Пособие как проектировать универсальные учебные действия асмолова

Пособие как проектировать универсальные учебные действия асмолова pos gosuslugi

ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И.С.
Арапова IV курс очной формы обучения

д.
филол.н.,доцент, профессор Милюгина Е.Г.

ФГБОУ
ВО «Тверской государственный университет»

Одной из важнейших
проблем, на которых сосредоточены современные педагоги и методисты-предметники,
является поиск методов и приемов эффективного формирования универсальных
учебных действий  учащихся начальной школы. Эта
задача непосредственно связана с формированием личностных, регулятивных
(включая саморегуляцию), познавательных (включая логические, познавательные и
знаково-символические), коммуникативных УУД.

Задачу формирования универсальных
учебных действий учащихся ставит перед учителями начальной школы и Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО). В разделе «Литературное чтение» образовательной области «Филология» в
качестве предметных результатов освоения основной образовательной программы
названы следующие: «формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания; овладение учебными действиями с
языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных
задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов».

Современная методика
обучения русскому языку и литературному чтению учащихся начальной школы
базируется на исследованиях в таких научных областях, как методы изучения и
технологии анализа художественного текста (В. М. Жирмунский, Ю. М. Лотман,
Б. О. Корман, А. Б. Есин), теория и история фольклора
(В. Я. Пропп, Дж. Родари, Н. М. Ведерникова, Е. А.
Костюхин, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Ю. И. Юдин), история детской
литературы и круга детского чтения (И. Н. Арзамасцева, С. А.
Николаева, Е. Г. Милюгина, С. А. Карайченцева), методика обучения младших
школьников умению работать с художественным текстом (Н. С. Бибко, Л. Е. Стрельцова,
Н. Д. Тамарченко).

Исследованиями
в области определения УУД, а также проектированиями педагогического процесса с
целью их формирования занимались: А.Г. Асмолов,
И.Д.
Лушников, Е.Ю. Ногтева. Но, к
сожалению, в ходе изучения данных исследований можно выделить противоречие в
необходимости формирования познавательных универсальных учебных действий и
недостаточностью методических рекомендаций и разработанных программ на
формирование ПУУД на уроках литературного чтения, присутствует лишь
методическая основа.

Формирование ПУУД младших школников осуществлялось с
помощью специально подобранных игр, методов и приёмов, включеные в уроки. Задания
подбирались те, для которых готовый результат не найти в учебнике в готовом
виде, выполнение которых осуществлялось с помощью текста и иллюстраций в
учебника, а так же подсказки в справочной литературе, позволяющие выполнить
задание.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: констатирующий,
формирующий и контрольный. Цель эмпирического исследования — разработать
систему заданий, ориентированных на формирование познавательных универсальных учебных
действий младших школьников, и апробировать ее на практике. Эмпирическое
исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 34 г. Твери в ноябре-декабре 2018
года во 3 «Г» классе. В результате работы было исследовано 26 человек в
возрасте 9 лет.

Цель констатирующего этапа: определить исходный уровень развития
познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 «Г» класса и
сформировать экспериментальную группу.

На данном этапе нами были следующие диагностики:

Задание на диагностику деятельностного компонента.

Цель: выявить у учащихся
умения найти информацию в тексте, определить главную мысль произведения, умение
проанализировать текст.

В задании представлено 7
заданий со свободными ответами.

Исходя из полученных
данных, мы установили, что высокий уровень выявлен у 2 (8%) обучающихся,
средний у 19 (76%), а низкий уровень показали 4 (16%) учащихся. В 3 «Г» классе
преобладает средний уровень развития данного компонента.

Задание на диагностику когнитивного
компонента

Цель: выявить
сформированность у учащихся развитого уровня знаний, умения высказывать свои
мысли, передать прочитанный материал.

Задание состоит в том,
чтобы ученики ответили  развернуто на предложенные ими вопросы.

Результат исследования показал,
что у обучающихся 3 «Г» класса преобладает средний уровень развития
когнитивного компонента – 15 (60%) обучающихся, у 5 (20%) учащихся выявлен
высокий и низкий уровни.

Анкета « Читательская активность
обучающихся»

Цель: выявить
сформированность у учащихся интереса и любви к чтению.

Задания представлены в
виде теста из 10 вопросов. Анкета предполагает ответы на вопросы « да» или
«нет».

Проанализировав
результаты исследования, мы выявили, что у данного класса преобладает средний
уровень развития мотивационного компонента – 13 (52%), высокий уровень показали
5 (20%) обучающихся, а низкий уровень – 7 (28%).

Задание на диагностику ценностного
компонента

Цель: выявить уровень развития
понимания ценности чтения.

Учащимся предлагается задание в виде
анкеты с предложенными и открытыми ответами.

В ходе исследования мы выявили, что
среди учащихся 3 «Г» класса у 3 (12%) обучающихся высокий уровень развития
ценностного компонента, у 4 (16%) – низкий уровень. А у 18 (72%) учащихся
показали средний уровень.

роанализировав результаты
диагностики, мы сделали вывод, что в данном классе преобладает средний уровень
развития познавательных универсальных учебных действий. Но есть дети, у которых
уровень низкий. Поэтому на формирующем этапе исследования нами разработана и
апробирована система заданий по формированию познавательных универсальных
учебных действий.

Следующим был формирующий
этап, целю которого былона
основе научной и методической литературы разработать систему заданий,
ориентированных на формирование ПУУД у младших школьников, и апробировать ее на
уроках литературного чтения в начальной школе. Нами была составлена система
заданий, содержащая в себе методические приёмы развития ПУУД у обучающихся 3
«Г» класса. Апробация системы заданий проводилась в соответствии с
учебной программой данного класса («Перспективная начальная школа») на уроках 
литературного чтения

В процессе игры учащиеся незаметно для себя учились, формировали учебные
действия. Игры, приемы и методы, проведённые во время формирующего этапа, делали
про­цесс учения интересным и занимательным, создавали у учащихся бодрое рабочее
настроение, облегчали преодо­ление трудностей в усвоении учебного материала.

Читайте также:  Настроить ЕСИА для коммунальных служб и интегрировать с ЕСИА проще, чем кажется

Программа формирующего этапа включала в себя следующие приемы и
методики: приём «Чтение
«разведка, приём «Антипации» , пересказ небольшой части произведения, прием «
Бесконечный рассказ», выразительное чтение, чтение по ролям, прием « Закончи
рассказ сам» , подбор пословиц к литературному произведению, приём « Словестное
иллюстрирование», прием « Создай задание», пересказ по плану, графическое
иллюстрирование, нахождение отрывка в тексте, для ответа на заданный вопрос, прием
моделирования, прием « Хорошо-плохо», приём поиска в тексте заданных слов.

Целью констатирующего этапа стало определить
итоговый уровень развития сформированности показателей ПУУД обучающихся 3 «Г»
класса, сравнить результаты с констатирующим этапом.  На
контрольном этапе эмпирического исследования проводились задания аналогичные
тем, что и на констатирующем.

В результате мы выявили,
что преобладает средний уровень развития деятельностного компонента 18 (72%).
Высокий уровень повысился у 3 обучающихся и составил 20%, а низким уровнем на
контрольном этапе исследования обладают 2 (8%) обучающихся.

Мы выявили,
что увеличился высокий уровень развития когнитивного компонента у обучающихся
данного класса у 1 человека и составил 24%, у обучающихся данного класса
преобладает средний уровень развития когнитивного компонента – 16 (64%)
обучающихся. Уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем развития
когнитивного компонента на 2 и составил 12%.

Проанализировав
результаты, мы выяснили, у данного класса преобладает средний уровень развития
мотивационного компонента – 13 (56%) – увеличилось на 4%; высокий уровень
увеличился у 1 учащегося и составил 24%, уменьшилось количество учащихся с
низким уровнем мотивационного компонента на 8%.

В результате
реализации программы формирующего этапа показатели среднего уровня остались
прежними – 18 (72%) учащихся. Высокий уровень увеличился на 8% и составил 20%.
А низкий уровень выявлен только у 2 обучающихся, результат понизился на 8%.

Проанализировав
результаты и сравнив их с результатами контрольного этапа эмпирического
исследования, можно сделать вывод, что после апробации системы заданий по
формированию ПУУД у обучающихся 3 «Г» класса повысился уровень деятельностного,
когнитивного, мотивационного и ценностного компонентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Медяник, Г.А.
Игровые технологии в образова­тельном процессе вуза // Г.А. Медяник // Проблемы
уни­верситетского образования. Компетентностный подход в образовании Сборник
статей V Всероссийской научно- методической конференции. – 2011. – С. 147-151.

Библиографическое описание

В статье описаны особенности развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы научные исследования по данной теме, приведены данные самостоятельного исследования на базе одной из школ г. Красноярска.

Ключевые слова:

регулятивные универсальные учебные действия, УУД, тяжелые нарушения речи, ТНР, младшие школьники, самоорганизация, самоконтроль.

На сегодняшний день все больше учителей начальных классов отмечают высокий рост числа учащихся с логопедическими нарушениями, и все чаще педагоги настаивают на прохождении ребенком ПМПК комиссии с целью уделения проблеме учащегося большего внимания и скорейшего его решения. И чаще волнения учителей оказываются не безосновательны и после прохождения комиссии учащийся учится по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АОПП НОО) и получает дополнительно логопедическое, дефектологическое и психологическое сопровождение.

Одной из основных задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является развитие личности обучающихся на основе формирования УУД. Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и программы формирования УУД. Регулятивные УУД по ФГОС НОО составляют:

— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

— планировать ее реализацию;

— контролировать и оценивать свои действия;

— вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

— ставить новые учебные задачи;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

А. Г. Асмолов выделяет следующие регулятивные УУД, влияющие на организацию учащимся своей учебной деятельности (рис. 1)

Пособие как проектировать универсальные учебные действия асмолова

Рис. 1 Компоненты регулятивных УУД по Асмолову.

Важно также отметить, что многие исследователи отмечают важность взаимосвязи составляющих регулятивных УУД с познавательными и коммуникативными. Только в совокупности учебный процесс становится по настоящему успешным и результативным.

Для выявления уровня сформированности регулятивных УУД детей с ТНР на базе школы № 129 г. Красноярска нами было проведено диагностическое исследование, в котором участвовало 24 учащихся 3 класса, 8 из которых обучались по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.

Для изучения сформированности компонентов регулятивных УУД применялись следующие методики: «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой (уровень контроля), Методика “Изучение саморегуляции” (по У. В. Ульенковой), методика «Рисование по точкам» (А. Л. Венгер) (произвольность, планирование своих действий и контроль за их протеканием), беседа (оценка).

В зависимости от характеристики исследуемого компонента УУД были выделены следующие уровни их сформированности: низкий, средний и высокий (таблица 1):

Характеристика уровней сформированности компонентов регулятивных УУД

Результаты оценки уровня сформированности регулятивных УУД учащихся 3 класса

Результаты исследования выявили преобладание среднего и низкого уровней сформированности компонентов регулятивных УУД у обучающихся с ТНР в гораздо большем процентном соотношении, а также отсутствует высокий уровень сформированности. Это позволяет говорить о более высоком уровне сформированности регулятивных УУД у учащихся с нормальным речевым развитием.

Читайте также:  Какие преимущества будут реализованы в 2010 году?

Отметим, что необходимость в подобных исследованиях при участии большего количества исследуемых сохраняется, в связи с недостатком исследований по данной тематике. Однако уже по имеющимся ранее данным и проведенном нами эксперименте можно сделать вывод о необходимости создания специальных условий по развитию регулятивных УУД у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, поскольку данный вид умений тесно связан с остальными метапредметными умениями и как следствие успешностью обучения в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, тяжелое нарушение речи, действие, исследуемый компонент, собственная деятельность, уровень, учебная задача, адекватный контроль, исходная работа, начальное общее образование.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]

(Стандарты второго поколения)
Авт. указаны на обороте тит. л.
Фактическая дата выхода кн. в свет : 2010 г.
Культура. Наука. Просвещение — Народное образование. Педагогические науки — Общеобразовательная школа. Школьная педагогика — Школьная педагогика — Российская Федерация — Дидактика — Процесс обучения. Дидактические принципы — Процесс обучения — Процесс обучения в начальной школе
Шифр хранения:
FB 3 10-34/408

(Стандарты второго поколения) (ФГОС)
Шифр хранения:
GR ПЕД. НАЧ. ШК.

Организация: МАОУ СОШ №28

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Современные уроки истории направлены на формирование у учащихся собственной гражданской позиции, воспитание толерантности, развитие креативного мышления и готовности к диалогу. Задача современной школы научить ученика учиться самостоятельно, не только в рамках школьных уроков.

В современных условиях жизни стремительно расширяется предметно-информационная среда. Если ранее основным источником знаний был учебник, то в настоящее время содержание предмета вышло за его рамки: телевидение. Видео, Интернет, журнальные и газетные публикации, новые монографии, сборники документов.

Начиная с формирования мотивационной базы учащегося с учетом его возрастных психологических особенностей, учитель должен вывести ученика на путь самопознания мира и самосовершенствования. В этой ситуации важна работа учителя с учеником, которая не должна сводиться к простой передаче знаний, а работа, связанная с формированием у учащегося научной картины мира через овладение методикой познания, стратегиями и способами познания и учения.

Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. Осознание собственной личности через приобщение к отечественной истории и культуре вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Формирование исторического сознания становится главной целью современного процесса обучения истории. Пренебрежение этой целью вылилось во множество отрицательных явлений окружающей нас действительности. Гражданское равнодушие, разрушение памятников, в значительной степени, вызваны неразвитостью исторического сознания.

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Познавательные УУД отличаются от привычных нам знаний, умений и навыков. ЗУН (ы) были ориентированы на простую ретрансляцию знаний. Учитель выдавал программу, дети слушали, не всегда слышали, не всегда понимали. Учителю некогда было удостовериться, думают ли дети, а детям не надо думать, им ведь надо учить, запоминать.

При таком положении вещей бессмысленно ждать появления сильных, творческих, уверенных личностей, готовых позитивно мыслить и решительно действовать.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Познавательные универсальные учебные действия – один из четырех блоков, входящих в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования и составляющих функциональную грамотность учащихся.

Для того чтобы сформировать УУД, учитель должен знать какие действия они в себя включают. Она является руководством к действию учителя, который в ходе систематической работы должен получить сформированные познавательные универсальные учебные действия, характеризующиеся конкретными умениями. Это своеобразный инструментарий для проведения диагностики перечисленных умений и их критериев, которая определяет пути развития и реализации этих составляющих УУД. Познавательные универсальные учебные действия включают в себя три основных вида действий: общеучебные, логические, постановка и решение проблем. Каждое действие включает в себя конкретные приемы деятельности, которыми должен овладеть обучающийся.

Приемы и характеристики основных действий познавательных УУД позволяют указать основные требования к результатам их освоения: обучающийся воспринимает и анализирует сообщения; владеет действием моделирования; владеет спектром логических действий и операций; владеет общими приемами решения учебных задач; осуществляет поиск информации; строит в устной и письменной форме сообщения; осуществляет синтез и анализ; проводит сравнение и классификацию; устанавливает причинно-следственные связи.

Содержание познавательных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках истории: овладение приёмами анализа исторического события, документов; выведение следствий из определения понятия; умение сравнивать, приводить конкретные примеры; постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с материалом; создание на уроках игровых ситуаций, что позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие.

Ученик движется по индивидуальному маршруту и осваивает УУД поэтапно, при этом учитель должен учитывать его уникальное развитие: интеллектуальное, эмоциональное, психологическое, физиологическое и пр. Организация отработки универсальных учебных действия должна проводиться поэтапно.

Читайте также:  Что такое онлайн-голосование в Москве? Какой режим участия будет наиболее полезным для всех

Таблица 1-Этапы формирования УУД

Следует еще обратить особое внимание на то, каждая ступень образования имеет конкретную цель и содержание познавательных универсальных учебных действий. Организация поэтапной отработки УУД обеспечивает переход от простых уровней выполнения к высшим: от материализованной к речевой и умственной форме действия. Важнейшим критерием усвоения УУД на содержании любого предмета является процесс интериоризации – выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план через речевые формы.

На разных ступенях обучения истории наблюдаются значительные изменения в наполнении всех УУД, постепенно возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Младший школьный возраст знаменуется введением учащегося в универсальное действие (УД), овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

Средний школьный возраст – становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками. Усложняется содержание – предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Учебная деятельность ученика приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.

В подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в начальных классах. В этом возрасте УД теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая).

В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится УД, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь. УД приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа как учебно-познавательная деятельность.

Таким образом, в процессе освоения программы общего образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе; затем, в основной школе – задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. Наконец, в старшей школе они приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования– школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

Опубликовано

Здравствуйте мои друзья, читатели блога  Учимся вместе

Предлагаю вам очередной список литературы – универсальные учебные действия

Пособие как проектировать универсальные учебные действия асмолова

Светлана

Доброго дня всем и успешной учебы!

Пособие как проектировать универсальные учебные действия асмолова

Формирование универсальных учебных действий в основной школе

Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г.

978-5-09-049502-8, 978-5-09-037727-0, 978-5-09-033536-2, 978-5-09-031191-5, 978-5-09-024005-5, 978-5-09-020588-7

Пособие посвящено формированию универсальных учебных действий в основной школе. В нем описываются основные виды универсальных учебных действий и пути их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5–9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие ми оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий. Пособие адресовано учителям основной школы.

(Стандарты второго поколения) (ФГОС)
Шифр хранения:
GR ПЕД. НАЧ. ШК.

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

Оцените статью