- Общая структура учебников английского для детей
- Обзор пособий английского языка, которые способны дополнить школьный учебник
- Учебники для детей 6-9 лет
- Incredible English
- Welcome
- Fly High
- Brilliant
- Закупка учебников
- Учебники для детей 10-15 лет
- New Challenges
- Click On
- Messages
- To the Top
- Учет учебной литературы
- Библиотечный учет.
- Бухгалтерский (бюджетный) учет.
- Рекомендации по использованию учебников
Общая структура учебников английского для детей
Все помнят, как в школе нас заставляли заниматься по скучным, морально устаревшим и ветхим библиотечным учебникам. Нашим детям повезло больше. Но вместе с внушительным выбором пришло и чувство растерянности. Как понять, что подойдет именно вашему ребенку? Мы отобрали восемь учебников английского языка для детей и разбили их на две категории: пособия для учеников начальной школы (6-9 лет) и для подростков (10-15 лет).
Современные учебники значительно отличаются от своих предшественников. Обучение в них строится на увлекательных упражнениях, наглядных иллюстрациях и игровых заданиях. Авторы пособий разрабатывают персонажей, которые нравятся школьникам. Это могут быть дети, животные или даже мифические герои, с которыми ребенкому хотелось бы себя ассоциировать. Авторы ведут своих персонажей по всему учебнику, рассказывая о повседневной жизни героев и приключениях, которые с ними происходят.
Современные пособия не только учат детей английскому языку, но и помогают развиваться в целом. В этих учебниках ребенок найдет много творческих заданий: смастерить открытку, сочинить песню и другие. Подросткам же предлагают индивидуальные, парные и групповые проекты.
При регулярных занятиях дети еще до окончания школы приобретут уровень Intermediate.
Разрешите напомнить вам, что необходимо сделать до 1 сентября по обеспечению обучающихся учебниками.
1. Получить учебники: сверить количество учебников с накладными.
2. Оформить каждую накладную. На накладной сделать запись следующего содержания: учебники и (или) в количестве ______экземпляров на сумму ___________ (цифрами и прописью) рублей получены полностью. Записаны в книгу суммарного учета учебников под №____ (дата порядкового номера записи). Дата. Заведующая библиотекой____________(подпись, Ф.И.О)
3. Заполнить книгу суммарного учета учебников (часть1. Поступление учебников). Записи в каждом календарном году начинается с цифры 1., т.е. если вы в этом году еще не получали учебники, то первая запись будет под № 1.
Памятку по заполнению книги суммарного учета учебников можно посмотреть ЗДЕСЬ
4. С оригинала накладной сделать копию и подшить в папку “Накладные на учебники”.
5. Оригинал накладной передать в бухгалтерию.
6. Сверить количество полученных учебников с заказом (чтобы узнать все ли учебники вы уже получили).
7. На каждом учебнике поставить штамп библиотеки (на титульном листе).
8. Оформить карточки учета учебников. (смотреть ЗДЕСЬ приложение 5). Каждой карточке присваивается порядковый номер по Журналу учета карточек и проставляется в верхнем правом углу.
10. Заполнить Журнал учета выдачи учебников по классам (форма может быть произвольная) в соответствии с Приказом по ОО об утверждении списка учебников на новый учебный год.
11. Выдать учебники классным руководителям (под роспись в Журнале учета выдачи учебников). Классные руководители выдают учебники учащимся под роспись в ведомости с отметкой о получении напротив каждого учебника. Ведомости передают библиотекарю.
Можно выдавать учебники каждому обучающемуся и записывать их в формуляр, но одному библиотекарю это сделать очень сложно, работа трудоемкая.
Хочу обратить внимание школьных библиотекарей: учебники в инвентарную книгу не записываются и инвентарные номера (или номера карточек на учебники) на учебниках не проставляются!
Уважаемые коллеги! Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях!
С 1 сентября 2022 года вводятся обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
Согласно п. 36.1 ФГОС НОО (утв. Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286) и п.37.3 ФГОС ООО (утв. Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) образовательная организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень допущенных к выпуску учебных пособий на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений.
При этом в данном пункте есть отсылка на ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Таким образом, исходя из анализа и буквального толкования действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к учебно-методическому и информационному обеспечению начального и общего образования, можно сделать вывод о том, что в соответствии с обновлённым ФГОС организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно выбирают, что будет представлено обучающимся – учебник и (или) учебное пособие, необходимые для освоения программы общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю как обязательной части указанной программы, так и в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.Использование учебника в электронной форме, обновленным ФГОС не предусмотрено, речь идет об использовании дополнительных учебных пособий в электронном виде.
В настоящее время действует Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254 и приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 года № 766, который не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021.
САЙТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ
В период перехода на обновленные ФГОС 2021 могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
ПИСЬМО Министерства просвещения РФ от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году»
Письмо министерства образования Тульской области от 07.12.2021 № 16-10/14032
Письмо управления образования администрации города Тулы от 09.12.2021 № УО-исх4385
Таким образом, можно сделать вывод, что на следующий учебный год мы заказываем учебники по действующему ФПУ. Обновленный ФПУ будет позже, возможно к 2023-2024 учебному году.
Рекомендуем посмотреть вебинар “Актуальные вопросы обеспечения образовательных организаций учебной литературой на 2022-23 учебный год” АО “Просвещение”.
Обратите внимание, что работает портал “Единое содержание общего образования”, на котором размещены Примерные рабочие программы по предметам. Советуем вам создать электронную базу Примерных рабочих программ по обновленным ФГОС, а также познакомить с порталом администрацию и педагогов. На портале педагоги могут воспользоваться Конструктором рабочих программ.
ПЕРЕЙТИ НА ПОРТАЛ “Единое содержание общего образования”
Коллеги! Предлагаем Вам также познакомиться с Алгоритмом работы с учебным фондом в школьной библиотеке
Уважаемые коллеги, просим всех, кто ознакомился с данным материалом заполнить форму обратной связи:
руководитель профессионального сообщества школьных библиотекарей Наталия Викторовна Кузнецова,
ведущий специалист отдела профессионального развития педагогических кадровМКУ «ЦНППМ г. Тулы Вера Владимировна Антимонова
Обзор пособий английского языка, которые способны дополнить школьный учебник
Очевидно, что УМК Forward 2 является самым насыщенным учебным пособием по количеству изучаемой лексики. Кроме того, Forward — единственное пособие из представленных, которое знакомит младших школьников с формами Present Continuous.По опыту скажу, что хорошим учебным пособием для дополнительных занятий могут стать следующие учебники международных издательств.Учебники, который подойдутПособие Kid’s Box 1 (Cambridge)Я работаю по этому учебно-методическому комплексу с учениками, которые в основной школе занимаются по всем указанным выше учебникам. Пособие Kid’s Box имеет интересное содержание, хорошие аудио и видеоматериалы, много интересных дополнительных заданий. Сравним Kid’s Box и школьные УМК:Kid’s Box и SpotlightУчебники совпадают по изучаемой лексике и грамматике примерно на 80%. Очень рекомендую использовать, если ученик занимается в школе по Spotlight. Порядок изучаемых тем совпадает не полностью. Я вводила материал в том порядке, в котором они вводятся в Spotlight (кроме темы Игрушки, которая идет вначале у Kid’s Box и в конце у Spotlight, чтобы сохранить логику учебника), однако измененный порядок существенно не нарушил историю учебника издательства Cambridge. В остальном вводимые слова почти полностью совпадают. Грамматический материал также почти полностью соответствует программе Spotlight 2. Фактически мы в интересной форме отрабатывали материал, который детям давали в школе. Ученики редко просили помочь со школьным домашним заданием, мы все отрабатывали на занятиях, поэтому домашнее задание не вызывало трудностей.Kid’s Box и ForwardУчебники совпадают примерно на 60-70 %. В учебнике Forward по каждой теме, как правило, дается больший объем новых слов, чем тот, который идет в Kid’s Box. Например, по теме Food в Kid’s Box даны 7 слов (apple, banana, orange, cake, ice cream, chocolate, burger), в Forward 2 — 13 слов (pizza, milk, apple, sausages, ice cream, eggs, cheese, bananas, chocolate, biscuits, chips, salad, sandwich), а также вводятся все типы предложений с глаголом like (утверждение, отрицание и вопрос), а не только формы I like / I don’t like, как в Kid’s Box 1. Поэтому работая по Kid’s Box, я использовала дополнительные задания для отработки и лексики, и грамматики. В Kid’s Box вводятся формы Present Continuous, поэтому объяснить и отработать с учеником этот материал несложно.Kid’s Box и Английский язык авторов Комаровой Ю.А. и др.Совпадают на 70-80%, поэтому его смело можно использовать на дополнительных занятиях.Kid’s Box и Rainbow EnglishСовпадают по лексическому и грамматическому материалу примерно на 60%, но Rainbow English ориентирован на совсем иную логику введения материала. В учебном комплексе вводятся в первую очередь правила чтения и слова, соответствующие этим правилам. По этой причине дети сначала учат слова, которые имеют простое написание и чтение (elf, mat и пр.), но которые мало связаны между собой тематически. Поэтому тематическое введение новых слов, представленное в Kid’s Box может быть необычным. Однако, в отличие от Rainbow English, в Kid’s Box есть истории и герои, поэтому дети занимаются с удовольствием и имеют существенный прогресс, несмотря на то, что со школьным учебником на первых этапах мало что совпадает.Пособие Poptropica English 1 или Our Discovery Island 1. Tropical Island (Pearson)Учебные пособия по темам значительно повторяют Kid’s Box. Их характерной чертой являются интересные сюжетные линии с элементами квеста, а также простые, но увлекательные ролевые компьютерные игры для отработки изученного материала. При этом учебники издательства Pearson предлагают немного больше материала, чем, к примеру, Kid’s Box, поэтому его можно использовать с более сильными учениками. Забавно, но один из моих учеников (мальчик), сказал, что не хочет помогать принцессе (это сюжет курса Our Discovery Island 1. Tropical Island), так как ему не интересны девчонки и принцессы ☺, он больше любит супергероев. Зато следующая часть курса (Our Discovery Island 2. Space Island), в которой мы помогаем космическим путешественникам, ему очень понравилась.Пособие Grammar Time (Pearson), Round up (Pearson)В качестве дополнительной поддержки ребят при знакомстве с грамматическим материалом (глагол to be, личные местоимения, глагол have got и пр.) я использую учебно-методические комплексы Grammar Time и Round up. В курсе Grammar Time есть герои, с которыми в каждой грамматической теме случаются приключения. Кроме того, оба курса содержат много тренировочных упражнений от совсем простых, если ученику сложно понять, до более сложных и комбинированных с другим грамматическим материалом.Также предлагаем заглянуть в статьи:Учебники, которые не подойдутПособие Super Minds 1 (Cambridge)Этот курс подходит ученикам, которые уже изучали английский язык до школы, и больше ориентированы на дополнительное развитие речевых и языковых навыков, а не на помощь в изучении школьной программы. Ряд недостатков, которые могут создать сложности при использовании этого пособия:
Преподаватель английского языка со стажем 20 лет, переводчик
Учебники для детей 6-9 лет
Считается, что 6-7 лет — наиболее подходящий возраст для начала изучения английского языка. Ребенок уже ходит в школу, привыкает к регулярному расписанию и непрерывному процессу обучения. У него появляются увлечения, поэтому его легче заинтересовать и смотивировать, чем малыша, который еще ходит в детский сад. Давайте посмотрим, какие пособия помогут ребенку на этом этапе.
Incredible English
Incredible English — учебник структурирован так, чтобы дети учили английский, занимаясь любимыми делами: слушали истории, мастерили поделки, разыгрывали сценки и пели песни.
Издательство выпустило шесть вариантов пособий для учеников с уровнем A1-A2 возраста от 6 до 11 лет.
Учебник (Class Book) состоит из 9 юнитов, каждый из которых посвящен определенной теме: школьная постановка, пикник, игрушки, ферма. Юнит делится на несколько коротких уроков, что позволяет удобно разбивать занятия и тщательно прорабатывать все навыки. Упражнения состоят из красочных иллюстраций, небольших текстов и коротких аудиозаписей. Примеры упражнений: Listen and Find (нужно изучить изображение, послушать диктора и найти на картинке указанные предметы, животных или людей), Listen and Say (нужно повторять слова за диктором), Listen and Sing (нужно повторять строчки из песни). Чтобы разбавить образовательный процесс, детям предлагают творческие задания, например смастерить рамку для рисунка. Закрепить изученный материал можно в игровой форме (блок Revision). Например, есть задание, где нужно сыграть в настольную игру: преодолевая путь от старта к финишу, ребенок зарабатывает очки за правильные ответы. В конце учебника — тексты песен и дополнительные упражнения.
По мере повышения уровня учебника ребенок будет встречать больше текста: электронные письма, которые дети пишут своим родителям из летнего лагеря, отрывки статей и интервью известных людей.
Стандартный комплект содержит тетрадь с заданиями и пособие для учителя. Помимо аудиофайлов, на дисках есть видеоматериалы двух типов. Первый — короткие (2-3 минуты) анимационные ролики с уже знакомыми ребенку персонажами из учебника. Второй — более длинные (8-10 минут) ролики без анимации: в них актеры разыгрывают обучающие скетчи по темам из учебника.
Welcome
Welcome — учебник издательства Express Publishing. Дети телепортируются в новые будоражащие воображение места при помощи волшебного персонажа джина. А в третьем учебнике его заменяет мальчик Оскар, который переезжает вместе со своей семьей в Эдинбург и становится репортером школьной газеты Welcome Weekly. Виртуально путешествуя по миру, дети учат английский. Пособие Welcome выходит в трех вариантах:
Учебники (Pupil’s Book) Welcome 1 и Welcome 2 состоят из 14 юнитов каждый. В юнитах по три урока. Welcome 3 состоит из шести модулей по три юнита в каждом (всего 18 юнитов). Содержание учебника подскажет, какой лексике посвящен каждый юнит (окружающая среда, каникулы, еда, домашние животные) и какие письменные навыки отработает ребенок (описание по фотографии, письмо, рекламная брошюра, приглашение, рецепт, статья, история, расписание). В каждом юните есть наглядные грамматические таблицы и задания на практику этого материала. Примеры заданий: разыграть диалог, прочитать предложения и исправить ошибки, прочитать текст и ответить на короткие вопросы.
Блок Revision (повторение) ученики проходят после каждых 3-4 юнитов. Есть список слов (Word List), с которым будет удобно повторять пройденный материал. В конце учебника авторы приводят пример сценария школьной пьесы (School Play) с песнями и разбитыми по ролям словами. А напоследок создатели учебника подготовили раздел «Фотоальбом» (Photo File Section) — на страницах есть свободное место, позволяющее вклеить свою фотографию, нарисовать картинку и описать ее или выполнить соответствующее задание.
В конце Welcome 3 есть материалы по страноведению (Culture Clips). Здесь ребенок сможет узнать занимательные факты об англоязычных странах.
В комплекте с учебником также идут рабочая тетрадь (Workbook), пособие для учителя (Teacher’s Book), CD-диск с аудиофайлами и цветные карточки (Flashcards) с изображениями предметов, погодных условий, животных, людей, зданий.
Fly High
Цель пособия Fly High — развить позитивное отношение у детей к английскому языку. Для этого учебник основан на мультяшных историях, играх, песнях и речевках.
Учебник (Pupil’s Book) Fly High 1 состоит из 14 юнитов по два урока в каждом. Fly High 2 и Fly High 3 содержат 28 уроков, внутри нет разделения по юнитам, а Fly High 4 разделен на 36 уроков. В пособии есть раздел Jungle Fun — здесь находятся игры и легкий развлекательный материал. Между уроками дети найдут комиксы о приключениях девочки Салли и другие истории. Такой формат цепляет детей: занимательную информацию они получают не сразу, а поэтапно, юнит за юнитом.
В конце есть красочный алфавит и карточки для запоминания новых слов, материалы для праздников: песни, описание традиций и инструкции, например, как смастерить открытку или маску на карнавал.
Аудиофайлы, карточки со словами, рабочая тетрадь, тесты и пособие для учителя дополняются отдельным учебником по грамматике Fun Grammar и пособием для учителя Fun Grammar Teacher’s Guide.
Brilliant
Brilliant — учебник издательства Macmillan. Авторы пособия обучают детей английскому, рассказывая истории о приключениях главных персонажей учебника — Элис, Дензил, Берти, Норы и Брилл. Дети играют, изучая новый материал без скучных и заумных формулировок.
Учебники (Pupil’s Book) состоят из 8 юнитов. В конце каждого юнита есть раздел Adventure Notebook — это вовлекающие в процесс обучения активности, например: нарисовать свое имя и сделать из него красивый постер на стену или заполнить анкету о себе. После двух юнитов ученик выполняет задания на повторение (Revision). В конце пособия есть краткая сводка грамматического материала всего курса (Grammar Summary).
Помимо карточек (Flashcards), в комплект также входят стикеры (Stickers), которые делают процесс обучения ярче и забавнее. Кроме тетради с заданиями (Activity Book) и тетради с тестами (Test Booklet), есть отдельный учебник по грамматике (Grammar Book), который состоит из 30 уроков и финального теста.
Закупка учебников
В силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
При этом на основании п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти этих субъектов РФ. Таким образом, средства, необходимые для приобретения учебников и учебных пособий, включаются органами государственной власти субъектов РФ в субвенции местным бюджетам. Законом об образовании не предусматривается возможность уменьшения размера предоставляемой местным бюджетам субвенции на указанные цели при непосредственной передаче закупленных учебников и учебных пособий.
С 1 сентября 2013 года закупка учебников и учебных пособий для обеспечения муниципальных образовательных организаций осуществляется на муниципальном уровне.
Такая закупка учебников и учебных пособий органами местного самоуправления, образовательными организациями, являющимися муниципальными казенными и бюджетными учреждениями, производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Закупка может быть осуществлена органами местного самоуправления централизованно с целью обеспечения всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями (централизованная закупка в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ) либо муниципальными образовательными организациями самостоятельно за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг.
При этом в случае проведения закупки органами местного самоуправления необходимо учитывать, что выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться образовательными организациями (ч. 4 ст. 18 и п. 9 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).
Также Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения совместных аукционов двумя и более заказчиками.
Согласно ст. 25 данного закона при наличии у двух и более заказчиков (образовательных организаций, органов местного самоуправления) потребности в одних и тех же товарах (учебниках и учебных пособиях) такие заказчики вправе проводить совместные аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных аукционов определяются соглашением сторон, заключаемым в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом № 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместного аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. Причем в качестве заказчика могут выступать как муниципальные образовательные организации, так и органы местного самоуправления, проводя совместные закупки для нужд нескольких муниципальных образований.
Организатором совместного аукциона является один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение такого аукциона.
Организатор совместного аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный аукцион.
Таким образом, на уровне муниципальных образований закупки учебников и учебных пособий за счет средств субвенций из бюджетов субъектов РФ могут быть осуществлены с использованием централизованных схем, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, несколько муниципальных образований также могут проводить централизованные закупки учебников и учебных пособий на межмуниципальном уровне (совместные аукционы). Такие разъяснения даны в Письме Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 08-455.
Также отметим, что автономные образовательные учреждения могут заключать договоры на поставку учебников согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положению о закупках.
Учебники для детей 10-15 лет
Пособия для подростков учат формулировать и высказывать свое мнение по разным темам, предлагают материал о проблемах и интересах тинейджеров, готовят к сдаче первых международных экзаменов KET и PET.
New Challenges
По словам авторов учебника New Challenges, их пособие для подростков 10-15 лет помогает ученикам эффективнее заниматься английским и развиваться как личность. New Challenges не только вовлекает детей в изучение тем науки, истории, технологий, образования, но и мотивирует высказывать собственное мнение, занимать активную позицию в обсуждении. Уровни 1 и 2 готовят учеников к экзамену Cambridge English: Key (KET), а уровни 3 и 4 — к Preliminary English Test (PET).
Учебник каждого уровня (Student’s Book) состоит из 8 модулей. Темы модулей: открытия, талант, воображение, истории жизни, музыка, фильмы, здоровье, мода. Модуль содержит упражнения на развитие всех навыков и отдельно выделенные ключевые слова (Key Words) по теме.
Для развития навыка письма есть раздел «Вызов» (Your Challenge). В качестве вызовов может быть задание заполнить анкету на участие в каком-либо международном конкурсе или написать официальную жалобу. Чтобы улучшить навыки командной работы и развить творческие способности, стоит выполнять упражнения из блока «Проекты» (Projects). Например, подготовить плакаты и кричалки в поддержку любимой спортивной команды. В конце каждого модуля есть задания на проверку изученной лексики.
В конце пособия авторы вставили развлекательный раздел Time Out. Здесь есть тесты, забавные факты, кроссворды, шутки, стихи. За ним следует раздел Picture Dictionary — тематический словарь, каждое слово в котором сопровождается иллюстрацией. Также есть таблицы с устойчивыми словосочетаниями (Collocations), идиомами (Idiomatic Language) и антонимами (Opposites).
В комплект входит тетрадь для упражнений (Workbook) вместе с правильными ответами и Teacher’s Book (для уровней 1-3).
Click On
Click On — учебник для детей в возрасте от 9 до 12 лет.
Отличительные особенности пособия:
Учебник (Student’s Book) состоит из 10 юнитов. В оглавлении есть описание каждого раздела: освещаемые темы (Topics), лексика (Vocabulary), грамматика (Grammar), а также задания на чтение (Reading), письмо (Writing), аудирование и говорение (Listening and Speaking), общение (Communication). Через каждые два юнита ребенок читает комиксы про «Робин Гуда», «Собаку Баскервилей» или «Приключения Гекльберри Финна».
В конце учебника Click On 1 есть список неправильных глаголов и новой лексики из всех юнитов (Word List), персональная анкета ученика (Photo File Section) и гид по англоязычным странам (Exploring). Вдобавок к этому списку в конце Click On 2 и Click On 3 есть большой блок по грамматике (Grammar Reference Section) и правила пунктуации (Rules of Punctuation).
В комплект входит тетрадь для упражнений (Workbook), пособие для учителя (Teacher’s Book), тетрадь с тестами по юнитам (Test Booklet), CD-диск с аудиозаписями и отдельные небольшие учебники по страноведению (Culture Clips).
Messages
Практическая польза — основная цель пособия Messages. Учебник каждого уровня рассчитан на 80-90 часов работы. Закончив четвертый учебник, ученик выйдет на уровень Intermediate.
Учебник (Student’s Book) состоит из шести модулей по два юнита, а каждый юнит поделен на три ступени. В начале ступени есть краткий анонс с описанием материалов. В этом учебнике важно изучать информацию последовательно. В конце юнита есть блок с дополнительными упражнениями (Extra Exercises) и материалами для чтения (Extra Reading).
После двух юнитов есть задания на повторение (Module Review): тесты, список новой лексики, а также Coursework Activities. Последний раздел выделяет пособие среди прочих. В Coursework Activities ученик самостоятельно оценивает свои успехи, поэтапно составляя собственный рейтинг. Авторы учебника называют это «рабочим портфолио». Но это еще не все: между модулями вставлены отдельные главы из художественных книг на английском языке. Порционная подача информации помогает удерживать внимание детей.
Диск с аудиофайлами, тетрадь с заданиями (Workbook) — стандартная часть пакета. Но помимо Teacher’s Book, здесь есть Teacher’s Resource Pack. В нем еще больше упражнений для тренировки материала и тесты, удобно сверстанные для печати.
To the Top
Учебный курс To the Top рассчитан на детей 12-15 лет с уровнем владения английским языком от Beginner до Intermediate. Особенность учебника — детальное погружение в каждую тему, много внимания уделено проблемам и интересам подростков. Автор учебников использует примеры диалогового общения между тинейджерами, делает акцент на пошаговой отработке навыка письма.
Каждый учебник (Student’s Book) состоит из 8 модулей по 4 урока в каждом. После модуля, как и в других пособиях, идет блок повторения (Revision). В конце учебника есть интерактивные задания, направленные на развитие диалогового общения и совместную работу в паре (Pairwork Activities). Затем идет блок с грамматической информацией по каждому из модулей (Grammar Reference).
Учет учебной литературы
При поступлении учебной литературы в образовательное учреждение организуется ее двойной учет:
Библиотечный учет.
Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077 (далее – Порядок № 1077). В соответствии с п. 1.4 Порядка № 1077 учету подлежат все документы (постоянного, длительного, временного хранения), поступающие в фонд библиотеки и выбывающие из него, независимо от вида носителя. Этот учет ведется в регистрах индивидуального и суммарного учета в традиционном и (или) электронном виде. К регистрам индивидуального учета согласно п. 1.5.1 Порядка № 1077 относятся регистрационная книга и карточка регистрации на определенный вид документа для газет, журналов, других видов документов. Регистры индивидуального учета документов библиотечного фонда содержат реквизиты, идентифицирующие каждый документ с указанием сведений о его поступлении и выбытии.
Регистрами суммарного учета документов согласно п. 1.5.2 Порядка № 1077 являются книга суммарного учета библиотечного фонда, листы суммарного учета библиотечного фонда и журнал. Допускаются различные модификации книги суммарного учета. Независимо от вида учетного документа регистры суммарного учета содержат три взаимосвязанные части:
Книга суммарного учета библиотечного фонда в образовательных учреждениях содержит показатели, характеризующие качество формирования подобных фондов по обеспечению учебного процесса и научной деятельности образовательного учреждения, то есть по их целевому назначению.
Организация библиотечной работы в образовательных учреждениях имеет ряд особенностей, поскольку библиотеки таких учреждений входят в общую структуру учреждений и не являются самостоятельными юридическими лицами, а для обеспечения учебного процесса они приобретают учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, индивидуальный учет которых осуществляется по методике безынвентарного учета.
Учебники выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой их потребительских свойств. Выбывающие документы исключаются из библиотечного фонда и списываются с возможностью последующей безвозмездной передачи в другие библиотеки либо реализации (разд. V Порядка № 1077).
Бухгалтерский (бюджетный) учет.
В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.
В учреждениях образования учебную литературу, входящую в состав библиотечного фонда, следует учитывать на счетах 0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения». Издания принимаются к учету по первичным учетным документам (накладным, актам приема-передачи). В соответствии с Указаниями № 65н расходы на их приобретение будут осуществляться по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
В силу п. 46 Инструкции № 157н объектам библиотечного фонда не присваиваются уникальные инвентарные номера. Их аналитический учет ведется в инвентарных карточках группового учета основных средств (ф. 0504032) (п. 54 Инструкции № 157н). Учет операций по выбытию и перемещению этих объектов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).
Библиотечный фонд относится к амортизируемому имуществу учреждения. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на издания стоимостью, не превышающей 40 000 руб. включительно, амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию. На объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется по рассчитанным в установленном порядке нормам.
В бухгалтерском учете начисление амортизации на библиотечный фонд будет отражаться таким образом:
Дебет счета 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в части амортизации основных средств и нематериальных активов)
Кредит счета 0 104 x7 000 «Амортизация библиотечного фонда»
Выбытие учебной литературы из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с приложением списка выбывающих учебников. Решение о списании принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. В акте отражаются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов, и перечень мероприятий по исполнению такого решения, ставится отметка о результатах проведенных мероприятий (на основании утвержденного акта (ф. 0504144) и документов, подтверждающих утилизацию списываемых объектов в качестве вторичного сырья, их передачу, уничтожение). В том числе приводится перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в акте (ф. 0504144), с целью дальнейшего его использования. Акт (ф. 0504144) оформляется в двух экземплярах.
Списанные учебники могут быть оприходованы в качестве макулатуры и реализованы. Пришедшие в негодность книги принимаются к учету по забалансовому счету 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (в условной оценке «один объект – 1 руб.») до момента их утилизации (ликвидации) (п. 335 Инструкции № 157н).
Макулатура, полученная в результате списания книг, принимается к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции № 157н).
Далее приведем типовые операции по отражению в учете поступления объектов в библиотечный фонд, их выбытия из него, а также внутреннего перемещения в соответствии с действующими инструкциями № 162н, 174н, 183н.
Обобщим основные моменты:
1) для оказания образовательных услуг необходима учебная литература;
2) использоваться могут только издания, включенные в федеральный перечень учебников;
3) учебная литература может поставляться в образовательные организации централизованно или приобретаться ими самостоятельно;
4) учебники входят в состав библиотечного фонда;
5) учет поступившей учебной литературы ведется в библиотеке и бухгалтерии.
Рекомендации по использованию учебников
Минобрнауки дало ряд рекомендаций об использовании учебников в образовательном процессе (письма от 08.12.2011 № МД-1634/03, от 28.02.2012 № МД-172/03). Учреждения образования должны использовать учебники, включенные в федеральный перечень. До включения в него учебники проходят ряд экспертиз. Заказчиками экспертиз являются авторы учебников или держатели авторских прав на них. Все учебники, получившие в установленном порядке положительные экспертные заключения по результатам научной и педагогической экспертиз, включены в федеральные перечни учебников.
Ежегодно к новому учебному году федеральные перечни дополняются учебниками, прошедшими экспертизу в текущем календарном году.
Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Определение списка учебников образовательным учреждением в соответствии с федеральными перечнями учебников, учебным планом образовательного учреждения на принципах системного, планового подходов с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования.
Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников осуществляется согласно списку учебников, определенному образовательным учреждением.
Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (систему учебников, линию учебников), который учитывает особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
В настоящее время действует федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.
Следует обратить внимание, что наряду с бумажной формой учебников должны применяться электронные учебники. В связи с этим Минобрнауки в Письме от 02.02.2015 № НТ-136/08 указало, что необходимо:
Минобрнауки напоминает, что из федерального перечня учебников решением Научно-методического совета по учебникам могут быть исключены отдельные завершенные предметные линии учебников.
В связи с этим при заключении договоров на поставку учебников рекомендуем:
Минобрнауки также рекомендует организовать в субъектах РФ работу по созданию информационной среды, в которой будут обеспечены равные условия для доступа к учебникам разных издательств, а также для их доступа к другим электронным ресурсам и электронным библиотекам.