Для дополнительной работы с содержанием, рассматриваемым в учебнике

Для дополнительной работы с содержанием, рассматриваемым в учебнике pos gosuslugi

9 июля 2022

Тест по теме: «Пунктуация»Знаки препинания в сложном предложении. 20 заданий.Задание 1Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды. 4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?Задание 2Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.1) Знайте_ он опасный человек.2) Любишь кататься_ люби и саночки возить.3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.Задание 3В каком предложении на месте пропуска ставится тире?1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?4) Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.Задание 4В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.Задание 5В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?1) Я доверяю любящим_ они великодушны.2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.4) Слышу я звенит синица средь желтеющих полей.Задание 6Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.1) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.2) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).3) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).4) Предложение простое, осложнено однородными членами, между которыми ставится запятая (2).Задание 7Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.2) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.3) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.4) Предложение сложное, состоит из двух частей. Запятые (1) и (2) выделяют с двух сторон придаточное изъяснительное, которое находится внутри главного.Задание 8Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.Задание 9Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.1) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.2) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.3) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.4) Воздух легок и чист_ и замерзла река.Задание 10Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.1) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.2) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?3) Странный старичок заговорил очень протяжно_ звуки его голоса также изумили меня.4) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.

Тест №1 (1 вариант)

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) з..рянка, прик..снуться, изл..жение                           3) соч..тание, расст..лать, бл..стать

2) вым..кнуть под дождем, зар..внять яму, пл..вец     4) к..саться, з..ря, накл..ниться

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

1) р..скошный, м..нимальный, в..риант      3) пс..хология, д..агностировать, амн..стировать

2) к..мпьютер, пр..цедура, с..мметрия        4) проф..ль, т..моженник, в..льсировать

3. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1) зан..мать, угр..жать, соч..тание               3) зам..реть, прор..стить, ум..лять

2) расст..лать, уг..реть, бл..стать                 4) прид..раться, прик..сновение, просл..влять

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) созд..вать, л..кционный, зам..лчать                       3) сер..ал, д..кумент, изл..жение

2) пров..нциальный, фрагм..нтарный, ц..линдр       4) либер..лизм, пл..вучий, ф..гурировать

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) дириж..р, деш..вка, душ..нка              3) трущ..ба, туш..нка, ноч..вка

2) беч..вка, ж..рдочка, реш..тка              4) пш..нка, сч..т, ш..рты

Тест №1 (2 вариант)

1) разг..рается, изл..гать, ур..вень           3) заск..чить, пор..сль, предл..гать

2) Р..стов, выск..чка, пл..вчиха                4) соб..раться, разв..вающаяся отрасль, заст..лить постель

1) выч..тание, р..вноправие, ин..циатива        3) бл..стеть, натв..рить, попл..вок

2) д..фицит, л..гион, к..мпьютер                      4) пл..вчиха, обл..чать, предпол..гать

1) р..стовщик, р..весник, проч..тал             3) распол..жение, к..саться, выг..реть

2) р..внина, ур..внение, нав..днение           4) сапоги пром..кают, обм..кнуть в сметану, св..щеннный

1) ф..стиваль, в..ршина, обл..скать              3) пр..винциальный, к..нонада, тв..рец

2) м..тив, уд..влять, акв..рель                       4) ск..льзить, экспр..ссивный, см..рение

1) ш..лковый, борж..ми, неч..тный              3) ж..кей, маж..рный, волч..нок

2) деш..вый, кумач..м, расч..сывать            4) ж..рдочка, изж..га, чеч..тка

Тест №2 (1 вариант)

1. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение     2) плесневеть     3) принудить     4) подобрала

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) заст..лить, соб..раться, разв..вающаяся отрасль   3) пл..вчиха, выск..чка, р..сток

2) предл..гать, пор..сль, заск..чить                             4) ур..вень, изл..гать, разг..рается

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

1) см..рение, экспр..ссивный, ск..льзить        3) м..тив, уд..влять, акв..рель

2) тв..рец, к..нонада, пр..винциальный          4) обл..скать, в..ршина, фест..валь

4. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) вес..ник, двухмес..ный, лес..ница                       3) древес..ный, доблес..ный, съес..ной

2) гиган..ский, глас..ность, великовозрас..ный     4) надкос..ница, искус..ный, завис..ник

5. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) к..ламбур, препод..ватель, к..мплимент           3) опт..мист, пер..ферия, сув..ренитет

2) р..торика, разб..рать, нум..рация                      4) р..ставрация, преодол..вать, ф..номен

Тест №2 (2 вариант)

1) христианин     2) поняла     3) красивее     4) откупорить

1) сапоги пром..кают, обм..кнуть, ср..внять с землей   3) распол..жение, к..саться, выг..реть

2) р..стовщик, пром..кательная бумага, р..весник         4) р..внина, ур..внение, сотв..рить

1) см..родина, пок..затель, д..стоверный       3) т..чилка, с..ринка, ув..жение

2) уд..ление, ф..рмацевт, л..скать                   4) локом..тив, укр..щение, ш..нтажист

1) пас..бище, ус..ный, сверс..ник                     3) аген..ство, праз..ник, запас..ливый

2) хлес..нуть, опас..ность, бессловес..ный      4) совес..ливый, поз..ний, ровес..ник

1) б..калея, оз..рение, к..чан                           3) ук..рачивать, л..коничный, оп..здание

2) бл..стать, лаб..ринт, соч..тание                 4) по..чевать, окрес..ность, разос..лать (покрывало)

Тест №3 (I вариант)                                Правописание Н и НН

1. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) ране..ый офицер     2) рифмова..ые строки     3) овся..ое печенье     4) они помолвле..ы

2. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) плетё..ая дедом корзина   2) копчё..ая колбаса   3) подверже..ы простуде   4) вкусное мороже..ое

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

История самая обыкнове(1)ая. Но вы, кажется, скло(2)ы придавать ей преувеличе(3)ое значение.

1) 1, 2       2) 1, 2, 3       3) 2, 3       4) 1, 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

А. Дровя..ой склад, карти..ая галерея                       Б. Стекля..ая посуда, осе..яя погода

В. Стари..ое оружие, недюжи..ые способности       Г. Полотня..ое бельё, подли..ое искусство

1) А, Б       2) Б, В       3) В, Г       4) А, Б, В

5. В каком ряду во всех словах пропущены НН?

1) жизне..ый, исти..ый, взвинче..ый                2) серебря..ый, балага..ый, укоризне..ый

3) желати..ый, берестя..ой, редакцио..ый       4) огне..ый, были..ый, клее..ый

Тест №3 (II вариант)                               Правописание Н и НН

1) ути..ые истории     2) чище..ая рыба       3) проштампова..ое письмо       4) колено раздробле..о

1) заявления рассмотре..ы     2) писа..ый маслом пейзаж     3) ноше..ые вещи      4) жестя..ые банки

Необразова(1)ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

1) 2, 3, 5       2) 1, 2, 3       3) 1, 2, 3, 4, 5       4) 1, 2, 3, 5

4. В каком примере к выделенному слову применимо следующее правило: «В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных»?

1) Травы и цветы уже сорва..ы и высуше..ы для гербария.

2) В институте были сформирова..ы стройотряды.

3) На скучном уроке ученики невнимательны и рассея..ы.

4) Дома эти ещё не заселе..ы, квартиры не оборудова..ы.

1) оловя..ый солдатик, сено высуше..о, нежда..ые гости

2) жела..ый подарок, общепризна..ое превосходство, суко..ая скатерть

3) веществе..ое доказательство, овчи..ый тулуп, лицо заплака..о

4) кова..ое железо, линова..ая бумага, некоше..ый луг

Тест №4 (I вариант)                              Правописание корней

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) опас..ность, запас..ливый, совес..ливый     2) н..гилист, обл..гация, обж..гать

3) изв..яние, отр..сль, благотв..рительность   4) р..путация, кр..терий, м..тафора

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) б..калея, оз..рение, к..чан                             2) бл..стать, лаб..ринт, соч..тание

3) ук..рачивать, л..коничный, оп..здание       4) по..чевать, окрес..ность, разос..лать (покрывало)

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) аб..туриент, герм..тичный, подст..лать              2) обв..вать (ветром), ген..альный, сж..мание

3) сп..шить (к поезду), д..ликатный, обм..реть     4) пояс..ница, самовлас..ный, перехлес..нуть

4. В каком ряду во всех словах есть корни с чередующимися гласными?

1) зан..маться, разр..статься, прик..сновение       2) з..рница, переж..вание, предл..жение

3) р..вняться, пром..кашка, пот..рять                    4) утв..рь, несг..раемый, исп..лнение

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м..нимальный, в..риант, пол..жение           2) ред..ктировать, либер..лизация, п..лнокровный

3) уст..явшийся, к..мпьютер, упом..нание     4) упр..щённый, проц..дура, предв..рительный

6. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишутся непроизносимые согласные?

1) трос..ник, ровес..ник, ус..ный               2) лес..ница, безмол..ствовать, гиган..ский

3) вес..ник, словес..ный, упраз..нить       4) уяс..нить, уез..ный, объез..чик

7. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1) диаграм..а, грам..отность, грам..атика          2) им..унитет, драм..а, монограм..а

3) кар..икатура, бар..икада, тер..аса                   4) пес..имизм, прогрес.., прес..а

Читайте также:  Погода в Астрахани. Температура воздуха и осадки. Апрель 2023 г

Тест №4 (II вариант)                              Правописание корней

1) р..мантика, н..рмализовать, р..птать                2) экспер..мент, просв..тить, кр..тикующий

3) г..рдиться, сопост..вление, просл..вление       4) ст..жировка, позв..ляющий, выр..стать

1) раск..лённый, п..рламент, прил..гательное          2) зап..х, раздр..жать, подг..ревший

3) нап..дение, осл..бев, р..сточек                              4) кос..ный (мозг), сверс..ник, прекрас..ный

1) к..ламбур, препод..ватель, к..мплимент           2) р..торика, разб..рать, нум..рация

3) гиган..ский, аген..ство, бессловес..ный            4) р..ставрация, л..гион, ф..номен

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

1) пр..вительство, м..нталитет, п..литика           2) ж..ргоны, корр..ктировать, ц..линдр

3) п..йзажист, проф..лактика, к..тастрофа          4) д..летант, т..ражировать, др..матург

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

1) л..монад, кр..дит, ут..пический     2) к..чан, загр..ждение, компл..мент

3) л..берал, атл..тизм, ан..малия       4) кр..терий, л..биринт, л..гион

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) вес..ник, двухмес..ный, декаден..ский        2) гиган..ский, глас..ность, великовозрас..ный

3) древес..ный, доблес..ный, съес..ной            4) надкос..ница, искус..ный, завис..ник

7. В каких словах на месте пропуска ничего не пишется?

1) кор..дор, грам..атика, пер..он                      2) коэф..ициент, режис..ёр, продюс..ер

3) кристал.., кристал..ьный, пропел..ер         4) грам..отность, гал..ерея, кол..ичество

Тест №5 (I вариант)                              Правописание приставок

1)пр..людия, пр..забавный, пр..хотливый        2) пр..стойный, пр..пятствие, пр..скорбие

3) пр..бор, пр..смиреть, пр..успеть                   4) пр..вет, пр..лежный, пр..ятель

1) с..трудник, нес..мненно, пр..бабушка                      2) без..ядерный, с..ехал, в..юга

3) пр..творщик, пр..клонил (колени), пр..обрёл          4) ра..торгнуть, бе..путный, и..хоженный

1) ро..сыпь, ра..лив, ра..суждение          2) о..дача, по..тянуть, о..пирать

3) чере..чур, ра..тревожить, ..жать        4) пр..думать, пр..творщик, пр..мудрости

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..града, непр..ступные (укрепления), пр..зент        2) бе..вкусный, во..двигнуть, ..гинул

3) под..гнать, пр..поведник, раз..бравшийся                   4) ш..ётся, грузопод..ёмник, зав..южило

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..компромиссный, ..дешний, во..стать          2) пр..творщица, пр..кратить, пр..теснение

3) нес..едобный, вз..ерошенный, об..единить      4) фел..етон, с..язвить, об..единение

1) пр..парат, пр..людия, пр..теснение           2) опр..кинуть, об..льстить, нез..менимый

3) бе..шовный, ра..шить, не..брошенный     4) во..мутиться, ра..сказанный, и..дёргаться

Тест №5 (II вариант)                             Правописание приставок

1) пр..даное, пр..бор, пр..зентабельно              2) пр..тязания, пр..баутка, пр..общить

3) пр..кратить, пр..следовать, пр..чудливый   4) пр..градить путь, пр..стяжная лошадь, пр..норовиться

1) с..трудник, с..гласие, н..ладить            2) бе..хозный, бе..донный, во..делать

3) из..скать, сан..нспектор, с..грать         4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный

1) ра..валиться, ро..вальни, и..делие        2) сверх..нтересный, дез..нформация, под..тожить

3) двух..ярусный, в..юн, с..едобный        4) пр..льстить, пр..сечь, пр..баутка

1) пр..зидент, пр..словутый, пр..цедент        2) дез..нформация, без..нтересный, пред..стория

3) ..дать, ра..писание, бе..бедный                  4) о..дать, по..писать, пре..ставить

1) р..зыграть, р..зданный, р..злив                          2) пр..язык, пр..внучка, пр..дедушка

3) пр..валировать, пр..лежание, пр..вилегия        4) пр..успеть, пр..кословить, пр..вередливый

1) пр..стыженный, пр..мерно, пр..рывистый       2) вар..ирование, д..явольский, в..ётся

3) с..мпровизировать, контр..гра, от..менные     4) ра..молоть, не..груженный, бе..душный

Тест №6 (I вариант)        Правописание окончаний, суффиксов

1. В каком ряду в словах пропущена  буква А (Я)?

1) пен..щиеся потоки, они бор..тся без правил       2) травы колыш..тся, огни маяч..т на горизонте

3) гвозди держ..тся, стро..щийся дом                      4) они тащ..т невод, дела..щаяся работа

В каком ряду во всех словах пропущена  буква У (Ю)?

1) бор..щийся за свободу, его беспоко..т, по пустякам   2) леч..щий собак ветеринар, они покида..т столицу

3) верт..щее колесо устройство, они бре..тся часто         4) стон..щий во сне пёс, они располага..т временем

3. В каком ряду во всех словах пропущена  буква Я?

1) они гре..т воду, смотр..щий вдаль        2) они ничего не вид..т, приход..щий по расписанию

3) ветры ве..т, вид..щий результаты         4) труд..щаяся молодёжь,  тон..щее бревно

4. В каком ряду во всех словах пропущена  буква Е?

1) заря чуть брезж..т, зате..нное дело       2) помн..т первое свидание, увид..нное своими глазами

3) мельник мел..т зерно, едва слыш..мый звук     4) мгла стел..тся, чита..мая вслух поэма

5. В каком ряду во всех словах пропущена  буква И?

1) пиш..шь, обижа..мый     2) шепч..шь, слыш..мый     3) обид..шь, знач..мый      4) стел..шь, замеч..нный

Тест №6 (II вариант)      Правописание окончаний, суффиксов

1. В каком ряду во всех словах пропущена  буква Я?

1) ве..щий с севера, зна..щий правила          2) завис..щий от судьбы, спортсмены бор..тся

3) та..щее мороженое, ученики верт..тся     4) гон..щийся за зайцем, они увид..т Париж

В каком ряду во всех словах пропущена  буква У?

1) лопоч..щий малыш, музыканты  услыш..т     2) скач..щих всадников, канаты удерж..т

3) тревож..щие новости, клокоч..т родники       4) щебеч..щих птиц, грибники ищ..т

1) кол..щий дрова, собаки ла..т                                    2) недремл..щее око, ссор..щиеся воробьи

3) стел..щийся плющ, птицы корм..тся насекомыми 4) завис..щий от ситуации, выпускники труд..тся

1) Вид..ли худое, увид..м  и хорошее.                2) Стан..щь лениться – буд..шь с сумой волочиться.

3) За чужим погон..шься – своё потеря..шь.     4) Долго запряга..т, да быстро езд..т.

1) кто-то стон..т, обид..вший окружающих                       2) слыш..тся плач, высуш..нное сено

3) он ничего не вид..т вокруг, едва слыш..мая песня       4) он гон..т прочь, избира..мый депутат

Тест №7 (I вариант)                           Правописание  суффиксов

1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена  буква И?

А. Рассматр..вать        Б. Вещ..вой        В. Совестл..вый         Г. Подуш..чка

1) А, Г       2) Б, В, Г       3) А, В       4) А, В, Г

2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена  буква И?

А. Молодц..ватый        Б. Вымач..вать        В. Ткан..вый        Г. Свёрточ..к

1) Б        2) А, Б, В, Г        3) А, Б        4) А, Б, Г

3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена  буква О?

А. Холщ..вый        Б. Корч..вка        В. Печ..нка        Г. Грош..вый

1) Б, В        2) В        3) А, Г        4) А, В, Г

4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена  буква Ё?

А. Корч..вка        Б. Стаж..р        В. Реч..нка        Г. Окруж..н

1) А, Б, В        2) А, В, Г        3) А, Б, Г        4) Б, В, Г

5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена  буква И?

А. Солом..нка        Б. Подчёрк..вать        В. Усидч..вый        Г. Затм..вать

1) А, Б, В, Г        2) Б, В, Г        3) А, Б, В        4) А, В, Г

Тест №7 (II вариант)                          Правописание  суффиксов

А. Коричн..ватый        Б. Плюш..вый        В. Кле..л        Г. Въедл..вый

1) В        2) А, Б, В, Г        3) В, Г        4) А, Б

2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена  буква Е?

А. Претерп..вать        Б. Увид..л        В. Привередл..вый        Г. Успоко..л

1) Б, Г        2) А, В        3) А, Б        4) А, Б, В

А. Издавн..        Б. Влев..        В. Наутр..        Г. Снов..

1) Б, В        2) Б, В, Г        3) А, В        4) А, Б, Г

4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена  буква И?

А. Письм..цо        Б. Имень..це        В. Плать..це        Г. Ружь..цо

1) А, Б        2) Б, В        3) А, Г        4) Б, В, Г

5. В каком ряду во всех словах пропущена  буква О?

1) пунц..вые щёки, скучная книж..нка, глянц..вый журнал

2) пирож..к с повидлом, ситц..вое платье, старая шапч..нка

3) наполнить бач..к, лиц..вой счёт, торц..вый вход

4) меш..к картофеля, маленькая собач..нка, холщ..вая сумка

Тест №8 (I вариант)                           Правописание НЕ и НИ

1. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?

1) совершенно (не)возместимая потеря, смотреть (не)вооружённым глазом

2) никем (не)победимый батальон, (не)видимый простым глазом изъян

3) (не)чего об этом говорить, (не)достаёт рукой до дна

4) только этого (не)доставало, шёл (не)спеша

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Это совсем (не)интересный и скучный фильм.     2) Ученица (не)способна запомнить это правило.

3) В войну многие (не)доедали.                                  4) Решение было весьма (не)стандартное.

3. На месте каких цифр пишется НИ?

Все мы, где бы мы н(1) находились, куда бы нас н(2) забрасывала судьба, мечтали о Солотче, и н(3) было года, когда бы туда  н(4) приезжали на рыбную ловлю, на охоту или работать над книгами и Гайдар, и Василий Гроссман, и многие другие.

1) 1, 2        2) 3, 4        3) 1, 2, 3        4) 1, 2, 4

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Пусть будет (не)по-моему.       2) Мы бредём по дорожкам, где (не)кошена трава.

3) Он (не)истощим на шутки.       4) Его слушали (не)перебивая.

5. На месте каких (-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Просидевший всю жизнь дома н(1) о чём тебе н(2) расскажет. На севере, где белые ночи и летний день лежат между двух зорь, южные растения н(3) вызревают вовсе н(4) от недостатка тепла, а, наоборот, от избытка света.

1) 3, 4        2) 1        3) 1, 4        4) 1, 2, 4

6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Девочка была весьма капризна и (не)выдержанна.

2) Молодое вино было (не)выдержано положенный срок.

3) Надо было (не)мешкая ехать дальше.

4) В степи образовалось (не)просыхающее даже в самую жару солёное болото.

Тест №8 (II вариант)                           Правописание  НЕ и НИ

1) говорил совсем (не)интересно, работа (не)проверена

2) (не)прикрытая ложь, пришёл (не)кстати

3) поступил (не)по-товарищески, весьма (не)красивый поступок

4) (не)доварить картофель, (не)зависящие от человека условия

1) Учитель (не)дооценил способности ученика.     2) Этот фильм ещё (не)интереснее вчерашнего.

3) Это был далеко (не)лёгкий выбор.                      4) Овраг в лесу был (не)глубокий, но обрывистый.

Читайте также:  Маршал Октябрьский и Филипп Октябрьский. Он защищал Севастополь

3. На месте каких цифр пишется И?

Катерина Ивановна н(1)когда н(2) на что н(3)жаловалась. Вещи н(4)как н(5) становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними н(6) бились.

1) 1, 2, 5        2) 1, 3, 4        3) 1, 2, 4, 6        4) 2, 6

1) Это был маленький человечек, тихий, (не)блещущий талантами.

2) (Не)смотря в книгу, ученик рассказал стихотворение.

3) У него оказался такой (не) постоянный характер.

4) Решение задачи (не)продумано.

5. На месте каких  цифр в предложениях пишется НИ?

И вдруг понял я, что в лесу н(1) кто другой, как дятел стучал. Кругом н(2) было н(3) души. В лесу, как н(4) в чём н(5) бывало, продолжалась весенняя жизнь.

1) 1, 2, 3, 4        2) 3, 4        3) 1, 3, 4        4) 3, 4, 5

1) Бабушка, (не)смотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

2) Серёжа, (не) торопясь, перевернул страницу.

3) Месяца (не) было на небе, и звёзды ярко светили.

4) До Нового года (не) больше недели.

Тест №9 (I вариант)                Слитное, дефисное, раздельное написание

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (полу)обморочное состояние, смотрит (с)высока, (маск)халат

2) читал (по)памяти, (среди)земноморский, (теле)грамма

3) (по)тоньше, (торгово)промышленный, (пол)кровати

4) (в)продолжение года, получил (с)полна, (миро)любивый

2. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1) Вам нужно свернуть направо (ОТ)ТОГО здания.

2) Щенок понимает, что напроказничал, (ОТ)ТОГО и прячется.

3) (ОТ)ЧЕГО бы не поспать.

4) Он вернётся поздно, (ПО)ЭТОМУ и написал записку.

3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) тот(же), (по)одиночке, (пол)яблока                2) (по)над берегом, (русско)английский, (город)порт

3) (потому)что, (светло)золотистый, где(либо)            4) (пресс)секретарь, (всё)равно, (всего)навсего

4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Он охотно давал читать книги, никогда не требуя их назад, (ЗА)ТО никогда не возвращал хозяину книги, им занятой.

1) ЗАТО – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно

2) ЗА ТО – здесь это предлог ЗА с местоимением ТО, поэтому пишется раздельно

3) ЗАТО – всегда пишется слитно

4) ЗА ТО – всегда пишется раздельно

5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (ЧТО)БЫ тебе ещё сказать, (ЧТО)БЫ ты меня простила?

2) Туман растянулся (В)ВИДЕ скатерти, (В)СЛЕДСТВИЕ чего мы потеряли их.

3) (В)СВЯЗИ с изменениями расписания и (В)ВИДУ нелётной погоды мы отложили поездку.

4) Я имел (В)ВИДУ ТО(ЖЕ), что и вы.

6. В каком варианте ответа правильно указаны предложения, в которых выделенные слова пишутся слитно?

А. Экспедиция наша утром отправилась (В)ГЛУБЬ пещеры.

Б. Мы медленно продвигались вперёд, (НЕ)ВЗИРАЯ на сильный снегопад.

В. Нашим друзьям отдых ТО(ЖЕ) понравился.

Г. Сначала мы шли быстро, (ЗА)ТЕМ сбавили темп.

1) А, Б, В, Г        2) Б, В, Г       3) А, Г        4) В, Г

Тест №9 (II вариант)                Слитное, дефисное, раздельное написание

1. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)России, (экономически)обоснованный, (еле)еле   2) (школа)интернат, помогать (по)свойски, вряд(ли)

3) с кем(нибудь), (смугло)лицый, (пол)огурца                  4) (фруктово)ягодный, (подобру)поздорову, кого(то)

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.

2) (КАК)БУДТО и не было этих каникул – КАК(ТО) быстро они пролетели.

3) «КАК(БЫ) решить эту проблему», – упорно думал он (В)ТЕЧЕНИЕ всей недели.

4) (ПО)НАЧАЛУ казалось, что он дремлет КАК(БЫ)незаметно, надвинув на глаза шляпу.

1) (воздухо)очиститель, (воздушно)водный, (пол)Азии   2) как(бы), (тоска)кручина, (древне)русский

3) то(то),(пол)ягоды, (по)матерински                          4) (турбо)генератор, (трубо)прокатный, вряд(ли)

Все пошли, и мой спутник, смотрю, ТО(ЖЕ) поплёлся за ними.

1) ТОЖЕ – всегда пишется слитно           3) ТОЖЕ – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно

2) ТО ЖЕ –  всегда  раздельно        4) ТО ЖЕ – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, пишется раздельно

5. В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Дорога ТАК(ЖЕ), как и натянутые провода, уходила за горизонт. Ветерок ТО(ЖЕ) притих.

2) Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, если бы поезд опоздал. Читать книги нужно, ЧТО(БЫ) обогащать свои знания.

3) Песня над домом смолкла, ЗА(ТО) над прудом соловей заводил свою. Старичок говорил протяжно, звук его голоса ТАК(ЖЕ) изумил меня.

4) Зайчонок промелькнул и спрятался ЗА(ТО) дерево. Юноша исчез ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился.

А. (В)СЛЕД ему неслось громкое улюлюканье.    Б. (В)СЛЕДСТВИЕ по этому делу были внесены поправки.

В. (В)СЛЕДСТВИЕ длительных дождей вода в реке поднялась. Г. (В)ПОСЛЕДСТВИИ я сам об этом жалел.

1) А, Б       2) А, В, Г       3) В, Г       4) Б, В

Тест №10 (I вариант)                                     Орфография (обобщение)

1. Укажите неверное объяснение написания слова.

1) матЕматика – непроверяемая безударная гласная в корне

2) зависЯщий от погоды – причастие с суффиксом -ЯЩ-, т.к. оно образовано от глагола 1 спр.

3) сыплется из туЧ – существительное жен.р. во мн.ч. р.п. пишется без Ь

4) ПРЕвосходный – приставка ПРЕ- обозначает высшую степень качества

2. Укажите неверное объяснение написания слова.

1) отвечал рассеяННо – наречие образовано от отглагольного прилагательного РАССЕЯННЫЙ, в котором пишутся НН

2) рАстереть – пишется А, т.к. дальше следует сочетание СТ

3) безЫдейный – после приставки на согласный пишется Ы, т.к. без приставки слово начинается на И  (ИДЕЙНЫЙ)

4) вооружЁнный – в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишется Ё

3. Укажите неверное объяснение написания слова.

1) скошеННый луг – в суффиксе полного страдательного причастия пишется НН

2) анАлогичный – безударный гласный, проверяемый ударением

3) прИвокзальная площадь – приставка ПРИ- обозначает приближение

4) пишИТЕ красивее – в глаголах повел. наклонения всегда пишется ИТЕ независимо от спряжения

4. Укажите неверное объяснение написания слова.

1) извесТно – непроизносимый согласный в корне (проверочное слово ИЗВЕСТИЕ)

2) стажЁр – в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется Ё

3) сЫграть – после приставки на согласный пишется Ы, т.к. без приставки слово начинается на И  (ИГРАТЬ)

4) ПОЛ-Таганрога – ПОЛ пишется через дефис, т.к. присоединяется к собственному существительному

5. Укажите неверное объяснение написания слова.

1) увидЕл – в форме пр.вр.перед суффиксом –Л пишется та же буква, что и в инфинитиве перед –ТЬ

2) кармаННый – в прилагательных, образованных от существ-х с основой на –Н, пишутся НН

3) огрАничение – безударный гласный корня, проверяемый ударением

4) ПРИпрятать – приставка ПРИ- имеет значение присоединения

Тест №10 (II вариант)                                  Орфография (обобщение)

1) Сделать – приставка С- всегда пишется одинаково независимо от произношения

2) девчОНКа – в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О

3) говорить ПО-русски – наречие пишется через дефис, если есть приставка ПО- и суффикс –И

4) НЕ пришедший вовремя – НЕ с полными причастиями всегда пишется раздельно

1) нЕкто – в неопределённом местоимении под ударением пишется Е

2) полным-полно – наречие, образованное повторением, пишется через дефис

3) силищА – окончание –А пишется после суффикса –ИЩ существительных, независимо от их рода

4) пришёл-ТАКИ – частица -ТАКИ пишется с глаголом через дефис

1) стариННая – на стыке двух суффиксов (-ИН- и –Н-) пишутся НН

2) ПРИдумать – приставка ПРИ- имеет значение «доведение действия до конца»

3) вынесИте картины – в личном окончании глагола 2 спр. пишется И

4) матЕматика – непроверяемая безударная гласная в корне

1) повелЕвать – проверяемая безударная гласная в корне (проверочное слово ВЕЛЕТЬ)

2) формеННый – в суффиксе прилагательного, образованного от существительного при помощи суффикса –ЕНН, пишутся НН

3) мАкать в мёд – безударный гласный в корне слова, имеющего значение «погружать в жидкость»

4) отрежЬ – в форме повелительного наклонения глаголов на конце пишется Ь

1) ЗА ЧЕМ очередь? – местоимение с предлогом пишется раздельно

2) это не сделаНо – в суффиксе краткого причастия пишется одна буква Н

3) ПРИстройка – приставка ПРИ-, т.к. имеет значение неполноты действия

4) ЗАЧЕМ волноваться – наречие, которое пишется слитно

Для дополнительной работы с содержанием, рассматриваемым в учебнике

Для дополнительной работы с содержанием, рассматриваемым в учебнике

Для дополнительной работы с содержанием, рассматриваемым в учебнике

Для дополнительной работы с содержанием, рассматриваемым в учебнике

Для дополнительной работы с содержанием, рассматриваемым в учебнике

Основные текстовые структурные компоненты учебника

Тексты различаются по тем доминирующим функциям, которые позволяют наиболее полно и эффективно использовать каждый из них в процессе обучения.

Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний.

Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.

Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.

Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала.

Аппарат организации усвоения – структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника. Основные элементы аппарата организации усвоения:

· вопросы и задания;

· упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной

· памятки или инструктивные материалы;

· текстовые выделения;

· подписи к иллюстративному материалу.

Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.

Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы:

· методическое предисловие;

· шрифтовые и цветовые выделения;

· предметные и именные указатели;

Технические средства обучения. Методика их применения.

Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач); 2) принципу устройства и работы; 3) роду обучения; 4) логике работы; 5) характеру воздействия на органы чувств; 6) характеру предъявления информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные.

Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бываютиндивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Читайте также:  Приложение. Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

Тренажерные технические средства – специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

Урок как основная форма работы по русскому языку. Типология уроков.

Уроки различаются своими целями и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на две группы:обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

· – уроки сообщения нового материала;

· – уроки формирования умений и навыков;

· – уроки повторения пройденного;

· – уроки работы над ошибками учащихся.

Вид обучающего урока не зависит от используемого содержания. Так, в первом виде могут сообщаться и языковые, и правописные, и речевые, и стилистические сведения. Структура урока во всех случаях будет одинаковой. То же самое относится и к остальным видам урока. Однако в практике используются выражения “урок орфографии”, “урок развития речи” и т.д., но они употребляются не в типологическом смысле, а отражают содержательную сторону работы.

Уроки сообщения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа. Последний структурный элемент обычно не реализуется на уроках в конце недели перед выходным днем или перед праздничными днями.

Уроки формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее 2 ч и если тема предлагает формирование умений.

В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока – выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях.

Если на уроке объяснения использовались преимущественно специальные упражнения, направленные на развитие умений и навыков, то на уроке формирования (его еще называют уроком закрепления) применяются, кроме того, неспециальные упражнения. Они одновременно служат нескольким целям. Так, составление предложений, предлагаемое учащимся при обучении орфографии, служит развитию речи, развитию норм формообразования и, конечно, орфографии.

Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Урок повторения в начале учебного года имеет целью воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе. Два фактора обеспечивают его проведение: домашняя подготовка детей к повторению и беседа по содержанию повторяемой темы. Наиболее целесообразно на уроке сочетать беседу по группе вопросов (2-3) одной тематики с последующим выполнением упражнений.

Урок повторения в начале изучения нового раздела необходим при изучении ступенчатых тем: в VI классе – текста и стилей, лексики, словообразования, имени существительного, имени прилагательного, глагола; в VIII классе – словосочетания, членов простого предложения, прямой речи; в IX классе – сложного предложения. Эти уроки непосредственно готовят учащихся к восприятию новых сведений по известной детям теме путем создания ассоциаций. Воспроизведение и уточнение ранее изученного – основные задачи такого повторения. Повторяемый материал для таких тем компактно изложен в специальных параграфах учебников, где даны основные понятия, усвоенные в предыдущих классах. При организации уроков повторения, как показывает опыт, целесообразно сочетать ответ на один из вопросов и последующее выполнение упражнения.

Урок повторения в конце раздела предназначен для закрепления изученного и для его систематизации. Для решения этих задач целесообразнее всего, сгруппировав вопросы, провести систематизацию знаний учащихся и выполнить затем упражнение.

Рассмотрим возможный вариант урока повторения изученного об имени существительном в VI классе. В этой теме выделяются две группы вопросов: по морфологии и словообразованию данной части речи и по орфографии. Отсюда вытекает необходимость выделения двух уроков для повторения.

В морфологическом материале повторяемые темы объединяются следующим образом:

· – общее смысловое значение имен существительных;

· – постоянные и непостоянные признаки существительных;

· – синтаксическая роль существительных;

· – словообразование имен существительных.

При обобщении знаний об общем смысловом значении существительных предусматривается работа над конкретными значениями групп слов, например названия деревьев, животных, машин, явлений природы, общественной жизни, действий, признаков и т.д. С этой целью используются, например, такие упражнения: определение значений данных групп существительных; разделение существительных по данным группам; выяснение групп, на какие можно разделить данные существительные по смыслу.

Обобщение знаний учащихся о морфологических признаках имен существительных опирается на их разграничение по принципу постоянства⁄непостоянства проявления в словах. Реализуется эта задача при выполнении таких упражнений: составление и заполнение таблицы “Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного”; группировка данных существительных по каким-либо морфологическим признакам и обоснование того, почему одни и те же слова оказываются в разных группах; частичный и полный морфологический разбор имени существительного; связное высказывание об имени существительном (с приведением примеров и их анализом).

При повторении сведений о синтаксической роли имени существительного необходимо подчеркнуть мысль о том, что слова данной части речи могут быть любыми членами предложения, но у них есть основная функция (подлежащего и дополнения). Основной вид упражнения – синтаксический разбор предложений. Полезно также составлять предложения, используя одни и те же существительные в роли разных членов предложения.

На этом же уроке следует вспомнить способы образования слов на примере существительных, обратив внимание на способ, присущий только этой части речи, – сложение сокращенных основ. Обобщающим упражнением является заполнение таблицы “Способы образования существительных” своими примерами, а также определение способа образования предложенных ученикам слов.

Повторение и обобщение орфографического материала, изученного в связи с темой “Имя существительное”, целесообразно организовать по таким направлениям:

· – непроверяемые орфограммы в словах, связанных с темой “Имя существительное”;

· – воспроизведение с элементами группировки изученных орфограмм;

· – закрепление умения выбирать гласные в окончаниях существительных;

· – закрепление умения выбирать гласные и согласные в суффиках существительных;

· – небуквенные орфограммы, изученные в теме “Имя существительное”;

· – о и е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов.

Для проверки усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами используется диктант из таких слов (учащиеся накануне их повторяют).

Первый этап обобщения при повторении – это группировка орфограмм по способам их графического изображения. Они делятся на две группы: на буквенные и небуквенные. Для закрепления

этого знания составляется таблица “Орфограммы, изученные в теме “Имя существительное” и заполняется примерами (своими и продиктованными учителем).

В целях закрепления умения выбирать на письме гласные в окончаниях существительных выявляется основа действий учащихся: типы флексий существительных – три склонения; на -ий, -ия, -ие; -мя. Целесообразно использовать следующие упражнения: составление и заполнение таблицы “Гласные е и и в окончаниях существительных”; обозначение условий выбор букве и и в окончаниях существительных (в списанном тексте или в написанном под диктовку).

Для обобщения знаний об условиях выбора гласных и согласных в суффиксах существительных нет такой же четкой основы, поэтому приходится ограничиться воспроизведением условий выбора орфограмм, связанных с суффиксами -ек и -ик, -чик (-щик), -ен-, -ок (-ек), -онк-(-енк-), -онок (-енок) и др. Для данной цели используются упражнения: обозначение условий выбора гласных и согласных; правильное написание в суффиксах существительных гласных и согласных (при списывании или под диктовку).

Небуквенные орфограммы целесообразно группировать по их графическому виду; в существительных имеют место слитные, раздельные и дефисные написания. Для наглядности составляется таблица “Небуквенные орфограммы в именах существительных” и заполняется примерами. Используются и другие упражнения, посильные учащимся.

Простор для обобщения дает написание гласных после шипящих. Учащиеся противопоставляют условия выбора гласных после шипящих, с одной стороны, в корне слова, а с другой – в суффиксах и в окончаниях. Для закрепления умения писать слова с повторяемыми орфограммами выполняются упражнения: обозначение условий выбора орфограмм, группировка орфограмм и др.

Урок повторения пройденного в конце учебного года предназначен в первую очередь для приведения знаний в систему, основу которой составляет работа над единицами языка и разделами науки о языке. Значительное место должны занимать упражнения, направленные на формирование норм языка и выявление функций изучаемых явлений в речи.

Уроки работы над ошибками учащихся. Появление ошибок у учащихся как в устной, так и в письменной форме – закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются следующие разновидности этого вида уроков:

· – уроки работы над орфографическими ошибками;

· – уроки работы над пунктуационными ошибками;

· – уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Особенности каждого из них описаны в соответствующих главах.

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

· – контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

· – контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

· – контроль за овладением навыками связной речи.

Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений. Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообразно проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, например после ознакомления со всеми именами, после изучения местоимений (для сопоставления с именами), после изучения всех глагольных форм и т.п.

Проверка знаний и учебно-языковых умений учащихся в настоящее время осуществляется попутно с проверкой орфографических и пунктуационных умений и навыков в форме дополнительных заданий к текстам диктантов. Задания формулируются с таким расчетом, чтобы с их помощью проверить знания, в том числе порядка разбора.

Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся. Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. В качестве контрольных диктантов используются диктанты без изменения. Им не предшествует никакая подготовительная работа.

Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельные предложения. Текст диктанта сначала читается целиком, чтобы дети поняли его смысл, затем – по предложениям. В конце работы текст вновь читается целиком, чтобы дать возможность детям проверить написанное.

Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Уроки контроля за развитием связной речи учащихся предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой,

адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения. Из трех видов изложений преимущественно применяется подробный пересказ исходного текста. Выбранный текст читается целиком один-два раза (в слабом классе допустимо троекратное чтение). Затем учащиеся по желанию составляют план (простой или сложный) текста, который служит им ориентиром для последовательной передачи содержания услышанного. Следующий этап – написание первого варианта (черновика) изложения. Далее учащиеся редактируют свои пересказы. В слабом классе (при наличии времени) этому поможет еще одно чтение исходного текста. Завершается работа переписыванием пересказов набело.

Для контрольных сочинений предлагаются темы в соответствии с возрастом и содержанием обучения детей (включая жанровые и стилевые особенности текстов, которые должны создать учащиеся). Уроков контрольных сочинений не должно быть более двух-трех в течение учебного года. На таких уроках учитель предлагает одну – три темы. Учащиеся составляют планы – простые или сложные – будущих текстов и рабочие материалы к ним, затем пишут первые (черновые) варианты текстов, редактируют (улучшают) написанное и переписывают его набело.

Комбинированные уроки – это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением наиболее целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений. Этот урок можно осложнить небольшой контрольной работой, точнее, самостоятельной работой, выполненной без предварительной подготовки. Комбинированный урок вместе с дополнительными заданиями к контрольным диктантам в той или иной мере заменяет специальные уроки контроля за знаниями и учебно-языковыми умениями.

Оцените статью