, он стал основоположником
«чистой» типографики, основанной только
на шрифтовом оформлении. Благодаря
изящному шрифту и музыкальной гармонии
набора, титульные листы его изданий
называют шедеврами типографского
искусства. / Ил. 36.

Текущая версия страницы пока не проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться от версии
, проверенной 9 ноября 2023 года; проверки требует 1 правка
.

РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ
Полуустав
РИМСКИЙ КАПИТАЛЬНЫЙ ШРИФТ В НЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ БУКВЫ
Цифры и русские буквы в стиле готического шрифта

Группа шрифтов разных видов и кеглей
, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой
.

История развития шрифтов

  • Первой письменной формой передачи мысли была пиктография
     — рисунки на стенах пещер и на скалах.
  • Узелковое письмо
    .
  • Идеография
     — следующий этап после пиктограмм.
  • Иероглифы
    Древнего Египта
    , знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета
    , явления
    , события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.
  • Первый алфавит
    литературно-фонетического письма создали финикийцы
    . Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого
    , латинского
    , кириллического
    и прочих.
  • Греки усовершенствовали финикийский алфавит
    , введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — круга
    , треугольника
    , отрезка
    . Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе
    .
  • Латинский и кириллический алфавиты построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов
    .
     
    Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна
    в Риме

    Маюскул
    высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата
    . Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика

    . Ещё один вариант рукописного римского письма — курсив

    .

  • В VI веке
    появляется новый стиль письма — унциал

    . Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал
    . Этот период стал переходным от маюскульного
    письма к минускульному
    .
  • В IX веке
    распространяется каролингский минускул
     — шрифт, литеры которого используются и в наше время.
  • В XI
    XII веках
    развивается готическое письмо

    . Готический шрифт
    имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура
    , бастарда
    , ротунда
    , декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура
    .
  • Круглоготический
    , швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившим название « антиква
    »

    . В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли
    .
  • В трактате Жоффруа Тори
    «Цветущий луг»
    , литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.
  • Альбрехт Дюрер
    разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.
  • Литера «А»
    . Лука Пачоли, 1509 г.

  • Литера «А»
    . « Цветущий луг», Жоффруа Тори
    , 1526 г.

  • Литера «А»
    . Альбрехт Дюрер, 1528 г.

В XV веке
типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя Жансон
, Альд Мануций
и Клод Гарамон
. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю
.

  • Шрифт Николя Жансона

  • Шрифт Альда Мануция

  • Шрифт Клода Гарамона

Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII
 — начале XIX веков
в шрифтах Дидо
.

 
Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год

В XVIII веке
, наряду с европейскими начинают развиваться и русские
шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица

и глаголица

.

Самые древние шрифты — устав
и полуустав
 — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись
, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии
XVII веке
. Ею писались грамоты и официальные документы.

 
Подпись Богдана Хмельницкого, выполненная скорописью: « Богданъ Хмелницкий, Гетманъ войска Запорож[с]кого, его к[оролевской] м[и]łости рука власна
»

Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века
появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была « Апостол
» Ивана Фёдорова
, изданная в 1564 году
.

Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I
и введён в 1708 году
. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы
.

На рубеже XVIII
XIX веков
в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский
, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

XX век
породил новые гротескные и рубленые шрифты
, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм
. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура

Пауль Реннера
, п еньо
Кассандра
, эрбар-гротеск
Якова Эрбара
и гилл-гротеск
Эрика Гилла
.

  • Футура
    Поля Реннера

  • Пеньо
    Адольфа Кассандра

  • Эрбар-гротеск
    Якоба Эрбара

  • Гилл-гротеск
    Эрика Гилла

Основные характеристики шрифтов

  • наклонность
    : прямой, или римский (roman); курсив
    (italic); «механически наклонный» (slanted);
  • насыщенность
    (weight), отношение толщины штриха к высоте буквы: тонкий, светлый, нормальный, полужирный, жирный, чёрный;
  • плотность
    (width), отношение ширины к высоте букв: нормальный, узкий
    , широкий;
  • пропорциональность
    : моноширинный
    , пропорциональный;
  • контрастность
    (contrast), соотношение толщин основного и соединительного штрихов;
  • размер ( кегль
    )

    в пунктах
    (1 пункт = 1
    / 72
    дюйма
    );
  • чёткость
    : чёткий, размытый;
  • оптический размер
    ;
  • ёмкость
    (compactness), количество знаков в заданном кегле, которые умещаются на отрезке определённой длины: убористый, объёмистый.

Кегль
 — параметр шрифта, включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые распространённые кегли для текстовых шрифтов — 6, 7, 8, 10, 11, 12; шрифты 4 и 5 кеглей употребляются очень редко.


Художественный облик шрифтов

  • Декоративный
    .
  • Динамичный
    .
  • Изящный
    . Римский капитальный, антиква, академические шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
  • Курсив
    . Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
  • Монументальный
    . Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск
    . Применяется для написания лозунгов
    , плакатов
    , транспарантов
    .
  • Свободный
    .
  • Строгий
    . Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
  • Фольклорный
    (украинский, арабский и т. д.).

Типографская система мер

Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье
( Pierre Simon Fournier
). В конце 1785 г. усовершенствована Фирменом Дидо
(). Система была создана окончательно точной. После проверки системы во многих странах мира (даже при 0° С) она была принята во многих странах Европы: Франции, Германии, Италии, России и др. В 1878 году было принято решение создать по аналогии и англо-американскую систему
в основе которой лежал размер английского пункта. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: ( Didot point system
), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм
, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (равный 1/72 французского дюйма), 1 цицеро
(равный 12 пунктов) и 1 квадрат (равный 4 цицицеро или 48 пунктов):

  • 1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм;
  • 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм;
  • 1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).

Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов.
При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:

  • Цицеро
     — кегль 12 п. Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.
  • Корпус
     — кегль 10 п.
  • Боргес
    («гражданский») — кегль 9 п.
  • Петит
    («маленький») — кегль 8 п.
  • Нонпарель
    («несравненный») — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):

  • Бриллиант
    (четверть цицеро) — кегль 3 п.
  • Диамант
    (полупетит) — кегль 4 п.
  • Перл
    («жемчуг») — кегль 5 п.
  • Миньон
    («любимый») — кегль 7 п.
  • Миттель
    («средний») — кегль 14 п.
  • Терция
    («одна треть квадрата») — кегль 16 п.
  • Текст
     — кегль 20 п. Шрифтом этого размера был набран текст библии Гутенберга
    , одной из первых печатных книг.

Плотность и насыщенность шрифта

Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кегля 10 пунктов это отношение колеблется от 60 до 85 %.

Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кегля 10 пунктов это отношение должно быть не более 23 %.

Группы стандартных шрифтов

  • рубленые шрифты — не имеющие засечек;
  • шрифты с едва наметившимися засечками — с несколько утолщёнными концами вертикальных штрихов;
  • медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
  • обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;
  • брусковые шрифты — неконтрастные или малоконтрастные, с длинными утолщенными
    засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с лёгким закруглением;
  • новые малоконтрастные шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными
    засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с лёгким закруглением.

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

Удобочитаемость и используемый шрифт

Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.

Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.

Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.

Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения ёмкости набора увлекаться уменьшением ширины литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость: например, шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью, как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.

Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4.

Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает ёмкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).

Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта. На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4—6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3—4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.

Для проверки удобочитаемости шрифта используются панграммы.

Панграмма (c греч. «каждая буква»), или разнобуквица
 — текст, использующий все или почти все буквы алфавита. Панграммы используются для демонстрации шрифтов, проверки передачи текста по линиям связи, тестирования печатающих устройств и т. п.

  • Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ!
  • В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!

Каждая буква использована по одному разу:

  • Любя, съешь щипцы, — вздохнёт мэр, — кайф жгуч.
  • Шеф взъярён тчк щипцы с эхом гудбай Жюль.
  • Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф.
  • Экс-граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!
  • Эх, чужак! Общий съём цен шляп (юфть) — вдрызг!

Некоторые буквы употреблены более одного раза:

  • Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей же чаю
     — эта легкозапоминающаяся панграмма содержит все буквы русского алфавита. В окне свойств шрифта операционной системы Windows
    для просмотра кириллических шрифтов используется усечённая версия этой панграммы Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю
     , которая содержит не содержит буквы «ж» и «ё».

На английском языке
:

  • The quick brown fox jumps over the lazy dog

    — наиболее популярная панграмма для английского алфавита, которая известна с конца XIX века [6]

    .
  • The five boxing wizards jump quickly
  • Pack my box with five dozen liquor jugs
  • Sphinx of black quartz, judge my vow
  • Google Fonts
  1. Шрифт//Гурьева Т. Г. (ред.). Краткий словарь терминов изобразительного искусства —М.:Советский художник, 1961.
  2. Шрифт типографский//Новый политехнический словарь/ Гл. ред. А. Ю. Ишлинский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
  3. Шрифт//Воройский Ф. С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник:введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006.
  4. ГОСТ 3489.1-71 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость
  5. ГОСТ Р 59587-2021 Плоскопечатный укрупненный шрифт для слабовидящих. Технические требования
  6. “Current Notes”. The Boston Journal
    : 1. February 10, 1885.


  • Петров К. Е.
    Типографский компьютерный набор и верстка. — М.
    : Радиософт, 2013—2915. — 1216 с. — ISBN 978-5-93274-113-9
    .
  • Гордон Ю. М.
    Книга про буквы от Аа до Яя. — М.
    : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2006. — 384 с. — ISBN 5-98062-006-0
    .
  • Розета Мус, Ойана Эррера и др.
    Управление проектом в сфере графического дизайна = A Graphic Design Project from Start to Finish. — М.
    : Альпина Паблишер
    , 2013. — 220 с. — ISBN 978-5-9614-2246-7
    .
  • Кашевский П. А.
    Шрифты. — Мн.
    : Літаратура і Мастацтва, 2012. — 192 с.



Продолжаю свои заметки на полях шляпы. Делаю я это, скорее, для себя, чем для кого-то другого. Никакой секретной информации они не содержат, всё можно найти в Википедии или тематических изданиях, но на курсах мне очень не хватает фактов и их четкой подачи. По умолчанию, видимо, считается, что всё это начинающие каллиграфы должны знать и так, но поскольку я ничего этого никогда не учила, информация из книг у меня очень плохо усваивается – приходится вот так вот “проговаривать” всё ещё раз, раскладывая по полочкам. Это также своеобразные отчеты о проделанной работе – раз появился подобный пост, значит, изучать этот шрифт я закончила. Конечно, практиковать любой шрифт можно бесконечно, но коль уж я добралась от отчета – значит, определенных успехов я достигла 🙂 Римский капитальный_Заставка

Сегодняшний наш разговор пойдет о главном столпе каллиграфии – римском капитальном шрифте.

Римское классическое письмо окончательно сформировалось в I в. в период расцвета Римской империи. Оно было неразрывно связано с архитектурой, как составная ее часть, в единстве стиля и ритма. Это определило законы его построения, пропорции, рисунок букв, их строгое расположение между двумя линиями шрифта, которым вторили горизонтальные засечки.

И. Т. Богдеско, “Каллиграфия”.

Римский капитальный_Ab initio

Самое главное, что нужно знать о капитальном шрифте – он очень просчитанный и геометрически выверенный. Разумеется, каждый каллиграф вертит любым шрифтом, как хочет, но если в остальных шрифтах есть что-то свое, что надо улавливать, то с римским капитальным всё просто – там всё давно посчитано, не надо заморачиваться. Конечно, как всё это рассчитывали римляне, нам никогда не узнать, но в эпоху Возрождения (той самой римской античности) фанатики сильно заморочились на предмет геометрии во всём и всё посчитали за нас. При желании в любой букве римского капитального можно вычислить всё – вплоть до угла и длины каждой засечки. Пропорции шрифта 1:10 и соответствуют тосканскому ордеру в архитектуре. Вдаваться в подробности не будем: тосканский – это упрощенный вариант дорического, а про последний все всё знают 🙂

Римский капитальный_Композиция

Римский капитальный – это, разумеется, не шрифт древнеримских надписей на надгробиях и прочей фигне. И даже не шрифт эпохи Возрождения. Уже в наше время он был проанализирован неким Эдвардом Катичем, католическим священником и каллиграфом, который примерно рассчитал все повороты пера при рисовании букв. Тут надо заметить, что перо приходится крутить так и сяк, вырисовывая все изгибы, именно поэтому в большинстве пособий о римском капитальном речь заходит только в самом конце как о довольно трудном в исполнении шрифте. Для простоты освоения сначала буквы мы выписываем кистью, а уже потом – пером (выше – композиция, выполненная кистью, ниже – копия с работы Ж. Ларше, выполненная пером).

Римский капитальный_Копия Ларше

Однако поскольку все остальные шрифты вышли, собственно, из римского капитального (или шрифта Колонны Траяна – короче, траянцы не зря разгромили даков, хехе), то довольно логично сначала научиться ему, а потом уже осваивать все остальные шрифты. Собственно, так оно и получается, потому как всё, что было после – упрощенная версия римского капитального и вариации на тему. Ну, за исключением кириллических шрифтов, пожалуй. Но о них – как-нибудь в другой раз.

В следующей серии нашей эпопеи я расскажу о шрифте “Гуманист” и базовом шрифте Джонстона, чтобы для самой себя уяснить разницу между ними %) Спасибо, что были с нами!

Оцените статью