Новое поколение учебников для начальной школы в Беларуси

Новое поколение учебников для начальной школы в Беларуси pos gosuslugi

ТЕМУ школьных учебников сегодня не обсуждает, пожалуй, только ленивый. Начало было положено после того, как Глава государства покритиковал сложившуюся ситуацию. Александр Лукашенко потребовал: «Нам необходимы качественные учебники! Я уже это повторяю не в первый раз! Нет хороших учебников — не будет докторов и профессоров в будущем!» Учебники, по мнению Президента, должны быть правдивыми, интересными, с четко изложенными материалами и понятными детям.

Неоднократно поднимала проблему и «СГ», ведь именно с образования, со школьной скамьи государство начинает ковать главный ресурс в экономике — человеческий капитал. Поэтому так пристально и присматриваемся к национальной системе учебников. Чтобы понять, в каком русле должны быть усовершенствованы пособия, найдется ли место на парте для электронной книги и реально ли самостоятельно подготовиться к ЦТ, корреспонденты «СГ» поинтересовались мнением тех, кто пишет учебники, и тех, кто ими пользуется. Всем участникам опроса мы задали одинаковые вопросы:

1. Качество отечественных учебников сегодня многие ставят под сомнение. Согласимся, проблема есть.

В чем, на ваш взгляд, несовершенство пособий? Их сильные стороны?

3. Утверждена концепция базового учебника. Каким он вам представляется?

4. Возможно, уже пора отказаться от традиционных бумажных учебников и перейти на электронные?

5. А реально ли подготовиться к ЦТ, не покупая дополнительные учебные пособия и не обращаясь к репетитору?

Интеллектуальное усилие помогает развиваться

— Наши учебники созданы в лучших традициях советской школы, что скорее комплимент, чем недостаток. В них — вопросы для повторения пройденного, новый дополнительный материал, задания и упражнения для закрепления и отработки умений и навыков. В последнее время стало больше заданий, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Создается и новое поколение учебных пособий. К примеру, по иностранным языкам. Эти учебные пособия имеют выраженную коммуникативную направленность: в них есть упражнения как для работы индивидуально, так и в парах, и в группах, то есть они учат взаимодействовать, общаться, развивают логическое мышление и языковую догадку. К учебным пособиям прилагаются электронные диски, где тексты начитаны носителями языков. Это важно: учащиеся слышат живую иностранную речь.

Выявить и устранить недостатки учебников помогает опытная проверка. Ее проходят все новые учебные пособия. Эксперты — педагоги-практики — анализируют содержание, эффективность учебных заданий. Параллельно мы изучаем мнение учителей, учеников, родителей. Рекомендации экспертов передаются авторам, чтобы каждое последующее переиздание сделать более качественным. К слову, учебники советской школы, которые сегодня многим кажутся идеальными, имели до 20 переизданий.

Надежда АНТОНОВА, начальник отдела методического обеспечения начального образования Национального института образования: 

— Качественным учебник делает не только его содержание, но и компетентность педагога. К примеру, в начальной школе принципиальна даже последовательность выполнения заданий. Такой факт: родители обратились по поводу сложности домашнего задания. Оказалось, что учительница задала детям для выполнения дома упражнение, рассчитанное на объяснение нового материала. Но ведь домашние упражнения не случайно отмечены в учебниках специальным значком. Задания в них строго дозированы в соответствии с санитарными нормами, требования к их формулировке повышенные.

К сожалению, педагоги часто стремятся к результату любой ценой. Именно поэтому в нарушение всех нормативных документов учителя дают первоклассникам работу на дом, а во 2—4-х классах объeмы домашних заданий увеличиваются по сравнению с предлагаемыми в учебниках. И все это происходит под девизом «учебник плохой, поэтому надо отрабатывать дома». Учебник сам по себе не дает знаний, их из него нужно взять и осмыслить. И в начальных классах этим процессом должен грамотно руководить учитель.

Валентина ГИНЧУК, заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования: 

— Сейчас проводится конкурс на создание учебных пособий, соответствующих обновленным программам. Уже завершились 3 этапа конкурса. В составе авторских коллективов-победителей — преподаватели вузов, методисты учреждений дополнительного образования взрослых, специалисты нашего института и учителя-практики. Проходит 4-й этап. Мы приглашаем к участию специалистов со своим представлением о том, каким должен быть школьный учебник, и готовых реализовать его.

Инесса СЛЕСАРЬ, начальник отдела методического обеспечения естественно-математического образования Национального института образования: 

— Перед авторами учебных пособий стоит сложная задача: отобрать наиболее важную с точки зрения развития личности информацию, которая соответствует, с одной стороны, современному уровню развития науки, с другой — возрастным познавательным особенностям детей. В учебном пособии должны быть одновременно реализованы принципы научности и доступности изложения материала.

Принцип доступности, отмечают учителя-эксперты, принимавшие участие в опытной проверке, реализуется в некоторых учебниках не в полной мере. Не всегда объем материала соответствует времени, отводимому на его изучение. Сложен и язык изложения. Не всегда учтен уровень образовательной подготовки школьников. Например, сложные, по мнению экспертов, — темы «План местности» в учебнике по географии для 6-го класса, раздел «Органическая химия» в 9-м классе.

— Учение невозможно без интеллектуального усилия. Только в меру трудный материал, когда школьнику надо думать и анализировать, поможет развиваться. Родители, если вы говорите: «Мой ребенок прочитал и не понял» — задумайтесь, а приложил ли он усилие? Знает ли, что понимания надо добиваться, стремиться к нему? Иждивенческие настроения относительно содержания образования, когда все должно быть легко, понятно и мало по объему, чреваты в перспективе снижением интеллектуального потенциала общества. Хороший учебник не может быть легким: тогда он скучен. С точки зрения ребенка, он должен быть интересным и в меру трудным. Поэтому пособия надо не упрощать, а повышать их обучающую и развивающую эффективность.

— В базовом учебнике содержание учебного предмета должно быть систематизировано, в объеме, минимально необходимом и достаточном для качественного общего среднего образования. К нему могут разрабатываться печатные приложения и электронные компоненты, расширяющие и дополняющие основную информацию. В связи с этим базовый учебник должен наряду с традиционными выполнять навигационную функцию — ориентировать учащихся в поиске материала в других компонентах учебно-методического комплекса по предмету.

Содержание должно быть практико-ориентированным. Учащимся нужно не просто знать, но и уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. В базовом учебнике будет предложена система заданий, в которых требуется анализировать ситуацию, выявлять проблему и использовать усвоенные знания для ее решения.

— В 2015 году в Национальном институте образования разработана инновационная модель учебника-навигатора и создан макетный образец учебника-навигатора по органической химии для 10-го класса. К его ключевым характеристикам следует отнести мультимедийность контента, интерактивность, связь с другими учебно-методическими материалами по предмету. Думается, что такой учебник заинтересует и учеников, и учителей, будет способствовать качественному усвоению учебного материала. 

Но это не означает, что все бумажные учебники будут или должны быть заменены на электронные. Анализ мировой практики показывает, что наиболее эффективно параллельное использование и тех и других. За эту же модель использования учебных пособий выступает и большинство наших педагогов (68 процентов). 28 процентов в ходе опроса высказались за традиционный учебник (на печатной основе) и только 4 процента полагают, что электронный учебник со временем должен полностью заменить бумажный.

— Программы вступительных испытаний соответствуют учебным программам для учреждений общего среднего образования. Учебные пособия содержат весь материал, необходимый для сдачи централизованного тестирования.

Читайте также:  Книгочет пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями

Подготовиться к ЦТ, не прибегая к услугам репетиторов, можно. Но при этом потребуются умение учиться (организовывать свой учебный труд, работать с информацией) и, конечно, волевые усилия. Именно так готовились к вступительным экзаменам в вузы те, кто утверждает, что «окончил советскую школу и поступил без репетитора». Нужно понимать: подготовка к ЦТ — это ежедневный кропотливый труд. Конкурентоспособным будет тот, кто усвоит материал лучше, чьи навыки окажутся более совершенными. Однако одному ребенку для понимания темы надо решить пять подобных задач, а другому — десять. На этот случай по всем предметам изданы сборники задач, дидактические и контрольно-измерительные материалы, в которые включены задания различной степени сложности.

Для успешной сдачи тестирования рекомендуется использовать учебно-методический комплекс по предмету — учебное пособие, рабочую тетрадь, книгу для чтения, сборник задач и т.д.

Тем, кто готовится к ЦТ, нелишним будет прорешать демонстрационные версии тестов. Их можно найти на сайте Республиканского института контроля знаний. Советую использовать и электронные образовательные ресурсы, размещенные на портале adu.by (раздел — «Электронное обучение»). Доступ к этим ресурсам бесплатный.

Если в процессе подготовки возникнут трудности, всегда можно обратиться к педагогу. Сегодня в школах проводятся поддерживающие занятия, на которых помогут уточнить непонятное и наверстать упущенное. Есть стимулирующие и факультативные занятия. Тем, кто определился с выбором будущей профессии и учебных предметов для сдачи на ЦТ, в 10—11-х классах можно изучать эти предметы на повышенном уровне.

По современным пособиям невозможно ни учить, ни учиться

Марына БАРЫСАВА, настаўнік беларускай мовы і літаратуры Брынёўскага дзіцячага сада—сярэдняй школы Петрыкаўскага раёна:

Евгений ЛИВЯНТ, соучредитель крупного репетиторского центра республики, репетитор по математике и физике:

— Практика — критерий истины. А практика заключается в том, что по современным школьным учебникам невозможно ни учить, ни учиться. Плохое качество учебников — одна из причин крайне низкого уровня современных школьников по всем предметам. Школьник, пропустив урок, не в состоянии самостоятельно наверстать упущенное, в этом не помогут ему и родители. Пусть даже у них очень хорошее образование. Учебники написаны на каком-то странном научно-бюрократическом языке, чрезмерно изобилуют специализированной терминологией, в них много ошибок.

Наталья КУХАРЕВА, мама троих школьников, педагог: 

— Тех, кто создает сегодня учебники, можно только пожалеть: новые выходят чуть ли не каждый год. Но хороший учебник невозможно сделать за такой короткий срок! Считаю, учебник должен служить долго, лет десять, а то и дольше. Конечно, при переизданиях нужно вносить изменения, исправления, усовершенствования. Тогда и ошибок в нем будет не в пример меньше, а то постоянно слышишь нарекания на их количество. 

— Один из ведущих белорусских хирургов, который хотел помочь сыну с учебой, сказал мне: «До того, как я открыл учебник биологии, думал, что знаю этот предмет». И еще наглядный пример из учебника по математике (5-й класс): «Если часть выражена дробью, то, чтобы найти число по части от него, можно часть от числа разделить на эту дробь». Программы и учебники по биологии я считаю бессмысленной тратой государственных средств, времени и нервов учеников, учителей. Создается впечатление, что эти пособия нужны, чтобы остальные не казались столь ужасными. А вообще, за все годы белорусской независимости из нескольких сотен изданных учебников хорошими считаю только «Букварь» Сторожевой, историю Беларуси и физику под редакцией Лещинского.

— Моя старшая дочь учится в 8-м классе. Самые сложные учебники – по химии и биологии. Вот скажите, зачем 13-летней девушке строение колец внутри червя? Может, за это время, пока она их зарисовывает и заучивает, можно было получить какие-то более важные знания? Еще из претензий — очень мелкий шрифт. И отсутствие тезисности. Дочь сама выписывает из параграфа основные мысли. Но не все ученики так ответственно подходят к обучению. По-моему, правильно было бы выделять наиболее важные сведения. 

И еще. Современный старшеклассник хочет понимать, для чего ему эти знания, как они пригодятся в жизни. Вряд ли его за это можно упрекать. Обилие информации вынуждает фильтровать ее потоки. А учебники часто грешат тем, что оторваны от практики, от жизни. Вот школьники и не считают нужным заучивать то, что, по их мнению, им не нужно. 

— Идея базового учебника кажется мне правильной. Он должен быть основой основ и содержать только академические фундаментальные знания. Никакой лишней мишуры. Никакой воды, никаких бесполезных задач якобы для развития фантазии. А в дополнение к учебнику можно издавать пособия и брошюрки хоть каждый месяц. Главное, что учебник останется незыблемым. А учитель уже сам выберет, какой дополнительной литературой пользоваться. Ведь вообще-то все зависит от педагога: хороший профессионал и без учебника научит. 

— Мне не здаецца, што мы павінны адмовіцца ад падручнікаў на паперы. Але ж педагог можа рэгуляваць пазнавальны працэс, уключаць дадатковыя матэрыялы, карыстацца рознымі навукова-метадычнымі дапаможнікамі — і ўсё гэта ў электронным выглядзе.

— Электронные учебники лично мне в определенном смысле кажутся предпочтительнее: и лес можно сохранить от вырубки, и портфели у школьников полегче будут.

Мария КУЗНЕЦОВА, ученица 11-го класса, будущая абитуриентка: 

— Я только за! Многие мои одноклассники пользуются планшетами, закачивая туда учебники. Учителя не возражают. Это удобно: все книги всегда под рукой и не надо таскать тяжести в рюкзаке. Кто-то может возразить, что это плохо для зрения. Но в современных гаджетах используются электронные чернила и электронная бумага, которые для глаз даже менее вредны, чем обычные. И еще важно, чтобы в электронный учебник нельзя было закачать ничего лишнего, чтобы школьники не «зависали» в играх и соцсетях. 

— Мне здаецца, без дадатковай літаратуры падрыхтавацца да ЦТ не атрымаецца. Я працую ў звычайнай сельскай школе. Выпускнікоў у нас у гэтым годзе 7 чалавек, 5 з іх здаюць тэсты па беларускай мове. Мы займаемся ў школе на дадатковых і факультатыўных занятках. Праграмнай літаратуры недастаткова. Нічога не застаецца, як набываць дапаможнікі.

Паслугамі рэпетытара вяскоўцы карыстаюцца рэдка, можа, адзінкі. У нашым выпадку трэба везці дзіця ў Петрыкаў (гэта каля 30 кіламетраў). Раскоша! Таму ўвесь цяжар праблемы кладзецца на педагогаў. Мы да такой сітуацыі ставімся з разуменнем, не лічымся з асабістым часам: застаёмся і да 6—7 вечара, і па суботах працуем.

— Наш центр подготовил к вступительным экзаменам более тысячи абитуриентов. И на основе этого опыта я могу сказать, что репетиторы школьные учебники вообще не используют в своей работе, абитуриенты тоже, хорошие учителя старших классов по учебникам только параграфы в журнал записывают, учат они по российским пособиям или покупают специальные. Подготовка к ЦТ с помощью школьных учебников — это оксюморон, что-то вроде «жареного льда». Да и авторы этих учебников вряд ли используют свои книги в своей репетиторской практике.

— Думаю, нет. Особенно в вузы с высоким проходным баллом. Мне кажется, что умею учиться, взрослые на меня «не давят», но при этом хожу в репетиционный центр – как на индивидуальные, так и на групповые занятия по английскому, математике и русскому. И в нашем классе нет ученика, который бы не посещал репетитора, чаще всего по нескольким предметам. И это несмотря на дополнительные занятия в школе и подготовительные курсы в вузах. Кроме того, используем очень много дополнительной литературы. Учителя приносят на уроки распечатки, мы покупаем книжки, пособия. Кстати, репетиторы не используют во время наших занятий школьные учебники. 

Читайте также:  Платформа государственных сервисов минцифры россии

От редакции

Очередная попытка улучшить качество отечественных учебников – далеко не первая. Увы. Что же делается не так? Почему в адрес авторов и разработчиков то и дело слышатся упреки — справедливые или не очень? Возможно, потому, что тот, кто создает учебник, все же должен слушать, слышать и понимать тех, кто по нему в последствии будет учиться и учить. И при этом не забывать о главной функции пособий – образовательной. 

И здесь важна золотая середина. Чтобы, с одной стороны, образование для школьника не стало легкой прогулкой, поскольку в таком случае он попросту не сможет получить достаточное для своего развития количество знаний, умений и навыков. С другой же, учебник не должен превращаться в непролазные дебри из наукоемких терминов, объемных определений и лишней информации. 

Сегодня «СГ» дала возможность высказаться тем, кто так или иначе заинтересован в создании по-настоящему качественных, доступных, интересных и эффективных учебников. Возможно, это не полный круг тех, кто мог бы участвовать в дискуссии. Поэтому точку мы не ставим и приглашаем к обсуждению всех, кому есть что сказать по этому поводу.

Каким должен быть современный учебник? Однозначного ответа на этот вопрос нет: одни педагоги ратуют за традиционные книги, другие активно поддерживают хотя бы частичный переход к цифре. С 2015 года в стране стартовало обновление пособий для всех классов, и книги шаг за шагом не только меняют содержание и формат, но и приобретают немало интересных дополнений, когда учебник можно использовать в тандеме со смартфоном или планшетом. Представители образования не скрывают: эти новые возможности — попытка заинтересовать современное поколение учеников. Корреспонденты «СБ» изучили основные технические «фишки» пособий, которые появятся на партах школьников в этом учебном году.

Новое поколение учебников для начальной школы в Беларуси

Оживающие картинки

Но оживают картинки и в учебниках для школьников постарше. К примеру, физика для 8 класса. Вот с помощью смартфона картинка лабораторных опытов с магнитами превращается в наглядное мини–видео. Всего лишь небольшое дополнение к привычному уроку, а уже интереснее. Или в учебнике по географии за 7 класс, где с восторгом наблюдаем дрейф материков. А затем открываем «Искусство» для 8 класса, к которому приложен еще и диск. Чем удивят здешние иллюстрации? Предложением отправиться на небольшую видеоэкскурсию.

На следующий год «ожить» могут и пособия для старшей школы. Представители Лицея БГУ, в активе которых уже есть работающий учебник–навигатор, выиграли конкурс на создание пособия по химии для 10 класса. 3D–модели обещают появиться и в биологии: на экране смартфона можно будет рассмотреть, к примеру, внутреннее и внешнее строение речного рака или паука–крестовика. Но представители Национального института образования подчеркивают: такие дополнения должны быть методически целесообразными, работать на общую цель урока — изучение учебного материала.

Новое поколение учебников для начальной школы в Беларуси

Задания через QR–код

Интерактивные задания, обозначенные QR–кодом, можно найти практически во всех современных учебниках. Что и говорить, эта технология уже привычна для современных школьников. Как работает? Подносим смартфон, на котором установлена специальная программка, к QR–коду — на экране появляется очередное задание. Например, составить исторический пазл, соотнести понятия и их определения или открыть картинку по кусочкам, соединив события с датами, скажем, эпохи Великих географических открытий. В качестве примера Светлана Кудрявцева, автор учебника по всемирной истории для 7 класса, демонстрирует на смартфоне задание, в котором нужно правильно соотнести названия частей доспехов средневекового рыцаря с их изображениями. Да уж, непросто, но увлекательно. Наша собеседница поясняет: «Такие задания необязательны для выполнения, но они помогают формировать интерес к изучению учебного предмета».

Новое поколение учебников для начальной школы в Беларуси

От теории к практике

Новые учебники отличаются еще и более совершенным методическим аппаратом. Проще говоря, кроме обязательного текста информация представлена в виде таблиц, схем, иллюстраций, диаграмм. Начальник методического центра Национального института образования Людмила Романовская обращает наше внимание на учебник геометрии для 8 класса, где можно найти задачу, предлагающую посчитать площадь двора Несвижского замка. Или как вам такое задание: рассчитайте высоту стелы «Минск — город–герой» при помощи зеркала и с учетом собственного роста. Немало и задачек, прямого ответа на которые нет в самом параграфе, — придется применять полученные знания в незнакомой ситуации. Специалист зачитывает одну из них, про фантастический фильм об угасании Солнца и гибели всего живого на Земле. В финале мрачную обледенелую планету освещала только серебристая Луна. Что не так? Внимательный школьник должен сообразить: Луна не излучает свет, она не способна ничего освещать без Солнца.

Новое поколение учебников для начальной школы в Беларуси

Еще один повод освоить теорию на практике — значки, ориентирующие учеников на музеи, которые можно посетить по изучаемой теме. Впервые такая «фишка» появилась в «Истории Беларуси» за 6 класс, но уже есть и для 7 класса, и для 8–го. В рамках познания всемирной истории непросто поехать по изучаемому адресу, поэтому на выручку опять приходят технологии: пособия предлагают ссылки на виртуальные экскурсии по мировым музеям.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Работа над школьными учебными программами и учебниками, пожалуй, из тех, которая не прекращается никогда. Корректировки, шлифовки, переиздания. Впрочем, нынешний год в своем роде знаковый, ведь именно сейчас завершается масштабная работа по обновлению учебных программ, начатая шесть лет назад. С 2015/16 учебного года с ними знакомились класс за классом. В 2021-м новинку оценят одиннадцатиклассники. Корреспондент «Р» в Национальном институте образования листала новые учебники и узнавала, что ожидает выпускные классы в новом учебном году.

Контент каждого нового школьного учебника — белорусский.

Работа завершается

Учеба на третьей школьной ступени — закрепление полученных знаний. Здесь повторяют, систематизируют, углубляют все то, что прошли за предыдущие девять лет. А отдельные предметы и вовсе изучаются на проблемно-теоретическом уровне, говорит заместитель директора НИО по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко: 

— Чтобы понять, о чем речь, приведу пример из учебной программы по истории Беларуси. История в 10-м и 11-м классах изучается от древности до современности по таким направлениям, как общественно-политическое, социально-экономическое развитие, формирование белорусской государственности, Беларусь в системе международных отношений и т.д. В фокусе внимания — темы с актуальным для сегодняшнего дня контекстом. Например, при изу­чении Великой Отечественной войны анализируется и дается оценка деятельности коллаборационистских организаций. 

В целом, рассказали в Национальном институте образования, программы для старших классов пережили те же изменения, что и программы для остальных. В основном это исключение дублирования учебного материала, которое столько критиковали в предыдущие годы, усиление межпредметных связей, а в случае необходимости — перераспределение учебного материала между классами. 

— Если материал сложный, его изучение мы переносили в старшие классы, — отмечает Ольга Зеленко. — Так, темы «Химические компоненты живых организмов» и «Клетка — структурная и функциональная единица живых организмов» по биологии теперь изучаются не в 10-м, а в 11-м классе. 

Читайте также:  Новые законы о детских пособиях матерям

Учеба — практике

А некоторые темы и вовсе ввиду сложности их усвоения или отсутствия практикоориентированности, по словам Ольги Зеленко, из программы исключили: 

— В русской литературе, например, есть так называемые обзорные темы, посвященные литературе определенного периода. Теперь в 11-м классе на базовом уровне их количество сокращено. В составе оставшихся уменьшен объем учебного материала. Сокращен также перечень обязательных для усвоения понятий. 

К слову, практикоориентированность проходит через обновленное содержание образования красной нитью. Передо мной — учебник по биологии для 11-го класса, параграф № 7. Тема «Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК». Прямо скажем, и на слух непросто. Но замдиректора НИО по методической работе Людмила Романовская подносит к учебнику телефон. И QR-код, уже привычный для нового поколения учебников, тему оживляет. Мы получаем ДНК из самого обычного банана. 

— Возможно, не каждый школьник повторит процедуру самостоятельно. Но, согласитесь, благодаря наглядности сложная тема стала проще для восприятия. Да и бананы едят практически все. Надеемся, что рубрика «Мои биологические исследования» одиннадцатиклассникам понравится. В целом важная задача образования — донести до ребят понимание, в каких жизненных ситуациях и какие знания им могут понадобиться. 

Но, конечно, идти только по пути сокращения невозможно. Иногда, говорит Ольга Зеленко, специалисты, прислушиваясь к педагогам-практикам, напротив, какие-то темы в учебную программу включают. Так, с этого года на уроках русской литературы одиннадцатиклассники познакомятся с ранней лирикой Иосифа Бродского, творчеством Александра Вампилова. В программе по белорусской литературе список произведений для дополнительного чтения разнообразили современные авторы, в том числе Михаил Башлаков. 

Межпредметные связи — еще один важный аспект, которому уделили особое внимание. 

— Как и в предыдущих классах, мы серьезно поработали над программой 11-го. Чтобы при изучении тех или иных тем школьники могли опираться на знания по другим предметам, разработчики программ трудились вместе — химики с биологами, математики с физиками.

Замдиректора НИО по методической работе Людмила РОМАНОВСКАЯ убеждена: новые учебники пришлись по душе не только школьникам, но и их родителям.

Контент национальный

Внедряя новое, необходимо получать отклик. И этот вопрос — на постоянном контроле НИО. Педагоги, родители и сами учащиеся могут делиться мнениями на национальном образовательном портале. Важна оценка и международных экспертов, подчеркивает Ольга Зеленко: 

— В 2018 году наша страна впервые приняла участие в международном исследовании PISA и показала достойный результат. Кстати, эта программа проверяет способность 15-летних учащихся применять полученные знания при решении реальных жизненных задач. Убеждена, что хорошие результаты наших школьников — это следствие того, что они учились по обновленным учебным программам и пособиям. 

Если сравнивать белорусскую систему образования и стран-соседок, отличия можно увидеть, взяв в руки любой учебник. Контент каждого из них будет белорусским. Здесь, акцентируют специалисты, отражено то, чем можно и нужно гордиться. Яркое подтверждение находим на страницах учебника географии для 11-го класса. 

— Мы завершаем изучение предмета блоком общей географии, — показывает книгу Людмила Романовская. — Курс 11-го класса называется «Глобальные проблемы человечества». Здесь мы говорим о мировых экологических и социально-экономических проблемах. Но, несмотря на отсутствие регионального обзора, каждый параграф содержит рубрику «Мир и Беларусь», которая фокусирует внимание детей на том, как та или иная ситуация, проблема, тенденция находит отражение в нашей стране. И я хочу сказать: нам есть чем гордиться. 

Национальный контент есть даже в задачках по математике. Здесь машины выезжают не из пункта А в пункт Б, а, скажем, из Минска в Витебск. Из учебника астрономии ребята узнают, например, как созвездие Кассиопеи отражалось в представлении белорусов — в истории и культуре.

Новое поколение учебников для начальной школы в Беларуси

В этом году одиннадцатиклассников ожидают 14 новых учебников.

Учебник, которым можно гордиться

Говоря о новых учебниках, Людмила Романовская подчеркивает: задача перед авторскими коллективами стояла непростая. Старые учебники много ругали. Нужно было создать ни много ни мало учебник, которым можно было бы гордиться. И, убеждена специалист, у авторских коллективов это получилось. В 2021-м одиннадцатиклассников ожидают 14 новых учебников. Информация, заверяют авторы, подана нестандартно и интересно. Например, в обществоведении активно использована инфографика, интригует Людмила Романовская: 

— Мы знаем, что учебники ждут с нетерпением. Ребята, которые в этом году придут в 11-й класс, вообще первопроходцы. Они первыми тестировали все наши учебники. Они ищут QR-коды, инфографику, поскольку умеют с этим работать и получают удовольствие от всего нового. 

К слову, авторам предстояло решить еще одну важную задачу: как в один учебник уместить возможности для использования на базовом и повышенном уровнях обучения? Подсмотреть решение задачи было негде — полагались только на себя. И оно было найдено. 

— Мы обеспечили возможность изучения предметов на повышенном уровне с помощью электронных приложений. На национальном образовательном портале есть ресурс profil.adu.by. Реализовано это таким образом: в базовом учебнике в определенных местах есть ссылки на электронные помощники. Кстати, при желании можно работать только с электронными приложениями, которые масштабируются на любой гаджет. Причем доступ к ресурсу есть у любого учащегося независимо от класса. Исключение составили лишь материалы для повышенного уровня по алгебре и геометрии: они вошли в сборники задач и появились в бумажной версии.

Похоже, новые учебники пришлись по душе не только школьникам, но и их родителям. По крайней мере, ни жалоб, ни негативного сравнения с учебниками советской эпохи в НИО последние годы уже не слышали. Впрочем, специалисты поясняют феномен старых учебников банальной привычкой. Выросшим в те времена, чтобы вспомнить тему и помочь ребенку в изучении материала, удобнее ориентироваться в учебниках своего детства. Сегодняшний учебник — инструмент новый. Его нужно уметь использовать, говорит Людмила Романовская: 

— Здесь много нюансов, которые под силу уже молодому поколению. Они растут в новой действительности. Нам ни в коем случае нельзя говорить, что учебник должен быть примитивным. Нельзя открыть учебник, посмотреть в полглаза и сказать, мол, я все знаю. Учеба — это труд. 

Еще одно значимое событие года — выпуск белорусского букваря, рассказала Людмила Романовская. Презентуют новинку к Дню белорусской письменности: 

— Хотелось сделать учебник необыкновенным — все же это первая книга в жизни многих первоклашек. И мы использовали для малышей отснятую на «Беларусьфильме» серию мультфильмов, главной героиней которых стала девочка Кириллица. Каждой букве белорусского алфавита посвящен хороший и познавательный мультфильм, который можно посмотреть через QR-код.

Совершенствование учебных программ и школьных учебников – процесс постоянный: нельзя отставать от жизни. Но именно в последнее пятилетие белорусская система образования глобально пересматривает содержание программ и создает новые учебные пособия практически по всем школьным предметам. Задача – не только сократить нагрузку на школьников, убрав, где необходимо, лишнее и упростив изложение материала, но и “осовременить” содержание и форму самого учебного процесса, сделать его более живым, технологичным, практикоориентированным, а также реализовать принцип относительной завершенности образования на второй ступени общего среднего образования. Переход на обновленные учебные программы и учебники планируется завершить в течение ближайших трех лет. Что уже удалось сделать, и как оценивают происходящие изменения педагоги и учащиеся, обсудили эксперты.

Оцените статью