Путеводитель по журналистике в окружении новых медиа: новые формы медиапотребления, новые навыки журналистов, новые форматы и проверенные опытом инструменты успешной практики
Изменения в мире медиа сейчас происходят столь стремительно, что сложно создать стройную концепцию, позволяющую заглянуть в будущее и точно описать, какой будет журналистика в 2020 году. Но для тех, кто учится на факультетах журналистики, для преподавателей медиакоммуникаций и для профессионалов этой сферы понимание главных тенденций — важная задача. Авторы книги — медиаэксперты и практикующие руководители медиаорганизаций — предложили свое видение изменений.
Научные редакторы издания: Светлана Балмаева и Мария Лукина.
новые навыки журналистов, вызванные изменением медиаповедения и медиапотребления аудитории новых медиа;
новые и экспериментальные форматы: мультимедийные истории, их режиссура и формы;
Редакционный директор Mail.RuGroup. Курирует работу девяти медиапроектов (ежедневная аудитория 10 млн человек). Отвечает за редакционную политику, эффективность работы редакций, подбор и оценку персонала, внедрение новых форматов подачи материала. Один из пионеров создания стандартов редакционной аналитики — метрик, основанных на изучении внимания и вовлеченности пользователей. Автор курса «Современная интернет-журналистика» для факультета журналистики МГУ. Лауреат рейтинга молодых медиаменеджеров России (2014).
Медиаменеджер, медиапродюсер, старший преподаватель кафедры новых медиа факультета журналистики МГУ. В 1996 году основала Новосибирский пресс-клуб, площадку совместных журналистских расследований и коммуникаций с ньюсмейкерами. В 2000 году начала работать в интернет-подразделении компании Медиа-мост. В 2001—2004 гг. руководила веб-редакцией газеты «Известия», в 2004—2012 гг. руководитель интернет-проектов, а позже заместитель главного редактора по мультимедиа-проектам РИА Новости.С 2012 по 2014 год — первый заместитель генерального директора ЗАО «Аргументы и факты» по мультимедиа-развитию.С 2012 годаконсультирует российские и международные информационныепроекты и преподает.Сфера профессиональных интересов: поведение пользователей новостных диджитал-медиа, продвижение интернет-СМИ, психология и антропология аудитории новых медиа.
Российский независимый медиаконсультант и медиатренер, преподаватель журфака МГУ, автор учебного пособия «Новостная интернет-журналистика», ведущий интернет проекта «Медиа и журналистика» (themedia.center). С 2005 по 2011 — редактор и шеф-редактор Lenta.ru, в 2013 — информационный архитектор перезапуска Lenta.ru. В настоящее время — директор по развитию холдинга МЕД-МЕДИА. Интересы: современные медиатехнологии, российский и западный медиарынок, вопросы журналистской этики.
Мультимедийный продюсер, тренер-консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации, маркетинга и менеджмента мультимедийных проектов. Магистр мультимедиа журналистики (BournemouthUniversity, Великобритания).
Журналист-международник, продюсер мультимедийных проектов. Работал выпускающим редактором спецпроектов в ИД «Коммерсант-Ъ» (2012—2016), автор мультимедийных лонгридов «Земля отчуждения», «День, когда кончилась война» и др. Освещал на месте событий: политический кризис на Украине в 2013—2015 гг., протестные акции в Армении в 2015 г. и другие проблемные темы. Соискатель ученой степени на кафедре новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ.
Журналист, преподаватель журналистики и исследователь масс-медиа. Кандидат филологических наук (2013). Работает в должности доцента на кафедре новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. Пишет для российских и зарубежных СМИ.
Профессор Анненбергской школы коммуникаций и журналистики Университета Южной Калифорнии, известнейший теоретик информационного общества, автор 22 академических исследований. Важнейшие его работы: «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»(1996—1998), «Галактика Интернет» (2001) ; «Мобильные коммуникации и общество» (2006), «Власть коммуникаций» (2009), «Сети гнева и надежды: социальные движения в эру интернета»(2012), «Переосмысление развития в глобальную информационную эпоху» (2014). Издание «Галактика Интернет» на русском языке (2004) было осуществлено по инициативе Гуманитарного университета г. Екатеринбурга.
Авторитетный журналист, лауреат Пулитцеровской премии, в прошлом — главный редактор «Лос-Анджелес Таймс», декан Школы журналистики Университета Южной Калифорнии (2002-2008).
Брегтье ван дер Хаак
Режиссер-документалист и журналист. Особенно интересуется глобализацией, урбанизацией и технологиями. Режиссер документальных фильмов «Lagos Wide & Close» (2005), «Saudi Solutions» (2006), «Satellite Queens» (2007), «Grand Paris: the president and the architects» (2009), «Aftermath of a Crisis» (2011), «DNA Dreams» (2013), «Digital Amnesia» (2014) и «Access to Africa» (2015). В качестве креативного директора развивает проекты в области трансмедиа и медиасотрудничества: Metropolis TV (2008), Urban Century (2009), Aftermath Project (2011), Multiple Journalism, Atlas of Pentecostalism (2013), MultipleJournalism.org и White-Spots.net (2016). Член правления фондов Prince Claus Fund и Erasmus Prize Foundation. Работала приглашенным доцентом School of Creative Media в Городском университете Гонконга. Многолетний приглашенный преподаватель в Анненбергской школе коммуникаций и журналистики Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.
Сообщить об ошибке
Фев 19, 2018
XIV Московский международный телефестиваль « Профессия – журналист» наградил победителей
Рассказываем, кого не хватает современному медиарынку
История фотокорреспондента ТАСС из Свердловской области
Алгоритмы вовлечения и таргетинга
«Редакторское чутьё», «ощущение аудитории», наши представления о привычках читателей — всё это не имеет особого значения, когда у вас есть конкретные большие данные о том, кто, что и как читает, смотрит и слушает. Причём данные о каждом человеке, зашедшем на ваш сайт. Именно абсолютное знание аудитории, благодаря улучшившимся методам анализа и основанным на них алгоритмах, стало оказывать главное влияние на принятие решений во многих редакциях.
Помимо рекламы, алгоритмы помогают лучше таргетировать сам контент, что улучшает качественные показатели сайта: увеличивает время, просмотры страниц, снижает процент выходов. Судя по данным одного из лидеров рынка алгоритмических решений для редакций в России, relap.io, их скрипт работает даже лучше, чем отбор рекомендаций вручную — по итогам сравнительного теста CTR (показатель кликабельности) контента, отобранного скриптом, был в два раза выше «человеческого».
Дальше нас ждёт ещё более глубокий анализ не только того, что читает наша аудитория, но и то, как она на прочитанное реагирует — комментирует, делится в соцсетях или, наоборот, в гневе закрывает вкладку. Алгоритмы будут становиться всё сложнее и изощрённее, и их роль в ежедневной работе издания будет лишь возрастать.
Совместите эти данные с возможностями современных роботов-журналистов (мы выделяли их как один из основных трендов ещё в 2014−м) — и вы можете получить практически полностью автономное СМИ, без участия человека. Подключённые к нескончаемым потокам данных роботы будут писать тексты, постепенно улучшая их качество и стиль на основе анализа реакции своих читателей. Радует одно: всё-таки в журналистике ещё много жанров, в которых роботы пока чувствуют себя неуютно. Например, разговорить сомневающийся анонимный источник пока не под силу ни одному скрипту. Впрочем, возможно и это — лишь вопрос времени.
2. Переход аудитории в мессенджеры
Ожидается, что аудитория мессенджеров достигнет 1,4 млрд человек к концу 2015 года, по данным аналитической компании eMarketer. Это три четверти всех пользователей смартфонов. Рост за год составил 31,6% — умопомрачительная динамика. В 2018 году пользоваться мессенджерами будут уже 2 млрд человек (80% обладателей смартфонов).
Мессенджеры становятся «новыми социальными сетями» — люди играют в них в игры, смотрят видео, взаимодействуют с брендами, заказывают еду, такси и дарят друг другу подарки. И конечно, читают и обмениваются новостями.
Всё больше людей по всему миру хотят не выкладывать публичные посты на всеобщее обозрение, а делиться информацией с разными группами своих друзей, знакомых, коллег и единомышленников. Благодаря пуш-уведомлениям взаимодействие с этими приложениями часто происходит даже более интенсивно, чем с соц-
сетями.
СМИ идут вслед за аудиторией: на мобильных версиях сайтов появляются кнопки «поделиться в WhatsApp», отдельные издания запускают свои публичные чаты в Viber или ботов в Telegram. На первый взгляд, кажется, что это лишь первые робкие шаги, но, как это уже было сначала с интернет-сайтами, а потом с соцсетями,
аудитория уже там, и для большинства издателей вопрос с мессенджерами стоит не в смысле «идти туда или нет», а «как правильно распределить усилия для достижения максимального эффекта».
3. Видеостриминг — новый массовый формат
До сих пор массовое распространение онлайн-видеотрансляций сдерживало лишь несколько факторов: стоимость и качество мобильного интернета и проникновение смартфонов. 2015 год стал в этом плане переломным, и на рынке появилось сразу несколько удобных и популярных приложений для онлайн-видеостриминга.
Ситуацию здесь можно сравнить с расцветом блогов в нулевых годах: все сидят в Periscope и Meerkat, там появляются свои звезды, собираются многотысячные аудитории, а редакции опять это пропускают. Пропускают, конечно, не всё — есть и экспериментаторы. Но, как и в случае с любым новым инструментом, выработать свой стиль работы с ним и использовать все сильные стороны новой платформы удаётся немногим.
2016 год покажет, смогут ли редакции использовать прямые видеотрансляции себе во благо или они останутся своеобразной «повинностью» — все же делают, а чем мы хуже?
4. Новые способы борьбы с фейками
С каждым годом всё активнее становятся информационные кампании, которые ведутся различными группами влияния, включая государства и коммерческие структуры. Диапазон их воздействия — от локальных рекламных акций до масштабных информационных войн. Потому возрастает потребность в «сторожевой» журналистике (watchdog journalism), которая бы охраняла интересы общества в неравной борьбе с властью и бизнесом, располагающих большими ресурсами.
Одна из ключевых функций такой журналистики — верификация контента и борьба с фейками. За рубежом бурно развиваются ресурсы и организации, которые специализируются на проверке фактов. Причём как в формате отдельных проектов, типа Factcheck.org, Politifact.com, FactCheckEU.org, так и в составе редакционных медиа: например, Fact Checker газеты The Washington Post. Ожидаем развития этого направления и в России.
Другое перспективное направление, которое также связано с развитием «сторожевой» журналистики и фактчекинга — развитие инструментов для гражданских расследований.
5. От технологий к социальным функциям журналистики
Медиасреда переживает новый всплеск интереса к сути профессии журналиста: говорить правду, защищать общественные интересы и приносить людям пользу. C технологий
фокус смещается в сторону человека.
Если рассуждать прагматично, в этом есть рыночная логика: технологии быстро осваиваются лидерами медиарынка, поэтому их ценность стремительно нивелируется. Предложить же набор ценностей, лежащих в плоскости глубинных потребностей аудитории, её инсайтов, сокровенных желаний и страхов — это даёт конкурентные преимущества в долгой перспективе. Развитие гуманитарных проектов, образовательных технологий и научного просвещения — здесь острый дефицит и высокий потенциал роста.
Потому мы видели в 2015 году и увидим в дальнейшем появление и развитие таких образовательных платформ и ресурсы, ориентированных на организацию и трансляцию культурно-просветительских ценностей и мероприятий, как «Арзамас», «Такие дела», «N+1», «Постнаука» и прочие. По форме они могут не относиться к журналистским, но по содержанию выполняют многие социальные функции журналистики.
Про остальные направления Журналист подробно писал в прошлых номерах, поэтому перечислим их здесь тезисно.
6. Геймификация новостей
В ситуации, когда у вашего пользователя есть выбор: прочитать ваш искромётный репортаж, посмотреть новую серию «Игры престолов» или поиграть в Call Of Duty, нашим текстам тоже приходится становиться немножко «игрой престолов» или видеоигрой. Разбалованная игровыми механиками аудитория требует такого же подхода и в сторителлинге — так что в 2016 году мы всё чаще будем играть в новости.
7. «Уберизация» журналистики
Приложение для вызова такси Uber произвело революцию в частном извозе, значительно снизив цены и избавив цепочку по заказу машины от посредников в виде таксопарков и телефонных операторов. То же самое происходит и с журналистикой: расцвет сервисов типа HackPack, Pressfeed, МастерСМИ пришёлся на 2015 год. Они позволяют быстро найти исполнителя, фиксера (местного проводника для иностранного журналиста), дизайнера или эксперта всего в несколько кликов, что значительно упрощает и удешевляет работу и ускоряет создание контента. Грех не воспользоваться этим в 2016 году.
8. Атомизация контента и glance-журналистика
Релиз умных часов Apple Watch в 2015 году заставил издателей присмотреться к носимой электронике как к ещё одному, и немаловажному каналу распространения информации, хотя Apple и не раскрывает конкретных объёмов продаж. Маленький экран требует лаконичности и конкретности — длинные истории дробятся на атомы, тексты становятся жёстко структурированными.
9. Виртуальная реальность
Мы говорили об этом ещё в конце 2014 года, но лишь недавние события начали «легализовывать» виртуальную и дополненную реальность как в массовом сознании, так и в журналистике в качестве полноценной медиаплатформы. В частности, в начале ноября 2015 года The New York Times распространила более миллиона картонных очков виртуальной реальности Google Cardboard по подписчикам своего воскресного выпуска. Одновременно газета запустила совместимое приложение, и теперь выпускает один-два новых фильма в виртуальной реальности в месяц.
10. Охлаждение к лонгридам
Хотя тут и там появляются данные о том, как определённому сайту удалось аккумулировать большую аудиторию именно с помощью лонгридов, похоже, это исключения из правил — для массового читателя все эти мультимедийные истории утратили новизну, а инвестировать слишком много своего времени в одну-единственную тему современный пользователь, который всё время отвлекается, просто не готов.
Поэтому совет на 2016: верстайте любую новость с не меньшим вниманием к дизайну, чем лонгрид, но самими лонгридами чрезмерно не увлекайтесь.
Социология журналистики
Глубинные интервью с сотрудниками 17 российских СМИ показали, что под влиянием новых технологий изменились практически все аспекты журналистской работы от поиска информации и ньюсмейкеров и требований к навыкам и компетенциям до коммуникации между коллегами, жанров медиатекстов и оценки качества работы и профессионального уровня журналистов. В меньшей мере изменения коснулись численности и структуры творческого коллектива редакции и перевода журналистов на удаленную работу. Последнее в большей мере связано не с технологиями, а с психологией.
Ключевые слова: конвергенция, структура редакции, коммуникация с ньюсмейкерами, поиск информации, навыки журналиста
Журналистика — одна из тех сфер деятельности, которые претерпели радикальную трансформацию под влиянием новых технологий. С конца 1990-х Интернет постепенно становился ключевой средой и для сбора информации, и для публикации материалов, и для взаимодействия с коллегами. Ставшие же популярными в конце 2000-х социальные сети радикальным образом увеличили и количество авторов, обращающихся к массовой аудитории, и объем производимого контента, вынуждая журналистов искать новые способы борьбы за внимание аудитории.
Происходящие перемены находятся в центре внимания исследователей журналистики. Однако это внимание сфокусировано, главным образом, либо на системной трансформации медиаотрасли (Лукина, Фомичева, 2005; Лукина, 2013; Амзин, 2016; Баранова, 2014), либо на новых форматах журналистской продукции (Уланова, 2017; Сотникова, 2014; Кульчицкая, Галустян, 2016; Лукина, 2009; Амзин, 2013), либо на стратегиях СМИ в новых условиях (Вирен, 2009; Галустян, 2012; Смирнова, 2013; Полынов, 2017). Выживанию СМИ в цифровой среде посвящено и проведенное в 2017 г. компанией Mail.ru исследование «Интернет-журналистика: адаптация к меняющейся реальности»1, включающее в себя 28 интервью с руководителями интернет-проектов.
Уже признано, что для онлайновой среды нужно иначе готовить материалы (Вырковский, Любимцева, 2015), иначе управлять журналистами (Вырковский, 2013; Вырковский, 2015) и иначе обучать студентов на факультетах журналистики (Корнев, 2016). Признана также значимость соцсетей и для поиска информации, и для продвижения журналистской продукции (Разумова, 2014; Дьяченко, 2016).
Технология же журналистской работы исследовалась в гораздо меньшей степени и с фокусировкой либо на журналистской продукции (Баранова, 2013), либо на расхождениях между заявленным уровнем инновационности и фактическим положением дел, обусловленным инерцией и нежеланием журналистов менять ритм работы и брать на себя дополнительные обязанности, а также межпоколенческими конфликтами в редакциях (Каллиома, 2011; 2013; Lischka, 2015). Выявлено, что распространенной реакцией на перемены в редакциях стала попытка менеджмента «оптимизировать» выпуск журналистской продукции в ущерб творческой составляющей журналистской работы (Gade, Raviola, 2009; Weezel, 2009).
Данное исследование ставит целью выявить, как новые технологии повлияли на рабочий процесс современных российских журналистов, какие из этих технологий реально используются, в каком виде и с каким результатом. При этом рабочий процесс рассматривался во всей его целостности от поиска тем, сбора информации и общения с ньюсмейкерами до требований к навыкам журналиста, изменений в редакционной структуре и взаимоотношений с коллегами и начальством.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что под влиянием новых технологий изменились все аспекты журналистской работы: сбор информации, коммуникация с ньюсмейкерами и коллегами, написание материала, требования к профессиональным навыкам и компетенциям журналиста, жанровая структура медиатекстов, организационная структура редакции, отношение к удаленной работе и к привлечению фрилансеров, стиль руководства и принятая в редакции оценка эффективности журналистской работы.
Исследование проводилось весной 2017 г. методом глубинного интервью. В качестве респондентов выступили журналисты с опытом работы в профессии не менее 10 лет. Такой ценз был установлен для того, чтобы собеседники могли сопоставить свои нынешние рабочие процессы с теми, которые были раньше, и точнее выделить новое. Респондентов отбирали среди сотрудников ведущих печатных и онлайновых изданий — наиболее рейтинговых по данным компаний Mail.ru2 и «Медиаскоп»3 и наиболее цитируемых по данным компании «Медиалогия»4. Также в качестве критерия для отбора массмедиа, делегирующего участника исследования, выступало реноме и признание СМИ в профессиональной среде.
Всего было проведено 24 интервью с журналистами 17 СМИ: информагентства «Интерфакс», «ТАСС», «Регнум» и Bloomberg (российская редакция), газеты «Коммерсант» и «Российская газета», журналы «РБК», «Русский репортер», Forbes (русская версия) и «Вокруг света», интернет-издания Life.ru, «Взгляд», «Дни.ру», «Секрет фирмы», телеканалы Russia Today и «Москва24», а также радиостанция «Эхо Москвы». Наличие в выборке сотрудников аудиовизуальных СМИ и российской редакции одного из ведущих мировых информагентств позволило расширить контекст исследования, хотя в центре его, прежде всего, российские журналисты, занимающиеся подготовкой текстов.
Подобная выборка не позволяет выявить количественные закономерности, касающиеся распространенности тех или иных практик в работе современных российских журналистов, однако дает возможность зафиксировать качественные сдвиги в рабочем процессе сотрудников СМИ. Даже с учетом различной технической оснащенности и технологической «продвинутости» российских редакций можно предположить, что методы работы наиболее передовых из них очень скоро станут либо уже становятся общепринятыми, и поэтому исследование позволяет делать вывод об изменениях профессиональной культуры современных российских журналистов под влиянием новых технологий.
В изложении результатов сфокусируемся на наиболее значимых изменениях в журналистской работе. Выводы будут подкреплены высказываниями респондентов с указанием вида СМИ, в котором респондент работал на момент интервью, и статуса респондента. Конкретные СМИ не указаны ввиду того, что корпоративные правила ряда изданий требуют согласовывать высказывания журналистов как представителей этих изданий с руководством, чего было решено не делать, чтобы обеспечить респондентам максимальную свободу рассказывать как есть, а не как должно быть.
Результаты изложены по пунктам: структура редакции, коммуникация между сотрудниками, коммуникация с ньюсмейкерами, сбор информации, жанровая структура медиатекстов, требования к профессиональным навыкам и компетенциям журналистов, удаленная работа, мотивирование сотрудников. Это позволяет наглядно показать изменения в рабочем процессе журналиста по каждому из аспектов этого процесса.
Структура редакции. Тут главное изменение — это появление технических подразделений, отвечающих за различные аспекты работы над сайтом. Отмечено, что если творческий коллектив редакции численно не меняется либо сокращается в связи с экономическим кризисом, то технические подразделения все последние годы только разрастались и теперь в некоторых редакциях сопоставимы по численности с журналистскими.
«Появились видеооператоры, программисты, продвиженцы, дизайнеры, художники, верстальщики» (редактор газеты).
«Добавились те, кто связаны с Интернетом, с соцсетями. Вебдизайнеры, SMM-щики. Новых журналистских позиций не появилось. Стало меньше старых» (редактор журнала).
«Появились люди, которые пытаются новыми технологиями анализировать большие объемы данных и упрощают работу пишущих журналистов, чтобы они не тратили время на ковыряния в базах и сбор статданных. Это тоже штатные единицы — бигдатеры, дата- майнеры» (заместитель главного редактора журнала).
«Появилась важная фигура шеф-редактора сайта, который определяет лицо издания в огромном цифровом мире. Появились и другие редакторы, которые ничего не знают о сути нашей работы, но они трансформировали наш контент в сайтовую форму. Сейчас у нас нет редакции журнала, а есть система каналов на сайте, руководители этих каналов — они и есть организационные единицы редакции. Появился видеопродюсер, появились мастера инфографики на сайт» (редактор журнала).
Второе важное изменение — фактическое слияние оффлайновой и онлайновой частей творческого коллектива редакции, когда на сайт издания работают все журналисты.
«Раньше ньюсрум делился на диджитал и бумагу. Теперь они слились, и просто остались люди, которые занимаются упаковкой в бумагу» (главный редактор журнала).
«У нас в принципе стерлась грань между редакцией газеты и сайта. Это единый отдел — пишет и на сайт, и в газету» (редактор газеты).
Подобное происходит и в тех изданиях, где есть формальное разделение на редакцию сайта и редакцию бумажного издания.
«У сайта есть отдельный редактор со штатом журналистов и технических сотрудников. Но газетные люди на сайт тоже работают. В редакции сайта нет авторов нашего профиля, и основная нагрузка ложится на отдел. Отделу приходится выделять дежурного, и он на день выпадает из процесса. И это наша головная боль. Но так работают все, кроме тех, кто может позволить себе большой штат» (редактор газеты).
«В офисе стало тише. Раньше сотрудники кричали друг другу. Любая поправка или проблема обсуждалась вслух, и это всем мешало.
А через мессенджер можно по-тихому дать задание, и тебе так же тихо ответят, не отвлекая других. Повышается дисциплина и четкость отдачи команд. Если потом корреспондент сдал текст, а редактор видит ошибку и предъявляет претензии, этот вопрос можно быстро выяснить. Мы возвращаемся к переписке и смотрим — либо редактор неправильно поставил задачу и забыл об этом, либо корреспондент не понял. В переписке сразу видно, кто виноват» (редактор интернет-издания).
«Рабочим инструментом главным стал чатик в мессендежере. А планерки потеряли свой особенный смысл, планерка идет 24/7. И все всегда вовлечены. Люди, которым это неинтересно, отсеиваются» (главный редактор журнала).
Общение через мессенджеры заменяет также телефонные звонки и переписку по электронной почте.
«Внутри редакции у нас есть группа в Telegram, где публикуются объявления. Там есть группы отделов, технические группы. Все делается через Telegram. Например, мне надо окартинить заметку. Раньше я писала дизайнеру по почте, а теперь есть общая группа в Telegram, я туда кидаю задание, и свободный дизайнер берет задание себе» (корреспондент интернет-издания).
Коммуникация с ньюсмейкерами. Эта коммуникация также в значительной мере ушла в соцсети и мессенджеры. Общим стало то, что через соцсети ищут ньюсмейкеров и связываются с ними, а через мессенджеры направляют запросы пресс-службам и получают пресс-релизы.
«С некоторыми ньюсмейкерами можно общаться в Telegram. И они отвечают так быстрее. Раньше нужно было позвонить на мобильник, но ньюсмейкер мог быть на совещании и не взять трубку. А теперь пишешь, и если вопрос простой и требует ответа да/ нет или одним предложением, то они сразу отвечают» (редактор газеты).
«Пресс-службы, отослав пресс-релиз по электронной почте, тут же пишут тебе в мессенджер: «Слушай, интересная тема такая- то». И я вопросы пишу через мессенджер или напоминаю, что я отправила запрос, так что будьте бдительны» (корреспондент интернет-издания).
Респонденты отмечали, что соцсети позволяют даже начинающим журналистам быстро находить статусных ньюсмейкеров и связываться с ними, и что если раньше проблемой для журналиста был поиск нужного телефона, то теперь в большинстве случаев эта проблема отпадает. И благодаря соцсетям и мессенджерам, и благодаря таким журналистским сервисам, как Nutcall.com (телефонная база ньюсмейкеров, содержащая свыше 60 тыс. контактов) и Pressfeed.ru (сервис публикации журналистских запросов, на которые могут ответить пиарщики, под чей профиль подпадает запрос).
Сбор информации. Здесь главное новшество — широкое использование интернет-сервисов, дающих доступ к документам либо к массивам данных. Многие респонденты называли работу с такими сервисами основным способом сбора информации.
«Появились многие базы, такие как база нормативных проектов regulation.gov.ru, kartoteka.ru, где собраны данные о юрлицах. База судебной статистики. Раньше их не было, и я слабо представляю, как можно было делать то, что делаем сейчас. Например, выявить связи между компаниями» (редактор интернет-издания).
«База СПАРК5 — первая штука, которой я обучаю тех, кто к нам приходит. Первичная база, с которой надо уметь работать. Вторая — Росреестр. Сейчас это основная штука. Даже если ты пишешь про IT- компанию, то понимание, где они сидят, и на какой земле у них построены заводы, стало первичным знанием» (заместитель главного редактора журнала).
Кроме того, радикально изменилось отношение к информации из соцсетей. Если раньше она воспринималась как потенциально недостоверная и требующая проверки и подтверждения из официальных источников, то теперь опубликованная в соцсетях информация может использоваться без такой проверки.
Жанровая структура медиатекстов. Тут речь шла не столько о появлении новых жанров, сколько о модификации уже существующих. Прежде всего, в сторону уменьшения размеров. Некоторые респонденты выделяли новый тип читателей, которые читают только заголовки. Основным же жанром медиатекстов остаются новости, которые доминируют в информационном потоке. Кроме того, нормой стало мультимедийное сопровождение текстов на сайте.
«Тексты стали короче. СМИ по традиции продолжают делать большие материалы. Но читают эти материалы 5—7% людей, принимающих решения. А 90% с хвостиком читают только заголовки и дальше них не уходят. Когда человек покупал газету за 10 рублей, он там пытался прочитать на 10 рублей. А теперь информация бесплатна, и люди проводят на сайте меньше минуты, читая только заголовки. В будущем будет больше картинок, фотографий, видео. Уже сейчас по умолчанию считается, что любой текст должен содержать фотогалерею и видео. И скорость будет доминировать над качеством: когда новость выходит уже через три минуты после события, но с кучей ошибок. С другой стороны, лонгриды продолжают читать. Это то, на чем можно сделать имя» (редактор информагентства).
Другая тенденция новостной журналистики — подстройка текстов под требования новостных агрегаторов, чтобы привлекать читателей через эти каналы.
«Ты вынужден писать новости под Яндекс.Новости, чтобы они у тебя индексировали, либо под агрегаторы, с которыми ты работаешь, которые выводят читателю первую строчку, и ты должен понимать, что в 100 знаков ты должен что-то уложить» (редактор интернет-издания).
Еще одно новшество — подача одной и той же информации в различной форме от коротких анонсов до большого текста или мультимедийных материалов. Причем делает эти материалы, как правило, один и тот же журналист, ведущий тему.
«Теперь газетные журналисты, публикуя интервью в завтрашнем номере, сами предупреждают сайт, во сколько его нужно поставить в онлайн, сами отправляют его информагентствам и сами вытаскивают из интервью цитаты и готовят новости-коротульки для сайта. И их же потом сайт раскручивает в соцсетях. Такое насыщение всех возможных платформ при помощи одной и той же информации» (редактор газеты).
«Когда ты думаешь о фичере6, ты еще думаешь о десятке дополнительных сюжетов. На сайте может быть короткое видео с героем, если ты его записал. Туда же можно засунуть фотографии и ре- портажный элемент, который никуда не вошел. Или можно сделать отдельный новостной материал. Ты контент перемалываешь и упаковываешь в разные форматы, брикеты» (редактор журнала).
При этом журналист при подготовке материала делает выбор не только между текстовыми жанрами, но и между текстовой и мультимедийной формой подачи материала.
«Жанры очень четко поделены по типам восприятия. Если что-то долбануло — нужно быстро про это сказать. Не надо полчаса писать огромную заметулю. Нет подробностей — новость. Будут подробности — будет расширенная новость с бэкграундом. Если ты видишь, что это тема, за которой читатели стопудово будут смотреть, включаешь трансляцию. Идешь и оттуда делаешь стрим7. Во главе угла — восприятие. Четко выбираешь, смотришь на все глазами пользователя» (главный редактор журнала).
Большие материалы, в свою очередь, становятся в обязательном порядке мультимедийными. Кроме того, повышаются требования к качеству таких текстов, к возможности привлечь читателя.
«Лонгриды а-ля Forbes стали мультимедийными, потому что в интернете кирпич на 30 000 знаков никто читать не станет. Чтобы продать большую историю читателю, ты вынужден писать ее, скорее, как story в части живых описаний и всего прочего, иначе читатель уходит после 5 000 знаков, потому что ему стало неинтересно. Соответственно, «добавь драмы» перестало звучать навязчивым требованием. Оно вправду надо, потому что иначе читателя не оставишь у себя» (заместитель главного редактора журнала).
Требования к профессиональным навыкам и компетенциям журналиста. Здесь качественные изменения проистекают из сказанного выше. От журналистов, прежде всего, требуются технические навыки по поиску и подаче информации в Интернете.
«Мне бы хотелось, чтобы мои сотрудники владели минимум десятком сервисов: как искать по «панамским документам», как визуализировать десятки юрлиц, не вбивая их ручками в Excel, вплоть до выгрузки и конвертации из pdf в тот же Excel. Я уж не говорю про навыки кодирования и написания макросов» (заместитель главного редактора журнала).
«Необходимы навыки работы с данными. Нужно уметь не просто сидеть в Word и писать текст, а осваивать новые программы. Есть сервисы, куда можно внести свои данные и иконки и создать свой продукт в виде инфографики. То есть для этого не нужны уже трудозатраты целой студии из 15—20 человек. Это может сделать один журналист» (редактор информагентства).
« Человек должен уметь пользоваться не только компьютером, не только Word, но и всей системой, которая публикует заметки на сайт. Админкой» (редактор журнала).
К традиционным компетенциям журналиста (поиск, отбор, оценка информации, подготовка текста) требования значительно возросли. Это и необходимость работать значительно быстрее, и необходимость принимать решения в том числе по поводу текстовой либо мультимедийной формы подачи материала.
«Журналист 10 лет назад — это человек, который ходил с фонариком по темному лесу. Журналист сейчас — это человек, который сидит на горе золота и просто выбирает, что надо в смысле источников информации релевантных, число которых увеличилось в интернете во много раз. Найти раньше отчет компании — надо было писать этой компании письмо, а сейчас надо просто загуг- лить нормально. Эти манипуляции исчисляются секундами. Наличие этой золотой горы сразу поднимает планку. Люди должны быстро все искать, критически оценивать» (главный редактор журнала).
«Нужно уметь не только производить и передавать контент (текст, фото, видео), но и расставлять приоритеты. Если я сейчас нахожусь на встрече с очень интересным спикером, то должен сам решить, что делать — брать интервью большое, развернутое или, если спикер сообщает какую-то новость, то все бросить, снять кусочек видео и отправить в редакцию, чтобы стать основателем топика для новостной ленты» (редактор газеты).
«Скорость увеличилась, и количество букв, которые должен человек за день написать, тоже увеличилось. Таково давление со стороны конкурирующей новой машины непрофессиональной журналистики.
Если мы не сделаем заметку за ближайшие полтора часа, мы безнадежно отстанем, это будет никому не нужно, мы не успеем расша- рить8, это не будет никто читать» (редактор газеты).
«Раньше какую-то информацию, которую я получила от источника, я могла отложить в копилку, а сейчас ее надо быстрее тащить на сайт. Это другие компетенции. Это учит тебя быть более разносторонним. Появилась необходимость, чтобы человек умел писать не только связно и ясно, но и быстро. И умел выделять главное не только в большой истории, но и в коротком сообщении на два абзаца» (редактор журнала).
Однако, по мнению респондентов, журналисты не стали и не становятся «универсальными», т. е. с равным успехом способными производить как текстовый, так и аудиовизуальный контент. Более того, теперь эта «универсализация» вовсе не является целью в отличии от навыков производить контент для разных платформ — печатного издания, сайта, соцсетей.
«Сейчас в крупных СМИ журналистам надо быть многостаночным в плане форматов — написать короткую новость или лонгрид или собрать галерею. А в плане многопрофильности крупным СМИ это не требуется — потому что есть профильные люди. Если это красивая мультимедийная история, то ты не фотограф сам себе, если это верстка — то с тобой рядом сидит человек, который умеет красиво верстать» (заместитель главного редактора журнала).
Удаленная работа. Несмотря на наличие технических возможностей, СМИ не спешат отказываться от редакций как ньюзрумов и переводить сотрудников на удаленную работу. Практически везде удаленная работа практикуется как исключительный случай в связи с болезнью сотрудника или семейными обстоятельствами. Респонденты объясняют это тем, что при удаленной работе снижается оперативность коммуникаций, производительность и теряется командный дух и ощущение общей цели.
«Это не вопрос технологий. Я знаю, что можно сдать текст удаленно. Мы все так работаем, пользуемся Telegram для коммуникации и Google Docs для синхронной работы. Это вопрос личного контакта и простоты взаимодействия. Мне проще взаимодействовать с человеком, когда он стоит передо мной. Мне кажется, наш мозг просто не думает на эту тему с точки зрения упрощения взаимодействия удаленного, мы думаем про это как про работу с людьми» (заместитель главного редактора журнала).
«Люди, которые работают удаленно, работают намного хуже. У людей, работающих в офисе, с коллективом, за компьютерами, КПД выше. Дома человек отвлекается — посмотреть телевизор, сварить борщ. Многие не могут заставить себя работать. Работа в офисе хороша тем, что люди варятся в определенном котле. Они обмениваются информацией, контактами. Идет рабочая социализация. А когда человек сидит дома, он не понимает, на что работает. Он не видит офисной среды. С точки зрения работодателя удобнее было бы разогнать людей по домам. Не надо платить за аренду офиса, за телефон. Но я не думаю, что к этому придем в ближайшее время. Это связано с менталитетом. С тем, что очень мало высокоэффективных сотрудников, которые умеют работать из дома» (редактор информагентства).
«Если человек работает из дома или с Бали откуда-нибудь, то существует вероятность того, что срочная информация, которую ему нужно передать посредством, например, мессенджеров, дойдет до него не с такой скоростью, с которой нам бы хотелось. С которой вы можете, например, через отдел крикнуть человеку, чтобы он изменил подводку какую-нибудь. Пройдет меньше времени в этом случае, чем когда он там увидит это сообщение. Это мелочь, но она может стать существенной, если надо срочно что-то поправить или закинуть. Поскольку конкурентная среда достаточно острая, любое промедление может стоить нам большого количества аудитории» (редактор телеканала).
Также не произошло революционных изменений и в привлечении фрилансеров. Респонденты объясняют это необходимостью доверять внештатнику. И принимать материал от незнакомого человека редактор не будет, так как необходимо либо потратить много усилий на проверку информации, либо велик риск репутационных и судебных последствий для издания.
Однако респонденты признают, что сами по себе просмотры и ссылки в соцсетях не всегда являются показателем качественной работы и что «попсовая» тема априори будет более популярной, нежели серьезная.
Для наглядности наиболее важные перемены в журналистской работе сведены в таблицу 1:
Проведенное исследование позволяет в целом уловить и осмыслить перемены, проходящие в редакциях. Представить, кто такой современный журналист, как он работает, чего от него требуют и к чему необходимо готовить студентов на журфаках.
Подтвердились гипотезы об изменении почти всех сторон журналистской работы. За исключением того, что удаленная работа не становится господствующей формой занятости журналистов и что «универсализация» журналистов в меньшей мере охватывает производство аудиовизуального контента и в большей мере сконцентрирована на упаковке контента для различных платформ. В остальном же журналисты стали работать быстрее, повысились требования к технической грамотности сотрудников. Интернет и, в частности, соцсети и мессенджеры превратились в каналы связи с ньюсмейкерами, в среду для поиска информации и в платформу для публикации и продвижения журналистских материалов.
Разумеется, нужно учитывать различную скорость перемен. Не все редакции работают так, как описано здесь. Для исследования были взяты все-таки лидеры рынка, т. е. редакции высокопрофессиональные, технически оснащенные и работающие в конкурентном окружении.
В дальнейшем желательно количественное исследование распространенности тех или иных практик в российских СМИ. Кроме того, желательно не ограничиваться опросом, а выявить практики с помощью наблюдения. Потому что ограниченность опросных методов известна — люди не все помнят, люди помнят не так, как было, незаметно для себя замещают реальное должным или желаемым.
Наконец, необходимо учитывать, что данное исследование — это срез современной реальности, и при огромной скорости изменений картина может радикально измениться уже спустя несколько лет. Так, многие респонденты отмечали, что целый ряд привычных сервисов (например, мессенджеры) появились буквально два-три года назад, а теперь они стали основными инструментами работы.
6 Так на журналистском сленге называют большие материалы.
7 Онлайн-вещание с места события.
8 Расшаривание — публикация пользователями соцсетей ссылок на материал.
Амзин А.А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. Екатеринбург. Гуманитар. ун-т, 2016.
Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных редакциях (по результатам исследований 2009-2012 гг.) // Медиаскоп. 2013. № 1.
Вирен Г.В. Информационные агентства и информационные сайты Интернета: сравнительный анализ и перспективные тенденции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 3. С. 74–89.
Вырковский А.В. Менеджмент СМИ в условиях конвергенции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 3. С. 112–120.
Вырковский А.В. Российские медиаменеджеры в условиях конвергенции: рабочие процессы, компетенции и личные качества // МедиаAльманах. 2015. № 5. С. 24–33.
Вырковский А.В., Любимцева М.А. Восприятие аудиторией различных видов текста в российских деловых интернет-СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 143–167.
Галустян А.А. Формируя стратегии: опыт трех газет в сети // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2012. № 3. С. 87–93.
Каллиома Л.А. Адаптация как стадия перехода редакции к конвергентным основам информационного производства (опыт «Российской газеты»). Медиаскоп. 2013. № 4.
Каллиома Л.А. Журналист печатных СМИ в условиях цифровой революции: испытание переменами // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 5. С. 102–106.
Лукина М.М. Трансформация журналистского текста в условиях интернет-среды. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 3. С. 54–73.
Полынов В.А. «Росбизнесконсалтинг»: особенности функционирования в условиях конвергенции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 1. С. 83–104.
Смирнова О.В. Стратегии печатных СМИ в условиях цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 26–38.
Gade P., Raviola E. (2009) Integration of News and News of Integration: A Structural Perspective on News Media Changes. Journal of Media Business Studies 6 (1): 87–111.
Lischka J.A. (2015) How structural multi-platform newsroom features and innovative values alter journalistic cross-channel and cross-sectional working procedures. Journal of Media Business Studies 12 (1): 7–28.
van Weezel A. (2009) Organizational Changes in Newspaper Firms and Their Relation to Performance. International Journal on Media Management 11 (3-4): 144–152.
Поступила в редакцию 27.06.2017