Новый закон о выплатах пособий на ребенка

Новый закон о выплатах пособий на ребенка pos gosuslugi

Принят Государственной Думой 15 ноября 2022 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года

Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 1998, N 30, ст. 3613; N 31, ст. 3812; 1999, N 29, ст. 3692; 2000, N 29, ст. 3002; 2001, N 23, ст. 2284, 2285; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 44, ст. 5281; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1653; N 19, ст. 2313, 2331; N 23, ст. 2887; 2014, N 23, ст. 2930; 2016, N 1, ст. 8; N 27, ст. 4238; N 52, ст. 7493; 2017, N 14, ст. 1998; 2018, N 31, ст. 4853; 2019, N 40, ст. 5488; 2020, N 24, ст. 3740; 2021, N 22, ст. 3686; N 50, ст. 8416; 2022, N 18, ст. 3002; N 29, ст. 5249) следующие изменения:

1) абзац третий части второй статьи 1 после слов “ежемесячного пособия” дополнить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”;

2) в статье 3:

а) в части первой:

абзац третий изложить в следующей редакции:

“ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;”;

абзац шестой признать утратившим силу;

б) в части второй в первом предложении слова “женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности” заменить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”, в третьем предложении слова “женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности,” заменить словами “в связи с рождением и воспитанием ребенка”;

в) часть третью признать утратившей силу;

г) в части четвертой слова “и указанные” заменить словами “или указанные”;

д) дополнить частью шестой следующего содержания:

“Органы и организации, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении пособия сведений. В этих целях данные органы и организации вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы и сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.”;

3) в статье 4:

в абзаце втором слова “Фонда социального страхования Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

абзац пятый признать утратившим силу;

в абзаце шестом слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

в абзаце седьмом слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

абзац восьмой признать утратившим силу;

б) дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:

“В случае, если полномочия субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, выплата указанного пособия производится за счет:

межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Объем таких межбюджетных трансфертов определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус”, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в форме субвенций на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, администрацией города Байконура, администрацией федеральной территории “Сириус” и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В случае, если полномочия субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются субъектом Российской Федерации, городом Байконуром, федеральной территорией “Сириус” самостоятельно, финансовое обеспечение расходов на выплату указанного пособия производится исключительно за счет их собственных средств. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус” могут устанавливаться иные и (или) дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также особенности назначения и выплаты указанного пособия.”;

4) в статье 41:

а) в части первой слова “Пенсионным фондом Российской Федерации” заменить словами “Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

б) в части второй слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

в) в части третьей слова “Пенсионного фонда Российской Федерации” заменить словами “Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации”;

5) статью 42 дополнить частью четвертой следующего содержания:

“Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка подлежит перерасчету в беззаявительном порядке с месяца изменения величины прожиточного минимума для соответствующей социальнодемографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации. Выплата такого пособия после перерасчета осуществляется также в беззаявительном порядке.”;

6) статьи 9, 91 и 10 изложить в следующей редакции:

“Статья 9. Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории “Сириус”.

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются:

беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);

одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:

лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах в отношении ребенка (детей), о назначении пособия на которого (которых) подается заявление;

лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой (попечительством);

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;

лица, находящиеся в розыске;

несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.

Читайте также:  WSS-Consulting выпустила новый релиз системы WSS Docs

При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.

Статья 91. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается при обращении женщины после наступления срока беременности двенадцать недель и выплачивается за период начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации (но не ранее наступления срока беременности шесть недель) до месяца родов или прерывания беременности (включительно). Если прерывание беременности произошло до наступления срока беременности двенадцать недель, выплата указанного пособия не осуществляется.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, выплачивается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении указанного пособия последовало в срок не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанное пособие выплачивается начиная с даты обращения за назначением указанного пособия.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка выплачивается за полный месяц независимо от даты наступления срока беременности шесть недель, даты родов или прерывания беременности, даты рождения ребенка, даты достижения ребенком возраста 17 лет или даты обращения за назначением указанного пособия.

В случае, если женщина получала ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в период беременности, указанное пособие в случае рождения ребенка назначается и выплачивается с месяца, следующего за месяцем его рождения.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на двенадцать месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет.

Статья 10. Размер ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается в следующих размерах:

50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

100 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается и выплачивается в следующих размерах:

50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

75 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

100 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” на дату обращения за назначением указанного пособия, – в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.”;

7) в статье 13:

в абзаце седьмом слова “в том числе обучающиеся” заменить словами “за исключением обучающихся”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях.”;

б) дополнить частями восьмой и девятой следующего содержания:

“Лица, указанные в абзацах седьмом и восьмом части первой настоящей статьи, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком при соблюдении условий, предусмотренных частями четвертой – восьмой статьи 9 настоящего Федерального закона.

Лицам, указанным в абзацах седьмом – девятом части первой настоящей статьи, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.”;

8) в части второй статьи 14 слова “абзаце седьмом” заменить словами “абзацах седьмом и девятом”;

9) в части первой статьи 15:

а) в абзаце втором слова “абзацах шестом – восьмом” заменить словами “абзацах шестом – девятом”;

б) в абзаце третьем слова “абзацах шестом – восьмом” заменить словами “абзацах шестом – девятом”;

10) статью 16 признать утратившей силу;

11) статью 173 после слова “пособий” дополнить словами “и (или) устанавливать иные виды пособий”.

Признать утратившими силу:

1) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 134-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3812);

2) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 171-ФЗ “О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3692);

3) Федеральный закон от 10 июля 2000 года N 93-ФЗ “О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3002);

4) статью 1 Федерального закона от 30 мая 2001 года N 66-ФЗ “О внесении изменения в часть первую статьи 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2284);

5) пункт 7 статьи 53 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

6) пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 1 марта 2008 года N 18-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 9, ст. 817);

7) пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 8).

1. Право на получение назначенных до 1 января 2023 года ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, предусмотренного статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусмотренного статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), сохраняется за гражданами до окончания периодов, на которые были назначены указанные пособия, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Новое пособие на детей украина

2. В случае рождения (усыновления) ребенка (детей) до 1 января 2023 года граждане, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вправе обратиться за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного статьей 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), либо ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Путин отметил, что поддержка со стороны государства для семей с детьми должна становиться все более весомой, результативной и ощутимой. “Главная задача государственной поддержки – свести к минимуму угрозу бедности для российских семей: и тех, где только рождается ребенок, и для тех, которые уже воспитывают детей”, – подчеркнул он.

Президент напомнил, что за последние годы была запущена система мер – от поддержки будущих мам до достижения ребенком 17-летия. Кроме того, в 2020 году был расширен круг получателей материнского капитала: право на него приобрели те семьи, где рождается первенец. Благодаря этому теперь ежегодно порядка миллиона семей получают выплату, а сама эта программа продлена до конца 2026 года. С учетом инфляции маткапитал на первого ребенка в 2023 году увеличится до 590 тысяч рублей, на второго – до 780 тысяч.

Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что в России фактически завершено формирование системы поддержки семей с детьми. Речь идет о едином пособии, которое будет выплачиваться семьям с детьми до 17 лет. Универсальное пособие объединит выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки, пособие по уходу за ребенком до 1,5 года, пособия на детей от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет, а также ряд других выплат. “В целом на вот это единое пособие с 2023 года будет тратиться 1 трлн 691 млрд рублей, из которых 1 трлн 430 млрд – это федеральный бюджет”, – сказала она.

“То есть уже смело можно сказать, что в прошлое уйдут пособия, которые еще остались со старых времен и которые составляли цифру в некоторых регионах страны 100-150 рублей”, – добавила вице-премьер.

Пособия должны поддержать нуждающиеся семьи, но при этом нужно создавать и дополнительные возможности по выходу родителей на работу

Изначально минтруд назвал такое пособие универсальным, но депутатам термин не понравился. Поэтому, как пояснил глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, ко второму чтению законопроект подошел без этого термина. Скорее всего, для простоты понимания, это будет единое пособие для семей с детьми.

Что изменится с введением единого пособия

Пособие, которое будет предоставляться Социальным фондом РФ (заработает с 1 января 2023 года) и охватит поддержкой свыше 10 млн детей, объединит выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки, пособие для незастрахованных (тех, кто не работает) по уходу за ребенком до полутора лет, выплату на первого ребенка, которая предоставляется из бюджета во всех регионах, выплату на третьего ребенка из бюджета, которая есть только в 78 регионах и предоставляется по разным правилам, пособие на детей от трех до восьми лет, которое выплачивается органами социальной защиты, и пособие на детей от восьми до семнадцати лет, которое выплачивается ПФР.

Новый закон о выплатах пособий на ребенка

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Роман Маркелов

Единое пособие будет предоставляться семьям с доходами ниже одного прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума. В среднем по стране в 2023 году это составит 7 тысяч, 10,5 тысячи и 14 тысяч рублей. Кроме того, вводится дополнительное направление использования средств материнского капитала – семьи с доходом ниже двух прожиточных минимумов на человека смогут оформить ежемесячную выплату в размере одного прожиточного минимума на ребенка вне зависимости от очередности рождения ребенка. Сейчас такое право есть только на второго ребенка.

Увеличится размер выплат для нуждающихся беременных женщин. Он будет составлять не 50% прожиточного минимума, как сейчас, а 50, 75 или 100% прожиточного минимума трудоспособного – то есть увеличится до 15,7 тысячи рублей в среднем по стране.

Родителям, воспитывающим детей до трех лет и находящимся в трудной финансовой ситуации, будет доступна поддержка из бюджета вне зависимости от очередности рождения ребенка. Кроме того, для семей с доходом ниже двух прожиточных минимумов вводится возможность оформить дополнительную выплату из материнского капитала на детей до трех лет также вне зависимости от очередности рождения ребенка без комплексной оценки нуждаемости.

При этом семьи смогут получать одновременно и две выплаты – и из бюджета, и из средств материнского капитала. В таком случае размер ежемесячной поддержки на ребенка составит в среднем по стране 28 тысяч рублей, рассказал министр труда Антон Котяков.

По его словам, заявление на оформление пособия и выплат из материнского капитала на любого ребенка в возрасте до трех лет вне зависимости от очередности рождения можно будет подать с 1 января 2023 года. Всех детей в семье в возрасте до семнадцати лет можно будет указать в одном заявлении и оформить одним заявлением выплату сразу на каждого ребенка.

Новый закон о выплатах пособий на ребенка

Инфографика “РГ”/ Леонид Кулешов/ Ольга Игнатова

Предполагается, что пособие охватит семьи, воспитывающие около 10 млн детей. “Новое пособие будет предоставляться по принципам социального казначейства, то есть по одному заявлению, поданному в электронном виде, при назначении будет использоваться комплексная оценка нуждаемости”, – сказал Котяков.

“Прошу отладить здесь все организационные вопросы, механизмы начисления и выплаты пособия”, – поручил он. Президент подчеркнул, что оформление и получение единого пособия должны быть “максимально понятными, простыми, удобными для граждан”. “Информация должна быть у граждан полноценная, чтобы люди знали, что и как нужно делать. И конечно, оно (пособие. – Прим. “РГ”) должно послужить реальной поддержкой для семей”, – сказал президент.

Новый закон о выплатах пособий на ребенка

Сколько это будет стоить

Глава минфина Антон Силуанов сообщил, что поддержка семей с детьми полностью учтена в проекте бюджета России на предстоящую трехлетку. Министр добавил, что в последние годы в проекте финансового плана специально выделяется “детский бюджет”. “И этот бюджет растет из года в год. Если в 2016 году выделялось чуть более 650 млрд рублей, то в 2022 году на эти цели выделялось 1,7 трлн рублей, а в следующем году “детский бюджет” будет составлять 2,7 трлн рублей. То есть идет значительный рост расходов на эти цели”, – отметил он.

Чем еще поддержать семьи с детьми

Пособия должны поддержать нуждающиеся семьи, но при этом нужно создать дополнительные возможности и стимулы для родителей выходить на работу, давать им возможности повышать квалификацию и осваивать новые хорошо оплачиваемые профессии. “Нужно поддержать тех, кто стремится зарабатывать больше”, – подчеркнул Путин. Он обратил внимание на ситуации, когда родители выходят на работу или их заработок незначительно повышается, но они в результате теряют право на детские выплаты: при этом, даже несмотря на получаемую зарплату, совокупный доход семьи остается невысоким, а иногда и ниже, чем у семей с пособиями. “Можно или по налогам корректировки сделать, чтобы люди меньше платили налоги, если совокупный доход падает, или частично выплачивать пособия. Здесь разные подходы возможны, я знаю, что вы этим занимаетесь, прошу только не затягивать и принять согласованное решение”, – предложил президент.

“Единые принципы выплаты пособия устраняют имевшуюся дифференциацию между регионами в уровне поддержки низкодоходных семей с детьми и выбора объекта поддержки. Важным элементом данной системы является ее оперативность – возможность наблюдать реальное положение с доходами семей в ежемесячном режиме, принцип одного окна в лице объединенного Социального фонда”, – отмечает проректор Финансового университета при правительстве РФ профессор Александр Сафонов.

В то же время он считает, что надо идти дальше. “Проблема низкого уровня рождаемости не может быть решена в парадигме – “станьте бедными, будем помогать”. Молодые семьи не хотят быть бедными, поэтому выбор в пользу малодетности связан с экономическим поведением семьи, которое предполагает наличие расходов на содержание детей на уровне, который не приводит такую семью в бедность.

Читайте также:  Какие документы нужны для получения детского пособия от 3 до 7 лет по новому закону

Поэтому единое пособие на детей должно в дальнейшем преобразоваться в безусловное пособие, рассчитываемое не от уровня дохода семьи, а от количества детей”, – подчеркивает эксперт.

Новый закон о выплатах пособий на ребенка

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Марина Трубилина

Что с доходами?

Безработица сейчас в России находится на минимуме и составляет 3,9%. При этом реальные доходы граждан должны расти быстрее инфляции, заявил президент. “В номинале за восемь месяцев текущего года среднемесячная зарплата в целом по стране выросла на 12,7%, но мы с вами понимаем, что это мало что значит для рядового гражданина”, – отметил Путин. По его словам, пока темпы роста зарплат все-таки немного отстают от роста цен. “Важно, чтобы доходы граждан, особенно семей с детьми, росли темпами выше инфляции”, – указал президент. Котяков в свою очередь сообщил, что рост зарплат ожидается в РФ по итогам этого года, а в 2023 году он превысит инфляцию.

Путин заявил, что, по оценкам правительства и экспертов, инфляция в России сохраняет устойчивую тенденцию к снижению и в I квартале 2023 года может опуститься в годовом выражении до уровня 5% или чуть ниже. В свою очередь министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что инфляция в РФ в 2022 году может оказаться ниже текущего прогноза (12,4%), ожидается в интервале 12-12,4%. Президент также поручил подготовить новые предложения по ускоренному росту минимального размера оплаты труда (МРОТ). По его словам, разрыв между этими двумя показателями должен продолжать увеличиваться в плане повышения реальных доходов граждан.

Новый закон о выплатах пособий на ребенка

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Ольга Игнатова

Антон Котяков отметил, что темпы роста МРОТ заложены в бюджете на три года выше темпов роста прожиточного минимума, и по итогам трехлетнего периода разница составит 10%. Однако, по его словам, этого недостаточно, поскольку целевым показателем является превышение МРОТ прожиточного минимума более чем на 30%.

Путин также заявил, что россияне должны быть уверены в поддержке государства. “Российские семьи, молодежь – юноши, девушки, которые только начинают взрослую жизнь, должны быть уверены, что наши меры поддержки семей – отцовства, материнства, детства – гарантированы российским государством на годы вперед”, – отметил президент. Речь идет о будущем России, подчеркнул он.

Антон Котяков, министр труда и социальной защиты РФ:

“С 2020 года последовательно выстраивается целостная система поддержки семей. Тогда были введены ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 8 лет. С 1 июля 2021 года поддержка была распространена еще на две категории: это будущие матери и одинокие родители, воспитывающие детей в возрасте от 8 до 17 лет. А с 1 апреля 2022 года ежемесячную помощь стали получать все нуждающиеся семьи, воспитывающие детей в возрасте от 8 до 17 лет”.

Антон Силуанов, министр финансов РФ:

“Если в 2016 году объем расходов на демографические проблемы, на вопросы социальной защиты материнства и детства выделялось чуть больше 650 миллиардов рублей, в 2022 году на эти цели выделялось 1,7 триллиона рублей, то в следующем году детский бюджет будет составлять 2,7 триллиона рублей”.

В России со следующего года семьям с детьми и с невысокими доходами начнут выплачивать универсальное пособие. Оно объединит ряд уже действующих мер социальной защиты в стране.

Минтруд разъяснил, кто сможет получать это пособие, в каком объеме и на каких условиях.

За пособием получат право обратиться семьи, которые ожидают ребенка или уже имеют детей в возрасте до 17 лет, в случае если среднедушевой доход членов семьи ниже одного регионального прожиточного минимума. Перед оформлением будет проведена комплексная оценка нуждаемости.

Размер универсального пособия составит 50%, 75% или 100% регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. В 2023 году средний размер пособия, таким образом, будет равен 7 тысячам, 10,5 тысячи или 14 тысячам соответственно.

Чтобы оформить универсальное пособие, достаточно будет подать заявление через портал госуслуг. Оператором выплат выступает Социальной фонд России. Заявление также можно будет подать лично через соцфонд или МФЦ. Если семья пройдет комплексную оценку нуждаемости, то универсальное пособие можно будет получить на каждого ребенка в семье.

Универсальное пособие объединит в себе действующие пособие беременным женщинам, пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих родителей, выплату на первого ребенка до трех лет, выплату на третьего ребенка до трех лет, а также пособия на детей от трех до восьми лет и на детей от восьми до 17 лет.

Пособие из бюджета на детей до трех лет можно будет получить на любого ребенка вне зависимости от очередности рождения.

Дополнительно устанавливается возможность оформить выплату из материнского капитала для всех детей до трех лет, вне зависимости от очередности рождения, если доход семьи ниже двух прожиточных минимумов на человека. Выплата из материнского капитала назначается без комплексной оценки нуждаемости.

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 ноября 2022 года и одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года.

Справка Государственно-правового управления

В единую систему государственных пособий семьям с детьми, установленных
Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей», вводится новое пособие – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка.

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка будет
назначаться и выплачиваться в соответствии с нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, г.Байконура, федеральной территории
«Сириус».

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка
приобретут беременные женщины, лица, имеющие детей в возрасте до 17 лет, в случае если эти граждане и их дети являются гражданами Российской Федерации,
постоянно проживают на территории Российской Федерации и размер среднедушевого
дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения,
установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания)
или фактического проживания заявителя.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка учитываются наличие у заявителя и членов семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам
(остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия
доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением
несовершеннолетних детей). Порядок и условия назначения и выплаты указанного
пособия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются:

– порядок исчисления среднедушевого дохода семьи, а также определения
состава семьи, учитываемых при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка;

– размер и продолжительность выплаты указанного пособия.

Выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка
будет осуществляться территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в случае если
субъектами Российской Федерации софинансируется выплата указанного пособия.

В случае если полномочия субъекта Российской Федерации по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка
осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно, финансовое
обеспечение расходов на выплату указанного пособия производится исключительно
за счёт их собственных средств. При этом нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные и (или)
дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, а также особенности его назначения и выплаты.

Согласно Федеральному закону средства на осуществление выплаты
ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка передаются
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций
из федерального бюджета на основании соглашений, заключаемых между высшим
исполнительным органом субъекта Российской Федерации, администрацией г.
Байконура, администрацией федеральной территории «Сириус» и Фондом
пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Федеральным законом также изменяются порядок и условия установления
неработающим гражданам ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения
им возраста полутора лет.

Лица, осуществляющие уход за ребёнком до достижения им возраста
полутора лет, будут получать пособие по уходу за ребёнком только при условии,
что размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного
минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации». Прежние условия для назначения этого пособия (то есть без
учёта нуждаемости) сохранятся только для граждан, обучающихся по очной форме
обучения.

Кроме того, Федеральным законом уточняются положения
Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей», касающиеся процедуры назначения и выплаты предусмотренных этим
Федеральным законом пособий (порядок запроса необходимых сведений, проверки их
достоверности).

Все родители вне зависимости от уровня дохода могут получить единовременную выплату при рождении ребенка. В 2022 году размер выплаты составляет 20 472 рублей. Выплату может оформить по месту работы любой из родителей. При этом от второго родителя нужна справка, что он такую выплату не получал

Кому положены новые детские пособия?

Выплаты положены только малоимущим семьям. 50, 70 или 100% прожиточного минимума для детей в регионе. Выплачивается тот размер, пока среднедушевой доход в семье не достигнет прожиточного минимума

Кто может получить путинские выплаты 2022?

Еще есть так называемые « путинские выплаты » — платят семьям, у которых общий доход составляет меньше двух прожиточных минимумов. Суммы таких выплат зависят от прожиточных минимумов на душу населения и для детей в регионе. Когда минимум повышают, растет и выплата

Какие пособия будут с 1 января 2023?

Единое пособие будет предоставляться семьям с доходами ниже одного прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума. В среднем по стране в 2023 году это составит 7 тыс., 10,5 тыс. и 14 тыс

Оцените статью