ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ pos gosuslugi

Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.

Содержание
  1. Цель цифрового обучения
  2. Что такое цифровое обучение
  3. Обновленный формат школ
  4. Учебники будущего
  5. Преподаватели как медиаторы
  6. Цифровой аттестат
  7. Какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования
  8. Как происходит цифровизация образования в России
  9. Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch
  10. Стандарты «Цифровой школы»
  11. Проект ВШЭ и ЦСР
  12. Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании
  13. Коммуникационные ресурсы
  14. Информационные ресурсы
  15. Программы для создания контента
  16. Программы для создания новых сценариев мышления
  17. Платформы для кооперативной работы
  18. Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)
  19. Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным
  20. Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение
  21. Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение
  22. Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ
  23. Цифровизация сделает детей глупее
  24. Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох
  25. Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета
  26. В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах
  27. Обновлённая стратегия цифровой трансформации школ
  28. Плюсы цифрового образования

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.

Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.

Что такое цифровое обучение

Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.

Обновленный формат школ

Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.

Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.

Учебники будущего

Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.

Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.

По крайней мере, разработчикам есть что предложить на базе новейших технологий. Но повсеместное внедрение подобных новшеств потребует куда больше времени.

Преподаватели как медиаторы

В новой образовательной парадигме сменится роль преподавателя. Он перестанет быть фигурой, непосредственно ретранслирующей знания и с которой нужно досконально «копировать» каждое действие.

В школах будущего уклон будет сделан на самостоятельность обучающихся. Поэтому преподаватель должен не столько «обучать», сколько «направлять», подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний.

Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Цифровой аттестат

Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.

Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Катя Павловская для Skillbox Media

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Управление системой образования в России разделено между двумя министерствами, а значит, и стратегий цифровой трансформации должно быть две. О документе Министерства науки и высшего образования мы уже рассказывали, а теперь заглянем в недавно опубликованный Министерством просвещения паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования».

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

Читайте также:  Главный разработчик сайта Артём Геллер о создании сервиса и работе с администрацией президента

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.

По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей.

Стандарты «Цифровой школы»

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Высшая школа экономики хочет сделать свой вклад и повлиять на цифровизацию образования в России. В проект ВШЭ входят:

Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании

Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.

Читайте также:  Раскрытие причин неисправности портала Egisso

Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.

Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.

Коммуникационные ресурсы

Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Сейчас дистанционное обучение практикуется чаще ввиду пандемии. Многие занятия проводятся онлайн: через Zoom, Teams и другие сервисы, где можно создавать «комнаты» для общения большого числа учащихся.

Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.

Информационные ресурсы

Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.

Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.

Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.

Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.

Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.

Платформы для кооперативной работы

Уже существуют онлайн-площадки, форумы, приложения наподобие Discord, позволяющие создавать некие сообщества в сети и имитировать в них «живое» общение, дискуссии и обмен информацией.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.

Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.

Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)

Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.

Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным

Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.

Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение

Этот миф вытекает из первого. Многие люди почему-то решили, что слово «цифровой» и «дистанционный» – синонимы. На деле ЦОС – это государственная программа по оснащению школ современным оборудованием и средствами для эффективного обучения в реалиях современного общества.

Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение

Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ

Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.

Цифровизация сделает детей глупее

Если правильно организовать процесс обучения, то «отупление» никому не грозит. А те индивиды, что учиться не хотят, и без компьютеров справятся с деградацией на всех уровнях.

Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох

Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.

Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета

А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?

В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах

Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.

Обновлённая стратегия цифровой трансформации школ

Принят новый документ о стратегии цифровизации школ — разбираемся, что там указано в планах.

Иллюстрация: freepik / rawpixel / evening_tao / Freepik / Frankie / Unsplash / Oatman13 / Wikipedia / Дима Руденок для Skillbox Media

В ноябре в российских СМИ и профессиональном сообществе активно обсуждали заявление заместителя главы Минцифры Олега Качанова о том, что одним из требований к типовому цифровому решению в сфере школьного образования может стать доля автоматически проверяемых домашних заданий.

В Минцифры сразу же объяснили, что Качанов говорил об обсуждаемых с Минпросвещения будущих требованиях к региональным информационным системам — то есть наряду с автоматической проверкой домашних работ рассматривают и другие показатели. О полной автоматизации речи не идёт, заверили в ведомстве.

Однако в СМИ обратили внимание, что о возможном внедрении автоматизированной проверки домашних работ говорится также в стратегическом направлении в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ. Документ утверждён распоряжением правительства и опубликован на официальном портале правовой информации в конце октября 2023-го. В нём определены содержание и сроки нескольких проектов по цифровизации для школ, дошкольного образования и организаций среднего профессионального образования (СПО).

Читайте также:  Как безработица обоих родителей влияет на развитие детей

В новом документе, по сравнению с прежним, изменены формулировки цели, задач и приоритетов стратегического направления по цифровой трансформации школ. Цель теперь такая — достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования (в предыдущей версии целью было указано «обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью»).

Согласно новому документу, должно быть сформировано единое для России безопасное образовательное пространство, в котором все участники образовательных отношений (то есть и педагоги, и учащиеся, и их родители) будут иметь равный доступ к качественному верифицированному контенту и сервисам.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Указанные в документе задачи тоже изменились по сравнению с предыдущими. По-прежнему ожидается, что реализация стратегического направления позволит повысить эффективность работы образовательных организаций, предоставить равный доступ к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, организовать единую точку доступа к ним, стандартизировать информационные системы в сфере образования и перейти на единые реестры и классификаторы. Но добавились три задачи:

Есть и дополнительные задачи, не связанные непосредственно с образованием. Например, предусмотрено, что 100% применяемого в сфере оборудования и 42,8% электронной продукции (видимо, ПО) к 2030 году будут российского происхождения.

В то же время в новом документе как приоритет выделено сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий. То есть цифре отводится исключительно вспомогательная роль.

Целевое состояние системы образования по достижении «цифровой зрелости» в документе описано так:

Отдельно в документе прописано, какие проблемы участников образовательного процесса решает цифровая трансформация по данному стратегическому направлению. Ключевой проблемой практически для всех названо создание большого числа некачественных образовательных порталов. Необходимость регистрироваться на них создаёт риски утечки данных для детей, их родителей и педагогов. Из-за разрозненности родителям трудно получить информацию об образовательных возможностях для ребёнка, у педагогов возникает избыточная нагрузка, а образовательные организации и регуляторы не могут объективно оценить ситуацию, потому что сервисы не стандартизированы, и данные собираются в разных форматах.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Поэтому для перехода к целевому состоянию планируется разработать ряд единых для всей страны информационных систем, сервисов и реестров. Для этого организовано несколько проектов.

Результаты этого проекта предназначены для учащихся, их родителей и педагогов. Это несколько цифровых ресурсов: федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа», библиотека «Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования», автоматизированная информационная система (АИС) «Платформа больших данных». По мере реализации проекта ученики получат доступ к контенту и будут вместе с родителями выстраивать свою образовательную траекторию, а учителя смогут повышать квалификацию. Целевые показатели проекта такие: в 2024 году 50% детей, педагогов и родителей должны иметь доступ к верифицированному контенту, к 2030 году — 80%.

Отметим, что для этого и для других проектов указаны в основном показатели по доле тех, кому обеспечен доступ к тем или иным системам или возможность воспользоваться сервисами. Индикаторов по количеству детей или педагогов, которые действительно будут применять цифровые решения, в документе меньше.

Все три проекта подразумевают развитие нескольких информационных систем: «Цифровые помощники», «Цифровой психолог», «Реестры участников образовательных отношений», «Платформа больших данных», а также системы по программам дополнительного образования детей. Функции у цифровых помощников будут такие:

Этот проект объединит данные из систем «Моя школа» и «Реестры участников образовательных отношений» с порталом госуслуг, а также «Платформой больших данных». В результате у каждого учащегося будет (как подчёркнуто, лишь с согласия его родителей) постепенно формироваться портфолио академических и личных достижений, на основе которого можно будет оформить пакет документов для поступления в колледж или вуз. Возможностью эффективно планировать траекторию личностного роста ученика в 2024 году должны быть обеспечены 40% обучающихся, их родителей и педагогов, в 2030-м — 80%.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Напомним, разговоры о цифровом портфолио начались ещё в 2021 году — тогда о его появлении говорили как о перспективе в пять-десять лет.

Основной продукт — «Система управления в образовательной организации». Также в проекте задействованы «Реестры участников образовательных отношений» и «Платформа больших данных». В результате проект расширит возможности для принятия управленческих решений на основе больших данных. Уже в 2024 году информационную систему должны использовать 90% организаций.

Все описанные в документе проекты перенесены из прежнего стратегического направления, принятого в 2021 году. Указано также, какие результаты уже достигнуты. Так, проект «Библиотека цифрового образовательного контента» в 2022 году был готов на 35% (именно такой целевой показатель значился в прежнем документе), «Цифровой помощник ученика» — на 10%, «Цифровое портфолио ученика» — на 15%. Эти и другие проекты включены в стратегии цифровой трансформации в большинстве регионов России. Кроме того, часть из них входят в состав федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».

Дорожная карта реализации проектов в стратегическом направлении заполнена шаблонно — одни и те же формулировки повторяются в ней на каждый год для каждого элемента. Единственный вывод, который по ней можно сделать, — ежегодно планируется пополнять функциональность сервисов, выпуская обновлённые версии в декабре.

В исполнителях, соисполнителях и участниках разработки и реализации стратегического направления указаны Минпросвещения, Минцифры, Минэкономразвития, Минпромторг, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также иные органы государственной власти.

В проекте стратегического направления, опубликованном на сайте Минпросвещения, указывалось также необходимое для реализации проектов финансовое обеспечение: от 1,5 до 2,2 млрд рублей ежегодно, всего более 13 млрд до 2030 года включительно. Но в утверждённом распоряжением правительства документе этой информации нет.

В стратегическом направлении по цифровой трансформации образования перечислены риски, которые могут негативно повлиять на реализацию проектов. Их можно обобщить так:

Как показала дискуссия вокруг возможности автоматизировать проверку домашних работ, последний пункт может оказаться критичным для обновлённого стратегического направления. Образование остаётся одной из тех сфер, в которых много противников любой цифровизации и где россияне скорее опасаются внедрения ИИ.


ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Так, по данным недавнего опроса «СберСтрахования», в целом в положительные изменения под влиянием ИИ верит 61% респондентов. Но с тем, что он будет востребован в образовании, согласны 17%.

В то же время по сравнению с ситуацией 2021 года, когда была принята предыдущая версия стратегического направления, планы цифровой трансформации выглядят намного более реалистичными. И И-помощников с самыми разнообразными функциями уже довольно много в образовании, и их разрабатывают в том числе российские команды — в «Яндексе», Skyeng, «Самолётуме».

Процесс поступления в вузы становится госуслугой на онлайн-портале — в 2022 году работу суперсервиса многие критиковали, но в 2023-м критических проблем у него не было. Предоставить сервисы ученикам и педагогам у Минпросвещения и Минцифры, скорее всего, действительно получится. А насколько они будут востребованы — уже другой вопрос.

Плюсы цифрового образования

Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.

Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.

Оцените статью