Пособия по уходу за ребенком для троих детей будут иметь новые коэффициенты

Госуслуги сейчас откроются

Портал работает в прежнем режиме.

Подождите пару секунд

Принят Государственной Думой 15 ноября 2022 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года

Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 1998, N 30, ст. 3613; N 31, ст. 3812; 1999, N 29, ст. 3692; 2000, N 29, ст. 3002; 2001, N 23, ст. 2284, 2285; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 44, ст. 5281; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1653; N 19, ст. 2313, 2331; N 23, ст. 2887; 2014, N 23, ст. 2930; 2016, N 1, ст. 8; N 27, ст. 4238; N 52, ст. 7493; 2017, N 14, ст. 1998; 2018, N 31, ст. 4853; 2019, N 40, ст. 5488; 2020, N 24, ст. 3740; 2021, N 22, ст. 3686; N 50, ст. 8416; 2022, N 18, ст. 3002; N 29, ст. 5249) следующие изменения:

1) абзац третий части второй статьи 1 после слов “ежемесячного пособия” дополнить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”;

2) в статье 3:

а) в части первой:

абзац третий изложить в следующей редакции:

“ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;”;

абзац шестой признать утратившим силу;

б) в части второй в первом предложении слова “женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности” заменить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”, в третьем предложении слова “женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности,” заменить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”;

в) часть третью признать утратившей силу;

г) в части четвертой слова “и указанные” заменить словами “или указанные”;

д) дополнить частью шестой следующего содержания:

“Органы и организации, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении пособия сведений. В этих целях данные органы и организации вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы и сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.”;

3) в статье 4:

в абзаце втором слова “Фонда социального страхования Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

абзац пятый признать утратившим силу;

в абзаце шестом слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

в абзаце седьмом слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

абзац восьмой признать утратившим силу;

б) дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:

“В случае, если полномочия субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, выплата указанного пособия производится за счет:

межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Объем таких межбюджетных трансфертов определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус”, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в форме субвенций на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, администрацией города Байконура, администрацией федеральной территории “Сириус” и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В случае, если полномочия субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются субъектом Российской Федерации, городом Байконуром, федеральной территорией “Сириус” самостоятельно, финансовое обеспечение расходов на выплату указанного пособия производится исключительно за счет их собственных средств. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” могут устанавливаться иные и (или) дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также особенности назначения и выплаты указанного пособия.”;

4) в статье 41:

а) в части первой слова “Пенсионным фондом Российской Федерации” заменить словами “Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

б) в части второй слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

в) в части третьей слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

5) статью 42 дополнить частью четвертой следующего содержания:

“Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка подлежит перерасчету в беззаявительном порядке с месяца изменения величины прожиточного минимума для соответствующей социальнодемографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации. Выплата такого пособия после перерасчета осуществляется также в беззаявительном порядке.”;

6) статьи 9, 91 и 10 изложить в следующей редакции:

“Статья 9. Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус”.

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются:

беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);

одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:

лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах в отношении ребенка (детей), о назначении пособия на которого (которых) подается заявление;

лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой (попечительством);

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;

лица, находящиеся в розыске;

несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.

При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.

Статья 91. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается при обращении женщины после наступления срока беременности двенадцать недель и выплачивается за период начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации (но не ранее наступления срока беременности шесть недель) до месяца родов или прерывания беременности (включительно). Если прерывание беременности произошло до наступления срока беременности двенадцать недель, выплата указанного пособия не осуществляется.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, выплачивается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанное пособие выплачивается начиная с даты обращения за назначением указанного пособия.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка выплачивается за полный месяц независимо от даты наступления срока беременности шесть недель, даты родов или прерывания беременности, даты рождения ребенка, даты достижения ребенком возраста 17 лет или даты обращения за назначением указанного пособия.

В случае, если женщина получала ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в период беременности, указанное пособие в случае рождения ребенка назначается и выплачивается с месяца, следующего за месяцем его рождения.

Читайте также:  Новое форма заявления о выплате пособия

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на двенадцать месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет.

Статья 10. Размер ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается в следующих размерах:

50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

100 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается и выплачивается в следующих размерах:

50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

75 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

100 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.”;

7) в статье 13:

в абзаце седьмом слова “в том числе обучающиеся” заменить словами “за исключением обучающихся”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях.”;

б) дополнить частями восьмой и девятой следующего содержания:

“Лица, указанные в абзацах седьмом и восьмом части первой настоящей статьи, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком при соблюдении условий, предусмотренных частями четвертой – восьмой статьи 9 настоящего Федерального закона.

Лицам, указанным в абзацах седьмом – девятом части первой настоящей статьи, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.”;

8) в части второй статьи 14 слова “абзаце седьмом” заменить словами “абзацах седьмом и девятом”;

9) в части первой статьи 15:

а) в абзаце втором слова “абзацах шестом – восьмом” заменить словами “абзацах шестом – девятом”;

б) в абзаце третьем слова “абзацах шестом – восьмом” заменить словами “абзацах шестом – девятом”;

10) статью 16 признать утратившей силу;

11) статью 173 после слова “пособий” дополнить словами “и (или) устанавливать иные виды пособий”.

Признать утратившими силу:

1) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 134-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3812);

2) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 171-ФЗ “О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3692);

3) Федеральный закон от 10 июля 2000 года N 93-ФЗ “О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3002);

4) статью 1 Федерального закона от 30 мая 2001 года N 66-ФЗ “О внесении изменения в часть первую статьи 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2284);

5) пункт 7 статьи 53 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

6) пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 1 марта 2008 года N 18-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 9, ст. 817);

7) пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 8).

1. Право на получение назначенных до 1 января 2023 года ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, предусмотренного статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусмотренного статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), сохраняется за гражданами до окончания периодов, на которые были назначены указанные пособия, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. В случае рождения (усыновления) ребенка (детей) до 1 января 2023 года граждане, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вправе обратиться за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), либо ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

– Пособие неработающим родителям- Пособие работающим родителям: расчет и коэффициенты

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет вправе получать один из родителей ребенка или любой другой родственник (опекун), который фактически ухаживает за ребенком и находится в отпуске по уходу за ним. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (ч. 1, 4 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Пособие неработающим родителям

Исходя из ст. 4.2, ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ), п. 1 постановления Правительства РФ от 29.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году», Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 № 1100, с 1 февраля 2020 г. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет безработным гражданам выплачивается в следующих размерах:

  • 3 375,77 руб. по уходу за первым ребенком и 6 751,54 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – матерям, уволенным в период беременности, безработным матерям либо отцам, опекунам (в том числе обучающимся в профессиональных образовательных организациях и других образовательных организациях), другим лицам, осуществляющим уход за ребенком в соответствии с законодательством;
  • 40% среднего заработка (дохода) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), – лицам, уволенным в период отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

При этом минимальный размер пособия составляет 3 375,77 руб. по уходу за первым ребенком и 6 751,54 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. При этом максимальный размер пособия – 13 503,1 руб.

Лица, имеющие право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, могут получить пособие только по одному из этих оснований (ст. 13 Закона № 81-ФЗ).

Пособие работающим родителям

Для работающих лиц пособие по уходу за ребенком до полутора лет рассчитывается из среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Размер пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка лица, осуществляющего уход за ребенком, но не более 27 984, 66 руб. (с 1 января 2020 г). При уходе за двумя и более детьми размер пособия суммируется. Но в любом случае пособие не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица. Минимальный размер пособия, рассчитанный из МРОТ, с 1 января 2020 г. составляет 4852 руб. при уходе за первым ребенком и 6 751,54 руб. – при уходе за вторым и последующими детьми.

Читайте также:  Преимущества для безработицы в 2021 году

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Работающим лицам пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также матери, уволенные в период беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 13, 14 Закона № 81-ФЗ).

Законодательством РФ не предусмотрено продление получения вышеуказанного пособия до достижения ребенком возраста трех лет.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Относительно выплат на детей в возрасте до трех лет необходимо отметить, что с 1 января 2020 г. утратил силу Указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», на основании которого полагалась компенсационная выплата в размере 50 руб. в месяц следующим категориям граждан:

  • матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях, и женщинам – военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
  • студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, ГПС МЧС России в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Указом Президента РФ от 25.11.2019 № 570 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 „О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации“ и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» устанавливается, что право на получение уже назначенных выплат сохранится до окончания периодов выплаты.

Также право на получение указанных выплат до окончания периодов выплат сохраняется за гражданами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до 1 января 2020 г.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – Закон № 418-ФЗ) установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или второго ребенка для семей с низкими доходами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

С 1 января 2020 г. вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 02.08.2019 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей“», увеличивающие период получения дополнительной ежемесячной выплаты на ребенка (детей) до достижения ими возраста трех лет (а не полутора лет, как было ранее) и изменяющие порог среднедушевого дохода семьи до двукратного размера регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения (ранее был установлен 1,5 кратный размер прожиточного минимума).

Так, согласно постановлению правительства Республики Башкортостан от 26.08.2019 № 517 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Башкортостан в среднем за месяц II квартала 2019 года» в Башкортостане прожиточный минимум за II квартал 2019 года для трудоспособного населения составил 10434 руб., а для детей – 9789 руб., соответственно, в 2020 году в этом регионе ежемесячная выплата за ребенка составит 9789 руб. Но получать такие выплаты смогут только семьи, в которых размер ежемесячного среднедушевого дохода не превышает 20 868 руб.

Как часто нужно подавать заявление о назначении выплаты

Заявление о назначении указанной выплаты подается ежегодно: первоначально – до достижения ребенком возраста одного года, второй раз – до двух лет и до достижения ребенком возраста трех лет.

Выплата на первого ребенка производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия социальной защиты населения. Выплата в связи с рождением второго ребенка осуществляется из средств материнского (семейного) капитала (через Пенсионный фонд России).

Какие доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи

На основании ч. 1 ст. 4 Закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
  • компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, таможенных органов и других правоохранительных органов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 418-ФЗ алименты относятся к иным аналогичным выплатам, соответственно, учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты.

Должны ли работать оба родителя

Минтруд России в письме от 07.03.2018 № 12-1/10/П-1584 отмечает, что Закон № 418-ФЗ не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей. Таким образом, основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты в случае, если один из родителей или оба родителя не трудоустроены, отсутствуют. В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с пп. «а» п. 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н.

Таким образом, претендовать на получение дополнительной ежемесячной выплаты на первого или второго ребенка в соответствии с Законом № 418-ФЗ могут семьи, чей среднедушевой доход не превышает двукратный размер регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения, у которых ребенок родился начиная с 1 января 2018 г.

Необходимо отметить, что семьям, нуждающимся в дополнительной поддержке, и многодетным семьям на уровне субъекта РФ могут быть предусмотрены выплаты на детей до трех лет, условия и размеры которых определяются региональным законодательством.

Минтруд представил на общественное обсуждение правила назначения единого пособия на детей для семей с низкими доходами. Проект постановления разработан в связи с поручением Президента о выстраивании целостной системы поддержки семей с детьми и принятием законопроекта о введении с 1 января 2023 года ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.Выплаты будут назначаться по таким же правилам, как сегодня выплачиваются пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет.Единое пособие будет назначаться семьям с доходом менее одного регионального прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Выплаты смогут получать беременные женщины, вставшие на учет в ранние сроки, и родители детей от рождения до их 17-летия.Размер пособия составит 50, 75 или 100%регионального прожиточного минимума на детей, если выплата назначается на ребенка от 0 до 17 лет.- 50% – базовый размер выплаты;- 75% – назначается в том случае, если при назначении базового размера среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума;- 100% – если при назначении пособия в размере 75% регионального прожиточного минимума на ребенка уровень среднедушевого дохода семьи меньше прожиточного минимума.Если выплата назначается женщине, вставшей на учет по беременности в ранние сроки, то пособие рассчитывается исходя из регионального прожиточного минимума трудоспособного гражданина и также составляет 50, 75 или 100% этой величины. Сейчас будущие мамы получают только 50% прожиточного минимума.Если в семье несколько детей в возрасте до 17 лет, пособие назначается на каждого ребенка, указанного в заявлении родителей.При назначении пособия учитываются имущественная обеспеченность семьи и занятость родителя. Пособие назначается в том случае, если взрослые члены семьи имеют заработок или объективные причины для его отсутствия.При расчете доходов семьи учитываются следующие виды доходов:

  • доходы от трудовой деятельности, в том числе авторские гонорары;
  • доходы от предпринимательства и самозанятости;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • меры соцподдержки;
  • алименты;
  • доходы от банковских вкладов;
  • доходы от выигрышей;
  • доходы от продажи и сдачи в аренду имущества;
  • доходы, полученные за рубежом.

При этом ряд выплат не учитывается в доходах семьи при расчете нуждаемости. Так, НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ следующие виды доходов: Так выплаты могут получать семьи, обладающие одновременно следующим имуществом и сбережениями:

  • одной квартирой любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи – менее 24 кв. м. При этом, если помещение было признано непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости. Также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении, и жилые помещения, предоставленные семье в качестве меры поддержки;
  • одним домом любой площади или несколькими домами, если площадь на каждого члена семьи – меньше 40 кв. м. Также не учитываются дома, предоставленные семье в качестве меры поддержки;
  • одной дачей;
  • одним гаражом, машино-местом или двумя, если семья многодетная, в семье есть гражданин с инвалидностью или семье в рамках мер социальной поддержки выдано автотранспортное или мототранспортное средство;
  • земельными участками (или одним участком) общей площадью не более 0,25 га для жителей города или не более 1 га – для жителей сельской местности. При этом земельные участки, предоставленные в качестве меры поддержки, а также дальневосточный гектар не учитываются при расчете нуждаемости;
  • одним нежилым помещением. Хозяйственные постройки, обеспечивающие сооружения, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства или на садовых земельных участках, а также имущество, являющееся общим имуществом в многоквартирном доме (подвалы) или имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не учитываются;
  • одним автомобилем или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или автомобиль получен в качестве меры социальной поддержки. Исключение – новые мощные автомобили: если автомобиль младше 5 лет с двигателем мощнее 250 л.с., то такой автомобиль может быть только у семей с 4 и более детьми – как правило такие технические характеристики у автомобилей с большим количеством посадочных мест;
  • одним мотоциклом, или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или мотоцикл получен в качестве меры поддержки;
  • одной единицей самоходной техники младше 5 лет (это тракторы, комбайны и другие предметы сельскохозяйственной техники) или двумя, если самоходное транспортное средство получено в качестве меры социальной поддержки. Самоходные транспортные средства старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества;
  • одним катером или моторной лодкой младше 5 лет. Маломерные суда старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества;
  • сбережениями, годовой доход от процентов по которым не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в регионе.
Читайте также:  Какими преимуществами могут воспользоваться одинокие матери

Если недвижимое имущество находится в долевой собственности и среди собственников – не только члены семьи заявителя, то учитываются только доли от 1/3 и больше.

  • имущество детей, находящихся под опекой (попечительством);
  • имущество, находящееся под арестом;
  • имущество, в отношении которого установлен запрет на регистрационные действия;
  • имущество, предоставленное в качестве меры поддержки.

Также при назначении пособий используется «правило нулевого дохода». Оно предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности, пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами.Основаниями для отсутствия заработка могут быть:

  • беременность. При этом если в расчетном периоде беременность составляла 6 месяцев и более или срок беременности женщины на момент обращения 12 недель и более, отсутствие заработка не может быть причиной для отказа в назначении единого пособия;
  • уход за детьми, в случае если это один из родителей в многодетной семье (т.е. у одного из родителей в многодетной семье на протяжении всех 12 месяцев может быть нулевой доход, а у второго родителя должны быть поступления от трудовой, предпринимательской, творческой деятельности или пенсии, стипендия);
  • уход за ребёнком, если речь идёт о единственном родителе (т.е. у ребёнка официально есть только один родитель, второй родитель умер, не указан в свидетельстве о рождении или пропал без вести);
  • уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет;
  • уход за гражданином с инвалидностью или пожилым человеком, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе или который старше 80 лет;
  • обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет;
  • срочная служба в армии и 3-месячный период после демобилизации;
  • прохождение непрерывного лечения длительностью от 3 месяцев и более (в том числе, в случае если болел ребенок, а родитель осуществлял уход);
  • безработица (необходимо подтверждение официальной регистрации в качестве безработного в центре занятости, учитывается до 6 месяцев нахождения в таком статусе);
  • отбывание наказания и 3-месячный период после освобождения из мест лишения свободы.

Если в течение года был доход даже на протяжении короткого периода, то правило нулевого дохода не применяется. Если дохода не было, то 10 из 12 месяцев расчётного периода должны быть закрыты объективными обоснованиями.Правило нулевого дохода не распространяется на мобилизованных в настоящий момент граждан, а также на коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.Напомним, благодаря внедрению единого пособия унифицируются правила выплат на детей до 3 лет: это позволит получать поддержку из бюджета на детей до 3 лет всем нуждающимся семьям, вне зависимости от очередности рождения ребенка.Кроме того, вне зависимости от очередности рождения ребенка можно будет оформить и выплату из материнского капитала. Такая выплата составляет 1 прожиточный минимум на ребенка в месяц. Сейчас эту помощь могут получать только родители вторых детей. Предлагается распространить ее на все семьи, вне зависимости от очередности рождения ребенка. При этом семья сможет одновременно получать и единое пособие, и выплату из материнского капитала.Отметим, при введении единого пособия предусматривается переходный период. Семьи, где дети родились до 31 декабря 2022 года включительно, могут выбрать – сохранить прежние выплаты или перейти на новое пособие. Возможность пользоваться выплатами по старым правилам сохраняется у семей до истечения периода права на соответствующие выплаты.

Подпишитесь на нашу рассылку.

Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 ноября 2022 года и одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года.

Справка Государственно-правового управления

В единую систему государственных пособий семьям с детьми, установленных
Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей», вводится новое пособие – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка будет
назначаться и выплачиваться в соответствии с нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, г.Байконура, федеральной территории
«Сириус».

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка
приобретут беременные женщины, лица, имеющие детей в возрасте до 17 лет, в случае если эти граждане и их дети являются гражданами Российской Федерации,
постоянно проживают на территории Российской Федерации и размер среднедушевого
дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения,
установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания)
или фактического проживания заявителя.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка учитываются наличие у заявителя и членов семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам
(остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия
доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением
несовершеннолетних детей). Порядок и условия назначения и выплаты указанного
пособия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются:

– порядок исчисления среднедушевого дохода семьи, а также определения
состава семьи, учитываемых при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка;

– размер и продолжительность выплаты указанного пособия.

Выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка
будет осуществляться территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в случае если
субъектами Российской Федерации софинансируется выплата указанного пособия.

В случае если полномочия субъекта Российской Федерации по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка
осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно, финансовое
обеспечение расходов на выплату указанного пособия производится исключительно
за счёт их собственных средств. При этом нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные и (или)
дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, а также особенности его назначения и выплаты.

Согласно Федеральному закону средства на осуществление выплаты
ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка передаются
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций
из федерального бюджета на основании соглашений, заключаемых между высшим
исполнительным органом субъекта Российской Федерации, администрацией г.
Байконура, администрацией федеральной территории «Сириус» и Фондом
пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Федеральным законом также изменяются порядок и условия установления
неработающим гражданам ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения
им возраста полутора лет.

Лица, осуществляющие уход за ребёнком до достижения им возраста
полутора лет, будут получать пособие по уходу за ребёнком только при условии,
что размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного
минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации». Прежние условия для назначения этого пособия (то есть без
учёта нуждаемости) сохранятся только для граждан, обучающихся по очной форме
обучения.

Кроме того, Федеральным законом уточняются положения
Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей», касающиеся процедуры назначения и выплаты предусмотренных этим
Федеральным законом пособий (порядок запроса необходимых сведений, проверки их
достоверности).

Какие выплаты положены семьям с детьми в 2023 году и что включит в себя единое пособие

В 2023 году малоимущие семьи с детьми начнут получать новое единое государственное пособие. Оно объединит в себе несколько действующих выплат и окажет поддержку примерно 10 миллионам детей по всей стране. При этом новая мера поддержки не отменяет выплат по старым правилам – семьи смогут самостоятельно определиться, какую помощь хотят получать. “РГ” рассказывает о выплатах, положенных малоимущим семьям с детьми в 2023 году, и об условиях их получения.

Единое пособиеС 1 января 2023 года Социальный фонд России начнет предоставлять малоимущим семьям с детьми до 17 лет единое пособие. При условии, что дети родились до 31 декабря 2022 года, семья сможет самостоятельно выбрать между единым пособием и адресной помощью по старым правилам. Новая мера поддержки объединит в себе ряд выплат:

  • выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки,
  • пособие для незастрахованных (неработающих) по уходу за ребенком до 1,5 лет,
  • выплату на первого ребенка, предоставляемую во всех регионах,
  • выплату на третьего ребенка из бюджета (есть только в 78 регионах и предоставляется по разным правилам),
  • пособие на детей от 3 до 8 лет, которое выплачивается органами социальной защиты,
  • пособие на детей от восьми до 17 лет, которое выплачивается ПФР.

Единое пособие предоставят семьям с доходами ниже одного прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума. В среднем по стране в 2023 году – это 7 тысяч, 10,5 тысячи и 14 тысяч рублей.Виды выплат для малоимущих семей в 2023 году

  • Пособие по беременности и родам – размер выплаты составит от 383 200 рублей за одного ребенка, до 530 000 рублей за двойню и тройню.
  • Пособие на новорожденных – выплата положена всем малоимущим семьям и составит 23 тысячи рублей.
  • Ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет – размер выплаты составит от 8 600 рублей до 33 200 рублей.
  • Пособие малоимущим семьям – размер выплаты составит 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума на каждого ребенка.
  • Компенсация платы родителей за детский сад – выплата составит от 20% за одного и до 70% за третьего и последующего детей.
  • Разовая выплата беременным женам мобилизованных – выплата беременным женам военнослужащих составит 14 тысяч рублей.

Имущественные условия для получения выплатДля получения финансовой помощи от государства нужно соответствовать ряду имущественных условий. Так, разрешается одновременно владеть следующей недвижимостью:

  • Дом или дома (если на каждого члена семьи приходится менее 40 квадратных метров)
  • Одна дача
  • Один гараж

Для получения выплат в собственности может быть следующее имущество:

  • Земельный участок до 25 соток
  • Один автомобиль старше пяти лет
  • Сбережения, доход от которых не должен превышать размер прожиточного минимума

Преимущества единого пособияСогласно заявлению Минтруда, единое пособие несет несколько значительных преимуществ для малоимущих семей:

  • Увеличение максимального размера выплат для беременных,
  • Выплата пособия на всех детей,
  • Корректировка периода для расчета пособия,
  • Возможность получить выплату из материнского капитала на любого ребенка до 3 лет,
  • Уменьшение количества заявлений.

Многодетные семьи в России имеют возможность получить дополнительные социальные выплаты и пособия, которые постоянно увеличиваются и претерпевают изменения. Так, до конца 2021 года они будут проиндексированы на 4,9%.

Это касается единовременных детских пособий за рождение ребенка, ежемесячных выплат, единовременных пособий по уходу за ребенком, единовременных пособий за раннюю постановку на учет в женскую консультацию.

На что могут претендовать родители с несколькими детьми и что дают за 3 ребенка в 2022 году, узнаете далее.

Какие пособия положены на 3 ребенка в 2022 году?

Что положено за 3 ребенка в 2022 Сразу после рождения третьего ребенка родителей ожидает выплата – 18 886,32 рублей. Пособие для нуждающихся родителей с доходом ниже прожиточного минимума дается за первых двоих детей. Компенсация в 50% от платежей по коммунальным услугам

Что полагается за третьего ребенка в 2023 году?

В этом году размер материнского капитала на первого ребенка составляет 524 527 рублей, на второго и последующих детей –693 144 рублей

Сколько дают за 3 ребенка материнский капитал 2022?

693 144 рубля – максимальная сумма маткапитала в 2022 году. На эту сумму претендуют родители, чей второй/последующие дети появились после 2020 года. 524 527 рублей – если дети родились до 2020 года

Что сейчас дают за третьего ребенка?

Установлено, сколько денег дают за 3 ребенка в России в 2020, — 17 479 рублей. Такая выплата положена и трудоустроенным мамам, и безработным

Оцените статью