Правила опроса

Правила опроса pos gosuslugi

Достоинства и недостатки опросного метода в социологическому исследовании

Опросы позволяют получить общее представление относительно существующей проблемы и сложившейся ситуации, а также определить мнение социума по отношению ко всему происходящему, выработать оптимальный вариант решения, при котором каждая из сторон-участниц останется довольна, а риски и потери будут минимизированы.

К явным достоинствам данного метода следует отнести:

  • Стандартизация и проработанность исследования, возможность использования одного и того же списка вопросов для всех респондентов и получение различных мнений и точек зрения в отношении одной проблемы/темы;
  • «Живой опрос» позволяет получить более точное представление об отношении и эрудиции респондента: понимание проблемы, ее воздействие на конкретного человека, более глубокое освещение темы, учет моральных, культурных и иных сторон;
  • Возможность провести сравнительный анализ, выделить различные точки зрения, их соотношение (что доминирует) и пр.;
  • Легкость обработки полученных данных посредством использования современных технологий и пр.

Среди недостатков опросного варианта можно отметить:

  • Субъективная оценка ситуации со стороны респондентов и невозможность получения максимально точных результатов. Повторный опрос может дать кардинально иные итоги;
  • Субъективность организатора. Каждый исследователь понимает и видит картину, проблему по-своему. Поэтому проведение опроса будет также субъективным и опишет тенденции с определенной позиции и замысла автора НИР;
  • Ограниченность исследования не всегда благоприятно сказывается на результатах и их достоверности.

Несмотря на столь яркие черты опроса, ни одно социологическое исследование не может обойтись без использования данного метода (в разных вариациях). Именно опрос является основным приемом и ключевой частью программы социсследования. Поэтому его роль – одна из важнейших.

Правила опроса

Опрос, как средство изучения различных объектов и сфер деятельности человека, является самым популярным инструментом в маркетинговых, социологических, психологических и других видах исследований

Для получения качественных, достоверных и актуальных выводов, представляющих ценность для бизнеса, органов государственного управления, образования и прочих организаций, и частных компаний создана специальная методика проведения опроса. Она заключается в применении ряда методов, которые классифицируют по следующим критериям:

  • по способу получения данных – интервьюирование и анкетирование;
  • по форме проведения – устные и письменные;
  • по месту проведения – место жительства, учебы, работы и т.д.;
  • по уровню компетентности – массовые и экспертные;
  • по способу взаимодействия с респондентом – личные и дистанционные.

Основные правила проведения опросов

Чтобы в ходе исследования получить надежную и полную информацию от респондента, следует соблюдать существующие правила проведения опроса.

  • Одна цель – один опрос. Не стоит помещать в один опрос сразу несколько задач. Вопросы исследователя должны касаться одного аспекта изучаемой области, тогда ответы респондентов смогут обеспечить объективной информацией, достоверными отзывами и мнениями.
  • Оптимальное количество вопросов. Чтобы получить достаточное количество желающих участвовать в опросе, правила проведения анкетирования рекомендуют включать в опросный лист краткие, предельно ясные вопросы и минимальное количество вариантов ответа. Максимальное время для анкетирования или интервьюирования не должно превышать 5-7 минут.
  • От легкого – к сложному. Особенности проведения опроса включают порядок расположения вопросов в опросном листе, который должен соответствовать так называемой «воронке». Иными словами чтобы сохранить интерес респондента до окончания опроса, в первую очередь следует помещать в анкете простые и легкие вопросы, затем сложные и снова простые. Обычно это вопросы, связанные с персональной информацией респондента.
  • Целевая аудитория. Методы проведения анкетирования направлены на сбор достоверной информации, что, в конечном счете, принесет эффективные решения. Без правильного подбора респондентов добиться качественных результатов довольно сложно. Поэтому аудитория, которая будет участвовать в опросе, должна отвечать определенному набору критериев, соответствующих демографическим, социальным, культурным и другим характеристикам.

Социальный опрос – один из методов сбора информации о состоянии общественного индивидуального и коллективного мнения, а также о фактах, явлениях, и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов

Одной из важнейших задач при опросе респондентов является создание у опрашиваемых лиц желания отвечать на вопросы. Игнорирование этого правила сводит на нет всю предварительную работу по организации и проведению исследования

Порядок проведения опроса зависит от того, какой метод исследования был выбран при сборе первичных данных для анализа исследуемого объекта. Прежде всего, выделяют такие формы опросов как анкетирование и интервьюирование

Проведение опроса посредством анкетирования, как и любой другой метод исследования, имеет свои нюансы. Анкетирование в отличие от интервьюирования, подразумевает минимальный контакт опрашиваемого и исследователя.

Методика проведение социальных опросов

Правила опроса

Методика проведения социальных опросов заключается в письменном или устном получении данных, их обработки и итоговом заключении. Порядок и последовательность действий при опросе не меняются, вне зависимости от социальной принадлежности респондентов.

  • Опрос общественного мнения. Проведение общественных опросов направлено на изучение явных или скрытных настроений определенных социальных групп населения и в целом общества, к фактам экономической и социальной действительности. Исследование общественного мнения может проводиться с помощью различных инструментов: наблюдений, бесед, письменных опросов и других методов. В ходе исследования можно не только выявить отношение респондентов к какой-либо проблеме, но и установить способы ее решения.
  • Опрос населения. Проведение опроса населения может быть посвящено вопросам трудовых и семейных отношений, проблемам образования, воспитания, культуры и другим социальным аспектам. Здесь обычно используют два метода интервью и анкетный опрос. Ценность получения информации при данной форме опроса, заключается в том, что источником первичных социологических сведений является сам изучаемый объект.
  • Опрос граждан. Проведение опросов граждан применяется как одна из форм самоуправления для получения мнения общества по, интересующим исследователя, социальным вопросам. Порядок проведения гражданского опроса закреплен нормативными актами и уставом муниципального образования. Проведение социологических опросов граждан может быть инициировано главой муниципалитета, органами власти и прочими государственными и частными организациями. Результаты исследований носят рекомендательный характер и могут быть учтены при принятии решений, муниципальными, государственными учреждениями и другими властными структурами.

Основные правила проведения соцопросов

Социологический опрос должен осуществляться с соблюдением некоторых несложных правил. Прежде всего, проведение социального опроса не может выполняться без установления задач и разработки программы исследования. Также от исследователя требуется определить категории анализа и объекта изучения. Следует обозначить качественную и количественную выборку, а также подобрать наиболее действенный инструментарий. Респондент должен быть уведомлен о задачах, которые преследует данное исследование, а также ознакомлен с содержанием вопросов, разработанных в соответствии с культурным уровнем социальной группы, участвующей в опросе.

Персонал который может быть Вам интересен

Персонал для офиса (транспортных компаний)

Основная цель проведения анкетирования заключается в том, чтобы оперативно и без особых затрат составить объективное представление о мнении респондентов по той или иной проблеме

Возврат к списку

Чем опрос отличается от анкетирования

В первом случае интервьюер может получить полноценные ответы для исследования благодаря своим уточняющим вопросам. Респондент активно внедряется в общение, интервьюер следит за ходом беседы и при необходимости аккуратно меняет направление своих вопросов. Тут главное — это задать первые вопросы по теме, а далее пойдут конкретные наводящие уже по ответам респондента.

При анкетировании такого полноценного контакта быть не может. Поэтому интервьюеру приходится заранее продумывать весь спектр возможных вопросов (и соответственно ответов), которые позволят ему получить максимальные результаты для исследования. Поэтому здесь очень важна именно начальная подготовка — создание анкеты.

Как составить анкетный опрос

Как я уже говорил, в методе анкетирования самым важным и сложным вопросом является момент создания анкеты. Интервьюеру необходимо не только разбираться в теме исследования, но и еще правильно составить опросный лист. Ниже Вы увидите ряд рекомендаций и мою план-схему проведения анкетного опроса.

Правила составления анкеты для опроса

1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.

2. Краткость — не только сестра таланта, но и успех опроса. Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.

3. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.

4. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.

5. Один вопрос — одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.

6. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.

7. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

Процедура проведения анкетного опроса

Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты. Вот моя схема, по которой я провожу свои анкорные опросы:

Читайте также:  Экологический досуг и рекреационное природопользование

Правила опроса

Анкетирование. Основные правила составления анкет

1. Что же такое – анкетирование?

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

По числу респондентов:

· Индивидуальное анкетирование (один респондент);

· Групповое анкетирование (несколько респондентов). Методическая и организационная разновидность группового анкетирования – аудиторное анкетирование, состоящее в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

Сплошное (опрос всех представителей выборки); Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

Очное (в присутствии исследователя-анкетёра); Заочное (анкетёр отсутствует):

Рассылка анкет по почте; Публикация анкет в прессе; Публикация анкет в Интернете; Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Правила опроса

На сайте МГПУ мы собралилучшие работы студентов

Как провести социологический опрос

Краткая инструкция для студентов-практикантов

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.

Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.

Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.

И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.

Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.

ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!

Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).

Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.

Поскольку опрос всегда имеет дело с людьми, обладающими как общими, так и индивидуальными особенностями, в социологии были сформулированы принципы, в соответствии с которыми следует составлять анкеты.

1. Анкеты должны строить с учетом психологии восприятия, а не в соответствии с логикой исследования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уровень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых вопросов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться.

Таким образом наиболее сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты и почти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

Виды вопросов. В анкетах и интервью используются 4 самые разнообразные вопросы, которые задаются с различными целями.

1. С точки зрения целей исследования выделяются:

Основные вопросы используются исследователем для того, чтобы получить необходимую информацию.

Контрольные вопросы предназначены для проверки искренности, непротиворечивости и последовательности ответов респондента. Нередко в таком случае используются другие формулировки вопроса, который уже задавался, или вопросы, связанные с ним по смыслу. Например, сначала респонденту задается вопрос «как вы относитесь к предпринимателям и предпринимательству?».

Затем, спустя несколько вопросов, у него спрашивают о его отношений к национализации собственности. Если в первом и втором случае респондент говорит о положительном отношении, исследователь может допустить, что ответы либо неискренни, либо непоследовательны.

Вопросы-фильтры вводятся для получения дополнительной информации о респонденте — как правило» о том, является ли он компетентным в той или иной сфере. Примером здесь может служить вопрос «как вы понимаете демократию?» На основании того, как респондент ответит на вопрос, можно делать выводы о том, имеет ли он правильное представление о демократии, обладает ли он политологическими и социологическими знаниями и т. д.

2. Вопросы анкеты подготавливаются с учетом психологических особенностей респондентов. С этой точки зрения могут быть выделены дополнительные разновидности вопросов.

Прямые вопросы адресованы непосредственно респонденту и направлены на выявление его личного мнения по тому или ному вопросу.

Косвенные вопросы вводятся тогда, когда есть сомнение, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос (например, о своей интимной жизни). В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвечает от лица социальной группы или просто «объективно» оценивает явление.

Буферные вопросы вводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к другой. Ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашиваемый как бы «настраивается» на новую тему. Контактные вопросы направлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.

Читайте также:  Приглашение в есиа

3. С точки зрения свободы респондента в выборе ответа выделяют варианты:

Открытые вопросы предполагают, что ответы на них респондент строит полностью по своему усмотрению. Примером может служить вопрос: «Можете назвать причины, по которым вы можете изменить свое предпочтение на выборах?».

Опрашиваемый в качестве ответа на такой вопрос может указать любую причину, которую он считает важной, причем такая причина может быть не единственной. Открытые вопросы не предполагают предварительной категоризации: они будут распределяться по группам лишь на этапе интерпретации результатов.

Закрытые вопросы предполагают, что ответы на них выбираются респондентом из заранее определенных вариантов. Такие вопросы обычно используют, если исследователю заранее известно, какую информацию он хочет получить и мнение по каким вопросам его интересует прежде всего

Выделяют разновидности закрытых вопросов. Дихотомические вопросы предполагают выбор между «да» и «нет», например: «есть ли причины, по которым вы можете поменять свои предпочтения на выборах?».

Вопросы-меню предполагают выбор одного варианта или любого сочетания вариантов. Например, может даваться несколько вариантов ответов на вопрос «по каким причинам вы можете изменить свои предпочтения в процессе выборов»: «недостойное поведение кандидата по отношению к другим кандидатам», «получение сведений о преступлениях и проступках кандидата», «влияние

Полузакрытые вопросы — вид вопросов, занимающий промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами. В этом случае респонденту дается несколько вариантов ответов, но он имеет право ответить в свободной форме, если ни один из вариантов не подходит.

Достоинства и недостатки опроса как метода маркетингового исследования. Во-первых, опрос представляет собой экономичный и оперативный метод сбора информации. Лицам, проводящим опрос, нет необходимости каждый раз задумываться о том, какие вопросы задавать, как наладить контакт с респондентом и т. д.

Они практически не участвуют в заполнении анкет (за исключением предоставления дополнительных инструкций), а потому можно проводить анкетирование одновременно нескольких респондентов.

Во-вторых, опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п. Люди нередко с интересом относятся к социологическим исследованиям, особенно если они понимают их значимость. А потому они могут стремиться предоставить исследователям максимально точную информацию, — конечно, при условии, что эта информация не является их частным делом.

Опрос имеет и ряд недостатков:

Во-первых, респонденты могут быть субъективными, а потому в своих ответах будут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

Во-вторых, в некоторых случаях значительное число респондентов вообще не способны ответить на поставленный вопрос в силу того, что не обладают достаточным образованием или не располагают необходимой информацией.

Кроме того, люди не всегда могут ответить на вопрос правильно, полностью отдавая себе отчет как в смысле вопроса, так и в смысле ответа, который они дают. Это также лишает исследователя возможности получить необходимую ему объективную информацию. В частности, это особенно важно в том случае, если pecпондент не отдает себе отчета в том или ином аспекте своего поведения.

Результаты, которые вы получаете в процессе исследования, часто напрямую зависят от правильно составленной анкеты. Непонятный для респондентов опросник, слишком большой по объему или с неясной логикой, может существенно повлиять на ответы лиц, в нем участвующих. Как грамотно составить анкету для опросов? Есть 10 аспектов, на которые необходимо обратить внимание.

Аспект первый: определите цель исследования. Какие данные необходимы для дальнейшей работы? С учетом цели и нужно составлять вопросы для анкеты.

Пример: если вы изучаете отношение покупателей к сети магазинов «Рублик», спрашивайте их о том, довольны ли они ассортиментом товара, обслуживанием на кассе и в торговом зале, чистотой помещения и прочее.

Аспект второй: будьте вежливы с респондентами. Они тратят свое время, чтобы помочь вашему исследованию, поэтому нужно проявить к ним уважение и заинтересовать.

Пример: поприветствуйте респондентов во вступлении, кратко опишите цели анкетирования, объясните, как заполняется анкета.

Аспект третий: избегайте двоякого прочтения вопросов. При их составлении старайтесь, чтобы они были максимально просты. Не нужно использовать причастные или деепричастные обороты – респондент может в них запутаться.

Пример: вместо вопроса «Вам нравится магазин «Рублик» из-за низких цен или большого ассортимента товара?» лучше спросить «Что вас привлекает в магазинах данной сети?»

Аспект четвертый: предлагайте простые и в то же время разнообразные ответы на вопросы. Чем разнообразнее будут варианты, тем меньше респондентов будут писать в графе «другое». Это значительно облегчит обработку данных в дальнейшем.

Пример – на вопрос: «Что вам нравится в магазинах данной сети?» стоит дать не только ответы «низкие цены» и «разнообразный ассортимент», но и «близость к дому/работе», «акции и скидки», «уровень обслуживания» и др.

Аспект пятый: дайте больше свободы. В конце анкеты обязательно оставьте пустые графы с комментарием: «Ваши пожелания», «Что можно улучшить в работе?» и пр.

Аспект шестой: не перегружайте анкету. Доказано, что она будет охотнее заполняться, если на 1 листе будет не более 3-5 вопросов. Мелкий шрифт и сложные конструкции предложений также вызывают нежелание заполнять подобный опросник.

Аспект седьмой: безупречная логика. Непонятные, алогичные вопросы могут вызвать у респондентов раздражение и нежелание продолжать работу. Обязательно следите за тем, чтобы во всех вопросах прослеживалась четкая логика.

Пример: если в анкете есть вопрос «Вы пользуетесь дисконтной картой нашего магазина?», то должны быть ответы «да» и «нет». И если следующий момент, который вы хотите уточнить – что привлекает клиента в дисконтных картах, то для ответа «нет» тоже должен быть задан вопрос. К примеру, почему клиент не получил карту на скидки.

Аспект восьмой: безупречная грамотность. Анкета должна быть составлена по всем правилам русского языка. Орфографические или пунктуационные ошибки, использование диалекта или экспрессивно окрашенных слов при формулировке вопросов – все это создаст у респондента ощущение, что фирма ненадежна и работают в ней непрофессионалы.

Пример: вопросы «За что вы обожаете ходить в этот магазин?» и «Какие инциденты показались вам в магазине неприятными?» использовать недопустимо.

Девятый аспект: будьте толерантными. Ваша целевая аудитория – люди разных национальностей, верований, убеждений, они имеют свои индивидуальные особенности. Вопросы и ответы к ним должны быть максимально нейтральны.

Пример: вопрос «Какой дорогой вы предпочитаете ходить в наш магазин?» замените на «Как вы добираетесь до нашего магазина?» – это важно для людей, которые вынуждены передвигаться в инвалидных креслах.

И десятый аспект: не задавайте сложных вопросов. Помните о целевой аудитории. Используйте минимум специальных терминов, при этом объясняйте их значение. Составляйте анкету на простом, живом и понятном языке, и ваше исследование принесет желаемые результаты.

Техника проведения опроса

Правила опроса

Поэтому для оптимизации сбора данных необходимо выделить основные этапы проведения опроса: адаптацию, сбор базовой информации и завершение опроса.

  • Адаптация. В первую очередь исследователь должен подготовить респондента, мотивировать его на предоставление необходимой информации. Технология проведения опроса на данном этапе включает ознакомительное обращение и несколько вводных вопросов. Исследователь должен объяснить цель опроса, рассказать о содержании и правилах заполнения опросного листа, и задавая вводные вопросы подвести респондента к проблеме исследования. Разработка начальной фазы опроса не разрабатывается без предварительного изучения целевой аудитории, с которой проводится анкетирование или интервьюирование.
  • Сбор информации. На этапе достижения цели, тактика проведения опроса заключается в повышении интереса респондентов к исследованию. Для этого используются функционально-психологические или контактные вопросы, которые применяют для прерывания слишком обширных блоков. Содержание таких вопросов должно заинтересовать именно ту группу респондентов, которая участвует в данном опросе. К примеру, женщин среднего возраста можно спросить о домашнем хозяйстве. Основная цель контактных вопросов снять усталость, переключить внимание и повысить интерес респондентов.
  • Завершение опроса. Нередко на заключительном этапе опроса исследователь интересуется у респондента, насколько интересным и полезным они считают данное исследование. Некоторые опросные листы или интервью заканчиваются предложением участвовать и в последующих опросах. В случае анкетирования, можно предоставить респонденту возможность дописать в свободной форме то, что он не сообщил в своих ответах.

Техника проведения опросов требует соблюдения правильной последовательности вышеперечисленных этапов, которые помогут расположить респондента, наладить с ним психологический контакт, следовательно, обеспечить получение полной и достоверной информации в рамках исследования.

Анкетирование – один из методов опроса, применяемых для сбора определенных сведений от респондентов. Проводится письменно с использованием анкеты

Виды опросов в социологическом исследовании

Проведение опроса – это основная часть НИР социологического характера, требующая немало времени и сил, как на подготовку, так и реализацию. А затем дальнейшую обработку полученных результатов.

Исследователю следует заранее определиться с видом опроса. Выделяют следующие вариации опросного метода в социологическом изыскании:

Правила опроса

Самые распространенные методы опроса в социологическом исследовании и НИР по социологии

  • По форме проведения: устный опрос – когда организатор или эксперт вживую общается с участниками (здесь пометки, фиксирует результаты и ответы делает интервьюер), письменный – в этом случае взаимодействие между опрашиваемым лицом и экспертом минимальное, притом участнику опроса предстоит письменно отвечать н поставленные вопросы, заполнять определенный бланк и пр. Также уместно здесь же выделить очный опрос – то есть непосредственный живой контакт между экспертом и участником, заочный – прямого контакта нет, опрос проводится в дистанционной форме (онлайн-тест, анкета и пр.);
  • В зависимости от степени проработанности социологического исследования: стандартизированный опрос — то есть запланированный. С четко очерченными и заранее подготовленными вопросами. Нестандартизированный – основанный на импровизации в рамках заданной темы.
Читайте также:  Пособия по беременности с нового года

Каждый исследователь выбирает подходящий вид опроса с учетом имеющихся у него возможностей и способностей, потребностей и ограничений. Как правило, окончательное решение относительно подходящей разновидности основывается на текущем уровне подготовке и интересах эксперта: студенты предпочитают более простые и стандартизированные форматы, а опытные исследователи – не прочь от импровизационных или детализированных, комбинированных вариаций.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила опроса

Как подготовиться к опросу исследователю?

Всю опросную схему в рамках социологического исследования можно разбить на несколько общих этапов:

Первый – подготовительный. Здесь автору социологической НИР представит определиться с существенными и общими моментами: тема-проблема, цель и задачи, гипотеза (что именно он намерен проверить) и пр. То есть на основе выбранной области и темы, автору НИР важно продумать научный аппарат и определить границы исследования, конкретизировать интересующие его моменты и возможности их оценки, выбрать подходящую шкалу и способ обработки данных и пр.

Также на данной стадии происходит планирование и организация непосредственно опроса. Этот шаг предполагает реализацию следующих действий:

  • Постановка границ исследования: сроки проведения, примерные масштабы и объемы НИР (число контрольной группы или выборки, примерное количество вопросов и пр.), тема-проблема-предмет и объект — и пр.;
  • Определение целевой аудитории: кого и где будет опрашивать исследователь? Здесь важно определить контингент респондентов: возраст особенности, где их можно найти с учетом темы и характера исследования. Допустим, социолог намерен определить мнение к новой кинокартине, тогда опрос целесообразно проводить в кинотеатре (на выходе из зала и пр.). Согласитесь, глупо искать кинолюбителей определенной картины в торговых секциях или спортклубах.
  • Разработка списка вопросов. На данной стадии автору социологической НИР необходимо ориентироваться на констатированный научный аппарат и выбранный метод исследования: опрос, анкета и пр. В любом случае важно подготовить точный список вопросов, позволяющий узнать мнение в отношении интересуемого объекта. Притом важно помнить, что полноценно оценить ситуацию на базе одного вопроса невозможно. Поэтому постарайтесь сформировать несколько предельно точных конструкций. Все подготовленные вопросы должны быть оформлены в виде специальных листов или анкет. Такой подход упростит в дальнейшем обработку информации и формирование полученных результатов.

Правила опроса

Этапы по подготовке к социологическому опросу

Вторая стадия – реализационная, которая предполагает выполнение всех намеченных программой социологического исследования действий: поиск респондентов, беседа или анкетирование, сбор данных и пр.

Третья стадия – заключительная. Ее миссия обработать собранные материалы и сформировать соответствующие выводы, а затем рекомендации.

Остановимся подробнее на этапе разработки, подготовки к опросу в рамках социологического исследования. Здесь уместен следующий алгоритм действий:

  • Для начала исследователю важно задать конкретные границы и основные параметры исследования, установив интересуемое его явление/процесс – объект и гипотеза с учетом выбранной темы.
  • Далее необходимо продумать, какой прием или способ ему близок и удобен: общительные организаторы предпочитают живое общение – опрос, интервью, а стеснительные или более «поспешные» — письменные опросы, анкеты и пр.;
  • Вслед за конкретизацией целевой аудитории и формата опроса грядет самый ответственный и важный этап – разработка списка вопросов. Здесь важно постараться кратко и емко уместить суть в нескольких (в среднем до 5-10 вопросов). Главное придерживаться простых формулировок, предполагающих получение конкретного и простого ответа (в краткой форме и пр.): да/нет, короткий ответ и пр.

Опросная часть социологического исследования чаще всего тотально планируется. Импровизационный подход не позволяет получить полной картины относительно изучаемого явления, объекта. Поэтому здесь в любом случае должен быть точный план действий. Независимо от того, в какой форме будет проходить опрос (беседа, анкетирование, онлайн-формат), организатору предстоит проработать опросный лист. В его структуре принято выделять следующие основные элементы:

Также здесь будет присутствовать короткое описание исследования и инструкция для респондента: цель мероприятия, что нужно делать (на сколько вопросов ответить, как это сделать и пр.);

Правила опроса

Образец опросного листа (анкеты)

Опрос призван собрать сведения не только по проблеме, но и получить основную информацию о респонденте: имя, пол, возраст, опыт работы ли уровень образования и пр. Данная часть важна если социологическое исследование носит целевой характер – важная конкретная выборка и пр.

В перечне вопросов должна быть обязательная часть, а также дополнительная – заполняемая по желанию.

В зависимости от выбранного формата заполнение опросного листа будет производиться либо непосредственно исследователем (беседа, интервью), либо участником (анкетирование, тестирование).

Список вопросов рекомендуется формировать с учетом таких правил, как простота изложения (чем проще, тем лучше), разнообразие (различные формы: открытые, закрытые краткий ответ, тест и пр.). Не забываем об оформлении опросного листа, творческий подход вполне целесообразен и способен больше заинтересовать участников.

Какие ограничения действуют при проведении опросов в социологическом исследовании?

Любая научная деятельность сопровождается введением ряда ограничительных параметров. Притом часть из них носит обязательный характер и граничит с научным аппаратом и программой изыскания, а вторая – определяется индивидуально исследователем с учетом его возможностей, желания и пр.

Самыми очевидными и явными ограничениями при планировании и реализации опроса в рамках социологической НИР выступают:

  • Сроки проведения;
  • Количество вопросов: общее, контрольные, дополнительные и пр.;
  • Объем выборки, количество участников;
  • Научная область: тема и проблема, предмет и объект;
  • Уровень подготовки корреспондентов и привлекаемых специалистов;
  • Бюджет на организацию и проведение социологического исследования и пр.

Правила проведения опроса в социологическом исследовании

Чтобы опрос принес пользу и позволили получить конкретные результаты, важно придерживаться следующих простых постулатов.

Во-первых, организатор и эксперт должен сам тщательно разобраться в поставленной задаче и теме: что исследовать, с кем контактировать, как фиксировать и обрабатывать результаты. Корреспондент должен быт общительным и эрудированным, подкованным.

Правила опроса

Схема проведения опроса в НИР по социологии

Во-вторых, все вопросы должны быть интересными и понятными, затрагивать сугубо выбранную тему и область исследования. Притом все они должны быть сформированы на простом русском языке, с учетом действующих норм. Рекомендуется отказаться от бюрократического стиля.

В-третьих, опрос должен быть оптимальным по срокам и объемам, количеству вопросов. Опытные специалисты рекомендуют проводить социологическое исследование сроком от 1-3 до 10-14 дней, а количество респондентов подбирать с учетом задействованных специалистов (в среднем на одного эксперта приходится до 50-100 анкет при средних масштабах НИР), оптимальное количество вопросов – до 10-15, а продолжительность опроса – 1-3 минуты. Поэтому тщательно продумайте, что Вы будете спрашивать и как. Не все готовы проходить опрос до конца и тратить свое время.

Роль опросов в социологическом исследовании

Миссия любого НИР по социологии заключается в погружении в конкретную тему и проблему, определение общественного мнения по отношению к ней, а также оценке степени воздействия проблемы на социум (как повлияла на жизнь общества). Притом нередко результаты подобных исследований в корне меняют изначально выдвинутые решения с целью достижения «консенсуса», минимизации общественного негодования и получения достойного результата.

Проведение социологического изыскания предполагает прохождение базовых этапов:

  • Подготовительный, в рамках которого утверждается тема и разрабатывается научный аппарат и программа мероприятий, устанавливающие ориентиры и границы изыскания, методологию и пр.;
  • Организационный, предполагающий переход от теории к действиям и подготовку ко взаимодействию с респондентами: формирование основных вопросов, разработка контрольных вопросов, выбор подходящей разновидности опроса, утверждение шкалы оценивания полученных результатов и пр.;
  • Полевой, который предполагает непосредственную реализацию всех намеченных мероприятий с дальнейшей обработкой собранных данных;
  • Результативный. Его миссия – констатировать конкретные тенденции на основе полученных первоисточников и грамотно оформить отчет по НИР, выработать рекомендации по решению проблемы и пр.

Правила опроса

Функции социологии и социологических исследований

Фактически, ключевым моментом в проведении социологического исследования выступает опрос, основные функции которого сводятся к следующим действиям:

  • Поиск первоисточников в рамках конкретной темы, сбор первичной информации в сжатые или конкретные сроки;
  • Целенаправленность, которая проявляется в том, что исследователь изначально определяет кого и как будет опрашивать, какие вопросы задавать. Отсюда следует, что опрос позволяет получить ответ на конкретный вопрос, по определенной теме/проблеме и пр.;
  • Актуальность. Этот принцип предполагает, что исследователь оценивает современное положение дел в отрасли/теме, определяя мнение респондентов на данный момент;
  • Краткость и емкость = темп исследования. Исследователь получает моментальный ответ на поставленные условия. При этом задаваемые вопросы должны соответствовать принципу «чем проще, тем лучше»: они будут быстрее усвоены, проанализированы и решен (предоставлен ответ). Притом важно не перегружать респондента вопросами, а определить наиболее важные (интересующие) моменты в них.

Таким образом, опросный метод социологического исследования призван собрать информацию по конкретной проблеме/теме и предоставить исследователю общую картину и отношение социума к ней. Притом данный прием является основополагающим методом социологической НИР.

Ни одно социологическое исследование не обходится без практического действия, нацеленного на сбор первичной информации и получение первых представлений, контрольных результатов в рамках выбранной темы. Притом реализация данного этапа происходит путём непосредственного контакта между организатором (экспертами) и респондентами (целевой аудиторией). Данный этап социологического НИР чаще всего представлен в виде опроса или анкетирования, к которому следует предварительно подготовка. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.

Оцените статью