Вариант № 1 (основной) — на данный момент самая проработанная и обсуждаемая версия метрополитена в Саратове.
Схема линий саратовского метрополитена
8 станций: Улица Братьев Никитиных, Парк Победы, Студенческая, Театральная, Немецкая, Театр имени Слонова, Клиническая, Чернышевская.
- Солнечно-Заводская линия
- Московско-Покровская линия
- Шелковично-Покровская линия
- Пригородная электричка (A, B, C, D)
- Городская электричка (линия E)
- Участок от Юбилейного до Алексеевского оврага
- Участок Алексеевской овраг — станция «Парк Победы»
- Участок «Парк Победы» — «Студенческая»
- Почему лёгкое метро?
- Какие радиусы необходимы?
- Возможность дальнейшего развития
Солнечно-Заводская линия
13 станций: Солненчая, Ломоносовская, Торговый центр, Алексеевская, Сенная, Астраханская, Вавиловская, Ильинская, Дегтярная, Авиационная, Томская, Крымская, Лесная.
Московско-Покровская линия
6 станций: Московская, Университет, Горьковская, Славянская, Петровская, Восточная.
Шелковично-Покровская линия
7 станций: Шелковичная, Театр имени Слонова, Академия Права, Радищевская, Славянская, Мостоотряд, Покровский вокзал.
Пригородная электричка (A, B, C, D)
Схема линий саратовского метрополитена (9 линий)
Линии, которые начинаются на конечных станциях метрополитена и продолжаются в пригородные части Саратова и Энгельса.
Линия от станции Восточная до станции (территория Энгельса).
Линия от станции Восточная до станции Лётный городок (территория Энгельса)
Линия от станции Улица Братьев Никитииных до станции Усть-Курдюм, с перспективой до станции Аэропорт (Сабуровка).
Линия от станции Восточная до станции Маркс (территория Энгельса, Энгельсского района, Марксовского района)
Городская электричка (линия E)
12 станций: Московское шоссе, Трофимовская, Молодёжная, Площадь Ленина, Улица Шехурдина, Тракторная улица, Вокзал, Политехническая, Ново-Астраханское шоссе, Саратов-3, Заводская, Крымская , Лесная (по территории Саратова)
Горизонтальный чертёж Юбилейно-Дегтярной линии
«Юбилейно-Дегтярная линия» — линия саратовского метрополитена. На схеме имеет номер 1. Цвет – синий (100,100,0,0). Самая проработанная и одна из самых сложных линий саратовского метро, несмотря нато, что является самой короткой.
Длина линии составляет 11507 м.
Максимальная глубина заложения тоннелей — 75 м. (в районе станции «Парк Победы»).
Количество станций — 8.
Самый длинный перегон — «Клиническая» — «Чернышевская» (2141 м.).
Самый короткий перегон — «Театральная» — «Немецкая» (866 м.).
Самый маленький радиус кривой — сразу после станции «Парк Победы» при движении в центр (320 тыс.).
Самый большой уклон — между станциями «Театр имени Слонова» и «Клиническая» (38,6 тыс.).
Линия состоит из нескольких участков.
Участок от Юбилейного до Алексеевского оврага
Участок «Улица Братьев Никитиных» — «Парк Победы»
Участок проходит по нагорной части города в районе посёлка Юбилейный. Проходит вдоль Усть-Курдюмской улицы. Поскольку в этом районе достаточно много свободного места, а уровень поверхностных грунтовых вод находится на глубине до 15 метров, тут возможно строительство открытым способом тоннелей мелкого заложения.
Станция «Улица Братьев Никитиных» — мелкого заложения, построенная открытым свособом, односвод м увеличенной шириной платформы (по примеру станции Строгино Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена).
От станции отходит участок прямого профиля, потом левая кривая (525 тыс.) на протяжении 577 метров.
Участок Алексеевской овраг — станция «Парк Победы»
После Алексеевского оврага линия выходит из левой кривой и идёт прямос уклоном 31,35 тыс 1050 метров. Таким образом линия заглубляется на 75 метров, после чего переходит в правую кривую 440 тыс. на протяжении 545 метров и подходит к станции «Парк Победы», которая находится под Соколовой горой.
Участок «Парк Победы» — «Студенческая»
Участок «Парк Победы» — «Студенческая»
Прямо за станцией «Парк Победы» начинается один из самых сложных участков саратовского метро. За станцией начинается левая кривая радиусом 320 тыс.на уклоне 32,38 тыс. на расстоянии 352 м. После неё линия выходит из кривой и продолжает спуск к «Студенческой» с Соколовой горы на протяжении 815 метров.
Схема линий саратовского лёгкого метрополитена, четвёртая очередь, версия № 5
Система лёгкого метрополитена Саратова – наиболее проработанный проект скоростного внеуличного транспорта Саратова. На нынешний момент существует почти полная трассировка с вертикальным чертежом и проектами станций первой очереди и проект трассировки второй очереди.
Почему лёгкое метро?
Геологическая особенность Саратова – обилие подземных вод. Глубина залегания подземных вод очень редко больше 10 м, в среднем – 3-5 метров. Если делть метро мелкого заложения, то тогда его нельзя будет вести под зданиями по нормам, а под улицами его вести невозможно по причине того, что в таком случае будут слишком малыми радиусы поворотов. Если же попытаться сделать метро под подземными водами, то оно получится сверхглубоким и его строительство обойдётся слишком дорого. Поэтому скоростной внеуличный транспорт должен быть мелкого заложения и идти под улицами. Достаточно малые радуисы поворотов даёт нам лёгкий метрополитен. Поэтому лёгкое метро (или мини-метро – подземное лёгкое метро) представляется самым перспективным для Саратова.
Какие радиусы необходимы?
Очевидно, для того, чтобы системой лёгкого метрополитена (далее – метро) пользовалось как можно большее количество человек, то есть чтобы метро быстрее окупилось, необходимо прокладывать линии метро по наиболее частым маршрутам передвижения людей. Естественно, основные маршруты это “дом-работа” и “дом-место учёбы”. Таким образом, необходимо, чтобы метро охватывало заводы (Саратоворгсинтез, Крекинг, Техстекло, ГПЗ, завод зуборезных станков, авиационный завод, завод источников тока, завод им. Орджоникидзе, СЭПО, Тантал, жиркомбинат, табачную фабрику и др.), центр города, где находятся офисы, магазины и др., учебные заведения (СГУ, СГТУ, СГАУ, СГАП, ПАГС, СГМУ, эконом, консерватория) и крупные жилые микрорайоны (Комсомольский, Юбилейный, Солнечный), а также железнодорожный, речной и автовокзал (аэропорт к моменту, когда метро сможет быть построено, будет перенесён в Сабуровку).
Таким образом, должны существовать радиусы Заводской-Центр, Ленинский-Центр и Юбилейный-Центр, а также линия в центре. Такие линии и предлагаются мною в проекте.
Состоит из наземной части на берегу Волги (уже существующая часть – линия ж/д, практически никем не использующаяся) и новой, подземной части.
Радиус на планируемый автовокзал Вольского направления.
Соединяет пос. Солнечный и Юбилейный, планируемый автовокзал на Московское направление, а также Приволжский и Энгельс с центром.
Далее линия выходит на землю.
Дальше по метромосту в Энгельс.
Пролегает не под ул. Московской, но параллельно ей.
Возможность дальнейшего развития
Город планирует развиваться, согласно генплану, в пос. Солнечном и в Усть-Курдюмском направлении. Линии метро в данном случае имеют потенциал к развитию.