Регламенты и подключение к СМЭВ

Регламенты и подключение к СМЭВ pos gosuslugi

Регламенты и подключение к СМЭВ

Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия (СМЭВ) — информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам, и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.

Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Регистрация организации в ЕСИА

Если ваша организация ранее не была зарегистрирована в ЕСИА, то необходимо создать учетную запись организации через портал Госуслуг (раздел 3.2 Руководства пользователя ЕСИА).
Это может сделать руководитель организации через сайт Госуслуг. Для этого он должен быть зарегистрирован на госуслугах и иметь квалифицированную электронную подпись (КЭП) юридического лица (в том числе это может быть и ЭП-СП). За получением КЭП нужно обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров вашего региона.
Подробнее о процессе получения КЭП можно почитать здесь.

Требуется получить технологическую электронную подпись для информационной системы (имеет несколько названий: ключ для СМЭВ, ключ Организации, ЭП-ОВ) – извлекаемый ключ, в сертификате которого должны быть указаны только данные Организации, обратившись в любой удостоверяющий центр, входящий в Единое пространство доверия. Перечень удостоверяющих центров доступен по адресу https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
При невозможности получения КЭП в УЦ, необходимо обратиться в федеральное казначейство, ЦБ РФ или федеральную налоговую службу, в зависимости от типа Вашей организации.

Регламенты и подключение к СМЭВ

В соответствии с Регламентом СМЭВ 2.х и Регламентом СМЭВ 3.х к СМЭВ могут быть подключены только следующие категории Участников: ОИВ, ОМСУ, УЦ, ЗАГС, МФЦ, БКИ, Кредитные организации, Брокеры, Управляющие, Депозитарии, Управляющие компаний специализированных обществ, ПА, БПА.

Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.х описывают регламентные процедуры, предназначенные для формализации сроков исполнения и ответственности Участников, задействованных в обеспечении и поддержании процессов в рамках межведомственного взаимодействия.
В этом документе приведено описание следующих регламентных процедур:

  • получение консультации и решение запросов при возникновении ошибок в работе вида сведений, эскалация спорных ситуаций;
  • регистрация участника и/или информационной системы в СМЭВ;
  • регистрация участника и/или ИС в среде разработки, в тестовой среде, в продуктивной среде;
  • регистрация вида сведений в СМЭВ;
  • получение доступа к виду сведений в СМЭВ в среде разработки, в тестовой среде, в продуктивной среде;
  • подключение к продуктивной среде СМЭВ, организация или перенастройка защищённого канала связи;
  • внесение изменений в ИС участника.

Регистрация информационной системы организации в СМЭВ

Для регистрации вашей информационной системы (ИС) в СМЭВ3 необходимо создать заявку при помощи личного кабинета участника взаимодействия.
Подробнее о процессе работы с ЛК УВ можно узнать в Руководстве пользователя ЛК УВ.

ИС необходимо создать как в тестовой, так и в продуктивной среде. Сертификат КЭП необходимо использовать один и тот же.
Для создания новой Информационной системы в ЛК УВ следует на странице Информационные системы выбрать нужную вкладку среды СМЭВ и нажать кнопку “Добавить информационную систему”. Заполнить обязательные поля страницы добавления информационной системы. Для добавления сертификата создаваемой ИС следует выбрать команду “Добавить сертификат”. Описание добавления сертификата ИС приведено в п.5.1.3.2 Руководства пользователя ЛК УВ. Заполнив обязательные поля на странице добавления информационной системы, выберите команду “Сохранить”. Страница добавления информационной системы будет закрыта, на рабочем столе откроется страница просмотра информационной системы, с возможностью редактирования.

Регистрация информационной системы на техпортале ЕСИА

Регистрация ИС в ЕСИА необходима для дальнейшего получения доступа к сервисам СМЭВ3, взаимодействующим с ЕСИА (УПРИД, Сервис регистрации пользователей и т.д.). Зарегистрировать ИС можно через технологический портал ЕСИА. Подробную инструкцию по регистрации ИС в ЕСИА смотрите в руководстве пользователя технологического портала. В результате регистрации ваша информационная система заносится в реестр ИС, взаимодействующих с ЕСИА.

При регистрации ИС в ЕСИА необходимо указать мнемонику ИС, она будет аналогична мнемонике ИС В СМЭВ, присвоенной при регистрации ИС В СМЭВ. Также потребуется загрузить сертификат электронной подписи системы, такой же, что зарегистрирован в СМЭВ для этой системы.

Для обеспечения возможности отправки запросов, заполните и отправьте Заявку на согласование права использования ЕСИА и на подключение ИС к тестовой ЕСИА с целью использования программных интерфейсов ЕСИА для идентификации и аутентификации заявителей, указанную в приложение Е Регламента информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства. После получения доступа к тестовой, направьте аналогичную заявку, но с указанием промышленной среды.

Получение доступа к видам сведений

По каждому виду сведений, который нужен Вам для работы, необходимо оформить через ЛК УВ заявку на предоставление доступа к каждому ВС по инструкции. Предварительно согласуйте процедуру получения доступа со специалистами технической поддержки RNDS, в рабочем чате или сообщением в чат техподдержки.

Нормативно-справочные документы

  • Федеральный закон №210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
  • Постановление Правительства Российской Федерации №697 от 8 сентября 2010 г. «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.06.2015 № 210 “Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия”
  • Федеральный закон №63-ФЗ от 06 апреля 2011 г. «Об электронной подписи»
  • Постановление Правительства Российской Федерации №1382 от 22 декабря 2012 г. «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации №1471-р от 15 августа 2012 г. «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями, Банком России осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия»

Регламенты и подключение к СМЭВ

D-Russia.ru предлагает вашему вниманию обзор рынка региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ). Данные, использованные для подготовки материала, взяты из официальных источников, а также предоставлены компаниями-разработчиками РСМЭВ и экспертами.

РСМЭВ – информационная система, обеспечивающая автоматизированный обмен данными между организациями на региональном уровне. Участниками информационного обмена посредством РСМЭВ являются органы региональной власти и местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, а также иные организации – банки, внебюджетные фонды, страховые компании и др.

Первоначальная и основная цель создания в стране системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которой в этом году исполняется 10 лет, состояла в том, чтобы обеспечить гражданам и компаниям предоставление государственных и муниципальных услуг без того, чтобы сбор данных, необходимых по регламенту предоставления услуг, был заботой того, кому услуга предназначена. РСМЭВ обеспечивает эти же возможности с учётом региональных особенностей – номенклатуры госуслуг и правил их предоставления.

Межведомственное электронное взаимодействие, кроме того, делает более эффективным исполнение государственных и муниципальных функций безотносительно к госуслугам.

СМЭВ и РСМЭВ постоянно развиваются. Источниками развития служат совершенствование электронных услуг, оказываемых в России, присоединение к системе новых участников и расширение состава данных, которыми они обмениваются.

Субъекты РФ самостоятельно, в пределах своей компетенции, с учётом требований Минкомсвязи к межведомственному информационному обмену, определяют техническую политику в отношении РСМЭВ и выбирают поставщика системы на высококонкурентном рынке.

Директор департамента передовых цифровых решений в Минкомсвязи России Алексей Горобцов о РСМЭВ

С целью устранения такого цифрового неравенства для жителей различных регионов Минкомсвязь России в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» создаёт Платформу государственных сервисов (ПГС). ПГС позволит регионам с минимумом затрат предоставить жителям услуги, отвечающие требованиям цифровой трансформации – возможность подачи заявлений онлайн через Единый портал государственных и муниципальных услуг, автоматическое направление межведомственных запросов и подготовку проекта решения, ведение электронных реестров результатов услуг, проактивность предоставления услуги. Использование ПГС для регионов будет на добровольной основе, при этом будут выставлены требования к качеству региональных услуг, которые должны будут реализованы в субъектах, либо посредством использования ПГС, либо посредством доработок существующих региональных информационных систем.

К концу 2020 года субъекты Российской Федерации получат возможность использовать ПГС, содержащую предварительно настроенный набор процессов предоставления большинства востребованных региональных и муниципальных услуг с возможностью адаптации под особенности предоставления в каждом регионе.

Важно отметить, что помимо сокращения расходов субъектов РФ на модернизацию и эксплуатацию ведомственных информационных систем, ПГС позволит кардинальным образом увеличить скорость реализации поручений президента РФ, связанных с появлением новых услуг в социальной сфере, снижении административной нагрузки на бизнес, перевод в электронный вид процессов взаимодействия человека с государством в различных жизненных ситуациях. Если в настоящее время на реализацию соответствующего поручения требуется от полугода для проведения всеми субъектами РФ мероприятий по модернизации ведомственных систем с учётом конкурсных процедур, то с появлением ПГС новая государственная (муниципальная) услуга может стать доступной гражданам на всей территории России уже в течение месяца после соответствующего поручения.

Читайте также:  В соответствии с новым законом детские пособия будут выплачиваться по новой системе

В обзоре участвуют продукты и сервисы для построения РСМЭВ, предлагаемые компаниями «АйТи. Ведомственные системы», «Интегрикс», ГК «Информационные системы и сервисы», «КСК ТЕХНОЛОГИИ», АО «РТ Лабс» (дочерняя компания «Ростелекома»), ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)», Smart Consulting и другими.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Данные о рынке РСМЭВ взяты из официальных сведений о госзакупках по итогам 2019 года и представлены на графиках.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Компании-участники рынка РМЭВ, доли по числу обслуживаемых регионов.

Общий объём рынка в 2019 году превысил 800 миллионов рублей, распределение рынка между участниками см. на графике.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Компании-участники рынка РМЭВ, доли по сумме контрактов.

Средняя стоимость контракта на модернизацию РСМЭВ для разных участников рынка колеблется в диапазоне от менее чем миллиона рублей до более чем 14 миллионов, но в среднем составляет немногим более 4 миллионов рублей.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Средняя стоимость контракта на модернизацию РСМЭВ по участникам рынка, миллионы рублей.

Контракт на сопровождение РСМЭВ в среднем сто́ит дороже. Приводим сведения об общей средней стоимости на внедрение и сопровождение РСМЭВ по участникам рынка.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Средняя общая стоимость контракта по участникам рынка, миллионы рублей.

Особенности решений, предлагаемых компаниями-участниками обзора

Регламенты и подключение к СМЭВ

Вадим Деянышев, генеральный директор

Наша система состоит из нескольких продуктов, которые реализуют три основные функции. Первая — это функция ведомственных информационных систем. Второй компонент – межведомственное взаимодействие между региональными системами и федеральными органами власти. И, наконец, третье — это системы обеспечения взаимодействия с гражданами и бизнесом, включающие в себя РПГУ, МФЦ, электронную очередь. Наличие этих трёх отработанных, комплементарных компонентов и есть наше серьёзное конкурентное преимущество.

В части ведомственной автоматизации мы опираемся на предоставлении настраиваемых типовых комплексов на основе нашей собственной системы «Полтава 3», которые обеспечивают быстрое создание ведомственных информационных систем в зависимости от специфики органа власти, причём как федерального, так и регионального уровней. Из неё как из кубиков можно собрать общерегиональную шину, обеспечивающую и автоматизацию административных регламентов региональных и муниципальных ведомств, и межведомственное взаимодействие в масштабе региона. Скорость и простота внедрения, когда в настройке системы могут участвовать сотрудники заказчика, также является конкурентным преимуществом.

Если в ВИС на базе «Полтавы 3» настраивается процесс оказания государственной услуги с выводом этой услуги на РПГУ, то отображение на нашем портале госуслуг произойдет практически одновременно. При выводе той же услуги на ЕПГУ придётся заплатить за разработку форм. Это ещё один аргумент в пользу применения регионального портала. При этом выводить на региональный портал можно не только государственные услуги, но и различные региональные сервисы, что делает взаимодействие на уровне региона с гражданами и бизнесом более многогранным и оперативным.

Ещё раз повторюсь, мы обучаем сотрудников региональных министерств, отвечающих за цифровое развитие, самостоятельной работе с нашей системой, что большой плюс в плане поддержки пользователей. Максимальная передача функций по настройке, по адаптации и тюнингу услуг непосредственно заказчику позволяет региону обеспечить первую линию техподдержки, что в конечном итоге значительно ускоряет все процессы, повышает качество и скорость предоставления услуг.

Читать интервью полностью.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Виктор Широков, директор департамента по работе с государственным сектором

Новые интеграции, такие, как ФГИС ЕГР ЗАГС, ГИС ГМП (форматы 2.1.1), мы стараемся делать на нашей новой версии платформы Re:Doc. На ней очень просто настроить нужный отчёт или импорт/экспорт из другой ВИС. Очень актуально для отчётов по актовым записям «РИУР» или массового импорта начислений в ГИС ГМП из бухгалтерских систем. В целом интерфейс текущей и новой платформы максимально просты для пользователя, вызов межведомственных запросов происходит в том числе и из бизнес-процесса работы с заявлением, поступившим с РПГУ/ЕПГУ. В последнем случае заполнение данных для формы межведомственного запроса происходит автоматически из заявления. В прошлом году у нас появился новый продукт из линейки решений для РСМЭВ – «Интеграционный шлюз для СМЭВ». Основная идея – подключение всех ВИС региона к СМЭВ через «Шлюз» и агрегирование всего трафика от ВИС с целью:

  • получения общей статистики и аналитики по работе со СМЭВ;
  • мониторинга ошибок, возникающих при работе с видами сведений;

Быстрое внедрение в регионы достигается за счёт бесшовной интеграции, так как «Шлюз» может полностью копировать форматы и принцип работы СМЭВ 3, в результате чего региону не нужно тратить денежные средства на модернизацию существующих систем. Так, за последние 12 месяцев мы помогли решить подобные проблемы в трёх новых регионах.

Поддержка пользователей, как правило, осуществляется через чаты в онлайн мессенджерах. Такой способ очень удобен нашим заказчикам, так как решение проблемы происходит онлайн, в реальном времени, без излишней бюрократии.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Алексей Шовкун, директор Группы компаний

Поскольку система построения СМЭВ – это не основной продукт для нас, то мы всё-таки рассчитываем, что использование нашей системы (и платформы) даст регионам бо́льшие возможности для цифровизации, чем предлагают конкуренты. Поскольку мы изначально использовали реестры в нашей системе, цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг и сервисов в нашей системе осуществляется предельно просто. Уже есть реестровая модель, есть планировщик и календарь, обеспечивающие проактивное информирование заявителей, обеспечиваются принципы экстерриториальности и многоканальности оказания услуг. Во многих случаях использование наших систем позволяет исключить участие человека в процессе принятия решения при предоставлении услуги. Поэтому на базе нашей платформы можно достаточно быстро производить внедрения новых сервисов. В частности, во время начала карантина, связанного с коронавирусом, за один рабочий день реализовали возможность предоставления пропусков для агроснабжающих предприятий с QR-кодами, через которые любой проверяющий мог проверить действительность этого пропуска в через смартфон без установки какого-либо специального приложения.

По поводу поддержки пользователей – сервисом 8-800 давно уже никого не удивишь, использование стандартов ITIL/ITSM в работе, систем мониторинга информационных систем, их модулей, а также оборудования, на котором они работают – это всё используется у нас на любом уровне сопровождения. В расширенную техническую поддержку мы закладываем лишь поддержку программно-аппаратных комплексов целиком. То есть мы готовы обеспечить SLA, включая в стоимость контракта стоимость запасных частей оборудования, на котором работает наша система. Таким образом мы исключаем ситуации, на которые часто жалуются разработчики: «дело в железе», «нужна другая информационная система».

Мы достаточно удачно расположены (в центре страны, в Новосибирской области), и поэтому нам не сложно обеспечить поддержку пользователей в рабочее время во всех регионах нашей страны.

Кроме того, мы совместно с партнёрами по информационной безопасности выполняем проекты по аттестации наших информационных систем и мониторингу уязвимостей в них.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Геннадий Копаев, директор по маркетингу и продажам

Компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» много лет первой реализовывала различные сервисы, виды сведений, помогая доводить их до рабочего состояния. Несколько примеров.

  • В частности, согласно протоколу встречи руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина с президентом РФ Владимиром Путиным 6 мая 2019 года первое взаимодействие ЕГР ЗАГС реализовано с Росстатом (на встрече говорилось о необходимости межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с Росстатом). На стороне Росстата запросы принимал «КСК.Шлюз СМЭВ 3».
  • «КСК ТЕХНОЛОГИИ» первые смогли реализовать работающее межведомственное взаимодействие российских органов власти (ФТС) с коллегами из стран ЕвразЭС и Вьетнамом.
  • Единственный регион, который стартовал в СМЭВ вовремя – Еврейская автономная область, наш заказчик.

Компания постоянно инвестирует в развитие «КСК.Шлюз СМЭВ 3», поэтому мы готовы уже сейчас обеспечить завтрашнюю потребность – взаимодействие органов власти с коммерческими компаниями для реализации задач ЦУР, суперсервисов.

Мы идём впереди, иными словами, «порошковое молоко» вместо натурального, цельного, рынку не предлагаем.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Александр Белимов, руководитель дирекции региональных проектов

Можно выделить два наших ключевых преимущества – это скорость реакции на запросы заказчиков и стабильность работы системы. Мы действительно стараемся помогать нашим заказчикам как можно более оперативно – например, сделать поддержку новых сложных видов сведений максимально быстро или помочь в кратчайшие сроки реализовать внутрирегиональное межведомственное взаимодействие. Но как показывает наша практика, на длинной дистанции также крайне важен уровень сервиса – на первый план выходит не красивая модная оболочка, а стабильность.

В нашей компании выделено отдельное подразделение службы эксплуатации, которое занимается не только поддержкой федеральных систем, таких как ЕПГУ, СМЭВ, ЕСИА, ГИС ГМП, но и поддержкой нашего продуктового портфеля для региональных госзаказчиков, обеспечивая пользователям непревзойдённый уровень доступности сервисов и технической поддержки. В подтверждение своих слов: за 2018-2020 годы работа ЕСП.ГиФ останавливалась только для обновлений. При этом обновления всегда незаметны для пользователей, так как осуществляются в ночное и нерабочее для ведомств время. Когда решениями пользуются тысячи госслужащих, а результат их работы актуален для миллионов граждан – предоставление качественного сервиса является для нас первостепенной задачей, и мы гордимся нашими результатами.

Читайте также:  Платформа обратной связи работает в Саратовской области. Источник

Регламенты и подключение к СМЭВ

Иван Скородумов, заместитель генерального директора

СЭД «ДЕЛО» — решение, являющееся единым информационным ресурсом для выполнения задач не только юридически значимого электронного документооборота, но и предоставления государственных и муниципальных услуг, а также межведомственного взаимодействия в СМЭВ 2 и СМЭВ 3.

Нас часто спрашивают, почему мы решили реализовать предоставление услуг и межведомственное взаимодействие именно на базе СЭД? Ответ прост, любой документ (заявка с ЕПГУ, запрос, отправленный в ФОИВ и ответ на него), прошедший через СМЭВ, является тем самым электронным документом, у которого никогда не было бумажного оригинала. И тут использование профессиональной системы управления документами, апробированной и надёжной, является вполне логичным. Кроме того, в последние годы у нас появилась собственная система управления электронной очередью для записи на приём с ЕПГУ или региональных порталов.

При этом система остается дружественной и интуитивно понятной для пользователя. Больше внимания уделяется методической поддержке пользователей, их обучению. На все модули системы разработаны простые и понятные инструкции, постоянно проводятся обучающие тренинги не только в процессе внедрения, но в течение всего периода использования наших продуктов. Ну и ещё немаловажным преимуществом является скорость работы и надёжность системы. Наши системы прошли испытания на прочность на очень высоконагруженных объектах с десятками тысяч пользователей и десятками терабайт данных.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Илья Ештокин, технический директор

Ключевыми преимуществами нашей системы мы считаем:

  • Возможности системы: большой список адаптеров (их более 800 – СМЭВ 2 и 3, входящие и исходящие, внутри и межрегиональные, омниканальное предоставление услуг, взаимодействие с ГИС ГМП, концентраторами, электронными очередями и прочее).
  • Наш сервис и клиенториентированность: в рамках сервисного сопровождения мы проводим постоянное обновление системы (разработка новых адаптеров, использование новых криптоалгоритмов, смена технологий и версий СМЭВ), все это делается без дополнительных затрат со стороны клиента.
  • Стабильность системы при высоких нагрузках, которая обеспечивается качеством кода, микросервисной архитектурой, проактивным сервисом в режиме 24/7, а также автоматическим мониторингом, снимающим основные метрики системы в режиме реального времени. «Digit МЭВ» недоступна только во время плановых обновлений.
  • Минимальные требования к каналам связи, инфраструктуре – как следствие, простота развертывания и настройки системы. Фактически мы можем полностью внедрить систему за один день.
  • Наличие разноплановых механизмов интеграции, позволяющей подключать сторонние информационные системы без внесения правок с их стороны.
  • Сквозной поиск информации по всей системе, способный по фамилии гражданина найти все связанные с ним запросы, услуги, платежи, записи и прочее.
  • «Digit МЭВ» включена в реестр отечественного ПО.

D-Russia.ru предложил компаниям, участвующим в обзоре рынка РСМЭВ, ответить на вопросы:

  • Состояние и перспективы рынка информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена (РСМЭВ).
  • Стратегия компании на рынке РСМЭВ.
  • С какими проблемами вам приходится сталкиваться в процессе внедрения и как он решаются?
  • Конкурентные преимущества (ключевые особенности) системы и поддержки пользователей компании.
  • Как часто происходят обновления системы? Как вы учитываете пожелания отдельных регионов?
  • Каковы дальнейшие планы развития системы?

Материалы, подготовленные компаниями, см. по ссылкам:

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться

В материале представлена пошаговая инструкция по предоставлению доступа к Личному кабинету участника межведомственного взаимодействия (ЛК УВ) для двух категорий пользователей: сотрудник организации (сотрудник УВ) и представитель разработчика.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Что такое ЛК УВ?

Тем временем, ЛК УВ предоставляет участникам СМЭВ и их подрядчикам широчайший функционал. В системе в течение 5 минут в автоматическом режиме можно провести следующие процедуры:

  • регистрация информационной системы (ИС УВ) в тестовой и продуктивной среде;
  • получение доступа к виду сведений в тестовой и продуктивной среде в роли Потребителя и Поставщика;
  • мониторинг статуса или поиск пропавшего межведомственного запроса;
  • добавление специальной очереди;
  • регистрация вида сведений;
  • и многие многие другие.

Полное описание возможностей ЛК УВ содержится в Руководстве пользователя, которое Минцифра любезно выложила на Технологическом портале СМЭВ 3. Ниже мы подробно и с иллюстрациями перечислим шаги, которые необходимо пройти для получения доступа в Личный кабинет.

Как попасть в ЛК УВ?

  • Авторизуемся на Портале госуслуг (в ЕСИА) под учетной записью организации — участника межведомственного взаимодействия
  • Выбираем опцию «Расширенный поиск».Организация: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.Система: Личный кабинет участника взаимодействия (ЛК УВ).По итогам фильтрации остается только один вариант ИС. Для него выбираем опцию «Присоединить нового сотрудника».
  • В открывшемся списке выбираем сотрудника организации, который еще не получил доступ к ЛК УВ, и подтверждаем выбор.

Предоставление доступа к ЛК УВ сотруднику организации-разработчика

  • Переходим в ЛК УВ и авторизуемся под учетной записью организации-участника взаимодействия.https://lkuv.gosuslugi.ru/
  • Выбираем опцию «Назначить представителя разработчика».
  • Указываем СНИЛС физлица-представителя разработчика.
  • Выбираем организацию-разработчика. Так как один человек на ЕПГУ может одновременно являться сотрудником нескольких организаций.
  • Проверяем и подтверждаем выбор.

После успешного добавления разработчика его данные появляются в разделе «Представители разработчика», а сам разработчик может зайти в ЛК УВ, авторизовавшись в ЛК УВ под учетной записью своей организации.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Кстати, у нас есть публичное сообщество «Вопросы СМЭВ» в телеграме. Заходите — там всегда найдется оперативный ответ почти на любой вопрос по СМЭВ.

Операторам связи предоставят доступ к системе идентификации пользователей

11:33 / 20 октября, 20172017-10-20T11:33:00+03:00

После подключения к ЕСИА и СМЭВ операторы смогут очистить базы абонентов от пользователей, не подтвердивших свою личность.

Операторам связи предоставят доступ к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для подтверждения личности обладателей анонимных SIM-карт, сообщают «Известия» со ссылкой на Минкомсвязи.

По словам представителей Минкомсвязи, любой оператор теперь сможет подать заявку и получить доступ к ЕСИА и СМЭВ. Данное решение было принято в ходе заседания подкомиссии по электронным госуслугам. С июня 2018 года все операторы сотовой связи будут обязаны проверять личность пользователей.

На сегодняшний день у операторов сотовой связи имеется множество клиентов, личность которых не подтверждена. Субдилеры сотовых компаний часто раздают большое количество SIM-карт в целях получить вознаграждение за вновь подключенных пользователей. Также существуют корпоративные SIM-карты, оформленные на компанию, при этом оператор сотовой связи не владеет информацией о конечных пользователях.

После подключения к ЕСИА и СМЭВ операторы смогут выполнить требования закона «О связи» и очистить базы абонентов от пользователей, не подтвердивших свою личность. Данная мера затрагивает, в том числе, владельцев корпоративных SIM-карт. Подтвердить свою личность пользователи смогут разными способами, например, с помощью электронной подписи либо через портал госуслуг.

Как отметил глава Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский, для реализации данной меры потребуются значительные денежные затраты. Если пользователь не будет идентифицирован, то оператор отключит его номер телефона. Для того чтобы избежать волны недовольства от заблокированных пользователей, операторам придется обзванивать клиентов или отправлять им SMS-сообщения для разъяснения ситуации.

Напомним, в июле 2016 года в закон «О связи» была внесена
новая норма, обязывающая операторов прекращать оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение 15 суток фактических персональных данных клиента, указанных в договоре.

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) – информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия к информации, содержащейся в государственных информационных системах.

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – информационная система, позволяющая федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям, негосударственным пенсионным фондам и прочим участникам СМЭВ, обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде.

В материале рассматриваются особенности подключения операторов связи к СМЭВ: нормативно-правовые основания, преимущества СМЭВ в качестве источника данных, оптимальные виды сведений (сервисы) для интеграции, алгоритм подключения, открытые вопросы по методике проведения проверки.

Регламенты и подключение к СМЭВ

Зачем оператору связи СМЭВ

C 1 июня 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи», в соответствии с которыми операторы обязаны проверять достоверность сведений об абонентах (п. 6 ст. 44 ФЗ). При этом под абонентом понимаются:

  • физические лица;
  • сотрудники юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющиеся пользователями услуг связи.

Перечень проверяемых данных является открытым – в соответствии с требованиями закона в него входят ФИО, дата рождения, а также другие данные документа, удостоверяющего личность абонента или пользователя услугами связи. Логично предположить, что к «другим данным» относятся серия и номер паспорта, дата выдачи, наименование выдавшего органа, информация о прописке, а также статус паспорта (действующий/не действующий).

Читайте также:  Новые пособия по безработице в 2022 году

Проверку требуется проводить как для новых, так и для существующих абонентов и пользователей. Для этого оператору предлагается использовать один из способов:

  • предоставление документа, удостоверяющего личность;
  • использование данных ЕСИА и ЕПГУ;
  • использование усиленной квалифицированной подписи;
  • использование системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Также были внесены изменения в соответствующие документы, регламентирующие вопросы доступа организаций к данным ЕСИА, ЕПГУ и СМЭВ. Например, в соответствии с п.23 подраздела 6.1. раздела 6 «Общий порядок предоставления Участникам доступа к СМЭВ»  Приложения 3 «Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.Х» Регламента обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде в число участников СМЭВ включены операторы подвижной радиотелефонной связи.

Оператором подвижной радиотелефонной связи считается организация, имеющая действующую лицензию Роскомнадзора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи и включенная в реестре лицензий в области связи

Далее в статье будут рассмотрены особенности и преимущества использования операторами СМЭВ для проверки абонентов и пользователей услуг связи.

В каких случаях целесообразно использовать дистанционную проверку

Наиболее простым и очевидным способом проверки является предоставление документа, удостоверяющего личность. Однако, существует ряд ситуаций, в которых его применение невозможно:

  • Заключение договора с ЮЛ и ИП. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель далеко не всегда могут забрать у своих сотрудников паспорта и принести их на проверку оператору связи.
  • Договор с ЮЛ или ИП уже заключен несколько лет назад. За это время, скорее всего, у организации поменялась часть сотрудников, являющихся пользователями корпоративных тарифов.
  • Договор с абонентом заключает лицо, действующее от имени оператора связи. Сотрудник третьей стороны может допустить ошибку при заполнении данных абонента или даже намеренно указать неправильные сведения. Проверка достоверности сведений в соответствии с ФЗ «О связи» — это обязанность оператора связи, а не третьей стороны.
  • Проверка «подозрительных» абонентов. Применяя аналитические инструменты можно выделить абонентов, которые скорее всего не заключали договор, но пользуются услугами связи. Например, договор на услуги сотовой связи был заключен с иностранцем, однако номер используется в России в течение нескольких лет подряд. Или договор был заключен с пожилым человеком, но номер регулярно используется в течение 20 лет. Обзвонить каждого «рискового» абонента и предложить ему принести паспорт в офис компании – крайне ресурсоемкая задача, также связанная с высокими репутационными рисками.

Во всех указанных случаях наиболее эффективным будет сопоставление данных абонентов и пользователей с информацией, содержащейся в базах данных – то есть дистанционная проверка.

Преимущества СМЭВ над другими инструментами дистанционной проверки

В ФЗ «О связи» предлагаются несколько инструментов дистанционной проверки данных абонента: усиленная КЭП, ЕСИА, ЕПГУ и СМЭВ.

Усиленная квалифицированная подпись – самый сомнительный инструмент. КЭП есть далеко не у всех граждан. Механизм проверки выстроить достаточно сложно. Кроме того, существует много спорных моментов – например, какие удостоверяющие центры считать валидными.

ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) и ЕПГУ (единый портал госуслуг) представляют собой единый инструмент. Для того чтобы пользователь мог получать услуги на ЕПГУ ему требуется учетная запись в ЕСИА. Таким образом, данные в ЕСИА и ЕПГУ дублируются.

По сравнению со СМЭВ у ЕСИА есть ряд существенных ограничений:

  • В ЕСИА содержится информация только о тех гражданах РФ и иностранцах, которые получали услуги на ЕПГУ. По статистике Минкомсвязи только в половине регионов России доля граждан, зарегистрировавшихся в ЕСИА превышает 50%. А по Москве и Московской области этот показатель ниже 50%. Кроме того, пользователь в любой момент имеет право удалить из ЕСИА данные своей учетной записи.
  • В ЕСИА содержится узкий набор данных о человеке. Например, нет информации о действительности паспорта, редко содержится ссылка на организацию (работодателя).
  • Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) является первичным источником информации о гражданах. В ней доступна подробная информация практически о каждом гражданине РФ.
  • В СМЭВ можно получить очень большой объем данных о человеке – от подробных сведений о паспортах и имуществе, и вплоть до содержания медицинской карты и наличия счетов в зарубежных банках.
  • СМЭВ это распределенная, динамично развивающаяся система. Объем содержащейся в ней информации постоянно увеличивается, а методы ее получения – упрощаются и унифицируются. Поэтому она является идеальным источником сведений для проведения сложных, многофакторынх проверок абонентов.

Какие виды сведений СМЭВ требуются оператору

Для того чтобы получать информацию из СМЭВ необходимо подключиться к отдельным сервисам (видам сведений) системы. Каждый сервис предоставляет свой набор данных.

  • Проверку паспортных данных и факта действительности паспорта осуществляют три вида сведений МВД: первый, второй, третий.
  • Данные о факте смерти гражданина на основании сведений ЗАГС предоставляет вид сведений ФНС.
  • Чтобы проверить, что гражданин не является безработным, используется вид сведений ПФР.
  • Информация о визах и сопутствующие данные иностранных граждан можно получить с использованием вида сведений МИД.

Алгоритм подключения видам сведений СМЭВ

Для получения доступа к видам сведений СМЭВ оператору связи необходимо выполнить следующие действия:

  • Приобрести и настроить криптографическое оборудования для работы в СМЭВ в соответствии с документом «Требования к сети передачи данных участников информационного обмена»
  • Проверить, чтобы учетная запись ответственного сотрудника в ЕСИА была связана с учетной записью организации-оператора связи.
  • Подготовить КЭП организации, которая будет использована при работе в СМЭВ
  • Провести тестирование необходимых видов сведений в тестовой среде (эмулятором)
  • После того как заявка будет одобрена в адрес вида сведений можно посылать продуктивные запросы. Для направления запросов и получения ответов можно использовать бесплатный адаптер СМЭВ.

Вопросы по процессу проверки абонентов

В ФЗ «О связи» и других нормативных документах не содержится требований к процедуре проведения проверки абонента и потребителя услуг. В результате возникает множество вопросов организационного характера:

  • Может ли проверка проводиться лицом, действующим от имени оператора связи?
  • Требуется ли прекращение предоставления услуг связи в случае, если данные абонента частично валидны, например, в них содержится явная опечатка, пропущен блок информации?
  • Требуется ли получать у абонента и пользователей разрешение на проверку данных?
  • Из каких источников брать информацию для проверки данных иностранцев?
  • Требуется ли проводить повторные проверки? Если требуется, то с какой частотой?
  • Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – требуется ли проверять, что пользователь является работником организации, оформлен в штат или осуществляет трудовую деятельность по договору?

Регламенты и подключение к СМЭВ

В состав инфраструктуры электронного правительства входят четыре основных элемента, определяющих ее функционирование: ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» ЕПГУ, ФГИС «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», Информационная система идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В соответствии с информацией, опубликованной на сайте Роскомнадзора,  на текущий момент перечисленные информационные системы исключены из Реестра федеральных государственных информационных систем, где в обязательном порядке регистрируются все функционирующие ФГИС федеральных органов власти.

Информационные системы электронного правительства были исключены Роскомнадзором из Реестра федеральных государственных информационных систем из-за несоблюдения  Минкомсвязью России требований постановлению Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 723 о предоставлении актуальных сведения о ФГИС до конца первого квартала 2013 года.

Отсутствие информационных систем в Реестре может губительным образом сказаться на работе всего электронного правительства, в связи с тем,  что не будут выделены средства из федерального бюджета на его развитие и эксплуатацию.

Со слов представителей Роскомнадзора, 18 апреля 2013 года в Минкомсвязь России было направлено  письмо с предупреждением об исключении информационных систем из Реестра, но со стороны Минкомсвязи России никакой реакции не последовало, после чего, Роскомнадзор согласно своему регламенту исключил системы из Реестра. Общее число исключенных из Реестра федеральных государственных информационных систем, оператором которых является Минкомсвязь, равняется семи. Согласно правилам, исключенные информационные системы нельзя восстановить, их можно только повторно зарегистрировать, подготовив полный комплект документов.

Для этого необходимо подготовить заявку, включающую в себя документальное решение о создании системы,  акт о порядке и сроках ввода в эксплуатацию, документ, подтверждающий права оператора, что может оказаться не простой задачей для нынешней команды Минкомсвязи России.

В то же время есть ряд информационных системы, сведения по которым Минкомсвязь России во время актуализировала, и они не были исключены из Реестра, приведем перечень этих систем:

Таким образом, не продлена регистрация именно тех информационных систем, которые являются ключевыми в инфраструктуре электронного правительства.

С учетом того, что Минкомсвязь России так и не сформулировала конкретные задачи и планы по развитию электронного правительства на ближайшее время, не исключено, что это умышленное действие, а не просто забывчивость ведомства, которое собственно и регулирует  порядок регистрации  государственных систем.

Оцените статью