Список государств, с которыми граничит Россия. Частично признанные государства выделены курсивом:
Андома-гора, геологический памятник на побережье Онежского озера, в 30 км от города Вытегры
Европейская часть России расположена на Восточно-Европейской платформе. В её основе залегают магматические и метаморфические породы докембрия. Территория между Уральскими горами и рекой Енисей занята молодой Западно-Сибирской платформой. Восточнее Енисея находится древняя Сибирская платформа, простирающаяся до реки Лены и соответствующая, в основном, Средне-Сибирскому плоскогорью. В краевых частях платформ имеются залежи нефти, природного газа, угля. К складчатым областям России принадлежат Балтийский щит, Урал, Алтай, Урало-Монгольский эпипалеозойский складчатый пояс, северо-западную часть Тихоокеанского складчатого пояса и небольшой отрезок внешней зоны Средиземноморского складчатого пояса. Самые высокие горы Кавказ приурочены к более молодым складчатым областям. В складчатых областях находятся основные запасы металлических руд.
Сибирская платформа имеет эпиархейский возраст. С чехлом Сибирской платформы связаны крупнейшие в России залежи каменного угля, каменных и калийных солей, нефти и газа, с трапповыми интрузиями — медно-никелевые месторождения Норильска, а с кимберлитовой трубкой — алмазы.
В строении Урало-Монгольского эпипалеозойского складчатого пояса, разделяющего 2 древние платформы, выделяются области рифейской, байкальской, салаирской, каледонской и герцинской складчатости. Енисей-Саяно-Байкальская область рифейской и байкальской складчатости обрамляет Сибирскую платформу. Вдоль границы с Восточно-Европейской платформой располагается Предуральский краевой прогиб, заполненный пермскими толщами с месторождениями каменного угля на севере и калийных солей в средней части прогиба (см. Урал).
Тихоокеанский складчатый пояс на территории России представлен крайней северо-западной частью, в пределах которой расположены древние дорифейские массивы, области мезозойской и кайнозойской складчатости и современные тектонически активные зоны. В Верхояно-Чукотской области известны месторождения золота, связанные с юрскими и нижнемеловых гранитными интрузиями, а также олова, вольфрама и ртути. Большие залежи каменного угля заключены в молассах Предверхоянского прогиба и Зырянской впадины.
Тайга в Красноярском крае
Западно-Камчатская складчатая система является терригенным геосинклинальным комплексом верхнего мела, который наложился на гранит-гнейсовый и сланцево-базитовый фундамент, а после складчатости оказался перекрытым палеоген-неогеновыми породами. Восточная зона характеризуется наложенным современным вулканизмом (28 действующих вулканов).
Курильская островная дуга, состоящая из Большой и Малой гряд, насчитывает 39 действующих вулканов, и составлена меловыми и четвертичными вулканогенно-осадочными и вулканогенными образованиями. Дуга раздроблена системой молодых поперечных грабенов, а перед её фронтом, как и перед восточной частью Камчатки, располагается глубоководный жёлоб.
Сахалинская кайнозойская складчатая область разделяется на Восточную и Западную зоны, разделённые Центрально-Сахалинским грабеном. С впадиной связаны месторождения нефти и газа, а с горными породами среднего миоцена на острове связаны залежи каменного угля.
Более 70 % территории России занято равнинами и низменностями. Западная часть страны находится в пределах обширной Восточно-Европейской равнины, характеризующейся чередованием низменностей (Прикаспийская и др.) и возвышенностей (Валдайская, Среднерусская и т. д.). Меридионально вытянутая горная система Урал разделяет Восточно-Европейскую равнину и Западно-Сибирскую низменность. К востоку от последней находится Среднесибирское плоскогорье с изолированными горными массивами, плавно переходящее в Центрально-Якутскую низменность.
Россия — одна из наиболее водообеспеченных стран мира. Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами пресной воды. Поверхностные воды занимают 12,4 % территории России, при этом 84 % поверхностных вод сосредоточено к востоку от Урала. В структуре водопользования преобладают производственные нужды.
Самое большое пресноводное озеро Байкал расположено в восточной части страны (около 31 700 км²), оно является самым глубоким озером планеты (1642 м).
Крупнейшие реки России
Страна богата различными полезными ископаемыми. Запасы нефти разведаны в том или ином объёме во многих регионах страны, в частности, в Тюменской области, на Сахалине, в Башкирии, а также на шельфе, запасы природного газа — в основном, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Более 70 % российской территории — зона рискованного земледелия. В то же время в России находится 9 % всех продуктивных пахотных земель мира и более 50 % мировых чернозёмов.
Положение России в северной части Евразии (территория страны в основном лежит севернее 50° с. ш.) обусловило её размещение в арктическом, субарктическом, умеренном и частично в субтропическом климатических поясах. Преобладающая часть территории расположена в умеренном поясе. Разнообразие климата также зависит от особенностей рельефа и близости или удалённости океана.
Широтная зональность наиболее ярко проявляется на равнинах. Наиболее полный спектр природных зон отличает европейскую часть страны, где с севера на юг последовательно сменяются зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, таёжных лесов, смешанных лесов, лесостепей, степей, полупустынь. С продвижением на восток климат становится всё более континентальным, количество природных зон в одном широтном интервале значительно сокращается.
Средние температуры января, по разным регионам, колеблются от +6 до −50 °C, июля от 1 до 25 °C; осадков от 150 до 2000 мм в год. Вечная мерзлота (районы севера европейской части, Сибири и Дальнего Востока) занимает 65 % территории России.
Флора и фауна
В России существует несколько поясов, различаемых по теплообеспеченности климата, внутри которых выделяют природные (ландшафтные) зоны. Они состоят из зональных типов ландшафтов. Например в зоне подтайги преобладают подтаёжные типы ландшафтов, но изолированно могут встречаться широколиственнолесные и другие ландшафты.
Арктическая зона встречается только на арктических островах. Тундры и лесотундры занимают арктическое побережье России, а также часть Камчатки и тихоокеанского побережья Чукотки.
Южная граница тайги проходит через Псков, Ярославль, Екатеринбург, Томск, Читу и Комсомольск-на-Амуре. К подтайге относятся смешанные леса Европейской России и Калининградской области, хвойно-мелколиственные и берёзово-осиновые леса юга Западной Сибири, смешанные леса Северного Приморья (Самарга и Анюй) и хвойно-широколиственные леса юга Сахалинской области.
В России расположены 41 национальный парк и 103 заповедника.
Амурский тигр. Занесён в Красную книгу
В арктической и тундровой зоне встречаются белый медведь, волк, песец, северный олень, овцебык, снежный баран, заяц-беляк, северная пищуха, лемминги, тюлени, моржи, полярная сова.
В тайге обитают бурый медведь, волк, рысь, росомаха, горностай, соболь, колонок, выдра, лось, кабарга, бобры, заяц-беляк, бурундук, белка, летяга, лесной лемминг, лесная полёвка, серая полёвка, бурозубка, гадюка, гнездятся ястреб-тетеревятник, глухарь, рябчик, тетерев, дятел, кедровка, таёжная мухоловка.
В смешанных и широколиственных лесах также водятся лисица, барсук, ёж, крот, зубр, кабан, благородный олень, косуля, норка, многочисленные виды птиц, ящерицы, ужи, медянка. В Кавказском регионе водятся леопард, гиена, енот-полоскун, перевязка, тур, серна и большое количество рептилий. В лесах Дальнего Востока встречаются гималайский медведь, тигр, лесной кот, харза, пятнистый олень, горал.
Форма правления определяет, то каким образом реализуется власть. Согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации 1993 года:
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:
Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству президент вправе распустить Правительство. В состав Правительства входят, помимо председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Права и полномочия субъектов
Федерация устанавливает общие принципы осуществления прав и полномочий субъектов (например, общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов и т. д.), призванные не допустить произвола в осуществлении полномочий и прав.
Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти и, отчасти, судебной. Мировые судьи назначаются (утверждаются) органами законодательной власти субъекта федерации. Также, субъекты федерации обладают широкими полномочиями по вопросам регулирования деятельности органов местного самоуправления (определение наименования органов представительной власти муниципального образования, вопросы выборов в муниципалитетах, делегирование муниципальным образованиям отдельных полномочий и т. п.)
Субъекты федерации имеют собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.
Субъекты имеют по два представителя в Совете Федерации — верхней палате Федерального Собрания Российской Федерации от органов законодательной и исполнительной власти соответственно.
История российского федерализма насчитывает чуть более ста лет.
Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6
января 1918 года:
Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет:
Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные.
Позднее Россия сохранила федеративное устройство, будучи союзной республикой в составе СССР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР).
По принятой в советском и российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным и принят ВЦИК 3
января 1918 года. Она была одобрена, а 18
января 1918 окончательно утверждена III съездом Советов.
Декларация провозгласила, что:
Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.
30 декабря 1922 года I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.
Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу вновь образованных или соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.
Россия сохранила федеративное устройство и после провозглашения суверенитета, распада СССР и принятия новой Конституции в 1993 году.
В 2005—2011 годы выборы глав субъектов Российской Федерации были заменены процедурой наделения полномочиями.
Главой российского государства является президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).
В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков. До принятия поправок в Конституцию РФ в 2020 году норма запрещала занимать должность президента одному лицу более двух сроков подряд.
Система органов государственной власти в рф
Государственный аппарат российского
государства отличается высокой степенью
сложности, многообразием органов и
учреждений, в него входящих. При чем это
не простая совокупность государственных
органов, а их система,
основанная на единстве целей и задач,
стоящих перед ними, а также на единстве
принципов организации и деятельности,
закрепленных в Конституции РФ, Законе
РФ «Об основах государственной
службы РФ» и других нормативных актах.
Государственный аппарат характеризуется
сложной структурой, отражающей
определенное место, которое занимают
в ней различные виды и группы государственных
органов, их соотношением и взаимосвязями.
Система органов российского государства
как федерации представлена двумя
уровнями органов власти – федеральным
и региональным. В этой системе выделяются
законодательные органы, исполнительные
(или исполнительно-распорядительные),
судебные органы, контрольно-надзорные
органы. Особое место занимает Президент,
который не входит ни в одну из ветвей
власти, общая характеристика его
полномочий давалась выше.
На федеральном уровне законодательные
органы представлены парламентом –
Федеральным Собранием, состоящим
из двух палат: Государственной Думы
(нижняя палата, формирующаяся путем
выборов депутатов населением) и Совета
Федерации (верхняя палата, в которую
входят по два представителя от каждого
субъекта). Только Федеральное Собрание
правомочно принимать федеральные
законы.
Каждый субъект Федерации имеет свой
представительный законодательный
орган (называться может по-разному –
Областная Дума, Законодательное Собрание
и т.п.). Данные органы в пределах своих
полномочий принимают региональные
законы, которые не должны противоречить
Конституции и федеральным законам.
Исполнительная власть на федеральном
уровне представлена Правительством
РФ, которое состоит из его Председателя,
заместителей Председателя и федеральных
министров.
Правительство возглавляет единую
систему органов исполнительной власти
на всей территории России. Она складывается
из федеральных органов исполнительной
власти (федеральные министерства и
ведомства) и органов исполнительной
власти субъектов Федерации. В пределах
своих полномочий исполнительные органы
призваны повседневно выполнять
оперативные управленческие функции.
Механизмом реализации судебной власти
в Росси является система ее судебных
органов, которая включает в себя:
Конституционный Суд РФ, конституционные
и уставные суды субъектов Федерации;
суды общей юрисдикции, включая мировые
суды и военные суды; арбитражные и
третейские суды.
Основная задача судебной власти –
осуществление правосудия. Все судьи
обладают равным конституционно-правовым
статусом.
Конституционные суды занимают важное
место в системе правосудия. На федеральном
уровне Конституционный Суд РФ является
одним из важнейших органов, осуществляющих
судебную власть. Впервые он был образован
в 1991 г., формируется Президентом РФ,
который представляет кандидатуры для
назначения на должность судей, и Советом
Федерации, утверждающим их после
обсуждения.
Конституционный Суд РФ (КС РФ) наделен
довольно широким объемом полномочий.
Он разрешает дела о соответствии
Конституции РФ федеральных законов,
актов Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы и Правительства
РФ; конституций республик, уставов, а
также любых нормативных актов субъектов
Федерации, изданным по вопросам,
отнесенным к исключительному ведению
органов власти РФ и совместному ведению
с органами власти субъектов РФ; договоров
между Федерацией и ее субъектам, а также
договоров между субъектами Федерации;
международных договоров РФ, не вступивших
в силу.
Кроме того, Конституционный Суд РФ
разрешает споры о компетенции (например,
возникающие между различными федеральными
органами власти); проверяет конституционность
закона, подлежащего применению в
конкретном деле; обладает исключительным
правом толкования Конституции РФ;
правомочен давать заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной
измене или совершении иного тяжкого
преступления.
Все решения Конституционного Суда РФ
обязательны на всей территории России
для всех органов государственной власти,
местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, граждан,
должностных лиц, общественных объединений.
Суды общей юрисдикции наиболее
многочисленны и разнообразны по
характеру. К ним относятся: Верховный
Суд РФ (ВС РФ), верховные суды республик,
краевые и областные суды, городские
(районные) суды, мировые суды и ряд
других. Суды общей юрисдикции рассматривают
уголовные и гражданские дела, а также
дела, вытекающие из трудовых и
административных правоотношений.
Верховный суд РФ находится во главе
судов данной юрисдикции, является высшим
судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам общей юрисдикции.
В связи с этим Верховный Суд РФ осуществляет
в предусмотренных законом процессуальных
формах судебный надзор за деятельностью
всех судов общей юрисдикции и дает
разъяснения по вопросам судебной
практики.
Арбитражные суды представляют собой
самостоятельную систему судебных
органов, тесно связанную с
национально-государственным и
административно-территориальным
устройством государства. В эту систему
входят: Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС
РФ); высшие арбитражные суды республик;
арбитражные суды округов; краевые,
областные и городские арбитражные суды;
арбитражный суд автономной области и
автономного округа. На районном уровне
арбитражные суды не создаются.
Арбитражные суды рассматривают дела
по экономическим спорам между
организациями, индивидуальными
предпринимателями, а также по спорам,
возникающим из правоотношений в сфере
управления (споры о взыскании с организаций
и предпринимателей штрафов и т.д.), и
некоторые иные категории дел.
Возглавляет систему арбитражных судов
Высший Арбитражный Суд РФ. По отношению
к ним ВАС РФ выступает как высший судебный
орган по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых этими
судами; осуществляет надзор за их
деятельностью в предусмотренных законом
процессуальных формах; дает разъяснения
по вопросам судебной практики.
Наряду
с органами государственной власти,
относящимися к одной из трех ветвей
власти, Конституция РФ предусматривает
создание и функционирование еще
нескольких конституционных органов
государственной власти с особым статусом.
К ним относятся: Счетная палата РФ;
Уполномоченный по правам человека в
РФ; Центральный банк РФ; прокуратура
РФ; Центризбирком РФ.
Особый
статус этих органов государственной
власти определяется не только тем, что
они не относятся ни к одной из трех
ветвей власти и имеют обособленные
важные властные полномочия.
Прокуратура
России
составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору России, который назначается
на должность и освобождается от должности
Советом Федерации по представлению
Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ
назначаются Генеральным прокурором РФ
по согласованию с ее субъектами. Иные
прокуроры назначаются Генеральным
прокурором России. К органам прокуратуры
относятся также военные и другие
специализированные прокуратуры
(например, по надзору за законностью в
местах лишения свободы).
Правовое
положение, в том числе административно-правовой
статус, прокуратуры Российской Федерации
определяется Федеральным законом от
17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации». В целях обеспечения
верховенства закона, единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод человека
и гражданина, а также охраняемых законом
интересов общества и государства
прокуратура РФ осуществляет следующие
полномочия:
– надзор
за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными
комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами,
органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций,
а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов;
– надзор
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами
и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного
управления, органами контроля, их
должностными лицами, а также органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций;
– надзор
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;
– надзор
за исполнением законов судебными
приставами;
– надзор
за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих
наказание и применяющих назначаемые
судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное
преследование в соответствии с
полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным законодательством
РФ;
– координацию
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью.
Деятельность
прокуратуры реализуется в специфических,
присущих именно органам прокуратуры,
формах и методах: принесение протеста,
представления прокурора, принятие
постановления, направление прокурором
предупреждения о недопустимости
нарушений и др. В судебных заседаниях
прокуроры участвуют в качестве
государственных обвинителей.
В
систему государственных органов входят
также органы налоговой полиции, органы
таможенного контроля, государственные
нотариальные конторы и др.
Нотариат
представляет
собой систему органов, в функции которых
входит засвидетельствование документов
и их копий, удостоверение сделок,
договоров, доверенностей, оформление
наследственных прав, принятие мер к
охране наследственного имущества и
т.д. Основной задачей нотариата является
охрана прав и законных интересов граждан
и организаций, оказание им содействия
в осуществлении этих прав и интересов,
обеспечение законности и правопорядка.
Деятельность нотариата осуществляется
с соблюдением тайны совершаемых
нотариальных действий.
Важным
и весьма специфическим институтом
современного демократического государства
является институт «омбудсмена» –
Уполномоченного
по правам человека.
Законодательство РФ определяет его как
гаранта в виде государственной защиты
прав граждан России, иностранных граждан,
лиц без гражданства, их соблюдения
государственными органами, должностными
лицами государственных и общественных
организаций, органами местного
самоуправления. Задачи, стоящие перед
Уполномоченным по правам человека,
предполагают независимый характер его
деятельности: он не может находиться
на государственной службе или быть
членом какой-либо политической партии
или иного общественного объединения.
Независимость деятельности Уполномоченного
гарантируется его иммунитетом.
К
основным направлениям деятельности
Уполномоченного по правам человека
относятся: рассмотрение индивидуальных
жалоб, случаев массовых нарушений прав
и свобод, инспектирование деятельности
государственных органов, органов
местного самоуправления и должностных
лиц, условий содержания подозреваемых
в местах предварительного заключения
и т.д.
Особая
роль в обеспечении законности и защите
правопорядка принадлежит органам
внутренних дел.
Милиция (полиция) обеспечивает общественный
порядок и безопасность граждан, борется
с преступностью.
Определенную
роль в системе государственных органов
играют вспомогательные, обслуживающие
структуры, а также разного рода
государственные учреждения, предприятия,
организации и публичные службы. Это,
прежде всего, государственные организации,
учреждения, службы, призванные оказывать
общественные услуги, но не наделенные
полномочиями властного характера:
системы телефонной и почтовой связи,
транспортные и энергетические системы,
научные и образовательные учреждения,
учреждения здравоохранения, культуры
и т.д.
В
систему механизма государства входят
и особые государственные учреждения,
способствующие реализации принимаемых
государственными органами решений.
Речь идет о системе принудительных
учреждений, исполнительном аппарате
судебных, других правоохранительных
органов (судебные исполнители, судебные
приставы, тюремные надзиратели и т.д.).
Главное здание МГУ
Получение основного общего образования согласно Конституции России является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Система образования в современной России включает дошкольное, общее и профессиональное образование. Общее образование имеет уровни: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, а также включает специальное (коррекционное) и дополнительное образование детей. Профессиональное образование также делится на уровни: среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, кроме этого, оно включает послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
Основными типами образовательных учреждений в России являются:
В 2008 году произошёл массовый перевод высшего образования на двухуровневую систему бакалавриат—магистратура (см. Болонский процесс). Одноуровневая система (с получением квалификации «специалист») сохранилась преимущественного для образования в области медицины, для нужд обороны и безопасности и в некоторых иных случаях.
Выход из состава Российской Федерации
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории
— Конституция Российской Федерации, ст.4 п.3
День Победы на Красной площади, 2010 год
Транспорт и связь
Наиболее важные железнодорожные линии России
Электропоезд «Сапсан» на Московском вокзале в Санкт-Петербурге
В России в качестве основного стандарта ширины железнодорожной колеи принята ширина 1520 мм (на острове Сахалин в силу исторических причин ширина колеи составляет 1067 мм). Стандартная длина рельсов — 12,5 и 25 метров, также имеются бесстыковые пути. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид и относительно высокую плотность, железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.
На железных дорогах насчитывается около 20 тысяч локомотивов, 1000 тыс. грузовых и 70 тыс. пассажирских вагонов. В 2007 году объём перевозок грузов по железным дорогам общего пользования составил 1,34 млрд тонн, по остальным железным дорогам — 3,68 млрд тонн, грузооборот железных дорог общего пользования составил 2090 млрд тонно-км, железных дорог не общего пользования — 33,8 млрд тонно-км, объём перевозок пассажиров (без метрополитена и трамвая) — 1282 млн человек, пассажирооборот составил 175 млрд пассажиро-км.
Порт и железнодорожный узел Мурманска
Волго-Донской канал в черте Волгограда
Речной транспорт играет большую роль в хозяйстве России. Длина внутренних водных судоходных путей составляет 200 тыс. км. Удельный вес речного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. В 2006 году его грузооборот составил 58 млрд тонно-км, пассажирооборот — 0,6 млрд пассажиро-км, было зарегистрировано 6,5 тыс. грузовых и 600 пассажирских и грузо-пассажирских речных судов.
Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва — «портом пяти морей». К другим важным судоходным рекам европейской России относятся Северная Двина, Сухона, Онега, Свирь, Нева. В азиатской части России важнейшими судоходными реками являются Обь, Енисей, Лена, Амур.
Схема основных федеральных дорог России
Сухой Суперджет-100 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт
В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению президента.