II. Полномочия

II. Полномочия pos gosuslugi

1. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

2. Федеральная служба по аккредитации находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по аккредитации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по аккредитации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 300)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральная служба по аккредитации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1.1. проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;

(пп. 5.1.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2014 N 460)

5.1.1.1 – 5.1.1.6. утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 460;

5.1.2. организацию формирования и ведения, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, формирование и ведение:

(пп. 5.1.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 300)

5.1.2.1 – 5.1.2.2. утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 460;

5.1.2.3. реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии;

(пп. 5.1.2.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.2.4. единого реестра экспертов-аудиторов;

(пп. 5.1.2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.2.5. реестра заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;

(пп. 5.1.2.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.2.6. утратил силу с 21 июня 2021 года. – Постановление Правительства РФ от 29.04.2021 N 675;

5.1.3. формирование и ведение национальной части единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;

(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.4. приостановление, возобновление, прекращение действия сертификатов соответствия, признание их недействительными;

(пп. 5.1.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.5. утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 N 300;

5.1.6. регистрацию, приостановление, возобновление, прекращение действия деклараций о соответствии, признание их недействительными;

(пп. 5.1.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.7. федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью аккредитованных лиц;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.05.2014 N 460, от 02.10.2021 N 1674)

5.1.8. проведение аттестации экспертов по аккредитации;

(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2012 N 657)

5.1.9. проведение признания и оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития;

(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1172)

5.1.10. ведение реестра испытательных лабораторий (центров), соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития;

(пп. 5.1.10 введен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1172)

5.1.11. контроль за соблюдением испытательными лабораториями (центрами) принципов надлежащей лабораторной практики, соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития;

(пп. 5.1.11 введен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1172)

5.1.12. формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров;

(пп. 5.1.12 введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2014 N 460)

5.1.13. подтверждение компетентности аккредитованных лиц;

(пп. 5.1.13 введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2014 N 460)

5.1.14. мониторинг соблюдения методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведение выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также максимальных размеров платы за проведение указанных экспертиз;

(пп. 5.1.14 введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2014 N 460)

5.1.15. утверждение положения об общественном совете по аккредитации и его состава, состава комиссии по апелляциям;

(пп. 5.1.15 введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2014 N 460)

5.1.16. аттестацию экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц;

(пп. 5.1.16 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2021 N 1674)

5.1.17. организацию выдачи бланков сертификатов соответствия, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, выдачу бланков сертификатов соответствия;

(пп. 5.1.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 300)

5.1.18. проведение аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

(пп. 5.1.18 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.19. ведение государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

Читайте также:  Выбери имя пользователя

(пп. 5.1.19 введен Постановлением Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.1.20. признание недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности;

(пп. 5.1.20 введен Постановлением Правительства РФ от 29.04.2021 N 675)

5.2. осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, а также на реализацию возложенных на них функций;

5.3. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5.4. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, в том числе по вопросам признания и оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития, и признания результатов неклинических (доклинических) лабораторных исследований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1172)

5.4.1. представление Российской Федерации в международных организациях по аккредитации;

(пп. 5.4.1 введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2014 N 460)

5.4.2. заключение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.4.2 введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2014 N 460)

5.5. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных, письменных, а также направленных в форме электронного документа обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.6. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Службы, а также осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1250)

5.7. осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организует дополнительное профессиональное образование кадров;

(пп. 5.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

5.8. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Службы;

5.9. на основании решений Правительства Российской Федерации осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых и иных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

5.10. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.10 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)

5.10(1). организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 N 300)

5.11. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по аккредитации в целях реализации своих полномочий имеет право:

6.1. запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

6.2. организовывать проведение необходимых научных исследований в установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

6.4. привлекать в установленном порядке по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.6. создавать в установленном порядке экспертные, совещательные и консультативные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

7. Федеральная служба по аккредитации не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Указанные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Росаккредитация как орган исполнительной власти организует процесс развития государственной системы аккредитации, выдает сертификаты и ведет их реестр, представляет страну на международной арене, что дает право признания российских деклараций в других странах. С 2016 года службой руководит Херсонцев Алексей Игоревич.

Росаккредитация – это федеральная служба, занимающаяся разработкой и внедрением общегосударственной системы аккредитации и контролем за ее соблюдением. Структура руководствуется соответствующим Положением от 17 октября 2011 года, подчиняется Минэкономразвития РФ.

Таблица 1. Основная информация о ведомстве

Содержание
  1. История создания
  2. Полномочия и права ведомства
  3. Задачи и обязанности
  4. Отчеты и планы
  5. Руководство
  6. История создания Росаккредитации
  7. Реестры Росаккредитации
  8. Знак Росаккредитации
  9. Постановление № 300 Росаккредитации
  10. Новые правила регистрации сертификатов
Читайте также:  Заявка на посещение сайта. Оригинал статьи здесь

История создания

Орган исполнительной власти был образован Указом Президента РФ от 24 января 2011 года № 86, объединив 16 отраслевых ведомств, имеющих функции аккредитации:

  • Росреестр;
  • Роспотребнадзор;
  • Ростехрегулирование;
  • МЧС;
  • Россвязь;
  • ФСБ;
  • Росавиация;
  • ФСТЭК
  • Ростехнадзор;
  • Роскосмос;
  • Росатом;
  • прочие.

II. Полномочия

Рис. 1. Заседание Общественного Совета при Росаккредитации

Недостатками многоведомственной структуры были:

  • несогласованность между участниками процесса;
  • необходимость аккредитации и получения документов в нескольких системах на одни и те же активы;
  • отсутствие взаимоуведомления между госорганами;
  • непризнание российской оценки соответствия в других странах.

Предпосылки. Создание единой аккредитационной системы стало важным условием признания российских сертификатов соответствия в европейском экономическом пространстве.

Полномочия и права ведомства

Федслужба аккредитации ведет деятельность посредством территориальных структур, тесно сотрудничающих с прочими госорганами.

II. Полномочия

Рис. 2. Структура органа

Ведомство осуществляет полномочия:

  • аккредитацию юрлиц и ИП в национальной системе;
  • формирование реестра деклараций, сертификатов о соответствии;
  • выдачу сертификатов;
  • госконтроль за аккредитованными лицами;
  • аттестацию экспертов;
  • оценку, контроль соответствия и ведение реестра испытательных лабораторий;
  • ведение реестра аккредитованных лиц, экспертов, экспертных организаций, предоставление информации;
  • иные.

II. Полномочия

Рис. 3. Процедура аккредитации

Например. Обращаясь в фирму для проверки водяного счетчика, необходимо удостовериться, что эта организация имеется в реестре Росаккредитации, при наличии действующих сертификатов.

Федеральная служба имеет право:

  • получать от госорганов и организаций документы и прочую информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
  • проводить научные исследования;
  • консультировать;
  • привлекать к процессам научные организации, ученых и квалифицированных специалистов;
  • применять к нарушителям меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера;
  • создавать экспертные комиссии;
  • прочие.

Задачи и обязанности

В Приказе №1883 нашли отражение приоритетные цели Росаккредитации в области качества, направленные на поддержание доверия к деятельности организации.

II. Полномочия

Рис. 4. Отчет ведомства

К задачам и обязанностям службы относят:

  • деятельность по признанию национальной системы аккредитации за рубежом;
  • принятие документов международных служб в области аккредитации (IAF и ILAC);
  • эффективный контроль за аккредитованными лицами;
  • определение условий для успешного выполнения обязанностей службы;
  • повышение квалификации, обучение экспертов (в соответствии с требованиями стандарта ISO 19011);
  • создание системы менеджмента и информатизации в рамках основной деятельности;
  • прочее.

II. Полномочия

Рис. 5. Экспертиза

Повышение компетентности экспертов – это основная задача, предполагающая выявление базы специалистов высокого уровня, привлекаемых к работе госслужбы.

Отчеты и планы

II. Полномочия

Рис. 6. Лаборатория

В 2018 году Росаккредитация:

  • вступила в Международный форум по аккредитации (IAF). Этот шаг может существенно облегчить выход отечественных предприятий на международные рынки;
  • вступила в Азиатско-Тихоокеанскую организацию по аккредитации (APAC). Был ратифицирован APAC Mutual Recognition Arrangement (APAC MRA) в области испытательных и калибровочных лабораторий;
  • стала членом Международного форума по аккредитации «Халяль».

Претерпел изменения ФЗ№ 412 ФЗ «Об аккредитации», в котором с 2018 года были расширены полномочия службы. Особенно важным стал запуск цифрового формата, где услуги можно предоставлять в электронном виде.

II. Полномочия

Рис. 7. Электронная система

Например, в разделе технического регулирования имеется 0,3 млрд заметок и 0,1 млн документов. По итогам 1 квартала 2019 года во ФГИС зарегистрировано более 30 тыс. участников.

Справка. ФГИС ТП (Федеральная государственная информационная система территориального планирования) – платформа доступа к сведениям, находящимся в государственных информационных архивах.

За прошлый год было оказано 19 тыс. государственных услуг. Зарегистрировали деклараций – 1,9 тыс. лиц.

II. Полномочия

График 1. Соотношение деклараций о соответствии по данным ФСА

Количество аккредитованных лиц в 2018 году сократилось на 6,3%. Как правило, документы отзывались по причине уклонения от процедуры подтверждения соответствия.

II. Полномочия

График 2. Количество аккредитованных лиц в динамике по данным ФСА

Заявления об аккредитации принимаются в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Подробно о подаче документации смотрите в видеоинструкции:

https://youtube.com/watch?v=n7AvkRwKODs%3Ffeature%3Doembed

Запущена образовательная платформа российской системы аккредитации, предполагающая подготовку слушателей по 10 учебным программам. Так, за первую половину 2019 года аттестацию получили порядка двухсот специалистов. В планах научной работы к 2020 году добавить количество программ до 60, а слушателей до 700.

II. Полномочия

Рис. 8. Методическое совещание

Цифры. Качество экспертиз и компетентность кадров неуклонно растут, а количество экспертов сокращается. За 2018 год 11 работников службы лишились аттестатов по различным причинам. Новых соискателей на эту роль достаточно, но из 96 заявлений только 19 прошли систему отбора.

Руководство

С 2016 года должность руководителя Федеральной службы по аккредитации занимает Херсонцев Алексей Игоревич. Он сменил на этом посту своего предшественника, Шипова Савву Витальевича (который был назначен заместителем Министра Экономразвития РФ).

II. Полномочия

Рис. 9. Семинар «Лучшие практики в контрольно-надзорной деятельности»

Глава Росаккредитации имеет опыт работы в Минэкономразвития, поэтому начатые в 2011 году реформы стали воплощаться в жизнь высокими темпами.

Ведомство, во главе с руководителем, заняло ведущие позиции в «Национальном рейтинге прозрачности закупок – 2018». При Алексее Игоревиче реализуется проект ценностного ориентирования в управлении персоналом, от системы единых корпоративных ценностей до разработки критериев профессиональной компетентности.

Читайте также:  Пособие на детей 5000 до нового года

Расширяя базу знаний о системе технического регулирования в РФ и ЕАЭС, нельзя не рассказать об одном из главных действующих лиц этой системы — Федеральной службе по аккредитации. Она же Росаккредитация, она же ФСА.

История создания Росаккредитации

Росаккредитация была основана
Указом Президента РФ №86 от 24 января 2011 года «О единой национальной системе аккредитации». Как следует из названия, этим указом утверждалась вся система аккредитации, одним из элементов которой и является ФСА. Курировать эту систему было назначено Министерство экономического развития РФ.

Само Положение о Федеральной службе по аккредитации, описывающее её полномочия и структуру, было утверждено спустя 9 месяцев
Постановлением Правительства РФ №845 от 17 октября 2011 года.

До этого момента функции по аккредитации органов и лабораторий были распределены по различным федеральным службам, в зависимости от отрасли продукции (Росстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росжелдор, Россвязь). Понятно, что в такой ситуации не могло быть и речи о какой-то унифицированной и единой системе: многие требования к аккредитованным лицам дублировались и были избыточными, ведомства практически никак не согласовывали эту работу между собой.

Разумеется, подобный подход был крайне неэффективен, а потому не мог серьёзно применяться в рамках формировавшейся тогда системы технического регулирования уже Таможенного союза.

Необходимость передачи функций по аккредитации отдельной структуре была очевидна. И такой структурой стала Росаккредитация, унаследовав эти функции от разных ведомств, о чём гласит 2-й пункт Постановления №845:

Спустя 2 года, 28 декабря 2013 года был принят
Федеральный закон 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который и по сей день является основным (но далеко не единственным) документом, регулирующим деятельность Росаккредитации.

В июле 2021 года в связи со ступлением в силу 248-ФЗ о контроле и надзоре в 412-ФЗ были внесены изменения законом 176-ФЗ, а также вступили в силу Постановление Правительства №1002 и Приказ Минэкономразвития №300, устанавливающие положение о федеральном контроле за аккредитованными лицами и перечень индикаторов риска к нему.

Сегодня в национальной системе аккредитации задействовано более 10 000 участников и содержатся сведения о 4 000 000 разрешительных документов (и каждый день оформляется по несколько тысяч).

Реестры Росаккредитации

В соответствии с Договором о ЕАЭС, национальные органы по аккредитации обязаны вести и администрировать национальные части реестров выданных разрешительных документов и аккредитованных лиц. Данные из этих национальных реестров затем стекаются в соответствующий общий реестр ЕАЭС, администрируемый уже Евразийской экономической комиссией.

Соответственно, в России национальную часть реестра администрирует ФСА с помощью Федеральной государственной информационной системы (ФГИС Росаккредитации).

Ну и, разумеется, во ФГИС Росаккредитации содержится вся информация не только о евразийских, но и национальных разрешительных документах и аккредитованных лицах.

Знак Росаккредитации

В сентябре 2019 года Росаккредитация провела свой “ребрендинг”, в ходе которого у неё сменился логотип. Но на самом деле изменился не просто логотип, а изменилось позиционирование и акценты: до этого во главе угла стояла Росаккредитация, как орган власти, теперь же акцент сместился на национальную систему аккредитации (НСА), в которой Росаккредитация выступает администратором, но полноправными участниками которой являются все аккредитованные лица.

Новый логотип национальной системы аккредитации утверждён
Приказом Минэкономразвития №283 от 22 мая 2014 года (если быть точным, то Приказом №89 от 27 февраля 2019 года, который вносил соответствующие изменения в Приказ №283).

II. Полномочия

Постановление № 300 Росаккредитации

Отдельно стоит упомянуть этот документ, потому что он значительно расширил полномочия Росаккредитации. Речь идёт о
Постановлении Правительства РФ №300 от 21 марта 2019 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Самыми ощутимыми для рынка стали изменения в
Постановление Правительства РФ №360 от 30 марта 2017 года «О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц». А именно один из трёх новых абзацев в п.13, наделяющий Росаккредитацию новыми полномочиями — не просто прекращать аккредитацию лица, а переводить в архив все результаты его деятельности за определённый период.

Проще говоря, Росаккредитация получила право отменять сертификаты и декларации, если есть основания полагать, что они были выданы с нарушениями, и нет возможности это проверить:

Новые правила регистрации сертификатов

С 3 июля Росаккредитация ограничила техническую возможность для органа зарегистрировать сертификат соответствия во ФГИС, если до этого испытательная лаборатория не внесла в неё протоколы испытаний по этому сертификату.

Раньше лаборатория проводила испытания и выдавала протоколы на руки органу, а тот уже сам добавлял их к сведениям о сертификате в ходе его регистрации. Сами протоколы регистрировались затем постфактум.

Теперь же лаборатория должна сначала сама зарегистрировать протоколы во ФГИС Росаккредитации, а затем уже орган, регистрируя сертификат, должен указать эти протоколы в качестве доказательной базы по сертификату — и только тогда система его зарегистрирует.

Оцените статью