Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации pos gosuslugi

Директор: Евдокимова Татьяна Владимировна

Приемная, директор (факс): (3852) 569536
Учительская, зам. директора по УР: (3852) 569537
Бухгалтерия: (3852) 569538
Зам. директора по ВР: (3852) 569539
Зам. директора по АХЧ: (3852) 569540
Вахта: (3852) 569541

Увидеть нас на карте города!
Реквизиты счета МБОУ “Гимназия №74”

Сведения об образовательной организации

Наш сайт — победитель областного конкурса «Web-сайты образовательных учреждений Кемеровской области» в 2012 году в номинации «Самый презентабельный сайт»

Специалистами Регионального центра самоопределения были разработаны методические рекомендации в помощь преподавателям общеобразовательных организаций, специалистам по профориентационной работе.Сборник материалов:  «Объединяя мысли:идеи в области профориентации»

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Сборник составлен по материалам инновационного проекта Регионального центра содействия профессиональному самоопределению обучающихся в 2018-2020 годах. Содержит данные анализа текущей профориентационной работы в образовательных организациях, рекомендации по организации системной профориентационной работы, сценарные планы профориентационных мероприятий, данные социологического исследования профессиональных намерений школьников за 2020 год в инфографике.Сборник методических материалов предназначен специалистам, занимающимся профориентационной работой в образовательных организациях.Стоимость сборника — 350 руб.Уважаемые коллеги, приобрести сборник можно только в магазине печатных изданий Архангельского областного института открытого образования по адресу г. Архангельск, пр. Новгородский д.66.Телефон для справок 8 (8182) 65-20-63Методическое пособие: «Объединяя мысли: сотрудничество в области профориентации.»

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Сборник содержит основные теоретические и практические аспекты организации и проведения профориентационных мероприятий; программы допрофессиональной подготовки и методические разработки мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение учащихся. Представлены работы призёров и победителей Регионального заочного конкурса «Объединяя мысли: сотрудничество в области профориентации».Сборник создан в помощь педагогам, психологам, специалистам, курирующим вопросы профориентационного сопровождения ребёнка.Стоимость сборника — 230 руб.Уважаемые коллеги, приобрести сборник можно только в магазине печатных изданий Архангельского областного института открытого образования по адресу г. Архангельск, пр. Новгородский д.66«Профориентация. Новый взгляд»

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Методические рекомендации созданы в помощь педагогам, психологам, учителям, специалистам, занимающиеся вопросами профориентационного сопровождения ребенка. В методических рекомендациях рассмотрена теория поколений применительно к вопросам профориентации, организация тьюторского сопровождения обучающихся в профориентации, а также предложен алгоритм выбора профессионального пути для современного школьника. Сборник дополнен приложениями с разработками классных часов  по профориентации.Стоимость сборника — 140 руб. Приобрести сборник можно в магазине печатных изданий Архангельского областного института открытого образования по адресу г. Архангельск, пр. Новгородский д.66 тел. 8(8182)65-20-63«Профессиональная траектория. Размышление»Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению обучающихся для 8-9 классов общеобразовательных организаций Архангельской области

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Рабочая тетрадь разработана для курса внеурочной деятельности по профориентации,  содержит теоретический материал и задания практического характера, касающиеся профессий и их алгоритма выбора, профессиограмм, рынка труда, надпрофессиональных навыков. Ряд заданий предполагает самостоятельное изучение дополнительных источников и творческий подход к решению поставленных проблем.Пособие адресовано обучающимся 8-9 классов, а также педагогам и педагогам-психологам, ведущим профориентационную работу в школе.Стоимость тетради — 200 руб.Приобрести сборник  можно в магазине печатных изданий Архангельского областного института открытого образования по адресу г. Архангельск, пр. Новгородский д.66 тел. 8(8182)65-20-63ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Методическое пособие создано в помощь педагогам, психологам, учителям, специалистам, занимающихся вопросами профориентационного сопровождения ребенка. В методическом пособии представлен теоретический обзор игровых технологий, приведены классификации игровых технологий в сфере профориентации с учетом возрастных особенностей воспитанников, даны конкретные методические разработки игровых технологий для реализации собственных профориентационных программ. К сборнику прилагается CD-диск с разработанными играми и упражнениями для обучающихся.Стоимость сборника — 200 руб.Приобрести сборник  можно в магазине печатных изданий Архангельского областного института открытого образования по адресу г. Архангельск, пр. Новгородский д.66 тел. 8(8182)65-20-63ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

В данном сборнике вниманию читателей  представлен опыт работы по организации конкурсов профессионального мастерства специалистов региональной системы профессионального образования Архангельской  области. Раскрыты подходы к осуществлению научно-методического сопровождения участников конкурсов, описаны формы работы по формированию мотива достижения успеха в профессиональном состязании и даны рекомендации организаторам состязаний на региональном, муниципальном уровне, на уровне профессиональной образовательной организации. Сборник содержит материалы в помощь преподавателям и мастерам производственного обучения для подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства.Стоимость сборника — 110 руб.Приобрести сборники  можно в магазине печатных изданий Архангельского областного института открытого образования по адресу г. Архангельск, пр. Новгородский д.66 тел. 8(8182)65-20-63ШАГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Научно-методическое пособие нашей новой профориентации

Методические рекомендации разработаны в помощь преподавателям общеобразовательных организаций, специалистам по профориентационной работе с целью помочь выстроить систему профориентационной работы с обучающимися. В настоящем сборнике представлены методические рекомендации  по организации системы профориентационной работы в общеобразовательной организации, методика проведения профориентационных мероприятий (мастер-классы «Дегустация профессии», «Формула профессии», профориентационные экскурсии, профориентационная игра).Стоимость сборника — 130 руб.Приобрести сборники  можно в магазине печатных изданий Архангельского областного института открытого образования по адресу г. Архангельск, пр. Новгородский д.66 тел. 8(8182)65-20-63

Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образованияСотникова С.И.1, Прокудина О.А.11 Новосибирский государственный университет экономики и управленияСтатья в журналеЦитировать:Сотникова С.И., Прокудина О.А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 1059-1078. – doi: 10.18334/et.6.3.40858.Аннотация:Профориентация в контексте концепции непрерывного образования через всю жизнь (Long Life Learning – LLL) представляет общую идеологию выбора профессиональной карьеры трудоспособным индивидом с учетом меняющейся социально-экономической реальности. Важность профориентации в условиях VUCA экономики связана с необходимостью достижения субъектами рынка труда устойчивых темпов роста доходов и сокращением издержек на рабочую силу. В статье на основе системно-триадного анализа генезиса представлений о сущности и содержании профессиональной ориентации обосновывается современная ее концепция. Вводится в управленческий оборот термин «триада профориентации». На основе анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта профессиональной ориентации дается авторская трактовка понятия «дизайн профессиональной ориентации», интерпретация его социально-экономического содержания, сущности. Предложена классификация видов дизайна профориентации: операционный и стратегический. Дается авторская интерпретация императивов операционного и стратегического дизайнов профориентации. Императивы дизайна профориентации позволяют идентифицировать и прогнозировать благоприятные возможности и риски при выборе профессиональной карьеры трудоспособным индивидом. Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, триада профориентации, дизайн профориентации, профессиональная карьераJEL-классификация: I29, I20, I26Страница обновлена: 13.10.2022 в 14:16:54

Любая образовательная деятельность (включая сопровождение профессионального самоопределения) может быть эффективной лишь в определенном ценностно-смысловом поле, которое выступает основой для целеполагания, а также обеспечивает мотивацию всех участников.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей начинают формироваться знания о профессиях.

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни (социальная адаптивность). Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с тем, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессии), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.

Таким образом, и в трудах педагогов прошлого, и в современной научной литературе данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых.

Читайте также:  Городской округ Феодосия

Что такое профессиональная ориентация? В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (п. 1.1). В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации программ осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивацию и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья (п. 2.7).

Знакомиться с профессиями ребенок начинает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека – заработок. Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной и любимой? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен?

При выявлении представлений о труде взрослых и профессиях у воспитанников старшего дошкольного возраста мы столкнулись с тем, что только половина детей старшего дошкольного возраста в ДОУ могут назвать, где и кем работают их родители, потому что многие родители не рассказывают детям о своей работе. Представление о труде взрослых у детей размыто. Вот наиболее распространенные ответы детей: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», многие утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки».

При организации работы по ранней профориентации дошкольников мы столкнулись с тем, что педагоги испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды.

Анализ планов образовательной деятельности выявил следующие моменты: педагоги испытывают трудности в организации и проведении планирования совместной и самостоятельной деятельности детей, т.к. недостаточно учебно-методических пособий для осуществления грамотного планирования работы по данному направлению. Планирование работы по ознакомлению с профессиями не всегда последовательно, не в полном объеме, отсутствует усложнение задач. В основном, планируют сюжетно-ролевые игры по теме, дидактические игры. Мало внимания обращается на планирование наглядных методов ознакомления: рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, картин. Не планируется индивидуальная работа с воспитанниками по закреплению материала. Поэтому решением методического совета ДОУ стало внесение изменений в комплексно-тематический план ДОУ, добавление раздела «Ознакомление с профессиями взрослых» в рамках работы по каждой теме.

Учитывая все вышеизложенное, мы определили цель нашей работы: создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием в условиях реализации ФГОС ДО.

– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей городов Иркутска, Шелехова, воспитывать интерес к профессиям, востребованным в нашем регионе,

– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

– помочь детям осознать важность необходимость и незаменимость каждой профессии.

Краткая аннотация практики

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации. Ранняя профориентация призвана:

– дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

– сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя мероприятия, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Модель ранней профориентации включает в себя освоение детьми дошкольного возраста различных культурных практик. Такими культурными практиками для ребенка дошкольного возраста являются:

– игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования игрушек-самоделок);

– продуктивная деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (использование средств изобразительного искусства, художественной литературы);

Данную модель можно охарактеризовать как комплексно-тематическую модель организации образовательного процесса в детском саду. Ее преимущества заключаются в следующем:

– в возможности реализации темы в различных видах детской активности («проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании и др.);

– в необходимости использования технологии партнерского взаимодействия в системе «ребенок – взрослый».

Таким образом, нами представлен системный подход по профориентации дошкольников. Подготовлены конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников. Материал рассчитан на 4 года.

Задачи подготовительного этапа

Определить образовательные потребности детей, педагогов, родителей, а также уровень их компетентности в вопросах профессионально ориентированного воспитания. Проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу. Выстроить систему взаимодействия. Разработать нормативно-правовую, мониторинговую и методическую базу.

Тема
Форма
Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации и объективная потребность современного общества
Семинар-практикум
Методика формирования игровых умений у детей дошкольного возраста в профориентационных сюжетно-ролевых играх
Консультация
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в рамках ООП ДО. Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессией. Формирование у детей представлений о труде взрослых в рамках парциальных образовательных программ дошкольного образования.
Консультация
«Использование методики «Лэпбук» при знакомстве дошкольников с профессиями»
Семинар-практикум
Оснащение профориентационной РППС
Презентация опыта педагогов групп
«Школа современных профессий» «Знакомство с Атласом новых профессий»
Семинар-практикум
Роль детской художественной литературы в социализации детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с профессиями взрослых.
Презентация опыта педагогов групп

Задачи основного этапа:

Разработать и апробировать комплекс мероприятий для детей, педагогов и родителей в соответствии с планом по вопросам формирования социально значимых ценностей и основ ранней профориентации

Копилка практических разработок

-Составление картотеки дидактических игр «В мире профессий», «Знакомство с профессией через игру»;

-Создание банка презентаций для проведения образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего»;

-Создание видеотеки «Кем работают мои родители»: видеороликов и презентаций о своей профессии и деятельности;

-Изготовление лепбуков по профессиям;

-Фотовыставки в группах: «Профессии наших родителей», «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Папа может»;

-Подбор материалов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Мероприятия с воспитанниками, НОД

-Открытые педагогические мероприятия – НОД по ознакомлению с профессиями и людьми труда;

-Дидактические игры, викторины;

-Проведение сюжетно-ролевых игр и игр-инсценировок на темы профессий: «Летчики», «Больница», «На дороге»;

-Организация квест-игры «Профессии большого города»;

-Подготовка видеосборника «Моя будущая профессия» на основе детских размышлений;

Читайте также:  Подключение и установка Виджета (ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ)

-Конкурс детского рисунка (для старших дошкольников) «Кем я буду»;

-Проведение Олимпиады «Знатоки профессий» среди воспитанников старшего дошкольного возраста;

-Организация встреч с людьми интересных профессий: полицейский, учитель, медсестра, флорист и др. Форма: «Гость группы».

Взаимодействие с родителями

мероприятия
тема
Наглядно-информационный материал (выставки, стенды, папки-передвижки)
«Славим человека труда», «Трудовые династии»«Древо профессиональной деятельности»«Будущий строитель», «Земля наш общий дом – строим город, строим дом, будем дружно жить мы в нем!»«Профессии наших родителей»,«Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Папа может».Изготовление альбомов, игр, макетов, экспонатов для выставкиСоздание родителями видеороликов и презентаций о своей профессии и деятельности
Консультации, беседы, собрания
«Родителям о проектной деятельности».«Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешногоразвития ребенка»«Роль проектного метода в развитии познавательнойактивности ребенка»«Играем вместе с детьми»«Роль семьи в формировании личности ребенка»«Трудовая династия», «Профориентация с детского сада»«Лаборатория профессий», «Человек и труд»

Взаимодействие с социальными партнерами

партнер
мероприятие
Шелеховская детская библиотека
Мероприятие «Как жили люди в старину. Профессии прошлого»
Школа искусств им. К. Самарина
Цикл мероприятий – концерты, театральные постановки (знакомимся с профессиями музыкант, режиссер, актер и др.)
Шелеховский музей (выставочный зал)
Посещение выставок, мастер-классов по теме

Задачи заключительного этапа:

Проанализировать эффективность работы с педагогами внутри детского сада, с родителями. Проанализировать эффективность проводимой работы с детьми. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов на разных уровнях.

Практическая значимость данной практики заключается в том, что в ходе работы по данной проблеме подобран информационный и практический материал по организации работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста – пособие «Методические рекомендации по организации совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых» с приложением «Мир профессий».

В пособии собрана интересная и полезная информация об истории предприятий, об оборудовании и о техническом оснащении помещений, выпускаемой ими продукции, подобран и систематизирован разнообразный дидактический материал для организации образовательной деятельности. Пособие поможет педагогам обогатить сюжеты детских игр, придать игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие профессиональные качества присущи представителям выбранной для игры профессии. Работа осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей. Решению задач во многом способствует совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды.

В ходе реализации практики в группах создана соответствующая профориентационная развивающая предметно-пространственная среда:

– лепбуки, которые помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме;

Совместно с детьми изготовлены:

– книжки-раскладушки, книжки-малышки по теме;

– схемы: «Какой, какая» по ознакомлению детей с профессиональными качествами строительных и других профессий, «Расскажи-ка» – с помощью которых дети составляют описательные рассказы о людях различных профессий;

– перфокарты: «Что необходимо человеку этой профессии?», «Мир невозможен без домов», «Из какого материала сделано?» и др. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала.

Педагоги пополнили копилку презентаций, видеороликов.

Педагогическая диагностика (промежуточная) показала уровень сформированности у детей представлений о современных профессиях.

Старшие, подготовительные к школе группы

Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»


группа
Вопросы
Средний показатель
Для чего люди ходят на работу?
Что такое профессия?
Какие ты знаешь профессии?

Какие профессии тебе нравятся больше всего?
Кем работают твои мама и папа?
1
«Подснежник»
2,8
2,6
2,8
3
2,5
2,7
2
«Радуга»
3
2,8
2,9
3
2,8
2,9
3
«Вишенка»
2,6
1,5
1,6
1,6
2,2
1,9
4
«Колокольчик»
2,8
2,5
2,6
2,9
2,7
2,7
5
«Малинка»
1,8
1,5
2,2
1,8
1,7
1.8

2,4

3 балла Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

2 балла Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

1 балл Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.

По итогам диагностики ребенок может получить максимум 15 баллов.

Таким образом, дети еще недостаточно полно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.

Опрос родителей показал, что на вопрос «Знает ли ребёнок о Вашей профессиональной деятельности?» 87,9 % опрошенных родителей дали положительный ответ; «Может ли назвать ребенок профессию родителей, трудовые операции, связанные с нею?» – 82 % родителей ответили положительно; 80,5 % родителей отметили, что ребенок знает, где находится место работы родителей и ребенок бывал там не один раз; 65,4 % опрошенных родителей ответили «да» на вопрос «Проявляет ли ребёнок интерес к Вашей профессиональной деятельности, задаёт ли вопросы, связанные с вашей профессией?». На вопрос «Нравится ли ребенку профессиональная деятельность родителей, хочет ли он выбрать профессию одного из родителей, когда вырастет?» – «да» ответили 42,7 % родителей дошкольников, а на вопрос «Играет ли ваш ребёнок в игры, тематика которых связана с профессиями? Участвуете ли Вы в них?» также положительный ответ дали 89,4 % из опрошенных родителей.

Факторы, влияющие на достижение результатов

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Так, знакомя детей с трудом медицинской сестры, повара и прачки, лучше использовать живые образы, подлинный пример труда взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Во время общения с людьми разных профессий, необходимо, чтобы дети обратили внимание на их форму, рассуждали, плотнику – чтобы не пачкать одежду и т. д. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника – обратить внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свое место. Необходимо, чтобы взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями младшего воспитателя необходимо раскрыть детям цель и мотив деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость. Например, столы не накрыты – нельзя обедать. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывать через осознание детьми их собственных потребностей. Отбор предметов труда осуществлять на глазах детей, предлагая малышам выполнить элементарные трудовые поручения – расставить на столы хлебницы, салфетницы. Это дает нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»).

Читайте также:  Новое пособие 15000 рублей

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Сад. Огород», в котором имитируются действия садовников. В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шоферы». Знакомство с профессиями произойдет и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра.

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, летчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День учителя, День энергетика, День металлурга.

Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых невозможно без участия родителей. В течение года для родителей мы провели групповые консультации: «Я сам!», «Учите детей быть полезными». Родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм и др.

Какими навыками, компетенциями должны обладать авторы и исполнители практики

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом владения педагогами современными образовательными технологиями. Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда. Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления, на наш взгляд, являются следующие технологии, культурные практики:

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

Кем работают родители?

Что нам сделать, чтобы это узнать?

Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану, для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В нашем детском саду были успешно реализованы такие проекты, как: «Профессии наших родителей», «Увлечения родом из детства», «Чудо-лепбук» и другие.

2. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования (культурные практики):

– опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений. При знакомстве с профессиями пекаря или повара дети познакомились с опытом «Дрожжи работают», «Изготовление соленого теста» и др. При приготовлении фруктового салата дети убедились в том, что фрукты не темнеют, если в салат сначала положить цитрусовые. Знакомясь с профессией эколога, дети изготовили природный фильтр для очистки воды. Также вместе с детьми наблюдали, как всходят семена различных культур при знакомстве с профессией агронома;

– коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений, которые могут способствовать пониманию сущности каждой отдельной профессии. Дети группы «Ромашка» собрали коллекцию фантиков, когда знакомились с профессией дизайнера-оформителя. Ребята группы «Подснежник» создали коллекцию ракушек при знакомстве с профессией океанолог. В группе «Колокольчик» была создана коллекция пуговиц признакомстве с работой швеи.

3. Организация сюжетно-ролевых игр (Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения. Игры «в профессии» позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление, пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки у дошкольников.

Е. А. Климов в своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).

При организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками воспитатели используют «технологические карты», которые разработаны и апробированы педагогами нашего детского сада. Предлагаемые «технологические карты организации сюжетно-ролевых игр» учитывают разнообразную тематику, охватывающую сферы современной жизни: бытовую, производственную и социальную.

4. Информационно-коммуникационные технологии. Особенностью ознакомления детей с профессиями является то, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому целесообразно использование таких технологий, которые позволят существенно повысить вариативность и наглядность предметного пространства.

Учитывая особенности современных детей, предпочитающих быстрое получение информации, отличающихся «клиповостью» восприятия, следует помнить о необходимости использования цифровых образовательных технологий для мобильного информирования. Видеофильмы, мультимедийные презентации, электронные альбомы, виртуальные «путешествия» в мир профессий позволят сделать профориентационный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным.

Какие позитивные изменения (результаты) можно констатировать

Апробация материала на практике позволила доказать необходимость и эффективность целенаправленной педагогической работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о социальной значимости труда взрослых в процессе специально организованной деятельности. Подтверждением этому служат положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей дошкольного возраста о труде взрослых.

Созданная система работы по ранней профориентации дошкольников позволит осуществлять образовательный процесс, опираясь на комплект разработанных методических мероприятий, а также пополнит представления детей в этом направлении и поможет детям адаптироваться и социализироваться в современном обществе в мире профессий.

Эффекты, полученные от реализации инновационной практики, будут дальнейшим маяком в деятельности нашего ДОУ и заложат фундамент его плодотворного функционирования:

для воспитанников(к моменту завершения дошкольного образования)
Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых. Называет профессии разных сфер экономики нашего региона. Различает профессии по существенным признакам. Называет профессионально важные качества представителей разных профессий. Выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат). Объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий, роль труда в благополучии человека. Имеет представление о семейном бюджете и назначении денег. Моделирует в игре отношения между людьми разных профессий. Участвует в посильной трудовой деятельности взрослых. Эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом. Демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
для педагогических работников
Повышение профессиональной компетенции, представление о востребованных в обществе профессиях, повышение мотивации педагогов к осуществлению инновационной деятельности, опыт работы в творческой группе, практика взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами
для родителей (законных представителей)
Интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
для социальных партнеров
Созданы условия для проявления интереса к укреплению партнёрских связей

Оцените статью