Общественные обсуждения или общественные слушания

Общественные обсуждения или общественные слушания pos gosuslugi

Примерное время чтения: 3 минуты

Общественные обсуждения или общественные слушания

27 июня на заседании горсовета Уфы депутаты приняли положение, согласно которому теперь вокруг предстоящих застроек в городе будут проводиться не публичные слушания, а общественные обсуждения.

Это новшество соответствует произошедшим изменениям в российском законодательстве.

Разница между публичными слушаниями и общественными обсуждениями в круге привлекаемых участников.

«Он теперь ограничиваются исключительно лицами, проживающими на территории, в отношении которой разработан проект, – рассказал председатель постоянной комиссии столичного горсовета по архитектуре и строительству Руслан Зинатуллин. – А также лицами, имеющими объекты собственности на данной территории. Информационное сообщение об этом размещается не только в СМИ, но и на информационных стендах, расположенных как возле администраций района и города, так и в местах массового скопления граждан и на территории, в отношении которой разработан проект».

«Общественные обсуждения – это одна из форм общественного контроля, которая сегодня широко применяется во многих муниципалитетах страны, – говорит политолог Дмитрий Казанцев. – Поэтому вносимые столичным горсоветом изменения существенно не повлияют на гражданскую активность уфимцев и их права. С другой стороны, некоторые ограничения,на участие в общественных мероприятиях только жителей выносимых на обсуждение территорий, а не всех желающих, в будущем помогут исключить разного рода спекуляции с подвозом «своих людей» теми или иными ангажированными группами».

Напомним, ранее некоторые участники публичных слушаний выражали недовольство тем, что в них участвовали лица, аффилированные с муниципальной властью лица, а заинтересованные граждане зачастую не могли узнать о месте и времени проведения проекта застройки территории.

Основные принципыПравить

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, равно как и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов данных слушаний.

  • проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • вопросы о преобразовании муниципального образования;
  • проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Эмма Алексеевна, какую роль играют сейчас общественные обсуждения и публичные слушания в строительной сфере?

Эмма Шаряпова: Общественные обсуждения и публичные слушания – это форма волеизъявления граждан, одно из проявлений гражданского общества. Ни одно строительство не проходит без этого этапа, иначе оно будет незаконным.

Отмечу, что публичные слушания и общественные обсуждения – это разные формы выражения мнения граждан. Одновременно эти мероприятия, как правило, не проводятся. Публичные слушания проходят очно, например, в здании администрации или во Дворце культуры. Общественные обсуждения подразумевают онлайн-формат, когда дискуссия разворачивается на сайте.

Кто в первую очередь участвует в таких мероприятиях?

Эмма Шаряпова: В основном они ориентированы на жителей муниципального образования. Потому что именно эти люди более заинтересованы в том, чтобы знать, как будет развиваться территория, на которой они проживают, работают, учатся. Еще в стадии концепции ведется обсуждение со строителями, экспертами. Место выбирается таким образом, чтобы учесть интересы как местного населения, так и других заинтересованных лиц, чьи участки проходят вблизи будущей стройки. Выбирается компромиссный вариант, и именно он выносится на суд граждан.

Увы, практика показывает, что в полной мере учесть интересы абсолютно всех невозможно.

Но ведь жители муниципалитетов – не специалисты, они не знают, как должны проходить инженерные сети у будущего объекта, какой должна быть охранная зона. Они могут только сказать, нравится им этот будущий объект или нет.

Эмма Шаряпова: Да, и это тоже позиция. Граждане хотят жить в комфортном городе и без специальных познаний в градостроительстве могут определить, устраивает их то, что предлагает застройщик, или нет. Другой момент, что люди разные, у каждого своя позиция. Кто-то будет против дороги из-за того, что не хочет засилья машин под окнами, а другому, наоборот, будет удобно, так как рядом выезд на магистраль, можно быстрее доехать до работы. И вот как учесть обе эти позиции? Консенсус не всегда достигается, растет количество обращений в суд, что повышает уровень градостроительной конфликтности. Примечательно то, что градостроительное законодательство закрепляет рекомендательный характер решений, принятых на общественных обсуждениях и публичных слушаниях. То есть к ним должны прислушаться, но дальше все остается на усмотрение застройщиков и властей.

Читайте также:  Esia-rudn и Портал ЕИС РУДН. Подробнее

Как вы оцениваете уровень таких общественных мероприятий?

Эмма Шаряпова: Иногда мы видим ситуации, когда людей стараются не допустить до обсуждения, имеет место формализм. Это выражается, например, в информировании граждан, зачастую оно ограничивается публикацией анонса в муниципальной газете и на стенде муниципалитета. Мне кажется, что сейчас, в наш век информационных технологий, могли бы быть более прогрессивные решения. Например, технически вполне можно запустить информирование через “Госуслуги”.

Отсутствует институт независимых экспертов. То есть люди получают информацию о проекте от застройщиков. Естественно, специалисты компаний не скажут напрямую, что при реализации проекта качество жизни ухудшится.

Проблема еще и в том, что сами жители не обладают достаточными компетенциями, чтобы разобраться во всех нюансах предлагаемых проектов.

Можно ли как-то изменить эту ситуацию?

Эмма Шаряпова: Изменения есть. Например, люди стали сами интересоваться такими мероприятиями. Конечно, это далеко не все жители муниципалитетов, но везде есть инициативные граждане, которым не все равно. Откуда это пошло? Многие уже научены горькими примерами. Часто о неудобной стройке горожане узнают уже по факту, когда начинает работать техника. Естественно, жители начинают возмущаться, писать письма, требовать прекратить работы. Застройщик на этом этапе показывает им протокол публичных слушаний, где возражений нет. Жители недовольны, их можно понять, но кто мешал им полгода назад прийти на слушания и высказать свою позицию? В такой ситуации любой суд встанет на сторону застройщика. Поэтому сейчас граждане мониторят все обсуждения и слушания, и с каждым годом таких неравнодушных людей все больше.

А студенты СПбГАСУ посещают такие мероприятия?

Эмма Шаряпова: Да, у нас на кафедре так проходит одна из практик. Студенты отслеживают даты проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в своих муниципалитетах, посещают их, задают вопросы, причем часто неудобные, потом пишут отчеты о практике. Это очень важно, ведь наши ребята в будущем идут работать как в строительные компании, так и в органы власти. Пока они учатся, они видят эту ситуацию с позиции жильцов муниципальных образований и вопросы задают исходя из того, как повлияет на жизнь людей тот или иной объект.

  • Определение термина «публичные слушания»
  • Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний
  • Цель проведения и основные функции
  • Организаторы и инициаторы
  • Вопросы, решаемые на публичных слушаниях
  • Подведение итогов
  • Пошаговый порядок организации и проведения

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Определение термина «публичные слушания»

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

  • Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
  • №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
  • нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
  • уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.
Читайте также:  Новые пособия для пенсионеров с детьми

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.
Читайте также:  Admin rstom и СТОРОНА

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.


ПримечанияПравить

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. КонсультантПлюс. Дата обращения: 13 февраля 2014. Архивировано 31 декабря 2013 года.
  2. Итоги реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2007 году / Под общей редакцией Д. Р. Хромова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — С. 55. — 376 с. — ISBN 978-5-9516-0358-6, ББК 67.401. . Дата обращения: 13 февраля 2014. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года.
  3. Шайхуллин М. С. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ПУБЛИЧНЫХСЛУШАНИЯХ, ПРОВОДИМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Вестник ВЭГУ. 2016. № 2 (82). С. 132—139. http://elibrary.ru/download/13607308.pdf
  4. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ). КонсультантПлюс. Дата обращения: 13 февраля 2014. Архивировано 26 ноября 2011 года.
  5. Сафарова М.Д. Практика применения института публичных слушаний в градорегулировании (часть 1) // Имущественные отношения в РФ. — 2015.
  6. Сафарова М.Д. Практика применения института публичных слушаний в градорегулировании (часть 2) // ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ. — 2015.

Смотрите также

  • В одном из районов Уфы снесут частные дома и построят многоэтажки →
  • 65 гектаров возле ГК «Ак Йорт» в Уфе собираются застроить →
  • Квартал в Советском районе Уфы застроят новыми зданиями →

Формы осуществленияПравить

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

  1. единовременное приглашение общественных деятелей — руководителей некоммерческих организаций, ТОСов и ТСЖ и представление им проекта нормативного акта. Такая схема реализована в г. Новосибирске;
  2. создание общественной палаты из представителей некоммерческих организаций, которая и будет проводить общественные слушания. Пример — г. Северодвинск;
  3. специальные процедуры, эквивалентные западным аналогам — например, жюри граждан или гражданский воркшоп.

Публичные слушания

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 декабря 2015 года; проверки требуют 10 правок.

ТакжеПравить

Оцените статью