Рассматривая авторские логопедические пособия, понимаешь, что многие игры для своих детей можно сделать самостоятельно. Для этого не нужно обладать какими-то особыми талантами или умениями художника. Главное — знать принцип работы с данным материалом. Картинки для него можно вырезать из старых детских книг или журналов, использовать подручный и бросовый материал.
В статье рассмотрим примеры изготовления логопедического пособия своими руками, расскажем, как работать с таким материалом, какие упражнения помогут детям произносить правильно звуки и научиться определять их место в слове.
Воспитателям детского сада также помогут логопедические игры. Их можно использовать на разных занятиях, например, по развитию речи, при ознакомлении с окружающим миром. Поиграть с детьми в словесную игру можно на прогулке или после дневного сна. Они способствуют развитию правильной артикуляции, выработке четкого произношения звуков в словах, фонематическому восприятию, умению определить место звука в слове и т. д.
- Дыхательная гимнастика
- «Звуковые цепочки»
- Выработка артикуляции
- «Веселая азбука»
- Оформление чистоговорок
- Скороговорки в картинках
- «Угадай звук в слове»
- «Послушай и выбери правильно»
- «Звуковые часы»
- «Прочитай задуманное слово»
- Наглядно-игровое развивающее пособие «Подбери рифму»
- Сказка о зайчатах и их друзьях.
- Наглядно-игровое логопедическое многофункциональное пособие для работы над звукопроизношением «Чудо-улитка»
- Статья на тему «Профилактика и коррекция навыков чтения и письма на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ» (1-4 класс)
- Методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика
Для коррекции произношения звуков логопеды практикуют дыхательную гимнастику. Упражнения позволяют усилить воздушную струю, направлять силу воздуха в нужное место, увеличить длительность выдувания. Сначала упражнения выполняют просто губами, не надувая щек. Нужно стараться, чтобы струя воздуха попала на язычок. Это необходимо при работе над шипящими и свистящими звуками — ш, ж, щ, ч, с, з.
Такие упражнения призваны увеличить вентиляцию воздуха в легких, поэтому перед началом занятий обязательно проветрите помещение или выполняйте их на свежем воздухе. При повторах от глубокого дыхания у ребенка может закружиться голова, поэтому делайте перерывы между упражнениями для отдыха. Длительность занятий дыхательной гимнастикой нужно увеличивать постепенно, начиная с коротких упражнений.
Для таких занятий логопедические пособия своими руками сделать несложно. Помимо выдувания воздуха через трубочку или надувания воздушного шарика, можно сделать ребенку яркую игрушку, используя картонную втулку от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги или атласные ленты. Из таких материалов можно с легкостью сделать осьминога с глазами-помпонами. Для красоты оклейте трубочку цветной бумагой. При выдувании воздуха полоски бумаги или ленты будут развиваться в воздухе, что очень понравится ребенку. Прикрепить их можно обычным канцелярским степлером.
«Звуковые цепочки»
Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с — з или ш — ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой — на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.
Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.
Выработка артикуляции
Детям дошкольного возраста тяжело правильно произносить звуки из-за недоразвития речевого аппарата. Мышцы еще слабые, язык плохо слушается и не обладает необходимой гибкостью. Если с малышом не заниматься, закончится все плачевно. Ребенок долго не сможет правильно говорить, что в старшем дошкольном возрасте будет вызывать насмешки одноклассников. Артикуляционный аппарат можно тренировать уже с 2 или 3-летнего возраста. Сюда входит гортань, челюсть, губы и язык.
Есть масса упражнений для развития мышц данной системы. Мама или педагог показывает их ребенку, а малыш повторяет. Желательно делать их перед зеркалом, чтобы было видно расположение губ и постановка языка. При работе над определенными звуками можно сделать логопедические пособия для артикуляционной гимнастики.
Это изображение целого лица или только рта, где губы нарисованы в правильном положении при произнесении звука. Наглядность поможет ребенку повторить движение самостоятельно. Рисовать такое пособие несложно, можно использовать любимые детворой смайлики.
«Веселая азбука»
Такое пособие пригодится и для логопедической работы, и для изучения букв. На листе картона сверху напишите крупным шрифтом большую и маленькую буквы. В нашем образце это «Д». Затем подберите картинки с изображением предметов на заданный звук и наклейте их на поверхности карточки.
Можно делать пособие вместе с детьми, чтобы ребенок придумал сам слова, начинающиеся на эту букву. Если необходимую картинку не найдете, можно всегда воспользоваться интернетом и отпечатать ее контуры на принтере. Малыш поможет ее раскрасить цветными карандашами. Таким образом оформляют все буквы алфавита. Можно своими руками логопедическую игру делать не всю сразу, а по мере изучения данной буквы. Ребенку легче будет запомнить ее. На следующем занятии можно повторить предыдущую букву и проработать следующую.
Оформление чистоговорок
Эти пособия часто используются логопедами и воспитателями детского сада для тренировки правильности произношения определенного звука. Это специальное упражнение состоит из двух частей и представляет собой короткий стишок. Первая строка состоит из трехкратного повторения слога или двух букв — первая гласная, а вторая — согласная. Это логопедическое упражнение на выработку артикуляции, автоматизации произношения звуков. Вторая часть представлена рифмованной фразой, которая содержит данный слог или сочетание букв.
Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.
Скороговорки в картинках
Это отличные упражнения для выработки звуков речи. Они представляют собой небольшой ритмический текст, как правило, смешного содержания. С древности их использовали для забавы, а также для улучшения подвижности органов артикуляции. Помимо речи, скороговорки улучшают внимание, развивают память.
Представленный ниже образец логопедического пособия для детей позволяет не только проговаривать скороговорку, но и развивает мышление и зрительное восприятие. Такие таблицы можно нарисовать для каждой фразы. Они подойдут для детей старшего дошкольного возраста.
Каждая картинка соответствует одному слову скороговорки. Первым шагом при изучении фразы станет ее четкое проговаривание в медленном темпе. По мере запоминания фраза произносится все быстрее. Главное — следить за четкостью и внятность произношения звуков в словах. Веселые картинки помогут ребятам скорее запомнить текст, так как в этом им помогает зрительная память. Рисуют таблицы схематически. Нужно обладать талантом художника, чтобы сделать такое логопедическое пособие своими руками.
«Угадай звук в слове»
Следующий учебный материал предназначен для детей старшей группы детского сада. Ребенок, глядя на первую картинку, должен назвать букву, на которую начинается слово. Дальше следует ряд из трех изображений предметов. Проговорив их названия вслух, ребенок должен определить наличие данного звука в этих словах.
На пособии под каждым рисунком есть пустой кружок, где ставится галочка, если заданный звук присутствует в слове. Это упражнение очень полезно не только для выработки произношения, но и для развития фонематического слуха, внимания. Картинки можно нарисовать самостоятельно или вырезать из старых книжек.
«Послушай и выбери правильно»
В данной логопедической игре дети учатся четко различать на слух звуки в названиях предметов, изображенных в пособии. Есть ряд слов, которые отличаются только одной буквой. Дети часто не могут на звук их различить.
Данные таблицы, которые с легкостью можно сделать самостоятельно, помогут малышу разобраться в правильности выбора, более внимательно прислушаться к произносимому слову, узнать его на рисунках.
«Звуковые часы»
Следующая игра очень напоминает предыдущий вариант. Задача ставится та же. Дети должны найти парные слова, которые отличаются только одним звуком. Пособие внешне напоминает часы со стрелками, укрепленными на картонном кругу большого размера. Можно игру сделать из фанеры, оклеив потом листом цветной бумаги. Подбираются картинки пар слов, например, рак — мак, луг — лук, майка — гайка, чайка — майка, роза — коза, соль — моль и т. д.
Ребенок должен выставить стрелки таким образом, чтобы они указывали на пару похожих слов. Можно сделать пособие двусторонним, добавив картинки и стрелки еще и на тыльной стороне круга.
«Прочитай задуманное слово»
Задача ребенка в данной игре, называя первые буквы картинок в ряду, составить задуманное слово. Это интересная игра, которую легко сделать самостоятельно.
Во время подготовки к изготовлению данного пособия действовать нужно в обратном направлении, то есть сначала задумать короткое слово, а затем подобрать картинки, которые начинаются на первые его буквы. Останется только расположить их на одной линии в ряд. На фото, представленном выше, приведены слова, состоящие из пяти букв. Если ребенку трудно освоить эту игру с первого раза, можно для начала придумать более короткие слова, например, «оса», «рак», «нос».
В статье даны образцы логопедических игр и пособий, которые вполне можно сделать в домашних условиях. Работать с ними интересно, а делать быстро и просто.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Неумение читать или медленное, побуквенное чтение является серьёзной проблемой при обучении ребёнка в школе. Дети, испытывающие трудности в чтении, не способны понимать прочитанный текст, допускают ошибки на письме. Кроме того, как показывает практика, количество детей с данными проблемами растёт. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении дети, поступающие в школу, не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития устной речи, фонематического восприятия слова, неумения составлять и анализировать предложения, делить слова на слоги. Эти дети становятся неуверенными в себе, негативно относятся к учению.
В целях осуществления преемственности в работе между детским садом и школой, успешного овладения грамотой будущих первоклассников, требуется специальная подготовка детей в детском саду. Все это говорит о том, что развитие речи и подготовка к обучению грамоте является одной из главных и актуальных задач в подготовке детей к школе. Для этого необходимо создавать дидактические игры и многофункциональные дидактические пособия. Одно из таких пособий, сделанное своими руками, можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей – это многофункциональное пособие «Речевой домик».
Цель: развитие речевой активности у детей посредством игр с многофункциональным авторским пособием «Речевой домик».
– закреплять речевые знания у детей;
– формировать умения составлять небольшие рассказы и сказки;
– обогащать словарный запас;
– развивать представление об окружающем;
– развивать память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление;
– развивать мелкую моторику, координацию.
– воспитывать коммуникативные качества;
– формировать умение работать в коллективе;
– воспитывать умение самостоятельно применять полученные знания и умения.
Атрибуты: контейнеры на одной стороне крыши домика расположен алфавит, на другой геометрический планшет. На дверцах речевого домика расположен пальцеход. Сюжетные картинки и схемы предложений, звуковая схема слова, звуковой анализ слова, камешки марблс, лабиринт, диски с предметными картинками.
Игровой материал: игровое пособие речевой домик изготовлен из листа фанеры 50*80. На внешней стороне речевого домика оформлены игры. Внутри домика вложены игры в контейнерах, это позволяет их многоразовое, легкодоступное, многофункциональное использование. Следует отметить, что данное пособие находится в речевом уголке, в свободном доступе для детей. Играя в него, дети развивают свою речь, которая становится более правильной и выразительной. У детей вызывает большой интерес работать с этим пособием. Им нравится выполнять задание. «Речевой домик» всегда можно пополнить новыми интересными играми. Всё в руках творческого педагога.
Содержание речевого домика
Игра «Подбери картинку к букве»
Цель: способствовать изучению букв русского алфавита.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть карточки с изображёнными на ней предметами. На карточках изображены буквы и картинки. Необходимо подобрать к букве соответствующую карточку. Затем дети находят букву, называют её и крепят в вагончики.
Усложнение 1. Дополнить карточку, назвав предмет, который бы соответствовал букве, придумать слово на эту букву. (А – ананас).
Усложнение 2. Воспитатель называет слово (Дом). Ребёнок подбирает буквы. Нужно услышать какой звук живёт в этом слове. (ДОМ – О).
Усложнение 3. Воспитатель называет букву, ребёнок на эту букву должен подобрать название фрукта, овоща, ягоды.
«Кто больше слов придумает?»
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Ход игры: воспитатель предлагает взять карточку с каким -нибудь звуком и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Кто больше придумает слов, тот и победил. (Играют два ребенка).
Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребенка через развитие координации движения пальцев рук и кистей.
Ход игры: На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.
Как внимательный мальчик,
По дорожке идет,
Наши пальчики шагают,
Дети слоги повторяют.
Если в лес бежит лиса — Повторяем: «са-са-са»
Если сдулось колесо — Повторяем: «со-со-со»!
Есть у маленьких портних
Много пуговиц цветных.
На большую пальцем жму — долго звук произношу.
Я попрыгаю немного
И пешком пойду в дорогу
Если надо, побегу, это тоже я могу.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Посмотрите, луноход по луне легко идет
Он шагает очень важно, в нем сидит герой отважный.
Цель: развитие мелкой моторики рук ребенка.
Ход игры: Дети надевают резинки по цвету – «Цветные дорожки». Затем предлагаю выложить картинку по образцу (домик – окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т. д.).
Игра «Выложи букву, слово»
Цель: закрепить у детей зрительный образ букв, изучение «написания» букв, слов.
Ход игры: Ребенку дается задание выложить по памяти, букву которую он знает, «написать» слово.
Игра «Предложения – по картинкам»
Цель: Учить детей составлять распространенные предложение по сюжетной картине и выкладывать схему предложений.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и ответить на вопросы: Кто нарисован на картине? (мальчик). Как мы его назовем? (Федя). Составьте предложение про Федю. (Федя поливает цветы). Где Федя поливает цветы? (В саду). Как теперь можно составить предложения про Федю? (Федя поливает цветы в саду). А когда поливает цветы? (Летом). Значит, как можно составить предложение? (Летом Федя в саду поливает цветы).
Для составления предложений можно использовать другие сюжетные картинки.
Игра «Составь предложение по схеме»
Цель: совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме с использованием карточек. Развитие грамматического строя речи.
Ход игры: Вариант 1. Количество игроков: 2-4.
Воспитатель перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Дети по очереди открывают карточки с картинками и составляют разные предложения, правильно подбирая слова.
Игра «Собери слова»
Цель: автоматизировать навык чтения, автоматизировать звукопроизношение, развитие памяти.
Ход игры: подобрать пары дисков, опираясь на разметку. Надеть диски на крепежи и, крутя диски произвольным образом, читать то, что сложилось, говорить, получилось ли слово или просто бессмысленный набор букв.
– сколько в слове гласных/согласных;
– назвать только мягкие/твердые/глухие/звонкие согласные звуки;
– назвать количество слогов;
– назвать ударный слог в слове.
Игра «Найди пару»
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Ход игры: два диска с предметными картинками, крутя диски произвольным образом, надо подобрать картинки которые отличаются друг от друга одним звуком.
Игра «Составь слово»
Цель: Совершенствование навыков звукового анализа слова. Обучение осмысленному чтению.
Ход игры: предложите ребенку по картинке собрать слово из букв, и выложить звуковой анализ слова.
Игра «Разбери слово» (камешки марблс)
Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв.
Ход игры: дети берут карточку с картинкой. (Например: мак) Делят слово на слоги. Делают звуковой анализ слова, выкладывают звуки в зависимости от цвета.
Игра «Выложи по контуру»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Ход игры: воспитатель предлагает разложить камушки накладывая их на образец-карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.
Ход игры: детям рассказывается история о буквах-модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались, где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.
Цель дидактической игры «Лабиринт» – поставить ребенка перед выбором правильного пути, найти путь до буквы.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть карточку.
– Проведи пальчиком по линии и узнаешь, правильный ход к букве.
Ребёнок выполняет задание.
Дидактическое пособие лэпбук «Дикие животные»
Дидактическое пособие лэпбук «Дикие животные» представляет собой картонную папку формата А4. На страницах папки имеются пальчиковый теат, различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме: «Дикие животные»
Дидактическое пособие лэпбук «Дикие животные» предназначено для детей среднего дошкольного возраста.
Цель данного пособия:
— развитие познавательных способностей детей, систематизация знаний по средствам развивающих заданий и игр.
— Закреплять знания детей о некоторых отличительных особенностях в поведении диких животных, их внешнем виде.
— Развивать внимание, наблюдательность, мышление.
-Расширять словарный запас детей по теме, развитие общих речевых навыков;
-формировать интерес к живой природе.
Наглядно-игровое развивающее пособие «Подбери рифму»
Скороговорки лучше усваиваются, если ребенок видит ее в картинке. Предлагаю подбор скороговорок
Сказка о зайчатах и их друзьях.
Думаю, что сказка о зайчатах и их друзьях будет интересна как взрослым, так и детям дошкольного и младшего школьного возраста. Она поможет в лёгкой, ненавязчивой форме помочь ребёнку осознать свою необходимость помогать дома маме.
Наглядно-игровое логопедическое многофункциональное пособие для работы над звукопроизношением «Чудо-улитка»
Использование данной наглядности способствует формированию интереса к занятиям, стимулируя умственную деятельность и быстрому достижению желаемых результатов. Кроме автоматизации звуков данное пособие — это демонстрационный и иллюстративный материал, позволяющий активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлечь в познавательную деятельность, активизировать имеющиеся знания и способности.
Статья на тему «Профилактика и коррекция навыков чтения и письма на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ» (1-4 класс)
Когда речь заходит о начальной школе, мы естественно подразумеваем, что на этом этапе ребенок должен овладеть первичными навыками письма, чтения и счета. В последние годы рождается все больше детей с аномальным развитием. Попадая в школу, такие дети не всегда могут справиться с требованиями школьной программы. Им трудно обретать навыки письма, чтения и счета. Еще несколько лет назад термины «дислалия», «дисграфия», «дискалькулия» знали только узкие специалисты. Сейчас эти слова все чаще и чаще звучат с экрана телевизора, со страниц интернета, все чаще мы слышим их из уст родителей.
Методические разработки, презентации и конспекты
Интернет сделал видеокурсы очень популярной формой контента, а нынешняя пандемийная реальность еще больше повысила их актуальность. Кроме того, благодаря развитию технологий записывать видеокурсы стало не так уж сложно. И всё же качественных видеокурсов, созданных логопедами-дефектологами для дистанционной помощи детям с особыми образовательными потребностями, сегодня гораздо меньше, чем другого обучающего видеоконтента. Причины этого понятны: далеко не все приемы логопедической работы можно без потери качества реализовать в дистанционном формате. Однако положительный опыт в этой сфере всё же есть.
Специалисты Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» разработали несколько авторских обучающих видеокурсов по развитию речи. Они предназначены в первую очередь для родителей детей с синдромом Дауна, а также имеют ценность для специалистов, которые занимаются с такими детьми. Эти наглядные видеопособия помогают организовать и пошагово выстроить занятия с ребенком с учетом уровня его развития. Опираясь на его сильные стороны, они помогают ребенку осваивать навыки, необходимые для развития речи и мышления.
Этот курс разработан логопедом-дефектологом Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап Н. Ю. Штепой. Курс представляет собой серию прямых эфиров и видеопрезентаций, направленных на то, чтобы дать семьям, в которых растут дети с синдромом Дауна, возможность в домашних условиях использовать логопедическое иллюстративно-методическое пособие «Начинаем говорить». Автор курса была одним из разработчиков русской версии этого пособия, основанного на использовании метода глобального чтения для активизации устной речи ребенка.
В состав пособия входят комплекты предметных и сюжетных картинок, таблички со словами к картинкам, «карты-ладошки» для усвоения детьми слоговой структуры слова, карты для составления двух-трехсловных фраз, а также карты лото. Пособие снабжено подробными методическими рекомендациями по организации занятий и контрольными таблицами учета пассивного и активного словаря ребенка, позволяющими использовать его не только специалистам, но и родителям при сопровождении специалиста. Видеокурс, по сути, и обеспечивает такое сопровождение.
Структура курса соответствует структуре самого иллюстративно-методического пособия «Начинаем говорить». Для того чтобы учебный материал был как можно более наглядным, используются видеозаписи, каждая из которых иллюстрирует конкретную ступень работы, описанную в методических рекомендациях: «Знакомство с предметными картинками»; «Различение предметных картинок»; «Сличение предметных картинок, подбор пар»; «Называние предметных картинок»; «Знакомство с сюжетными картинками»; «Различение сюжетных картинок»; «Называние сюжетных картинок»; «Подбор парных табличек со словами», «Выбор таблички со словом из нескольких»; «Называние слова»; «Составление и чтение фразы из двух слов с глаголом «ест»; «Составление и чтение фразы из двух слов с глаголом «моет»; «Составление и чтение фразы из трех слов с глаголом «моет».
Каждая видеозапись смонтирована таким образом, чтобы у слушателей сложилась как можно более подробная картина того, как именно следует заниматься с ребенком. Педагог показывает и поясняет, какие инструкции надо дать ребенку, какие вопросы задать, а следом идет небольшой пример непосредственного занятия с логопедом. Опираясь на примеры занятий со специалистом и следуя его инструкциям, родители могут выполнить подобное задание со своим ребенком. Разработка этого курса предполагала использование видеозаписей работы с детьми разного возраста и уровня развития, что позволяет родителям увидеть, что такие занятия возможны с очень разными детьми. По мере подготовки видеозаписей они выкладывались на сайт, где их могут увидеть все желающие.
Тематика прямых эфиров соответствовала основным этапам работы с пособием: «Упражнения и игры с предметными картинками»; «Упражнения и игры с сюжетными картинками»; «Обучение чтению слов»; «Обучение фразовой речи»; «Формирование слоговой структуры».
В процессе выступлений в прямом эфире автор курса объясняла специфику работы на каждом этапе, обязательно отвечала на актуальные для родителей вопросы. Благодаря анонсированию прямых эфиров через социальные сети у слушателей была возможность задать вопросы заранее или непосредственно во время прямой трансляции. Опыт проведения прямых эфиров показал, что каждая онлайн-встреча со специалистом привлекала обширную аудиторию слушателей. Результатом такого онлайн-общения с семьями стало весьма заметное повышение их активности: родители начали делиться видеосъемками своих занятий с детьми на своих страницах в социальных сетях, присылали видеоматериалы через сайт фонда. Размещение этих видеозаписей на интернет-ресурсах Даунсайд Ап повысило мотивацию остальных семей.
В числе слушателей курса были и такие родители, которые присылали свои видеозаписи, но просили не демонстрировать их перед широкой аудиторией, а лично ответить на вопросы, возникшие в связи с отснятыми занятиями, указать на то, что было сделано неверно или неточно, и рассказать, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Все материалы обрабатывались автором курса, и родители оперативно получали ответы на свои вопросы. Такой вариант взаимодействия стал еще одним из способов поддержки семьи: родители практически получали индивидуальную консультацию, во время которой проводился анализ видеозаписи домашнего занятия, и специалист давал рекомендации по дальнейшей работе, направленной на развитие речи ребенка.
Все материалы курса: видеопрезентации, записи тематических прямых эфиров, видеозаписи занятий самих родителей со своими детьми – сохранены на сайте фонда. Теперь любая семья может воспользоваться ими. Причем, используя видеокурс, каждая семья может организовать обучение своего ребенка в том темпе, который нужен именно ему для усвоения навыков. Родители имеют подробное и наглядное видеопособие, позволяющее определить тот уровень, на котором в данный момент находится ребенок, начать с ним занятия и оставаться на каждой ступени столько времени, сколько нужно конкретному ребенку, а затем, следуя методике, приступать к освоению следующей ступени. Также семьи получают представление о том, как развивать речь малыша не только на специальных занятиях, но и в повседневной бытовой деятельности и в игре.
Материалы курса могут быть не менее полезными и для специалистов, которые работают с детьми с синдромом Дауна. С 25 сентября 2020 года по 26 января 2021 по курсу «Начинаем говорить» в социальных сетях фонда было сделано 104 публикации с общим охватом почти 915 тысяч пользователей.
Это уникальный проект Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» по обучению навыкам чтения детей с синдромом Дауна любого возраста. Автор курса – методист Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап, логопед-дефектолог И. А. Панфилова. Она подробно рассказывает об обучении чтению и показывает упражнения, которые помогут родителям самостоятельно научить своих детей читать, что, в свою очередь, способствует развитию устной речи.
Курс состоит из четырех тематических блоков. Они отражают те этапы, которые должен последовательно пройти ребенок, чтобы освоить чтение. Первый этап – изучение букв. Занятия на этом этапе посвящены, например, таким вопросам: когда начинать знакомить ребенка с буквами? как учить с ним алфавит? что помогает в этом? как произносить буквы? как вводить буквы в речь ребенка? Главная цель взрослых в данный момент – сформировать у ребенка акустический, кинестетический и графический образы букв, чтобы он мог запомнить их и не путать одну с другой.
Как известно, зрительная память у детей с синдромом Дауна развивается более успешно, чем слуховая, поэтому вся информация в процессе изучения букв дублируется: произносится вслух вместе со зрительным подкреплением. Чтобы ребенок сосредоточил свое внимание на этой информации, у него должна быть достаточно высокая мотивация, поэтому всё обучение проводится в игровой форме. Эти условия соблюдаются и на последующих этапах курса.
Второй этап – глобальное чтение. Его могут осваивать даже те дети, которые еще не говорят или только начинают говорить. Как отмечает автор курса, глобальное чтение можно было бы сделать и первым этапом обучения. Однако, обладая хорошей зрительной памятью, дети с синдромом Дауна способны достаточно легко запоминать и воспроизводить буквы, так что лучше начать обучение чтению именно с этого, поскольку затем, на этапе глобального чтения, ученики смогут узнавать выученные буквы в словах. Таким образом, в рамках курса «Учимся читать с логопедом» глобальное чтение идет следующим этапом после изучения букв.
Четвертый этап – аналитико-синтетическое чтение текстов. На этом этапе ребенок, уже освоивший послоговое чтение, под руководством родителей выполняет задания логопеда, которые направлены на отработку техники и темпа чтения, правильное произношение и понимание прочитанного. Цель этапа аналитико-синтетического чтения – чтобы ребенок мог не только прочесть текст, но и ответить на вопросы и пересказать его.
Важно, что структура курса позволяет осваивать его не с самого начала, а с того места, которое соответствует актуальному уровню подготовки ребенка. Если ребенок совсем не знаком с чтением и даже еще не говорит, или если он знает отдельные буквы и может читать отдельные слоги и простые слова – присоединившись к курсу, он получит те навыки, которые ему нужны в этом возрасте и на этом этапе.
Перед тем как начать заниматься с ребенком по курсу «Учимся читать с логопедом», родителям предлагается прослушать вводную лекцию автора. Кроме того, каждый из четырех тематических блоков курса предваряет часовая видеопрезентация, в рамках которой И. А. Панфилова объясняет ближайшие цели и пути их достижения, описывает задачи и способы их решения, отвечает на вопросы родителей. Эти онлайн-встречи проводились в прямом эфире, а затем стали доступны в записи. В общей сложности курс включал в себя 5 прямых эфиров и 10 видеоуроков от логопеда, а также 34 видеоролика от родителей. Материалы курса размещались на различных онлайн-ресурсах последовательно, в течение пяти месяцев. За год после размещения курса в интернете общий охват онлайн-слушателей составил 700 тысяч человек.
«Учимся вместе с Соней» – это серия игровых упражнений от того же автора: логопеда-дефектолога И. А. Панфиловой. Все они направлены на вызывание речи, и их нетрудно повторить детям и родителям в домашней обстановке. Эти упражнения вместе с логопедом выполняет Соня Большакова, которая не имеет возможности посещать очные занятия с логопедом в Даунсайд Ап или получать квалифицированную логопедическую помощь по месту жительства. На момент запуска курса Соне было четыре с половиной года. Тогда она только начала говорить, в ее активном словаре было около 20 слов. При поддержке и помощи своей мамы, Ирины Большаковой, и логопеда И. А. Панфиловой девочка работала над речью и совершенствовала свои навыки.
Курс «Учимся вместе с Соней» был задуман и реализован как обучающий не только для детей, но и для родителей, которые были полноценными участниками процесса. Соня с мамой получали от логопеда ежемесячно по 10–12 заданий (в форме видеороликов с подробным объяснением и комментариями) и начинали над ними работать. С февраля по июнь 2021 года каждую неделю в определенный день в соцсетях Даунсайд Ап появлялись два видеосюжета: обучающий ролик от Ирины Анатольевны и видео Сони, где она выполняла это же задание и была всесторонне показана работа мамы с ребенком.
Вот лишь некоторые темы, которым были посвящены занятия: «Учим слоги», «Пальчиковые игры со стихами», «Нейрогимнастика со стихотворением», «Составляем фразу из трех слов», «Стихотворение с демонстрацией действий», «Стихотворение с использованием мелкой моторики», «Формируем грамматический строй».
В комментариях к публикациям родители могли задавать вопросы и получать обратную связь. У любой семьи, проявившей интерес к этим видеороликам, появилась возможность присоединиться к курсу и начать выполнять задания, которые подходят ребенку по уровню развития. Семьи, которые активно присоединялись к обучению, присылали видео занятий родителей с детьми. Эти видео также публиковались в соцсетях и на сайте Даунсайд Ап. Таким образом, сложилось заинтересованное, работоспособное сообщество родителей, которые занимались развитием речи детей, ориентируясь на наглядные рекомендации логопеда, и делились полученными результатами.
Речь Сони и всех, кто занимался по этому курсу, заметно улучшилась. С динамикой и результатами проделанной работы можно ознакомиться по видеоматериалам на сайте фонда и в соцсетях.
Всего в рамках курса был проведен один прямой эфир совместно с логопедом и мамой Сони – главной героини проекта – и создано 20 обучающих роликов. Еще 20 роликов с выполнением тех же заданий сняла мама Сони. За полгода в социальных сетях фонда их посмотрело почти 250 тысяч пользователей. Еще 24 500 человек посмотрели курс на YouTube и более 13 тысяч человек – на сайте фонда.
На основе практического опыта
Возможно, именно сейчас кто-то из наших читателей задумывается о том, чтобы обобщить свои профессиональные наработки именно в этом формате. Как и с чего начать? На какие вопросы нужно ответить самому себе, чтобы перейти от идеи к действию и сделать меньше ошибок? Об этом мы спросили у авторов описанных выше видеокурсов, логопедов-дефектологов Ирины Анатольевны Панфиловой и Натальи Юрьевны Штепы. Они уже прошли этот путь и получили отличные отзывы о своих образовательных продуктах.
– Какие причины заставили вас взяться за создание видеокурсов? И почему вами были выбраны именно такие форматы, которые мы можем видеть в итоге, а не, скажем, серия лекций для родителей на ту же тему?
Н. Ю. Штепа: Развитие речи ребенка – один из основных запросов, с которым семьи обращаются к специалистам Даунсайд Ап, и мы уже давно думали о том, как сделать нашу помощь доступной в дистанционном формате. Эпидемиологическая обстановка, связанные с ней риски и ограничения заставили ускорить реализацию этих намерений. И дело не только в тех рисках, которые несет с собой сама пандемия. Социальная изоляция способствовала повышению спроса на дистанционные занятия, и очень многие стали делать коммерческие проекты в этой сфере. К сожалению, зачастую авторы таких образовательных проектов больше думали о зарабатывании денег на продажах курсов, а не о доказательном подходе к их разработке. В свою очередь, для Даунсайд Ап доказательный подход, высокий уровень экспертности специалистов, применение только апробированных методик всегда были большой ценностью. Мы поняли, что при таких обстоятельствах наша квалифицированная помощь особенно нужна семьям с детьми с синдромом Дауна, и взялись за новое для себя дело: создание логопедических видеокурсов. Должна сказать, у нас получились такие образовательные продукты, за которые нам не стыдно.
Еще одна причина, которая заставила меня взяться за это, – специфика работы с пособием «Начинаем говорить». Практика показала целесообразность использования этого пособия при очной поддержке специалиста, однако в условиях пандемии семьи столкнулись с рядом затруднений, которые не позволяли заниматься с его помощью достаточно эффективно. Кроме того, в период вынужденной изоляции появился целый ряд семей, которые только приобрели пособие и не успели попасть ни на очный прием к специалисту, ни на семинары-практикумы по работе с пособием, которые обязательно проводились каждый учебный год. Для того чтобы дать семьям возможность использовать пособие «Начинаем говорить» в домашних условиях, было принято решение разработать дистанционный курс на эту тему.
Мы стремились сделать этот курс как можно более интерактивным, поэтому в условиях пандемии его материалы были предложены семьям в виде серии прямых эфиров. Такой формат вызвал очень широкий и позитивный отклик родительского сообщества. Мы получили подтверждение того, что поддержка такого рода очень своевременна и эффективна.
И. А. Панфилова: Действительно, дистанционные технологии в логопедии стали очень актуальны в связи с пандемией. Причем с дефицитом качественных дистанционных обучающих логопедических программ и курсов столкнулись не только семьи, но и специалисты. Не все из них имели четкое представление, как продолжать оказывать логопедическую помощь детям в изменившихся условиях. А занятия с нашими воспитанниками нельзя прерывать, иначе уже приобретенные ими навыки быстро утрачиваются. Поэтому нам пришлось задуматься над тем, как адаптировать имеющийся опыт для дистанционного обучения, и разрабатывать свои образовательные продукты.
Что же касается выбранных форматов, то они больше всего соответствуют поставленной задаче – выбрать такой способ дистанционного взаимодействия с семьей, который будет максимально эффективным для ребенка и снимет тревогу у родителей. К сожалению, многие современные молодые родители плохо работают с печатными текстами и тяжело воспринимают информацию в лекционном формате. Им важна наглядность, возможность повторить действия за специалистом, получить обратную связь. Всё это наши курсы с успехом обеспечивают.
– Какими вопросами вы задавались, приступая к созданию видеокурсов?
Н. Ю. Штепа: В первую очередь пришлось задать себе вопросы: что я могу предложить, зачем и кто этим сможет воспользоваться? Мы старались четко определить цели и задачи своих образовательных продуктов, а также их целевую аудиторию. Уже исходя из этого формулировали и решали вопросы по содержанию и оформлению видеокурсов.
Так, мы знаем, что многие родители детей с синдромом Дауна болезненно реагируют, если им приводят в пример только успешных, «эталонных» детей, которые легко справляются с учебными заданиями, демонстрируют хорошие коммуникативные навыки и познавательные способности. Ведь в жизни часто бывает по-другому: уровень развития у детей с трисомией-21 очень разный, многим освоение новых навыков дается с большим трудом, как бы родители и педагоги ни старались ускорить этот процесс. Поэтому мы сразу решили, что не будем делать никаких постановочных, отрепетированных съемок с детьми. В видеокурсы мы намеренно включили фрагменты видеозаписей реальных занятий с реальными учениками разного возраста и разного уровня подготовки. Так мы убеждали своих слушателей: «Посмотрите, каждая мама может сделать это сама». И вот эти «непричесанные» ролики, отражающие реальную жизнь, их очень вдохновляли. Особенно – когда пошла обратная связь и мы начали выкладывать ролики, снятые самими родителями. Иными словами, за каждой нашей методикой, за каждой статьей в журнале или на сайте всегда стоит живой человек, работа специалиста с конкретным ребенком, которая никогда не бывает идеально гладкой. Проблемы преодолеваются, ошибки исправляются, и ребенок продвигается дальше в своем развитии.
Также по опыту очных консультаций мы понимали, что зачастую родителям бывает сложно верно определить актуальный уровень развития ребенка. У них могут возникать сложности с подбором материала для занятий, наверняка появятся разнообразные вопросы, касающиеся уточнения методики, да и проблемы с поведением детей вполне возможны. Поэтому требовалось даже в дистанционном формате предусмотреть возможность консультативной поддержки родителей специалистами, в ходе которой можно было бы определить пути разрешения возникших затруднений.
И. А. Панфилова: При составлении программы курсов приходилось учитывать специфический профиль развития ребенка с синдромом Дауна, сильные и слабые стороны его развития, в частности особенности восприятия и запоминания. Не всегда ребенок с синдромом Дауна может произнести некоторые звуки. К большому сожалению, даже те дети, которые по просьбе взрослого могут показать букву, не всегда могут ее назвать. Для того чтобы корректировать эту проблему, необходимо развивать артикуляционный праксис: артикуляционные движения, которые помогут ребенку произнести звуки, а также голосовые модуляции.
В рамках занятий приходилось рассказывать и показывать родителям, как преодолевать связанные с этим трудности. Также необходимо было объяснить, что у ребенка с синдромом Дауна не всегда сформирован фонематический слух, и какие-то звуки они воспринимают не так, как мы с вами, например, у них могут быть сложности в восприятии похоже звучащих букв. Мы учитывали это и настраивали родителей на то, что тренировка фонематического слуха должна продолжаться на протяжении длительного времени. Но в целом ребенок не испытывает особых трудностей в освоении навыков чтения, если вновь и вновь ненавязчиво, в игровой форме, на эмоционально благоприятном фоне, с учетом индивидуальных возможностей ребенка возвращаться к пройденному материалу, повторять его. И это, конечно, мы тоже принимали во внимание при подготовке и создании логопедических курсов.
– Задумывались ли вы заранее, как пользователи получат доступ к курсу, на каких устройствах они смогут его смотреть? Когда речь идет о разных дистанционных курсах для взрослых, то приходится учитывать, что больше половины людей предпочитают иметь возможность просматривать их на мобильных устройствах. Можно ли их использовать для освоения ваших курсов?
Н. Ю. Штепа: Подойдет любое мобильное устройство, поддерживающее выход в интернет, поскольку видеокурсы не содержат заданий, которые надо выполнять в интерактивном режиме. Можно было бы, наверное, включить в занятия какие-то фрагменты видеоигр, поскольку они всегда привлекают детей. Однако это не только сделало бы производство видеокурсов сложнее и дороже, но и усложнило бы требования к устройствам пользователей.
И. А. Панфилова: Видеоролики с заданиями действительно можно смотреть когда и где угодно. Это дает возможность многократно повторять речевой материал, что, безусловно, всегда хорошо, эффективно. Например, одна мама мне рассказывала, что ее дочь выполняет мои задания в электричке, во время долгой дороги на дачу, пользуясь мобильным телефоном.
– В основе ваших курсов – богатый опыт работы в очном формате. Можно ли его автоматически перенести в видеоформат или даже при наличии хорошо проработанной программы очных занятий для видеокурса нужен отдельный сценарий? Если да, то как вы его писали, на что ориентировались?
Н. Ю. Штепа: Занятия с ребенком в привычном очном формате – это в первую очередь взаимодействие с ним самим. А для успешного освоения видеокурса необходимо большое участие родителей. И для этого их тоже надо обучить: дать методическую поддержку, помочь создать дома условия для успешного обучения, настроить на то, что для этого нужна яркая эмоциональная среда, индивидуальный подход к ребенку, поддержка любых его звукоподражаний, похвала и уверенность, что у ребенка всё получится.
И. А. Панфилова: При подготовке видеокурсов приходилось ориентироваться на то, что родители реально могут сделать сами, чтобы заниматься с ребенком дома в дистанционном формате. Поэтому большое внимание уделялось планированию каждого занятия, подбору и подготовке игр и заданий. Нельзя было упустить из внимания ни одну мелочь: проинформировать родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, пособиях, распечатках заданий. Еще – обговорить время и условия проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.).
– Понадобились ли вам какие-то дополнительные навыки при создании видеокурсов кроме своих основных, профессиональных? Чья помощь потребовалась?
Н. Ю. Штепа: Для ведущего видеокурса желательно иметь навык публичных выступлений, умение держаться перед камерой. Из дополнительных навыков это, пожалуй, всё.
И. А. Панфилова: Еще иногда приходилось своими руками мастерить пособия для занятий, ведь мы хотели, чтобы родители наших учеников тоже могли при необходимости сделать их самостоятельно, из подручных средств, и показывали им пример. Поскольку наши видеокурсы не предназначены для коммерческих целей, мы не привлекали к работе над ними профессиональных операторов, монтажеров, звукорежиссеров и других специалистов, не использовали профессиональное оборудование. С производством видеоконтента помогали коллеги из Даунсайд Ап, имеющие некоторые навыки работы с видео.
– Были ли какие-то ожидаемые или, может быть, неожиданные трудности в процессе создания видеокурсов?
Н. Ю. Штепа:
Каких-то особенных трудностей не было, но за каждым роликом, за каждым прямым эфиром стояла огромная подготовка. Вообще это уже не раз отмечалось коллегами: работа в дистанционном формате требует гораздо большей подготовки, чем в очном.
– Какие главные выводы вы сделали для себя в процессе проделанной работы и какие советы можете дать тем специалистам в области дефектологии, которые только задумываются о том, чтобы обратиться к такому же формату?
И. А. Панфилова: За дистанционной работой – будущее, и это, пожалуй, самый главный вывод, который я сделала. Конечно, у такой работы есть свои плюсы и минусы, и они очевидны. Самый главный минус – отсутствие прямого очного взаимодействия между ребенком и логопедом. Из плюсов хочется отметить большой охват аудитории и то, что к ней могут присоединиться слушатели из разных регионов, где порой нет возможности получить помощь у логопеда. К тому же видеокурс обеспечивает гибкость обучения. Каждый может заниматься в удобное время в комфортных условиях, осваивать навыки в своем темпе. Также важно, что при таком формате родители более активно включаются в образовательный процесс и поддерживают обратную связь с логопедом. Мотивация семей, когда они дистанционно взаимодействуют со специалистом и видят результаты своих усилий, заметно повышается.
Н. Ю. Штепа: Похоже, мы не ошиблись с выбором содержания и формата курсов. Этот вывод напрашивается на основе реакции наших слушателей. Они нас очень поддерживали, а мы, в свою очередь, хорошо понимали: что, для кого и как хотели сделать. Ведь любой продукт, оторванный от жизни, мало кому интересен. Ценность специалиста в том, что он востребован. И чтобы вдохновить какую-то семью и мотивировать последовательно заниматься с ребенком, нужно убедить ее в достоинствах своей методики, объяснить, почему ты работаешь именно так.
Видеокурс – это серия видеоуроков, объединенных одной темой и имеющих логическую последовательность.
1. Четко сформулируйте тему. Четко сформулируйте знания и навыки, которые должны получить люди на выходе / после просмотра вашего видеокурса. Оцените тему по двум критериям: насколько тема проста для объяснения и насколько навыки, которым вы обучаете, несут риск для человека в случае неверного применения. Разумеется, нет неважных тем. Но чем серьезнее ваша тема, тем больше требуется пристального внимания к деталям контента.
2. Составьте перечень видеоуроков, которые будут входить в видеокурс. Дайте им названия. Пропишите логическую последовательность.
3. Для каждого урока выберите, какую дать теорию вопроса. Запишите главные тезисы.
4. Оформите главные текстовые тезисы на слайдах – они появятся на экране вашего видеокурса в качестве ключевых выводов.
5. Отдельно запишите тезисы, которые вы будете просто рассказывать при видеозаписи или озвучивать в виде закадровых комментариев.
6. Подберите картинки, схемы, фотографии, которые будут дополнять ваш рассказ.
7. Проверьте каждый урок на практическую ценность. Это очень просто. Представьте, что люди просмотрели один урок длительностью десять минут. Какие знания или навыки они могут применить сразу после просмотра урока? Если у вас нет четкого ответа на этот вопрос, корректируйте контент.
8. Подумайте, какие практические навыки вы можете показать прямо в видеозаписи.
9. Для каждого урока продумайте: он посвящен только передаче знаний или пользователь может тренироваться прямо во время урока?
10. Продумайте, какие подобрать упражнения. Сначала спросите себя, какие упражнения вы бы сделали с учениками, если бы вели курс очно. А потом подумайте, можно ли те же самые упражнения передать в видеокурсе.
11. Проверьте, какие способы практики сложно переносятся в формат видео. Если во время урока нет возможности практиковаться, в конце дайте задание.
В заключение хочется поддержать тех, кто планирует взяться за создание видеокурса впервые. Хотя задача это и непростая, но, как показывает опыт специалистов Даунсайд Ап, вполне осуществимая. Причем техническая сторона создания видеокурса – это всё же не самая сложная проблема. Главное – сделать действительно полезный контент. При тщательной подготовке этот формат дает возможность использовать все лучшие эффекты очного ведения занятия, а личность специалиста, его живые объяснения повышают ценность материала, доверие слушателей и их мотивацию.
Наталья Анисимова
Логопедические пособия своими руками
Я очень люблю что-то создавать своими руками. И это мое увлечение помогает в работе.
Занятия с логопедом требует от детей усидчивости и внимания, но малышам порой бывает сложно собраться и выполнить упражнение несколько раз. На помощь приходят разные яркие пособия.
Этот горшочек с медом я применяю, наполняя различным содержимым, например фруктами и овощами их фетра. Ребенок достает оттуда предмет, называет его и относит к определенной категории.
Не могла я обойтись без логопедической лягушки. Детки ее обожают
Это всякого рода шумелки и шуршалки для развития слухового восприятия. Такие инструменты хороши для развития слухового восприятия, умения воспринимать и анализировать понимание звуковых образов, для правильного развития фонематического слуха, развития речи, знакомства с новыми словами: звенит, шумит,громко, тихо, тише, громе (сравнительная форма, часто, сильно,слабо и т. д.
Манная крупа – шуршит.
Бубенчики и монетки – звенят.
Макароны, бусины – гремят и т. д.
Дети определяют по звуку, что находится в каждом желуде
Жираф для хранения массажных мячей
А это гномики-звуковочки. Эти симпатичные гномики помогут детям различать и обозначать разные группы звуков: гласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Легко запомнить, легко использовать для анализа.
Тирг для работы по автоматизации звука Р