2 Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.
3
К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД
обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УД
включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
Опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
Анализ выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Сериация упорядочение объектов по выделенному основанию.
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Виды УУД
В соответствии с образовательным стандартом УУД разделяются на 4 группы:
- познавательные,
- коммуникативные,
- регулятивные,
- личностные.
Марина Битянова предлагает другую классификацию, на основе которой проектируются конкретные задания и образовательные ситуации.
Структура познавательных способов действия
:
- постановка учебной цели, которая определяет необходимость применения той или иной логической операции;
- реализация логической операции;
- вывод.
Вывод объединяет учебную цель и результат выполнения логической операции. Без постановки цели вывод невозможен.
Пример задания на формирование познавательного способа действия
Информационный способ действия
включает в себя:
- учебную цель, которая определяет задачу работы с информацией;
- выбор и реализацию необходимой логической операции;
- вывод о достижении поставленной цели.
В основе информационных универсальных способов могут лежать не логические операции, а закреплённые в культуре и практике работы с информацией приёмы: графическое представление информации, перевод данных из одной формы в другую и так далее.
Коммуникативные способы действия
также основываются на закреплённых в культуре приёмах организации общения: аргументирование, формулирование вопросов на понимание, на разрешение конфликтных ситуаций и другие.
Структура коммуникативного универсального способа:
- учебная цель, которая запрашивает необходимость общения;
- коммуникативная задача и приём организации общения, который помогает эту задачу решить;
- вывод.
Пример задания на формирование коммуникативного способа действия
Основной инструмент формирования универсальных способов действия — специально разработанные учебные задания, которые опираются на модели познавательных, информационных и коммуникативных способов действия.
Элементы деятельности
— это УУД, которые помогают осуществлению учебной деятельности на разных её этапах.
К элементам деятельности относятся регулятивные УУД
и регулятивно-коммуникативные УУД
.
Регулятивные УУД
обеспечивают реализацию индивидуальной учебной деятельности. Особенность структуры таких УУД заключается в том, что первым шагом в алгоритме будет ответ на вопрос: что было содержанием предыдущего этапа деятельности? То есть первый шаг — это определение характера учебной проблемы. Критерии оценивания формулируются ответом на вопрос: на какой результат необходимо выйти? В алгоритме планирования основным шагом будет ответ на вопрос: какие задачи нужно решить, для того чтобы получить результат с такими свойствами?
Регулятивно-коммуникативные УУД
обеспечивают осуществление групповой деятельности: обсуждение и постановка общей учебной цели, распределение обязанностей, выбор путей достижения цели и так далее. В структуре таких УУД появляется коммуникативная задача.
Основной инструмент формирования элементов деятельности — специальным образом спроектированная образовательная ситуация, которая воспроизводит всю структуру учебной деятельности и позволяет совершенствовать применение разных способов действия.
1
Функции универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Общеучебные универсальные действия:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
Умение структурировать знания;
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании, на применение которого явным образом ориентируют требования ФГОС, осуществляется в ходе решения следующих задач:
Определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
Построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;
Определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
Выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
Определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
Разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Оцениваются следующие свойства действий:
Уровень (форму) выполнения действия;
Критичность и освоенность
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальность характера учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер: обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности — создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.
Выбор содержания программы обусловлен следующими факторами:
Компетентностью педагогов в области достижения младшими школьниками метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Реализацией системно — деятельностного подхода во внеурочной деятельности;
Применением учителями эффективных способов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;
Действующей моделью мониторинга внеурочной деятельности.
Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности
1. Образовательная программа начального общего образования.
2. Договоры с учреждениями дополнительного образования.
3. Положение о внеурочной деятельности.
4. Положение о «Портфолио ученика начальной школы».
5. Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образования.
6. Должностная инструкция учителя начальных классов.
6
Задачи внеурочной деятельности:
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
- углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
- организация информационной поддержки учащихся;
- совершенствование материально-технической базы.
Принципы организации внеурочной деятельности:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей гимназии, программы развития;
Разнообразив направлений и форм организации внеурочной деятельности;
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;
Реализация потребностей обучающихся и их родителей;
Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;
Реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.
Виды деятельности младших школьников:
Учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
Индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
Игровая (в том числе и высшие виды игры — игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
Творческая (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);
Трудовая (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
Спортивная (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);
Деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации);
Свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).
Направления внеурочной деятельности
:
- общекультурное;
- социальное.
Секция школьного научного общества,
Условия реализации программы внеурочной деятельности:
Проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности;
Технологии организации внеурочной деятельности
Мониторинг внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям.
Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;
Творческая самореализация детей;
Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
Сохранение имиджа школы как общественно активной, развитие традиций школы;
Формирование единого воспитывающего пространства;
Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
Использование потенциала открытого образовательного пространства.
Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.