ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра pos gosuslugi

Приказ Минкомсвязи России от 16.08.2017 N 422Все новости

Содержание
  1. Установлен порядок подключения к информационной системе “Федеральный ситуационный центр электронного правительства”
  2. Для подключения к Ситуационному центру участник информационного взаимодействия должен
  3. Ситуационный центр включает следующие подсистемы
  4. Минкомсвязи запустило Ситуационный центр электронного правительства
  5. Поделиться
  6. Ресурсы единой инфраструктуры электронного правительства
  7. Единый портал государственных и муниципальных услуг
  8. Технологический портал СМЭВ2
  9. Технологический портал СМЭВ3
  10. Единая система идентификации и аутентификации
  11. Система досудебного обжалования
  12. Прочие ресурсы электронного правительства
  13. Федеральная информационная адресная система
  14. Реестр федеральных государственных информационных систем
  15. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных
  16. Портал открытых данных Российской Федерации

Установлен порядок подключения к информационной системе “Федеральный ситуационный центр электронного правительства”

Приказом Минкомсвязи России от 16.08.2017 N 422 установлено, что доступ к Ситуационному центру предоставляется участникам информационного взаимодействия, имеющим учетные записи в информационной системе ЕСИА.

Для подключения к Ситуационному центру участник информационного взаимодействия должен

  • иметь автоматизированное рабочее место с доступом к “Интернету”;
  • пройти процедуру регистрации и авторизации с использованием ЕСИА;
  • добавить учетную запись ЕСИА к организации, зарегистрированной в ЕСИА, сотрудником которой является Участник информационного взаимодействия;
  • в случае необходимости обработки запросов, поступающих в зону ответственности организации, получить доступ к группе “Специалист СЦ” (Ситуационный центр) в ЕСИА;

Оператором инфраструктуры взаимодействия является Минкомсвязь России.

Взаимодействие оператора, уполномоченных лиц и участников информационного взаимодействия с Ситуационным центром осуществляется посредством направления запросов на предоставление консультации, оказание технической поддержки, сообщение об ошибках и сбоях в работе ИС, плановых и профилактических работах, оказывающих влияние на функционирование ИС.

Ситуационный центр включает следующие подсистемы

  • контроль и управление функционированием;
  • системный мониторинг и моделирование транзакций;
  • поддержка принятия управленческих решений;
  • контроль прохождения регламентных процедур;
  • портал Ситуационного центра;
  • мониторинг сети передачи данных органов власти.

Информация о порядке получения доступа и ограничения доступа к Ситуационному центру и график предоставления информационно-методической поддержки содержатся на интернет-портале Ситуационного центра.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.09.2017.

Данный документ находится в системе «Помощник юриста».Купить информационно-правовую систему для юриста «Кодекс: Помощник юриста» Вы сможете, заказав бесплатную демонстрацию в Вашем офисе.Позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.Контактное лицо: Зорина Екатерина

Дата вступления в силу – 14.10.2017

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Минкомсвязи запустило Ситуационный центр электронного правительства

Система, призванная выявлять причины сбоев, происходящих в инфраструктуре электронного правительства, запущена в пилотном режиме.

Система мониторинга доступности информационных ресурсов инфраструктуры электронного правительства (Ситуационный центр) начала функционировать, сообщили CNews в Минкомсвязи. В ближайшие несколько месяцев к ней будет подключен ряд ведомств. Полномасштабное использование планируется начать в середине четвертого квартала 2014 г.

Запуск системы должен быть анонсирован сегодня на заседании Консультативного совета по вопросам развития и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства при Минкомсвязи РФ. С соответствующим докладом выступит заместитель директора департамента министерства Алексей Андронов, а также представитель «Ростелекома», говорится в документах Минкомсвязи.

Как ранее сообщал CNews заместитель министра связи Алексей Козырев, работы по созданию центра были поручены «Ростелекому», на субподряде которого работает НИИ «Восход».

Козырев высоко оценивал важность данного проекта. По его словам, в предоставлении услуг часто задействовано три стороны: ведомство, которое услугу оказывает (региональное или федеральное), инфраструктура электронного правительства, техническим оператором которой сейчас является «Ростелеком», и ведомство, которое выступает поставщиком необходимых сведений по межведу. Так как в этой схеме три информационные системы поддерживаются различными организациями, найти, на чьей стороне возникла та или иная техническая проблема, и устранить ее бывает весьма сложно.

Для адекватного и оперативного взаимодействия служб техподдержки Минкомсвязи и реализовало информационную систему ситуационного центра. Технология была создана еще в 2013 г., но для завершения проекта требуется осуществить организационные работы, в ходе которых соответствующие регламенты примут все участники взаимодействия.

Юлия Орлова, ДРТ: Фокус на автоматизацию систем внутреннего контроля — это тренд 2023 года для налогового мониторинга

В «Ростелекоме» CNews сообщили, ситуационный центр будет вести оперативный мониторинг за процессами информационного взаимодействия при предоставлении госуслуг, информационно-методическую поддержку, обработку и анализ информации о возникающих инцидентах и нештатных ситуациях и пр.

Сбои в инфраструктуре электронного правительства случаются нечасто, но оперативно выявить их причины, как правило, не удается. Последняя крупная авария была зафиксирована в августе 2013 г., когда система межведомственного взаимодействия не работала более 15 часов. Кратковременные сбои наблюдались в июне 2014 г.

Президент Фонда информационной демократии Илья Массух, до июля 2012 г. занимавший пост замминистра Минкомсвязи, сообщил CNews, что раньше для соответствующего мониторинга электронного правительства использовалось две системы: одна для сервисов СМЭВ, другая для аппаратного и программного обеспечения. По его уверению, все это работает и сейчас. Создание нового Ситуационного центра Массух считает дублированием бюджетных расходов.

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

рука клавиатура пк

Минкомсвязь недавно разместила извещение о проведении закупки у единственного поставщика работ по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» на 25 миллионов рублей.

Срок выполнения контракта – до 31 октября 2015 года. Других подробностей на сайте госзакупок не сообщается.

Как пояснили Экспертному центру электронного государства в Минкомсвязи, в планах работ по данному контракту — развитие функционала Ситуационного центра (СЦ).

В настоящее время Ситуационный центр представляет собой систему управления инцидентами  и обращениями пользователей СМЭВ. Система базируется на решении Naumen Service Desk, предназначенного для автоматизации процессов управления ИТ и сервисным обслуживанием. На базе этой же платформы создана и система досудебного обжалования.

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Как сказали в министерстве, целями выполнения работ по развитию Ситуационного центра являются:

  • автоматизация и упрощение интерфейсов взаимодействия со службами технической поддержки участников взаимодействия;
  • развитие функциональности мониторинга и отчетности по системам инфраструктуры электронного правительства (ИЭП) и эксплуатационным характеристикам участников взаимодействия;
  • развитие и автоматизация процессов обслуживания и эксплуатации систем ИЭП и информационных систем (ИС) участников взаимодействия;
  • автоматизация процесса приемки ИС ИЭП.

Ситуационный центр электронного правительства является единой точкой контакта участников взаимодействия по всем возникающим проблемам. Он предназначен для повышения эффективности процессов электронного взаимодействия, а также для совершенствования механизмов контроля и мониторинга процессов межведомственного обмена.

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Имя исполнителя контракта Минкомсвязь не назвала, однако напомним, что по распоряжению правительства РФ от 21 мая 2015 года №917-р единственным исполнителем работ по электронному правительству является «Ростелеком». При этом прошлые работы по Ситуационному центру выполнял НИИ «Восход».

Как сообщается на сайте НИИ, целями и задачами создания СЦ являются:

  • повышение эффективности процессов электронного взаимодействия;
  • обеспечение прозрачности технологических процессов и проактивного управления развитием систем взаимодействия;
  • совершенствование механизмов контроля и мониторинга процессов межведомственного обмена;
  • обеспечение гибкого управления системой и повышение качества функционирования системы для обеспечения информационного обмена;
  • контроль качества оказания государственных услуг в электронном виде;
  • создание центра экспертизы на базе Ситуационного Центра;
  • исполнение организационных и регламентных процедур между участниками электронного взаимодействия;
  • разрешение технических и технологических инцидентов;
  • информационно-методическая поддержка сотрудников участников информационного взаимодействия;
  • аналитическая поддержка процесса выработки управленческих решений.

В конце октября прошлого года Минкомсвязь сообщила о завершении пилотного проекта по подключению участников СМЭВ к СЦ. Подключение планировалось осуществить в три этапа: до 30 декабря 2014 года должны быть подключены федеральные органы исполнительной власти и операторы региональной СМЭВ, к 1 марта 2015 года — региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, до 1 апреля 2015 года — многофункциональные центры и иные организации.

Читайте также:  Пособие по безработице новые акты

Что еще было сделано по СМЭВ за последнее время

Как прокомментировали Экспертному центру в Минкомсвязи, за последнее время был протестирован и запущен в промышленную эксплуатацию новый тип информационного обмена через СМЭВ — запросы от федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов РФ к органам власти в субъектах РФ. В рамках реализации распоряжения правительства РФ от 29 июня 2012 года №1123-р (об утверждении перечня сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг) было проведено более 2 тысячи тестирований между субъектами РФ и федеральными органами власти и государственными внебюджетными фондами, в результате по 18 сведениям из указанного перечня взаимодействие между участниками происходит с использованием СМЭВ, сказали в министерстве.

Была также протестирована новая версия СМЭВ (3.0), обеспечивающая гарантированную доставку сообщений и позволяющая увеличить размер передаваемых сообщений: с 5 Мб до 1 Гб за счет создания файлового хранилища СМЭВ, заявили в министерстве.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться

Статья периодически обновляется с целью поддержки актуальности опубликованной информации: исключаются устаревшие электронные ресурсы, добавляются ссылки на новые системы.

Ресурсы единой инфраструктуры электронного правительства

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Потребители: ЮЛ, ИП, ФЛ, иностранные граждане.

Тип авторизации: ЕСИА.

Описание: портал предназначен для предоставления государственных услуг в электронном виде.

Технологический портал СМЭВ2

Описание: на портале представлена информация о работе СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 2.Х. В частности, содержатся следующие блоки информации:

  • Перечень нормативно-справочной документации о СМЭВ
  • Перечень федеральных электронных сервисов СМЭВ2 (в настоящий момент постоянно сокращается в связи с выводом сервисов из эксплуатации и их преобразованием в виды сведений СМЭВ3)
  • Перечень региональных электронных сервисов СМЭВ2 (на момент написания в списке оставалось всего 19 позиций)
  • Информация о доступности каждого сервиса (адрес сервиса: http://smev.gosuslugi.ru/portal/services-history.jsp#!/SID000ХХХХ/p00smev, где ХХХХ — 4 последние цифры SID сервиса)

Технологический портал СМЭВ3

Тип авторизации: ЕСИА (на момент написания статьи не работает).

Описание: на портале содержится информация о работе СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.Х. В частности, представлены следующие блоки информации:

Единая система идентификации и аутентификации

Потребители: субъекты, зарегистрированные в ЕСИА.

Описание: фактически является частью личного кабинета ЕПГУ. Позволяет зарегистрированному пользователю:

Система досудебного обжалования

Потребители: ИП, ЮЛ, ЮЛ, ОИВ.

Описание: предоставляет web-интерфейс для работы с ФГИС ДО. Фактически, реализует функционал:

  • для ИП, ФЛ, ЮЛ — подача жалобы на оказание услуг и просмотр архива заявок
  • для ОИВ — обработка поступивших жалоб (обращений)

Ссылка на новую версию: https://esnsi.gosuslugi.ru/ (на момент написания материала находится в разработке)

Описание: предоставляет функционал для создания и редактирования справочников.

Прочие ресурсы электронного правительства

Потребители: ОИВ, подрядные организации.

Описание: единый инструмент service desk, обслуживающий заявки и инциденты по всем системам электронного правительства, включая ЕСИА, СМЭВ, ГУЦ, ФГИС ДО, ИС ИЭП. В системе пользователю доступны следующие возможности:

  • подать запрос на обслуживание или заявить об инциденте
  • принять и обработать запрос/информацию об инциденте от другого пользователя
  • проверить доступность сервисов СМЭВ2, посмотреть статистику сбоев и ошибок в работе сервиса
  • ознакомиться с подробнейшей статистикой о работе систем электронного правительства
  • ознакомиться с документацией  о работе ЕСИА, СМЭВ, ГУЦ, ФГИС ДО и других систем

Федеральная информационная адресная система

Потребители: ФЛ, ЮЛ, ИП.

Тип авторизации: собственная форма авторизации на портале.

Описание: портал, содержащий данные о работе ФИАС. Представлен следующий основной функционал:

  • web-интерфейс поиска по ФИАС (конвертации текстовой строки в ФИАС-id, справка по адресу и возможность отображения адреса на Яндекс-картах)
  • ссылка на базу данных ФИАС , включая историю обновлений
  • подача заявок на добавления адреса в ФИАС и на предоставление официальной выписки из ФИАС

Реестр федеральных государственных информационных систем

Тип авторизации: ЕСИА, собственная форма авторизации на портале.

Описание: содержит реестр ФГИС с возможностью поиска по названию системы и ее оператору.  По каждой системе представлено подробное описание, включающее ФИО и контакты ответственных, историю разработки, функционал, перечень используемых технологий и др.

В августе 2018 года портал реестра был закрыт.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Потребители: ЮЛ, ФЛ, ИП, ОИВ.

Описание: предоставляет информацию из так называемого «реестра отечественного ПО». Пользователю доступны следующие действия:

Портал открытых данных Российской Федерации

Тип авторизации: собственная форма авторизации на портале, ЕСИА (не работает).

Описание: полноценный портал, посвященный вопросам открытых данных. Наиболее важные возможности:

Примечательно, что данный портал, а также множество локальных ведомственных порталов открытых данных по сути составляют конкуренцию описанной выше Единой системе нормативно-справочной информации.

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Ситуационный центр (СЦ) и центр управления регионом (ЦУР), о которых сейчас говорится на федеральном уровне, имеют ряд принципиальных отличий.

Создание и внедрение информационно-аналитической платформы ситуационных центров (ИАС СЦ) регулируются следующими основными нормативными и правовыми документами:

  • Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
  • Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Указ президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  • Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».
  • Указ президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г.№ 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия».
  • Указ президента РФ от 17 марта 2008 г. N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» (редакция от 22 мая 2015 г.).

Понятие ЦУР стало распространяться после того, как президент РФ поддержал инициативу главы подмосковного Красногорска Эльмиры Хаймурзиной в январе 2020 года на заседании совета по развитию местного самоуправления по созданию в стране центров управления регионом.

Однако ЦУР – это прежде всего проект для муниципального уровня. В основе его лежит работа с обращениями граждан, поступающими из разных источников, что является прежде всего полномочиями муниципальных образований.

На совете была заявлена следующая структура взаимодействия по реализации жалоб и обращений.

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Схема работы ЦУР.

Для региона это фактически ни что иное, как элемент СЦ соответствующего уровня. Это явно просматривается на примере СЦ Санкт-Петербурга. Потребность в СЦ стала очевидна в декабре 2005 года в преддверии июльского саммита «Большой восьмерки», тогда же правительством Санкт-Петербурга было принято решение о создании СЦ. Официальное открытие СЦ Санкт-Петербурга состоялось 13 мая 2006 года, курирует работу СЦ Санкт-Петербурга комитет по информатизации и связи.

СЦ Санкт-Петербурга, как СЦ субъекта Российской Федерации, является составляющей частью системы распределённых СЦ органов государственной власти РФ (СР СЦ) и решает множество задач, в том числе:

  • информационно-аналитическая поддержка работы пользователей ресурсов центра;
  • организация межведомственного информационного взаимодействия во время проведения крупных мероприятий на территории Санкт-Петербурга;
  • организация видеоконференцсвязи (ВКС);
  • организация санкционированного доступа к информационным ресурсам СЦ и других государственных информационных систем;
  • разработка и внедрение перспективных информационных технологий в исполнительных органах государственной власти (ИОГВ).
Читайте также:  Новые пособия на детей от президента

В целях исполнения указа президента РФ от 25.07.2013 № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» в 2019 на базе СЦ организовано информационное взаимодействие правительства Санкт-Петербурга и аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (ППП СЗФО). Опыт Санкт-Петербурга в части организации информационного взаимодействия успешно применён в других субъектах РФ (Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ и Южный федеральный округ).

Информационно-аналитическая поддержка работы пользователей СЦ обеспечивается средствами ряда автоматизированных информационных систем:

  • государственной информационной системой (ГИС) Санкт-Петербурга «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО), в том числе информационно-аналитические материалы, справочная и статистическая информация, результаты прогнозирования, информационный обмен между органами власти и т.д;
  • ГИС Санкт-Петербурга «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ), в том числе интеграционной платформой – автоматизированной системой «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений» (ППУР), центром управления транспортом и др.

СЦ Санкт-Петербурга является также абонентским пунктом системы правительственной ВКС. С помощью городской системы ВКС ИОГВ возможно проведение мероприятий в режиме ВКС одновременно с 180 участниками. С началом пандемии Covid-19 количество ежедневных совещаний, проводимых ИОГВ в режиме видеоконференцсвязи, увеличилось в 20-30 раз.

Мобильный сегмент ВКС ИОГВ обеспечивает возможность проведения совещаний в режиме ВКС в мобильных штабах, организуемых комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности (мобильные штабы на базе машин «Мерседес» и автобуса «Волжанин») в любой точке Санкт-Петербурга, а также по ходу движения мобильного штаба. Данный сегмент позволяет в кратчайшие сроки обеспечить оперативную передачу данных и проведение совещаний в режиме ВКС на местах массовых мероприятий, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.

Отмена всех городских мероприятий в условиях временного карантина сделала данный мобильный функционал ВКС временно невостребованным. Однако в создавшихся условиях в режиме ВКС начали проводиться все заседания правительства Санкт-Петербурга и целый ряд других масштабных и локальных совещаний. Благодаря данной системе межведомственное информационное взаимодействие в режиме ВКС региональных ИОГВ с федеральными структурами (главное управление Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, прокуратура Санкт-Петербурга, Роспотребнадзор и др.) вышли на ежедневный режим работы.

Губернатор и члены правительства Санкт-Петербурга, руководители ИОГВ получают данные по оперативной обстановке в регионе, которые поступают в режиме реального времени на цифровые панели руководителей, функционирующие в составе ИС ИАО. Также на цифровых панелях аккумулируется информация о выполнении национальных и региональных проектов, анализ состояния и прогноз динамики социально-экономического развития как Санкт-Петербурга, так и его административных районов, т.е. в территориальном и отраслевом разрезе. Кроме того, реализована возможность онлайн-представления руководителям всех уровней обращений граждан Санкт-Петербурга, результатов социологических исследований и анализа информации, циркулирующей в социальных сетях и СМИ. На цифровые панели губернатора Санкт-Петербурга, вице-губернаторов и руководителей ИОГВ Санкт-Петербурга выводится также информация о выполнении адресных и государственных программ, а в период выборов – ход предвыборной кампании, процесса голосования и результатов выборов.

ИС ИАО представляет собой систему сбора информации, хранилище данных о регионе и других субъектах РФ с элементами интерактивной визуализации, плюс инструментарий комплексного анализа и прогнозирования, обработки результатов социологических опросов и мониторинга социальных сетей.

В 2019 году ИС ИАО выведена на качественно новый уровень. Теперь актуальная информация, необходимая губернатору Санкт-Петербурга и всем руководителям ИОГВ для эффективного управления городом, представляется в наглядном виде и доступна онлайн на цифровой панели управления городом (ЦП).

ЦП – единая «онлайн-платформа» для работы губернатора и руководителей ИОГВ, которая обеспечивает оперативную визуализацию всех направлений развития города и районов, мониторинг и анализ текущей ситуации и прогнозирование развития Санкт-Петербурга, позволяет решать задачи стратегического управления. ЦП обеспечивает онлайн-сопровождение заседаний и совещаний ИОГВ Санкт-Петербурга.

Одним из основных технологических достоинств ЦП является конструктор информационных панелей, который позволяет оперативно создавать информационные панели («дашборды») по требуемой тематике, теме совещания, доклада в виде набора фреймворков с отображением информации от внешних информационных систем, и интерактивных виджетов, содержащих текст, изображения, графики, тепловые карты, видеоматериалы, презентации и ленты событий.

В 2019 году в результате активного взаимодействия с администрацией губернатора Санкт-Петербурга, поступившим от ИОГВ предложениям, расширены функциональные возможности системы:

  • Создана инфопанель «Районы Санкт-Петербурга», на которой наглядно представлена ситуация в районе по различным направлениям, включая сведения реализации госпрограмм, информацию о детях, молодёжи, людях старшего поколения, инвалидах, данные о социальной поддержке жителей, информацию об экологической безопасности, строительстве и пр.
  • Реализовано онлайн-представление «Обращения граждан Санкт-Петербурга». Теперь наглядно видно, в каком районе жалуются на коммунальщиков, а в каком на загрязнённость воздуха, какое ведомство оперативно реагирует на обращения жителей города, а какое тянет с ответом и т.д. Обращения граждан Санкт-Петербурга представлены в территориальном и временном разрезах, дифференцированы по формам обращений, тематике, источникам поступления и результатам рассмотрения обращений.
  • Организована иерархия показателей управления по работе с обращениями граждан в хранилище данных ИС ИАО. Показатели могут быть выведены на экран в табличной форме, а также в виде графиков и диаграмм. Существует возможность анализа данных аналитическими инструментами, имеющимися в системе.
  • Разработана инфопанель «Национальные проекты» для мониторинга исполнения бюджета и целевых показателей в рамках указа президента РФ № 204. Благодаря цветовой индикации светофорного вида сразу видно, в каком региональном проекте наблюдаются отклонения, какие мероприятия остаются неисполненными и кто является ответственным за упущения. Интеграция с ГИС Санкт-Петербурга «Информационная система управления проектами» позволяет автоматически актуализировать все данные, включая исполнение контрольных точек, достижение показателей и результатов, исполнение бюджета и контроль рисков.
  • Разработана инфопанель «Выборы», тем самым обеспечена аналитическая поддержка проведения всех выборных кампаний и референдумов. В течение дня голосования обеспечивается онлайн-наблюдение на избирательных участках, регулярно обновляется информация о ходе голосования. Ход и итоги выборов представляются на цифровой панели в виде онлайн-презентации.
  • Реализовано представление «Адресных программ» на карте города, добавлена фильтрация по району, виду программ и их состоянию. Стало удобно и наглядно отслеживать ситуацию со строительством новых объектов и ремонтом (реконструкцией) имеющихся в целом по городу и в каждом районе отдельно.
  • Реализована визуализация исполнения «Государственных программ Санкт-Петербурга» с возможностью просмотра подробной информации по каждой госпрограмме и официального отчета о её исполнении.
  • Разработана инфопанель «Соцопросы», предназначенная для представления аналитических материалов с результатами социологических опросов населения Санкт-Петербурга, в том числе по районам города, в а также по отраслевым направлениям.
  • Реализована «Библиотека материалов», в которой могут быть размещены сгруппированные по тематике, мероприятиям, типам и другим группам различные материалы (документы, фото- и видеофайлы, ссылки, карты и схемы, презентационные и справочные материалы), полезные в работе ИОГВ Санкт-Петербурга.
  • Создана инфопанель «Безопасность», которая обеспечивает подключение ППУР (подсистема АПК БГ) и содержит хронометр, метеосводку, обеспечивает трансляцию с видеокамер на улицах города, сообщает о происшествиях в режиме реального времени, отображает происшествия и чрезвычайные ситуации на карте Санкт-Петербурга с адресной привязкой, результаты мониторинга соцсетей и СМИ и ленту новостей по тематике «Преступность и безопасность».

Ситуационный центр главным образом интегрирован с ИС ИАО и АПК БГ посредствам ППУР, а также с «Единой системой электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», системой «Инцидент-менеджмент», автоматизированной системой мониторинга работы уборочной техники и др.

Читайте также:  Миранда-медиаСевастополь

Все вышеперечисленные системы базируются на созданной в регионе инфраструктуре: единая мультисервисная телекоммуникационная сеть ИОГВ Санкт-Петербурга в защищённом виде, распределённый региональный центр обработки данных, удостоверяющий центр, региональная «Система межведомственного электронного взаимодействия» (РСМЭВ). Есть информационное взаимодействие с межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Ситуационный центр посредством ИС ИАО интегрирован с государственной автоматизированной информационной системой «Управление» (ГАС «Управление»), а также государственной автоматизированной системой «Выборы» (ГАС «Выборы»), с информационно-аналитической системой ППП СЗФО опять же через интеграцию посредствам ИС ИАО и АПК БГ с системами представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Росстат, Федеральной казначейство, Федеральная миграционная служба, МЧС, МВД, Служба ФСО по Северо-Западному федеральному округу и др.).

Использование РСМЭВ, взаимодействующей с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (ЕСМЭВ), позволяет с помощью технологии web-сервисов взаимодействовать, посылая запросы и получая ответы в одну и другую стороны, не только внутри региона, но и с выходом на федеральные ИОГВ. Так, например, передаются данные мониторинга достижения показателей социально-экономического развития, определенных указами президента РФ, данные мониторинга межведомственных запросов в электронном виде через ЕСМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг и многое другое.

При создании СЦ возникает ряд сложностей, прежде всего организационного, нормативно-правового и финансового характера. В условиях преодоления пандемии и её последствий вопросы финансирования станут решающими.

Технологическая сторона практически полностью отработана. Так, для примера можно привести разработанную в Санкт-Петербурге универсальную программную платформу UniWeb Analytics, содержащую инструментальные средства сбора данных, дающие пользователям доступ к функциям визуализации и интерактивной работы с данными для их анализа, выявления скрытых связей, зависимостей и тенденций, визуализации результатов анализа и прогнозирования, т.е. решения типовых задач систем поддержки принятия управленческих решений. Кроме того, важна «роль» лица, принимающего решение и руководства региона в целом. От них зависят происходящие в субъекте бизнес-процессы, их организация, внутренняя логистика, также важно определить количество необходимой и достаточной информации при реализации СЦ региона, установить (разграничить) ответственность должностных лиц и ИОГВ в этой работе.

И СЦ, и ЦУР не противоречат друг другу, а дополняют и помогают реализовывать указ президента РФ от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия».

Решать задачу создания ЦУР проще и дешевле – ведь сегодня полноценных СЦ в регионах не так много. Если же функционал ЦУР наполнить содержанием анализа мониторинга социально-экономического развития территории, оперативной обстановки, что создаёт полноценную картину для принятия управленческих решений, то и получится полноценный СЦ.

Кроме того, в созданных ЦУР постоянно, как было заявлено в Красногорске, работают сотни людей, прикомандированных из местных органов власти. В сложных условиях (например, как сегодня в условиях пандемии) функционирование такого центра становится невозможным по требованиям обеспечения антивирусной защиты, к тому же это не совсем технологично с точки зрения информационных технологий.

В Санкт-Петербурге в 2019 году в структуре ИС ИАО реализовано онлайн-представление обращений граждан Санкт-Петербурга. Сейчас наглядно видно проблемы населения на всех территориях, о чем говорилось выше. Наличие этой информации позволяет руководству не только оперативно реагировать на жалобы и обращения жителей города, но и принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа результатов мониторинга обращений на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В составе СЦ Санкт-Петербурга уже реализован ЦУР посредством анализа и отражения информации управления по работе с обращениями граждан, результатов социологических исследований и результатов мониторинга социальных сетей, средств массовой информации и т.д.

Вообще же губернатором Санкт-Петербурга поставлена более широкая задача – создать единую комплексную систему управления городом, структура которой в виде эскизного проекта представлена ниже.

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Эскиз системы управления Санкт-Петербургом.

Вся возможная информация о регионе в этом случае концентрируется на ЦП управления городом или на рабочем месте губернатора, либо на табло коллективного пользования СЦ.

ЦУР должен создаваться в соответствии со стандартами СЦ. Стандартизация – это прежде всего сокращение времени за счёт использования типовых программных платформ, флэшбордов, а, следовательно, и финансовых затрат. Одновременно решается задача импортозамещения.

Вместе с тем в регионах необходимо заблаговременно проводить работы по созданию вышеупомянутой инфраструктуры. Пока этого нет, в ЦУРах будут сидеть по 100 сотрудников, оторванных от своей работы в местных органах власти.

В целом стандарты одинаковы и для ЦУР, и для СЦ. Причем стандартизация – это не значит, что будет один разработчик. Стандартизация – это использование на местах единых требований к организации и технологическим решениям. Исполнитель же должен определяться на конкурсной основе. Именно на это обращал внимание президент РФ по итогам совета в Красногорске.

С учётом вышеизложенного, а также требований указа президента РФ от 25 июля 2013 г.№ 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия»), наиболее рациональной является следующая структура взаимодействия и управления:

  • на уровне муниципалитетов создаются ЦУРы для поддержки управленческой деятельности местных руководителей;
  • ЦУРы выдают сводную информацию в СЦ региона (губернатора или главы), в котором обрабатывается стратегическая и оперативная информация о состоянии региона, а также поступающая информация о социальных запросах и настроениях населения;
  • СЦ регионов выстраивают на основе использования ЕСМЭВ взаимодействие с СЦ полномочных представителей президента РФ в федеральных округах, СЦ федеральных органов исполнительной власти, а также СЦ правительства и президента РФ.

Такая структура, разработанная ранее на федеральном уровне, на сегодняшний день гармонично объединяет цели и задачи функционирования СЦ и ЦУР в общей системе управления государством.

ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра

Иерархия СЦ — федеральный и региональный уровни.

ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», как создатель СЦ Санкт-Петербурга, предоставляет свои типовые платформенные решения и в другие регионы страны, в том числе на Алтае и в Архангельской области. В Архангельской области реализована последняя версия нашей платформы ИАС СЦ для ситуационного центра региона. На первом этапе, как правило, решаются организационные, в том числе нормативно-правовые задачи, организуется сбор информации от установленных источников, а также создаются подсистемы сбора, хранения, первичной обработки информации, визуализации и защиты информации. На последующих этапах предусматривается расширять функциональные возможности ИАС СЦ. Создаются система прогнозирования, оперативного анализа и другие. Т.е. реализуются принципы этапности и масштабирования, что облегчает финансовую нагрузку на заказчиков.

Для успешного управления городом через СЦ постоянно проводится мониторинг настроений граждан в социальных сетях. Мониторинг социальных сетей и СМИ в Интернете очень важен. Это элемент обратной связи, наряду с социологическими исследованиями, без которой управлять регионом, основываясь только на статистических данных, практически невозможно.

Мы имеем опыт и технологии, чтобы использовать на современном уровне инструменты социологии и анализа социальных сетей, кроме того, используется, как указывалось выше, информация от управления по работе с обращениями граждан Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, информационные ресурсы портала «Наш Санкт-Петербург» и горячих линий связи с населением. Одинаково важно выявлять в соцсетях наиболее острые на сегодняшний день городские проблемы, и, соответственно, распространять в медиапространстве положительные инфоповоды, тем самым грамотно и своевременно донося до граждан действия властей по повышению уровня и качества жизни населения.

Об авторе: Андрей Овчаренко, директор Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра.

Оцените статью