Новые учебные пособия новости

Новые учебные пособия новости pos gosuslugi

Министерство просвещения России планирует создать новый федеральный перечень учебников для образовательных учреждений, сообщил глава ведомства Сергей Кравцов. В списке изданий, допущенных для использования в российских школах, будет один учебник по каждому предмету. Исключением в связи с «историко-культурным стандартом» станут только книги по истории.

Министр также отметил, что Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, согласно которому авторские права на учебники закрепляются за Россией. Единый государственный заказ на учебники и методические пособия, по его словам, позволит контролировать их содержание.

Кроме того, в ведомстве обсуждается возможность появления единого учебника истории. «Возможно, вот мы сейчас говорим с авторами, чтобы у нас была консолидированная здесь позиция и был, может быть, новый учебник по истории, объединяющий, может быть, и всеобщую историю, и историю России, и переход к единому предмету “История”, где будет преподаваться в том числе то содержание, которое есть сейчас под всеобщей историей и историей России»,— сказал господин Кравцов на онлайн-встрече с заместителем секретаря генсовета «Единой России» по вопросам образования Анной Кузнецовой.

14 сентября Госдума утвердила поправки в закон «Об образовании». Со следующего года в школах России будут введены единые федеральные общеобразовательные программы, предусматривающие унификацию учебных пособий и образовательных стандартов по всей России.

Подробнее — в материале «Ъ FM» «Школы подведут под “золотой стандарт”».

Новые учебные пособия новости

Минпросвещения намерено единолично проверять учебники и пособия. Теперь экспертизой займется научно-методический совет при министерстве, пишут «Ведомости». Помимо самих чиновников, в него войдут представители общественных и некоммерческих организаций. Максимальный срок проверки — один месяц. При этом авторы учебников и пособий могут запросить предварительную оценку. Сам научно-методический совет впоследствии будет передавать книги на госэкспертизу.

Увеличился и перечень требований для допуска, например, теперь учебники и пособия не должны формировать неуважительное отношение к органам власти.

Такими темпами число разрешенных книг скоро сократится до одной по каждому предмету, считает первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин: «Усложнение процедур далеко не всегда повышало качество учебников. Когда-то существовал федеральный экспертный совет, а проверка проводилась таким образом, что эксперты могли работать с авторами — не просто отсекать учебники, а способствовать их улучшению. Затем была введена другая процедура, в ней принимали участие РАН и Академия образования. Но эксперты не могли давать советы авторам, а только выносили решение, соответствует ли учебник требованиям или нет.

Перечень учебников уже значительно сокращен. В итоге может остаться один базовый. А что такое уважение к органам власти в учебниках истории? Как мы будем подавать период правления Ивана Грозного? Как большая часть отечественной историографии или как это было в конце 1930-х годов? Принципы сформулированы настолько обще, возможны разные экспертные оценки».

Более того, теперь авторы учебников и пособий обязаны корректно отражать границы России и ее субъектов, исключить из текстов ЛГБТ-пропаганду или сфабрикованные исторические факты. Также среди требований — отсутствие призывов к самоубийству, употреблению одурманивающих веществ, табака и алкоголя, азартным играм, бродяжничеству и проституции. Еще одно новое правило — прохождение неких педагогических и научных экспертиз.

Как Минпросвещения предложило проверять школьные учебники на ЛГБТ-пропаганду

Проще говоря, теперь каждый учебник будет проверяться на соответствие госполитике, считает профессор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина: «Это усложнит выход новых учебников, потому что в дополнение к работе экспертов добавилась педагогическая и научная экспертиза.

Изменились и критерии. Фактически внесено довольно четкое соответствие госполитики трактовкам истории. Угроза сокращения перечня учебников очевидно есть. Пособия, которые утвердили раньше и используются сейчас, могут не соответствовать. И это не только пособия по истории, но и по обществоведению, литературе и русскому языку».

Правда, образовательные учреждения смогут использовать и учебники, не прошедшие такой фильтр. Достаточно будет соответствия федеральным государственным образовательным стандартам. Главное отличие — их невозможно закупить из бюджетных средств.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал “Ъ FM”.

В российских школах появятся единые общеобразовательные программы — соответствующий закон принят Госдумой. Эксперты предупреждают, что это ограничит академические свободы учителей, автономию школ и в итоге снизит качество обучения

Новые учебные пособия новости

Госдума 14 сентября сразу во втором и третьем чтениях единогласно приняла закон «Об образовании», который вводит единые образовательные программы в школах вместо примерных и меняет порядок разработки учебников.

Законопроект был внесен группой сенаторов и депутатов от всех фракций и зарегистрирован в Думе 8 сентября. На первом же заседании осенней сессии 13 сентября его рассмотрели в первом чтении. Поправки ко второму чтению принимались до 18:00 того же дня. Один из авторов, председатель думского комитета по просвещению единоросс Ольга Казакова, поясняла: «У нас действительно нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».

Как изменится школьная программа

Законопроект вводит понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), по которым изучаются те или иные школьные предметы. Сейчас школы разрабатывают эти программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные примерные программы и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

В результате в начальной школе появится единая программа по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней — обязательными для использования станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Акцент делается на гуманитарных дисциплинах: единых программ, например, по математике или физике закон не предполагает.

«Все мы с вами понимаем, что, вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — объясняла Казакова во время пленарного заседания 13 сентября.

Единые программы будут разработаны Минпросвещения к 1 января 2023 года. Школы должны будут перейти на них до 1 сентября 2023 года. Задания ЕГЭ также будут строиться согласно единым программам, пояснил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Закон сохраняет за школами право разработки собственных образовательных программ, но их содержание должно быть «не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов» единых.

Документ также меняет порядок создания учебников — теперь Минпросвещения будет осуществлять госзаказ на разработку учебников и утверждать их авторский коллектив. Требования к экспертизе при этом остаются, пояснял министр просвещения Сергей Кравцов. Сразу менять учебники школам не придется — законом установлен переходный период в пять лет.

Почему нужно менять образовательный процесс

Закон направлен на создание «единого образовательного пространства», говорил Толстой. Нынешняя примерная программа, по его мнению, позволяет педагогам «не только разрабатывать свою учебно-методическую документацию, но порой излишне вольно трактовать отдельные темы», а вариативность приводит к сумбуру в голове у учеников. Кроме того, закон ликвидирует разницу в программах школ разных регионов, что облегчает школьникам переход, подчеркнул он. «Мы достигаем единства знаний, единства методов и единства результатов», — обобщил Толстой.

Другой вице-спикер Ирина Яровая, также представляющая партию власти, добавила, что ЕГЭ уже предъявляет единые требования к каждому ребенку, а успешная сдача экзамена сейчас зависит от того, «повезло или не повезло с примерной программой». «Всем апологетам вариативности нужно подумать, что сегодня по факту ущемляются права детей», — сказала она. По словам Яровой, каждое государство ставит своей задачей сохранение культурного наследия и традиций, однако, как можно обеспечить это при вариативности, неясно.

Депутат от «Справедливой России — за правду» Яна Лантратова назвала закон «первым шагом по возрождению лучшего в советской системе».

Новый порядок разработки позволит снизить стоимость учебников, так как авторские права на них будут принадлежать России, сказал министр Кравцов. Он также пояснял, что законопроект позволяет «навести порядок» и «не допускать того, что сейчас есть в содержании учебников». Ранее Толстой упоминал учебник по истории, в котором Крым обозначен как территория Украины, и учебник английского языка со ссылкой на порносайт.

Ряд депутатов выступили с критикой такой разработки учебников: по мнению Алексея Куринных из КПРФ, Минпросвещению логичнее утверждать не коллектив авторов, а сам конечный продукт — учебник. Депутат от ЛДПР Василий Власов просил уточнить критерии отбора авторского коллектива.

Как закон повлияет на преподавание в школах

Изменения, которые предлагает закон, ограничивают автономию школ и академические свободы педагогов, что может быть «рискованным занятием», сказала в беседе с РБК главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, возможность разработки школой своей программы была инструментом, позволяющим учитывать особенности конкретного класса — интересы и запросы учеников, темы освоения.

«Для кого-то нужен и возможен быстрый темп освоения, для кого-то нужен более мягкий подход. Результаты, объем знаний — одинаковые, речь идет о вариативности в методиках его достижения», — пояснила Абанкина. Педагоги могут лишиться возможности адаптировать программу и применять разные методики, что в конечном итоге может привести к снижению уровня знаний, добавила она. «Любая унификация отрицает ребят с нестандартными способностями — как талантливых, так и испытывающих трудности. Индивидуальный трек дает на сегодня лучшие результаты по качеству образования», — заключила эксперт.

Читайте также:  Минцифры предложило получать госуслуги через сайт esia

«Для образования это шаг назад, как и любой единый стандарт. Все дети разные, все семьи разные, и у всех из них должна быть максимальная возможность выбора. Выбора школы, среды, образовательной программы», — сказал РБК директор частной Европейской гимназии Иван Боганцев. Он подчеркнул, что выбор должен быть и у учителя, иначе лучшие профессионалы будут уходить из профессии.

Создание единых ориентиров помогает находиться в одном образовательном поле, не теряя региональный и авторский компонент, сказала контент-директор программы «Сила сообщества» из экосистемы Рыбаков Фонда Алиса Соколова. Авторский компонент по-прежнему остается, однако получить аккредитацию для частной школы или авторской программы действительно может быть сложнее, считает она.

Все зависит только от учителя, отметила Соколова: «Хороший учитель никогда не ведет уроки, используя только учебник или строго по учебному плану. Его ключевая задача уже давно не передавать знания, а развивать исследовательский интерес и поддерживать своих учеников в процессе самостоятельного и совместного познания этого мира».

Минпросвещения одобрило учебник истории под редакцией Мединского

Минпросвещения одобрило учебники по истории под редакцией Мединского. Ранее он говорил, что в пособиях должны «с опорой на факты приводиться наиболее достоверные проверенные оценки ученых с учетом государственных интересов»

Новые учебные пособия новости

Минпросвещения одобрило новые учебные пособия под редакцией помощника президента Владимира Мединского, сообщается на сайте Российского военно-исторического общества (РВИО).

«Наш учебник одобрен Министерством просвещения, получил все необходимые разрешения, и в ближайшее время он будет уже печататься, будет выходить в свет», — приводятся на сайте слова научного директора РВИО Михаила Мягкова.

Учебники отправлены в типографию, первый тираж ожидается в конце апреля — начале мая, говорится в сообщении.

По словам Мягкова, в учебнике российская история представлена в «синхронном изложении с историей всеобщей». «Все события мировой истории взаимосвязаны, и есть отсылки к событиям российской истории. Мы попытались представить Россию во всемирном историческом процессе, показать неразрывную связь России и ее истории с тем, что происходило в мире на различных этапах», — сказал он.

Сам Мединский ранее выразил надежду, что учебник под его редакцией будут использовать в школах. «Нам бы хотелось, чтобы эта новая линейка дошла до школ. Это довольно инновационный подход к изучению истории в школе. Там большая культурная составляющая, большая историческая составляющая», — говорил он.

По мнению Мединского, учебники по истории должны учитывать государственные интересы России. «В учебниках истории, в школьных учебниках, на мой взгляд, должны с опорой на факты приводиться наиболее достоверные проверенные оценки ученых с учетом наших государственных интересов», — говорил он в феврале (цитата по «РИА Новости»). Такой подход вполне логичен, поскольку в школьные годы учебники формируют личность человека, пояснил помощник президента.

Мединский занял должность министра культуры в 2012 году. В январе 2020 года правительство Дмитрия Медведева подало в отставку. В новое правительство Михаила Мишустина чиновник не вошел, а его место заняла Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кинематографии Минкультуры. Мединский, в свою очередь, получил новую должность — с 24 января 2020 года он является помощником президента.

В 2011 году Владимир Мединский защитил диссертацию по истории на тему «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII веков».

В 2017 году экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК) выступил за лишение Мединского ученой степени. Президиум ВАК это решение не поддержал.

Новые учебные пособия новости

“За счет подготовки учебников квалифицированным авторским коллективом, “усиленного экспертного фильтра”, прохождения материала через научно-методический совет по учебникам предполагается создание нового высококачественного пула учебников и пособий по обязательным учебным предметам”, – цитирует ТАСС пресс-службу Минпросвещения.

В министерстве уточнили, что подготовленные по новым правилам учебники и учебные пособия будут включаться в федеральный перечень учебников бессрочно.

Экспертиза школьных учебников в целом будет усилена.

“Помимо общей, универсальной экспертизы, проводимой частными высокопрофессиональными экспертами, отдельно будут проводиться педагогическая и научная экспертизы организациями, обладающими репутацией и опытом в этой сфере”, – сообщили в министерстве.

Новые учебные пособия новости

Федеральный перечень учебников в течение 5 лет сильно сократится. По сути, по каждому предмету в линейке останется один базовый учебник и один – для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья. / Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам “сползать” нельзя. Программы разработает минпросвещения. Утвердить их нужно до 1 января 2023 года.

Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.

Федеральная образовательная программа – это в том числе график учебных программ. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста

Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.

Что все это значит? К чему готовиться учителям? Как и когда изменится перечень школьных учебников? Новинку разбирают эксперты “Российской газеты”.

– До сих пор Закон “Об образовании в Российской Федерации” описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения, – прокомментировала “РГ” глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

– Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми “вводными”. Раз программы – примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам.

– А что такое федеральная основная образовательная программа? Единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста, – отметила Казакова.

По мнению директора Президентского физико-математического лицея N 239 Санкт-Петербурга Максима Пратусевича, закону потребуется не один подзаконный акт.

– В законе прописано, что федеральные образовательные программы распространяются только на несколько предметов, среди которых география, русский язык, литература. Но у нас есть школы, где, например, география, физика, химия объединены в предмет “Естествознание”, а русский и литература – в предмет “Словесность”, – рассказал “РГ” Пратусевич. – А что теперь? Придется все разъединять? Говорится и о перераспределении часов: от предметов, по которым нет государственной итоговой аттестации, в пользу предметов с углубленным изучением. Получается, можно забрать часы у физкультуры и отдать их математике? Странная математика.

Пока с точки зрения практики нововведение вызывает много вопросов. Например, учебники. Это, в целом, тема острая. Их много, и, с одной стороны, это возможность выбора, а с другой – велика вероятность потеряться в этом разнообразии. Теперь закон полностью возлагает ответственность за выпуск и содержание учебников на государство. И это, по словам законодателей, большой плюс.

Новые учебные пособия новости

Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Мария Набиркина

– Издания, которые не будут подходить под федеральные образовательные программы, мы будем постепенно выводить из числа допущенных в школы, – пояснила Ольга Казакова. – Через 5 лет перечень учебников точно станет короче. По сути, по каждому предмету в линейке должен остаться один базовый учебник и один – для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики “Эврика”:

– В образовательной политике сейчас все движется в сторону централизации, это отражение определенных общественных настроений: есть запрос на усиление роли государства. Но если говорить о конкретных изменениях, то, на мой взгляд, для школ мало что изменится. Потому что основные образовательные программы школ фактически дублировали примерные образовательные программы, которые разрабатывало минпросвещения. Принять закон – это полдела. Теперь нужно сделать подзаконные нормативные акты, чтобы реализация закона не превратилась в самодеятельность на местах и не дискредитировала саму идею. Документ по сути оформил госзадание школе: по содержанию, по результатам, по плану. Но госзадание должно быть подкреплено федеральными финансовым нормативами.

Ирина Абанкина, профессор Института образования Высшей школы экономики:

– В статье 11 ФЗ “Об образовании в РФ” четко говорится: мы признаем принцип вариативности. Это означает, что при построении образовательных программ учитываются запросы, интересы и способности учащихся и их родителей. Разработка и выбор образовательной программы в соответствии с 28-й статьей того же закона относится к полномочиям самой школы. У нас предоставлены широкие полномочия и учителям: они обладают академическими свободами. Это степень доверия к квалификации и образованию педагога. ФГОС до сих пор предлагали примерные образовательные программы, которые устанавливало министерство. А на основании примерной программы каждая школа делала свою. Сейчас выделена часть предметов, для которых появятся унифицированные программы, что чревато снижением качества образования и ущемляет права родителей и школьников на выбор образовательной программы.

Читайте также:  Россия начнет выплачивать 10 000 долларов на ребенка в 2022 году

Отмечу: по оценкам российских и международных экспертов, именно автономия образовательной организации приводит к высоким образовательным результатам. И путь их достижения, конечно, должен быть вариативным – все дети разные.

Новые учебные пособия новости

29 ноября 2022

25 ноября вопрос комплектования образовательных организаций федеральным комплектом учебников и учебных пособий в соответствии с ФГОС в 2022-2023 учебном году обсудили в Общественной палате Ульяновской области.

Председатель комиссии ОП по развитию образования, популяризации науки и просветительской деятельности Андрей Корнилин отметил, что вопрос назрел на основании издания нового приказа от 21 сентября 2022 года, который утверждает федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в школах.

«Мы приходим к единому содержанию образования, который диктует нам свои условия, в том числе по единой линейке учебников. Это делается для того, чтобы ребенок, переходя из одной школы в другую, не имел проблем с адаптацией. Но здесь возникает сложность в плане авторства, единого наполнения и содержания», — отметил Артём Наумов, заместитель директора ОГАУ «Институт развития образования».

Список учебников и учебных пособий формируется в соответствии с федеральным перечнем каждой образовательной организацией самостоятельно и закрепляется приказом директора образовательной организации.

Предельный срок использования учебников, входивших в Федеральный перечень, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254, до 25 сентября 2025 года.

Впервые в перечне зафиксирован порядковый номер издания, в котором учтены все изменения.

В начальной школе утверждена 1 линейка учебников «Школа России» АО «Издательство «Просвещение», по каждому предмету – 1 учебник. В связи с этим на 2023-2024 учебный год необходимо заказать учебники для 1 классов всех общеобразовательных организаций региона.

Предельный срок использования учебников для 2 класса – 31.08.2024 года, поэтому в 2023-2024 учебном году можно будет эти учебники использовать, но необходимо понимать, что данные учебники не соответствуют требованиям обновленных ФГОС НОО.

Обучающиеся 3-4 классов продолжают обучаться по учебникам, входящих в Федеральный перечень 2020 года. Предельный срок использования – до 25 сентября 2025 года.

На уровне основного общего образования (5-9 класс) утверждён 1 учебник по следующим предметам: русский язык, литература, родной русский язык и родная русская литература, математика, информатика, обществознание, физика, биология, химия, искусство, музыка, физическая культура, технология, ОБЖ. По истории и иностранным языкам утверждены учебники нескольких авторов.

Для обучающихся 5 и 6 классов необходимо заказать новые учебники, в соответствии с обновленными ФГОС ООО.

Обучающиеся 7-9 классов могут продолжить обучение по учебникам, входящим в Федеральный перечень 2020 года, предельный срок использования – до 25 сентября 2025 года.

Существуют такие предметы, которые начинают изучаться с 7-8 класса (химия, физика и т.д.), поэтому со следующего учебного года необходимо использовать только учебники, вошедшие в новый Федеральный перечень.

ФГОС СОО утверждён, но сроки введения не определены.  В связи с этим в новый Федеральный перечень вошли учебники 10-11 классов, соответствующие требованиям  ФГОС СОО – 2012 г.

Таким образом, в соответствии с новым приказом при формировании заказа на 2023-2024 учебный год необходимо учитывать срок использования учебника по каждому предмету. В соответствии с обновленными ФГОС новые учебники должны быть закуплены в обязательном порядке для 1 и 5 классов, для 2 и 6 классов —  желательно.

Общественники отмечают, что приказ был издан слишком поздно, поэтому издательство не успевает напечатать необходимый объем учебников.

«В этом году у нас заложено примерно 1,5 млн рублей на учебники, — отмечает директор МАОУ Лицей № 38 г. Ульяновска Валерий Полетаев. — В связи с выходом нового приказа, мы должны понять, что конкретно изменилось и можно ли применять старые учебники. Цена комплекта на следующий год уже для 2-х классов – 7 тысяч, для 6 классов – 13 тысяч. Научно-методический совет оформил свое решение поздно – в сентябре. Издательство «Просвещение» должно было получить разрешение на печатание, но бланк заказов был сформирован фактически неделю назад. Нам удалось заказать часть учебников для 1-х классов и часть для 5-х классов только потому, что остальные просто не печатали».

Также стоит вопрос об эффективности использования бюджетных средств. Если предельный срок использования установлен до 2025 года, купленные в этом году учебники будут действовать всего 2 года. Кроме того, стоимость учебников с каждым годом возрастает, в среднем один учебник на сегодняшний день стоит 800 рублей. Поэтому общественники предложили региональному Министерству просвещения и воспитания проводить мониторинг цен и проводить ежегодное индексирование сумм.

Профильная комиссия Палаты будет держать данный вопрос на контроле и вернётся к его обсуждению в начале 2023 года.

Новые учебники в Федеральном перечне, проектная деятельность и ВПР. «Русское слово» приглашает на вебинары

Издательство «Русское слово» 28 ноября по 2 декабря приглашает педагогов . В центре внимания ведущих – дошкольное образование, преподавание русского и английского языков, истории, подготовка к ВПР, формирование у школьников экологической культуры и другие темы.

Не пропустите вебинары из циклов «Новые учебники в Федеральном перечне»
и «Что наша жизнь? – Проект!». Первые вебинары новых циклов пройдут 28 ноября и 1 декабря.

Обратите внимание на
старшего преподавателя кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, почётного работника общего образования .

Каждый участник вебинара получает по программе . Ключики можно потратить при оформлении заказа в
издательства «Русское слово».

Выбрать интересующую вас тему из списка ниже и оформить регистрацию на можно уже сейчас

Вебинар «Новые учебники в Федеральном перечне. Структура и содержание курса “Основы военно-морской подготовки”» состоится 28 ноября в 14:00 (мск).

О нормативной базе ведения курса, особенностях содержания и структуре завершённых линий учебников для основной и средней школы расскажет , руководитель Центра естественно-научных дисциплин издательства «Русское слово», кандидат педагогических наук, ведущий эксперт ЕГЭ и ОГЭ. Это первый вебинар из цикла «Новые учебники в Федеральном перечне».

Вебинар «Как сделать речь выразительнее? Работа с фразеологическим словарём» состоится 29 ноября в 13:00 (мск).

О фразеологии и совершенствовании речи современных школьников при помощи фразеологических оборотов, а также о новом лексико-фразеологическом словаре русского языка издательства «Русское слово» расскажет , методист издательства «Русское слово».

Вебинар «Подготовка школьников к ВПР по английскому языку» состоится 29 ноября в 14:00 (мск).

О системе заданий из УМК по английскому языку издательства «Русское слово», которая обеспечивает формирование у обучающихся прочных навыков в использовании лексико-грамматического материала в разных видах речевой деятельности, расскажет , старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, почётный работник общего образования.

Вебинар «Игра – это серьёзно!» состоится 30 ноября в 12:00 (мск).

Какие требования предъявляются к игрушкам и игровому оборудованию? Чем отличаются игрушки открытого и закрытого типов? Что такое развивающий потенциал игрушки? Какие условия важно создать для возникновения игры и как её можно поддержать? В чём особенности и преимущества игрового оборудования ПМК «Мозаичный ПАРК»? На эти вопросы ответит , кандидат биологических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, заместитель руководителя Центра дошкольного образования издательства «Русское слово», автор книг и пособий.

Вебинар «Экологическая культура школьника: первые шаги» состоится 1 декабря в 14:00 (мск).

О целях и задачах экологического образования в начальной школе, а также о формах организации занятий, видах совместной деятельности, ресурсах и планируемых результатах работы по формированию экологической культуры младших школьников расскажет , методист издательства «Русское слово», кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Вебинар «Что наша жизнь? – Проект! Ответы на непростые вопросы. Как не бояться проектной деятельности на уроках истории?» состоится 1 декабря в 15:00 (мск).

Что такое учебный проект? Где найти тему для учебного проекта по истории? Руководить или сопровождать: как организовать проектную деятельность школьников? На эти вопросы ответит , методист издательства «Русское слово». Это первый вебинар из цикла «Что наша жизнь? – Проект!».

Вебинар «Как стать автором “своего сочинения”?» состоится 2 декабря в 14:00 (мск).

Как сформировать у учащихся интерес к написанию текстов? Что предлагают современные методики, рассматривая подобную форму работы в контексте активной деятельности учащихся? Что должен знать современный учитель, ориентируясь на когнитивный подход в обучении русскому языку? Об этом расскажет , методист издательства «Русское слово», автор методических пособий.

Обратите внимание на возможность бесплатно воспользоваться обширным архивом уже состоявшихся вебинаров, размещённым на сайте издательства «Русское слово». Для вашего удобства вебинары в архиве сгруппированы по предметным областям.

Минпросвещения замыкает на себе экспертизу учебников и пособий

Их проверят на предмет ЛГБТ-пропаганды и достоверность фактов о российской границе

Новые учебные пособия новости

Максим Стулов / Ведомости

Минпросвещения подготовило ведомственные акты, которыми регламентирует порядок экспертизы школьных учебников и пособий, претендующих на включение в федеральный перечень. Из них следует, что весь процесс утверждения учебных пособий будет замкнут на министерстве. Экспертиза возлагается на существующий при Минпросвещения научно-методический совет по учебникам. В состав совета должны входить представители федеральных и региональных органов государственной власти, межрегиональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных.

На оценку учебника у совета будет 30 дней. Оговаривается, что общественная экспертиза предварительно может быть проведена по желанию лица, которому принадлежит исключительное право на учебник и разработанные с ним пособия. Сам научно-методический совет будет передавать учебники на госэкспертизу. Как отмечает заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов, речь идет об экспертизе РАО или ее институтов.

Читайте также:  Во сколько надо встать на учет по беременности чтобы получить пособие по новому закону

Учебник, чтобы пройти экспертизу, должен развивать мотивацию к обучению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, формировать критичность мышления, отражать вклад российских деятелей науки, формировать у учеников российскую гражданскую идентичность – такие требования были к пособиям и раньше. При этом добавляется ряд новых: правильность отображения государственной границы России, территорий ее субъектов, пособия также не должны формировать неуважительное отношение к органам госвласти, проживающим на территории народам, а в содержании не должно быть ЛГБТ-пропаганды или сфабрикованных фактов, в том числе о событиях Великой Отечественной войны. В учебнике, претендующем на попадание в федеральный список, не должно быть побуждений к самоубийству, употреблению одурманивающих веществ, табака и алкоголя, к азартным играм, бродяжничеству, проституции. Новый проект устанавливает дополнительные правила экспертизы. Если ранее для ее проведения требовалось не менее четырех экспертов, то теперь оценкой пособий должны заниматься не менее трех, а также две экспертные организации для проведения «педагогической и научной экспертиз».

По словам Асмолова, эта мера создаст дополнительную преграду для попадания учебника в перечень и удлинит всю процедуру оценки. «Речь идет о том, чтобы не допускать в школы непопулярные образовательные концепции, которые, по версии экспертов, не подтвердили эффективность в обучении. Это мощные содержательные фильтры, через которые сложно будет пройти», – считает профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. Из проектов ведомственных актов Минпросвещения ясно, что государство замыкает процесс экспертизы и апробации учебных пособий на самом себе, в том числе чтобы контролировать издание учебников, полагает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Сегодня учителя по-прежнему могут использовать пособия, не входящие в федеральный перечень, формального запрета на это нет: «Учебники не из списка также должны соответствовать ФГОС, и они не закупаются за счет бюджетных средств, но во многих школах попечители или родители покупают пособия самостоятельно».

Представитель Минпросвещения в ответ на запрос «Ведомостей» пояснил, что дополнительная педагогическая и научная экспертиза предлагается для повышения качества учебников. «Начиная с 1990-х годов прошлого века, правовое регулирование вопросов, связанных с допуском учебников в обучении детей, последовательно либерализировалось и деградировало, зачастую для обучения предлагались учебники и учебные пособия, содержащие положения, прямо противоречащие Конституции», – пояснили в министерстве. Также в министерстве добавили, что научно-методический совет не является экспертным органом, и в его задачи входит рассмотрение заключений всех экспертиз учебников. По словам представителя министерства, совет будет «более глобально» смотреть на учебные пособия с точки зрения «общественной пользы».

«Более миллиона учебников и учебных пособий отправят из столицы в школы и колледжи Донецка и Луганска в начале следующего года. Благодаря этому образовательные организации будут полностью обеспечены необходимыми материалами по всем предметам, а дети смогут успешно освоить школьную программу», – говорится в сообщении на официальном сайте мэра и правительства столицы.

Сейчас учебные материалы закупают у издательств. Собрать нужное количество комплектов и отправить их в Донецк и Луганск планируется до конца декабря 2022 года.

«Как человек, посвятивший жизнь работе в образовании, я понимаю, как важны для педагога новые и современные образовательные материалы. К счастью, у нас есть возможность в непростые дни оказать поддержку нашим коллегам и предоставить учебники и наглядные пособия для работы. Таким образом мы объединяем усилия систем образования Москвы, Донецка и Луганска ради общей цели – успешного и отвечающего требованиям времени обучения подрастающих россиян, живущих сегодня в республиках», – отметил руководитель столичного департамента образования и науки Александр Молотков.

Свыше 700 книг для детей Луганской и Донецкой народных республик собрали московские школьники. Акцию «Дети – детям» в столице провел штаб московского регионального отделения Российского движения школьников. Юные москвичи принесли книги из домашних библиотек в пункты сбора, которые работали в ресурсных центрах Российского движения школьников, образовательных организациях и региональных штабах гуманитарной миссии #Мывместе. Всего в 85 регионах России собрали около 5 тыс. книг.

Service is not available in your region

Sorry for the inconvenience caused

Новые учебные пособия новости

Москва направит в школы Донецка и Луганска более миллиона учебников и пособий

Как сообщили на официальном сайте мэра и правительства Москвы, в школы и колледжи Донецка и Луганска в начале 2023 года будут отправлены учебники и учебные пособия в размере более миллиона штук. Дети Луганска будут обеспечены учебниками по всем предметам в достаточном количестве, и смогут успешно осваивать школьные дисциплины.

Закупка актуальных версий учебников, новых книг, рабочих тетрадей, и другим материалов, используемых в образовательном процессе уже начали закупать у издательств, и к концу декабря 2022 года должны сформироваться нужные комплекты в необходимом количестве. В рамках всероссийской акции «Дети детям», более 700 книг для детей Луганской и Донецкой народных республик собрали московские школьники. Акцию провел штаб московского регионального отделения Российского движения школьников. В пункты сбора книги привозили из домашних библиотек, собственных коллекций. Пункты принимали книги в региональных штабах гуманитарной миссии #Мывместе, которые присутствуют в 85 регионах России. Всего было собрано 5000 книг.

«Как человек, посвятивший жизнь работе в образовании, я понимаю, как важны для педагога новые и современные образовательные материалы. К счастью, у нас есть возможность в непростые дни оказать поддержку нашим коллегам и предоставить учебники и наглядные пособия для работы. Таким образом мы объединяем усилия систем образования Москвы, Донецка и Луганска ради общей цели – успешного и отвечающего требованиям времени обучения подрастающих россиян, живущих сегодня в республиках», – цитируют в материале руководителя столичного департамента образования и науки Александра Молоткова.

Версия для печати

В России появится единая школьная программа. Госдума утвердила поправки в закон «Об образовании». С нового учебного года в школах введут государственный стандарт для всех предметов. А по некоторым дисциплинам учебный план, разработанный Министерством просвещения, станет обязательным. Например, для старших классов по госпрограмме будут преподавать русский язык, историю, литературу, обществознание и ОБЖ. Причем исполнять новые требования должны даже частные школы. Тему продолжит Иван Якунин.

«Золотого стандарта» для школ не существовало со времен СССР. Тогда для всех общеобразовательных учреждений разрабатывались единые программы и список учебников. Однако в 90-е власти провозгласили автономность школ, то есть дали им возможность самостоятельно составлять учебный план. Государство публиковало лишь рекомендации.

В Госдуме такую стратегию посчитали неправильной. Как отметил один из авторов поправок — депутат Петр Толстой — она создавала лишь путаницу для родителей и учителей. И, что важнее, позволяла педагогам «излишне вольно трактовать отдельные темы» или обучать детей по учебникам с ошибками.

Иными словами, вариативность, как считают власти, ухудшала качество образования. Однако директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина с этим не согласна: «Учеными во всем мире доказано, что именно автономия образовательных организаций приводит к высоким показателям качества образования и достижений учащихся. Вариативность, которая была заложена в наш закон об образовании, показала свою эффективность: начиная с 2009 года по международным исследованиям мы были в числе стран с самым высоким темпом улучшения образовательных результатов».

В Минпросвещения заверили, что новые правила «не перекрывают источник творческой активности школ». Федеральная образовательная программа лишь устанавливает список тем и время, которое им нужно уделить на уроках. А учреждения вполне могут расширять этот перечень, например, для того, чтобы изучать некоторые предметы углубленно.

Однако преподавать их можно будет только по одобренным властями учебникам. Более того, теперь пособия начнут составлять по госзаказу. Займутся этим авторы, которых утвердит государство.

Как Госдума приняла закон об унификации общеобразовательных программ

В новые учебники истории, к примеру, включат раздел о спецоперации на Украине. Учитель Леонид Кацва считает это решение неправильным: «Школьную историю опять пытаются построить по принципу “утром в газете — вечером в куплете”. Когда пишется школьный учебник, сначала идет работа над исследовательскими статьями, потом появляются монографии и научно-популярная литература, и, наконец, в последнюю очередь — учебник. В него не может включаться вчерашний день. Мне кажется, это неправильно».

Но главное, что волнует собеседников “Ъ FM”, какой станет роль учителя после утверждения поправок? Власти говорят, что не запретят авторских методик. И это ключевой пункт, считает директор частной «Школы жизни» Ян Патлис: «Учебники — это некие желаемые источники информации. Сейчас учителя все меньше их используют, потому что есть совершенно разные источники информации. То есть попытка стандартизировать учебные пособия — это здравая идея. Однако и частные, и государственные школы в этом плане достаточно сложно контролировать».

Несмотря на это, в ВШЭ прогнозируют, что в ближайшие годы школьное образование будет стремительно терять популярность. Сейчас от него отказались около 100 тыс. родителей. Альтернативу они нашли в семейном обучении.

Оцените статью