ТЕМУ школьных учебников сегодня не обсуждает, пожалуй, только ленивый. Начало было положено после того, как Глава государства покритиковал сложившуюся ситуацию. Александр Лукашенко потребовал: «Нам необходимы качественные учебники! Я уже это повторяю не в первый раз! Нет хороших учебников — не будет докторов и профессоров в будущем!» Учебники, по мнению Президента, должны быть правдивыми, интересными, с четко изложенными материалами и понятными детям.
Неоднократно поднимала проблему и «СГ», ведь именно с образования, со школьной скамьи государство начинает ковать главный ресурс в экономике — человеческий капитал. Поэтому так пристально и присматриваемся к национальной системе учебников. Чтобы понять, в каком русле должны быть усовершенствованы пособия, найдется ли место на парте для электронной книги и реально ли самостоятельно подготовиться к ЦТ, корреспонденты «СГ» поинтересовались мнением тех, кто пишет учебники, и тех, кто ими пользуется. Всем участникам опроса мы задали одинаковые вопросы:
1. Качество отечественных учебников сегодня многие ставят под сомнение. Согласимся, проблема есть.
В чем, на ваш взгляд, несовершенство пособий? Их сильные стороны?
3. Утверждена концепция базового учебника. Каким он вам представляется?
4. Возможно, уже пора отказаться от традиционных бумажных учебников и перейти на электронные?
5. А реально ли подготовиться к ЦТ, не покупая дополнительные учебные пособия и не обращаясь к репетитору?
Интеллектуальное усилие помогает развиваться
— Наши учебники созданы в лучших традициях советской школы, что скорее комплимент, чем недостаток. В них — вопросы для повторения пройденного, новый дополнительный материал, задания и упражнения для закрепления и отработки умений и навыков. В последнее время стало больше заданий, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Создается и новое поколение учебных пособий. К примеру, по иностранным языкам. Эти учебные пособия имеют выраженную коммуникативную направленность: в них есть упражнения как для работы индивидуально, так и в парах, и в группах, то есть они учат взаимодействовать, общаться, развивают логическое мышление и языковую догадку. К учебным пособиям прилагаются электронные диски, где тексты начитаны носителями языков. Это важно: учащиеся слышат живую иностранную речь.
Выявить и устранить недостатки учебников помогает опытная проверка. Ее проходят все новые учебные пособия. Эксперты — педагоги-практики — анализируют содержание, эффективность учебных заданий. Параллельно мы изучаем мнение учителей, учеников, родителей. Рекомендации экспертов передаются авторам, чтобы каждое последующее переиздание сделать более качественным. К слову, учебники советской школы, которые сегодня многим кажутся идеальными, имели до 20 переизданий.
Надежда АНТОНОВА, начальник отдела методического обеспечения начального образования Национального института образования:
— Качественным учебник делает не только его содержание, но и компетентность педагога. К примеру, в начальной школе принципиальна даже последовательность выполнения заданий. Такой факт: родители обратились по поводу сложности домашнего задания. Оказалось, что учительница задала детям для выполнения дома упражнение, рассчитанное на объяснение нового материала. Но ведь домашние упражнения не случайно отмечены в учебниках специальным значком. Задания в них строго дозированы в соответствии с санитарными нормами, требования к их формулировке повышенные.
К сожалению, педагоги часто стремятся к результату любой ценой. Именно поэтому в нарушение всех нормативных документов учителя дают первоклассникам работу на дом, а во 2—4-х классах объeмы домашних заданий увеличиваются по сравнению с предлагаемыми в учебниках. И все это происходит под девизом «учебник плохой, поэтому надо отрабатывать дома». Учебник сам по себе не дает знаний, их из него нужно взять и осмыслить. И в начальных классах этим процессом должен грамотно руководить учитель.
Валентина ГИНЧУК, заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования:
— Сейчас проводится конкурс на создание учебных пособий, соответствующих обновленным программам. Уже завершились 3 этапа конкурса. В составе авторских коллективов-победителей — преподаватели вузов, методисты учреждений дополнительного образования взрослых, специалисты нашего института и учителя-практики. Проходит 4-й этап. Мы приглашаем к участию специалистов со своим представлением о том, каким должен быть школьный учебник, и готовых реализовать его.
Инесса СЛЕСАРЬ, начальник отдела методического обеспечения естественно-математического образования Национального института образования:
— Перед авторами учебных пособий стоит сложная задача: отобрать наиболее важную с точки зрения развития личности информацию, которая соответствует, с одной стороны, современному уровню развития науки, с другой — возрастным познавательным особенностям детей. В учебном пособии должны быть одновременно реализованы принципы научности и доступности изложения материала.
Принцип доступности, отмечают учителя-эксперты, принимавшие участие в опытной проверке, реализуется в некоторых учебниках не в полной мере. Не всегда объем материала соответствует времени, отводимому на его изучение. Сложен и язык изложения. Не всегда учтен уровень образовательной подготовки школьников. Например, сложные, по мнению экспертов, — темы «План местности» в учебнике по географии для 6-го класса, раздел «Органическая химия» в 9-м классе.
— Учение невозможно без интеллектуального усилия. Только в меру трудный материал, когда школьнику надо думать и анализировать, поможет развиваться. Родители, если вы говорите: «Мой ребенок прочитал и не понял» — задумайтесь, а приложил ли он усилие? Знает ли, что понимания надо добиваться, стремиться к нему? Иждивенческие настроения относительно содержания образования, когда все должно быть легко, понятно и мало по объему, чреваты в перспективе снижением интеллектуального потенциала общества. Хороший учебник не может быть легким: тогда он скучен. С точки зрения ребенка, он должен быть интересным и в меру трудным. Поэтому пособия надо не упрощать, а повышать их обучающую и развивающую эффективность.
— В базовом учебнике содержание учебного предмета должно быть систематизировано, в объеме, минимально необходимом и достаточном для качественного общего среднего образования. К нему могут разрабатываться печатные приложения и электронные компоненты, расширяющие и дополняющие основную информацию. В связи с этим базовый учебник должен наряду с традиционными выполнять навигационную функцию — ориентировать учащихся в поиске материала в других компонентах учебно-методического комплекса по предмету.
Содержание должно быть практико-ориентированным. Учащимся нужно не просто знать, но и уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. В базовом учебнике будет предложена система заданий, в которых требуется анализировать ситуацию, выявлять проблему и использовать усвоенные знания для ее решения.
— В 2015 году в Национальном институте образования разработана инновационная модель учебника-навигатора и создан макетный образец учебника-навигатора по органической химии для 10-го класса. К его ключевым характеристикам следует отнести мультимедийность контента, интерактивность, связь с другими учебно-методическими материалами по предмету. Думается, что такой учебник заинтересует и учеников, и учителей, будет способствовать качественному усвоению учебного материала.
Но это не означает, что все бумажные учебники будут или должны быть заменены на электронные. Анализ мировой практики показывает, что наиболее эффективно параллельное использование и тех и других. За эту же модель использования учебных пособий выступает и большинство наших педагогов (68 процентов). 28 процентов в ходе опроса высказались за традиционный учебник (на печатной основе) и только 4 процента полагают, что электронный учебник со временем должен полностью заменить бумажный.
— Программы вступительных испытаний соответствуют учебным программам для учреждений общего среднего образования. Учебные пособия содержат весь материал, необходимый для сдачи централизованного тестирования.
Подготовиться к ЦТ, не прибегая к услугам репетиторов, можно. Но при этом потребуются умение учиться (организовывать свой учебный труд, работать с информацией) и, конечно, волевые усилия. Именно так готовились к вступительным экзаменам в вузы те, кто утверждает, что «окончил советскую школу и поступил без репетитора». Нужно понимать: подготовка к ЦТ — это ежедневный кропотливый труд. Конкурентоспособным будет тот, кто усвоит материал лучше, чьи навыки окажутся более совершенными. Однако одному ребенку для понимания темы надо решить пять подобных задач, а другому — десять. На этот случай по всем предметам изданы сборники задач, дидактические и контрольно-измерительные материалы, в которые включены задания различной степени сложности.
Для успешной сдачи тестирования рекомендуется использовать учебно-методический комплекс по предмету — учебное пособие, рабочую тетрадь, книгу для чтения, сборник задач и т.д.
Тем, кто готовится к ЦТ, нелишним будет прорешать демонстрационные версии тестов. Их можно найти на сайте Республиканского института контроля знаний. Советую использовать и электронные образовательные ресурсы, размещенные на портале adu.by (раздел — «Электронное обучение»). Доступ к этим ресурсам бесплатный.
Если в процессе подготовки возникнут трудности, всегда можно обратиться к педагогу. Сегодня в школах проводятся поддерживающие занятия, на которых помогут уточнить непонятное и наверстать упущенное. Есть стимулирующие и факультативные занятия. Тем, кто определился с выбором будущей профессии и учебных предметов для сдачи на ЦТ, в 10—11-х классах можно изучать эти предметы на повышенном уровне.
По современным пособиям невозможно ни учить, ни учиться
Марына БАРЫСАВА, настаўнік беларускай мовы і літаратуры Брынёўскага дзіцячага сада—сярэдняй школы Петрыкаўскага раёна:
Евгений ЛИВЯНТ, соучредитель крупного репетиторского центра республики, репетитор по математике и физике:
— Практика — критерий истины. А практика заключается в том, что по современным школьным учебникам невозможно ни учить, ни учиться. Плохое качество учебников — одна из причин крайне низкого уровня современных школьников по всем предметам. Школьник, пропустив урок, не в состоянии самостоятельно наверстать упущенное, в этом не помогут ему и родители. Пусть даже у них очень хорошее образование. Учебники написаны на каком-то странном научно-бюрократическом языке, чрезмерно изобилуют специализированной терминологией, в них много ошибок.
Наталья КУХАРЕВА, мама троих школьников, педагог:
— Тех, кто создает сегодня учебники, можно только пожалеть: новые выходят чуть ли не каждый год. Но хороший учебник невозможно сделать за такой короткий срок! Считаю, учебник должен служить долго, лет десять, а то и дольше. Конечно, при переизданиях нужно вносить изменения, исправления, усовершенствования. Тогда и ошибок в нем будет не в пример меньше, а то постоянно слышишь нарекания на их количество.
— Один из ведущих белорусских хирургов, который хотел помочь сыну с учебой, сказал мне: «До того, как я открыл учебник биологии, думал, что знаю этот предмет». И еще наглядный пример из учебника по математике (5-й класс): «Если часть выражена дробью, то, чтобы найти число по части от него, можно часть от числа разделить на эту дробь». Программы и учебники по биологии я считаю бессмысленной тратой государственных средств, времени и нервов учеников, учителей. Создается впечатление, что эти пособия нужны, чтобы остальные не казались столь ужасными. А вообще, за все годы белорусской независимости из нескольких сотен изданных учебников хорошими считаю только «Букварь» Сторожевой, историю Беларуси и физику под редакцией Лещинского.
— Моя старшая дочь учится в 8-м классе. Самые сложные учебники – по химии и биологии. Вот скажите, зачем 13-летней девушке строение колец внутри червя? Может, за это время, пока она их зарисовывает и заучивает, можно было получить какие-то более важные знания? Еще из претензий — очень мелкий шрифт. И отсутствие тезисности. Дочь сама выписывает из параграфа основные мысли. Но не все ученики так ответственно подходят к обучению. По-моему, правильно было бы выделять наиболее важные сведения.
И еще. Современный старшеклассник хочет понимать, для чего ему эти знания, как они пригодятся в жизни. Вряд ли его за это можно упрекать. Обилие информации вынуждает фильтровать ее потоки. А учебники часто грешат тем, что оторваны от практики, от жизни. Вот школьники и не считают нужным заучивать то, что, по их мнению, им не нужно.
— Идея базового учебника кажется мне правильной. Он должен быть основой основ и содержать только академические фундаментальные знания. Никакой лишней мишуры. Никакой воды, никаких бесполезных задач якобы для развития фантазии. А в дополнение к учебнику можно издавать пособия и брошюрки хоть каждый месяц. Главное, что учебник останется незыблемым. А учитель уже сам выберет, какой дополнительной литературой пользоваться. Ведь вообще-то все зависит от педагога: хороший профессионал и без учебника научит.
— Мне не здаецца, што мы павінны адмовіцца ад падручнікаў на паперы. Але ж педагог можа рэгуляваць пазнавальны працэс, уключаць дадатковыя матэрыялы, карыстацца рознымі навукова-метадычнымі дапаможнікамі — і ўсё гэта ў электронным выглядзе.
— Электронные учебники лично мне в определенном смысле кажутся предпочтительнее: и лес можно сохранить от вырубки, и портфели у школьников полегче будут.
Мария КУЗНЕЦОВА, ученица 11-го класса, будущая абитуриентка:
— Я только за! Многие мои одноклассники пользуются планшетами, закачивая туда учебники. Учителя не возражают. Это удобно: все книги всегда под рукой и не надо таскать тяжести в рюкзаке. Кто-то может возразить, что это плохо для зрения. Но в современных гаджетах используются электронные чернила и электронная бумага, которые для глаз даже менее вредны, чем обычные. И еще важно, чтобы в электронный учебник нельзя было закачать ничего лишнего, чтобы школьники не «зависали» в играх и соцсетях.
— Мне здаецца, без дадатковай літаратуры падрыхтавацца да ЦТ не атрымаецца. Я працую ў звычайнай сельскай школе. Выпускнікоў у нас у гэтым годзе 7 чалавек, 5 з іх здаюць тэсты па беларускай мове. Мы займаемся ў школе на дадатковых і факультатыўных занятках. Праграмнай літаратуры недастаткова. Нічога не застаецца, як набываць дапаможнікі.
Паслугамі рэпетытара вяскоўцы карыстаюцца рэдка, можа, адзінкі. У нашым выпадку трэба везці дзіця ў Петрыкаў (гэта каля 30 кіламетраў). Раскоша! Таму ўвесь цяжар праблемы кладзецца на педагогаў. Мы да такой сітуацыі ставімся з разуменнем, не лічымся з асабістым часам: застаёмся і да 6—7 вечара, і па суботах працуем.
— Наш центр подготовил к вступительным экзаменам более тысячи абитуриентов. И на основе этого опыта я могу сказать, что репетиторы школьные учебники вообще не используют в своей работе, абитуриенты тоже, хорошие учителя старших классов по учебникам только параграфы в журнал записывают, учат они по российским пособиям или покупают специальные. Подготовка к ЦТ с помощью школьных учебников — это оксюморон, что-то вроде «жареного льда». Да и авторы этих учебников вряд ли используют свои книги в своей репетиторской практике.
— Думаю, нет. Особенно в вузы с высоким проходным баллом. Мне кажется, что умею учиться, взрослые на меня «не давят», но при этом хожу в репетиционный центр – как на индивидуальные, так и на групповые занятия по английскому, математике и русскому. И в нашем классе нет ученика, который бы не посещал репетитора, чаще всего по нескольким предметам. И это несмотря на дополнительные занятия в школе и подготовительные курсы в вузах. Кроме того, используем очень много дополнительной литературы. Учителя приносят на уроки распечатки, мы покупаем книжки, пособия. Кстати, репетиторы не используют во время наших занятий школьные учебники.
От редакции
Очередная попытка улучшить качество отечественных учебников – далеко не первая. Увы. Что же делается не так? Почему в адрес авторов и разработчиков то и дело слышатся упреки — справедливые или не очень? Возможно, потому, что тот, кто создает учебник, все же должен слушать, слышать и понимать тех, кто по нему в последствии будет учиться и учить. И при этом не забывать о главной функции пособий – образовательной.
И здесь важна золотая середина. Чтобы, с одной стороны, образование для школьника не стало легкой прогулкой, поскольку в таком случае он попросту не сможет получить достаточное для своего развития количество знаний, умений и навыков. С другой же, учебник не должен превращаться в непролазные дебри из наукоемких терминов, объемных определений и лишней информации.
Сегодня «СГ» дала возможность высказаться тем, кто так или иначе заинтересован в создании по-настоящему качественных, доступных, интересных и эффективных учебников. Возможно, это не полный круг тех, кто мог бы участвовать в дискуссии. Поэтому точку мы не ставим и приглашаем к обсуждению всех, кому есть что сказать по этому поводу.
Каким должен быть современный учебник? Однозначного ответа на этот вопрос нет: одни педагоги ратуют за традиционные книги, другие активно поддерживают хотя бы частичный переход к цифре. С 2015 года в стране стартовало обновление пособий для всех классов, и книги шаг за шагом не только меняют содержание и формат, но и приобретают немало интересных дополнений, когда учебник можно использовать в тандеме со смартфоном или планшетом. Представители образования не скрывают: эти новые возможности — попытка заинтересовать современное поколение учеников. Корреспонденты «СБ» изучили основные технические «фишки» пособий, которые появятся на партах школьников в этом учебном году.
Оживающие картинки
Но оживают картинки и в учебниках для школьников постарше. К примеру, физика для 8 класса. Вот с помощью смартфона картинка лабораторных опытов с магнитами превращается в наглядное мини–видео. Всего лишь небольшое дополнение к привычному уроку, а уже интереснее. Или в учебнике по географии за 7 класс, где с восторгом наблюдаем дрейф материков. А затем открываем «Искусство» для 8 класса, к которому приложен еще и диск. Чем удивят здешние иллюстрации? Предложением отправиться на небольшую видеоэкскурсию.
На следующий год «ожить» могут и пособия для старшей школы. Представители Лицея БГУ, в активе которых уже есть работающий учебник–навигатор, выиграли конкурс на создание пособия по химии для 10 класса. 3D–модели обещают появиться и в биологии: на экране смартфона можно будет рассмотреть, к примеру, внутреннее и внешнее строение речного рака или паука–крестовика. Но представители Национального института образования подчеркивают: такие дополнения должны быть методически целесообразными, работать на общую цель урока — изучение учебного материала.
Задания через QR–код
Интерактивные задания, обозначенные QR–кодом, можно найти практически во всех современных учебниках. Что и говорить, эта технология уже привычна для современных школьников. Как работает? Подносим смартфон, на котором установлена специальная программка, к QR–коду — на экране появляется очередное задание. Например, составить исторический пазл, соотнести понятия и их определения или открыть картинку по кусочкам, соединив события с датами, скажем, эпохи Великих географических открытий. В качестве примера Светлана Кудрявцева, автор учебника по всемирной истории для 7 класса, демонстрирует на смартфоне задание, в котором нужно правильно соотнести названия частей доспехов средневекового рыцаря с их изображениями. Да уж, непросто, но увлекательно. Наша собеседница поясняет: «Такие задания необязательны для выполнения, но они помогают формировать интерес к изучению учебного предмета».
От теории к практике
Новые учебники отличаются еще и более совершенным методическим аппаратом. Проще говоря, кроме обязательного текста информация представлена в виде таблиц, схем, иллюстраций, диаграмм. Начальник методического центра Национального института образования Людмила Романовская обращает наше внимание на учебник геометрии для 8 класса, где можно найти задачу, предлагающую посчитать площадь двора Несвижского замка. Или как вам такое задание: рассчитайте высоту стелы «Минск — город–герой» при помощи зеркала и с учетом собственного роста. Немало и задачек, прямого ответа на которые нет в самом параграфе, — придется применять полученные знания в незнакомой ситуации. Специалист зачитывает одну из них, про фантастический фильм об угасании Солнца и гибели всего живого на Земле. В финале мрачную обледенелую планету освещала только серебристая Луна. Что не так? Внимательный школьник должен сообразить: Луна не излучает свет, она не способна ничего освещать без Солнца.
Еще один повод освоить теорию на практике — значки, ориентирующие учеников на музеи, которые можно посетить по изучаемой теме. Впервые такая «фишка» появилась в «Истории Беларуси» за 6 класс, но уже есть и для 7 класса, и для 8–го. В рамках познания всемирной истории непросто поехать по изучаемому адресу, поэтому на выручку опять приходят технологии: пособия предлагают ссылки на виртуальные экскурсии по мировым музеям.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Работа над школьными учебными программами и учебниками, пожалуй, из тех, которая не прекращается никогда. Корректировки, шлифовки, переиздания. Впрочем, нынешний год в своем роде знаковый, ведь именно сейчас завершается масштабная работа по обновлению учебных программ, начатая шесть лет назад. С 2015/16 учебного года с ними знакомились класс за классом. В 2021-м новинку оценят одиннадцатиклассники. Корреспондент «Р» в Национальном институте образования листала новые учебники и узнавала, что ожидает выпускные классы в новом учебном году.
Контент каждого нового школьного учебника — белорусский.
Работа завершается
Учеба на третьей школьной ступени — закрепление полученных знаний. Здесь повторяют, систематизируют, углубляют все то, что прошли за предыдущие девять лет. А отдельные предметы и вовсе изучаются на проблемно-теоретическом уровне, говорит заместитель директора НИО по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко:
— Чтобы понять, о чем речь, приведу пример из учебной программы по истории Беларуси. История в 10-м и 11-м классах изучается от древности до современности по таким направлениям, как общественно-политическое, социально-экономическое развитие, формирование белорусской государственности, Беларусь в системе международных отношений и т.д. В фокусе внимания — темы с актуальным для сегодняшнего дня контекстом. Например, при изучении Великой Отечественной войны анализируется и дается оценка деятельности коллаборационистских организаций.
В целом, рассказали в Национальном институте образования, программы для старших классов пережили те же изменения, что и программы для остальных. В основном это исключение дублирования учебного материала, которое столько критиковали в предыдущие годы, усиление межпредметных связей, а в случае необходимости — перераспределение учебного материала между классами.
— Если материал сложный, его изучение мы переносили в старшие классы, — отмечает Ольга Зеленко. — Так, темы «Химические компоненты живых организмов» и «Клетка — структурная и функциональная единица живых организмов» по биологии теперь изучаются не в 10-м, а в 11-м классе.
Учеба — практике
А некоторые темы и вовсе ввиду сложности их усвоения или отсутствия практикоориентированности, по словам Ольги Зеленко, из программы исключили:
— В русской литературе, например, есть так называемые обзорные темы, посвященные литературе определенного периода. Теперь в 11-м классе на базовом уровне их количество сокращено. В составе оставшихся уменьшен объем учебного материала. Сокращен также перечень обязательных для усвоения понятий.
К слову, практикоориентированность проходит через обновленное содержание образования красной нитью. Передо мной — учебник по биологии для 11-го класса, параграф № 7. Тема «Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК». Прямо скажем, и на слух непросто. Но замдиректора НИО по методической работе Людмила Романовская подносит к учебнику телефон. И QR-код, уже привычный для нового поколения учебников, тему оживляет. Мы получаем ДНК из самого обычного банана.
— Возможно, не каждый школьник повторит процедуру самостоятельно. Но, согласитесь, благодаря наглядности сложная тема стала проще для восприятия. Да и бананы едят практически все. Надеемся, что рубрика «Мои биологические исследования» одиннадцатиклассникам понравится. В целом важная задача образования — донести до ребят понимание, в каких жизненных ситуациях и какие знания им могут понадобиться.
Но, конечно, идти только по пути сокращения невозможно. Иногда, говорит Ольга Зеленко, специалисты, прислушиваясь к педагогам-практикам, напротив, какие-то темы в учебную программу включают. Так, с этого года на уроках русской литературы одиннадцатиклассники познакомятся с ранней лирикой Иосифа Бродского, творчеством Александра Вампилова. В программе по белорусской литературе список произведений для дополнительного чтения разнообразили современные авторы, в том числе Михаил Башлаков.
Межпредметные связи — еще один важный аспект, которому уделили особое внимание.
— Как и в предыдущих классах, мы серьезно поработали над программой 11-го. Чтобы при изучении тех или иных тем школьники могли опираться на знания по другим предметам, разработчики программ трудились вместе — химики с биологами, математики с физиками.
Замдиректора НИО по методической работе Людмила РОМАНОВСКАЯ убеждена: новые учебники пришлись по душе не только школьникам, но и их родителям.
Контент национальный
Внедряя новое, необходимо получать отклик. И этот вопрос — на постоянном контроле НИО. Педагоги, родители и сами учащиеся могут делиться мнениями на национальном образовательном портале. Важна оценка и международных экспертов, подчеркивает Ольга Зеленко:
— В 2018 году наша страна впервые приняла участие в международном исследовании PISA и показала достойный результат. Кстати, эта программа проверяет способность 15-летних учащихся применять полученные знания при решении реальных жизненных задач. Убеждена, что хорошие результаты наших школьников — это следствие того, что они учились по обновленным учебным программам и пособиям.
Если сравнивать белорусскую систему образования и стран-соседок, отличия можно увидеть, взяв в руки любой учебник. Контент каждого из них будет белорусским. Здесь, акцентируют специалисты, отражено то, чем можно и нужно гордиться. Яркое подтверждение находим на страницах учебника географии для 11-го класса.
— Мы завершаем изучение предмета блоком общей географии, — показывает книгу Людмила Романовская. — Курс 11-го класса называется «Глобальные проблемы человечества». Здесь мы говорим о мировых экологических и социально-экономических проблемах. Но, несмотря на отсутствие регионального обзора, каждый параграф содержит рубрику «Мир и Беларусь», которая фокусирует внимание детей на том, как та или иная ситуация, проблема, тенденция находит отражение в нашей стране. И я хочу сказать: нам есть чем гордиться.
Национальный контент есть даже в задачках по математике. Здесь машины выезжают не из пункта А в пункт Б, а, скажем, из Минска в Витебск. Из учебника астрономии ребята узнают, например, как созвездие Кассиопеи отражалось в представлении белорусов — в истории и культуре.
В этом году одиннадцатиклассников ожидают 14 новых учебников.
Учебник, которым можно гордиться
Говоря о новых учебниках, Людмила Романовская подчеркивает: задача перед авторскими коллективами стояла непростая. Старые учебники много ругали. Нужно было создать ни много ни мало учебник, которым можно было бы гордиться. И, убеждена специалист, у авторских коллективов это получилось. В 2021-м одиннадцатиклассников ожидают 14 новых учебников. Информация, заверяют авторы, подана нестандартно и интересно. Например, в обществоведении активно использована инфографика, интригует Людмила Романовская:
— Мы знаем, что учебники ждут с нетерпением. Ребята, которые в этом году придут в 11-й класс, вообще первопроходцы. Они первыми тестировали все наши учебники. Они ищут QR-коды, инфографику, поскольку умеют с этим работать и получают удовольствие от всего нового.
К слову, авторам предстояло решить еще одну важную задачу: как в один учебник уместить возможности для использования на базовом и повышенном уровнях обучения? Подсмотреть решение задачи было негде — полагались только на себя. И оно было найдено.
— Мы обеспечили возможность изучения предметов на повышенном уровне с помощью электронных приложений. На национальном образовательном портале есть ресурс profil.adu.by. Реализовано это таким образом: в базовом учебнике в определенных местах есть ссылки на электронные помощники. Кстати, при желании можно работать только с электронными приложениями, которые масштабируются на любой гаджет. Причем доступ к ресурсу есть у любого учащегося независимо от класса. Исключение составили лишь материалы для повышенного уровня по алгебре и геометрии: они вошли в сборники задач и появились в бумажной версии.
Похоже, новые учебники пришлись по душе не только школьникам, но и их родителям. По крайней мере, ни жалоб, ни негативного сравнения с учебниками советской эпохи в НИО последние годы уже не слышали. Впрочем, специалисты поясняют феномен старых учебников банальной привычкой. Выросшим в те времена, чтобы вспомнить тему и помочь ребенку в изучении материала, удобнее ориентироваться в учебниках своего детства. Сегодняшний учебник — инструмент новый. Его нужно уметь использовать, говорит Людмила Романовская:
— Здесь много нюансов, которые под силу уже молодому поколению. Они растут в новой действительности. Нам ни в коем случае нельзя говорить, что учебник должен быть примитивным. Нельзя открыть учебник, посмотреть в полглаза и сказать, мол, я все знаю. Учеба — это труд.
Еще одно значимое событие года — выпуск белорусского букваря, рассказала Людмила Романовская. Презентуют новинку к Дню белорусской письменности:
— Хотелось сделать учебник необыкновенным — все же это первая книга в жизни многих первоклашек. И мы использовали для малышей отснятую на «Беларусьфильме» серию мультфильмов, главной героиней которых стала девочка Кириллица. Каждой букве белорусского алфавита посвящен хороший и познавательный мультфильм, который можно посмотреть через QR-код.
Совершенствование учебных программ и школьных учебников — процесс постоянный: нельзя отставать от жизни. Но именно в последнее пятилетие белорусская система образования глобально пересматривает содержание программ и создает новые учебные пособия практически по всем школьным предметам. Задача – не только сократить нагрузку на школьников, убрав, где необходимо, лишнее и упростив изложение материала, но и «осовременить» содержание и форму самого учебного процесса, сделать его более живым, технологичным, практикоориентированным, а также реализовать принцип относительной завершенности образования на второй ступени общего среднего образования. Переход на обновленные учебные программы и учебники планируется завершить в течение ближайших трех лет. Что уже удалось сделать, и как оценивают происходящие изменения педагоги и учащиеся, обсудили эксперты.