О книге «Новые религиозные движения 3-е изд. , испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата»
Распространение новых религиозных образований оказывает заметное влияние на состояние и развитие религиозной ситуации в стране, на динамику отношений между конфессиями и их взаимоотношения с государством. В настоящее время в России насчитываются десятки неорелигиозных объединений, действующих на основании Конституции РФ, Федеарального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Тем не менее деятельность некоторых разновидностей НРД вызывает острые дискуссии, протесты против «нашествия сект и культов». В учебнике рассматриваются проблемы вероучения и практики новых религиозных движений, не получившие освещения в отечественном и зарубежном религиоведении. Автор обращает внимание на теоретико-методологическое изучение природы новых религиозных образований, причины их возникновения, формы и приемы пополнения своих последователей. Впервые анализируется отношение основных традиционных религий к неорелигиозным объединениям, противодействия их распространению.
Пойти на «Принцип»
Примерно по такой же схеме секта Муна пыталась привлечь к себе видных представителей элиты нашего общества: народных депутатов СССР, ученых, журналистов и др. Например, в декабре 1990 г. на Американской конференции по лидерству в Вашингтоне побывали 23 депутата, на следующей подобной конференции в феврале 1991 г. – уже 50 депутатов, а на Первой всемирной конференции по лидерству в мае 1991 г. уже присутствовало около 200 депутатов Верховного Совета СССР и всех 15 Советских Республик.384
Но советского парламентария «взять на Принцип» было не так легко. Вот что сообщало, например, радио «Свобода»: «Многие члены советской делегации восприняли свою миссию, мягко говоря, формально. Проблемами церкви Муна они не слишком интересовались и занимались устройством личных дел». А лондонская Би-Би-Си отметила: «Корейский проповедник Мун прежде был ярым антикоммунистом, но в последнее время изрядно „потеплел» к Советскому Союзу. Он поселил парламентариев из России в деревне под Балтимором. По словам писательницы Татьяны Толстой, приехавшей к Муну со своим братом, народным депутатом РСФСР Михаилом Толстым, деревушка эта находится сильно на отшибе. „Конечно, это злой умысел, чтобы мы не убежали», – считает Толстая». А «Русский курьер» спрашивал: «Интересно, как повлияют идеи Муна на депутатов? Появится ли группировка мунистов в союзном и республиканском парламентах? И как это отразится на политическом ландшафте страны?»388
Таким образом, Мун завоевывал Россию, практически не встречая организованного отпора. Вкратце заметим, что сегодня защитные механизмы Российского государства работают гораздо эффективнее и слаженнее. Вот что пишет Кирилл Светицкий по поводу своих журналистских контактов с эфэсбешниками: «Конечно, Федеральная служба безопасности следит за гиперактивной деятельностью мунистов в России. Трудно было ожидать иного, когда мунисты откровенно заявляют о себе как о проводниках зарубежного влияния. Сотрудники госбезопасности, с которыми удалось обсудить эту тему, главную опасность видят в следующем: молодые люди, которых сегодня воспитывают в традициях строгого подчинения одному лишь преподобному Муну, завтра могут оказаться, например, у кнопок ракетных установок. Или занять большие посты в правоохранительных органах. Последствия такого проникновения нетрудно себе представить»389.
Возить потенциальных адептов на семинары через океан дороговато даже для Муна. Поэтому было решено, что основная масса слушателей должна потреблять свою долю духовной пищи на месте. Как свидетельствует Петер Ладштеттер, к 1995 году «в наших семинарах в России, в Крыму, Прибалтике участвовало свыше 60 тысяч преподавателей, студентов, учащихся». И, пользуясь возможностями СМИ, имеющими широкий выход на читателей, председатель Совета ЦО в России добавляет: «Что вредного и тем более опасного можно усмотреть в подобной гуманитарной деятельности? У нас на этот счет твердое мнение – необходимо всячески ее развивать на пользу и нашего движения, и самой России»390.
В ноябре 1992 года 2,5 тысячи петербургских школьников и студентов побывали в Москве, где состоялась «встреча с госпожой Мун». Поездку организовала ЦО. Это событие было отражено в петербургской прессе. «Найдется ли в городе еще одна организация, которой по карману в таких количествах перевозить народ в Москву и обратно, сказать трудно. Но стремительность, с которой так называемые „мунисты» покоряют умы и сердца молодых людей, не может не удивить многих, – отмечалось в газете «Смена». – Своих сторонников „Церковь Объединения» вербует в основном во время летних „семинаров», участие в которых обходится просто даром (за 7 дней – 200 рублей). „Международные семинары по лидерству» (как они официально называются) проводятся обычно в Прибалтике (летом) и в Крыму (зимой). Человек, соблазненный столь низкой ценой за неделю пребывания в доме отдыха или на турбазе, должен расписаться под обязательством „не курить, не употреблять алкогольные напитки и наркотические вещества, не разговаривать и не слушать плейер во время лекции». И далее: „Я понимаю, что главная цель семинара – изучение принципа Единения, поэтому обязуюсь не посещать комнаты представителей противоположного пола и не вовлекать их в романтические и сексуальные отношения»»391.
О том, как проводились мунистские семинары, подробно рассказывает журналистка Наталия Корисова. Ее статья опубликована на страницах газеты «Русская мысль» (Париж), куда «щупальцам КГБ» не удавалось дотянуться и в былые времена.
На путевке, вручаемой в обмен на 100 рублей, указывалась тема семинара – «Вечные ценности в изменяющемся мире», а также значились три условия, которые обязывались соблюдать участники семинара во время пребывания на нем: не пить, не курить, не общаться физически с противоположным полом. В том, что это не простые предупреждения, счастливые обладатели путевки могли убедиться по прибытии к месту предполагаемого отдыха. По дороге туда все были сосчитаны три или четыре раза и каждый заранее закреплен за местом в столовой, номером на месте проживания и группой, в составе которой он обязывается посещать лекции. Нарушителей режима обнаруживали быстро и отправляли домой. Особенно строго каралось присутствие мужчин в женских номерах после полуночи – следовала немедленная высылка из лагеря. Не менее быстро реагировала администрация семинара на непосещение лекций, и хотя длились они по пять-шесть часов с перерывами на кормление слушателей, а средняя температура воздуха летом была плюс 26°, ходить на них приходилось.
Построение лекций, состоящее из многократного повторения цветных слайдов-диаграмм, совмещенных со звуковым рядом и примитивными экскурсами в современную жизнь Запада, вело к тому, что, хочешь не хочешь, часть этой наукообразной информации оседала в голове. И тем не менее примерно половина участников семинара достаточно критически отнеслась к услышанному, хотя уезжать или просто спорить с лектором никто не намеревался, хотя бы по причине «жалко их, бедных, они семьи бросили, приехали нас просвещать, и даже денег им не платят».
Сердобольные учительницы не знали, что отчасти потому, что Мун не платит денег своим «миссионерам», он является одним из самых состоятельных людей в мире. Однако об этом на семинаре не рассказывалось. По окончании семинара слушателям было предложено углубить знакомство с ЦО, теперь уже в Прибалтике. Путевка туда стоила 500 рублей за неделю. Если учесть, что лишь цена билета в оба конца в Прибалтику составляла около 300 рублей, то неудивительно, что количество желающих попасть туда было немаленьким. Лишь с одного подмосковного семинара – а их всего за лето было проведено 24 – около 60 слушателей изъявили желание продолжить приобщение к муновским ценностям.
Вероятно, сама система ЦО, основанная на внутреннем тоталитаризме, на беспрекословном подчинении воле «Семьи», психологически близка бывшим советским гражданам, трудно привыкающим к свободе. Также вероятно, что на эту секту и впредь будет спрос. Конечно, каждый волен исповедовать то, что ему нравится, но недоумение вызывает та легкость, с какой именно этой секте, наиболее богатой и влиятельной, удается получить возможность проповедовать свои идеи.
Борьба за души школьников шла на зимних семинарах 1991/ 92 года в Крыму, а летом началась программа, рассчитанная на средний преподавательский состав. Однако хорошо известно, что в условиях «посткоммунистического» общества не будет работать ни один самый отлаженный механизм, если ему в этом не будут помогать люди, обладающие властными полномочиями.
Ещё в 1990/91 учебном году три тысячи студентов и преподавателей Москвы, Ленинграда, Киева, Твери и других городов Советского Союза были увезены на средства секты в двухнедельную ознакомительную поездку в США. Главной составляющей частью работы с ними в Америке стала продуманная ударная обработка в духе приверженности идеям Муна. Неудивительно, что именно из этих трех тысяч побывавших в Штатах (а вузы старались отобрать для такой поездки лучших из лучших студентов) были рекрутированы первые кадры профессиональных функционеров секты Муна.395 Летом 1993 г. в Крыму лидеры секты проводят специализированные семинары – для ректоров российских вузов и для работников средств массовой информации.
Трудно поверить, что деятельность секты Муна могла быть такой активной без попечительства Комиссии по свободе совести Верховного Совета РФ. Эта организация претендует, как правило, на особое отношение ко всему, что происходит в духовной сфере в России. Возникло ли это благорасположение в результате широко понимаемого членами комиссии религиозного плюрализма или в результате общения с представителями секты в Америке – на этот вопрос ответить пока трудно. Сами мунисты рассказывают, что Министерство образования России охотно разрешило проведение семинаров.
Все это происходит в то время, когда и в США, и в Западной Европе создаются особые организации по борьбе с сектами (подобно ИНФОРМ, о которой было рассказано выше), психологи разрабатывают комплексы программ депрограммирования для вовлеченных в секты и порабощенных ими людей, а в некоторых странах «церковь» Муна находится под постоянной угрозой запрещения. «Если же процесс удачного сотрудничества секты с посткоммунистической администрацией углубится, то лет через пять российским гражданам придется вспомнить сказку о крысолове, который с помощью волшебной дудочки увел из города детей»397.
«Волшебная флейта» тем временем не умолкала. Весной 1993 года из Петербурга в Крым отправились два необычных железнодорожных состава. Их пассажирами были исключительно старшеклассники. Они ехали на двухнедельный семинар совершенствовать английский язык. Организаторы поездки – граждане США – позаботились обо всем: оплатили билеты, питание и проживание в престижном санатории. Отбор был тоже на редкость либеральным – по сочинениям на тему «Как обустроить Россию».
Из поездки многие школьники вернулись другими людьми. Они наперебой рассказывали об идеальной семье и едином мире. Оказалось, что английский им помогали совершенствовать миссионеры ЦО. И не им одним – бесплатные «школьные» поезда в тот год шли в Крым со всей страны. Так начиналось шествие мунизма по российским городам398.
Следуя своему излюбленному принципу ориентироваться на «перспективных» членов общества, муниты обращают свое внимание на Министерство образования России. Здесь в скором времени почти «своими» людьми становятся несколько человек – от рядовых сотрудников отделов до курировавшего среднюю школу заместителя министра А. Г. Асмолова. При непосредственной поддержке Министерства (по просьбе мунитов разославшего в своих служебных конвертах сектантские приглашения в департаменты, управления и отделы образования всех субъектов Российской Федерации) мунитам удалось собрать в ноябре 1992 г. в полутора десятках санаториев Крыма по 21 человеку от каждого из 89 субъектов Федерации на семинар «Духовное обновление и школьное образование в России». На этом семинаре сектантами была протащена идея создания мунитского курса «Мой мир и я», предназначенного для преподавания в средней школе. С сентября 1993 г. этот курс был введен в более чем 2000 школах России. С целью массового внедрения этого мунитского курса в школы отдельных регионов были проведены республиканские семинары для педагогической общественности Татарстана (Казань), Калмыкии (Элиста) и ряда других республик и областей.399
У Джека Корли – вице-президента ЦО в СНГ и странах Балтии – своя точка зрения на внедрение мунистского курса в школьную программу. Вот отрывок из его интервью: «Прежде всего мы хотим привлечь к Богу, вернуть Отцу его блудных детей, а не просто пополнять ряды церкви. Мы хотим ознакомить людей с теологией и философией Объединения, с различными религиозными и культурными традициями, для того чтобы они на основе личного свободного выбора решили, вступить ли им в Церковь Объединения или связать себя с иным религиозным направлением. Поэтому деятельность Церкви Объединения не носит чисто религиозного характера. В частности, с нашим участием разрабатывается сугубо светская образовательная программа для старших школьников „Мой мир и я», сочетающая элементы морально-этического просвещения с ознакомлением учащихся с историей мировых религий»400.
Это интервью было опубликовано в «Литературной газете» 2 февраля 1994 года. А в газете «Иностранец», буквально день в день, появилась заказная статья, которую автор озаглавил «Не марксизм, а мунизм». Вот ее фрагмент.
«На этой неделе Международный фонд образования – МФО, учрежденный Церковью Объединения (ЦО), провел в Москве при участии Министерства образования РФ трехдневный бесплатный семинар для учителей средних школ по преподаванию предмета „Мой мир и я». Зарубежные сотрудники фонда (миссионеры ЦО) прочитали лекции по морально-этическому воспитанию подростков и наделили участников специальными учебниками, разработанными поклонниками ЦО. Ближайший аналогичный семинар будет проведен в марте.
По словам заместителя директора МФО Петера Ландштеттера, руководители ЦО считают, что учащиеся российских школ после отказа от марксистско-ленинской идеологии попали в очень трудное положение: они теперь не могут найти себе новую опору в жизни, а учителя, со своей стороны, такой опоры им не могут предложить. Поэтому МФО разработал специальное пособие по преподаванию предмета „Мой мир и я», в котором пропагандируются принципы Церкви Объединения – терпимость, уважение к людям и, самое главное, умение любить и принимать любовь других.
Так, в пособии рассмотрены принципы игры „Тайный друг», которая сводится к следующему: учитель пишет на бумажках имена учеников, свертывает эти бумажки и, пройдя по классу, предлагает всем ученикам вытянуть по одной бумажке. Тот, чье имя оказалось на бумажке, отныне становится „тайным другом» того, кто ее вытянул. На протяжении трех дней ученики должны оказывать своим „тайным друзьям» всяческое внимание – „писать для них стихи, песни, письма, дарить подарки, угощать, оставлять по утрам на столе свежие цветы».
Масс-медиа
В России к услугам Муна лучшие залы дворцов культуры, лучшие санатории и дома отдыха, лучшая полиграфическая база. Книга «Бог и мы. Принцип в основных чертах» с подзаголовком «Учение преподобного Муна впервые на русском языке» была выпущена вскоре после августовского путча 1991 года государственным издательством «Известия» тиражом в 100 000 экземпляров. Именно ее должны были штудировать старшеклассники в целом ряде петербургских школ на уроках эстетики. Курс «Мой мир и я» преподавался в более чем 1000 школ России с сентября 1993 года424.
Но вскоре произошел спад издательской активности мунитов в России, о чем косвенно свидетельствуют тиражи литературы, издаваемой ими в нашей стране. Если книга «Бог и мы» (1992) была напечатана тиражом 100 000 экземпляров, то через год масштабы издания уменьшились в десять раз. В 1993 году было осуществлено первое издание трактата, озаглавленного «Принцип Объединения в основных чертах» (первое издание на английском языке осуществлено в 1980 году), тиражом 10000 экземпляров (издано Департаментом труда и занятости совместно с Международным Фондом Образования). Второе издание этой брошюры появилось в 1995 году, тираж всего 5000 экземпляров. (Хотя, кто проверял эти цифры!)
Не лучше обстоят дела с другими мунистскими книгами. В 1995 году появились еще две брошюры, изданные в Москве: «Новая надежда. 12 бесед Сан-Мен Муна» и «Путь первопроходца. Очерки из жизни Сан-Мен Муна». Обе книги, изданные для огромной страны тиражом всего лишь по 2000 экземпляров, представляют ныне «библиографическую редкость».
Тем не менее муниты придавали немаловажное значение средствам массовой информации, в борьбе за укрепление своих позиций в России. В этом плане заслуживают внимания их связи с тогдашней медиа-империей В. Гусинского.
В начале 1990-х гг. в печати сообщалось о контактах мунитских лидеров с господином Гусинским как президентом банка «МОСТ», а также об их контакте печально знаменитым из-за судебного процесса «Русским Видео». В ту пору муниты в течение некоторого времени уже осуществляли регулярное (по вторникам продолжительностью от одного до двух часов) радиовещание на Москву и прилегающие области благодаря соглашению с действовавшей тогда частной радиостанцией «Резонанс», при этом сектанты планировали расширить пределы своего радиовещания до европейской части России или даже всей территории бывшего СССР.
По словам диакона Льва Семенова, секта Муна не только проникала целенаправленно и последовательно в федеральные министерства и ведомства, но и планомерно осуществляла свою экспансию по отношению к высшим представительным органам России и структурам президентской власти. Разумеется, здесь мунитам не приходилось рассчитывать на политических звезд первой величины, но, тем не менее, им удалось вовлечь в сферу своего влияния ряд сотрудников среднего звена, услуги которых в качестве агентов влияния секты Муна, лоббирующих ее интересы в процессе подготовки и принятия отдельных решений, а также в роли оперативных поставщиков щедрой внутренней информации вполне оправдывали затраты сектантов.
Цит. по: Белянинов К. Бомбардировка любовью // Комс. правда. 1990. 16 дек.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 108–109.
См.: Моск. новости. 1987. 29 марта. С. 10.
Привалов К. Черная стая // Комс. правда. 1989. 16 авг.
Кондаков В. Бойкая скупка душ // Сов. Россия. 1991. 13 авг.
Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 497.
Кантеров Игорь. Новые религиозные движения в России. Изд. 2-е. М. 2007, С. 239–240.
Уминский Алексий, свящ. Возможен ли диалог между Церковью и сектами // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 199.
Иорданский В. Нужна духовная революция // За рубежом. 1989. № 47. С. 16.
Литературная газета. 1994. 2 февр. С. 11.
Цит. по: Иорданский В. Нужна духовная революция // За рубежом. 1989. № 47. С. 16.
Цит. по: Белянинов К. Бомбардировка любовью // Комс, правда. 1990. 16 дек.
Корисова Н. Религиозный плюрализм или?.. // Рус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.
Новое время. 1995. № 30. С. 2–3.
Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 122–123.
См.: Дворкин А. Сектоведение: Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2000. С. 236.
Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 16–17.
См.: Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 124, 233.
См.: Белянинов К. Бомбардировка любовью // Комс, правда. 1990. 16 дек.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 110.
Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 497–498.
Х-Дж.Х.Мун. Истинные Родители и Эра Завершенного Завета. М., 1993. С.7.
Новое время. 1995. № 30. С. 3.
Шайдакова С., Бабич Д. Мунизма призрак по России рыскал // Комсомольская правда, 14 августа 1993.
См.: Лит. газ. 1998. 21 окт. С. 14.
См.: Засорин О. Дети новых богов // Смена. 1996. 28 февр.
См.: Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.
См.: Кондаков В. Бойкая скупка душ // Сов. Россия. 1991. 13 авг.
См.: Горская М. Маленькие ангелы // Ленингр. правда. 1991. 9 янв.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 109.
Цит. по: Кондаков В. Бойкая скупка душ // Сов. Россия. 1991. 13 авг.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России, С. 109–110.
Обзор прессы см.: Там же.
Светицкий К. Мунификация России // Лит. газ. 1997. 28 мая. С. 7.
Новое время. 1995. N 30. С. 3.
См.: Есипов В. Мунизм на российских просторах // Смена. 1992. 2 нояб.
Петров А. Дети сатаны в гостях у лукавых праведников // Смена. 1993. № 251.
Гуревич П. По лекалам КГБ // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России, С. 110–111.
Иловайская И. Что известно на Западе о секте Муна? // Рус. мысль. 1992. 4 сент. С. 8.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 111.
Корли Д. «Дело» преподобного Муна изучают в Гарварде // Лит. газ. 1994. 2 февр. С. 11.
Старцев Б. Не марксизм, а мунизм // Иностранец. 1994. 2 февр.
Лит. газ. 1994. 21 сент.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 111–112.
Аргументы и факты, № 32, 2004, С. 13.
Кондрашов Александр. Зомби идут под венец // Аргументы и факты, № 44, 1998, С. 9.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 112–113.
Принцип в основных чертах. Четвертый уровень. Пинкафилд, Австрия, 1990. С. 301–304.
Мороз А., свящ. Секта Муна: (Церковь Объединения). СПб.,1996. С. 27.
Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХ1 века». Нижний Новгород, 23–25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, С. 113–114.
Цит. по: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 91–92.
Цит. по: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 101–102.
См.: Кривельская Н., Алексеевский А. Информационное сообщение о религиозной экспансии южнокорейских религиозных организаций на российском Дальнем Востоке // Миссион. обозр. 1997. Дек. С. 14.
См.: Старцев Б. Не марксизм, а мунизм // Иностранец. 1994. 2 февр.
См. направленный в нью-йоркскую штаб-квартиру Муна Отчет лидеров секты о ПИАР-деятельности в России с декабря 1992 г. по февраль 1993, г. от 20 февраля 1993 г.) // Семенов Лев, диакон. Мунизм как источник социальной опасности в современной России, С. 116.
См., например: Семенов Л. Мунизм: змеиная мудрость или скрытое лицемерие? // Православная Тверь. 1999, № 1–2, с. 8–9: № 8–9, с. 8–9: 2000, № 7–8, с. 8–9: Семенов Л. Устоит ли Россия перед натиском заморского мунизма? // Прозрение. M., 2000, № 1, с. 47–50; Семенов Д. О «церкви» Муна, ее организации и учении II Прозрение. М., 2000, № 1, с. 50–54.
«Танцующие ангелы»
Очередным шагом Муна в продвижении в нашу страну своих «принципов» стал «культурный десант». Договоренность об этом была достигнута еще в конце 80-х годов. Вот как это подано в интервью Муна газете «За рубежом»:
«Вопрос. Ваша невестка Хун Сук (Джулия) Мун – балерина, она вскоре выступит на сцене Кировского театра в Ленинграде. Думается, это свидетельствует и о Вашей личной заинтересованности в культурном сотрудничестве между Южной Кореей и Советским Союзом?
Ответ. Я очень счастлив, что Хун Сук будет танцевать на сцене Кировского театра. Мне хорошо известны традиции высокого артистизма, которые издавна характеризуют русский балет и в особенности труппы Кировского и Большого театров. У Хун Сук крупное дарование, и она напряженно работает над своим мастерством. Она уже давно мечтает выступить в Советском Союзе, и это ее первая возможность. Но веха в творческой карьере моей невестки одновременно и важный момент в развитии моих личных контактов с Советским Союзом»377.
Интересы семей Горбачевых и Мунов совпали: супруга президента СССР – страстная любительница балета, внучка Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны была отдана в Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой. (Примечательно, что балетное искусство поддерживают и мормоны: их балетная труппа «Ballet West» – третья по величине в США.)
«Проблемы культуры издавна меня интересуют, – признается Мун. – Несколько лет назад я основал труппу „Юниверсал баллет». Ныне она имеет свою школу в Вашингтоне. Этот проект был кульминационной точкой целого ряда других культурных начинаний, которые я осуществлял в течение последних двадцати лет, и в частности, около десяти лет назад я подключился к делам Симфонического оркестра города Нью-Йорка, а также принимал участие в создании международного хора „Певцы „Новая надежда», некоторых других музыкальных групп, оркестров и ансамблей»378.
Но главное детище Муна в области балета – это корейский детский танцевальный ансамбль «Маленькие ангелы». К 1989 году он выступил более чем в 60 странах мира, более трехсот раз – по телевидению. По словам Муна, «труппа состоит из детей, потому что дети, как никто другой, выражают дух мира. Даже самые циничные люди перед ними отбрасывают привычные маски и становятся способными почувствовать чистоту и любовь, к которым стремятся все человеческие существа»379.
Как опытный специалист по «духовному маркетингу» Мун высоко ценил «Киров-балет», чье имя известно во всем мире. Он перечислил 9 млн долларов Русской балетной школе в Нью-Йорке и пригласил руководить ею главного режиссера ленинградского Кировского театра Олега Виноградова. Заявку на эту акцию Мун подал еще в 1989 году в своем сеульском интервью. «Меня всегда вдохновляют истинный талант и художественная гениальность. Может быть, это поможет вам понять мое величайшее уважение к Кировскому балету Ленинграда. Этот театр – живое воплощение русской традиции. Он унаследовал классический репертуар, оказал глубочайшее воздействие на балетное искусство во всем мире, – делился Мун своими мыслями с советским собкором. – На мой взгляд, балетной труппе Кировского театра повезло, что ее художественный руководитель – Олег Виноградов. Я испытываю огромное уважение к нему, к его таланту. Если бы это было возможно, то мне хотелось бы, чтобы он помог нам в Вашингтонской балетной школе. Я даже надеюсь, что он найдет возможность руководить нашей программой, что позволило бы нам освоить традиции Кировского театра. Подобный художественный обмен между Соединенными Штатами и Советским Союзом реально содействовал бы целям гласности и перестройки. И это на благо и Советского Союза и Соединенных Штатов, да и всего мира»383.
«Come, munism!»
На пике горбачевской перестройки взор «преподобного» Муна обратился к России. Вот характерная шутка видных мунитов тех лет: написав на доске по-английски «коммунизм», добавить одну букву и разбить запятой слово на две части: «communism» тогда превращался в «come, munism», что должно было звучать как «приди, мунизм». Шутка, к слову, не столь уж безобидная: на волне мунитской экспансии в России, наибольший размах которой обозначился в 1991–92 годах, в горячих головах некоторых мунитских лидеров всерьез возникала надежда на осуществление идеи тотального подчинения российского общества идеологии мунизма. По этой логике мунизм в самом деле должен был прийти на смену коммунизму.
Об история мунитской осады Московского Кремля рассказывает Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент Тверского гос. Университета, сотрудник Информационно-аналитического центра свт. Марка, епископа Ефесского, бывший заместитель председателя Совета «Церкви объединения» в России.
Скрывать свою подлинную сущность под вывеской той или иной (в определенный момент наиболее подходящей) организации мунитам приходится очень часто, и порой это обеспечивает им достижение цели. Приведем весьма характерный пример. В апреле 1990 г. под прикрытием Всемирной ассоциации работников средств массовой информации муниты организовали свою первую масштабную акцию в Москве. Нейтральная и на вид респектабельная «крыша» позволила Муну не только провести шумное мероприятие в столице тогдашнего Советского Союза, но и даже встретиться с Горбачевым; фотографии Муна и Горбачева в обществе жён сыграли потом огромную роль в мунитской пропаганде на территории бывшего СССР. После этого аппетиты мунитов разгорелись, и они задумали новое, еще более грандиозное шоу: теперь, по их замыслу, вся Россия должна была радостно встречать в качестве новоявленного «мессии» самого Муна или, по крайней мере, его жену Хак Джа Хан Мун. Ее очередной (после весны 1990 г.) приезд в Москву состоялся в ноябре 1992 г. Рьяным мунитским функционерам мало было принять миссис Мун где-нибудь по месту проведения воскресных служб (только в Москве они шли тогда сразу в семи крупных залах дворцов культуры) или в одном из многих центров, созданных ими в Москве, как и на территории почти всей страны. Чтобы заслужить одобрение высокого начальства, им хотелось поразить воображение какой-то шумной акцией, которая зримо знаменовала бы собой победу, одержанную мунизмом в России.
Однако лидера женской федерации в ту пору в России еще не существовало, как, впрочем, и самой федерации, основать российское отделение которой и должна была заморская гостья. Но бумагу в Кремль от имени федерации надо было кому-то подписывать. И вот специально на один-два дня президентом федерации номинально назначается дама, подходящая на этот «номенклатурный пост» по двум показателям: (1) она обладала достаточно высоким социальным статусом и (2) находилась в тот момент рядом, следовательно, могла немедленно поставить подпись.
Эпистолярная инициатива «Женской федерации» в эти же часы была усилена живой силой в составе «ударной группы» из нескольких человек. В качестве тяжелой артиллерии мунитам удалось включить в нее уважаемых представителей российской интеллигенции, в том числе одного в ранге члена-корреспондента АН СССР. Был в этой группе и бывший генерал КГБ. Это были люди, так или иначе контактировавшие с «Движением объединения», но не являющиеся членами «Церкви» Муна. Боевой задачей данной мобильной группы было на протяжении двух дней кряду брать измором директора Кремлевского Дворца, всюду следуя за ним по внутренним помещениям и коридорам и добиваясь положительной визы на просьбе об аренде на один вечер за любые деньги (естественно, в американских долларах) главного зала Дворца, памятного всему миру по некогда проходившим в нем «судьбоносным» для СССР партийным съездам. Когда силы команды из почтенных академиков и генералов слегка ослабевали, что соответственно снижало их боевой дух, следовавший за ними всюду тенью доктор Сук властно подталкивал их рукой в спину, вдохновляя коротким «Fight! Fight!» («Сражайтесь! Сражайтесь!»).
Уверенность мунитов в победе была так велика, что накануне выступления был отпечатан тиражом в несколько тысяч экземпляров на прекрасной мелованной бумаге в нарядной обложке текст речи миссис Мун на русском и английском языках; в буклете гордо указывалось, что местом ее выступления будет Кремлевский Дворец съездов. Когда же все надежды рухнули, пришлось ночь напролет экстренно печатать тираж заново, меняя место проведения встречи (можно вообразить радость владельцев типографии, неплохо заработавших на сверхсрочном и ответственном в художественно-техническом отношении заказе). Выступление миссис Мун состоялось 22 ноября 1992 г. – но не в Кремле, а в огромном киноконцертном зале на Новом Арбате.
Однако повторно примененная мунитами техника лукавого лицемерия все же увенчалась успехом год спустя. И 21 ноября 1993 г. главный зал страны гостеприимно распахнул свои двери перед миссис Мун с ее многолюдной корейско-японско-американской свитой (стоило понаблюдать прибытие кортежа и размещение гостьи в президентском номере отеля «Метрополь»!) и тысячами россиян, собравшимися в Кремлевском Дворце съездов. Не думайте, что за год комендатура Московского Кремля изменила свое сдержанное отношение к заезжим представителям экзотических культов или москвичи и гости столицы воспылали к ним живым интересом. То, что творилось тем вечером в огромном зале Дворца съездов, было, пожалуй, одним из крупнейших триумфов «змеиной мудрости» и лицемерного коварства мунитов за все время их деятельности на территории нашей страны.
Начнем с того, что пригласительные билеты на благотворительный вечер были украшены тройным грифом. На первом месте и самым крупным шрифтом было напечатано: «Российская Академия Наук». Затем, чуть помельче, значился Фонд Наталии Сац. Совсем уже мелким шрифтом, не сразу бросающимся в глаза, было набрано: «Международная Федерация женщин за мир во всем мире». Именно на авторитете главного научного учреждения страны и фонда, основанного создательницей знаменитого на весь мир детского музыкального театра, носящего ее имя, «въехали» на этот раз муниты в Московский Кремль. (Каким образом, пользуясь какими обстоятельствами, удалось мунитским лидерам заполучить заветные подписи на завороживших дирекцию Кремлевского Дворца академическом и театральном бланках, – предмет особого разговора).
Итак, непосвященный человек, откликнувшийся на приглашение посетить (цитирую буквально!) «Вечер Культуры и Образования, знаменующий Торжество Семьи», к тому же организованный в таком солидном месте и столь респектабельными организациями, вправе был рассчитывать, что, придя в Кремль, он окажется на вечере деятелей науки, культуры и искусства, в трогательном единении собравшихся во имя укрепления семейных устоев.
Немало сложных проблем поставила жизнь перед современной российской семьей – семьей, которая на фоне растущих материальных затруднений лицом к лицу столкнулась с фронтальным наступлением преступности, алкоголизма, наркомании, СПИДа, эротической, а зачастую и откровенно порнографической журнальной и видеопродукции, представляющих ныне серьезную угрозу нормальной жизни общества в целом. Не последнее место в ряду язв нашей действительности, впрямую затрагивающих интересы семьи, занимает и никогда дотоле не переживаемое в российской истории чудовищное нашествие всевозможнейших диковинных религиозных культов и экзотических сект. Оно еще более нарушает и так подорванное долгим господством безбожного государства традиционное религиозное развитие русских людей в России, которые неизменно были православными.
Но как наивен был бы неискушенный россиянин, ожидавший, что речь пойдет об этом! На самом деле его ждало действо, тщательно срежиссированное мастерами массовых представлений и зрелищ, привыкших проводить на огромных площадях и стадионах лихие шоу, окрашенные в религиозные тона и призванные собирать сотни тысяч зрителей (говорят, что однажды в США их число перевалило даже за миллион).
Устроители шоу в Кремле были озабочены не проблемами русской семьи. Жена главы огромной империи Муна поднялась на трибуну в самом сердце России – к тому времени 1005 лет как принявшей христианство и идущей с тех пор своим православным путем – для того, чтобы во всеуслышание изложить доктринальные положения Муна, которые не имеют ничего общего с христианством и дают основание лишить мунизм права называться христианской религией. Здесь не место углубляться в богословские тонкости, но и ребенку очевидно, чего стоят, например, заявления в речи миссис Мун об ошибке Иоанна Крестителя, не помогшего Иисусу Христу «стать религиозным лидером Израиля», после чего «Иисус стал бы Истинным Отцом человечества, а Его жена (?!) стала бы Истинной Матерью человечества».366
Но это еще не все. Организаторам кремлевского шоу надо было, чтобы в России (и как можно торжественнее) состоялось «провозглашение» миссис Мун в качестве «Истинной Матери всего человечества», что означало бы символическое признание ее «мессианской» сути наравне с «преподобным» супругом. И оно состоялось!.. Состоялось под дружные аплодисменты тысяч людей в зале. Причем, по русской поговорке, и волки были сыты, и овцы целы. В самом деле, чтобы такое, на первый взгляд, невероятное происшествие в центре древнего Кремля стало возможным, понадобилось еще одно маленькое лукавство (а его, как мы видели, мунитам не занимать). В разгар вечера ведущему понадобилось лишь соответствующим образом представить гостью – предложив поприветствовать «миссис Хак Джа Хан Мун, истинную мать всего человечества». Муниты в зале, естественно, восприняли это как должное. Не-муниты, столь же естественно, толком не вникли в смысл прозвучавших слов, подумав, что это лишь витиеватый комплимент ведущего в адрес дамы-оратора. Тем более, что перед этим она была уже представлена в качестве счастливой супруги, матери 13 детей и 20 внуков, являющейся еще и президентом и председателем многих организаций, почетным доктором ряда университетов (в первую очередь, конечно, находящихся под влиянием мунитов) и прочая, и прочая. Тут из-за кулис появилась сияющая заморская гостья, зал зааплодировал, замигали вспышки фотоаппаратов, мягко застрекотали кино- и видеокамеры. Дело было сделано. Так состоялось то «Торжество Семьи», о котором осторожно-уклончиво вещало с пригласительного билета название этого вечера мистификаций – непосвященные ничего по сути не поняли, а муниты упивались сознанием того, что в древнем Московском Кремле состоялось торжественное (пусть и отчасти тайное) символическое прославление «истинной семьи» в России, провозглашение четы Мун «Истинными Родителями» всего человечества.