Кому она нужна и сколько нам придется платить?

Кому она нужна и сколько нам придется платить? pos gosuslugi

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Кому она нужна и сколько нам придется платить?

Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости

Кому она нужна и сколько нам придется платить?

Как возникла мусорная проблема?

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

13 октября 2020 12:55

Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин

Московскую область назвали лучшим субъектом РФ по масштабам реализации так называемой «мусорной реформы». Об этом во время своего выступления на заседании Комитета Госдумы по экологии заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.

По его словам, Подмосковье возглавляет ТОП-7 регионов с наилучшими показателями. Вся «великолепная семерка» выглядит следующим образом:

• Московская область,

• Нижегородская область,

• Тюменская область,

• Ивановская область,

• Саратовская область.

Помимо этого есть и список аутсайдеров – субъектов, где система обращения с бытовыми отходами меняется в масштабах всей страны слишком медленно. По словам Кобылкина, в числе худших – Хабаровский край, Архангельская область, Республика Тыва, Еврейская автономная область.

Напомним, «мусорная реформа» стартовала на всей территории страны в 2019 году. В Московской области менять отрасль утилизации отходов начали еще в 2013-м. На тот момент на территории региона действовали 39 крупных мусорных полигонов «советского образца» – сюда свозили разнородные отходы и трамбовали экскаваторами. Так продолжалось десятилетиями. Однако по инициативе губернатора была начата работа по сокращению числа полигонов. В ближайшее время должны быть закрыты последние из тех 39 свалок. Вместо них в Подмосковье строят комплексы по переработке отходов (КПО), каждый из которых способен ежегодно перерабатывать сотни тонн мусора, возвращая вторсырье (пластик, стекло, бумагу, металлы) в промышленный оборот.

– С 1 января 2021 года городских свалок в Подмосковье больше не будет, – сказал ранее губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – Тема закрыта.

26 декабря 2021, 12:00
26 декабря 2021, 13:00
26 декабря 2021, 14:00
26 декабря 2021, 15:00
26 декабря 2021, 16:00
26 декабря 2021, 17:00
26 декабря 2021, 18:00
26 декабря 2021, 19:00
26 декабря 2021, 20:00
26 декабря 2021, 21:00
26 декабря 2021, 22:00

В “Зеленом рейтинге” лидирует Подмосковье

Московская область признана лучшей в России по качеству обращения с отходами. Она лидирует в рейтинге эффективности проведения мусорной реформы.

Подмосковье заняло первое место в “Зеленом рейтинге”. Область признана лучшей в стране по качеству обращения с отходами. И это при том, что на регион приходится около 20% от общего объема мусора, а реформа отрасли стартовала всего три года назад. За это время в области были закрыты все мусорные полигоны и введены в строй десять современных предприятий по переработке отходов. Свой вклад в победу в конкурсе внесли и сами жители Подмосковья.

Около 300 тысяч пластиковых бутылок и алюминиевых банок не валяются в лесах Подмосковья благодаря школьникам. Такое количество тары дети сдали на переработку только в этом учебном году.

“Молодежь быстрее откликается, активнее включается. У них нет еще такого сомнения, как у взрослого населения: а насколько это выгодно, а будет ли это приносить какую-то прибыль, или еще что-то”, – отмечает председатель Ассоциации общественного контроля в сфере обращения с отходами по Московской области Лилия Белова.

Сейчас фандоматы установлены в 143 школах Подмосковья. Самых активных участников раздельного сбора наградили в региональном правительстве.

“Пластик перерабатывается около тысячи лет. Мы все больше и больше убиваем свою землю, и я хочу, чтобы она осталась жива”, – говорит школьник Дмитрий Бондар.

Проблема мусорных полигонов власти получили в наследство от нескольких предшествующих поколений чиновников. Полигоны разрастались с 70-х годов прошлого века. Решать вопрос надо было комплексно. Критически важно было, чтобы люди сами осознали масштаб проблемы и не столь сложный для обывателя путь ее решения – ведь опустить отходы в нужный контейнер, синий или серый, очень просто. Так же, как и донести бутылку до экопункта. А они сейчас расположены по всей области: от Химок до Домодедова. В парках, МФЦ, спортивных и торговых комплексах всего около 500.

Читайте также:  Общественные обсуждения или общественные слушания

Из экопункта или контейнера отходы попадают на переработку. Сейчас в регионе десять специализированных комплексов, на которых мусор сортируют и отбирают полезные фракции. Раньше его бы отправили гнить на полигоны, но действующих свалок в Подмосковье больше нет.

“С 1 января 2021 года свалок городских больше в Подмосковье не будет. Все, тема закрыта. И та беда, которая была в Серпухове, в Волоколамске, в Можайске, в Чехове, в Пушкинском районе, все сегодня рекультивируется”, – заявил в прошлом году губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Тогда, год назад, в это не верилось. Но в последние дни 2020-го закрыли “Ядрово” в Волоколамске, потом “Лесную” в Серпухове, и все – свалок не осталось.

Прошел еще год, и Подмосковье заняло лидирующую позицию в рейтинге эффективности проведения мусорной реформы.

“В 2018 году, когда у нас издавали неприятный запах более 20 работающих полигонов, люди перекрывали дороги, люди не могли жить в соседстве с этими страшными объектами. Подумать о том, что пройдет три года, мы будем получать престижную премию федерального экологического оператора, конечно, никто не мог поверить”, – говорит сейчас вице-губернатор Московской области Евгений Хромушин.

Но переработать все невозможно. Даже в тех странах, где разделение отходов – целая философия, а занимается этим каждый житель, часть все равно приходится подвергать термической обработке. Технология заводов японско-швейцарской компании, запустившей более 500 подобных производств по всему миру. Вскоре первый такой завод откроется и в Подмосковье.

“Те остаточные фракции, которые сегодня остаются на КПО, уже с 2023 года они поедут с целью извлечения из них еще одного полезного компонента: электроэнергии. Таким образом, в 2023 году заработает полностью система так называемого замкнутого цикла, когда все отходы будут перерабатываться”, – объясняет генеральный директор “РТ-инвест” Андрей Шипелов.

Сюда будут привозить так называемые “хвосты” – отходы, которые не поддаются переработке. Утилизировать их будут при высочайшей, больше 1000 градусов, температуре, уничтожающей любые вредные вещества. Образующийся пар пойдет в турбину, которая и будет вырабатывать электричество. Мощности у Подмосковья есть, теперь все зависит от жителей.

“Дальше только наращивать усилия по культуре распределения, утилизации мусора. Там использовать, соответственно, технологии. Ведь большинство материалов, которые нас окружают, сегодня это ресайклинг, это вторичное использование. Поэтому этой культуре тоже нужно прижиться”, – замечает подмосковный губернатор.

В Московской области появятся четыре завода по термической переработке мусора. На каждом в пар и электричество будут превращаться по 700 тысяч тонн отходов в год. А на днях в регионе откроется еще один комплекс по их переработке, уже 11-й.

Можно ли получить льготы?

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

Предпосылки реформыПравить

Система сбора и обработки мусора в России практически не обновлялась в течение последних 40—50 лет. В большинстве случаев мусор захоранивается на специальных полигонах. Сбор фильтратов и свалочных газов при этом не производится, что создаёт значительную экологическую опасность для окружающей территории.

«Ещё одна важная задача – обезвреживание отходов производства и потребления. Их общее количество составляет сейчас свыше 30 миллиардов тонн. Мусор выбрасывают где придётся и как придётся, и такие свалки занимают почти 48 тысяч гектаров. Вы знаете, что законодательно уже введены жёсткие нормы утилизации и обезвреживания коммунальных отходов, но вступление в силу этих норм мы тоже пока сдвигаем вправо. Хотел бы услышать, как идёт разработка необходимых документов и что уже сделано, что граждане знают об этих нововведениях».

Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.

Подготовка реформыПравить

«Это очень важная тема. Она беспокоит огромное количество граждан. Это не менее важно, чем борьба за сохранение лесов и городские парки. Знаете, что касается, например, Московской области, то мне приходилось некоторыми вопросами здесь заниматься лично. Пока в конкретных местах не вставали войска Нацгвардии, ничего нельзя было сделать»

— Владимир Путин

Изменилось ли что-то в обращении с мусором?

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Читайте также:  Школа россии новые методические пособия

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим1:

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Федеральные нормативно-правовые акты для реформирования отрасли обращения с отходамиПравить

Митинг протеста в Тюмень. июнь 2019 г.

Платежи по тарифам за размещение отходов от населения и предприятий — основной источник финансирования данного сектора в России. Традиционно тариф для конечного потребителя формировался из платы за сбор, вывоз и захоронение отходов. По аналогии с тарифами на коммунальные услуги, платёж, как правило, образовывался по принципу «издержки плюс» для каждого конкретного пользователя объекта захоронения.

Ст = S х T х (N1 + N2),

где Ст — стоимость вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора, S — площадь квартиры или жилого дома, Т — утвержденный тариф согласно кластеру, N1 — норматив накопления твердых коммунальных отходов, N2 — норматив накопления крупногабаритного мусора.

Зачем нужна мусорная реформа?

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Региональные операторы — организации, отвечающие за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона. Договор с ними будет заключаться не более чем на 10 лет, выбор компании будет проходить на конкурсной основе. Оператор, в свою очередь, обязан заключить договор со всеми предприятиями, которые являются источниками образования отходов.

Определены основные рамки работы регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами:

  • Территория, в границах которой регоператор ТКО будет полностью нести обязательства по обращению с ТКО.
  • Соблюдение правил и технологий по обращению с отходами, включая соблюдение нормативов и выполнение лицензионных требований;
  • Учёт обращения с ТКО в отношении объёма, качества, используемых технологий;
  • Учёт расходов по обращению с ТКО;
  • Публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО на подведомственной территории;
  • Устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории;
  • Обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО;
  • Объём финансирования, предоставляемого из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО;
  • Срок, на который предоставляется статус регоператора ТКО;
  • Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО;
  • Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с организациями, участвующими в производственном цикле обращения с ТКО, в отношении отходов, образованных или ввозимых на территорию, подведомственную регоператору ТКО;
  • Санкции за невыполнение обязанностей регоператора ТКО и оснований для лишения статуса регоператора ТКО, сформулированных как в соглашении, заключаемом по итогам конкурса, так и в требованиях законодательства и нормативных правовых актах федерального и регионального уровней;
  • Участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, затрагивающих подведомственную регоператору ТКО территорию.

Объём обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделён таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности.

Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июня 2019 года; проверки требуют 27 правок.

В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части обращения с отходами предполагается раздельный сбор отходов, жёсткие санкции за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке.
В ряде регионов разработаны стратегии обращения с отходами, предполагающие достижение целевых показателей уровня переработки и снижения воздействия на окружающую среду, а также и использование наилучших доступных технологий.
Затраты на реализацию программ варьируются в диапазоне 20—100 млн евро. Все стратегии предполагают финансирование преимущественно за счёт внебюджетных средств.

Региональный опытПравить

Информация в этом разделе устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Территориальная схема обращения с отходами Московской области ориентирована на глубокую переработку мусора. По планам администрации, захоронение отходов к 2012 году должно снизиться с 95 % до 50 %. Подмосковье в рамках территориальной схемы обращения с отходами планируется разделить на 7 кластеров в зависимости от источников отходов, объектов их переработки и транспортных потоков. Вместо существующих 39 полигонов будет построено 13 высокотехнологичных заводов по переработке мусора.

«Пять миллионов тонн каждый год производит Москва, и четыре миллиона производит Московская область. До сих пор мы одна из немногих стран, которая утилизирует мусор, по сути, простым засыпанием землей. Это вторая большая тема, которая обсуждается на федеральном уровне.».

Читайте также:  Новое пособие на детей до 7 лет на новый год

При переработке предполагается использовать такие технологии, как сортировка с извлечением ценных компонентов для рециклинга, компостирование, термическое обезвреживание.

Контейнер для сбора пластиковых отходов отдельно от остального мусора (Москва)

Сжигание отходов на подвижной решётке

В чем суть мусорной реформы?

Реформа стартовала с 1 января 2019 г.

Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.

Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.

Так нужна ли мусорная реформа?

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

Статистика образования отходов в РоссииПравить

С учётом возможностей переработки образуемый в России бытовой мусор имеет следующую структуру: 35 % — вторичное сырье, 35 % — биоразлагаемые отходы, 30 % — неперерабатываемые отходы.
Потенциал переработки ТБО во вторичное сырье может быть оценён в 14 млн тонн (45.5 млн м³) в год, в то время как большая часть ТБО — около 93 % (или 37.2 млн тонн) — вывозится на свалки и полигоны. Главный недостаток данной стратегии заключается в том, что свалки являются серьёзным источником загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы токсичными химикатами, высоко токсичными тяжёлыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора — диоксинами, фуранами и бифeнилами. При этом предельно допустимые концентрации опасных веществ могут превышаться в 1000 и более раз. В последние годы значительно возросло движение за запрет организации свалок вблизи населённых пунктов.

Общая система обращения с отходами сформирована пятью основными звеньями:

  • полигоны;
  • компании-перевозчики (сбор и вывоз мусора — обычно несколько компаний в регионе);
  • комплексные мусороперерабатывающие заводы (сортировка, переработка, сжигание, захоронение неперерабатываемых отходов);
  • мусоросжигательные заводы;
  • специализированные предприятия.

Статистика российской отрасли такова:

  • 11 000 полигонов и свалок;
  • 4 действующих мусоросжигательных завода (расположены в Москве);
  • 5 мусороперерабатывающих заводов;
  • 39 мусоросортировочных комплексов;
  • более 1000 организаций по вывозу твердых бытовых отходов.

Рынок переработки твердых бытовых отходов в России практически не развит, о чём свидетельствует сложившаяся в стране крайне нерациональная система обращения с ТБО:

  • захоронение на полигонах/свалках — ~90—92 % ТБО (36—37 млн тонн в год);
  • сжигание — не более 1,8 % ТБО (~700 тыс. тонн в год);
  • промышленная переработка — 3—4 % ТБО (1,2—1,6 млн тонн в год).

По-прежнему одной из основных тенденций в области переработки мусора остаётся рост общей площади полигонов — под них ежегодно выделяются 7—10 тыс. га земель.
Основной сложностью на пути к переработке ТБО является отсутствие в нашей стране системы раздельного сбора мусора, являющейся неизбежным условием для их глубокого рециклинга. Так, 60—80 % морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35—45 %) или компостирования (25—35 %). Однако сортировка смешанных и перевезённых в одном мусоровозе ТБО позволяет извлечь лишь 11—15 % вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлагаемые (органические) отходы.

  • низкое качество бытового мусора и неразвитость сортировочных программ;
  • специфика сбора и обработки отходов;
  • сезонность поставок;
  • ограниченные объёмы поставок вторичных ресурсов, требующих глубокой переработки;
  • отсталое техническое оснащение потребителей вторичного сырья;
  • возникновение новых потребителей вторичного сырья ведёт к росту цен;
  • лицензирование деятельности по заготовке вторичного сырья;
  • неконкурентоспособность продукции, производимой из отходов;
  • высокий уровень налогообложения (доля НДС и налога на прибыль в объёме реализации продукции оценивается в 20—60 %, отношение величины налогов к величине прибыли предприятия составляет 85—130 %);
  • Подготовка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе страны
  • Выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами
  • Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами
  • Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов

Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение в регионах раздельного сбора мусора.

Территориальные схемы обращения с отходамиПравить

Схема утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается на основании:

  • Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
  • Постановления правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 (ред. от 01.03.2022) “О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем”

Территориальные схемы обращения с отходами разрабатываются минимум на 10 лет. В схеме должны быть указаны финансовые показатели деятельности по обращению с отходами и описана организация взаимодействия участников соответствующего рынка. Она включает зонирование территории субъекта РФ для оптимизации обращения с отходами, а также требования к деятельности регионального оператора.

В состав территориальной схемы включаются:

  • кадастровые карты территории региона;
  • нормативы образования отходов от деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  • данные статистики об объёмах образуемых и собираемых отходов;
  • нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать следующие обязательные разделы:

  • местонахождение источников образования отходов — предприятия, организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и так далее;
  • количество образующихся отходов — данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов;
  • целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов — какие объёмы отходов и каким образом должны быть утилизированы или захоронены;
  • места накопления отходов;
  • полигоны и мусороперерабатывающие заводы — их наименования и географические координаты;
  • схема потоков отходов — графическое отображение движения отходов от источников образования до переработки или захоронения.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разрабатывать электронную модель территориальной схемы.

Оцените статью