Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции pos gosuslugi

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Дизайн-код городской среды – это основа урбанистической концепции, представляющая собой единый порядок оформления городского пространства.

Содержание
  1. Введение
  2. Концептуальные основы формирования дизайн-кода городского пространства
  3. Граница между архитектурой и дизайном кода
  4. Куда можно интегрировать бренд
  5. Как разработать дизайн и код персонального веб-сайта
  6. Создание каркаса модели
  7. Структура веб-сайта
  8. Применяйте визуальный дизайн
  9. Реализация макета
  10. Добавление разделов и содержимого хранилища
  11. Обновление графики
  12. Добавьте цвет
  13. Уточнение
  14. Создание HTML–структуры
  15. Стилизуйте его с помощью CSS
  16. Расположение секций и элементов
  17. Добавьте визуальные стили
  18. Сделайте его отзывчивым
  19. Как поделить архитектуру и реализацию и не поругаться
  20. Дизайн-код отдельных элементов городской среды
  21. Антипаттерны
  22. Сущность и значение дизайн-кода городской среды
  23. Создание дизайн-кода Москвы
  24. Гайдлайны
  25. Шрифт Circe
  26. Цвета
  27. Типографика
  28. Кнопки
  29. Ввод текста
  30. Выпадающие списки
  31. Слайдеры
  32. Табы / вкладки
  33. Элементы выбора
  34. Таблица
  35. Иконографика
  36. Вход в систему
  37. Спецификации
  38. Типичные ошибки, которые допускают девелоперы в дизайн-коде
  39. Давайте вместе создадим дизайн-код для ваших жилых проектов
  40. Следующие шаги
  41. Заключение
  42. Зачем проектировать самостоятельно?
  43. Заключение главы
  44. Рекомендации по оформлению городского пространства

Введение

Продуманную архитектуру можно использовать как основу для breakdown’а задач: реализация каждого достаточно обособленного компонента становится отдельной подзадачей.

Например, если есть конвейер обработки запросов, архитектурно задуманный в стиле pipes & filters, то подзадачами будут реализация отдельных шагов обработки (на каждый шаг своя подзадача) и ещё одна подзадача для соединения всех шагов вместе.

Хотя продуманная архитектура и разбивка на подзадачи дают общее представление о том как сделать систему и позволяют оценить трудозатраты, их недостаточно для реализации задуманного. Описание подзадачи будет говорить, что должен делать компонент, возможно будет содержать требования по быстродействию и потреблению памяти, но не будет давать исчерпывающих инструкций о том, как его сделать.

Дело в том, что существует много вариантов сделать компонент, удовлетворяющий заданным требованиям. От того, каким образом он будет реализован, многое зависит: гибкость кода, его расширяемость, простота поддержки и т.д. Мы подошли вплотную к концепции дизайна кода.

Концептуальные основы формирования дизайн-кода городского пространства

Дизайн городской среды представляет собой искусство функционального назначения. Для решения проблем оформления населенного пункта городского типа при разработке дизайн-кода и его концепции необходимы предварительные исследования. Эти исследования обеспечивают выявление особенностей территории, и их отражение в проектах дизайн-кода. При разработке концепции дизайн-кода необходимо обеспечить учет существующих сложностей, обеспечить соответствие пространства требованиям удобства.

Концепция дизайн-кода должна учитывать уникальность каждого населенного пункта, его неповторимую историю. При разработке дизайн-кода не следует ориентироваться на чужие проекты, однако можно обеспечить их адаптацию под условия конкретного населенного пункта.

Принципы и правила дизайн-кода городской среды должны иметь официальное закрепление. В том случае если они носят рекомендательный характер, собственники жилых и нежилых объектов спокойно могут игнорировать их. Администрация городских поселений должна обеспечить достаточную мотивацию для желательного изменения территорий.

При этом необходимо понимать, что слепое следование дизайн-коду, его концепции способно искоренить индивидуальность городской среды. Не следует распространять дизайн-код одних городов на другие города, стремясь к идентичности. Единство требований здесь должно выражаться в соблюдении единых параметров оформления городов, но ни в коем случае ни одного дизайна.

Соблюдение дизайн-кода должно обеспечивать простоту ориентации на территории города, формировать положительный образ отдельных его исторических фрагментов, положительные впечатление от посещения города его гостями.

Городская среда должна учитывать реальные потребности населения, формировать возможности для развития, преображения и самосовершенствования. Полноценная реализация концепции дизайн-кода нуждается в постоянной системе мониторинга, оценки, анализа и прогнозирования городской среды.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Время на прочтение

Кстати, если вы используете Figma, я рекомендую обратить внимания на наши готовые дизайн-системы. Они помогают фрилансерам завершать больше заказов в месяц, программистам позволяют создавать красивые приложения самостоятельно, а тимлиды «пробегают» спринты быстрее, используя готовые дизайн-системы для командной работы.

В первой главе я забыл упомянуть, что нужно было действовать исходя из утвержденной цветовой схемы. Задача придумать и предложить новые цвета не стояла. Для выбора цвета иногда использую Adobe Color CC (потребуется (!) авторизация) или ColorScheme.ru. Вставляю код основного цвета, а дальше подбираю к нему оттенки в разных режимах: аналоговый, монохромный, триада и т.д. Очень сильные и гармоничные контрасты можно подобрать, например, в режиме триады. Это я к тому, что мне было откуда почерпнуть гамму оптимальнее, но не было таких пожеланий.

Сразу оговорюсь: Вы не увидите тут пёстрых и трендовых картинок с дизайнами, которые выскакивают в топ на behance или dribbble. Я немного сомневаюсь, что женщины смогут долго находиться на сайте, дизайн которого выполнен в такой стилистике. Это главная аудитория, и я буду учитывать этот фактор. Но тем не менее, постараюсь улучшить общую картину, насколько мне позволят поставленные клиентом рамки и мой опыт.

Граница между архитектурой и дизайном кода

Идеологически архитектура и дизайн кода находятся на разных уровнях проектирования: архитектура продумывается на самой начальной стадии, когда мало определенности, а продумывание дизайна кода добавляет деталей. Соответственно они и выполняются в разные моменты времени: архитектура ближе к самому началу, а дизайн кода во время реализации подзадач.

Проведение границы между этими двумя стадиями проектирования зависит от ряда факторов, вот основные из них:

  • Степень влияния компонента на систему. Иногда устройство всей системы может значительно зависеть от устройства её отдельного компонента. В этом случае проектировать компонент нужно на стадии проработки архитектуры, а не на стадии реализации.
  • Наличие четкого интерфейса у компонента. Выделить проектирование компонента в подзадачу можно, только если четко определено, что должен делать этот компонент и как он будет взаимодействовать с остальной системой.
  • Реалистичные оценки трудозатрат для выполнения подзадачи. Задача может быть слишком большая, чтобы можно было дать оценку трудозатрат с достаточной точностью. В этом случае лучше более детально спроектировать задачу и разбить её на собственные подзадачи, чтобы дать более адекватную оценку трудозатрат.

Есть несколько частных случаев, в которых можно хорошо провести границу между проектированием архитектуры и дизайна кода.

Компонент имеет строгое API
Например, в моей практике была задача: реализовать поверх UNIX-сокета API для захвата/высвобождения ресурсов ОС, используемых существующим демоном. Эта задача возникла в рамках выбранной архитектуры для новой epic-фичи. В рамках архитектуры было достаточно высокоуровнево описать API, а детальное проектирование было сделано позже, во время реализации.

Модуль/класс с заданным интерфейсом
Самый простой способ делегировать проектирование части монолитной системы — выделить некоторый модуль или класс, описать его интерфейс и решаемые задачи. Модуль, выделяемый в отдельную подзадачу, не должен быть слишком большим. К примеру, клиентская библиотека для доступа к шардированной базе данных несомненно является отдельным модулем, но задачу реализации этой библиотеки будет сложно оценить по трудозатратам без более детального проектирования. С другой стороны, задача реализации слишком маленького класса окажется тривиальной. Например, если возникает подзадача “реализовать функцию, проверяющую существование заданной папки по заданному пути”, то архитектура явно продумана слишком детально.

Небольшой компонент с фиксированными требованиями
Если компонент достаточно малого размера и решаемая им задача строго определена, то оценить трудозатраты на реализацию можно с достаточной точностью, а сама реализация компонента будет оставлять простор в проектировании. Пример: процесс, запускаемый по крону и рекурсивно удаляющий старые файлы и директории по заданному пути.

Куда можно интегрировать бренд

Иногда дизайн кода называют архитектурой или организацией кода, иногда даже просто архитектурой. Я придерживаюсь термина дизайн кода, потому что это противопоставляет его архитектуре системы и проводит между ними четкую границу. Чтобы быть конкретнее, рассмотрим пример.

Допустим, мы разрабатываем backend набирающего популярность сайта. Количество серверов уже перевалило за несколько десятков, аудитория растет, и мы решаем, что хотим собирать аналитику о поведении пользователей на сайте: популярность посещения страниц, частоту использования фичей в зависимости от профиля пользователя и т.п.

Возникает ряд архитектурных и технологических вопросов: где хранить метрики, как передавать их по сети, что делать в случае недоступности хранилища метрик, как backend-сервис будет записывать метрики и т.д. Архитектура как раз и должна отвечать на эти вопросы, определять компоненты решения и задавать требования к ним.

Модуль для записи метрик — это отдельный компонент системы, его написание — отдельная подзадача, которую можно поручить разработчику. Эта подзадача имеет много вариантов решения и вопросов на которые нужно ответить: метрики будут отправляться синхронно или асинхронно; как будет синхронизироваться одновременный доступ нескольких потоков backend’а, какие будут основные классы/функции.

Эти вопросы лежат вне описания архитектуры решения, но ответы на них имеют далеко идущие последствия. Например, если в ходе эксплуатации решения станет ясно, что стек технологий выбран не оптимально и понадобится заменить telegraf на альтернативное решение, то неправильное разделение модуля на классы не позволит это сделать без переписывания всего модуля. Ответы на эти вопросы — вотчина дизайна кода.

Проработка дизайна кода — это отдельная стадия проектирования, которая находится между проработкой архитектуры системы и кодированием. Проведение границы между архитектурой и дизайном кода позволяют спроектировать систему без рассмотрения всех деталей и оценить трудозатраты за ограниченное время. С другой стороны, выделение проработки дизайна кода как отдельной стадии реализации позволяет поднять качество реализации системы, уменьшить затраты на дальнейшие доработки, увеличить простоту поддержки.

Необходимость продумывать дизайн кода на стадии реализации перед кодированием делает реализацию интересной: задачи проектирования дизайна кода могут быть не менее интересными, чем проектирование всей системы на уровне архитектуры. Эту мысль высказал еще Брукс в мифическом человеко-месяце.

Разумеется, провести границу между архитектурой и дизайном кода может быть не так просто, давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Как разработать дизайн и код персонального веб-сайта

Привет, Хабр! представляю вашему вниманию перевод статьи «How to Design and Code a Personal Website» автора Ryan Smith.

Многие разработчики считают, что быть хорошим дизайнером — это врожденная способность, что творческий подход — это то, с чем вы сразу родились. На самом деле, дизайн — это навык, который можно освоить, как и любой другой. Для создания красивого сайта не обязательно родиться художником, нужно только попрактиковаться, хорошо так попрактиковаться. Эта статья расскажет о том, как практиковать дизайн через процесс создания персонального сайта с нуля и превращения его в код.

Читайте также:  Новое детское пособие в августе

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Создание каркаса модели

Первый шаг — создание приблизительного каркаса сайта. Создание каркаса помогает определить структуру страницы до добавления визуального дизайна и контента. Каркас не обязательно должен быть красивым, он должен фокусироваться на компоновке контента. Вы можете нарисовать его вручную или воспользоваться основными функциями инструмента разработки. Чтобы создать каркас (прототип), я представляю дизайн как серию прямоугольников. Элементы веб-страницы представляют собой прямоугольные блоки, которые строятся сверху вниз. Начните с прямоугольников, для этого вам точно не потребуются никакие художественные таланты.

Структура веб-сайта

Элементы, которые вы добавлять в каркас, зависят от вас. Вы можете добавить панель навигации, заголовок, записи в блоге и нижний колонтитул. Для начала, возможно, вам не понадобятся все эти элементы, вы можете оставить их базовыми и добавить их позже. Решите, что вы хотите включить, и добавьте эти секции в ваш каркас. Если у вас возникли проблемы с этим шагом, вы можете просмотреть аналогичный веб-сайт, копировать структуру контента и модифицировать его в соответствии с вашими запросами.

Применяйте визуальный дизайн

Для преобразования приблизительного каркаса в конструкцию можно использовать бесплатный инструмент разработки, такой как графический редактор Figma. Если вы никогда не пользовались программой разработки, может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к ней, но вам не нужно быть в ней специалистом. Для начала достаточны основные функции, такие как добавление прямоугольников, изменение размера и настройка свойств.

Реализация макета

Для начала создайте пустое полотно, на котором будет представлена пустая страница браузера. Добавляйте свой каркас в инструмент разработки, создавая контейнеры для вашего содержимого. Я рекомендую сначала начать с черно-белых вариантов, чтобы вы могли сосредоточиться на макетах. Откорректируйте макет таким образом, чтобы элементы были соответствующего размера, выровнены и между ними оставалось свободное пространство.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Добавление разделов и содержимого хранилища

После того, как вы сделаете его похожим на веб-сайт, сделайте его красивее. Имитируйте стили других веб-сайтов, выясняя, за счет чего элементы выглядят привлекательными.

На данном этапе рассмотрим форму, размер, границы и тени. Постепенно обновляйте основные прямоугольники до нужного вам стиля.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Обновление графики

Шрифты и расстояние между ними имеют большое значение для придания дизайну безупречного вида. Даже простой дизайн может быть высококачественным, если хорошо выполнена графика. Опять же, вы можете копировать другой веб-сайт или искать шрифт и графические ресурсы для добавления в ваш дизайн.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Добавьте цвет

Затем добавьте цвет на сайт. Придайте вашему сайту особенность, создав свой бренд. Подумайте о том, как вы хотите, чтобы сайт попал к читателю. Если вы хотите, чтобы он выглядел чистым и минималистичным, выбирайте не слишком яркие цвета, следите за тем, чтобы градиенты были едва заметными, и выбирайте легко читаемые шрифты. Если вы хотите, чтобы он выглядел забавно, то выберите яркие цвета, используйте яркие градиенты, применяйте текстуры фона, используйте закругленные элементы, и выберите шрифты, которые выделяются.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Добавление цвета может показаться пугающим, но для этого вам не нужно знать теорию цвета. Если ваш дизайн начался в черно-белом цвете, вы можете выбрать один цвет для акцентирования элементов, чтобы придать дизайну немного жизни. Если вы хотите выйти за рамки этого, я рекомендую выбрать один или два цвета, которые вам нравятся, а затем использовать различные варианты освещенности этого цвета. Это помогает создать связующую тему, не являясь экспертом в данной сфере. При выборе цвета фона и переднего плана следует помнить о читаемости, проверяя цветовой контраст.

Примером может служить установка темно-синего цвета для фона, затем использование более светлой версии того же синего цвета для текста. Для белых цветов фона можно использовать среднюю яркость синего для заголовков.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

После того, как вы добавили цвет, переходите к обзору общего дизайна и внесению изменений.

Уточнение

При разработке вам следует сделать шаг назад, отстраниться и абстрагироваться, чтобы взглянуть на ваш проект в целом и доработать его. Критикуйте свой проект, описывая то, что вы видите простым языком, а затем переведите это в техническую проблему, которую необходимо решить.

— Выглядит тесновато?

— Трудно читать текст?

  • Выберите более четкий шрифт или увеличьте его размер
  • Увеличьте цветовой контраст между фоном и передним планом

— Трудно разобрать содержимое?

  • Добавьте заголовки с более крупным шрифтом
  • Добавьте больше интервалов между заголовками и абзацами

— Выглядит небрежно или непоследовательно?

  • Выравнивайте элементы по прямой линии горизонтально и вертикально. Настройка направляющих в программе разработки может помочь обеспечить правильное выравнивание элементов.
  • Отрегулируйте отступы и поля для сохранения постоянного вертикального расстояния.
  • Сделайте текст последовательным, установив шрифт и размер шрифта для заголовков и абзацев. Избегайте слишком большого количества вариантов текста.
  • Убедитесь, что все цвета соответствуют вашей цветовой палитре.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Как только вы закончите разработку дизайна, вы можете начать переводить его в код.

Создание HTML–структуры

  • Разместите все HTML элементы на странице, пока не волнуйтесь о добавлении CSS.
  • Это позволит вам увидеть естественный поток HTML документа и рамочную модель. Создание структуры страницы в HTML облегчит понимание того, что нужно добавить в CSS, чтобы разместить и стилизовать элементы в соответствии с дизайном.
  • После создания HTML-кода перейдите к расстановке и стилизации с помощью CSS.

Стилизуйте его с помощью CSS

Поскольку HTML-документы добавляются сверху вниз, вы можете начать с верхней части документа и работать вниз. Используя созданный вами дизайн, постарайтесь скопировать его как можно ближе в HTML & CSS.

Помните, что это не должно быть по принципу «все или ничего», вы можете реализовать части, необходимые для начальной версии сайта. Для моего сайта мне было необходимо только введение, ссылки и способ размещения блогов, так что, это все, что я начал воплощать. Если вы не готовы к воплощению раздела, вы можете удалить его, пока не будете готовы.

Расположение секций и элементов

Я рекомендую сконцентрироваться на компоновке элементов и сохранить эстетические аспекты на более поздний срок. Если вы расставляете и стилизуете элементы одновременно, это может привести к метанию вперед и назад, что может приостановить ваш прогресс. Примером может служить раскладка навигационной панели при попытке задать тип и размеры шрифтов. Возможно, у вас все удобно скомпоновано, но затем настройка шрифта все сбрасывает. Это может заставить вас изменить панель навигации, чтобы она снова подошла по размеру. Но что если навигационная панель теперь слишком высокая? Вы можете изменять это несколько раз, что может привести к огорчению. Вместо этого я рекомендую в первую очередь сконцентрироваться на компоновке элементов и попытаться заставить их работать с различными размерами контента. Это может потребовать метод проб и ошибок в CSS, но чтобы убедиться, что ваши элементы имеют достаточную ширину, для удобного добавления в него содержимого.

При превращении макета в полноценный дизайн я предпочитаю думать о горизонтальных линиях, которые разрезают дизайн на секции сверху вниз. Навигационная панель наверху может быть первым кусочком. Вы можете сосредоточиться только на HTML и CSS, которые необходимы для навигации, не беспокоясь о разделах ниже. Внутри навигационной панели вертикальные фрагменты могут быть разделены на элементы, составляющие навигацию. Сосредоточьтесь на элементе, расположенном в крайнем левом углу, а затем следуйте направо. Когда навигационная панель будет установлена, перейдите к разделу под ней.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Добавьте визуальные стили

Стилизуйте элементы, основываясь на вашем дизайне и добавляя одинаковые лица шрифтов, размеры шрифтов, вес шрифтов, цвета и изображения. При размещении результата дизайна в Интернете может потребоваться корректировка, так как визуализация в браузере и в разных браузерах может отличаться.

Сделайте его отзывчивым

Сделайте его быстро реагирующим, чтобы пользователи на экранах различных размеров могли легко просматривать содержимое. Сделать сайт быстро реагирующим не обязательно будет тяжело. Ему не нужно перемещать элементы или иметь меню только для мобильных устройств. Простой способ сделать базовый дизайн быстро реагирующим — это иметь точку останова, когда элементы начинают обрезаться или сжиматься, создавать стек и делать их по всей ширине страницы.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Когда ваш проект реализован, все готово! Теперь вы можете решить, что хотите с ним делать.

Как поделить архитектуру и реализацию и не поругаться

Создание новой системы — многоэтапный процесс: проработка концепции и дизайна, проектирование архитектуры, реализация, тестирование, релиз. Проектирование архитектуры и реализация — это те этапы, которыми в первую очередь занимаются разработчики.

Большинство разработчиков любят заниматься архитектурой, продумывать как система или её часть будет устроена с чистого листа. Если тот, кто продумал архитектуру системы, и будет её реализовывать, никаких проблем с мотивацией нет: программист получит удовлетворение от воплощения в жизнь задуманных им идей. Но если архитектуру продумал один, а реализацией будет заниматься другой, то у последнего может возникнуть естественное возмущение: все продумали за меня, а мне только делать по написанному?

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

О том, как избежать таких ситуаций, почему реализация может быть не менее интересной, чем проработка архитектуры, а иногда и более, речь пойдет в этой статье.

Дизайн-код отдельных элементов городской среды

Дизайн-код какой-то улицы — это документ, определяющий концептуальные правила размещения конструкций рекламно-информационного назначения, иных архитектурных элементов. Фактически дизайн-код какой-то улицы представляет собой практический пример оформления фасадной части зданий. Он содержит в себе единые правила создания вывесок, их допустимые размеры цветовую гамму, шрифты.

«Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции» 👇

Дизайн-код улицы устанавливает требования относительно отделки строений и зданий. Особую важность это приобретает в отношении исторических центров городов, нуждающихся в сохранении облика конкретного периода, что ведет к оформлению запрета на осуществление проектов в современных стилях.

Помимо дизайн-кодов улиц существуют дизайн-коды набережных, парков, иных зон отдыха. Это ведет к использованию идентичных узоров, расцветок, принципов расположения объектов в этих зонах.

Читайте также:  Нормативные правовые акты Республики Коми

Дизайн-коды детских площадок, арт объектов и парковой мебели обеспечивают следование общей концепции оформления городского поселения. Каждая функциональная зона благодаря дизайн-коду подлежит оформлению одинаковыми навигационными и информационными табличками. использование дизайн кода обеспечивает целостность и гармоничность облика территории.

Антипаттерны

Есть сценарии, когда распределение между продумыванием архитектуры и реализацией происходит неправильно, ниже рассмотрены некоторые из них.

Однако если копнуть поглубже, то станет ясен ряд недостатков организации работы в таком ключе. Во-первых, чтобы спроектировать все в таких деталях, придется потратить большое количество времени на само проектирование. То, что обычно продумывает разработчик перед реализацией, в этой схеме будет продумывать архитектор: все проектирование смещается ближе к началу проекта, что может увеличить его продолжительность. Ведь если не разбивать работу по проектированию на части, то и распаралелить её не получится. Во-вторых, отсутсвие работы по проектированию во время реализации сильно снизит мотивацию разработчиков: делать ровно то, что говорят, может быть полезно для новичков, но опытным разработчикам будет скучно. В-третьих, такой подход может в целом снизить качество реализации на выходе: систему, не разбитую на достаточно независимые компоненты, будет сложнее поддерживать и расширять.

Архитектуру проектирует всегда один разработчик, остальные курят в сторонке только реализовывают
Прежде всего нужно отметить несколько кейсов, когда это может быть полезно. Во-первых, это команда, в которой много новичков и только один опытный программист. В этом случае у новичков недостаточно опыта для проектирования архитектуры, чтобы сделать работу достаточно качественно, в то же время реализация продуманной архитектуры поможет им поднять свой уровень. Во-вторых, это крупные проекты, в которые вовлечено несколько команд. Тогда проектирование архитектуры проекта делится на два уровня: архитектор продумывает её в целом, а каждая команда — архитектуру компонентов в рамках своей зоны ответственности.

Но рассмотрим одну команду, состоящую из достаточно опытных специалистов. Если архитектурные задачи всегда будут доставаться только одному, допустим, самому опытному разработчику, то остальные разработчики не смогут в полной мере раскрыть свои возможности. Архитектура системы будет однобокой, ведь у каждого есть набор приемов, которые он применяет. Если бы архитектуру разных компонентов / подсистем продумывали разные разработчики, это способствовало бы обмену опытом и развитию членов команды. Даже не слишком опытным членам команды стоит иногда давать архитектурные задачи: это позволит поднять их уровень и увеличит их вовлеченность в проект.

Сущность и значение дизайн-кода городской среды

Повышение плотности городского населения ведет к повышению уровня информационного шума. Эта проблема характерна для всех современных населенных пунктов городского типа. В связи с этим актуальна проблема разработки дизайн-кодов городов, призванных обеспечить очистку общественного пространства от визуального мусора, сформировать комфортные условия для населения, осуществить облагораживание территории.

Дизайн-код городской среды – это формирование общественного пространства на уровне первых этажей домов. Дизайн-код охватывает следующие составляющие городского пространства:

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

  • во-первых, оформление вывесок;
  • во-вторых, оформление иных конструкций рекламно-информационного назначения;
  • в-третьих, оформление фасадной части зданий.

Отсутствие контроля оформления фасадов зданий, входных групп ведет к их превращению в доски объявлений. Такое явление наблюдалось в конце XX века и продолжалось вплоть до 2014 года, потом власти стали обращать внимание на центральные улицы, далее интерес распространился на все городское пространство.

Эта проблема сохраняется до сих пор, несмотря на активную борьбу с ней. Средством борьбы с ней выступает комплексное благоустройство, введение правил содержания жилых домов и коммерческих объектов.

Создание дизайн-кода Москвы

Получаем от заказчика фотографии существующего положения дел и векторные изображения зданий.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Оцениваем объем работ.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Смотрим на примеры руководств по оформлению коммерческих фасадов в других городах мира.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Думаем, как обозначать разные типы вывесок. На картинке два вида — объемные буквы с подложкой и без.

Сразу становится понятно, что где-то концентрация вывесок очень большая и нужны выноски с зумом сложных мест.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Попутно стараемся придумать более-менее четкую классификацию.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Пробуем сразу показывать замену зачеркнутым вывескам.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Становится понятно, что предложить готовый дизайн всем вывескам — непосильная задача. Быстро находится идея ограничить области для установки вывесок «зелеными зонами».

Думаем, как их показать, а заодно как обозначить и флаги, панели-кронштейны и другие виды вывесок. Рекомендации по размещению вывесок в «зеленой зоне» сначала ставим в колонтитул каждой страницы руководства.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Подбираем масштаб. 1:50 слишком крупный. 1:100 — самое то. Кроме того, выбираем размеры листа.

Нельзя показать фасад целого дома на мелком формате так, чтобы все было видно.

Выбираем размер 600297 мм. Даже на нем некоторые дома разбиваются на несколько страниц.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Стараемся сразу проверять на деле, работают ли правила. Делаем фотомонтаж новых вывесок.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Пробуем векторные изображения делать черно-белыми, чтобы лучше видны были обозначения вывесок.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Самой сложной задачей было определиться со списком основных проблем в существующей ситуации. Понятно, что все плохо, но неясно, как разложить это на отдельные проблемы.

Постепенно собираем плохие и хорошие примеры, раскладываем их по папочкам и тренируем внимательность к деталям и вкус.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

После одной из встреч с заказчиком становится понятно, что обозначения недопустимых вывесок плохо видны.

Получаем трехуровневую схему: «Существующее положение», «Допустимые и недопустимые вывески» и «Схема размещения». Формат листа увеличивается до стандартного А2.

Кроме того, выясняется, что ранее согласованные вывески просто так запретить и демонтировать нельзя. Появляется дополнительное обозначение — желтая галка.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

На средней и нижней картинках здания делаем полупрозрачным, чтобы обозначения были лучше видны.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Фотографируем вывески с «точки зрения» прохожего. Таким образом стараемся узнать, как каждая вывеска крепится к фасаду, как выглядит, из чего изготовлена, как подсвечена и какое производят впечатление в целом.

Четная сторона Тверской:

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Кроме того, просматриваем старые фотографии некоторых зданий.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Один из важных параметров для вывески — высота установки. Вооружаемся дальномером и производим необходимые измерения.

Выясняем таким образом, например, что почти никогда вывески в центре Москвы не висят ниже 2,8 метра от земли. Многие вывески видны только с другой стороны улицы.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Культурные заведения столицы — практически главные поставщики уродливо сделанных вывесок, баннеров и афиш.

Для некоторых культурных заведений предлагаем замену существующим баннерам.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Придумываем идеи для Нового Арбата.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Показываем клиенту и узнаем о большом количестве ограничений, которые потом не позволят реализовать ни одну из идей. В результате на Новом Арбате оставляем только вывески, но даем больше свободы, чем в случае с центральными улицами и исторической застройкой.

Приступаем к вступительной части руководства. Первый подход.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Сначала верстаем в формате А2.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Становится понятно, что читать будет неудобно. Переверстываем в А3. Автоматическая подгонка под формат в индизайне не всегда работает безупречно.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Делаем текст еще крупнее, переверстываем руководство еще раз, расставляем кресты на плохих примерах.

Теперь все однозначно понятно сразу, а читать возможно даже с небольшого монитора.

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Собираем материалы, передаем заказчику.

Гайдлайны

Гайдлайны — это свод правил и/или рекомендаций для формирования внешнего вида продукта. Их формирует дизайнер и в понятном виде описывает для разработчиков. С одной стороны это приговор для первого, т.к. в будущем новые разделы продукта можно визуализировать и без дизайнера, опираясь на графический документ. С другой стороны, в наши дни дополнение работы дизайнера интерфейсов такой документации уже — is a must, сейчас планка находится достаточно высоко. Итак гайдлайны — это рекомендации по: цветам, шрифтам, элементам, состояниям, иконографике, размерам и отступам.

Напомню, что основная аудитория web-продукта в моему случае — молодые или будущие мамы. Мне нужно придерживаться: утвержденных клиентом цветов; шрифта, который он считает оптимальным для своей аудитории; радиуса скруглений углов элементов. Последнее нужно для того, чтобы элементы в глазах прекрасного пола не выглядели слишком “острыми” или “угловатыми”.

Шрифт Circe

Важная новость от команды маркетологов на старте: уходим от Open Sans и берём в качестве основного шрифт Circe.

Circe — геометрический гротеск с человеческим лицом и многочисленными приятными дополнениями. Гарнитура состоит из 6 начертаний разной насыщенности, от тонкого до сверхжирного. Своим именем шрифт обязан как геометричности форм и процессу создания, превращённому в массовое развлечение, так и своеобразному, несколько опасному характеру. В то время как базовые формы Circe представляют собой достаточно спокойный геометрический гротеск с некоторыми гуманистическими чертами, альтернативные формы и знаки с росчерками могут полностью изменить характер шрифта. С одной стороны, дизайнер может наслаждаться невиданным до этого в кириллице разнообразием форм, но, с другой стороны, единственным ограничением для всего этого разнообразия служит только вкус и здравый смысл пользователя, так что в какой-то мере шрифт становится для него опасным, как колдунья Цирцея для Одиссеевых матросов. Сверхрасширенный знаковый состав Circe, включающий в себя как знаки для большинства европейских языков на основе латиницы и кириллицы, так и огромное количество альтернативных вариантов и вариантов с росчерками, организован в стилистические сеты, позволяющие быстро, удобно и гибко менять характер набора. Шрифт хорош как в достаточно мелком текстовом наборе, так и в крупных кеглях, например, в журнальных заголовках, плакатах и т.п. Дизайнер — Александра Королькова. Шрифт выпущен компанией ПараТайп в 2011 году.

Если говорить своими словами: шрифт нетрадиционный для веба, по начертанию ближе к типографскому, имеет в себе “литературное звучание”. Это чисто мои ассоциации. Если сравнивать Open Sans и Circe, то последний немного выигрывает по плотности

Окей, новый шрифт утверждён. Пожелания по скруглению углов от маркетологов: использовать 6px радиус. Договорились, учту! (кстати, достаточно редкое в моей практике пожелание). Можно начинать проработку всех элементов.

Цвета

Палитра в центре — это поступившая схема от клиента. Цветовая схема слева: я чуть осветлил зелёный (он пригодится нам для онховеров) и разместил его рядом с белым. Так можно приблизительно представить как будет смотреться типовая карточка в дизайне. Оттенки справа — это пример визуализации зеленого рядом с контрастным чёрным. Острой необходимости в таком использовании не предвиделось, это скорее сделано для разнообразия. Общий фон как сайта, так и данного ui kit’a остаётся #EFEFEF (светло-серый), это позволит избежать сильной контрастности на мобильных устройствах.

Типографика

Ничего нового и экстраординарного. Вообще цвет ссылок по-прежнему вызывает споры. Моя позиция такова: если в дизайне используются синие или голубые оттенки цвета для ссылки, то можно обойтись без подчёркивания. Если же используется собствнный цвет, то лично я всегда использую подчеркнутый шрифт underline. Это нечто вроде неофициального стандарта и пользователь быстрее смекает, что этот текст кликабелен. Позднее, кстати, цвет ссылок маркетологи заменили на оранжевый. Я не возражал, главное, чтобы ссылки остались подчёркнутыми.

Читайте также:  Акварелька#2⁠⁠

Кнопки

В данном разделе надо учесть все возможные состояния кнопок и проработать их. Я разделяю типы кнопок на основную “primary” и вторичную “secondary” (или как еще их называют ghost button). По логике основная кнопка ведёт к приоритетному действию, а вторичная кнопка ведёт на экшн, который мы меньше хотим от пользователя. Снова дизайн-манипуляция. Вот пример такого использования:

Сейчас теории Google Material Design активно используются в дизайне, поэтому в наши дни многие кнопки вновь стали выглядеть как кнопки. К дизайну интерфейсов стали применять некоторую физику из реального мира. Кнопка в обычном состоянии имеет небольшую тень; при наведении мыши тень становится больше и более размытая — кнопка “приподнимается” выше; при клике эта тень исчезает, имитируя “нажатость” кнопки. Вот такая псевдотрёхмерность, которая чуть больше связывает дизайн с реальным миром. Насколько я помню, это пришло из гайдлайнов приложений для smart tv, где пользователи сидят в определенном диапазоне удалённости от телевизора и там жизненно важно использование заметных теней с большим коэффициентом размытия. Это заметно облегчает восприятие происходящего.

Ввод текста

Если референсировать опять-таки на GMD, то можно заметить, что тенденция использования таких инпутов:

Всё чаще встречается и в web-продуктах. Если Вы предпочитаете Android, разбираетесь или работаете в сфере IT, то с такими инпутами Вы как “рыба в воде”. Но для женской аудитории, которая в основном предпочитает iPhone, такая аскетичная стилистика для элементов ввода текста — скорее боль. Я попытался найти золотую середину и предложил дизайн, когда инпут всё-таки остаётся инпутом, но и имеет некторые корни GMD:

Любая форма ввода снизу имеет тень-подчёркивание 1px без размытия. При наведении мыши она зеленеет; при клике она утолщается и зеленеет, демонстрируя состояние in action. Иконка карандаша справа — это экспериментальные попытки добавить “излишней понятности”. В некоторых случаях эта иконка может усиливать смысл: обычный инпут — карандаш; поисковый инпут — лупа; инпут ввода пароля — иконка замка, например; и так далее. Пример будет ближе к концу этой статьи.

Выпадающие списки

Их принципы отклика выполняются в том же ключе, что и инпуты. При наведении мыши меняется цвет иконки и нижнее подчёркивание. При развороте выпадающего списка появляется более объемная тень всё так же “приподнимая” выше элемент в плоскости. Если подходить к делу с должным вниманием, то стоит подумать и о развёрнутом состоянии. Иконка переворачивается, активная строка выделяется bold’ом, а при onhover’e подкрашиваем фон светлым оттенком основного зеленого цвета.

Слайдеры

С ними всё предельно прозрачно. Ничего нового тут не изобретаю, стандартный компонент по аналогии оформляется в соответствии с гайдами: шрифты, цвета и размерности. Ползунок можно переместить как drag’ом мыши, так и кликнув в числовое значение, например, когда предлагается указать возраст ребёнка “от” и “до”.

Табы / вкладки

“- Да всё понятно, дальше давай!”

Элементы выбора

Тут я сгруппировал все оставшиеся элементы: выбор состояний (доп.фильтрация), переключатели, чекбоксы и radio-buttons. Для последних двух — это просто напоминание разработчикам, что заметность выборки усиливаем интенсивным начертанием текста. Ну а с остальным, мне кажется всё очевидно.

Таблица

Я дополнил kit и примером таблицы тоже. Всё стандартно, использую лишь общую аналогичную стилистику. Безусловно от таблицы больше толка, если приведены спецификации отступов. Подробнее о них, кстати, в конце главы.

Иконографика

Это уже переход от отдельных проработанных элементов к их комбинациям. Я составил несколько вариантов карточек для использования на сайте, т.к. это был актуальный способ подачи некоторой информации, да и личное предпочтение клиента.

Но я всегда напоминаю, что перебарщивать с ними в дизайне нежелательно. Лучше всего их смысл понятен в совокупности со спецификациями:

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Строгих правил в определении составка карточек — нет. Если соблюдать указанные мной размерности отступов, то практически любая будет смотреться однородно с разработанными гайдлайнами.

Вход в систему

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

В виде бонуса я проработал попапы входа/регистрации, сделал макет с примером использования. Это больше нужно для визуализации того, как самостоятельно в будущем без моего участия штатный web-дизайнер проекта смог бы собрать любой раздел для продукта. Всё, что надо делать — это брать готовые элементы из исходника и ровно расставлять их в соответствии со спецификациями.

Спецификации

Дизайн-код городской среды как основа урбанистической концепции

Если Вы предпочитаете 8px сетку, то стоит учитывать, что все отступы кратные 8; если используете 10px сетку, как в моём случае, то Вы не найдёте в этом дизайне расстояний между элементами в 13 или 27px, все отступы будут кратны 10-ти.

Правила существуют и для количества цветов и их оттенков: я не использовал слишком много оттенков серого, например — их вышло не более трёх в данном наборе. Я уверен, с такими собственными правилами интерфейса проще и дизайнерам, и разработчикам. Хотя тут бывают исключения, если система выдаёт обратную связь разными состояниями, то могут потребоваться и красный, и голубой, и т.п. для усиления смыслового различия (например для попап-уведомлений).

Типичные ошибки, которые допускают девелоперы в дизайн-коде

Не всегда девелоперам удается реализовать идеи так, как они задумывались. Что не рекомендуем:

  • Создавать слишком яркие, навязчивые элементы, которые будут отвлекать внимание. Надо помнить, что людям здесь жить, поэтому дизайн-код не должен быть «кричащим».
  • Превращать дизайн-код в возможность рекламироваться. Это может только раздражать жильцов. Если на каждый квадратный метр приходится по пять логотипов, то это перебор.
  • Не учитывать архитектурную концепцию и ландшафт местности. Обращайте внимание, как элементы благоустройства впишутся в пространство, уместны ли они здесь.

Давайте вместе создадим дизайн-код для ваших жилых проектов

Растопим сердца вашей аудитории 🙂

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

Следующие шаги

  • Теперь, когда сайт спроектирован и закодирован, вы можете добавлять контент и размещать его.
  • Вы можете продолжать использовать его в качестве учебного проекта, создав внутренний модуль или добавив дизайн к внешнему модулю.
  • Продолжайте тренироваться, совершенствуйтесь. Для комфортной разработки может потребоваться время. Я надеюсь, что это руководство стало шагом в правильном направлении.

Заключение

  • Сам дизайн сайта поможет вам отработать навыки дизайна и выделиться на фоне остальных.
  • Создайте каркас для структурирования содержания и функциональности.
  • Превратите каркас в визуальный дизайн с помощью инструмента для разработки. Получите вдохновение от дизайна, который вам нравится.
  • Кодируйте HTML-структуры страницы, чтобы понять, какие CSS необходимо применить для преобразования этих элементов.
  • Стилизуйте страницы с CSS в соответствии с вашим дизайном.
  • Переведите его на следующий уровень, развернув его, используя в качестве практического проекта или продолжая совершенствовать дизайн.

Зачем проектировать самостоятельно?

Зачем проектировать сайт самостоятельно, если можно использовать библиотеку пользовательского интерфейса, такую как Bootstrap или ещё лучше готовый шаблон? Ниже приведены некоторые из преимуществ самостоятельного дизайна вашего сайта.

1. Выделяться из общей массы

2. Практикуйтесь в своем мастерстве

3. Повышение производительности приложений

4. Развивать профессиональные навыки

5. Это может быть весело

Чтобы приступить к разработке своего сайта, выполните поэтапные шаги. Трудно визуализировать дизайн из редактора кода, поэтому сначала я рекомендую работать в визуальном инструменте дизайна, а затем переводить полученный результат в код. Сначала легче сосредоточиться на дизайне, чтобы вы могли видеть его и вносить коррективы, без необходимости переписывания кода.

Заключение главы

  • Графическая документация по гайдлайнам — это визуальный язык для разработчиков, чтобы продолжать развитие продукта и не привлекать дизайнера лишний раз.
  • Набор гайдлайнов может разрабатываться с учётом целей будущего продукта. Шрифты, цвета и общая стилистика могут учитывать специфику будущих пользователей ресурса/приложения.
  • Для оптимизации взаимодействия гайдлайны должны содержать рекомендации по размерностям элементов и отступам.
  • Желательно, но не обязательно, чтобы набор также включал в себя примеры готовых решений. Это может быть корзина покупателя, страница товара, френдлента, карточки, лендинг и т.п.
  • Современный подход — это возвращать клиенту не sketch/psd файл, а отдавать html/css код. Я некоторое время назад полностью перешёл в Axure, и он справляется с этой задачей достаточно эффективно.

В качестве дополнения предлагаю посмотреть, как с подобные задачи решают другие коллеги по цеху. Хорошо, когда есть с кого брать примеры:

  • Jan Losert очень крутой, его UI overview для Tapdaq просто идеален
  • Mateusz Dembek хоть и мельчит немного, но всё равно классно оформил Deskmetrics Ui Style Guide
  • Cupi Wong не так обширно, но стильно оформил гайды AfterShip
  • Jeremy Sallée всё очень подробно описывает о дизайне в Nutanix Product Guideline

Рекомендации по оформлению городского пространства

Городское пространство нуждается в совершенствовании, которое необходимо выстраивать в соответствии с определенными требованиями и правилами. В числе рекомендаций по оформлению городской среды можно обозначить:

  • во-первых, очистка фасадов зданий от избыточной рекламы, лишних вывесок, определение для вывесок и рекламных объявлений единых параметров, установление одного размера и правил расположения;
  • во-вторых, регламентация дизайна скамеек;
  • в-третьих, установление высоты урн, увеличение их объема и привлекательности, способствующих поддержанию и сохранению порядка;
  • в-четвертых, ликвидация лишних заборов и ограждений. Соблюдение принципа свободы пространства, использование техник зонирования для обеспечения безопасности;
  • в-пятых, проработка навигационной системы. Унификация табличного оформления для пешеходов;
  • в-шестых, выбор архитектурных форм единого стиля;
  • в-седьмых, расчет параметров окон, карнизов, отделки, крыш. Отказ от нетрадиционных элементов оформления.

Наличие в реализации стадии проектирования — основной фактор, который делает задачи на реализацию интересными. Конечно, есть и другие: применение новых технологии, исследовательские задачи, однако они, как правило, встречаются значительно реже. Если задачи на реализацию не будут требовать проектирования и будут заключаться в простом кодировании, то это сильно ударит по мотивации разработчиков и не позволит использовать их умения и навыки.

Проектирование дизайна кода на стадии реализации позволяет быстрее делать адекватные оценки трудозатрат, эффективнее распараллеливать работу и в целом повышает качество системы.
Необходимость проектировать дизайн кода во время реализации — это именно то, что делает работу по реализации интересной в глазах разработчиков.

Не стоит совершать ошибок, исключая работу по проектированию из реализации подзадач, как и не стоит всегда поручать архитектурные задачи только самому опытному разработчику.

Оцените статью