Кашанина т в происхождение государства и права современные трактовки и новые подходы учебное пособие

Кашанина т в происхождение государства и права современные трактовки и новые подходы учебное пособие pos gosuslugi

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Издание четвертое, переработанное и дополненное

Происхождение государства и права – это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

После того как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях «уши» Маркса и Энгельса все равно торчали.

Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и по данному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых, можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографами, антропологами, историками, философами, политологами и т. д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии.

Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

Проблема происхождения государства и права чрезвычайно сложна: ведь процесс, о котором пойдет речь, покрыт тайной тысячелетий. Однако доля юмора в его познании и осмыслении, думается, отнюдь не помешает.

Вот как юмористически видит жизнь людей в догосударственном обществе доктор юридических наук, профессор Т. Н. Радько, человек, который щедро наделен не только интеллектуальным, но и поэтическим талантом.

ЖИЗНЬ БЕЗ ВЛАСТИ ДО ГОСУДАРСТВА

Жили люди в эту пору

Тихо, без нахальства,

Без судьи, без прокурора,

В общем без начальства.

Захотели если спать,

Все ложились дружно.

Ни стелить, ни убирать

Им постель не нужно.

Утром каждый полежать

Сколько хочешь может.

На метро им не бежать,

На автобус тоже.

Танцевали под там-там,

Пока держат ноги.

Не ругался по ночам

Комендант их строгий.

Одевались все в меха

С головы до пятки.

С цельных шкур была доха,

Ни одной заплатки.

Один род слона поймал —

Ест его все племя.

Энгельс правильно сказал:

Стихи. Москва. 2013)

Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.1. Характеристика первобытного общества

Периодизация первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis – homo erectus (человек умелый – человек прямоходящий), а мы – представители homo sapiens (человек думающий) – появились как минимум 200 тыс. лет назад.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н. э., в Африке – в IV тысячелетии до н. э., в Средиземноморье – в III тысячелетии до н. э., в Америке – в I тысячелетии н. э., а в других регионах земного шара – еще позднее.

О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.

Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20–30человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

Итак, собирательство и охота были источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные, спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

Кашанина Т. В

Происхождение государства и права — это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т. д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

Раздел I. Происхождение государства

Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс

Читайте также:  Преимуществами для детей в 2022 году являются

Периодизация первобытного общества. Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis — homo erectus (человек умелый — человек прямоходящий), а мы — представители homo sapiens (человек думающий) — появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н. э., в Африке в IV тысячелетии до н. э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н. э., в Америке — в I тысячелетии н. э., а в других регионах земного шара — еще позднее.

Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). В тот далекий период люди жили малыми родственными группами в 20–30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

Но надежнее всего была охота облавная. Открыли люди этот вид охоты 300–400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и растениях, о явлениях окружающего мира постепенно повышало эффективность охоты и собирательства. Человек в этот период только брал от природы, и с каждым тысячелетием учился брать все больше и больше. Охотники и собиратели оказались настолько приспособленными к жизни в тех условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго до того, как их отдаленные потомки бросили в землю первые семена или научились приручать животных.

И все же первобытным людям приходилось часто и подолгу жить впроголодь. Ведь охота — дело ненадежное. Человек ел почти все — в пищу употреблялись птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но прокормиться было нелегко. Накопившийся опыт показывал, что гораздо выгоднее охотиться не на все подряд, что может найтись в ближайшей округе, а осваивать специализированную охоту. Это, конечно, не значит, что человек пренебрегал «попадавшимися под руку» другими видами животных. Но специализация еще много тысяч лет назад позволяла лучше отработать приемы, усовершенствовать оружие, найти лучшие способы использования добычи. Правда, специализация охоты иногда вела и к печальным последствиям. В исчезновении мамонта, пещерного медведя и некоторых других животных, по мнению отдельных ученых, сыграли свою роль и древние охотники.

Татьяна Васильевна Кашанина

Глобализация – это всемирный процесс, охватывающий все стороны жизни общества и увязывающий национальные государства в единую общественную систему.

Традиционно считается, что основная роль в развитии глобализации принадлежит социально-экономическим процессам. Однако с развитием человечества накапливается интеллектуальный потенциал, и духовные факторы, в частности право, приобретают не меньшее значение. Но для того чтобы активно влиять на общественные процессы, право должно само преобразоваться таким образом, чтобы соответствовать сложившимся реалиям.

Применительно к России, которая является очень значимым игроком в современном мире, речь идет о модернизации ее правовой системы для того, чтобы она отвечала современным вызовам.

Модернизация права – это качественное изменение правовой системы государства, которое использует опыт правовых систем западного типа, одновременно сохраняя преемственность в своем правовом развитии, что позволяет праву наиболее эффективно выполнять свое назначение в обществе.

Иллюзий по поводу модернизации права строить не следует: это процесс длительный, многоплановый, глубоко затрагивающий не только все пласты права, но систему правовых ценностей, что переживается крайне тяжело не столько народом, сколько политической элитой, привыкшей действовать в разрезе прежней парадигмы, когда право формировалось исключительно государственными органами. И тем не менее процесс модернизации российского права уже запущен. В чем это проявляется?

Во-первых, расширены права и свободы граждан, многие из них наполняются реальным содержанием, по крайней мере теперь проблема прав человека не подвергается остракизму, как прежде.

Во-вторых, изменяются принципиальные установки в обществе, и такие из них, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, юридическое равенство граждан, свобода предпринимательства, свобода договора, свобода труда и др., из разряда просто записанных на бумаге постепенно превращаются в реальные. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры стали составной частью российской правовой системы.

В-третьих, идут изменения в политической области (хотя и не так быстро, как хотелось бы): формируется разделение властей, широкие массы населения включаются в политический процесс (выборы, референдумы 1990-х годов, митинги и шествия), развивается многопартийность и др.

В-четвертых, кардинально изменился и процесс законотворчества: законы теперь принимаются парламентом, действующим на профессиональной основе.

В-пятых, сегодня частная собственность составляет основу рыночной экономики, и частное право становится полноправным элементом правовой системы.

Однако еще предстоит отрегулировать с помощью права множество новых процессов, происходящих в обществе. Так, развитие демократии в России делает актуальным вопрос о референдумном праве, а современный акцент на проблеме прав человека делает необходимым глубокую разработку гуманитарного права, которое на сегодня претендует на подотрасль конституционного права.

Возникающие в связи с развитием экономики, изменениями в политической и социальной сфере новые общественные отношения требуют своего правового урегулирования. По этой причине появляются все новые отрасли, подотрасли и институты права. И если в 40-е годы насчитывалось только 10 отраслей права, то сейчас их уже порядка 30, а в науке идет широкое обсуждение о формировании все новых отраслей права.

Таким образом, российское право усложняется. В нем появляются новые автономные образования, что влечет за собой изменение структуры права в целом. При этом развиваются и прежние элементы его структуры.

Интеллектуально опередить этот процесс, с тем чтобы сделать его управляемым, – задача данной работы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ПРАВА

Право и его основные параметры

1. Причины появления права

Общественные потребности – основа возникновения права

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

• необходимостью установления стабильности в отношениях новой общности людей – народа, населяющего ту или иную территорию;

• необходимостью поддержания единого порядка в условиях разделения общества на отдельные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало разниться, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

• необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

На исторической арене государство и право в основном присутствуют вместе. Это свидетельствует об их генетической связи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и причины, вызвавшие их появление, во многом взаимосвязаны. Рассмотрим их по порядку.

Первые государства на земле возникли примерно 6–7 тыс. лет назад, и, как правило, в долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Янцзы, Инд).

Именно в этих местностях сложились наиболее благоприятные условия для земледелия. Затем процесс создания государств стал распространяться по средиземноморскому бассейну и далее.

Этот небывалый человеческий прогресс обусловил закон специализации, являющийся всеобщим для развития окружающего мира. Специализация присуща уже миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов – это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т. е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.

Читайте также:  Расширьте свою связь с телефоном ПФР Георгиевск: делайте покупки сегодня

В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более. Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации.

Разделение труда в сфере экономики – это первый вид социальной специализации. Его начала можно видеть уже в присваивающей экономике (когда мужчины занимались преимущественно охотой, а женщины – собиранием кореньев и плодов). Производящая экономика – это прыжок человечества на более высокую ступень. Она постепенно набирала темпы, и наступил такой момент, когда и производственный труд стал специализироваться. В ее пределах выделяются несколько разновидностей крупных общественных разделений труда. Еще Ф. Энгельс, вслед за другими учеными-историками, отмечал три крупных разделения труда:

• отделение скотоводства от земледелия;

Но это было только начало. В современном мире специализация в экономической сфере очень обширна. Наряду с сельским хозяйством, промышленностью, торговлей в особый вид деятельности выделились финансы, здравоохранение, образование, туризм и др.

Но и в пределах каждой из разновидностей экономической специализации просматривается специализация в отдельных областях деятельности. Так, только в промышленности насчитывается несколько десятков отраслей (геологоразведка, угле-, нефтедобыча, металлургия, машиностроение, электротехника и т. п.).

Уже начальные разновидности экономической специализации (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли) дали мощный толчок развитию как самого производства, так и общества в целом.

Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте.

Во-вторых, в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителем.

В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объем.

Понятно, что средства социального регулирования, используемые ранее (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и др.), в новых условиях перестали быть эффективными. Им на смену должны были прийти новые. Основную регулятивную функцию на этом этапе развития человечества стало брать на себя право.

Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие / Кашанина Т.В. – М.: Юристъ, 1999. – 335 c.

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Раздел первый. Происхождение государства
Глава I. Возникновение государства как объективный исторический процесс . . . 13
§ 1. Характеристика первобытного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§ 2. Структура первобытного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
§ 3. Власть и органы управления в первобытном обществе . . . . . . . . . . . .21
§ 4. Воздейство как предгосударственная форма власти . . . . . . . . . . . . .28
§ 5. Предпосылки возникновения государства . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
§ б. Трансформация власти вождей во власть государственную . . . . . . . . . .39
§ 7. Основные составляющие звенья государства . . . . . . . . . . . . . . . . 44
§ 8. Способы (пути) образования государства . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава II. Теории происхождения государства . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
§ 1. Причины многообразия теорий о происхождение государства и права . . . . .51
§ 2. Ирригационная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§ 3. Патриархальная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
§ 4. Теологическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
§ 5. Теория насилия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
§ 6. Расовая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
§ 7. Инцестная (половая) теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
§ 8. Спортивная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
§ 9. Патримониальная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
§ 10. Органическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
§ 11. Экономическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
§ 12. Классовая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
§ 13. Психологическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
§ 14. Договорная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
§ 15. Диффузионная теория; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
§ 16. Теория специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Глава III. Российская цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
§ 1. Славяне в догосударственную эпоху . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
§ 2. Периодизация истории российской цивилизации: . . . . . . . . . . . . . .107
§ 3. Российская цивилизация в сообществе мировых цивилизаций . . . . . . . . 110
Глава IV. Древнерусское государство: от зари до заката . . . . . . . . . . . 116
§ 1. Славянские племена до призвания Рюрика . . . . . . . . . . . . . . . . .116
§ 2. Призвание варягов, или диффузия государственности из Скандинавии . . . .118
§ 3. Диффузия диффузии, или образование государственности у полян . . . . . .121
§ 4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства . . . . . . . . 123
§ 5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127
§ 6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства . 131
§ 7. Политическая специализация на русских просторах . . . . . . . . . . . . 133
§ 8. Характеристика Империи Рюриковичей; . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
§ 9. Расцвет Древнерусского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
§ 10. Упадок и распад Древней Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Глава V. Возникновение Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . 151
§ 1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государства . . . . 151
§ 2. Фактор насилия в образовании Российского государства . . . . . . . . . .153
§ 3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности . . . . . 158
§ 4. Патримониальный фактор в создании Российского государства . . . . . . . 162
§ 5. Экономический фактор как основа прочности государства . . . . . . . . . 167
§ 6. Теория специализации как концепция, объясняющая образование Российского
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
§ 7. Первый российский государь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Раздел второй. Происхождение права
Глава VI. Социальные нормы первобытного общества . . . . . . . . . . . . . . 181
§ l. Саморегуляция как признак человечества . . . . . . . . . . . . . . . . .181
§ 2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества . . . . . . . . . .185
§ 3. Ритуалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
§ 4. Обряды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192
§ 5. Мифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
§ 6. Обычаи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
§ 7. Религиозные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
§ 8. Моральные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
§ 9. Нормы этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
§ 10. Мононормы: вымысел или реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
Глава VII. Детство права – архаичное право . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
§ 1. Стадии развития права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
§ 2. Время появления первых письменных источников архаичного права . . . . . 220
§ 3. Особенности (черты) архаичного права . . . . . . . . . . . . . . . . . .222
§ 4. Достоинства архаичного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234
Глава VIII. Юность права – сословное, или корпоративное, право (право
отдельных социальных слоев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
§ 1. Понятие и виды корпораций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
§ 2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном
обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
§ 3. Феодальное (поместное) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
§ 4. Манориальное (крепостное) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
§ 5. Городское (полицейское) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
§ 6. Торговое (купеческое) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
§ 7. Гильдейское (цеховое) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
§ 8. Каноническое (церковное) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
§ 9. Сословное, или корпоративное, право (право отдельных слоев общества) как
протоправо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Глава IX. Зрелость права – развитое (общегосударственное) право
§ 1. Королевское (общее, имперское) право как этап перехода к развитому праву
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299
§ 2. Характеристика развитого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .304
§ 3. Структура развитого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Глава X. Теории происхождения права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
§ 1. Примирительная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
§ 2; Регулятивная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
§ 3. Теологическая (божественная) теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
§ 4. Теория естественного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
§ 5. Историческая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
§ 6. Марксистская теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
§ 7. Теория специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333

Происхождение государства и права. Учебное пособие / Кашанина Т.В. – М.: Высш. шк., 2004. – 325 c.

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Раздел I. Происхождение государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс . . . .7
1.1. Характеристика первобытного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Структура первобытного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.3. Власть и органы управления в первобытном обществе . . . . . . . . . . . .16
1.4. Вождество как предгосударственная форма власти . . . . . . . . . . . . . 23
1.5. Предпосылки возникновения государства . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
1.6. Трансформация власти вождей во власть государственную . . . . . . . . . .34
1.7. Основные составляющие звенья государства . . . . . . . . . . . . . . . . 40
1.8. Способы (пути) образования государства . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 2. Теории происхождения государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права . . . . .46
2.2. Ирригационная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.3. Патриархальная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
2.4. Теологическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.5. Теория насилия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
2.6. Расовая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.7. Инцестная (половая) теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
2.8. Спортивная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
2.9. Патримониальная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
2.10. Органическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
2.11. Экономическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
2.12. Классовая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
2.13. Психологическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
2.14. Договорная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
2.15. Диффузионная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
2.16. Теория специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Глава 3. Российская цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
3.1. Славяне в догосударственную эпоху . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
3.2. Периодизация истории Российской цивилизации . . . . . . . . . . . . . . 102
3.3. Российская цивилизация в сообществе мировых цивилизаций . . . . . . . . 105
Глава 4. Древнерусское государство: от зари до заката . . . . . . . . . . . .111
4.1. Славянские племена до призвания Рюрика . . . . . . . . . . . . . . . . .111
4.2. Призвание варягов или диффузия государственности из Скандинавии . . . . 114
4.3. Диффузия диффузии или образование государственности у полян . . . . . . 116
4.4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства . . . . . . . . 118
4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
4.6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства . 126
4.7. Политическая специализация на российских просторах . . . . . . . . . . .129
4.8. Характеристика Империи Рюриковичей . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
4.9. Расцвет Древнерусского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
4.10. Упадок и распад Древней Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Глава 5. Возникновение Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . 146
5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государства . . . . 146
5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства . . . . . . . . . .149
5.3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности . . . . . 153
5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства . . . . . . . 157
5.5. Экономический фактор как основа прочности государства . . . . . . . . . 163
5.6. Теория специализации как концепция, объясняющая образование Российского
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
5.7. Первый российский государь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Раздел II. Происхождение права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Глава 6. Социальные нормы первобытного общества . . . . . . . . . . . . . . .176
6.1. Саморегуляция как признак человечества . . . . . . . . . . . . . . . . .176
6.2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества . . . . . . . . . .180
6.3. Ритуалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
6.4. Обряды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
6.5. Мифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
6.6. Обычаи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
6.7. Религиозные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
6.8. Моральные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
6.9. Нормы этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
6.10. Мононормы: вымысел или реальность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Глава 7. Детство права ­ архаичное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
7.2. Время появления первых письменных источников архаичного права . . . . . 214
7.3. Особенности (черты) архаичного права . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
7.4. Достоинства архаичного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228
Глава 8. Юность права ­ сословное, или корпоративное, право (право отдельных
социальных слоев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .230
8.1. Понятие и виды корпораций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
8.2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном
обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
8.3. Феодальное (поместное) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
8.4. Манориальное (крепостное) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
8.5. Городское (полицейское) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
8.6. Торговое (купеческое) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
8.7. Гильдейское (цеховое) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
8.8. Каноническое (церковное) право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273
8.9. Сословное, или корпоративное, право (право отдельных слоев общества) как
протоправо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Глава 9. Зрелость права ­ развитое (общегосударственное) право . . . . . . . 291
9.1. Королевское (общее, имперское) право как этап перехода к развитому
праву . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291
9.2. Характеристика развитого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .296
9.3. Структура развитого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Глава 10. Теории происхождения права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
10.1. Примирительная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
10.2. Регулятивная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310
10.3. Теологическая (божественная) теория . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
10.4. Теория естественного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
10.5. Историческая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317
10.6. Классовая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
10.7. Теория специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325

Доступ к каталогу только после регистрации на сайте – Регистрация

Теория государства и права. Учебное пособие. Вып. 2 / Венгеров А.Б., Кашанина Т.В., Клепцова Т.Н., Морозова Л.А.; Отв. ред.: Венгеров А.Б. – М.: Юрист, 1994. – 72 c.

Оглавление

Тема 5. Форма (устройство) государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тема 6. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства . . . 39
Тема 7. Государство в политической системе . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

Возможно, Вас так же заинтересуют следующие издания:

Кашанина т в происхождение государства и права современные трактовки и новые подходы учебное пособие

Происхождение государства и права. Учебное пособие / Кашанина Т.В.
– М.: Высш. шк., 2004. – 325 c.
Возникновение государства как объективный исторический процесс
теории происхождения государства
российская цивилизация
древнерусское государство от зари до заката
возникновение российского государства
социальные нормы первобытного общества
детство права – Архаичное право
Юность права – Сословное, Или корпоративное, Право (Право Отдельных
социальных слоев)
Зрелость права – Развитое (Общегосударственное) Право

Венгеров А. Теория государства и права

Предмет и методология, происхождение, понятие и сущность государства, механизм, форма государства, правосознание и правовая культура, нормы, источники права, система права, толкование норм права, правонарушения и т. д

Кашанина т в происхождение государства и права современные трактовки и новые подходы учебное пособие

М.: Высш. шк., 2004. Учебное пособие

Возникновение государства как объективный исторический процесс
Возникновение государства как объективный исторический процесс
Российская цивилизация
Древнерусское государство: от зари до заката
Возникновение Российского государства
Социальные нормы первобытного общества
Детство права — архаичное право
Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных
социальных слоев)
Зрелость права — развитое (общегосударственное) право
Теории происхождения права

Происхождение государства и права является одной из главных проблем теории государства и права, базовой учебной дисциплины, исследуемой на юридических факультетах вузов. Данная тема очень актуальна и обладает не только академическим, познавательным, но и политико-практическим характером. Для того, чтобы лучше понять социальную сущность государства и права, разносторонне и глубоко рассмотреть сущность и признаки современных государств и правовых систем, а также сделать попытку установить исторические тенденции их развития в дальнейшем, требуется, в первую очередь, исследовать, как данные государства и соответствующие государственные образования были созданы, и какой путь они прошли.

Если исследовать определенное явление в обществе, в том числе государство, под углом зрения его формирования и развития, то в нем, несомненно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.

Актуальность этой темы исследования определяется также тем, что государство занимало, занимает и будет занимать значительное место в развитии человечества. Данная структура признается не только органом власти, но еще и организующим структурным элементом всего общества.

Происхождение государства по собственному определению – это довольно закономерный процесс образования властно-политического механизма управления в ходе качественных преобразований первобытной организации человеческого общества.

Разнообразные теории происхождения государства были выдвинуты многими учеными, в разные исторические эпохи, в разных государствах, на них оказали воздействие признаки развития регионов и стран, взгляды идеологического и философского характера, определенные теории сформированы по аналогии с иными науками. В настоящий период времени имеется более двух десятков теорий происхождения государства, все они в той либо другой степени отражают разные факторы формирования государства.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с происхождением государства и права.

Предмет исследования – особенности теорий происхождения государства и права.

Цель данной работы – комплексное исследование теорий происхождения государства и права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)изучить общие закономерности возникновения государства;

2)рассмотреть экономические, политические и духовные предпосылки возникновения государства;

3)исследовать теологическую, патриархальную, органическую теории государства и права;

4)изучить теорию насилия и общественного договора, определить особенности психологической и историко-материалистической теории;

5) рассмотреть либертано – юридическую теорию происхождения государства и права;

6) исследовать патримониальную и патерналистскую теорию происхождения государства и права.

Во время проведения исследования были использованы следующие методы: исторический, сравнительный, метод анализа и синтеза, системно-структурный, логический.

Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и библиографии.

Общие закономерности возникновения государства и права

Государственность пришла на смену родоплеменному строю, когда равенство первобытного характера и историческая первичная форма собственности общества изжили себя, и общество было разделено. Как было нами выяснено, данному строю была характерна власть общества и социальные положения, которые регулировали человеческое поведение, но при отсутствии власти и особенного аппарата для принудительного влияния.

Прогрессирующее разделение труда в обществе преобразует содержание и формы организации общественной жизни в родовых и семейных общинах, в племенах и куриях. Родоплеменная система усложняется, постепенно происходит развитие функций в социальной сфере.

Можно определить следующие признаки государства:

1)наличие независимой публичной власти. Публичная власть имела место и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была от него отделена;

В ее осуществлении принимали участие все. В любом государстве власть действительно подлежит осуществлению аппаратом государства, отделенным от всего остального общества. В первую очередь, она представляет из себя особую категорию людей, занимающихся только управлением и не участвующих в общественном производстве.

Во-вторых, данный аппарат зачастую выражает интересы не всего общества, а конкретной его части (социальной группы, класса и т.д.), а в определенных случаях и самого себя.

2)взимание налогов и сборов, так как для содержания аппарата государства требуются средства;

К главным причинам образования государства следует отнести следующие:

1)необходимость совершенствования управления обществом, которая непосредственно связана с его усложнением. Данное усложнение, в свою очередь, было связано с появлением новых отраслей, развитием производства, разделением труда, преобразованием условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, повышением численности населения, которое проживает на конкретной территории и т.д. Старый управленческий аппарат не мог обеспечивать успешное руководство данными процессами;

2)необходимость организации обширных общественных работ, объединения в данных целях широких масс людей. В особенности, это проявлялось в регионах, где основой производства было поливное земледелие, требовавшее строительства водных подъемников, каналов, поддержания их в рабочем состоянии и т.д.;

3)необходимость подавить сопротивление эксплуатируемых. Происходившие во время разложения первобытного общества процессы неизбежно приводили к общественному разделению, к формированию класса богатых и бедных, к образованию эксплуатации меньшинством большинства, а к тому же – к формированию социальных антагонизмов и сопротивления части общества, подвергавшихся эксплуатации;

4)необходимость поддержания порядка в обществе, которое обеспечивает функционирование производства, устойчивость общества в социальной сфере, его стабильность, в т. ч. и в отношении внешнего влияния соседних племен либо государств;

5)необходимость ведения войн, как захватнических, так и оборонительных. Накопление богатств в обществе привело к тому, что стало выгодно жить и существовать за счет грабежа соседей, захвата скота, рабов, ценностей.

Оцените статью