Как отказаться от регистрации на портале госуслуг для доступа к общему и дополнительному образованию

​Как записать ребенка в кружок или секцию через портал госуслуг Подмосковья?

В Московской области для детей есть большой выбор творческих направлений в сфере культуры и искусства, спортивных секций и развивающих кружков. Записать ребенка на дополнительные занятия на региональном портале могут родители или законные представители.

Основной набор в кружки и секции в этом году уже завершился. «Вторая волна» проходит:

С 15 августа по 30 сентября – на дополнительные общеразвивающие программы.

С 20 августа по 30 сентября – на занятия в сферах культуры и спорта.

С 1 января по 15 ноября можно записаться в организации с помощью сертификата на  дополнительные общеразвивающие программы.

При наличии свободных мест прием заявлений в кружки и секции возможен в течение года.

Как подать заявление?

  • Авторизуйтесь на региональном портале с помощью ЕСИА.
  • В разделе «Образование» – «Образование детям» выберите услугу «Кружки и секции».
  • Нажмите «Получить услугу», в разделе «Подробная информация» выберите подходящий случай и категорию заявителя.
  • Заполните электронное заявление: выберите муниципалитет, организацию допобразования и секцию, внесите сведения о представителе и о ребенке.
  • Приложите подтверждающие документы: свидетельство о рождении или паспорт поступающего, справку о состоянии здоровья, другие документы при необходимости.

Если для поступления нужно пройти вступительные испытания, следует дождаться уведомления о назначенной дате и прийти на экзамен. После уведомления об успешном прохождении испытаний или если вступительные испытания не предусмотрены, заявитель должен заключить договор с выбранной школой искусств или спортивной секцией в течение 7 рабочих дней.

Поддержите ОУЗС если вам был полезен наш материал
Поддержать

Родители обеспокоены тем, что в разных ситуациях, в разных сферах образования они могут столкнуться с принуждением к регистрации на портале госуслуг под угрозой лишения или ограничения права на общее или дополнительное образование.

Наша позиция заключается в недопустимости принуждения к регистрации на портале госуслуг под угрозой лишения или ограничения права.

В настоящей заметке речь идет о правах на общее и дополнительное образование.

Почему принудительная регистрация на портале госуслуг под угрозой лишения прав не может быть признана законной?

1. Доступ к получению образования должен отвечать конституционным гарантиям равного и беспрепятственного доступа к образованию.

1.1. Право на равный и беспрепятственный доступ к общему образованию.

Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

Положениями ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” провозглашены гарантии прав каждого человека на образование в Российской Федерации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу п.6 ч.3 ст.28 настоящего Федерального закона образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей), несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Таким образом, указанные гарантии не могут быть реализованы, если такая реализация будет зависеть от принудительной регистрации на электронном портале госуслуг.

1.2. Право каждого на дополнительное образование.

В статье 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Читайте также:  Проводятся конференции книгообмена в России и России

В соответствии со ст. 75 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительному образованию имеют равный доступ все, без условий и ограничений.

В качестве приоритетных целей дополнительного образования в части 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью обозначены формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Принуждение к регистрации на портале госуслуг, обусловленное единственной возможностью доступа к дополнительному образованию, нарушает вышеуказанные конституционные предписания и противоречит целям дополнительного образования, закрепленным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Подводя общий итог, следует отметить, что о необходимости обеспечения доступности любых форм образования указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, имеющих обязательный характер не только для правоприменителя, но и для законодателя.

В частности, об этом указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан». В нем указано: «Одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и местное самоуправление, является обеспечение права каждого на образование на основе конституционного принципа равенства».

2. Принуждение к электронной форме услуг, к обработке персональных данных автоматизированным способом, независимо от волеизъявления субъекта ПД, не находится в правовом поле

Согласно части 1 статьи 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

На этом основан принцип добровольности согласия на обработку, в том числе – цифровую – персональных данных, недопущение их принудительной обработки и соответственно – права заявителя на обращение и получение государственных услуг в традиционной форме на бумажном носителе.

Так, положениями части 1 статьи 24 Конституции РФ провозглашено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Как мы не раз отмечали в своих публикациях, безальтернативная автоматизированная обработка персональных данных путем внесения в централизованные цифровые базы сведений о результате оказания услуги и о конкретном ребенке, прямо противоречит части 1 статьи 24 Конституции РФ, согласно которой «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Поэтому принуждение к обработке персональных данных автоматизированным способом, тем более – под угрозой лишения прав и конституционных гарантий, законом не предусмотрено.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит требований о том, что обработка персональных данных обучающихся, в том числе – в сфере дополнительного образования, возможны только в электронной форме.

Положениями статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ предусмотрен запрет на объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. При этом обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Читайте также:  Выступление путина новое пособие

Тогда как регистрация на портале госуслуг предполагает внесение разнообразных сведений, в том числе – о законных представителях: от паспортных данных, до адресов, ИНН, СНИЛС и пр., предоставление которых не предусмотрено законом для зачисления в образовательные организации, будь то школы или образовательные организации дополнительного образования.

Также необходимо иметь ввиду, что пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Реализация гарантированных гражданину Конституцией РФ прав на образование не предполагает таких обязательных условий, как регистрация в ЕСИА, согласие на обработку персональных данных, ведение «цифрового следа» с учетом всего взаимодействия индивида с государством. У каждого человека есть неотчуждаемые даже в случае введения в стране военного положения права на защиту личной и семейной тайны, на отказ от обработки персональных данных, от участия в экспериментах.

3. Граждане наделены правом на выбор формы услуг, на личное обращение

Государственные (муниципальные) услуги в деятельности органов государственного и муниципального управления непосредственно связаны с осуществлением гарантированных Конституцией РФ прав граждан, необходимостью учета социальных нужд населения, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей людей в разных сферах, наконец – стремлением к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Заявителю предоставлено право на получение государственных и муниципальных услуг в традиционной бумажной форме, если федеральным законом не установлена электронная форма.

Федеральным законом не установлены электронные формы получения всех услуг, в частности – услуг и госуслуг в сфере образования, как и оформление всей необходимой сопутствующей документации.

Указанное право на выбор формы госуслуг корреспондируется обязанности органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в форме по выбору заявителя.

Предоставление государственных и (или) муниципальных услуг является выражением функций правового государства, а их получение гражданами – способом обеспечения их нормальной жизнедеятельности, при условии отсутствия ограничения прав граждан и сохранении многообразия форм обращений, возможности самостоятельно принимать решение о нуждаемости в той или иной услуге.

Из положений Конституции РФ и федеральных законов следует недопустимость принуждения граждан к получению государственных и (или) муниципальных услуг в электронной форме под угрозой лишения прав на предоставление гарантированных законом имущественных или неимущественных благ, включая право каждого на образование.

4. Законом предусмотрена исключительно добровольная регистрация на портале госуслуг

Законом не предусмотрена обязательная регистрация в ЕСИА всех граждан, тем более – под угрозой лишения прав (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”). При этом позицию о добровольности регистрации в ЕСИА и электронной формы госуслуг выразил Верховный суд РФ в своем решении от 29.05.2012 г. № АКПИ12-645, которое было оставлено в силе Апелляционной коллегией Верховного суда РФ, указавшей, что лица, не желающие получать госуслуги «в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством РФ (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе) (Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2012 г. № АПЛ12-503).

Читайте также:  Новые пособия по химии

Согласно ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” единый портал госуслуг (далее – ЕПГУ) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о соответствующих услугах. В соответствии с п. 9 Положения о федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (далее – Положение) предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием ЕПГУ осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – ЕСИА). При этом доступ с использованием ЕПГУ к информации, которая носит конфиденциальный характер, предоставляется как заявителям, зарегистрировавшимся в ЕСИА, так и тем из них, кто прошел процедуру регистрации на ЕПГУ. При этом регистрация на ЕПГУ осуществляется с использованием номера мобильного телефона. В то же время при регистрации заявителя на ЕПГУ внесение сведений о заявителе в регистр физических лиц ЕСИА не осуществляется (подп. 9.1-9.2 Положения).

Таким образом, регистрация заявителей на ЕПГУ осуществляется исключительно на основании их добровольного волеизъявления, а не принудительного, под угрозой лишения прав. Тогда как лишение граждан гарантированных им государством прав в связи с отсутствием регистрации на указанном портале, недопустимо.

5. Принудительная регистрация на портале госуслуг противоречит позиции Русской Православной Церкви

Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви, в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».

Также следует отметить, что позиция Русской Православной Церкви заключается в недопустимости использования инновационных цифровых технологий (как и любых других плодов технического прогресса) для попрания общечеловеческих прав и свобод, для нарушения свободы воли, данной человеку Богом. Официальная позиция Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ осуждает любую дискриминацию верующих (в том числе в части получения госуслуг), не прошедших персональную (биометрическую) идентификацию и не желающих получать пожизненный личный номер-идентификатор в форме СНИЛС.

Церковь всецело поддерживает конституционное право каждого жителя России в полной мере получать государственные услуги без прохождения процедуры электронной идентификации и возможности замены ее на альтернативные варианты. Церковь призывает органы государственной власти неукоснительно обеспечивать данное право граждан.

Русская Православная Церковь последовательно выступает за закрепление в законодательстве Российской Федерации права верующих на отказ от цифровых средств идентификации и нивелирования рисков дискриминации по признаку отказа от их применения. Диалог по данному вопросу с профильными органами государственной власти активно продолжается.

Оцените статью