- Три поколения ФГОС для школ
- Первое поколение ФГОС
- Второе поколение ФГОС
- Третье поколение ФГОС
- Виды учебно — методических пособий
- Учебное пособие в электронном виде
- ОпределениеПравить
- Как не ошибиться с учебниками для подготовки к олимпиадам
- Виды учебно — наглядных пособий
- Виды учебных пособий
- Какие бывают ФГОС общего образования
- Виды учебных пособийПравить
- Для чего нужны учебные пособия?
- В чем разница учебника и учебного пособия?
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Виды учебно — методических пособий
Все виды учебных пособий в учебном процессе представлены в двух вариантах: традиционный (на бумажном носителе) и технологичный (в электронном виде). И те, и другие выполняют свои собственные задачи и применяются либо как дополнительный материал к изучаемой теме, либо как самостоятельное учебное пособие.
Преимущество электронного учебно-методического пособия заключается в том, что его информацию можно читать в любой последовательности, возвращаясь одним кликом мыши к неусвоенному материалу. За короткое время можно изучить несколько разделов темы, просто переходя по гиперссылкам.
При наличии удобного интерфейса и яркой подачи материала интерес учащегося к самостоятельному изучению предмета будет только возрастать. В первую очередь, это относится к тем учащимся, которые свободно владеют навыками работы на компьютере.
Учебное пособие в электронном виде
Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.
Переведём это на школьный язык:
первый вариант – это объяснение темы учителем без использования какой-либо наглядности (1/4!);
второй – самостоятельное чтение учебника (1/3);
третий – электронное учебное пособие с аудио- и видеосопровождением (1/2).
Вывод очевиден: наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие?
Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.
Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.
Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.
Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).
Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:
способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;
повышает эффективность обучения;
уменьшает время на поиски нужной информации;
даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;
позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;
помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;
используется в коллективном учебном процессе;
не заменим для индивидуальной работы.
Большинство современных школьников – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.
Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень (а именно к этому нас призывают ФОГС второго поколения) неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.
Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.
Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:
- временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;
- являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.
В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.
Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):
2. Введение включает следующие аспекты:
- цель (назначение) издания, соответствие учебной программе
- читательский адрес
- вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции
- методические рекомендации по использованию УП в учебном процессе
- общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).
3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВО и утвержденной учебной программе дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.
4. Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.
5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.
6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:
- основные итоги и выводы,
- характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,
- рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,
- перспективы развития дисциплины (отрасли науки ).
7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.
8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и
правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1
авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).
Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
ОпределениеПравить
По мнению ряда специалистов, учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90; в РФ — ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
Как не ошибиться с учебниками для подготовки к олимпиадам
Если вы готовитесь ко Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) со своим школьным учителем, то рекомендовать определенные учебники будет, скорее всего, он сам. Но загляните на сайт олимпиады — там есть целый раздел «Где и как готовиться к олимпиадам» со ссылками на ресурсы, задания прошлый лет, рекомендованной литературой, в числе которой есть и учебники.
Если же вы готовитесь к другой олимпиаде из Перечня олимпиад школьников (победы в таких олимпиадах дают право поступать без вступительных экзаменов по профильным предметам и дают 100 баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады), то списки литературы и учебников представлены на сайтах олимпиад. Например — список литературы на сайте олимпиад «Покори Воробьевы горы!» и «Высшая проба».
Виды учебно — наглядных пособий
Общеизвестны следующие формы исполнения учебно-наглядных пособий:
2. Таблицы и схемы.
5. Интерактивные комплексы.
6. Дидактические материалы (раздаточные карточки).
В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как:
· резинка – шнуровка;
· перекидное табло;
· интерактивные карточки;
По сравнению с классическими раздаточными карточками динамическая «раздатка» увлекает ученика младшего класса в большей степени, что активизирует его интерес к изучаемому предмету. Визуальная подача материала поднимает эффективность обучения на более высокий уровень.
Ещё в большей степени мотивирует учащихся к получению новых знаний самостоятельное изготовление наглядных пособий. Работая с пособиями, которые дети изготовили самостоятельно, они более бережно и уважительно относятся к своему и чужому труду.
И в заключение, откроем маленький секрет: ученик с первого раза усваивает 75% учебного материала, если он его видит, слышит и при этом использует те виды учебных пособий, которые он сделал своими руками.
НА ГЛАВНУЮ Наглядные пособия
На основе 116 оценок покупателей
- Назад
- Вперед
Виды учебных пособий
Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.
2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.
С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.
Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Выделяют следующие виды учебных пособий:
электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);
звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);
печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);
объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).
Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.
Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (59-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (1011-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.
Виды учебных пособийПравить
Согласно БСЭ учебные пособия — это книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, адаптированные печатные тексты по иностранным языкам, сборники задач и упражнений, методические руководства для самостоятельных практических занятий, тетради на печатной основе и другое
Для чего нужны учебные пособия?
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме»
В чем разница учебника и учебного пособия?
В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник , так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике . В отличие от учебника , может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения