Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура? pos gosuslugi

Классификация вопросов анкеты

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Рассмотрим
сначала три первые
формы вопросов:
закрытые,
полузакрытые
и открытые.

Закрытые
вопросы. В
анкете приводятся один или несколько
вариантов возможных ответов.

Для
ответа на закрытый вопрос респонденту
необходимо только или подчеркнуть
выбранный вариант ответа, или обвести
кружком соответствующий ему код. Давайте
рассмотрим один из возможных закрытых

вопросов.

“Что
нравится Вам в Вашей работе?

– Работа
дает возможность повышать квалификацию”.

С
одной стороны, такой вопрос можно считать
закрытым, так как перечислены ответы,
из которых надо выбрать соответствующий
истине. Но с другой стороны, в данном
случае нет полной уверенности в том,
что исследователь привел все возможные
варианты ответов на данный вопрос. Ведь
могут существовать и другие факторы,
благодаря которым опрашиваемому нравится
его работа. Может быть, предприятие
находится через дорогу от дома респондента,
а может, потому что очередь на жилье
небольшая и у него есть возможность в
течение года получить квартиру и т.д. А
так как такие варианты ответов не даны,
то респондент или не ответит на заданный
вопрос, или отметит другой, не такой
существенный для него вариант ответа.
В результате полученная информация не
будет соответствовать истине.

Если
максимально не предусмотрены возможные
варианты ответов, то закрытые вопросы
не выполняют своей функции, поэтому
лучше в данном случае употребить
полузакрытый вопрос.

Полузакрытые
вопросы. Дают
возможность респонденту уклониться от
выбора данных альтернатив, отмечая в
конце списка ответов такие варианты:
“Не помню”, “Не думал”, “Не
могу ответить” или ответить по-своему
в строке: “Что-то еще” или “Другие
ответы”, где для записи ответов
оставлено место, две или три строки.

“Какие
положительные изменения произошли в
этом году в Вашей жизни?


продвинулся по службе


увеличилась заработная плата


приобрел новых друзей


получил новую квартиру


никаких положительных изменений не
произошло

Открытые
вопросы.
Возможные варианты ответов не даются
респонденту, он должен самостоятельно
сформулировать и записать ответ.

“В
чем, по Вашему, состоит смысл жизни?

Открытые
вопросы в отличие от закрытых не содержат
подсказок и не “навязывают” какой-то
вариант ответа респонденту. Благодаря
этим вопросам опрашиваемые имеют
возможность выразить свое мнение во
всей полноте, со всеми подробностями,
поэтому открытые вопросы дают более
богатую по содержанию информацию, в
отличие от закрытых вопросов.

Выбор
формы вопроса.
Выбор формы вопроса зависит, во-первых,
от информации, которую исследователь
хочет получить, а во-вторых, от того
знает ли исследователь все возможные
варианты ответов на поставленный вопрос.

Так
как, отвечая на открытый вопрос, респондент
руководствуется только собственными
представлениями, то такой ответ будет
более индивидуализирован и будет
содержать более подробную и разнообразную
информацию о структуре представлений
респондента. Поэтому если главная задача
познавательная, т.е. необходимо получить
данные об особенностях словарного
запаса респондента, о структуре его
представлений по изучаемой проблеме и
т.д., необходимо использовать открытый
вопрос.

Если
главная задача вопроса – выявление
фактов и отношений, при этом перечень
всех возможных ответов заранее известен
и единообразен, то используют закрытый
вопрос.

При
выборе формы вопроса надо помнить также,
что если респонденту хорошо знакома
тема опроса, то он охотнее будет отвечать
на открытые вопросы. А если предмет
опроса для него мало знаком, сложен для
анализа, то либо он будет отвечать не
по существу, либо уклонится от ответа,
поэтому, применяя открытый вопрос, есть
риск совсем не получить содержательную
информацию или выяснить только, что
опрошенный не имеет сформировавшегося
мнения.

В
данной ситуации использование закрытой
формы вопроса помогает респонденту
сориентироваться в предмете разговора
и выбрать ответ из предложенного набора
возможных суждений или оценок. Набор
предлагаемых ответов принадлежит
исследователю, а это значит, что респондент
освобождается от самостоятельной работы
над возможными вариантами ответов.

Поэтому,
выбирая форму вопроса, необходимо
решить, какую информацию Вы хотите
получить, а также исчерпывают ли
предложенные Вами ответы все возможные
варианты. Хорошая анкета обычно состоит
из всех 3-х форм вопросов: закрытых,
открытых и полузакрытых. Закрытые и
открытые вопросы могут быть заданы в
прямой
или косвенной
форме.

Прямой
вопрос.
Он позволяет получить прямую информацию
от респондента, то есть когда вопрос и
ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы
обычно формулируются в личной форме:
“Нравится ли Вам ваша работа?”.

Теперь
рассмотрим классификацию вопросов в
зависимости от особенностей конструкции
вариантов ответа:
дихотомические
вопросы, поливариантные вопросы, шкальные
вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации.

Дихотомические
вопросы.
Это вопросы типа “да-нет”
и
альтернативные.
Ответы в этих вопросах носят
взаимоисключающий характер.

“Да-нет”.
Этот вопрос является самым простым и
известным. Используется в основном для
получения данных о фактах и действиях.
Это могут быть такие вопросы, как: “Есть
ли у Вас машина?”, “Подписываетесь
ли Вы на газеты?”.

Альтернативный
вопрос.
Предпочтительнее чем вопрос “да-нет”,
так как формулировка более уравновешена,
поэтому смещение ответов гораздо меньше,
чем в предыдущем виде закрытых вопросов.
Сумма ответов на альтернативный вопрос
равняется 100%. Например, после вопроса:
“Назовите Ваш разряд” указываются
разряды с 1-го по 6-й, а респонденту
остается только отметить, тот, который
он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы
носят взаимоисключающий характер.
Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд
маляра.

Поливариантные
вопросы. Это
вопросы типа “меню”, поэтому их
иногда называют вопросами-меню.
Дается набор вариантов ответов, из
которого респондент может выбрать
несколько, в этом главное отличие от
альтернативных вопросов. Вопрос-меню
содержит перечень фактов, предметов,
суждений.

Например:
“Какие газеты Вы выписываете?

Иногда
респонденту предлагается проранжировать
выбранные ответы, т.е. упорядочить их
по степени привлекательности и значимости
для него. Например: “Выберите из списка
наиболее привлекательные для Вас
профессии? (отметьте, пожалуйста, не
более трех)

Теоретически
респондент может указать одновременно
все перечисленные профессии. Поэтому
замечание “не более трех” позволяет
выделить из всего перечня наиболее
значимые и существенные для опрашиваемого
профессии.

Шкальные
вопрос.
Эти вопросы содержат шкалу измерения
признака вопроса. Это разновидность
альтернативного вопроса. При ответе
респонденту необходимо отметить
интенсивность какого-либо явления или
мнения.

Пример
вопроса, использующего самооценочную
шкалу.

“Довольны
ли Вы своей работой?


работой очень доволен


скорее доволен, чем недоволен


работа для меня безразлична


скорее недоволен, чем доволен


работой очень недоволен”.

Шкальный
вопрос может быть задан и в
виде строчной разверстки:
“Насколько важно для Вас, чтобы работа
была престижной? (отметьте на шкале
степень значимости)”.

Шкала
может быть и десятибалльной. При выборе
шкалы необходимо учитывать следующее:
она должна быть привычной для респондента
и удобной для полного выражения его
мнения.

Шкальный
вопрос может быть дан и в
табличной форме.
Тогда шкала измерений будет располагаться
или построчно, или столбцами. Благодаря
таким вопросам можно экономить место,
так как фактически в одном вопросе
задаются несколько.

“Из
каких источников и как часто вы узнаете
о текущих событиях в жизни страны и за
рубежом? (обведите, пожалуйста,
соответствующую цифру на каждой строчке)”

Таблицы
удобны для исследователя, но неудобны
для респондента. Надо стараться редко
прибегать к ним.

Вопросы-диалоги.
Это разновидность функциональных
вопросов. Вопросы-диалоги состоят из
противоположных высказываний воображаемых
лиц. Респондент должен согласиться с
одним из псевдособеседников. Хорошо в
данном случае использовать рисунки,
изображающие собеседников. Благодаря
такой форме диалога абстрактное
становится более наглядным.

Если
при составлении вопроса использовался
и рисунок, то это будет
вопрос-иллюстрация.
Такой вид вопроса позволяет лучше ввести
респондента в ситуацию вопроса.

Одному
из собеседников приписывается какое-то
определенное суждение или вопрос,
респонденту же предлагается выполнить
роль второго собеседника, которому надо
завершить начатое предложение или
ответить на заданный вопрос.

При
этом надо учитывать, что если опрашиваются
мужчины, то вопрос-иллюстрация должен
изображать мужчин, а если женщины, то
должны быть изображены женщины, т.е.
анкеты должны быть напечатаны в двух
вариантах: “мужском” и “женском”.

По
цели вопросы
бывают содержательные
и функциональные,
иногда их еще называют основными
и неосновными.

Содержательные
– направлены на раскрытие содержания
определенных явлений и их взаимосвязях.

Функциональные
– главная их функция – упорядочение
течения опроса. Функциональные вопросы,
в свою очередь, делятся на
функционально-психологические,
вопросы фильтры и контрольные вопросы.

Функционально-психологические
вопросы ставятся для снятия напряжения,
для перехода от одной темы к другой,
снятия нежелательных установок, чтобы
создать и поддержать интерес к анкете.
Служат не столько для сбора сведений,
сколько для обеспечения отношений между
социологом и респондентом.

– буферные
(с преамбулой) вопросы;

Контактные
вопросы. Эти
вопросы, как уже отмечалось выше, ставятся
в начале анкеты. После прочтения первого
или нескольких начальных вопросов, у
респондента складывается первое
впечатление о предстоящей работе. Очень
важно, чтобы это впечатление было
благоприятным, так как от этого зависит,
будет ли респондент дальше работать с
этой анкетой.

Читайте также:  Новые правила расчета пособия по безработице

Первый
вопрос обязательно должен быть контактным,
его цель установление контакта с
респондентом. К контактным вопросам
предъявляются следующие требования:

  • Контактные
    вопросы должны быть очень простыми.
    Это могут быть вопросы, выясняющие
    сведения событийного характера (стаж
    работы, район местожительства) или
    вопросы о занятиях в свободное время,
    привычках, на которые отвечают вполне
    откровенно. Иногда бывает целесообразным
    задать вопрос об интересе опрашиваемых
    к той или иной
    проблеме.
  • Контактный
    вопрос должен быть достаточно общим,
    чтобы на него мог ответить каждый
    респондент. Ответив на него, респондент
    обретает уверенность в своей компетентности
    и начинает уверенно отвечать на
    последующие вопросы, высказываясь
    полнее и развивая дальше свои мысли.

Часто
вопрос с преамбулой используется для
обоснования различных оценок и поведения,
несмотря на то осуждаются ли они в
настоящее время общественным мнением
или существующими социальными нормами
или нет. Преамбула дает понять, что в
реальной жизни имеют место любые
отношения и поведение человека, и этим
позволяет респонденту заранее оправдать
себя в своих глазах при любом ответе.

Например,
вопросы, цель которых получить знание
о каких-то фактах, часто воспринимаются
респондентами как оценивающие их,
поэтому, чтобы ослабить их оценочный
характер, лучше задавать такие вопросы
с преамбулой. “Одни люди считают, что
необходимо каждый день делать влажную
уборку в квартире и ежедневно это
проделывают, а другие не считают это
строго обязательным и делают это от
случая к случаю. А как Вы поступаете
чаще всего?”. Так сформулированная
преамбула дает респонденту понять, что
не все люди поступают всегда так, как
принято, и позволяет ему более откровенно
ответить на поставленный вопрос, не
боясь осуждения за то, что он не так
думает и поступает, как является
общепринятым в обществе.

Вопросы-иллюстрации.
Вопросы-иллюстрации
позволяют выполнить несколько
психологических функций: позволяют
переключить внимание опрашиваемых на
новую тему, поясняют содержание задаваемых
вопросов, а также за счет разнообразия
техники заполнения помогают снять
утомление.

Например,
задается вопрос: “Чем вы предпочитаете
заниматься в свободное время? (подчеркните,
пожалуйста, картинки на которых это
изображено)”. После вопроса дается
серия рисунков, на которых может быть
изображено: чтение газет или книг,
занятие спортом, просмотр телепередач
и т.п.

Такой
вопрос может быть дан в форме незаконченного
предложения. На рисунке изображаются,
например, две девушки, одна из которых
не закончила фразу. Под рисунком пишется:
“Здесь Вы видите двух беседующих
подруг. Одна из них не закончила фразу.
Как Вы думаете, что она ответила бы
подруге? Закончите за нее, пожалуйста,
предложение”.

Вопросы-фильтры.
Вопросы фильтры
используются, когда необходимо получить
данные, которые будут характеризовать
не всех респондентов, а только какую-то
их часть. В этом случае задается
вопрос-фильтр, который позволяет выделить
и опросить необходимую часть всей
совокупности опрашиваемых. Например,
пятый вопрос анкеты сформулирован так:

“Делаете
ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает,
тот сразу переходит к ответу на вопрос
N 10).

На
четыре последующих вопроса отвечают
только те респонденты, кто занимается
зарядкой. Это могут быть вопросы о
времени, затрачиваемом на зарядку, о
комплексе упражнений, их последовательности
и т.п. Лица, не делающие зарядку, отсеиваются
и автоматически переходят к следующему
блоку вопросов. Это облегчает респонденту
заполнение анкеты, а исследователь
освобождается от рассмотрения ненужной
информации.

Иногда
респонденты с удовольствием отвечают
на вопросы, выносят оценки и даже
высказывают мнение о вещах, не имея о
них ни малейшего представления.
Вопросы-фильтры как раз и отсеивают
таких “некомпетентных”,
“неинформированных”, “не имеющих”.

Контрольные
вопросы. Контрольные
вопросы направлены на проверку
достоверности данных, дают возможность
проверить устойчивость и непротиворечивость
ответов респондентов.

Вопрос-тест
используют обычно при определении
информированности. Например задается
вопрос:

“Знаете
ли Вы хорошо современную научно-фантастическую
литературу?

– читаю
от случая к случаю

– меня
эта литература не интересует”.

А
после этого вопроса дается перечень
нескольких (это может быть 10 или 20)
наиболее известных научно-фантастических
произведений и респонденту предлагается
выбрать автора из приведенного рядом
списка писателей.

Вопрос-ловушка
(трюковой вопрос)
– это разновидность теста. Он строится
так, что респонденту умышленно предлагается
ответить о несуществующем. Например,
просят оценить несуществующее произведение
несуществующего автора. Эти вопросы
широко используются при проверке
профессиональной компетентности. Также
они помогают определить, можно ли и
насколько доверять респонденту.

Недостаток
этих вопросов: во-первых, необходимо
делать дополнительную работу, а во-вторых,
происходит дезориентация респондента.
Если такие вопросы использовать часто,
то у опрашиваемого может создаться
впечатление, что с ним обращаются
нечестно.

В
качестве контрольного вопроса может
быть использован любой содержательный
вопрос близкий по смыслу с вопросом,
истинность ответа на который надо
проверить. Контрольные вопросы
формулируются таким образом, когда надо
проверить ответы на вопросы о внутреннем
состоянии респондента. Например, чтобы
определить степень общей удовлетворенности
работой, можно задать три таких вопроса:
“Устраивает ли Вас работа, которой
Вы занимаетесь?”, “Хотели бы Вы
перейти на другую работу?” и “Предположим,
что какое-то время Вы не работали,
вернулись бы Вы на свое старое место
работы?”. Два последних вопроса будут
выполнять функции контрольных по
отношению к первому вопросу и располагаются
в других местах анкеты. Контрольные
вопросы могут ставиться как перед, так
и после основного вопроса. После опроса
эти три вопроса анализируются все
вместе, чтобы иметь представление о
внутреннем состоянии респондента.

По
содержанию
принято различать вопросы
о фактах, вопросы о знаниях
и вопросы о
внутренних состояниях
(мнениях, отношениях, мотивах и т.д.).

Вопросы
о фактах. Главная
цель этих вопросов – сбор сведений о
фактах объективной действительности,
которые можно реально наблюдать и
измерять (свойства и признаки людей, их
поведение и т.п.). К этой группе относятся
и вопросы “паспортички”.

При
кажущейся простоте ответов на такие
вопросы они не всегда бывают истинны.
Если вопрос о возрасте, доходе, семейном
положении и т.п. будет восприниматься
респондентом как престижная характеристика,
то ответы на него не будут соответствовать
объективной действительности.
Общеизвестно, что для женщин молодой
возраст является более престижным, а
для пожилых – более преклонный, как
заслуживающий большего уважения.
Престижность семейного положения для
женщины, например, является причиной
того, что при переписи населения замужних
женщин оказывается больше женатых
мужчин.

Например:
“Интересуетесь ли Вы тем, как учатся
в школе Ваши дети?”. Многие из
респондентов при ответе на такой вопрос
даже сами себе затруднились бы признаться
в том, что не интересуются этим, а тем
более трудно признаться и ответить так
в анкете, понимая, что это будет
отрицательно характеризовать их в
глазах социолога. В результате этого
при ответе на данный вопрос оценка
информированности будет завышена.

Таким
образом, самооценка часто выявляет не
столько реальные знания опрашиваемого,
сколько отражает стремление сделать
вид, что он располагает этими знаниями.
Выявлена закономерность: если исследуемая
проблема тесно связана с общественными
идеалами, то самооценка информированности
обычно бывает существенно завышена, а
если получаемая информация нейтральна
по отношению к принятой системе ценностей
идеалов общества, то самооценка
приближается к фактической. Поэтому
многие исследователи считают, что
выявление информированности при помощи
самооценки не всегда верно отражает
реальные знания респондентов. Чтобы
проверить истинность ответов на эти
вопросы, применяют различные контрольные
вопросы (тесты, ловушки) и вопросы-фильтры.

Вопросы
о внутренних состояниях (мнениях,
отношениях и т.д.). Эти
вопросы помогают получить от респондентов
сведения об их мнениях, отношениях,
интересах, мотивах, стремлениях, а также
об оценках других людей и самих себя.
Эта группа вопросов является наиболее
трудной для респондентов, а достоверность
ответов на них самой низкой. Для того
чтобы проверить и уточнить ответы,
применяют контрольные вопросы,
вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и
используют преамбулы (об этом подробно
было написано выше).

Примеры прямых и косвенных вопросов

Вопрос в ходе маркетингового исследования– это некоторое высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей идентифицировать характеристики изучаемого предмета исследования.

Существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки (табл.3):

· по выполняемой функции;

· по форме формулировки вопроса;

· по форме предлагаемого ответа (по типу вопроса);

· по форме представления вопроса.

В зависимости от преследуемой исследователем цели вопросы также могут подразделяться на три группы:

1. Вопросы, характеризующие самого респондента («паспортичка»); это вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании, уровне доходов и т. д.

2. Результативные вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования.

3. Функциональные вопросы, управляющие процессом коммуникации с респондентом. Эта группа необходима для упорядочения процедуры опроса; сведения, полученные с их помощью, могут не обрабатываться для целей исследования, но могут быть использованы для уточнения методик проектирования анкет.

Читайте также:  Что такое учебные пособия нового поколения

В свою очередь, в ряду функциональных вопросов выделяют: функционально-психологические; вопросы-фильтры; контрольные вопросы; уточняющие вопросы.

Контактные вопросы помогают установить доверительные отношения с респондентом; как правило, такие вопросы уместны при проведении качественных опросов.

Буферные вопросы служат для разграничения отдельных тематических блоков и одновременно для нейтрализации влияния одних ответов на другие.

Вопросы, поддерживающие респондента,призваны укрепить мнение респондента о значимости его участия в проводимом исследовании.

Вопросы для снятия установок позволяют сгладить влияние предубеждений, могущих привести к искажению ответов респондента. Например, из соображений о престижности респондент может назвать более известную марку планируемого к покупке товара. Или респондент может расценить предлагаемые варианты ответа как социально неприемлемые в глазах общественности.

Провоцирующие вопросы стимулируют спонтанные, иногда очень ценные для исследователя, ответы.

Другие виды функциональных вопросов также служат управлению процессом коммуникации с респондентом. Зачастую вопрос адресуется не всей аудитории, а лишь ее части; в этом случае применимы вопросы-фильтры. Вопросы-фильтры призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории, например к пользователям определенного товара.

Контрольные вопросы (так называемый детектор) оценивают как искренность и серьезность респондента, так и добросовестность интервьюера. В арсенале этой группы–дублирующие вопросы, противоречивые позиции, вопросы с заранее известными ответами.

Уточняющие вопросы (востребованы в свободных формах опроса) позволяют вернуться к ранее обсуждавшейся теме для выяснения каких-либо нюансов.

Широко распространено выделение и использование прямых и косвенных вопросов.

Прямые и косвенные вопросы:

Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента (например, «Что Вы думаете о . »). Если же тематика вопроса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвенной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекомендуется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о. »; некоторые участники, скорее всего, ответят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъекта), который, возможно, широко известен.

Примеры прямых и косвенных вопросов

Не менее популярными являются открытые и закрытые вопросы.

Открытые и закрытые вопросы:

Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения.

Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.

Открытаяформа вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев:

• при отсутствии информации о возможных вариантах ответов;

• при наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например эксперты, специалисты);

• при необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа.

Примером вопросов подобного типа может быть: «Какой напиток Вы предпочитаете?» Чаще всего можно получить честный ответ, хотя и несколько неопределенный. Например, покупатель может сказать: «Безалкогольные напитки» (в то время как ожидалось, что будут названы более конкретные виды напитков). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно.

Для достижения цели опроса открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан в форме «без подсказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. Например, спрашивается: «Когда Вы испытываете жажду, какие напитки Вы предпочитаете?» Если опрашиваемый затрудняется с ответом, интервьюер может подсказать: «Фруктовые соки? Пиво?» В этом случае интервьюер начинает давать ответы вместо респондента. Таким образом, ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же «верным», как ответ без подсказки.

Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. В то же время, если у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов, и закрытая форма облегчила бы обработку ответов респондентов, то можно использовать полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов ответов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».

Форма вопросов зависит от характера собираемых данных, формы опроса и методов анализа. Масштабные количественные опросы сопровождаются использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении качественных опросов обычно применяются большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную.

На практике используются следующие виды закрытых вопросов:

1. Дихотомический или простой альтернативный вопрос, содержащий два исключающих друг друга ответа (да, нет). Например, на вопрос «Покупаете ли Вы кофе в зернах?» возможны только два ответа «да» или «нет».

4. Ранжирующие вопросы, когда респондента просят упорядочить перечисленные варианты ответов на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например: «Расставьте в порядке убывания важности для Вас следующие характеристики товара: цвет, габариты, материал, цена, удобство пользования».

5. Смысловые вопросы (многомерные шкалы), например семантический дифференциал.

Наиболее популярными на практике являются следующие виды открытых вопросов:

1. Простой (свободный) вопрос типа: «Что Вы думаете о. » Респондент отвечает в произвольной форме.

2. Словесная ассоциация. Респондент перечисляет слова, «всплывающие» в памяти при указанном слове.

3. Завершение предложения. Респонденту предлагается закончить предложение по собственному усмотрению.

4. Завершение рассказа.

5. Завершение рисунка (по типу комиксов), который надо дополнить высказываниями героев.

6. Тематический апперцепционный тест («перцепция»-восприятие); в этом виде вопросов предлагается придумать рассказ о том, что происходит на картинке и как далее будут развиваться события.

Большое значение имеет для составления анкет то, в какой форме представлены вопросы. В зависимости от формы составления вопросов выделяют: текстовые вопросы; графические шкалы; табличные вопросы; анимационные вопросы; мнемонические шкалы.

Текстовые вопросы представляет самый простой вариант в виде строчного текста.

Графические шкалы выглядят как луч с нанесенными вариантами ответов. Графическое изображение может быть одномерным (рис. 5), когда для представления вариантов ответов используется одна ось, или многомерным. Наиболее известным примером многомерной графической шкалы является карта-схема восприятия марок респондентами, которую зачастую называют шкалой восприятия (рис. 6). При построении многомерной шкалы первоначально выделяются характеристики, по которым респонденты оценивают объекты (марки), затем разрабатываются шкалы для получения непосредственной оценки объектов по выделенным характеристикам.

Рис. 5.Графическая шкала

Рис. 6.Карта-схема восприятия

Анимационные вопросысодержат рисунки, чаще всего в виде комиксов, чтобы передать суть вопроса. Анимационные вопросы выступают инструментом проекционных методов сбора информации, когда рисунок в косвенной форме позволяет выявить реальные мотивы поведения респондента.

Способы и виды

Анкетирование проводится в письменном виде, при этом анкетер может присутствовать или нет, но в отличие от интервьюирования, общение с анкетером сводится к минимуму. Отличительной чертой анкетирования является анонимность опрашиваемых.

Анкета может быть как индивидуальной, для одного опрашиваемого, так и групповой, чтобы опросить единовременно большую массу людей.

Рис. 1. Факторы анкетирования

По способу проведения опроса анкета может проводиться:

  • Очно. Анкету выдают респонденту в письменном виде и дожидаются ее непосредственного заполнения и сдачи. Только при таком варианте опроса можно быть уверенным, что анкета будет возвращена, а ответы получены.
  • Заочно. К заочному виду относят опросы по почте, по интернету, через газету или журнал.

Важно! Основное преимущество анкетирования заключается в том, что можно получить в короткие сроки и с минимальными затратами всю необходимую информацию, за счет возможности опроса большого количества людей.

Несмотря на множество плюсов данного метода опроса, есть в нем и некоторые минусы, такие как:

  • невозможность менять формулировку и последовательность вопросов, в зависимости от ответов;
  • недостоверность и скудность получаемой информации.

Поэтому, помимо анкетирования, также рекомендуется применять и другие виды опроса.

Анкеты с прямыми вопросами

Анкетирование – это метод сбора информации при помощи письменного опроса определенных общественных масс. Оно служит для того, чтобы собрать какую-либо информацию и на ее основании сделать определенные выводы и прогнозы на будущее.

Анкета должна иметь определенную структуру и состоять из трех частей:

  • вводной
  • основной
  • заключительной (“паспортички”)

Вводная часть

Здесь обычно указываются сведения о сборщике информации, о причинах и целях опроса и некоторые пояснения по содержательной части анкеты.

В самом начале должно быть прописано название анкеты, которое отражает тему опроса. За этим следует дата и место выпуска анкеты, название организации, составившей ее.

Основная часть

Это часть, содержащая сами вопросы и варианты ответов на них. Вопросы должны быть структурно-организованными, иметь определенную последовательность и обязательную связь с темой.

Для получения максимально честных ответов, вопросы должны быть составлены правильно, иметь четкую формулировку и очередность.

Также следует учитывать, чтобы в опроснике было такое количество вопросов, чтобы участник потратил на них не более 40 минут, иначе ответы могут быть неточными, в связи с переутомлением и потерей интереса респондента к анкете.

Важно! Опрос составляется с учетом возраста, образования и уровня культуры опрашиваемого и должен начинаться с легких вопросов и заканчиваться такими же, а в середине должны стоять наиболее сложные вопросы.

Читайте также:  ПУШКИНСКАЯ КАРТА ЕСИА

Рис. 2. Структура анкеты

Заключительная часть

“Паспортичка” обычно находится в конце опроса и служит для сбора социально-демографической информации о респонденте, такой как пол, возраст, деятельность, национальность и др. Это нужно для того, чтобы создать полную и точную социальную картину, сопоставив ответы из основной части с личностью участника опроса. В заключительной части также обычно присутствует благодарность за участие в опросе.

Важно! Изначально анкетирование применялось только в научных целях, сейчас же такой метод опроса активно используется маркетологами, педагогами, работодателями, общественными организациями и т.д.

Виды анкетирования

Виды вопросов в анкете бывают нескольких типов и отличаются по содержанию:

Сбор информации о личности опрашиваемого. Сюда входят вопросы о поле, возрасте, семейном положении и бюджете, образовании, роде занятий, профессии и увлечениях. Вопросы, касающиеся конкретных мнений, взглядов, планов, оценок и ожиданий респондента по поводу заданной темы. Любое мнение носит субъективный характер, так как имеет личностное оценочное суждение. Факты, относительно реальных действий, поступков и результатов деятельности участника опроса.

Форма ответов в анкете может быть трех видов:

Благодаря открытым ответам, можно получить более полную информацию по интересующему вопросу, но при этом повышается сложность обработки и анализа ответов.

Варианты ответов в закрытой форме могут быть следующими:

Рис. 3. Виды анкетирования

По цели исследования вопросы делятся на 3 вида:

Основные. Чтобы собрать всю необходимую информацию с учетом основной задачи исследователя. Контрольные. Для проверки искренности респондента и честности его ответов. В контрольных вопросах часто используются уже заданные вопросы, но в иной формулировке, чтобы выявить последовательность и непротиворечивость ответов. Фильтрующие. Служат для того, чтобы выявить некоторые данные о респонденте, например, насколько он компетентен в определенной теме. Исходя из ответов, можно разделить группу опрашиваемых на несколько частей, и выделить, к примеру, ту, которой можно задавать дальнейшие вопросы, касающиеся этой темы.

Также формулировка вопроса может быть выражена по-разному, в зависимости от целей конкретного исследования:

Прямо. Прямой вопрос, предполагающий прямой ответ. Но стоит учитывать, что многие не готовы отвечать честно на слишком личные или откровенные вопросы. Косвенно. Замаскированный вопрос, позволяющий респонденту думать, что он не рассказывает что-то личное, а просто выражает мнение по определенному вопросу.

Важно! Несмотря на то, что при анкетировании исследователь не общается с респондентом, первый оказывает сильное психологическое давление на второго, применяя различные психологические приемы влияния.

Анкетирование – это важная часть социологических исследований для выявления мнений, интересов, положения, ценностей различных слоев общества. Поэтому так важно, чтобы анкетер при разработке анкеты соблюдал все правила конструирования и руководствовался требованиями, повышающими ее обоснованность и надежность.

Метод анкетирования

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

Что такое прямой опрос, для чего он нужен, как он выглядит? Как создается анкета и какова ее структура?

Рисунок 1 – Классификация вопросов

Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

К примеру, вопрос «Лишались ли вы работы в течение последних пяти лет?» будет относиться к первой категории, в то время как вопрос «Какую бы оценку вы поставили результатам собрания акционеров компании?» относится ко второй.

В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки.

Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

К примеру, если основной вопрос «Насколько вы удовлетворены работой?», то в качестве контрольного будет вопрос вроде «Хотите ли вы поменять место работы?».

Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе».

Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

Вопросы-ловушки используют для того, чтобы выявить искренность и добросовестность респондента. Они являются своеобразными «детекторами лжи».

К примеру, при прохождении личностного теса Г. Айзенка, респондент должен ответить на вопросы вроде «Бывали ли у вас мысли, которые вам хотелось бы скрыть», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?». Если респондент методично дает отрицательный ответ на все вопросы, то его искренность можно поставить под сомнение.

По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1).

Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

При разработке закрытых вопросов необходимо соблюдать некоторые правила. Например, количество имеющихся вариантов ответов должно исчерпывать объем вопроса. Также важно сбалансировать шкалу отрицательных и положительных вариантов ответов, чтобы предотвратить смещение в одну из сторон.

Выделяют три вида закрытых вопросов:

  • вопросы с ответом типа «да/нет»;
  • альтернативные вопросы, в которых надо выбрать один ответ из списка предложенных;
  • вопросы-меню, при ответе на которые респондент выбирает несколько ответов одновременно.

Самое главное достоинство открытых вопросов в том, что ответы на них нерегламентированные. Открытые вопросы принято использовать, если все варианты ответов невозможно предусмотреть. В ответах на открытые вопросы часто встречаются внезапные и неожиданные суждения.

Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

  • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
  • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
  • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
  • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

На практике видно, что количество отказов отвечать на открытые вопросы может достигать около 70%, что значительно искажает выборку. Более того, респонденты часто могут быть недостаточно добросовестны при ответе на открытый вопрос и отвечают первое, что приходит им в голову, не обращая внимание на сущность вопроса. Поэтому при обработке можно встретить большое количество непродуманных и случайных ответов, от которых напрямую зависит качество полученной информации.

Главное достоинство закрытых вопросов в том, что их интерпретация строга и однозначна, а также их легко и быстро обрабатывать. Именно поэтому в большинстве анкет исследователи предпочитают использовать закрытые вопросы. Несмотря на это у них также есть свои недостатки. К примеру, возможны случаи, когда ни один из предложенных исследователем ответов не соответствует мнению респондента. Данная ситуация вынуждает респондента выбрать один из вариантов и, как результат, исследователь получает некорректную информацию, которая неадекватна истинному мнению респондента и реальному положению вещей.

Вышеизложенное говорит о том, что нельзя говорить, что закрытые вопросы лучше, чем открытые и наоборот. Каждый из представленных видов вопросов имеет свои достоинства и недостатки, а также свою собственную сферу применения. Вопросы, которые предполагают ответы «да/нет» нет смысла делать открытыми, однако, есть и такие вопросы, которые невозможно «закрыть». К примеру, «Какие книги вы читаете».

У социологов широко распространены и приобрели большую популярность полузакрытые вопросы, в которых после перечня вариантов ответов следует открытый вариант, который дает респонденту возможность ответить «Другое» или «Напишите свой вариант ответа». Такие вопросы позволяют исследователю расширить набор вариантов ответов, а респонденту – ответить так, как он считает нужным.

В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

Оцените статью