МУСОР РЕФОРМА

МУСОР РЕФОРМА pos gosuslugi

Данные о мусоре и его источниках начнут поступать в единую систему

Данные о мусоре и его источниках начнут поступать в единую систему

министерство природных ресурсов и экологии рф (минприроды россии)

российский экологический оператор

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

общество, россия, денис буцаев, министерство природных ресурсов и экологии рф (минприроды россии), российский экологический оператор

Общество, Россия, Денис Буцаев, Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), Российский экологический оператор

Данные о мусоре и его источниках начнут поступать в единую систему

Содержание
  1. С 1 декабря регоператоры обязаны вносить данные об отходах и мусоре
  2. Зачем нужна «мусорная реформа»
  3. Сроки проведения реформы
  4. Обращение с твердыми коммунальными отходами
  5. Мнение эксперта
  6. Цели «мусорной» реформы
  7. Что получилось сделать?
  8. Мусоросжигательный геноцид
  9. Что делают власти, если полигоны переполнены
  10. Наказание за несанкционированные свалки
  11. Возмещение вреда от свалки рядом с домом
  12. Что нужно изменить в «мусорной» реформе
  13. Главные итоги «мусорной» реформы
  14. Необходимо создать единые стандарты мусорных контейнерных площадок
  15. Твёрдые коммунальные отходы
  16. Переработка и утилизация
  17. Захоронение на полигонах
  18. Ключевые понятия реформы
  19. Статистика образования отходов в России
  20. Территориальные схемы обращения с отходами
  21. Выбор региональных операторов
  22. Установка единого тарифа на услугу по обращению с отходами
  23. Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов

С 1 декабря регоператоры обязаны вносить данные об отходах и мусоре

“РЭО приступил к эксплуатации ФГИС УТКО (Федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов – ред.), которая призвана сделать прозрачной отрасль по обращению с отходами. Что в свою очередь позволит принимать решения по развитию отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в регионах, по тарифному регулированию, а также по оснащению техникой и развитию инфраструктуры”, — цитирует пресс-служба гендиректора РЭО Дениса Буцаева.

По его словам, будучи оператором системы РЭО сможет агрегировать информацию о положении дел в отрасли обращения с отходами.

Согласно приказу Минприроды
РФ
, данные в созданную систему обязаны будут вносить органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, региональные операторы по обращению с ТКО, сам РЭО, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отрасли.

В системе будет содержаться информация о контейнерных площадках, количестве отходов, зонах деятельности региональных операторов, источниках образования отходов, объектах обращения с отходами, схеме потоков бытовых отходов.

Заместитель гендиректора по цифровизации РЭО Алексей Буров назвал систему “качественным инструментом контроля за отраслью по обращению с отходами в России”.

Приказ Минприроды обязывает поставщиков информации размещать ее во ФГИС УТКО с 1 декабря 2023 года. Первично данные в систему должны быть внесены поставщиками информации до 1 января 2024 года.

“Мусорная” реформа началась в России 1 января 2019 года. Ключевая задача созданной в том же году ППК ” Российский экологический оператор
” – курировать реформу и сформировать комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами в России.

Коридор в больнице - РИА Новости, 1920, 01.12.2023

В России смертность от рака достигла минимума

Цель мусорной реформы — ликвидация незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами. Рассказываем, что она изменит для жителей, бизнесов и чиновников

В 2019 году начались серьезные изменения в системе обращения с твердыми коммунальными отходами. Этот процесс называют «мусорной реформой». Формально федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ) был принят в 1998 году. В него многократно вносили различные поправки. Самые значительные поправки были внесены в 2014 году. Их целью стало сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Фактически это означает ликвидацию незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами.

Ожидаемые результаты этой реформы были прописаны в нацпроекте «Экология», который был создан после «майских» указов президента 2018 года. Там появилась цифра 36% утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2024 году. Сейчас перерабатывается всего 3% ТКО в среднем по стране, 97% идет на полигон.

Реформа предполагает серьезные системные изменения на разных уровнях и развитие рынка утилизации ТКО.

Нацпроект «Экология»: главное

Национальный проект «Экология». Главное

На практике ее реализация встречает протесты и непонимание со стороны жителей и бизнеса по всей стране. Во многом это связано с несовершенством текущего законодательства. « Снижение полигонного захоронения не должно быть целью, а должно быть следствием минимизации потребления ресурсов. Мы должны снижать объем полигонного захоронения за счет превентивных мер — предотвращение образования отходов, упрощение процесса сбора, сортировки и переработки. На текущий момент главный вопрос к реформе: почему ничего не делается для уменьшения производства отходов», — говорит руководитель по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша.

Что меняет мусорная реформа

Что меняет мусорная реформа

Что меняет мусорная реформа

Что меняет мусорная реформа


Что меняет мусорная реформа

Глава «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов о реформе

Реформа очень масштабная, она охватывает не только территорию Российской Федерации, но и международные отношения, экспортные и импортные операции!

Реформа для крупных городов

Все города-миллионники в России заслуживают отдельного внимания в реформе. В них проживает основное население, плотность образования отходов выше, больше ресторанов, магазинов, которые создают много коммерческих отходов. И возникает естественный «конфликт» между объемами ТКО граждан и объемами коммерческого сектора.

Например, Москва и Московская область с точки зрения реформы должны быть единой агломерацией, где рождается единый социум в части проживания и перемещения людей. Здесь очень развита межсубъектовая торговля и перемещение товаров. И это всё влияет на образование отходов. То же самое касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и еще ряда крупных городов-миллионников. Это, в том числе, требует дальнейшей более тонкой законодательной настройки.

Модель замкнутого цикла

Ни один перспективный элемент реформы — к ним относятся сортировочные комплексы, комплексы по переработке отходов (КПО), раздельный сбор и транспортировка, переработка в электроэнергию или во вторичные материальные ресурсы — сам по себе не работает эффективно. Эффективна только комплексная система, модель замкнутого цикла. Все элементы развиваются параллельно, но приоритет — это сокращение потребления. Такую культуру потребления нужно подращивать.

Фото:Jasper Juinen / Bloomberg

Второй элемент — это внедрение простого раздельного сбора, чтобы не вызвать отторжения. Когда говорят, что в каком-то месте 11 баков и это лучше, чем два бака (для смешанных отходов и вторсырья), как сейчас внедряется в Московской области и Москве, надо помнить, что десять лет назад еще не применялись специальные лазерные опознаватели, которые при помощи машинного обучения распознают любой сорт фракций, а дальше сепараторы позволяют их разделить. Из-за этого уже нет необходимости ставить 11 баков, достаточно двух. Они дают лишь на 2–5% меньше вторичных ресурсов.

Потребление надо сокращать, но все равно отходов становится больше, потому что растет качество жизни. Если количество отходов снижается, это говорит о том, что мы начинаем хуже жить, поэтому дай бог, чтобы он рос. При этом надо учитывать среднегодовой темп роста — отходы больших городов растут в среднем на 3–5%. И этот темп не снижается.

Если будет все правильно сделано, будут сознательные предприниматели, а правительство — последовательно регулировать эту отрасль, то к 2030 году порядка 40% отходов будет перерабатываться во вторичные материальные ресурсы, еще 15–20% — в электроэнергию. Оставшиеся 40% — это все равно пока полигонные захоронения. Это тот баланс, к которому мы можем стремиться.

Сегодня в среднем по стране перерабатывается лишь 3% отходов, а 97% отправляется на полигоны.

Союз трех сторон

Эту реформу нельзя будет сделать без равноправного партнерства между бизнесом, населением и властью. Здесь союз трех сторон. Это очень важно. Если случится перекос в одну из этих сторон, реформа окажется неуспешной.

Государство знает, сколько зарабатывает бизнес, и помогает ему решать проблемы. Население должно понимать, что не все зависит от бизнеса, доверие к которому в нашей стране, к сожалению, очень низкое. В социально ответственный бизнес, особенно в отрасли с отходами, верить не хотят. Но надо опираться на факты. Поэтому первое, над чем нужно работать, — это доверие.

Если посмотреть вглубь, то законный бизнес по обращению с отходами абсолютно не богатый. Да, он стабильный, но доходы здесь умеренные, кратно ниже, чем в других отраслях. Огромные затраты и финансовые нагрузки, в том числе на строительство новой инфраструктуры, которой сейчас в нашей стране нет — она только формируется.

Фото:Владислав Шатило / РБК

закон о вывозе мусора


С 2019 года региональный контроль за циклом обработки мусора обязателен

Зачем нужна «мусорная реформа»

«мусорной реформы» в России
обращения с отходами
производства и потребления
. Она призвана сократить количество свалок за счет полной сортировки мусора, частичной переработки и снижения потребления.

Чуть менее половины всех миллиардеров мира — граждане США или Китая.

Сроки проведения реформы

об отходах производства и потребления существует в нашей стране очень давно, с 1998 года. Его часто обсуждали, вносили поправки, но по сути мало что менялось. 

Обсуждать необходимость уменьшения отходов начали в 2010 году, но до реформы было еще далеко. На заседании Государственного совета по вопросам экологического развития в декабре 2016 года президент заявил о необходимости обезвреживания
и информирования граждан о нововведениях. 

Всего этого было недостаточно: во дворах домов и на улицах по-прежнему появлялись стихийные свалки. Вредные отходы гнили и привлекали крыс, а потенциально полезные пропадали.

В 2019 году начались реальные серьезные изменения, которые и прозвали в народе

Читайте также:  УРОВЕНЬ ЕЗИЯ


к 2030 году в РФ во всех субъектах будут действовать следующие положения:

  • Обязательный раздельный сбор отходов. К 2030 году во всех дворах появятся контейнеры для алюминия, пластика, бумаги и смешанных отходов. Сейчас сортировка мусора доступна не в каждом дворе и не в каждом регионе, поэтому пока что раздельный сбор — на совести граждан. Штрафовать за то, что вы положили пакет от хлеба вместе с алюминиевой банкой, вас пока не будут.

  • за неправильную утилизацию. За неисполнение требований при обращении с отходами частным лицам уже сейчас грозит штраф в 2-3 тысячи рублей. Для должностных лиц и предпринимателей штраф выше: от 30 до 250 тысяч или административное приостановление работы предприятия.
  • Запрет на захоронение мусора, который можно переработать. Переработать можно практически любые отходы: бумагу, пластик, нефтепродукты, текстиль, металлолом, древесину.

Все это описано в проекте «Экология», появившемся после «майских» указов в 2018 году.

проблема мусора в россии


Все, что можно переработать, должно быть переработано

До 2019 года за судьбу отходов отвечал муниципальный руководитель: губернатор области или мэр города. По сути, вся ответственность лежала на управляющих компаниях или руководителях предприятий: они сами выбирали компанию, которая вывозила мусор на свалку. Об утилизации речь не шла. Так, 97% всех отходов оставались на свалках и полигонах, и только 3% перерабатывали.

Согласно правилам, введенным в 2019 году, сейчас за обращение с отходами отвечает региональное руководство. На уровне региона разрабатывают территориальную схему, где подробно прописывают, что и как будут делать с отходами; выбирают единого оператора и устанавливают тарифы за его услуги.

Единый региональный оператор — организация, которая отвечает не только за транспортировку, но и за утилизацию и переработку мусора в конкретном регионе. Если оператор не справляется с обязанностями, регион может заменить его. 

У каждого регионального оператора в ведомстве есть площадка для биокомпостирования органических отходов, мусороперегрузочные станции, мусоросортировочные комплексы и полигоны твердых коммунальных отходов. Вся эта структура называется экотехнопарком.

Разные типы мусора оператор обязан сортировать и перевозить на разных машинах. Их путь отслеживают трекеры ГЛОНАСС.

С 2019 года в квитанциях появилась отдельная строка «вывоз мусора», куда включили не только перевозку, а весь цикл обращения.

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Большую часть объема нашего мусорного ведра занимает упаковка. Чтобы ее было меньше и, соответственно, уменьшался объем мусора, нужно:

  • стимулировать бизнес выпускать продукцию в экологичной, подлежащей переработке упаковке;
  • информировать граждан о том, как правильно сортировать мусор.

В идеале каждый упакованный продукт должен сразу идти с инструкцией по его утилизации.

Экологически чистые и безопасные товары и стоят недешево. Но с Халвой цена не проблема. Делайте выгодные покупки в магазинах-партнерах, получайте баллы кешбэка и обменивайте их на реальные рубли.

Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву
в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

Во многих регионах уже установлены баки для раздельного сбора мусора — это первый шаг для сознательного отношения к отходам. Что же происходит дальше, когда эти контейнеры опустошают мусоровозы?

закон об обращении с мусором


Меры до 2019 года не помогали, постоянно возникали свалки

Мнение эксперта

Консультант по строительству и проектированию онлайн-платформы «Кодекс/техэксперт»

Обычно во дворах жилых комплексов стоят три контейнера: для пластика, алюминия и смешанных отходов. Иногда еще есть бак для бумаги. 

Пластик идет на специальный участок переработки, включающий технологические линии сортировки, мойки, измельчения и разделения, чтобы извлечь отдельные виды (например, полиэтилентерефталат, он же ПЭТ) для дальнейшего рециклинга (переработки). Из ПЭТ получают вторичную ПЭТ-гранулу, из которой делают новые товары.

Смешанные отходы направляют на мусоросортировочный комплекс с целью разделения и извлечения отдельного вторсырья: того же пластика, алюминия, картона.

Каждый комплекс включает специализированные технологические линии для выполнения отдельных операций (предварительной сортировки, измельчения и так далее). 

Например, используют специальные аппараты оптической сортировки. Особый детектор распознает определенный вид пластика, и далее импульс сжатого воздуха направляет материал в нужный контейнер.

Тот мусор, которые нельзя переработать, отправляют на полигон или сжигают для получения энергии.

Проблема мусора в России
по-прежнему стоит остро, но благодаря соблюдению
закона об обращении с отходами
и нашим общим усилиям воздух в стране точно станет чище.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

В январе 2021 года «мусорной» реформе в России исполнилось два года, но количество отходов в стране снизить не удалось. О ее промежуточных итогах РБК Трендам рассказал Артем Алексеев

Об авторе:
Артем Алексеев — исполнительный директор ЭПЦ «Беллона» (Санкт-Петербург), юрист, правозащитник. Окончил юридический факультет Университета гражданской авиации Санкт-Петербурга. Работал в ЗАКСе Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», Муниципальном совете «Гражданка» в Санкт-Петербурге, ОАО «Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга».

Цели «мусорной» реформы

Из СМИ мы знаем, что в 2019 году органы власти ставили для мусорной реформы несколько целей на следующие пять-десять лет:

  1. Решение проблемы накопленного экологического вреда, ликвидация свалок, полигонов, которые не соответствуют нормам безопасности;
  2. Сокращение количества отходов, которое производят люди;
  3. Стремление к переработке и раздельному сбору отходов.

Это хорошие цели, которые пока не удалось реализовать.

Что получилось сделать?

Во всех регионах власти создали территориальные схемы обращения с отходами. Правда, их качество оставляет желать лучшего. Российский экологический оператор (РЭО), который был создан за эти два года, тоже не показал особых результатов. Р ЭО анализирует региональные территориальные схемы по обращению с отходами, но, судя по практике регионов, эти схемы не решают мусорную проблему. Более 18 тыс. незаконных свалок ликвидировали за два года мусорной реформы. А всего было выявлено 27 тыс. незаконных свалок. В закон об обращении с отходами было внесено требование оборудовать каждую перевозящую отходы машину системой ГЛОНАСС или аналогом, чтобы можно было отслеживать ее местонахождение.

Была введена в законодательство так называемая расширенная ответственность производителя (РОП), призванная стимулировать бизнес производить и продавать более экологичную продукцию и упаковку — либо оплачивать утилизацию отходов от ее использования. Пока она плохо работает, и в том в первую очередь недоработка Правительства РФ. Бизнес не видит пользы для себя в этом нововведении. Как показывает практика, многие компании даже не знают, что есть РОП, и что они могут создавать для себя преференции, снижая количество отходов, и утилизируя часть из них самостоятельно.

МУСОР РЕФОРМА

Мусоросжигательный геноцид

Сейчас у государства есть план по строительству по всей стране мусоросортировочных комплексов, экотехнопарков, а также мусоросжигательных заводов (МСЗ). « Ростех» сейчас строит пять мусоросжигательных заводов: четыре в Московской области и один в Татарстане. А в планах ВЭБа, «Ростеха» и «Росатома» построить еще 25 заводов около городов от 500 тыс. жителей, что противоречит концепции обращения с отходами.

Изменения в законе дали «зеленый свет» для строительства мусоросжигательных заводов в любом регионе России. Скорее всего, не будет учитываться мнение людей при проектировании завода и выборе площадки, потому что процедура участия общественности достаточно формальная. Также не будут учитываться в полной мере экологические и социальные вопросы. Санитарно-защитная зона вокруг мусоросжигательного завода — всего 1 км. То есть на этом расстоянии не должно быть ни одного жилого дома. Но и такая санитарная зона не дает гарантий безопасности для людей, которые будут жить рядом с МСЗ.

При нашей системе экологического надзора я не уверен, что реально будет действовать даже заявленная трехступенчатая система очистки. В Европе же на мусоросжигательных заводах действует пятиступенчатая система очистки.

Фото:Pexels

К сожалению, в России есть такие печальные случаи: заводы с вредными выбросами вводится в эксплуатацию согласно проектной документации, учитывающей все необходимые для безопасности фильтры для очистки выбросов. Но обслуживание и замена фильтров стоит как половина стоимости самого завода, поэтому в России существует практика, когда очистные сооружения просто отключаются. Содержать их невыгодно. Но когда приедет проверка с санкции прокурора по жалобам граждан, все фильтры могут включить и показать, что предприятие работает строго в пределах норм. Такая же ситуация может быть и с мусоросжигательными заводами.

Я не уверен, что даже исправно работающая система очистки на наших МСЗ будет обеспечивать безопасность для людей. Ведь диоксины, которые образуются при сжигании мусора будут отравлять воздух, почву, растения, организмы животных и людей, которые живут в районе 24 км от завода
. Диоксины способны подавлять иммунитет людей, приводить к бесплодию, вызывать мутации у ребенка в утробе матери и создавать проблемы с нормальным его развитием. Это еще не полный список проблем, который вызывает один диоксин.

Сжигание отходов — это просто перевод их из твердого в газообразное состояние с резким увеличением объема. И здесь еще встает вопрос об утилизации токсичной золы и газов, которые образуются в результате сжигания мусора. Вместо одной проблемы твердых отходов, мы получает проблемы крайне токсичной золы, газов и диоксинов.

Я бы хотел задать Минприроды и госкомпаниям вопрос: почему огромные деньги ( 600 млрд руб.
), которые планируется потратить на мусоросжигательные заводы не вложить в создание заводов по переработке мусора? Хотя понятно зачем эти заводы понадобились: мусоросжигание — самый быстрый способ избавляться от ТКО.

Читайте также:  Новые пособия для воспитателей

Что делают власти, если полигоны переполнены

В мае 2020 года СМИ писали, что 11 российских регионов оказались на грани «мусорного» коллапса
: мест на существующих полигонах им хватит на срок от трех месяцев (Магаданская область, Бурятия) до одного года (Волгоградская область, Якутия). Мощности полигонов заканчиваются, и в какой-то момент будет некуда вывозить мусор. Региональным властям приходится просто находить свободные участки с лесами и полями или промзоной, используя их под полигоны. Время для создания инфраструктуры и цивилизованного обращения с отходами уже упущено. К сожалению, количество полигонов будет расти.

Полигоны сами по себе не могут быть решением мусорной проблемы: они должны служить цели захоронения минимального количество «хвостов» от мусора, которые уже никаким образом невозможно переработать. Сейчас же на полигоны идет 90% отходов, а перерабатывается всего 5-10%.

Фото:Valentin Flauraud / Reuters

Наказание за несанкционированные свалки

По статье 8.2 КоАП
, которая наказывает за нарушение требований охраны окружающей среды при обращении с отходами, предусмотрен штраф или приостановка деятельности компании до 90 дней. Но практика применения этой статьи идет по первому пункту с минимальными штрафами. Для граждан это 1-2 тыс. руб., а для юридических лиц — 100-250 тыс. руб. Для крупной компании, у которой большие объемы отходов — это совсем маленький штраф. А для окружающей среды этот штраф не имеет никакого значения, потому что он просто уходит в бюджет. Эти деньги не возвращаются на территорию свалки, чтобы ликвидировать эту проблему. По сути — статья 8.2 КоАП не приносит нужного эффекта для ликвидации свалок.

Возмещение вреда от свалки рядом с домом

Создание незаконной свалки может повлечь и гражданско-правовую ответственность по статье 1064 ГК РФ
. Например, если в случае возгорания такой свалки был причинен вред здоровью или имуществу гражданина, то при представлении доказательств его причинения суд (теоретически) может удовлетворить иск гражданина и возместить вред.

К сожалению, в России нет судебной практики о таком возмещении. Чтобы человек мог обратиться в суд, он должен собрать комплект документов и медицинских справок. Они должны подтверждать причинно-следственную связь, что астма или аллергия у него возникли именно в результате того, что полигон находится рядом с его домом. Это доказать очень сложно. В Европе в этом плане практика гораздо лучше. Там есть больше возможностей собрать такие документы и доказать вред здоровью.

Неприятный запах, исходящий от свалок, тоже может причинить вред здоровью человека. Свалки и полигоны ТКО — это один из распространенных источников вредного воздействия. На владельцах этих полигонов или инициаторах свалок лежит ответственность за причинение вреда здоровью людей, которые живут поблизости от них.

Фото:Донат Сорокин / ТАСС

Что нужно изменить в «мусорной» реформе

Необходимо перепрофилировать инфраструктуру. Сейчас строится или реконструируется 350 полигонов — несмотря на то, что строительство большого количества полигонов противоречит иерархии обращения с отходами. Захоронение ТКО — это финальный этап цикла, тогда как в первую очередь строить следует не полигоны, а объекты по сортировке и переработке мусора.

Государство должно работать как с людьми, так и с бизнесом, напоминая, что уменьшать количество отходов компании выгодно и в материальном отношении, и в плане имиджа. А чтобы заслужить доверие людей в этой реформе, государству нужно поддерживать инициативы людей и прислушиваться к их потребностям. Сейчас даже РЭО и другие государственные структуры пишут, что люди одобряют введение раздельного сбора. Есть уже определенный запрос «снизу», и эту позицию нужно поддерживать. Во многих городах создаются сообщества, группы в соцсетях по раздельному сбору, есть общественная инфраструктура и бизнес, который готов перерабатывать мусор. То есть, нужно идти по европейскому пути: работать с обществом и содействовать тому, чтобы как можно больше людей вовлекалось в раздельный сбор отходов.

Главные итоги «мусорной» реформы

Свалки продолжают расти, появилась перспектива сжигания отходов, что угрожает здоровью людей, которые живут поблизости от МСЗ. Так и не создана система раздельного сбора отходов на государственном уровне. Не действует полноценная расширенная ответственности производителей, и подвижек в плане внедрения культуры обращения с отходами мы пока тоже не видим.


Сенатор призвал ввести единые стандарты мусорных контейнерных площадок

Сенатор призвал ввести единые стандарты мусорных контейнерных площадок

совет федерации рф

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

россия, жкх, совет федерации рф, общество

Россия, ЖКХ, Совет Федерации РФ, Общество

Сенатор призвал ввести единые стандарты мусорных контейнерных площадок

Необходимо создать единые стандарты мусорных контейнерных площадок

“Объясню позицию нашего комитета в целом. Цели мусорной реформы не достигнуты. Даже в таком вопросе, чтобы уйти от понятия “мусор” к формулировке “отходы”, от слова “полигон” к формулировке “площадка по переработке отходов”. Термины прошлого остались, а это значит, что и полного эффекта реформы не достигнуто”, – сказал Двойных.

Широкореченский полигон ТБО в Екатеринбурге - РИА Новости, 1920, 25.09.2023

С 2024 года за мусорными полигонами в России будет “следить” нейросеть

Он объяснил, что одной из главных причин, что позволяет говорить о незавершенности мусорной реформы, остаётся скопление мусора на контейнерных площадок. Предпосылкой для этого, по словам сенатора, является дефицит этих площадок: их количество на данный момент составляет 900 тысяч, а необходимо 1,5 миллиона.

“Если контейнерная площадка находится не в шаговой доступности или не по трафику движения жителей, то это уже приводит к тому, что люди выбрасывают мусор в неположенном месте. Соответственно, происходит перекос – неудобно стоящая площадка не заполнена, а та, которая находится на автомобильном или пешеходном транзите, постоянно переполнена. Здесь, я думаю, речь будет идти о формировании плана ликвидации дефицита контейнерных площадок. В каждом регионе и в целом по стране. За этой проблемой и её решением мы будем следить. Отмечу, что сегодня формирование такой сети именно контейнерных площадок, а не баков – это полномочия муниципалитетов и регионов”, – подчеркнул Двойных.

Кроме того, сенатор отметил, что начинать надо с малого – с формы контейнерной площадки. У нее обязательно должно быть нормальное основание, стенки и крыша, чтобы коммунальные отходы не намокали и не утяжелялись, добавил политик. ” Первая задача – сделать бетонные площадки, к которым может нормально подъехать мусоровоз, где должны располагаться баки. Необходимо проанализировать, какие технологии при строительстве контейнерных площадок используют муниципалитеты. Для ускорения процесса возведения площадок многие используют профлист. Такие площадки быстро выходят из строя, поскольку к ним подъезжает тяжелая техника, мусоровозы. Иногда это происходит уже через полгода, и на нее снова приходится тратить бюджетные деньги. Мы возьмём лучший опыт регионов, посмотрим, какие конструкции более долговечные, и будем регионам рекомендовать делать контейнерную сеть именно в таком формате”, – заключил Двойных.

Гибридный мусоровоз, представленный учеными ЮУрГУ - РИА Новости, 1920, 18.10.2023

В России представили отечественный мусоровоз-гибрид

МУСОР РЕФОРМА
Волонтёры убирают лес рядом с Высокинским озером
в Ленобласти и с вредом для себя и природы сжигают мусор. 2015 год.

С 2017 года в России стартовала реформа обращения с отходами производства и потребления
(«мусорная реформа»), которая должна снять остроту мусорного кризиса
, сложившегося в России в конце 2010-х.




Твёрдые коммунальные отходы

МУСОР РЕФОРМА
Стихийная свалка в лесополосе в Воронеже
, 2012


МУСОР РЕФОРМА
Пожар на полигоне « Красный бор
», 2014 год



Переработка и утилизация


Захоронение на полигонах

МУСОР РЕФОРМА
Отгрузка мусора на закрытый Алексинский карьер
, август 2017 года
МУСОР РЕФОРМА
Свалка на месте бывшей сортировочной станции. Омск
, 2011 год
МУСОР РЕФОРМА
Полигон отходов в Александровском районе Владимирской области


МУСОР РЕФОРМА
Протесты в Северодвинске
против вывоза в Архангельскую область
московского мусора


В 1998 году в России был принят федеральный закон
№ 89 «Об отходах производства и потребления». Закон выводил из теневого сектора систему обращения с мусором
, устанавливал правила контрольно-надзорной деятельности, соответствия санитарным нормам и природоохранному законодательству. Однако не предусматривал никаких экономических показателей и стимулов для сокращения образования отходов, введения системы раздельного сбора
и создания мусороперерабатывающих производств. Предполагалось, что отходы будут свозиться на мусорные полигоны
.


Ключевые понятия реформы

Российский экологический оператор
Региональные операторы
Территориальные схемы
Расширенная ответственность производителя

В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части обращения с отходами предполагается раздельный сбор отходов
, жёсткие санкции за ненадлежащую утилизацию
, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке
.
В ряде регионов разработаны стратегии обращения с отходами, предполагающие достижение целевых показателей уровня переработки и снижения воздействия на окружающую среду, а также и использование наилучших доступных технологий.
Затраты на реализацию программ варьируются в диапазоне 20—100 млн евро
. Все стратегии предполагают финансирование преимущественно за счёт внебюджетных средств.


Система сбора и обработки мусора
в России практически не обновлялась в течение последних 40—50 лет. В большинстве случаев мусор захоранивается на специальных полигонах. Сбор фильтратов и свалочных газов при этом не производится, что создаёт значительную экологическую опасность для окружающей территории.

«Ещё одна важная задача – обезвреживание отходов производства и потребления. Их общее количество составляет сейчас свыше 30 миллиардов тонн. Мусор выбрасывают где придётся и как придётся, и такие свалки занимают почти 48 тысяч гектаров. Вы знаете, что законодательно уже введены жёсткие нормы утилизации и обезвреживания коммунальных отходов, но вступление в силу этих норм мы тоже пока сдвигаем вправо. Хотел бы услышать, как идёт разработка необходимых документов и что уже сделано, что граждане знают об этих нововведениях».

Статистика образования отходов в России

С учётом возможностей переработки образуемый в России бытовой мусор имеет следующую структуру: 35 % — вторичное сырье, 35 % — биоразлагаемые отходы, 30 % — неперерабатываемые отходы.
Потенциал переработки ТБО во вторичное сырье может быть оценён в 14 млн тонн (45.5 млн м³) в год, в то время как большая часть ТБО — около 93 % (или 37.2 млн тонн) — вывозится на свалки и полигоны. Главный недостаток данной стратегии заключается в том, что свалки являются серьёзным источником загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы токсичными химикатами, высоко токсичными тяжёлыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора — диоксинами, фуранами и бифeнилами. При этом предельно допустимые концентрации опасных веществ могут превышаться в 1000 и более раз. В последние годы значительно возросло движение за запрет организации свалок вблизи населённых пунктов.

Читайте также:  Есиа зарегистрированные организации

Общая система обращения с отходами сформирована пятью основными звеньями:

  • полигоны;
  • компании-перевозчики (сбор и вывоз мусора — обычно несколько компаний в регионе);
  • комплексные мусороперерабатывающие заводы (сортировка, переработка, сжигание, захоронение неперерабатываемых отходов);
  • мусоросжигательные заводы;
  • специализированные предприятия.

Статистика российской отрасли такова:

  • 11 000 полигонов и свалок;
  • 4 действующих мусоросжигательных завода (расположены в Москве);
  • 5 мусороперерабатывающих заводов;
  • 39 мусоросортировочных комплексов;
  • более 1000 организаций по вывозу твердых бытовых отходов.

Рынок переработки твердых бытовых отходов в России практически не развит, о чём свидетельствует сложившаяся в стране крайне нерациональная система обращения с ТБО:

  • захоронение на полигонах/свалках — ~90—92 % ТБО (36—37 млн тонн в год);
  • сжигание — не более 1,8 % ТБО (~700 тыс. тонн в год);
  • промышленная переработка — 3—4 % ТБО (1,2—1,6 млн тонн в год).

По-прежнему одной из основных тенденций в области переработки мусора остаётся рост общей площади полигонов — под них ежегодно выделяются 7—10 тыс. га земель.
Основной сложностью на пути к переработке ТБО является отсутствие в нашей стране системы раздельного сбора мусора
, являющейся неизбежным условием для их глубокого рециклинга. Так, 60—80 % морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35—45 %) или компостирования (25—35 %). Однако сортировка смешанных и перевезённых в одном мусоровозе ТБО позволяет извлечь лишь 11—15 % вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлагаемые (органические) отходы.

  • низкое качество бытового мусора и неразвитость сортировочных программ;
  • специфика сбора и обработки отходов;
  • сезонность поставок;
  • ограниченные объёмы поставок вторичных ресурсов, требующих глубокой переработки;
  • отсталое техническое оснащение потребителей вторичного сырья;
  • возникновение новых потребителей вторичного сырья ведёт к росту цен;
  • лицензирование деятельности по заготовке вторичного сырья;
  • неконкурентоспособность продукции, производимой из отходов;
  • высокий уровень налогообложения (доля НДС и налога на прибыль в объёме реализации продукции оценивается в 20—60 %, отношение величины налогов к величине прибыли предприятия составляет 85—130 %);
  • реальный срок окупаемости капитальных затрат для большинства распространённых технологий оценивается в 3—5 лет. [7]


«Это очень важная тема. Она беспокоит огромное количество граждан. Это не менее важно, чем борьба за сохранение лесов и городские парки. Знаете, что касается, например, Московской области, то мне приходилось некоторыми вопросами здесь заниматься лично. Пока в конкретных местах не вставали войска Нацгвардии, ничего нельзя было сделать»

Владимир Путин


  1. Подготовка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе страны
  2. Выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами
  3. Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами
  4. Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов

Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение в регионах раздельного сбора мусора.

Территориальные схемы обращения с отходами

Схема утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается на основании:

  • Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
  • Постановления правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 (ред. от 01.03.2022) “О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем”

Территориальные схемы обращения с отходами разрабатываются минимум на 10 лет. В схеме должны быть указаны финансовые показатели деятельности по обращению с отходами и описана организация взаимодействия участников соответствующего рынка. Она включает зонирование территории субъекта РФ для оптимизации обращения с отходами, а также требования к деятельности регионального оператора.

В состав территориальной схемы включаются:

  • кадастровые карты территории региона;
  • нормативы образования отходов от деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  • данные статистики об объёмах образуемых и собираемых отходов;
  • нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать следующие обязательные разделы:

  • местонахождение источников образования отходов — предприятия, организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и так далее;
  • количество образующихся отходов — данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов;
  • целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов — какие объёмы отходов и каким образом должны быть утилизированы или захоронены;
  • места накопления отходов;
  • полигоны и мусороперерабатывающие заводы — их наименования и географические координаты;
  • схема потоков отходов — графическое отображение движения отходов от источников образования до переработки или захоронения.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разрабатывать электронную модель территориальной схемы.

Выбор региональных операторов

Региональные операторы — организации, отвечающие за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона. Договор с ними будет заключаться не более чем на 10 лет, выбор компании будет проходить на конкурсной основе. Оператор, в свою очередь, обязан заключить договор со всеми предприятиями, которые являются источниками образования отходов.

Определены основные рамки работы регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами:

  • Территория, в границах которой регоператор ТКО будет полностью нести обязательства по обращению с ТКО.
  • Соблюдение правил и технологий по обращению с отходами, включая соблюдение нормативов и выполнение лицензионных требований;
  • Учёт обращения с ТКО в отношении объёма, качества, используемых технологий;
  • Учёт расходов по обращению с ТКО;
  • Публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО на подведомственной территории;
  • Устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории;
  • Обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО;
  • Объём финансирования, предоставляемого из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО;
  • Срок, на который предоставляется статус регоператора ТКО;
  • Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО;
  • Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с организациями, участвующими в производственном цикле обращения с ТКО, в отношении отходов, образованных или ввозимых на территорию, подведомственную регоператору ТКО;
  • Санкции за невыполнение обязанностей регоператора ТКО и оснований для лишения статуса регоператора ТКО, сформулированных как в соглашении, заключаемом по итогам конкурса, так и в требованиях законодательства и нормативных правовых актах федерального и регионального уровней;
  • Участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, затрагивающих подведомственную регоператору ТКО территорию.

Объём обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделён таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности.

Установка единого тарифа на услугу по обращению с отходами

МУСОР РЕФОРМА
Митинг протеста в Тюмень. июнь 2019 г.

Платежи по тарифам за размещение отходов от населения и предприятий — основной источник финансирования данного сектора в России. Традиционно тариф для конечного потребителя формировался из платы за сбор, вывоз и захоронение отходов. По аналогии с тарифами на коммунальные услуги, платёж, как правило, образовывался по принципу «издержки плюс» для каждого конкретного пользователя объекта захоронения.

Ст = S х T х (N1 + N2),

где Ст — стоимость вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора, S — площадь квартиры или жилого дома, Т — утвержденный тариф согласно кластеру, N1 — норматив накопления твердых коммунальных отходов, N2 — норматив накопления крупногабаритного мусора.

Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов

МУСОР РЕФОРМА
Сжигание отходов на подвижной решётке



Территориальная схема обращения с отходами Московской области ориентирована на глубокую переработку мусора. По планам администрации, захоронение отходов к 2012 году должно снизиться с 95 % до 50 %. Подмосковье в рамках территориальной схемы обращения с отходами планируется разделить на 7 кластеров в зависимости от источников отходов, объектов их переработки и транспортных потоков. Вместо существующих 39 полигонов будет построено 13 высокотехнологичных заводов по переработке мусора.

«Пять миллионов тонн каждый год производит Москва, и четыре миллиона производит Московская область. До сих пор мы одна из немногих стран, которая утилизирует мусор, по сути, простым засыпанием землей. Это вторая большая тема, которая обсуждается на федеральном уровне.».

При переработке предполагается использовать такие технологии, как сортировка с извлечением ценных компонентов для рециклинга, компостирование, термическое обезвреживание.

МУСОР РЕФОРМА
Контейнер для сбора пластиковых отходов отдельно от остального мусора (Москва)





С 1 января 2019 года в России стартовала мусорная реформа, и с тех пор только региональные операторы имеют право работать с ТКО (твердыми коммунальными отходами). Иркутская область была разделена на 2 зоны, за каждую из которых несёт ответственность свой региональный оператор. “ РТ-НЭО Иркутск” отвечает за зону 2 “Юг”, обслуживая более 15 000 контейнерных площадок, на территории площадью 362 000 кв. км с населением более 1 700 000 человек. Ежедневно на линию выходит более 200 единиц техники.

Точность графика вывоза ТКО в 2022 году составила 98,8%.

Оцените статью