Пинская м а оценивание в условиях новых фгос трудности перехода пособие для учителей 15 с

Пинская м а оценивание в условиях новых фгос трудности перехода пособие для учителей 15 с pos gosuslugi

Изменение образовательной стратегии в развитых странах привело к тому, что пришлось пересмотреть подходы к оценке знаний учащихся. В зарубежных школах начали использовать формирующее оценивание (или оценивание для обучения).Брошюра раскрывает некоторые теоретические аспекты данного подхода в первой части, а во второй – представляет различные оценочные техники. Описание конкретных примеров поможет педагогическому коллективу не просто задуматься о том, что учащиеся должны знать и уметь в конце того или иного курса, но и выстроить с детьми продуктивный диалог.

Пинская м а оценивание в условиях новых фгос трудности перехода пособие для учителей 15 с

Как сделать оценивание оцениванием для обучения.Продекларированный Дж. Дьюи и реализуемый в разнообразных инновационных формах – от Новой школы первых десятилетий прошлого века (Монтессори, Штейнера, Френе) до сегодняшней школы самоопределения, школы-парка, вальдорфской школы – коперниковский переворот в педагогике до сих пор не завершен. Педагогическое сознание уже приняло иные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного ученика и предложив педагогу занять позицию фасилитатора, тьютора, посредника либо сотрудника в учебной деятельности. Эти трансформации были укоренены и осмыслены настолько, что язык (к сожалению, пока не русский) зафиксировал их, разделив «обучение» на «преподавание» учителя и «учение» учащегося, которому отдан безусловный приоритет.

Ведущим вектором образовательной стратегии стало образование в течение всей жизни. Инициатором его является тот, кто учится. На первый план выходят вариативность и индивидуализация обучения, обеспечивающие запросы и возможности учащегося, компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

СОДЕРЖАНИЕЧасть 1. Как сделать оценивание оцениванием для обучения Часть 2. Оценочные техники для формирующего оценивания Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников Рефлексивные оценочные техники  Опросник: установки и отношения Оценочные техники для курсов по гуманитарным и общественно-историческим предметам. Оценочные рубрикиОценочные техники для курсов по естественно-научным предметам. Оценивание по результату / Продуктивное оценивание.

Дата публикации: 30.11.2015 16:33 UTC

учебник по педагогике :: педагогика :: Пинская

Следующие учебники и книги:

Актуальной проблемой в обучении математике, да и других предметов, в настоящее время, является повышение мотивации к учению. Одним из эффективных инструментов решения этой проблемы является использование формирующего оценивания, интерес к которому возрос в связи с введением ФГОС, который ставит сегодня перед школой и учителем задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций. Существующая традиционная система оценивания не вполне устраивает многих учителей, имеет свой отрицательный психологический аспект для ученика, волнует родителей и заставляет задуматься учёных и не отвечает главной цели образовательного процесса — развитие личности ученика.

В современной дидактике выделяется два базовых вида оценивания: внешнее и внутреннее оценивание. Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижения учащихся совместно с учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения.

Основными принципами формирующего оценивания, по мнению М.А.Пинской, являются: центрированность на ученике; направляемость учителем; разносторонняя результативность; влияние на учебный процесс; непрерывность; опора на качественное преподавание. Формирующее оценивание обеспечивает оперативную обратную связь с учащимися для того, чтобы получить анализ результатов преподавания учителя, помогает ему принять решение о предстоящих обучающих действиях. Существует ряд интересных веб-инструментов, которые можно использовать для формирующего оценивания учеников.

Приведу несколько примеров таких инструментов, которые я сама использую на своих уроках

Formative — это бесплатный онлайн-инструмент оценки, который позволяет учителям выбирать предварительно сделанные оценивания и редактировать в соответствии с вашими потребностями, создавать свои собственные с нуля или даже загружать для создания PDF или документ. Он также предлагают некоторые воображаемые данные, которые вы можете отслеживать и в которые можно вмешиваться, когда это необходимо. (Бесплатно и интегрируется с Google Classroom!)

Google Forms — это инструмент обзора и опроса, которые очень просты в использовании. Вы можете разместить данные своей формы или опроса в электронной таблице Google для анализа и оценки. В Google Forms and Sheets также есть много «надстроек», которые предоставляют пользователям еще больше возможностей, которые могут влиять на ваши формирующие оценки.

Plickers — этот инструмент оценки позволяет учителям собирать данные о формирующей оценке на месте, не требуя, чтобы учащиеся использовали устройства или бумагу и карандаш. Учителя создают и печатают специально запрограммированные карточки, которые студенты используют в классе в качестве ответа. Учитель использует приложение Plickers для сканирования карт и сбора данных.

Quizizz — позволяет вам проводить с темпом обучения учащегося формирующие оценки веселым и привлекательным образом для учеников всех возрастов. Quizizz работает практически на любом устройстве и предлагает библиотеку общедоступных вопросников, которые учителя могут использовать в своих классах.

Список используемых источников

  • Пинская М.А., Оценивание в вых ФГОС: трудности перехода. — Пособие для учителей. —
  • Аствацатуров Г.О., Интерактивные инструменты формирующего оценивания

Технология формирующего оценивания на уроках в начальной школе

Введение ФГОС общего образования в современной школе предусматривает новые подходы к организации учебного процесса. В связи с произошедшими качественными изменениями в содержании образования должен измениться и подход к оцениванию. Оценка — это средство мотивации ученика к достижению высоких образовательных результатов и личностному развитию. А, значит, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

Формирующее оценивание является самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между неуспевающими и успевающими учащимися. Формирующее оценивание позволяет понять, что ученик освоил или не освоил и в конечной точке обучения данной теме, данному разделу, и то, что он не понял в самом начале или в промежуточных точках обучения.

Важно включать детей в контрольно-оценочную деятельность, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке. Обязательно условие при таком оценивании – это совместная (учитель + ученики) выработка критериев оценивания. В таком случае мы можем говорить о формирующем оценивании.

Методик и инструментов формирующего оценивания большое количество. Каждый учитель сам подбирает их с учетов своих интересов и интересов детей.

На своих уроках на этапе рефлексии я часто использую «Методику неоконченных предложений». Выбираю 3-4 предложения из списка и предлагаю детям распечатанные бланки или вывожу предложения на интерактивную доску. Данная методика позволяет понять и ученику, и учителю, с какими знаниями ушел ученик с урока, и над чем еще ему необходимо поработать.

Примерные варианты предложений:

На своих уроках я использую и авторские методики. Такие, как «Моя игра» и «Пятиминутка».

Проводится на уроке обобщения, подведения итогов. Ребенок выбирает уровень желаемой оценки по следующим критериям: “5” – 28-30 баллов, “4”- 21-27 баллов, “3” – 18-20 баллов. Ребенок не выполняет все задания, как в обычном тесте, а выбирает задания в зависимости от своей желаемой оценки. В заданиях существуют 3 уровня сложности: простой, базовый и повышенный. На каждом уровне – 10 заданий. Причем на простом уровне можно получить за каждое задание 1-2 балла, на базовом – 3-4 балла, на повышенном – 5-6 баллов. Для “4” и “5” задания выбираются базового и повышенного уровня, для “3” можно выбирать и простой уровень. Субъектность: ребенок выбирает оценку, на которую будет выполнять задания; сам осуществляет набор этих заданий по количеству баллов и несет ответственность за собственный выбор – не набрав баллов, он не получит оценку.

Роли: “учитель” и 3 “ученика”. Проводится в начале или конце урока с предварительной подготовкой. Дети, которые хотят взять на себя роль учителя и учеников, заранее вносят эту информацию в лист самозаписи (лист вывешивается в понедельник на 2 недели по русскому языку и математике). Ребенок-учитель обозначает тему, по которой будет проходить 5-минутка. Дети, которые выступают в роли учеников, отмечают, как они будут выполнять эту работу, как контрольную (с обязательной оценкой) или как тренировочную (проверочную, в этом случае ставятся только “4” и “5” по желанию). Остальные ученики класса работают на накопительный плюс (три набранных плюса в течение недели за безошибочно выполненные задания дают ребенку “5”). Если ребенок-учитель записался, но не подготовил задания, то он записывается на другой день и уже не оценивается (учим ответственности). После проведения 5-минутки дети (учитель и ученики) проверяют выполнение задания и проводят самооценивание с анализом допущенных ошибок. После урока в любое время в течение дня дети-ученики сдают в любой форме (можно устно) ребенку-учителю, правильно выполненное задание, в котором допустили ошибку.

Таким образом, внедрение в практику работы данной педагогической технологии позволяет решить следующие задачи:

создавать возможности для определения новых путей и форм обучения, исправления ошибок учащихся, корректировки поставленных образовательных целей и путей их достижения;

реализовывать самооценку и взаимооценку учащихся;

создавать возможности для оценки прогресса каждого учащегося;

повышать мотивацию учащихся к обучению за счет достижения более высоких образовательных результатов;

создавать условия для выбора учителем наиболее оптимальных методов, приемов, технологий обучения и воспитания.

Пинская М.А. – Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.

Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. – Практическое руководство для учителей. – 35 с.

Пинская М.А. – Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб.пособие/ М.А.Пинская – М.: Логос, 2010 – 264 с.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра дошкольного, начального и общего образования

Читайте также:  Как настроить пос госуслуги

Опыт использования элементов формирующего оценивания

Максимова Наталья Алексеевна,

Инкина Светлана Геннадьевна,

Оценивание по-прежнему носит формальный характер, оказывает психологическое давление на ребенка и родителей, выполняет только функцию внешнего контроля овладения предметными знаниями, умениями и навыками школьников со стороны учителя, не способствует формированию самооценки, самоконтроля учащихся, оценивает конечный результат. Тогда как новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Кроме того, учитель должен своевременно оценить УУД, проанализировать их. Поэтому ситуация, сложившаяся в школьной практике требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений учащихся. Так возникают необходимость создания новой системы оценивания, которая позволит оценивать и развивать предметные и метапредметные результаты учащихся и такая система должна базироваться на использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. И хотя эти термины введены в речевую практику, на уровне организации учебного процесса, направленного на формирование у учащихся умений контролировать и оценивать свою деятельность, это трудовое действие не является сформированным у большей части педагогов начального образования. В связи с этим проблема организации формирующего оценивания привлекает все большее к себе внимание.

Несмотря на то, что в настоящее время имеется много научных работ, посвященных изучению проблемы оценивания достижений учащихся, многие ёё аспекты (в том числе формирующее оценивание) не нашли должного освещения в работах педагогов практиков, особенно начальной школы.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:

необходимостью изучения формирующего оценивания в образовательном процессе начальной школы и поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов;

дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе.

Учитывая все выше сказанное, была определенацель работы: теоретически обосновать и систематизировать опыт работы по применению технологии формирующего оценивания на уроках в начальной школе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие «формирующее оценивание»;

изучить принципы формирующего оценивания;

продемонстрировать способы применения формирующего оценивания на уроках.

Что такое формирующее оценивание

Проведя теоретический анализ определения «формирующего оценивания» нескольких авторов Д.Д. Данилова, А.Б. Воронцов, М.А. Пинская, И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. За основу мы взяли определение М.А.Пинской: «под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы».

Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями, содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося. Инструменты формирующего оценивания – это эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителям сформировать навыки, необходимые для эффективного и гибкого оценивания достижений учащихся. Применение инструментов формирующего оценивания позволит учителю творчески подойти к различным средствам и способам оценивания, переработать, создать на их основе новые способы и применить в соответствующей учебной ситуации.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.  Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося. В процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя обучающихся на достижение максимально возможного уровня. Обучающиеся осваивают принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделяют с педагогом ответственность за собственное образование.

Заявленные в принятом государственном стандарте и представленные выше новые для нашей школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивания происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Принципы использования формирующего оценивания

Чем формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе?

Рассмотрим важные для этого различения принципы.

Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания — ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Кроме того, учителя постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.

Непрерывно.Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно

улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе.

Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей

учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти этапов.

Шаг 1. Планирование образовательных результатов учащихся по темам.

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработке рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены/сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.

В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных (предметных и метапредметных) результатов учащихся.

Шаг 2. Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся.

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.

Шаг 3. Формирование задач урока как этапов деятельности учащихся.

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Шаг 4.Формулировка конкретных критерий оценивания деятельности учащихся на уроке.

Критерии могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьник должны заранее знать критерии оценивания выполнения задания.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

1) быть однозначным, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;

2) быть понятным не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;

3) быть конкретными – без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика.

Шаг 5. Оценивание деятельности учащихся по критериям.

После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.

Читайте также:  Что за новые пособия с 17 августа

Шаг 6. Осуществление обратной связи: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.

Важным условием организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

1. Обратная связь от учителя к ученику осуществляется в следующих ситуациях:

– в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Ее цель – указать учащимся на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/письменных, при помощи системы условных обозначений;

– по итогам изучения темы (блоков, разделов и т.д.). Учитель анализирует ошибки учащихся и дает рекомендации, как их избежать.

2. Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

3. Обратная связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи – определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя, которая проводится с помощью листов самооценки, карт понятий, рефлексии (письменной/устной), кластеров и др. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Шаг 7. При оценивании необходимо сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений.

На данном этапе определяется личный «образовательный прогресс» каждого учащегося. Педагог уровень достижений ученика сравнивает не с нормами, стандартами, а предыдущим уровнем его достижений. Этот подход должен быть отражен в отметке учащегося.

Шаг 8. Определение места учащегося на пути достижения цели.

Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом результата достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута учащегося.

По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счет вариативности задания (например, тестов разного уровня сложности); различного темпа выполнения задания (ознакомление учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности.

Основные методы и приемы использования

формирующего оценивания на уроке

Методы и приёмы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

Наиболее яркой презентацией основных стратегий формирующего оценивания на начальной ступени и поддерживающих их педагогических ценностей можно считать программу «Удовлетворение и радость», широко распространённую в английских школах.

Основные принципы преподавания и учения, основанные на идеях данной программы,предполагают необходимость:

установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе;

установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее обучение на этом;

организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие;

наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями;

делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения;

развивать общие учебные умения и личностные качества.

Формирующее оценивание, которое происходит на каждом уроке, – ключевой момент этой стратегии. Оно требует, чтобы учитель сосредоточился на том, как развивается учение в процессе урока, определяя какие улучшения надо внести, и какими будут последующие шаги.

В начале урока учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.

Для этого учитель делает следующее: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми.

Одной из эффективных стратегий оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы.

В терминах классификации Б.Блума это могут быть вопросы на:

приложение:Какие ещё примеры ты знаешь?

синтез: Как можно это организовать, решить?

При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.

Важной техникой формирующего оценивания выступаетнаблюдение.Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьмипо намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.

Например, видя, что класс разделился на тех, кто справилсяс предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непониманиематериала, учитель переходит к дифференцированной работе вгруппах. У него есть, как минимум, две возможности:

1. Разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями.

2. Сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.

Вторым примером использования наблюдения на уроке может быть случай, когда учитель, заранее определив ученика, который нуждается в помощи, в течение всего урока отслеживает и корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на то, каков прогресс этого ученик, что было удачным в его работе.

Учитель может проводить краткие импровизированныебеседы-обсуждениянаиболее интересных или неожиданных ответов идействий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводяобсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы,обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания длятого, чтобы подготовить следующие шаги в обучении.

Например,учитель может зафиксировать момент, когда ответы учеников назаданный вопрос оказываются разными, и сделать этот вопроспредметом более тщательного разбора. Он просит учеников обосновать своё мнение, отнестись к мнениям других, отнестись кматериалу, изученному ранее, и, после того как общее пониманиебудет найдено, предлагает отдельным ученикам сказать, как изменилось их понимание и суждение, что ещё осталось непонятнымили вызывает вопросы.

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы.

Например, учитель предлагает ученику прочитать свою работу и просит других учеников отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе; что, по их мнению, можно было бы улучшить. После этого он предлагает детям внести свои конкретные предложения по улучшениям, подсказать автору работы нужные для этого слова, приёмы, термины, пути рассуждения, источники и т.д. В завершение учитель высказывает своё мнение, отмечает прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими работами.

Проверка понимания материала. Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с детьми их знания. Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, и спланировать следующие этапы курса.

Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами, благодаря которой определяется, какого прогресса необходимо достичь и планируется то, как дети будут учиться в ближайшем будущем.

Классификация приемов формирующего оценивания

по объекту оценивания

Под объектом оценивания понимаются те знания или процессы их получения, которые мы планируем оценить при помощи формирующего оценивания. Можно выделить четыре таких объекта:

процесс изучения нового материала;

понимание изученного материала;

результаты суммативного тестирования.

ХарактеристикаПроцесс изучения нового материала Понимание изученного материала Процесс размышления Результаты суммативного тестированияЧтооценивается? процесс понимания обучающимися нового материала в процессе его преподавания учителем понимание изученного материала процесс размышления, который привел обучающегося к определенному результатурезультат выполнения тестов, контрольных заданий и других работ, проводимых с целью суммативного тестированияС какой цельюпроводитсяоценивание?определить трудности, которые возникли у обучающихся в ходе объяснения учителем нового материала. По итогам оценивания учитель может принять решение об изменении скорости урока, повторном объяснении нового материала, дополнительной его отработке и т.д.определить трудности, которые возникли у обучающихся в освоении темы (блока, раздела, параграфа и т.д.). По итогам оценивания учитель может принять решение о дополнительном повторении, отработке, тренировочных упражнениях, работе учащихся в парах и т.д. избежать случайных правильных ответов (полученных угадыванием, списыванием) с целью поиска ошибок в рассуждениях учащихся, которые привели к неправильным ответам, и их исправления проанализировать задания суммативного тестирования с целью определения их сложности для обучающихся, проанализировать ошибки и определить пути их исправленияКогдапроводитсяоценивание? в течение всего урока, по мере объяснения нового материалапо итогам прохождения темы, как правило, перед проведением суммативного оценивания в любое время, когда необходимо оценить процесс достижения результата после получения результатов суммативного оцениванияПриемы и методы «Светофор» «Сигналы рукой» «Речевые образцы» «Измерение температуры» «Карточки» «Умная зарядка» «Одноминутное эссе» «Цепочка заметок» «Карты приложений» «Недельный отчет» «Индекс карточки» «Квадраты» «Речевые образцы» «Ученик – репортер» «Матрица запоминания» «Аффективный опросник» «Две звезды и желание» «Вопросы для тестов» «Поиск ошибки» «Упрощение» «Если бы я был учителем» «Перевод информации» «Матрица наблюдений»«Доска помощи» «Рассуждение по алгоритму» «Метапознавательное интервью» «Правильные вопросы» «Поиск ошибки» «Упрощение» «Если бы я был учителем» «Речевые образцы» «Матрица наблюдений» «Уточнение с помощью вопроса «Почему?» «Топ-3» «Вопросы для тестов» «Классификация ошибок» «Сравнение с образцом» «Доска помощи»

Читайте также:  НОВОСТИ ЕСИА

Отбор приемов формирующего оценивания удобно осуществлять способом «просева». Сначала учитель определяет объект оценивания. Из приемов, подходящих ему, выбирает те, которые удовлетворяет обучающихся всех стилей учения, а затем из них те, которые необходимы для оценивания определенных результатов обучения.

Опыт использования приемов формирующего оценивания на уроках

В педагогической практике для формирования адекватной самооценки и взаимооценки младших школьников мною используются следующие приемы формирующего оценивания:

– Ребята, откройте дневники.

– Найдите сегодняшний день.

– Найдите в расписании урок математики.

– Вспомните, что нужно было сегодня выполнить на уроке?

– Удалось ли сам это сделать?

– Все сделали правильно или были недочеты?

– Делали всё сами или с чьей-то помощью?

– Напротив урока математики нарисуйте смайлик.

Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающийся смайлик.

Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получилось, то рисуй смайлик «спокойным»

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рису грустный смайлик.

– У кого сегодня на уроке математики стоит веселый смайлик?

– Кто нарисовал спокойного смайлика?

– А у кого стоит грустный смайлик?

Что нужно сделать, чтобы на следующем уроке математики он изменился?

– Ребята, чтобы нам подготовиться к более сложным математическим действиям, в начале урока вспомним сложение и вычитание в пределах 20.

1.Какие числа надо сложить, чтобы получить 14?

2. Увеличьте число 9 на 7.

3. Какое число на 8 больше 5?

4. Какое число на 6 меньше 14? Запишите.

5. 14 – это 9 и ещё сколько? Запишите ответ.

6. Запишите сумму чисел 7 и 5.

7. Увеличьте число 7 на столько же.

8. Первое слагаемое 7, второе 8. Чему равна сумма?

9. От числа 18 отнимите сумму чисел 4 и 4.

10. К числу 10 прибавьте сумму чисел 2 и 3.

– А теперь оцените свой результат.

Начертите на полях «волшебную линеечку» и отметьте крестиком, на каком уровне, по вашему мнению, выполнено задание посложению и вычитанию в пределах 20.

Высокий – правильно

Средний – затруднялся/ошибался в заданиях

Низкий – было очень трудно/возможно много ошибок

Результат проверяется. Каждый ученик оценивает свои действия и действия соседа с помощью «Волшебной линеечки».

– Оцените действия соседа.

– У кого оценки совпали поднимите руку.

– У кого не совпали, какую учебную задачу определите для себя? (Тренироваться оценивать свои действия с помощью «Волшебной линеечки»)

Проверяя работы, показываю, согласна ли с самооценкой детей. Если согласна с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже.

Если оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Важно обратить на это внимание детей и хвалить их.

Учащиеся получают задание для самостоятельной работы.

– Перед началом работы предлагаю оценить свои знания. Покажите с помощью светофора, на сколько сложно вам будет с ним справиться. У вас три карточки светофора:

– не умею и не знаю – красный;

– сомневаюсь – желтый.

– Поднимите ту, которая вам сейчас подходит.

(После этого дети выполняют задание)

На выполнение задания 5 минут.

– Зажгите светофор еще раз.

Дальше продолжаю работу с учащимися, которые подняли зеленый цвет. Во время ответов ученики объясняют, почему они приняли такое решение. Другие выражают свое согласие или не согласие с одноклассником. Те, кто не согласился с ответом, объясняют, в чем их одноклассник не прав и какой ответ надо дать.

«Метод неоконченных предложений»

Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

– Каждый из вас сейчас выскажется о результатах нашей работы на уроке, начиная словами:

«Корзина с плодами»

-На уроке мы говорили о предложениях и тексте. Мне бы хотелось услышать, что вы узнали сегодня.

-Вам необходимо написать на плодах, что вы узнали и чему научились. И заполнить корзину плодами.

Заполняя корзину плодами, все ученики проговаривают, то чему они научились.

Учитель имеет возможность увидеть результат понимания темы урока.

Учащимся предлагается карточка с заданием, содержащим ошибки.

– Найдите и исправьте ошибки в задании. Время на выполнение задания 5 минут.

– Какие ошибки вы нашли в примере? Объясните свою точку зрения!

– На предыдущих уроках мы с вами работали с именем существительным. Сегодня я вам предлагаю подвести итог и составить кластер по теме «Имя существительное».

– Работать вы будете в группах. Объединитесь в группы.

– Вспомним правила работы в группе.

– Распределите обязанности.

– Время вашей работы 10 минут.

Дети составляют кластер. Затем каждая группа вывешивает свой кластер и представляет свою работу.

Другие группы выслушивают, сравнивают и анализируют представленный кластер, высказывают свои мнения о полноте информации содержащейся в кластере, удобстве использованной формы.

При необходимости даю рекомендации

– Ребята, сегодня работать вы будете в группах. Объединитесь в свои группы.

– Вспомните правила работы в группе.

– Распределите обязанности в группе.

– Прежде чем мы начнем работать по взаимооцениванию выразительного чтения, давайте определим критерии оценивания работы наших чтецов:

1) Читай громко

2) Правильно ставь ударение и проговаривай четко слова

3) Соблюдай паузы

4) Передай настроение

Один из учеников читает. Каждая группа обсуждает, анализирует работу одноклассника в соответствии с разработанными критериями, фиксирует результаты в оценочных листах. Представитель группы высказывает точку зрения своей группы и дает предполагаемую балльную оценку.

Если баллы, выставленные группами, разнятся, идет обсуждение совместно с учителем, подводя работу ученика к единому мнению (отметке).

«Лист самооценки и взаимооценки»

Пример листа самооценки и взаимооценки при работе в группе.

Критерии оценки Оцениваю себя самОценка товарища1. Активно работал в группе2. Выполнял свои обязанности3. Соблюдал культуру общения ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился- у меня не получилось работать в группе ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился- у тебя не получилось работать в группе4.Оценка работы группы (поставить знак +) Мы работали слаженнои у нас всё получилось.У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

В данной работе рассмотрены некоторые из приемов формирующего оценивания на уроках в начальной школе.

Формирующее оценивание требует каждодневного кропотливого труда.

Применение элементов формирующего оценивания помогло мне увидеть как учащиеся продвигаются к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей.

Таким образом в настоящее время традиционная система оценивания уже не дает нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе оценивания в начальной школе используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой.

Формирующее оценивание предполагает живое общение педагога с учениками и учеников друг с другом. При этом обучающийся занимает активную позицию. Он проявляет самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения, в организации своей учебной деятельности и определении ее результативности. Ребёнок самостоятельно оценивает свои достижения в учёбе, находит у себя слабые места, пытается понять, что и как ему следует сделать, чтобы продвинуться дальше, улучшить свои результаты. То есть дети понимают, что и для чего они делают, к чему должны прийти.

Применение технологии формирующего оценивания позволяет:

решить проблему объективного выставления оценок;

постоянно поддерживать обратную связь с учениками;

четко формулировать образовательный результат и организовывать в соответствии с ним свою работу.

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что знать и применять технологию формирующего оценивания должен каждый педагог, реализующий требования ФГОС.

Пинская М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М. :Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.

Пинская, М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М. А. Пинская. – Москва : Просвещение, 2013. – 80с.

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 и 2012гг. / Министерство образования и науки РФ. – Москва : Просвещение, 2014.– 35 с.

Оцените статью