Электронное учебное пособие новые инструменты управления школой

Управление современной школой

Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

07 марта 2018

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  • Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  • Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  • Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  • Планирование повышения квалификации педагогов.
  • Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  • Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  • Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  • Организация внутренней системы оценки качества образования.
  • Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  • Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  • Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».
Читайте также:  Новые выплаты пособия в 2022г

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  • Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  • Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  • Отбор средств обучения.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Психология и педагогика

ЭФУ и ЭОР – цифровые инструменты современных уроков

Методист корпорации «Российский учебник» по электронным формам учебников Анна Хлап и методист наших партнеров, электронного образовательного ресурса «ЯКласс», Марина Володина рассказывают в серии вебинаров о возможностях цифрового образования.

13 марта 2018

Электронные формы учебников

Современный ученик живет в мире интернета, социальных сетей, блогов, цифрового аудио- и видеоконтента. Школьники имеют неограниченный доступ к лучшим мировым учебным ресурсам и могут поддерживать коммуникацию с учителем в любое время, в любом месте. Педагоги, в свою очередь, уже стремятся не только предоставить знания в соответствии с учебным планом, но и снабдить учеников жизненно важными навыками работы с информацией. Чтобы использовать навыки, прописанные в новых стандартах образования, необходимы инструменты, в число которых входит электронный учебник.

ЭФУ – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, но расширяющее и дополняющее его с помощью мультимедийных элементов и интерактивных ссылок.

Особенности ЭФУ корпорации «Российский учебник»:

  • Удобный интерфейс, понятный даже начинающим компьютерным пользователям.
  • Соответствие СанПиН, определяющим, сколько времени ученик может проводить за ноутбуком и планшетом.
  • Возможность создать электронную междисциплинарную цифровую среду с помощью платформы   LECTA.

Наши электронные учебники оснащены инструкциями, поисковыми системами, функциями создания заметок, закладок, изменения шрифта, удобной навигацией по мультимедийным элементам. Компоненты и возможности учебников разнообразны. Например, параграфы на тему клеток в ЭФУ по биологии включают интерактивную карту строения растительной клетки, диаграмму химического состава с аудиокомментарием, видео о жизнедеятельности клеток и, конечно, иллюстрации, которые увеличиваются при нажатии. Учитель может вывести это все на интерактивную доску или задать ученику для самостоятельного изучения на ноутбуке или планшете.

Платформа LECTA

LECTA – это образовательная цифровая платформа корпорацию «Российский учебник», созданная в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ. Одна из основных задач платформы: помочь всем участникам образовательного процесса, то есть и учителям, и детям, и родителям.

LECTA в цифрах:

  • Более 600 наименований ЭФУ из федерального перечня (самая большая электронная библиотека учебников).
  • Более 130 000 ЭФУ было выдано в 2017 году.
  • Более 16 000 учеников и учителей зарегистрировались в 2017 году.
  • Более 9000 учеников и учителей только в Астраханской и Тамбовской областях участвуют в массовой апробации ЭФУ.

Код для бесплатного пользования 5 учебниками в течение 60 дней: magicS.

Электронные образовательные ресурсы

ЭОР, как и ЭФУ, являются цифровым инструментом для работы на уроке и дома. Однако электронные учебники в первую очередь направлены на изучение той или иной темы программы, а электронные образовательные ресурсы в большей степени ориентированы на контроль, проверку знаний. Одним из наиболее популярных проектов является ресурс «ЯКласс», который включает до 450 и более упражнений по каждой теме.

«ЯКласс» – продукт IT-кластера инновационного центра «Сколково». Его разработчики выделяют следующие особенности:

  • Дистанционная связь учитель-ученик.
  • Колоссальное разнообразие заданий.
  • Мотивирование детей.
  • Методическая помощь.
  • Конструктор для создания своего спецкурса.
  • Подсказки ученикам.
  • Функция «карманного репетитора».
  • Интеграция с электронными журналами.

Система начисления баллов в «ЯКлассе» вызывает у детей азарт, желание решать больше задач, чтобы попадать во всевозможные рейтинги. На основе этой системы соревнуются классы, школы и целые регионы.

По учебным темам платформа представляет следующие разделы: «Методические материалы», «Теория», «Задания», «Тесты», «Проверочные тесты». Раздел с проверочными тестами пользователям-ученикам не виден. С его помощью учитель конструирует проверочные работы и рассылает ученикам в электронном виде (или распечатывает). В конструкторе можно ограничить время и сроки выполнения заданий, предоставить несколько попыток. Также система позволяет максимально оперативно проверить результаты работ.

Читайте также:  Информация для подачи комментариев через платформу комментариев (наименование подсистемы «Общественное голосование»);

«ЯКласс» является партнером корпорации «Российский учебник», и на платформе LECTA предусмотрены преференции для пользователей этого ресурса.

С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.

УГ – Москва, №48 от 26 ноября 2019. Читать номер

Сегодня школьные управленцы выстраивают свою работу на основе анализа больших данных, взятых из открытых информационных систем города

Технологические изменения, которые сегодня происходят в мире, характеризуются беспрецедентной скоростью, масштабом и воздействием на все сферы жизни общества. Ни одна страна мира сегодня не может быть сильной, если она не знает и не управляет своей экономикой с использованием новейших цифровых технологий – Big Data, когда анализируются большие объемы данных, для того чтобы понимать, как развивается экономика, и выстраивать систему стратегического планирования.

В арсенале директоров и управленческих команд московских школ стремительно расширяется набор задач, связанных с цифровыми ресурсами. Сегодня школьные управленцы выстраивают свою работу на основе анализа больших данных, взятых из открытых информационных систем города. Чтобы оставаться конкурентоспособными, эффективными, им необходимо постоянно учиться и уже недостаточно делать ставку только на профессиональные знания и опыт, необходимо обладать надпрофессиональными навыками и меняться в соответствии с меняющимися запросами мира.

Какие факторы влияют на эффективность обучения и как можно использовать эти знания на практике

«Целевая модель компетенций»-2025 (Digital Russia «Россия 2025: от кадров к талантам», 2017) предлагает классификацию навыков и качеств работников ХХI века, которая делит надпрофессиональные навыки на три вида: когнитивные, социально-поведенческие и цифровые. Все они необходимы для решения задач в условиях изменений так называемой неконтролируемой среды. Когнитивные навыки формируют компетенции, необходимые для постоянного обучения, организации работы в команде, взятие на себя ответственности за результат. Они позволяют адаптироваться к меняющимся условиям, переключаться между разноплановыми задачами, находить эффективные решения. Без развития социально-поведенческих навыков невозможно построить работу в разновозрастных, кроссдисциплинарных командах. Цифровые навыки необходимы для полноценного использования возможностей, которые дают современные технологии, для продуктивной работы на тех позициях, где искусственный интеллект, «цифра» и роботы дополняют человека.

Повышение качества сегодня – основной вызов, определяющий развитие системы образования на всех уровнях. Данное требование, в свою очередь, делает необходимым индивидуализацию и персонификацию обучения – только с учетом данных принципов можно достичь максимальных для каждого участника результатов. Особое значение имеет готовность руководителя к освоению и применению современных цифровых инструментов.

В Москве создана открытая система непрерывного профессионального развития современного школьного управленца, ориентированная на адресную поддержку управленческой деятельности на основе конкретных задач, поставленных городом перед системой образования, и государственно-общественных требований к перспективным направлениям его развития.

Непрерывное профессиональное развитие управленческих кадров в Москве включает в себя три взаимосвязанных и взаимодополняющих компонента: обучение, поддержку и сопровождение, которые можно рассматривать как целостную систему.

1. Обучение через повышение квалификации, тренинги, мастер-классы, проектные мастерские, проекты «Взаимообучение московских школ», «Суббота московского директора», «Управленческая среда», «Вечерняя школа для управленцев».

2. Поддержку через селекторные совещания ДОНМ, ресурсы сайта «Школа большого города», портал Дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы (ДПО), электронное учебное пособие «Новые инструменты управления школой», «Навигатор для директора».

3. Сопровождение управленческой деятельности через менторское и экспертное сопровождение.

Как свидетельствуют данные, повысить успешность обучения может наилучшим образом организованная внешняя среда, то есть чем она разнообразнее и чем регулярнее становится полученный опыт, тем эффективнее становится и обучение. Обучение управленческих кадров осуществляется не только через повышение квалификации, тренинги, мастер-классы, проектные мастерские, но и разнообразные проекты: «Взаимообучение московских школ», «Суббота московского директора», «Управленческая среда», «Вечерняя школа для управленцев», которые и обеспечивают эффективность обучения.

Как показывает анализ, корпоративное обучение имеет существенные отличия от академического – для него важно с помощью новых знаний и умений управленцев гарантировать применение этих знаний и умений на постоянной основе. Учитывая эти факты, обучение управленческих кадров все больше проводится через микрообучение, когда под определенную задачу выбирается определенный тренинг или группа тренингов, мастер-класс, проектная мастерская. Такая форма в Москве стала привлекательной для управленческих и административных команд школ, когда директор школы видит сильные стороны каждого члена своей команды, и это позволяет впоследствии более успешно управлять школой.

Читайте также:  Быстрые и надежные шаги для получения пенсии за рубежом

Как цифровые инструменты влияют на эффективность подготовки управленческих кадров?

Цифровые инструменты обучения позволяют проводить одновременное обучение до нескольких сотен участников. Обучение с использованием платформы «цифрового тренера» позволяет сохранить классический контекст «преподаватель – обучающийся» со всеми преимуществами этого взаимодействия: немедленная обратная связь, эмоциональная поддержка, сотрудничество в группах, отработка навыка в рабочих ситуациях с реальными партнерами.

Электронная система «цифровой тренер» позволяет организовать работу индивидуально и в группе. Преподаватель распределяет участников случайным образом или по уровню усвоения ими знаний, в соответствии с результатами тестирования. Каждый участник имеет возможность решить тестовое задание и ответить на вопросы кейса.

Современному управленцу для формирования навыков необходим инструмент, который позволит в форме симулятивной практики осуществлять управление школой и выявлять точки роста. Управленческий тренажер директора – это уникальный современный и технологичный инструмент.

Участники оказываются в ситуации вновь назначенной управленческой команды, они имеют возможность строить свою работу на основе анализа цифровых параметров, собранных в отдельном блоке и/или опираться на собственный управленческий опыт и знания. Симулятор позволяет увидеть жизнь управленческой команды в виртуальной школе, ознакомить участников с функциональными обязанностями директора, содержанием деятельности административно-управленческой команды. В тренажере представлено более 800 параметров, что дает возможность отработать на практике такой аспект управленческой деятельности, как развитие образовательной организации в условиях конкурентной среды, рационального использования социокультурных ресурсов города. Он позволяет принимать управленческие решения в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

Важнейшей частью управленческого тренажера является гибкая система диалоговых ситуаций, что предполагает решение реальных кейсовых задач из опыта работы директоров московских школ: обращения родителей, собеседование и трудоустройство сотрудников, профессиональное развитие педагогического коллектива.

Для достижения поставленных целей симулятор предлагает широкий выбор инструментов и механизмов, доступных системе столичного образования. Часть решений, принимаемых командой в течение года, имеют отложенный эффект и вступают в силу через год, что требует от команды планирования деятельности на несколько лет вперед и прогнозирования результатов.

Рефлексивный анализ управленческих решений, принятых в рамках занятия на управленческом тренажере директора, позволяет выявить дефициты и конкретизировать точки роста для организации и планирования профессиональной деятельности управленческих кадров. На данном этапе выявляются причинно-следственные связи между принятыми управленческими решениями и полученными результатами. В тренажере моделируются 5 функциональных областей управления: кадры, ресурсы, процессы, результаты, информация.

Успешность игры обеспечивается согласованностью действий всех участников. Тренажер не позволяет достичь высокого результата без эффективной коммуникации внутри играющей команды.

Таким образом, в ходе работы на тренажере участники отрабатывают ключевые управленческие навыки анализа, планирования, организации и контроля своей деятельности, формируют навыки командного взаимодействия.

Накапливаемые в цифровой среде данные об учебной и профессиональной деятельности директора школы и его управленческой команды образуют его индивидуальную карьерную цифровую историю. На ее основе формируются цифровые следы, свидетельства о достижении определенных образовательных цензов и квалификаций, рекомендации, портфолио.

Представленные практики использования цифровых технологий в подготовке и повышении квалификации руководителей образовательных организаций г. Москвы постоянно совершенствуются, их список расширяется и пополняется, отвечая возрастающим потребностям большого города.

  • Бесплатная доставка при заказе ПЕЧАТНЫХ КНИГ от 1500 руб.
    7-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО
  • 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО
  • Бесплатная доставка при заказе ПЕЧАТНЫХ КНИГ от 1500 руб.
  • 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт государственного социально-экономического образования Кафедра экономики, менеджмента, маркетинга и технологий экономического образования ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по теме: Екатеринбург 2022
Less

Оцените статью