Решения найдены в ЖКХ и цифровизации промышленности

Издательский дом «Коммерсантъ» провёл онлайн-конференцию «Умный город. Как выглядит настоящее». Рассказываем, по каким направлениям оценивается уровень цифровизации в сфере ЖКХ, почему «Умный город» стремится стать «Умным регионом» и с какими проблемами сталкиваются разработчики smart-решений при внедрении продуктов на коммунальных предприятиях.

Содержание
  1. Проблемы внедрения «умных» решений в сфере ЖКХ обсудили на конференции ИД «Коммерсантъ»
  2. Внедрение технологий и решений «Умного города» становится самоцелью
  3. Сложность использования решений, реализованных в ГИС ЖКХ
  4. Несовершенство законодательства и низкая скорость внесения в него изменений
  5. Высокий износ сетей, тарифные ограничения и привычка принимать решения без использования данных
  6. Недостаток квалифицированных кадров и угроза сокращения штата из-за автоматизации процессов
  7. «Цифровой водоканал» как пример оптимизации и повышения надёжности работы предприятия ЖКХ
  8. Цифровая платформа РосКвартала – многофункциональное решение для управляющих домами
  9. Практика и возможные решения
  10. Дать собственникам больше прав
  11. Исключить бизнес-риски УК
  12. Доработать Стратегию-2035
  13. Создать интерес к профессии и готовить кадры
  14. Сделать проживание в домах безопасным
  15. Использовать в работе новые технологии
  16. Проблемы ЖКХ и пути их решения
  17. Ключевые слова
  18. Текст научной работы
  19. Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ
  20. Цитировать

Проблемы внедрения «умных» решений в сфере ЖКХ обсудили на конференции ИД «Коммерсантъ»

На онлайн-конференции «Умный город. Как выглядит настоящее» выступили и ответили на вопросы участников:

  • замглавы проектной дирекции Минстроя РФ Елена Семёнова;
  • директор службы инвестиционных соглашений АО «ИнфраВЭБ» Светлана Дубинчина;
  • директор проектного офиса «Цифровое ресурсоснабжение» «Русатом Инфраструктурные решения» Игорь Чернов.

Внедрение технологий и решений «Умного города» становится самоцелью

Елена Семёнова начала своё выступление с того, что проект «Умный город» реализуется с 2018 года. Сегодня в нём участвуют 209 городов с населением свыше 100 тысяч человек. 2020 год с его ограничениями из-за пандемии ускорил цифровизацию городов. Лидером проекта «Умный город» сегодня является Москва, за ней следуют Екатеринбург и Казань.

Для проекта разработан стандарт мероприятий, которые должны быть внедрены в городе-участнике к 2030 году: среди них выделены базовые и дополнительные решения. При этом, как отметила спикер, использование технологий в рамках проекта «Умный город» не должно становиться самоцелью. Елена Семёнова привела примеры цифровизации ради цифровизации, для «галочки»:

  • Муниципалитет установил камеры видеонаблюдения для борьбы с преступностью, но состояние дел в этой сфере не улучшилось, значит, камеры установлены неэффективно.
  • В населённом пункте ставят «умные» остановки в то время, как там нет хороших дорог.

Цифровизация, как указала представитель Минстроя РФ, должна улучшать жизнь граждан, делать эффективными процессы и взаимодействие в городе/на предприятии, в отрасли.

Зачем УО и ТСЖ использовать smart-технологии при управлении домами

Сложность использования решений, реализованных в ГИС ЖКХ

Отдельно Елена Семёнова остановилась на цифровизации сферы ЖКХ. Она отметила, что показателями трансформации этой отрасли сегодня ведомство определило рост таких значений как:

  • Доля проведения онлайн-ОСС с использованием информационных систем, в том числе ГИС ЖКХ, от всех проводимых общих собраний в многоквартирных домах. Минстрой РФ планирует к 2030 году достичь показателя в 80%.
  • Процент оплат ЖКУ, которые произведены онлайн.
  • Доля информации, которую раскрывают поставщики сведений в ГИС ЖКХ.
  • Число городских ЕДДС, которые подключатся к Единой системе мониторинга аварий в ЖКХ. Система уже работает: в ней планируется использовать искусственный интеллект, который будет прогнозировать аварийные ситуации на сетях.

Елена Семёнова ответила на вопрос участника конференции о сложности использования ГИС ЖКХ, особенно для людей пожилого возраста. Участник предложил ведомству разработать ЕРЦ-онлайн, где можно будет легко оплатить квитанции за ЖКУ даже тем, кто плохо пользуется гаджетами.

Спикер отметила, что сейчас ведётся проработка проекта расчётных центров – онлайн, в которых потребители смогли бы в один–два клика оплатить все свои счета за ЖКУ. Также ведомство стремится модернизировать ГИС ЖКХ, сделать систему более удобной для граждан, клиентоориентированной.

Несовершенство законодательства и низкая скорость внесения в него изменений

Светлана Дубинчина посвятила своё выступление тенденции создания не единичных цифровых решения для проекта «Умный город», а переходу к многофункциональным платформам, которые могли бы охватить сразу несколько или все направления, а не решали одну какую-то проблему и реализовывали единичную возможность. В пример она привела застройщиков, которые готовы строить жилые комплексы, сразу реализуя в них различные «умные» технологии: в сфере безопасности, освещения, учёта ресурсов.

При этом, как отметила спикер, многофункциональные решения быстро и эффективно можно внедрить в моногородах, но в отдельном регионе, где множество населённых пунктов с различной инфраструктурой, возможностями и потребностями это сложнее.

Таким образом, можно говорить о переходе от проекта «Умный город» к «Умному региону», когда единый большой комплекс цифровых решений масштабируется сразу на весь субъект. Этому способствует и существующий в стране процесс распределения бюджета, в котором большую роль играет именно регион.

Но подобное решение наталкивается на несовершенство законодательства, которое не поспевает за изменениями в этой сфере. Например, реализация в регионе многофункциональной платформы, разработанной подрядчиком именно для этого субъекта РФ, может натолкнуться на антимонопольные ограничения, на требование проводить подобные бюджетные заказы через торги.

«Умный город» в 2021 году: развитие и влияние на отрасль ЖКХ

Высокий износ сетей, тарифные ограничения и привычка принимать решения без использования данных

О реализации уже готового цифрового решения для водоканалов рассказал на конференции Игорь Чернов. На основе своего опыта работы с коммунальными предприятиями спикер отметил, что процесс цифровой трансформации сферы ЖКХ является непростым, особенно когда дело касается поставщиков ресурсов.

С одной стороны, они имеют дело с сильным износом сетей и оборудования, а с другой – тарифным регулированием, когда государство ограничивает и сдерживает цены на их услуги/ресурсы. Им не до цифровизации в такой ситуации.

При этом, как отметил спикер, ещё одним важным фактором, который влияет на низкую скорость цифровизации ЖКХ, является отсутствие в отрасли опыта принятия решений на основе данных. Часто руководители предприятий решают вопросы/ситуации, основываясь не на информации или статистике, а на опыте, интуиции, сложившейся традиции.

Недостаток квалифицированных кадров и угроза сокращения штата из-за автоматизации процессов

На конференции спикеры обсудили вопрос о квалифицированных кадрах в ЖКХ, о работниках, которые смогут работать с цифровыми решениями: сотрудников необходимо переучивать, повышать их квалификацию. Это задача не разработчиков «умных» технологий, а Минстроя РФ и руководителей предприятий ЖКХ.

Как отметила Елена Семёнова, работники сферы должны понимать важность повышения квалификации и профессионализма, к тому же внедрение цифровых решений позволит им освободить своё время, стать более эффективными, отвечать за процессы и правильно принимать решения.

Ведомство сейчас прорабатывает вопрос о включении в соответствующие программы обучения такого направления как цифровизация ЖКХ. Ведь, как считает Елена Семёнова, всё начинается с кадров, а жилищно-коммунальное хозяйство не та сфера, где все проблемы будут решены цифровизацией.

Круглый стол «Умный город»: сервисы и проекты для организаций ЖКХ

«Цифровой водоканал» как пример оптимизации и повышения надёжности работы предприятия ЖКХ

Игорь Чернов в своём выступлении отметил, что в последнее время в ЖКХ становится всё больше частных компаний, и всё меньше МУПов. Это положительно сказывается на внедрении smart-технологий в отрасли: частные организации, особенно крупные, заинтересованы в цифровизации и выступают заказчиками информатизации и автоматизации процессов. Как отметил Игорь Чернов, их опыт показывает, что вложенные в эти процессы средства окупаются на коммунальных предприятиях за 3–5 лет.

Примером такого smart-решения является созданный «Русатом Инфраструктурные решения» проект «Цифровой водоканал», который уже реализуется на коммунальном предприятии в Удмуртии. Водоканал использует модули для сбора данных о(б):

  • объёмах поднятой и отпущенной потребителям воды,
  • расходе электроэнергии насосами,
  • аварийных ситуациях
  • передвижениях аварийно-ремонтных бригад и другие.
Читайте также:  Новые учебные методы

Собранная таким образом информация позволит повысить надёжность водоснабжения и сократит количество аварий, а процесс управления производством станет прозрачным и эффективным.

Цифровая платформа РосКвартала – многофункциональное решение для управляющих домами

Пока спикеры говорят о создании и реализации многофункциональных платформ, которые будут охватывать несколько направлений цифровизации и автоматизации, в том числе в ЖКХ, мы уже создали такую для управляющих организаций, включающую:

  • сервис для проведения ОСС-онлайн;
  • современную электронную АДС, интегрированную с телефонией и включающую в себя возможности электронного документооборота;
  • интеграцию 1С с ГИС ЖКХ и анализ внесённых в систему данных;
  • облачный расчётный центр и другие возможности.

Полное выступление спикеров конференции по различным темам и аспектам реализации проекта «Умный город» вы можете посмотреть в видеозаписи, перейдя по ссылке.

Практика и возможные решения

Для укрепления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов необходимо планомерное развитие законодательства. Правоприменительная практика уже сформировала ряд прецедентов, которые могут позволить сократить долги, но для основательного разрешения вопроса этого может оказаться недостаточно.

Доступные инструменты решения

Неплатежи в жилищно-коммунальном хозяйстве — довольно комплексная проблема. Она затрагивает интересы не только ресурсоснабжающих организаций. От этого страдают интересы и потребителей энергоресурсов. Рост задолженности пропорционально увеличивает штрафные санкции и может понизить качество сопутствующих услуг. Организации, управляющие многоквартирным домом, вынуждены искать альтернативные источники для покрытия долгов за энергоресурсы. Как правило, для этого используются средства на содержание дома, что ухудшает его состояние.

Параллельно судебная практика сформировала ряд правовых подходов, которые ресурсоснабжающие организации могут использовать как дополнительные инструменты сокращения задолженности по платежам за энергоресурсы. В качестве примера можно привести следующие позиции судов.

Факторы роста задолженности

Механизмы улучшения платежной дисциплины, которые предусмотрел Закон № 307-ФЗ, носят точечный характер и способны лишь отчасти решить проблему роста неплатежей в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Предоставлять обеспечение обязательств по оплате энергоресурсов должны далеко не все потребители. В Законе № 307-ФЗ прямо указано, что такая необходимость отсутствует у собственников и пользователей (законных владельцев) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных для удовлетворения потребностей граждан в жилье. Такая ситуация затрудняет использование обеспечительных механизмов, для того чтобы противостоять росту задолженности.

Корректировка административной ответственности, предусмотренная Законом № 307-ФЗ, также носит эпизодический характер и затрагивает платежную дисциплину лишь опосредованно.  Нововведения увеличили сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В остальном они по большей части коснулись тех правонарушений, которые связаны с незаконным потреблением энергоресурсов (статьи 7.19 и 9.22 КоАП РФ), а также с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов (статья 14.61 КоАП РФ).

Введенный Законом № 307-ФЗ размер неустойки за нарушение сроков оплаты энергоресурсов довольно велик и сопоставим с процентами по потребительским кредитам. Согласно пояснительной записке к законопроекту, по результату рассмотрения которого был принят Закон № 307-ФЗ, повышенный размер санкции должен был исключить товарное кредитование потребителей энергоресурсов за счёт ресурсоснабжающих организаций. При разработке законопроекта внимание акцентировалось также на том, что сумма неустойки, начисленная по договорам, зачастую снижается судами.

Единообразная позиция судов отсутствует и по другим вопросам, например касательно компенсации убытков, вызванных ростом задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, за счет членов органов управления и бенефициарных владельцев управляющих организаций многоквартирных домов. Накоплению долга за энергоресурсы способствует также чрезмерная длительность рассмотрения дел судами.

Между тем отдельные факторы, приводящие к росту долгов перед ресурсоснабжающими организациями, всё ещё остаются недостаточно урегулированными.

Среди таких факторов можно отметить недостаточную информационную открытость компаний, управляющих многоквартирными домами. Ресурсоснабжающие организации, как правило, не могут полноценно проверить достоверность базы для расчетов платежей. Причина этому — отсутствие непосредственного доступа к данным, подтверждающим эти показатели.

Получить гарантию добросовестности организаций, управляющих многоквартирным домом, также затруднительно. Законодательство не обязывает их применять обеспечительные механизмы и содержит весьма ограниченный перечень мер, позволяющих привлечь к ответственности бенефициарных владельцев этих компаний.

Проблемным вопросом является также то, что ресурсоснабжающие организации лишены возможности оперативно исключить недобросовестные и неэффективные организации, управляющие многоквартирными домами, из процесса поставки энергоресурсов.

Все эти факторы — точечный характер регулирования, бессистемность практики, а также ограничение контроля над платежной дисциплиной — способствуют планомерному наращиванию объема задолженности за энергоресурсы.

Возможные направления развития

Лишь комплексные меры по совершенствованию законодательного регулирования и правоприменения способны устранить причины роста долгов перед ресурсоснабжающими организациями.

Прозрачность лиц, управляющих многоквартирными домами, может повыситься, если ресурсоснабжающие организации получат непосредственный доступ к первичным данным, которые используются для начисления платежей. В первую очередь это касается персональной информации о непосредственных потребителях энергоресурсов. Установление административной и договорной ответственности за введение в заблуждение ресурсоснабжающих организаций относительно базы для расчетов также будет способствовать транспарентности в платежах.

Помимо этого, снизить рост задолженности сможет возложение на лиц, управляющих многоквартирными домами, обязанности гарантировать надлежащую оплату за энергоресурсы.

Кроме того, недобросовестность в расчетах с ресурсоснабжающими организациями должна стать препятствием для дальнейшего управления многоквартирными домами. Для этого, к примеру, на законодательном уровне возможно установить, что соблюдение платежной дисциплины является одним из лицензионных требований, соблюдение которого необходимо для получения права на ведение этого вида деятельности.

Укреплению платежной дисциплины также будет способствовать установление дисквалификации в качестве безальтернативного вида наказания за отдельные правонарушения в жилищно-коммунальной сфере: нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (ст. 7.23.3 КоАП РФ) и осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Такие меры регулирования не должны привести к дополнительному обременению потребителей энергоресурсов и добросовестных участников рынка. Рассмотренные механизмы призваны стимулировать лиц, управляющих многоквартирными домами, к надлежащему исполнению обязанностей и постоянному повышению эффективности своей деятельности.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 29.07.2017) // СПС “Консультант Плюс”.

2. Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов” // “Собрание законодательства РФ”, 09.11.2015, № 45, ст. 6208.

3. Федеральный закон от 29.07.2017 № 273-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // “Собрание законодательства РФ”, 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4822.

4. Проект Федерального закона № 207460-7 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” // СПС “Консультант Плюс”.

5. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 № 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств” // “Бюллетень Верховного Суда РФ”, № 5, май, 2016.

6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 22 “О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности” // “Российская газета”, № 144, 04.07.2017

7. Определение Верховного суда РФ от 14.09.2015 по делу № 303-ЭС15-6562, А73-6824/2014 // СПС “Консультант Плюс”.

8. Определение Верховного суда РФ от 25.07.2016 № 305-ЭС16-974 по делу № А41-25397/14 // СПС “Консультант Плюс”.

9. Определение Верховного суда РФ от 20.02.2017 по делу № 303-ЭС16-14807, А37-1715/2015 // СПС “Консультант Плюс”.

10. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.03.2017 № Ф01-648/2017 по делу № А38-2872/2016 // СПС “Консультант Плюс”.

Читайте также:  С 1 января пособия беременным

11. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2017 № Ф05-7052/2017 по делу № А41-78426/2016 // СПС “Консультант Плюс”.

12. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.07.2017 № Ф01-1948/2017 по делу № А39-4104/2016 // СПС “Консультант Плюс”.

13. Общая задолженность по ЖКХ в России достигла 1,3 трлн рублей // Коммерсант.ru; https://www.kommersant.ru/doc/3360852.

Собственники 20 января 2020

НП «ЖКХ Контроль» изучило обращения, поступившие ему в течение 2019 года, и назвал главные проблемы сферы ЖКХ. На первых позициях оказались состояние многоквартирных домов и недостатки в работе управляющих организаций. Годом ранее главными проблемами жители МКД называли цены на коммунальные услуги и ошибки в квитанциях.

В первых двух кварталах 2019 года люди чаще жаловались на высокие тарифы на КУ, эти обращения составили 15% от общего объёма. С третьего квартала проблема-лидер изменилась: 19% жалоб, поступающих в «ЖКХ Контроль» касались ремонта и содержания МКД. Эксперты полагают, что причина этого – нехватка у управляющих организаций средств на текущий ремонт и противоречивость регулирующего сферу ЖКХ законодательства.

Эксперты полагают, что денежная проблема связана с некорректным размером платы за ремонт и содержание жилья. УО не хватает средств на эксплуатацию МКД, из-за этого жилфонд ветшает. Напомним, тарифы устанавливают муниципальные власти. Директор ассоциации «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая подчеркнула, что в ряде регионов РФ действуют искусственно заниженные нормативы ЖКУ, из-за которых жители МКД платят только за 80% потребляемых ресурсов, а остальное приходится брать на себя УО.

Ещё одна проблема, на которую указала Светлана Разворотнева – противоречия в жилищном законодательстве. По словам эксперта, сегодня, согласно ЖК РФ, собственники квартир несут ответственность за содержание общедомового имущества. Однако по факту у жителей МКД нет эффективных инструментов для контроля работы управляющих организаций.

В условиях растущей конкуренции УО важно грамотно организовать общение своих сотрудников с собственниками помещений в МКД. О том, как преодолеть четыре главных барьера на пути повышения репутации компании и выстроить эффективную коммуникацию с жителями МКД, читайте в нашем материале.

Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

Как реализуется проект «Умный город»: примеры регионов

Дать собственникам больше прав

Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение  регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

Выступление Ирины Генцлер

Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:

  • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
  • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

Опыт УК: как выстроить отношения с органами власти и клиентами

Исключить бизнес-риски УК

Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

  • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
  • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
  • отменена уступка права требования в пользу РСО;
  • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.

Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

Среди других предложений, которые помогут бороться с бизнес-рисками: побыстрее перейти на электронные голосования на ОСС, использовать новые технологии, чтобы защитить подписи собственников, стремиться взыскивать задолженность в досудебном порядке.

Эксперт поддерживает регуляторную гильотину и передачу ГИС ЖКХ от Минкомсвязи РФ Минстрою РФ. Считает, что необходима отдельная программа по ветхому жилью в субъектах.

Доработать Стратегию-2035

Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются работники сферы ЖКХ, и повышения качества жилищно-коммунальных услуг создаётся Стратегия развития ЖКХ России до 2035 года. Документ находится в процессе разработки, и эксперты спорят над его содержанием.

Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, поделился, чего, по его мнению, не хватает в Стратегии. Документ должен получить разрешение в рамках регуляторной гильотины, этого пока не сделано.

Андрей Широков рассказывает о ЖКХ будущего

Многоквартирный дом нужно сделать объектом недвижимости, каждый дом должен иметь стоимость и стоять на балансе. Также эксперт предлагает предусмотреть положение для товариществ собственников жилья – сделать членство в ТСЖ обязательным, это поможет собрать собственников.

Андрей Широков предлагает переосмыслить отношении к УК – «она должна быть наполнена финансами». «ЖКХ будущего – это переосмысление парадигмы существующего. Нужно все делать по-другому», – считает эксперт.

Определяем план развития управляющей компании на 2020 год

Создать интерес к профессии и готовить кадры

Председатель «Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий» Александр Василевский считает: чтобы у российского ЖКХ было будущее, нужно уже сейчас создавать у молодёжи интерес к профессии, готовить кадры и повышать квалификацию опытных работников.

Для этого необходимо регулярно проверять навыки и умения сотрудников организаций и  создать систему для подготовки кадров: ввести дополнительные дисциплины в образовательных учреждениях, новые специальности. Отрасли нужно свежее дыхание, но молодежь не пойдёт работать в ЖКХ, пока не будет проработан престиж отрасль и решена проблема с заработной платой. Андрей Василевский предлагает в Стратегии-2035 предусмотреть раздел регулирования трудовых отношений.

Сделать проживание в домах безопасным

Руководитель ГЖИ Воронежской области Диана Гончарова и Ирина Зенкова, начальник отдела организации обучения и пропаганды Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности, объяснили, что жилищно-коммунальное хозяйство будущего невозможно без создания безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирных домах.

Государственные жилищные инспекции волнуют безопасность работы лифтов и газового оборудования. То, как управляющие компании зимой справляются с сосульками и наледью, тоже немаловажная проблема.

Ирина Зенкова предлагает доработать Правила противопожарного режима: в нормативном документе прописаны требования, но часть из них выполнить невозможно. Это касается, например, организации пожарных проездов, применения чек-листов по пожарной безопасности.

Использовать в работе новые технологии

Об автоматизации работы управляющих компаний и товариществ собственников жилья мы начали говорить давно, но после семинара-конференции убедились окончательно – УК будущего невозможна без применения новых технологий.

Читайте также:  Пособие на детей сирот с 1 января

О новых сервисах и инструментах для сферы ЖКХ говорили Максим Скуратовский из ТЕХНОНИКОЛЬ, Андрей Яценко из Gorserv, Александр Матвеев, генеральный директор Центра деловой экспертизы, Борис Валит, руководитель РосКвартала и другие лекторы, чьи разработки управляющие компании и ТСЖ уже успешно применяют в своей работе.

Борис Валит на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019»

Мы обязательно расскажем вам о самых интересных решениях, которые узнали на семинаре-конференции. Как заработать на вывозе ТКО и провести качественный капитальный ремонт. Какие креативные способы взыскания задолженности существуют, что делать, если у вас на управлении находится дом-памятник. Об этом и многом другом читайте в наших следующих статьях.

Проблемы ЖКХ и пути их решения

В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, которые возникают в данной сфере. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные в статье проблемы.

Ключевые слова

ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД, ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕФОРМИРОВАНИЯ, ТАРИФЫ, ЖКХ

Текст научной работы

ЖКХ является одним из крупных секторов экономики каждой страны, в том числе и нашей страны. К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и.т.д.В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25% основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20% электроэнергии и 45% тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране. Наряду с этим, количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.

Целью исследования данной работы является изучение и выявление острых проблем в ЖКХ и предложить основные пути его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можем с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самих жителей страны. К сожалению, за многие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Главной ошибкой в процессе реформирования ЖКХ считается отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, которые наглядно подтверждают целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы формирования инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, которые не прошли экспериментальные испытания. Мы предполагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день сфера взаимоотношений в области ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из главных источников социального напряжения, а часто даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, которые уполномочены распоряжаться данной сферой.

А также перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, которые привлечены к управлению процессом реформирования данной отрасли, не соответствовали нынешним квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.

Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения.

В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?

  • Тарифы. Наиболее важная тема для многих жителей страны. Плата за коммунальные и жилищное обслуживание слишком высока и всегда растёт, становясь значимой статьёй расходов для среднего класса и очень трудным бременем для малоимущих категорий людей. Кроме высокой стоимости, беспокойство и возмущение у жителей вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за обслуживание ЖКХ. Даже юридически и экономически грамотные граждане редко могут ориентироваться в механизме начисления платы. Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за использования жилья неоднократно превышает фактический расход на его содержание. Отсутствует практика установления персональных тарифов для каждого отдельного дома;
  • Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Страна не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, которые предоставляются ими жителям страны. Отсутствуют рычаги, которые воздействуют на такие организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ. Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников — товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотность. Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица, получили возможность для личного обогащения, путем формирование фиктивных ТСЖ, и кроме того реализации коррупционных схем. К примру, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны. Отсутствие государственного контроля привело к тотальному развращению данной сферы: чувствуя полную безнаказанность, в её рамках активно действуют мошенники и аферисты.

Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ

  • Государственный контроль. Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
  • Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;
  • Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;
  • Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;
  • ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
  • Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы. Для снижения энерго потерь нужно установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта. Обеспечить растущие потребности населения в энергоносителях смогут новые более мощные источники. Их создание экономически окупится менее чем за пять лет — привлекательный проект для инвестиций;
  • Общественный контроль. Нужно создать общественные организация для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).

В таблице 1 мы привили рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).

В сфере жилищного обслуживания есть серьёзные проблемы в и пути решения мы всегда сможем найти. Проведение государством жёстких кардинальных реформ в этой области и последовательное претворение их в жизнь под непрерывным общественным контролем способно изменить динамику в положительную сторону

  • Графов А.А. Направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства на основе инноваций // Экономика и управление. – 2010. – № 2.
  • Иванова Ю.В. Государственно-частное партнерство в ЖКХ: роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса // Российское предпринимательство. – 2008. – № 11.
  • Сорокан Ю.В. Долгосрочное инвестиционное планирование и инновационная деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве // http://www.g-k-h.ru/direct

Цитировать

Малкандуев, Э.М. Проблемы ЖКХ и пути их решения / Э.М. Малкандуев, М.Т. Черкесов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 77. — С. 230-234. — URL: https://novainfo.ru/article/14600 (дата обращения: 14.04.2023).

Оцените статью