Новые формы библиографических пособий в библиотеке

Новые формы библиографических пособий в библиотеке pos gosuslugi

Общее представление о жанрах библиографических пособий. Библиографические очерки, хрестоматии и антологии, энциклопедии и монографии, пособия в электронной форме. Общие сведения о рекомендательных библиографических пособиях для детей и молодежи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОБПОУ «Липецкий областной колледж искусств им. К. Н. Игумнова»

по разделу «Библиографоведение»

Новые жанры библиографических пособий

МДК 01.02. «Библиографоведение»

ПМ 01. Технологическая деятельность

Выполнила: студентка 5 курса

спец. 51.02.03 «Библиотековедение»

заочной формы обучения Чернышова Н.В.

Ногайцева Л. М.

1. Общее представление о жанрах библиографических пособий

2. Библиографические пособия для всех групп пользователей

2.1 Библиографические очерки

2.2 Библиографические хрестоматии и антологии

2.3 Библиографические энциклопедии и монографии

2.4 Библиографические пособия в электронной форме

3. Рекомендательные библиографические пособия для детей и молодежи

3.1 Общие сведения о пособиях для детей и молодежи

3.2 Рекомендательные библиографические пособия для детей

3.3 Рекомендательные библиографические пособия для молодежи

Список использованных источников

Приложение 1. Малые формы библиографии: методические рекомендации

Приложение 2. Дайджесты: рекомендации для библиотекарей

Приложение 3. Библиотрансофрмеры: рекомендации для библиотекарей

К концу 80-х гг. стал чрезвычайно ускоряться темп жизни в мире и стране, изменился, ее ритм.

Вслед за начавшейся перестройкой в экономике, политике, культуре произошли коренные изменения в общественном сознании. Они коснулись жизненных ориентиров, социальных приоритетов, образовательного ценза, отношения к духовным ценностям.

Нового осмысления в связи с этим потребовали функции рекомендательной библиографии, особенно в условиях реформирования системы образования в стране. Если раньше на пути к пополнению своего читательского багажа человек стартовал с определенной, понятной библиографу площадки, которую однотипно формировала школа – начальная, средняя и высшая, профессионально-технические училища и техникумы, то ныне эта площадка размыта обилием различных форм обучения, которые пока еще не подверглись четкой классификации.

Сегодня ключевые позиции в мотивации чтения занимают утилитарные, прагматические цели (обращение к печатным и другим источникам, чтобы получить информацию для дела, выполнения конкретной работы) и эвадистские (уход от трудностей в повседневной жизни в «красивую», увлекательную беллетристику)

Появление новых пособий было обусловлено, не только читательскими потребностями. Чтобы рекомендательная библиография общественно-политической литературы получила возможность попытаться ответить «на преобладающий читательский интерес, поданным социологов, к истории, психологии, философии, проблемам семьи, воспитания, педагогики, необходимо было кардинальное изменение социально-политической обстановки и связанное с этим кардинальное изменение содержания книгоиздательской политики в стране.

Прорыв к созданию новаторского типа изданий в сфере рекомендательной библиографии произошел в 80-х годах XX века. Это естественно, потому что «человеческий фактор» в наиболее полном объеме проявляется именно там.

Объектом нашего исследования является система рекомендательных библиографических пособий.

Предмет исследования – основы методики библиографирования новых жанров библиографических пособий

Определить состояние рекомендательной библиографии в современном обществе.

· выявить новые жанры библиографических пособий;

· выявить методические особенности новых жанров библиографических пособий;

· выяснить роль рекомендательных библиографических пособий в современном обществе.

· проанализировать некоторые издания новых жанров библиографических пособий

библиографический пособие хрестоматия молодежь

В теории библиографии традиционно разрабатываются различные системы дифференциации библиографических пособий, в соответствии с которыми производится объединение пособий в группы на основе общих для них признаков и одновременно осуществляется разграничение их по признакам несхожести. Такая процедура необходима с научной точки зрения, так как способствует исследованию конкретных библиографических явлений; для издательской практики важно определить типичные признаки изданий единого целевого и читательского назначения; для библиографов классификация полезна в контексте совершенствования методики составления пособий, которая должна быть дифференцирована применительно к отдельным классам; в библиотечно-библнографическом обслуживании важно соотнести разновидности пособий и потребности в них отдельных категорий пользователей. Дифференциация пособий осуществляется по разным признакам, формальным и содержательным, и в дальнейшем изложении будут представлены разные схемы. Для первоначального представления библиографических пособий М.Г. Вохрышева разграничивает их по форме издания. По этому признаку выделяются:

· библиографические издания – библиографические пособия, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;

· Несамостоятельные издательские формы – библиографические пособия, которые помещаются внутри отдельных изданий (внутрикнижные внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные).

Библиографические пособия находят свое выражение в жанрах – устойчивых, обладающих повторяющимися сущностными признаками формах пособий. Каждый жанр предполагает обязательность типологических черт, признаков, обусловливающих его качественную определенность. Утрачивая эти признаки, он разрушается.

В середине XX в. приобрели популярность так называемые «малые жанры» библиографических пособий, которые представлены следующими разновидностями:

· план чтения – библиографическое пособие, в котором намечается определенная последовательность чтения;

· беседа о книгах – библиографическое пособие, в котором достаточно подробно раскрывается содержание книг с элементами пересказа;

· листовка-закладка к книге – библиографическое пособие, расширяющее круг чтения на тему прочитанной книги;

· памятка читателю – библиографическое пособие, посвященное актуальной проблеме или одному лицу, включающее минимум литературы по теме с целью первоначального с ней ознакомления

Читайте также:  Все о новом детском пособии до 3 лет

Пособия «малых жанров» преимущественно связываются с библиографической составительской практикой публичных библиотек, преследуют просветительские цели, недолговечны по времени существования. Вместе с тем они мобильны, способны оперативно откликаться на актуальные события, широко использовать приемы коммуникативности с целью достижения наибольшей эффективности воздействия на потребителя.

Жанры библиографических пособий исторически обусловлены. В конкретные исторические периоды на первый план выдвигаются те из них, которые наилучшим образом отвечают общественным потребностям. Так, в 20-е гг. XX в. широкое распространение получили малые жанры (списки, планы чтения, беседы), призванные приобщить к чтению малоподготовленных читателей. В послевоенный период, когда остро встал вопрос о комплектовании фондов разрушенных войной библиотек, издавались пособия – «типовые каталоги». В 60-80-е гг., период обязательного всеобщего среднего образования, широкое распространение получили пособия в помощь самообразованию, так называемые «круги чтения». В настоящее время обозначилась тенденция к изданию фундаментальных пособий (иногда их называют «библиографическими монографиями») ретроспективного, репертуарного характера, которые нередко издаются как многотомные.

Рекомендательная библиография – это область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей.

Рекомендательная библиография всегда связана с популяризацией лучших, наиболее ценных документов.

Библиографический очерк жанр рекомендательного библиографического пособия, представляющий собой авторское повествование реферативного плана с широким цитированием и элементами оценочного отношения к текстам. Библиографический очерк включает информацию не только о рекомендуемых произведениях, но и литературных, критических, научно-популярных, историографических, мемуарных, публицистических материалах, имеющих отношение к крупной проблеме, теме, творчеству писателя в целом. Библиографические очерки могут существовать, как самостоятельные библиографические произведения либо входят в состав библиографической энциклопедии, библиографической антологии. Среди жанров рекомендательной библиографии библиографический очерк является наиболее активным средством педогагическо-просветительского воздействия на формирование информационной культуры личности.(2)

Библиографические очерки – произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением.

Жанр историко-библиографических очерков, находится на стыке традиционных методов рекомендательной библиографии, историографии, источниковедения и исторической публицистики. При его составлении используют элементы историографических методов (рассказ не только о книге, но об истории изучения того или иного периода, явления, истории открытия, дискуссиях), источниковедческих (рассказ о летописях, сказаниях, иконах – как исторических источниках и как источниках для изучения истории) и библиографических, поскольку одна из главных задач очерков – стимулировать чтение исторической литературы. При этом библиография пропагандируется с помощью фактографии, а фактография (факты отечественной истории) – с помощью библиографии. Возникает привлекательный для читателя синтез разговора о факте (событии) и интерпретирующей сей факт книге.

С.П. Бавин отмечает: «С.В. Бушуев писал, что задача автора рассказать о главных, ключевых, с его точки зрения, событиях истории России; о различных их оценках в трудах отечественных историков и, наконец, о книгах по истории Отечества. Книги (основа основ традиционной рекомендательной библиографии) в этом ряду отходят на третий план. Это непривычно, но логично: человека в первую очередь интересует сама история, т. е. события, лица, факты»

Книги серии «История государства Российского» предлагают читателю несколько способов организации материала. В так называемых «сюжетно-исторических» очерках речь идет прежде всего о событиях и исторических личностях, в «историографических» сделан акцент на различных взглядах и оценках одного и того же события разными историками. Между ними нет строгой границы.

Человек, знакомый с традиционными изданиями рекомендательной библиографии должен быть приятно удивлен высокой степенью читабельности книги. Непростые проблемы в книге изложены хорошим слогом (это признак высокопрофессионального овладения материалом), в книге используются оригинальные популяризаторские приемы, благодаря которым история предстает в виде череды ключевых эпизодов («Падение Перуна. Становление христианства на Руси», «Золотое слово русской литературы и его век», «Как звезды во мраке: оппозиция Грозному» и подобные названия глав говорят сами за себя). Они перемежаются «Исторической мозаикой» и «Историческими интермедиями».

Чтобы изложить свое мнение, библиографы должны были изучить все рекомендуемые книги и получить «глубокие и систематические знания»: следующим этапом стало изложение освоенных знаний так, чтобы они стали доступны и интересны читателю-неспециалисту; читатель, заинтересовавшийся тем или иным сюжетом в изложении библиографов, имеет возможность расширить собственные представления о теме, обратившись к рекомендуемым книгам. Таким образом, сущность рекомендательно-библиографической деятельности остается неизменной. Изменяются только методы и приемы руководства чтением.

Книга содержит 34 очерка. Ее авторы, следуя традициям рекомендательной библиографии, ограничились творчеством тех поэтов, персональные сборники которых изданы и переизданы в последние годы. Больший диапазон имен представлен в приложении, где перечислены антологии и сборники поэзии конца XIX – начала XX в., а также названы мемуары и очерки современников, общие работы отечественных литературоведов 1970-1990-х гг.

Читайте также:  Пошаговая инструкция регистрации в ЕИС, ЕРУЗ

М.И. Давыдова писала о том, что библиографы стремятся сделать свою работу не только источником информации, но и в какой-то мере самодостаточным изданием.

М.И. Давыдова подметила тенденцию, которая могла привести к частичной смене парадигмы всей литературной рекомендательной библиографии. В «Судьбах поэтов серебряного века» реализованы основные принципы, определяющие пропедевтическую функцию литературной рекомендательной библиографии – аналитичность и ассоциативность, сочетание которых, дополняемое весьма обширным цитированием художественных и нехудожественных текстов, формирует разветвленную систему кон нотационных связей, что и обеспечивает ощущение самодостаточности текста очерка. Дополнительным аргументом в эту пользу служит впервые примененный в практике литературной рекомендательной библиографии прием – сопровождение очерков поэтическими антологиями

Развернутый историко-литературный контекст и обильное цитирование – характерные признаки такого библиографического произведения, как сборник биобиблиографических очерков М.Е. Бабичевой «Писатели второй волны русской эмиграции» (2005). Это первое в отечественной литературной библиографии и одно из первых в отечественном литературоведении исследование о судьбе и творчестве русских писателей, оказавшихся за границей в результате Второй мировой войны и долгие годы пребывавших за «железным занавесом», вне связи с отечественным читателем. Писатели русской послевоенной эмиграции в своих произведениях отразили эту ситуацию, а также поведали о многих аспектах Второй мировой войны, которые на их родине долгое время замалчивались. Замалчивалось и само существование этих писателей.

Книга состоит из большой статьи, где анализируется сам феномен рассматриваемой части отечественной словесности, четырнадцати персональных глав и обзорной главы об эмигрантской драматургии этого периода. Все персональные главы строятся по единому образцу: сведения об авторе и его творческом пути, анализ наиболее значимых произведений и возможно полная библиография его изданий (книги и журнальные публикации за рубежом и в современной России) и литературы о нем.

Особенность этого пласта отечественной словесности – его относительно слабая распространенность в массовом чтении. При отсутствии книг (многие упоминающиеся в сборнике произведения опубликованы только в зарубежной русскоязычной периодике) включение развернутых цитат – единственный способ дать читателю относительно полное представление о стиле и творческой манере неизвестных писателей.

Автор-составитель сообщает читателю об особенностях каждой из частей, подсказывает оптимальные способы знакомства с материалами. Большим достоинством хрестоматий является то, что составитель не ограничился «историей царей», т. е. политической и военной историей государства, а включил в общий контекст историю религии, историю быта, историю архитектуры и изобразительного искусства, историю книжной культуры, историю древнерусской литературы и даже историю естественно-научных представлений в Древней Руси. Ориентируясь на читателя-неспециалиста, которому непросто осваивать серьезные статьи и старинные источники, автор-составитель перемежает их «историческими интермедиями» – занимательно-информационными заметками, устраивая интеллектуальные передышки. Во втором выпуске хрестоматии автор впервые в своей практике в издание для взрослых включил отрывки из книг, написанных в разные времена специально для детей.

С.П. Бавин пишет: «Прошло несколько лет после категорических требований искоренить «руководство чтением» и дать читателю полную свободу выбора. Г.Е. Миронов, похоже, не слышал этих требований (или не обратил на них внимания) и в новой ситуации книжного рынка, обращается к читателю: «Книг по истории православия, истории и культуре России выходит сегодня великое множество. При кажущейся сложности стоящей перед автором-составителем задачи она чрезвычайно проста: не только подсказать, какую литературу и в какой последовательности целесообразно читать, но и показать прямо (текстом) или косвенно (отбором, композицией) логику развития исторического процесса, показать взаимосвязь истории и культуры и соответствующих исторических источников».

Профессиональное мнение специалиста не посягает на абсолютную свободу выбора: читатель, во-первых, может вообще не брать в руки эти книги или организовывать чтение по собственному усмотрению; во-вторых, никто не вынуждает его соглашаться с «логикой развития исторического процесса», изложенной автором книги (наоборот, библиографы неоднократно призывают читателя критически относиться и к собственным высказываниям, и к позициям историков, изложенным в их работах). Однако давно известно, что свободный поиск информации для целей самообразования малопродуктивен; именно для этих целей на протяжении веков и создаются разного рода сборники, антологии, хрестоматии. Этим целям служат и историко-библиографические очерки, к которым примыкают хрестоматии, дающие возможность читателю получить представление о текстах, которые далеко не всегда оказываются рядом.

Антология «Русские философы» построена по персональному принципу. Для трех выпусков, увидевших свет в 1993 – 1996 гг., составители выбрали восемнадцать персонажей, расположив их без какого-то предпочтения в алфавитном порядке: в первом выпуске – от Н.С. Арсеньева до К.Н. Леонтьева, во втором – от К.П. Победоносцева до С.Н. Трубецкого, в третьем – от Н.И. Ульянова до Д.И. Чижевского. С формальной точки зрения антология имеет косвенное отношение к рекомендательной библиографии. Биографические очерки написаны составителями на основе редких и малодоступных источников: библиографические списки, прилагаемые к персональным главам, содержат перечень преимущественно зарубежных публикаций, равно как и избранные тексты философов публикуются по зарубежным изданиям. Библиографы не делают попытки «вписать» свою новую работу в рамки рекомендательной библиографии. Для них важнее сама возможность использовать просветительскую функцию рекомендательной библиографии, чтобы познакомить читателя с неведомыми ему ранее гранями русской свободной религиозно-философской, историософской мысли, бытовавшей в XX в. исключительно за пределами нашей страны.

Читайте также:  Все о новых правилах расчета пособий

В антологии «Русские философы» библиографы, обращаясь к пластам востребованной (по тематике), но недоступной (физически) массовому читателю литературы, своими силами организуют первоначальную систему чтения, которая способна сформировать дальнейший интерес к теме. В ситуации, когда творческое наследие деятелей русской религиозно-философской мысли еще не стало так доступно российскому читателю, как в середине 1990-х гг., т. е. при отсутствии книг и статей, которые можно рекомендовать читателю, антология – единственный способ создать «первоначальную общую картину, которая даст читателю минимум знаний и составит первооснову для дальнейшего чтения, углубления и расширения определившихся интересов.

С.П. Бавин теоретически предполагает, что со временем эта антология и тематические сборники могут стать основой (структурой) рекомендательно-библиографического пособия в его более традиционном облике (например, книги биобиблиографических очерков). Во всяком случае, современное состояние отечественного книгоиздания в данной области это уже позволяет сделать.

Антологии наиболее оправданы в тех случаях, когда чисто библиографическая (пресловутая «вторичная») информация оказывается неэффективной в связи со значительными трудностями по ее использованию

Первым опытом аналитико-синтетического произведения в жанре энциклопедии стала работа A.M. Горбунова «Сквозь даль веков Автор определил специфику жанра и фактически предвосхитил эру электронных изданий, в которых все уровни информационного представления собраны воедино.

В энциклопедии много ассоциативных связей, что позволяет назвать ее «ручной» гипертекстовой системой. Она характеризуется информационной емкостью, предполагающей наличие огромного количества объектов и связей в одном информационном продукте, будь то традиционная («ручная») форма представления материала или электронная

Исследованию новых жанров литературной библиографии в 1980-е гг. посвящен ряд работ, в частности М.И. Давыдовой. С.П. Бавин ввел термин «популярная библиографическая энциклопедия». Он (термин) включает следующие признаки: популярность, библиографичность и энциклопедичность.

Создание популярных или рекомендательных библиографических работ энциклопедического характера обусловлено потребностями читателей в целостном, систематизированном представлении о науках.

Т.В. Суминова выделила несколько признаков персонального пособия.

Аналитико-синтетическое произведение, посвященное деятельности конкретной личности в определенной сфере (например, искусство) обладает достаточной информативностью, не только связанной с широтой охвата документного материала, зафиксированного на различных материальных носителях, включающей в себя иные уровни представления информации – факто-, тексто-, смысло-, изографии, поэтому его можно назвать энциклопедией.

Второй признак, аргументирующий это утверждение, объединяет основные процессы составления документографических работ, а именно: систематизацию описаний документов, аннотирование, группировку материала и создание вспомогательных «ключей».

Третий признак документографической работы включение фрагментов выступлений и интервью (цитат) художника, которые раскрывают его мировоззрение.

Четвертый признак сопровождение основного текста иллюстративным материалом.

«Персональные энциклопедии», относятся к числу ценных источников информации, суммирующих факто- и библиографическую информацию о жизни и творчестве конкретной личности

В 1996 г. булгаковед Б.В. Соколов издал персональную энциклопедию, посвященную М.А. Булгакову. Т.В. Суминова отмечает: «Отличие булгаковской энциклопедии от лермонтовской в ее популяризаторском, а не академическом характере. В предисловии автор подчеркнул, что ставил целью собрать «наиболее интересные для самой широкой публики сведения о жизни и творчестве Булгакова».

Отдельные статьи посвящены всем художественным произведениям писателя; из родственников Булгакова персональных статей удостоены родители, жены, родные братья и сестры, из друзей – всего двое. В энциклопедии имеются общие статьи («Демонология», «Масонство» и «Христианство»), в которых рассматривается отражение соответствующих явлений в произведениях Булгакова.

К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина издательством ООО «Фирма “Издательство ACT» тоже была подготовлена персональная энциклопедия. Издание вышло без указания имен авторов, составителей, научного редактора.

Структура книги соответствует издательскому стремлению познакомить с его жизнью, сделать его более близким и понятным любому читателю.

Энциклопедией можно считать комплексное пособие В.М. Мешкова «Человек познает и творит себя» Оно охватывает чрезвычайно широкий диапазон тем и проблем – от происхождения человека и марксистско-ленинских представлений о будущем человечества до «искусства быть здоровым» и поведения человека в экстремальных ситуациях. Созданное в жанре бесед о книгах, оно «подробно и всесторонне» затрагивает «проблемы гуманизации науки и техники, всей общественной и политической жизни. Научно-популярная и художественно-публицистическая литература, рекомендуемая в пособии, знакомит с современными достижениями и проблемами науки в области человекознания, физического, психического, духовного и гражданского самосовершенствования человека. Открывается пособие разделом «Человек и человечество», в котором говорится о глобальных проблемах современности, волнующих на земле всех и каждого, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации».

Подобные документы

Новые формы библиографических пособий в библиотеке

Оцените статью